ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБОЙ
Л.В. ЛОГИНОВ, Владимирский государственный университет
Аннотация
В статье освещаются результаты исследования нравственно-волевого самовоспитания подростков 13-14 лет, занимающихся греко-римской борьбой.
Создана экспериментальная программа, позволяющая повысить эффективность процесса
воспитания.
Abstract
In this paper the results of research on is moral-strong-willed to self-education of the teenagers 13-14 years engaged in the Greco-Roman wrestling are covered.
The experimental program allowing to increase efficiency of education process is created.
Ключевые слова: подростковый возраст, самовоспитание, греко-римская борьба.
Греко-римская борьба является одним из древнейших и популярнейших видов спорта, имеющих многовековую историю. В России этим видом спорта занимаются младшие школьники, подростки, юноши и взрослые [1, 2, 18, 20]. Греко-римская борьба предъявляет высокие требования не только к проявлению важных физических качеств (максимальной силы, силовой выносливости, гибкости, ловкости), но и к проявлению высокого уровня нравственно-волевых качеств (ответственности, самостоятельности, настойчивости, смелости и др.) [3, 4, 5]. От проявления физических и нравственно-волевых качеств зависит результативность соревновательных действий, проявляемых юными борцами подросткового возраста [3, 8, 10].
Целью исследования является поиск эффективных путей нравственно-волевого самовоспитания подростков 13-14 лет как необходимого условия подготовки к высоким спортивным результатам.
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки и педагогические возможности самовоспитания подрост-ков-спортсменов в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
2. Изучить педагогические технологии физического и нравственно-волевого самовоспитания подростков при занятиях различными видами спорта.
3. Проверить эффективность экспериментальной программы по физическому и нравственно-волевому самовоспитанию подростков на примере занятий греко-римской борьбой в процессе спортивных тренировок, в период спортивных соревнований и в условиях спортивного лагеря.
Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Изучение литературных источников:
• Изучение проблемы самовоспитания в спортивной педагогике, психологии и теории и методики физического воспитания.
• Исследование проблемы физического и нравственно-волевого самовоспитания в литературе по спортивным единоборствам.
• Изучение психодиагностических методик выявления личностных особенностей подростков.
• Изучение средств и методов физического и нравственно-волевого самовоспитания применительно к греко-римской борьбе.
2. Анализ передового и массового опыта работы по самовоспитанию подростков в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности во Владимирской области:
• Изучалась документация планирования и учета воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в течение учебного года, в летний период -в спортивно-оздоровительных лагерях, при этом особое внимание было сосредоточено на планах и отчетах о воспитательной работе и руководству процессом самовоспитания подростков-спортсменов.
3. Устное и письменное интервьюирование педагогов и подростков по вопросам самовоспитания физических и нравственно-волевых качеств:
• Устное интервьюирование проводилось в форме групповых и индивидуальных бесед с тренерами и подростками.
• Материалы бесед дополнялись анкетированием тренеров и подростков во время тренировок и соревнований различного масштаба и в спортивно-оздоровительном лагере.
4. Педагогические наблюдения за действиями тренеров и подростков во время учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований, в период пребывания в спортивном лагере:
• Владение тренерами методами воспитания и руководства самовоспитанием подростков, занимающихся различными видами спорта.
• Применение подростками методов и методических приемов самовоспитания в процессе спортивных
шшш
тренировок, соревнований и в спортивно-оздоровительном лагере.
• Условия и факторы, влияющие на физическое и нравственно-волевое самовоспитание подростков-спортсменов.
5. Диагностические методики:
• Определялись ценностные ориентации и мотивация подростков к занятиям спортом.
• Трудности в работе тренеров по осуществлению процесса самовоспитания подростков.
• Трудности, испытываемые подростками по самовоспитанию своих физических и нравственно-волевых качеств.
• Физическая и психоэмоциональная готовность подростка к самовоспитанию.
• Уровень тревожности подростков перед спортивными соревнованиями.
• Уровень воспитанности подростков, в том числе склонность к вредным привычкам.
• Стили педагогического общения тренеров с подростками, способствующие процессу самовоспитания.
• Выявление критериев оценки по показателям:
а) физической подготовленности;
б) познания самого себя;
в) проявления нравственно-волевых качеств;
г) спортивного результата.
6. Педагогический эксперимент:
• Предварительный эксперимент (1 год).
• Основной педагогический эксперимент (2 года).
7. Методы математической статистики.
Основные результаты исследования
Исследование литературных источников и специальных исследований позволяет утверждать, что исследованию проблемы нравственно-волевого самовоспитания в отечественной педагогической науке всегда уде-
лялось серьезное внимание. Однако эти исследования в основном касались общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений. Педагоги, работающие в учреждениях дополнительного образования и осуществляющие работу по самовоспитанию, до недавнего времени оставались без внимания исследователей.
