УДК 79637 Э. С. КУЛЬМАМЕТЬЕВА
Н. С. НИЯСОВА Г. Д. БАБУШКИН
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
АКТИВИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ__________________________
Рассматривается сущность физического самовоспитания школьников. Приводятся результаты исследования состояния физического самовоспитания школьников, свидетельствующие о его недостаточном проявлении.
Ключевые слова: физическое самовоспитание, школьники, активизация.
Актуальность. Физическое самовоспитание, как целенаправленный процесс сознательной работы человека над собой, составляющий совокупность приёмов и видов деятельности, направленных на улучшение состояния здоровья, физического развития и подготовленности, организации здорового образа жизни, рассматривалось в ряде работ [1—8]. Несмотря на фундаментальность проведенных научных исследований, в системе школьной физической культуры малоизученной является проблема активизации физического самовоспитания школьников-подрост-ков. Об этом свидетельствуют следующие факты: около 82 % подростков желают работать над собой, но при этом 76 % из них бездействует. В этой связи следует продолжить эмпирические исследования, ориентированные на изучение интеллектуальной активности младших подростков, обеспечивающей осознанную и целенаправленную работу над собой в процессе занятий физической культурой.
В сфере физической культуры и спорта накоплен опыт физического самовоспитания школьников, занимающихся различными видами спорта; изучены факторы, стимулирующие подростков к работе над собой; выявлены механизмы и функции физического самовоспитания [1, 4, 6, 9]. Вместе с тем отсутствуют научные знания о педагогических условиях, способствующих активизации физического самовоспитания в процессе занятий физической культурой. Поэтому наблюдается снижение интереса к занятиям физической культурой и физической подготовленности школьников.
Научная проблема заключается в необходимости получения новых знаний об активизации физического самовоспитания школьников в процессе занятий физической культурой, построенной на основе реализации принципов и методов самовоспитания личности и актуализации её интеллектуальной активности.
Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности активизации физического самовоспитания школьников 11 — 13 лет при реализации программы на занятиях физической культурой.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработка и внедрение в учебный процесс программы активизации физического самовоспитания школьников 11 — 13 лет, предусматривающей создание
педагогических условий в процессе занятий физической культурой, включающих: организацию самоанализа индивидуальных особенностей в освоении двигательных действий; формирование навыков планирования при развитии физических качеств; содействие самостимулированию при формировании двигательных умений и навыков изучаемых видов спорта, помощь в применении самоконтроля при развитии физических качеств будут способствовать приобщению школьников к физическому самовоспитанию, что окажет положительное влияние на формирование интереса к занятиям физической культурой, проявление двигательной активности и физической подготовленности подростков.
Задачи исследования: 1. Изучить состояние физического самовоспитания подростков в общеобразовательной школе. 2. Определить педагогические условия активизации физического самовоспитания школьников 11 — 13 лет. 3. Разработать и экспериментально обосновать программу активизации физического самовоспитания школьников 11 — 13 лет.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический анализ дневниковых записей школьников, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Для изучения физического самовоспитания нами была разработана анкета, позволяющая выявить уровень физического самовоспитания в целом и его структурных компонентов.
Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2006 по 2011 год. Предварительный эксперимент был проведен на базах муниципальных общеобразовательных учреждений города Омска №№ 2, 30, 34, 143, 147. В нём приняли участие
686 школьников 11 — 13 лет, из них 345 девочек и 341 мальчик; 127 учителей физической культуры, 14 классных руководителей, 10 психологов и 239 родителей.
Результаты исследования. Для выявления состояния физического самовоспитания школьников было опрошено 127 учителей физической культуры г. Омска. Их педагогический стаж, в среднем, составил 17 лет. Среди опрошенных специалистов 66 человек с высшей категорией, 45 специалистов имеют первую категорию и 16 учителей со второй категорией.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013
Состояние физического самовоспитания школьников 11-13 лет
Контингент Возраст, кол-во Уровни физического самовоспитания, %
мотивированный стимулируемый ситуативный
Девочки 11 лет, 113 чел. 1,8 12,3 85,8
12 лет, 112 чел. 0,9 9,8 89,3
13 лет, 120 чел. 1,6 11,7 86,7
Р11-13 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Мальчики 11 лет, 108 чел. 0,9 9,2 89,9
12 лет, 119 чел. 1,7 11,8 86,5
13 лет, 114 чел. 1,8 13,1 85,1
Р11-13 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Таблица 2
Сформированное^ структурных компонентов физического самовоспитания школьников 11 лет, баллы
Девочки Мальчики Р Д и М ЭГ Р Д и М КГ
ЭГ п= 119 КГ п = 107 РЭГ-КГ ЭГ п=111 КГ п = 105 РЭГ-КГ
Идеализация
14,2±4,1 14,3±4,4 > 0,05 13,7±3,6 14,0±4,3 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Самопознание, баллы
14,7±3,5 15,0±4,1 > 0,05 14,3 ±3,1 13,4±4,5 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Мотивы самовоспитания
13,8 ±3,3 14,3±4,6 > 0,05 15,3±4,5 14,9±3,9 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Самообязательство
12,8±4,1 13,3±4,5 > 0,05 12,7±4,6 10,8 ±4,8 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Саморегуляция
15,3±4,3 14,8 ±4,2 > 0,05 14,6±3,7 13,9±4,4 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Самоконтроль
16,2±4,2 16,3±4,6 > 0,05 17,0±4,3 16,2±3,6 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Общий показатель
86,7±11,9 87,8±12,4 > 0,05 86,7±13,4 85,3±14,6 > 0,05 > 0,05 > 0,05
Данные опроса показали, что учителя не имеют единого представления о физическом самовоспитании, педагогическое руководство осуществляется ими эпизодически и большой арсенал средств самовоспитания не используется в полной мере; среди основных причин — недостаток учебного времени в урочном планировании и отсутствие научно-методических разработок. Респонденты считают, что школьники должны заниматься физическим самовоспитанием под руководством учителя, из них 78,3 % специалистов отметили, что необходимо руководить процессом физического самовоспитания школьников в урочное и внеурочное время; 21,7 % опрашиваемых полагают, что в организации физического самовоспитания важно оказывать индивидуальную помощь по просьбе ученика. По мнению 38,1 % учителей, они «регулярно» предоставляют школьникам знания о физическом самовоспитании, 61,9 % — «иногда». Учителя физической культуры на уроках используют самоанализ и самоконтроль — 87 %; самоубеждение, самоинструктирование, самообод-рение, самокоррекцию — 8,9 %; самоосуждение, самообязательство, самонапоминание, самопринуж-дение — 3,4 %; самокритику, самоприказ — 0,7 %. Основные формы педагогического руководства фи-
зического самовоспитания подростков в школе: индивидуальные советы по физическому развитию личности — 67 %; специальные беседы о физическом самовоспитании — 13 %; обсуждение вопросов о средствах и методах самовоспитания — 18 % и групповые и индивидуальные консультации по ведению дневника — 2 %.
Для изучения состояния физического самовоспитания школьников было опрошено 686 учащихся в возрасте 11 — 13 лет. Анализ результатов показал следующее. У значительной части школьников (в среднем по 87,5 % у девочек и мальчиков) работа над собой находится на ситуативном уровне, при котором процесс физического самовоспитания характеризуется как изменение самого себя средствами физической культуры. У другой части учеников (11 % у девочек и мальчиков) — на стимулируемом уровне, в результате которого их деятельность направлена на устранение недостатков в физическом развитии личности. У третьей части школьников (в среднем по 1,5 % у девочек и мальчиков) работа над собой проявляется на мотивированном уровне, при котором этот процесс осуществляется через осознание подростками значимости физического самосовершенствования личности (табл. 1).
Сформированность структурных компонентов физического самовоспитания у девочек и мальчиков 11 лет контрольной и экспериментальной групп (табл. 2) находится на среднем (15—17 баллов) и низком (до 14 баллов) уровнях при максимальном значении 24 балла.
Компонент «идеализация» раскрывает осознание личностного идеала. Идеальное — Я, к которому подросток стремится приблизиться, становится целью работы над собой и в дальнейшем определяет его активность в физкультурно-спортивной деятельности. Компонент «самопознание» рассматривается как целенаправленное и самостоятельное вмешательство субъекта в процесс формирования Я-реального, предпринятое в связи с выбранным этим индивидуумом личностным идеалом или эталоном. В исследовании компонента «мотивы самовоспитания» выявлены следующие мотивы: стремление состязаться и побеждать, быть сильным, выносливым и волевым; у мальчиков они проявляются более выра-женно, чем у девочек.
Компонент «самообязательство» является необходимым и специфическим средством составления и осуществления программы физического самовоспитания.
Самообязательство принимается по внутреннему убеждению школьника в его необходимости и в конечном итоге определяется педагогическими условиями, требованиями учителя и обязанностями подростка. Выражением компонента «саморегуляции» является проектирование и планирование самовос-питывающих действий, то есть определение задач и требований к самому себе, подбор соответствующих средств и методов их реализации, а также определение хода действий, направленных на достижение Я-идеального. Изучая сформированность компонента «самоконтроль», мы исходили из того, что все вышеперечисленные компоненты работы над собой могут быть реализованы в том случае, когда личность контролирует свою деятельность по физическому самовоспитанию.
Физическое самовоспитание, побуждая школьника к сознательному изменению самого себя, неуклонно ведёт к формированию устойчивого интереса к занятиям физической культурой, потому что при этом повышается его двигательная активность, и он может наблюдать результаты роста физической подготовленности и осознавать своё продвижение в физическом развитии. Выявлена взаимосвязь между физическим самовоспитанием и интересом к занятиям физической культурой. Взаимосвязь возрастает с 11 до 13 лет, соответственно у девочек 0,84 — 0,91 и у мальчиков 0,85 — 0,94.