Педагогика и психология воспитания и самовоспитания (в отдельных случаях речь идет и о перевоспитании) раскрывает как внешние воздействия на воспитанников со стороны воспитателей (родителей, педагогов), так и внутренние механизмы усвоения необходимых норм поведения, происходящие во время этих воздействий (мотивы, интересы, потребности, идеалы, стимулы и т.д.).
Традиционный подход к теории и методике воспитательной работы со школьниками предполагает концепцию, при которой отдельно раскрывается методика формирования мировоззрения или умственное воспитание, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, экономическое, религиозное и другие направления воспитания и самовоспитания.
В настоящее время поднимаются все чаще проблемы взаимосвязи воспитания и самовоспитания нравственности и воли.
Специфика спортивных единоборств, в частности греко-римской борьбы, требует учета эмоциональных переживаний по случаю спортивных побед и поражений. Нравственно-волевое самовоспитание является неотъемлемым элементом учебно-тренировочного и воспитательного процесса. В нашем исследовании сделан акцент на три группы показателей: 1) познание самого себя; 2) нравственно-волевые и физические качества; 3) спортивные результаты.
В ходе исследования выявились специфические трудности, которые испытывают подростки 13-14 лет в своем физическом и нравственно-волевом самовоспитании (п = 560 человек).
Таблица 1
Трудности в физическом и нравственно-волевом самовоспитании подростков на основе массового исследования в детско-юношеских спортивных школах Владимирской области (п = 560)
Наименование трудностей % подростков, указавших на различные трудности и помехи
В процессе тренировок:
1. Боязнь падения 112 (20%)
2. Боязнь болевых ощущений 82 (14,6%)
3. Боязнь насмешки со стороны товарищей 326 (58,2%)
4. Боязнь при изучение новых элементов техники 292 (52,1%)
избранного вида спорта
Во внетренировочное время:
1. Трудности соблюдения спортивного режима (питания, сна, отдыха) 428 (76,4%)
2. Недобросовестное выполнение домашних заданий тренера 216 (38,6%)
по развитию физических качеств и отработке технических действий
3. Трудности систематического ведения дневников самоконтроля 394 (70,4%)
трудности в преодолении вредных привычек 256 (45,7%)
Наименование трудностей % подростков, указавших
на различные трудности и помехи
В предсоревновательный и соревновательный периоды:
1. Трудности в подготовки к соревнованиям на выезде 182 (32,5%)
2. Нарушение полноценного отдыха и с этим самочувствия 480 (85,7%)
3. Масштаб соревнований 324 (57,9%)
4. Трудности, связанные с местом проведения соревнований (переезд, климатический и временной пояс, оторванность от привычных условий места жительства) 510 (91,1%)
Условия спортивных состязаний:
1. Спортивная классификация, титулы и звания спортивных противников 498 (88,9%)
2. Зрители и болельщики 516 (92,1%)
3. Наличие сбивающих факторов (выкрики, подсказки, одобрения, отрицательные и положительные реакции зрителей и болельщиков) 384 (68,6%)
4. Секундирование тренеров, товарищей по команде 402 (71,8%)
5. Предварительная информация о спортивных соперниках 268 (47,9%)
6. Самооценка своей готовности к соревнованиям 322 (57,5%)
7. Предварительная отработка тактических вариантов спортивного состязания 408 (72,9%)
8. Самообладание во время неудачного хода спортивного состязания (собраться, объективно оценить ситуацию, найти нужное решение) 554 (98,9%)
9. Достойно и благородно вести себя в случае победы или поражения 112 (20%)
10. Мобилизация боевой готовности к следующим поединкам независимо от исхода результатов соревнований 476 (85%)
В условиях учебно-тренировочных сборов
и спортивно-оздоровительного лагеря:
1. Трудности, связанные с проживанием в одной комнате (симпатии и антипатии) 460 (82,1%)
2. Трудности, связанные с избирательным отношением к различным видам труда (элементарному, общественно-полезному, тренировочному и др.) 306 (54,6%)
3. Выполнение установленных правил поведения (режим, обязанности дежурного, выполнение постоянных и временных поручений) 502 (89,6%)
4. Трудности в общении с представителями одной весовой категории, соперниками и партнерами для участия в спортивных соревнованиях от одной команды 312 (55,7%)
5. Трудности, связанные с отсутствием своего тренера (самостоятельное выполнение установок тренера на время учебнотренировочных сборов) 456 (81,4%)
6. Трудности, связанные с отдыхом и восстановлением после 2-3-разовых спортивных тренировок 288 (51,4%)
7. Учет индивидуальных особенностей организма и уровень спортивного мастерства 424 (75,7%)
В результате двухгодичного педагогического эксперимента, проводимого в процессе учебнотренировочных занятий, в условиях спортивно-оздоровительного лагеря и при проведении спортивных соревнований различного масштаба значительно
повысились показатели проявления физических и нравственно-волевых качеств, спортивных результатов и общей воспитанности подростков экспериментальных групп (п = 24 человека).
шшт
Таблица 2
Динамика изменений физической, нравственно-волевой воспитанности и спортивных результатов подростков
в ходе педагогического эксперимента
Волевые качества Средние данные Достоверность различий
до эксперимента после эксперимента t P
Ответственность 5,40 7,00 - 4,88 <0,001
Самостоятельность 5,03 6,95 - 6,70 <0,001
Настойчивость 4,90 6,85 - 7,56 <0,001
Смелость 5,30 6,75 - 4,74 <0,001
Физическая подготовка 4,93 6,80 - 5,28 <0,001
Владение методами самовоспитания 4,93 6,85 - 8,36 <0,001
Спортивные результаты 5,43 7,0 - 5,19 <0,001
Организованность 5,75 6,75 - 3,49 <0,001
Дисциплинированность 6,00 7,00 - 4,21 <0,001
Исполнительность 6,50 6,75 - 1,11 незнач.
Заключение
Анализ изучения литературных источников убедительно доказывает важность и необходимость нравственно-волевого самовоспитания подростков как приоритетного для физического развития, технической и тактической подготовки и высокого спортивного результата.
В работе с подростками 13-14 лет, занимающимися греко-римской борьбой, важно учитывать трудности, которые они испытывают в своем физическом и нравственно-волевом самовоспитании.
Для повышения эффективности физического и нравственно-волевого самовоспитания необходим комплекс педагогических технологий, в котором имеют место педагогическое просвещение юных спортсменов в различных формах (беседы, лекции, диспуты), игры, особенно в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, освоение и совершенствование методов самовоспитания применительно к спортивным тренировкам и соревнованиям.
Литература
1. Аралбаев А.С. Начальное обучение борцов с учетом смысловой структуры противоборства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 1991. - 18 с.
2. Бабаков А.И., Магомедов Н.М. Самовоспитание юных спортсменов. - Владимир, 1996. - 75 с.
3. Бабаков А.И., Логинов Л.В., Шувалов А.И. Самовоспитание школьников в процессе занятий спортивными единоборствами; Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2003. - 128 с.
4. Бабаков А.И., Логинов Л.В., Шувалов А.И. Педагогическая техника в детском спорте // Спорт для всех. - 2000. - № 4. - С. 23-24.
5. Бабаков А.И., Логинов Л.В. Роль физической культуры, спорта и туризма в сохранении и обогащении национальных традиций в воспитании и образовании детей и молодежи // Российские и американские университеты на пороге III тысячелетия. -Владимир, 2001. - С. 117-119.
6. Баймеев Г.Б. Индивидуализация подготовки квалифицированных борцов с учетом данных самоконт-
роля: Дис. ... канд. пед. наук / РГАФК. - М., 1997. -147 с.
7. Бурякин Ф.Г. Педагогический контроль силы и выносливости отдельных групп мышц борцов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. - М., 1986. - 25 с.
8. Дикунов А. М., Бурачук М.Ю. Самовоспитание спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 4. - С. 20.
9. Донцов И.А. Самовоспитание личности. - М., 1984. - 285 с.
10. Елканов С.Б. Воспитание и самовоспитание ответственности у подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1971. - 12 с.
11. Зобков В.А. Мотивация и самооценка подростка как факторы готовности к соревновательной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1982. - 20 с.
12. Игуменов В.М. Исследование влияния предстартового эмоционального возбуждения борцов высокой
щс
квалификации на результаты из выступлений в ответственных соревнованиях: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1971. - 27 с.
13. Исаев А.А. Теоретические основы развития целостной системы воспитания в массовом детско-юношеском спорте: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999. - 78 с.
14. Карелин А.А. Методика обучения контратакующим действиям от бросков прогибом: Дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1995. - 195 с.
15. Карелин А.А. Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов: Дис. . д-ра пед. наук. - СПб., 2003 - 406 с.
16. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Педагогика, 1991. - С. 10-20, 21-29, 29-45, 45-54, 55-73, 139-143.
17. Михеев А.И. Система воспитательной работы со спортсменами: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1996. -460 с.
18. Пилоян Р.А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств: Дис. . д-ра пед. наук. - М., 1985. - 267 с.
19. Селевко Г. Руководство по организации самовоспитания школьников / Г. Селевко. - М., 2000. -135 с.
20. Соловых М.В. Самовоспитание подростков в процессе спортивной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1989. - 23 с.
21. Станков А.Г., Климин В.П., Письменский И.А. Индивидуализация подготовки борцов. - М.: Физическая культура и спорт, 1984. - 240 с.
22. Филин В.П., Бабаков А.И., Кочнев А.П., Никифоров Э.А. Исследование проблем воспитания и самовоспитания юных борцов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. -№ 3-4. - С. 2-6.
23. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1985. -160 с.
24. Юдина З.Д. Спортивный юношеский коллектив и его воспитательные возможности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1984. - 24 с.
шшт