Определены педагогические условия, способствующие активизации физического самовоспитания: 1. Организация самоанализа индивидуальных особенностей в освоении двигательных действий и развитии физических качеств. 2. Формирование навыков планирования в развитии физических качеств.
3. Содействие самостимулированию при формировании двигательных умений и навыков изучаемых видов спорта. 4. Оказание помощи в применении самоконтроля при развитии физических качеств.
На основе результатов предварительного исследования и анализа специальной литературы нами разработана программа активизации физического самовоспитания школьников 11 — 13 лет, основывающаяся на личностно-деятельностном подходе, и реализуется на принципах: 1) перехода физического воспитания в физическое самовоспитание; 2) активи-
зации физического самовоспитания; 3)единства самосознания и деятельности; 4) перевода сформировавшегося интереса с управляемого извне в самоуправляющуюся систему; 5) поэтапного приобщения школьников к физическому самовоспитанию; 6) личностного соответствия.
Цель данной программы заключается в активизации физического самовоспитания школьников в процессе занятий физической культурой.
Задачи программы:
1. Создание у школьников представления об использовании средств и методов физического самовоспитания в повышении двигательной и физической подготовленности.
Педагогические условия: организация самоанализа индивидуальных особенностей в освоении двигательных действий и развитии физических качеств. Средства и методы самовоспитания: самонаблюдение, самокритика, самоанализ. Задания по самонаблюдению: наблюдение за своим состоянием при выполнении физических упражнений; обсуждение мнений об уровне своей физической подготовленности с учителем, родителями и со сверстниками. Задания по самокритике: выявление ошибок и недочётов при обучении технике движения; обсуждение причин возникновения ошибок и поиск путей их исправления. Задания по самоанализу: объяснение сущности изучаемого действия и его влияние на организм; детальное разъяснение техники двигательного действия с целью повышения точности и уверенности выполнения; фиксация результатов физической подготовленности в дневнике самовоспитания и их сравнение с установленными нормативами.
2. Содействие школьникам в определении целей и составлении индивидуального плана физического самовоспитания.
Педагогические условия: формирование навыков планирования при развитии физических качеств. Средства и методы самовоспитания: самоубеждение, самообязательство, самонапоминание. Задания по самоубеждению: изучение специальной литературы по физической культуре с целью обращения к чувствам долга, собственного достоинства и честолюбия; приведение примера работы над собой выдающихся спортсменов. Задания по составлению самообязательств: составление плана, выделение основных этапов работы над собой, их последовательности; планирование режима дня с учетом двигательной активности и стремление к регулярному его выполнению; взятие на себя обязательств в выполнении особенно трудных заданий; осуществление самопроверки о ходе выполнения обещания и самообязатель-ства. Задания по применению самонапоминания: напоминание себе о деталях техники движения для поддержания произвольного внимания при выполнении двигательного действия, что позволяет избежать ошибок; самонапоминание произносится вначале словами вслух, затем мысленно при повторении движения с проговариванием правил его выполнения во всех основных опорных точках.
3. Оказание практической помощи школьникам в реализации индивидуального плана физического самовоспитания.
Педагогические условия: содействие самостимулированию при формировании двигательных умений и навыков изучаемых видов спорта. Средства и методы самовоспитания: самоободрение, самопри-нуждение, самоприказ. Задания по самоободрению: применение различных доводов для повышения собственной уверенности в освоении техники двига-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013
тельного действия; использование аргументов при преодолении трудностей, связанных с превышением личных рекордов. Задания по самопринуждению: планирование на уроках физической культуры своего поведения в различных ситуациях с использованием вопросов «Что нужно сделать? Какое решение я должен принять?»; многократное повторение двигательного действия с проговариванием техники его выполнения в основных опорных точках. Задания по применению самоприказа: использование внутренней речи в форме команд, подлежащих безусловному выполнению; приказ себе, направленный на преодоление трудностей, способствующих достижению цели физического совершенствования.
4. Формирование у школьников навыков самоконтроля в физкультурной деятельности.
Педагогические условия: помощь в применении самоконтроля при развитии физических качеств. Средства и методы самовоспитания: самоконтроль, самокоррекция, самоотчёт. Задания по самоконтролю: контроль реализации поставленных целей и заданий по самовоспитанию; контроль и фиксация в дневнике динамики изменений в физическом развитии, физической подготовленности и участия в спортивных соревнованиях; осуществление контроля за ЧСС и дыханием в покое и при физических нагрузках. Задания по самокоррекции: исправление недочетов в физической подготовке, выявленных в ходе реализации работы над собой; исправление ошибок при освоении двигательного действия. Задания по составлению самоотчёта: сбор информации о результатах физического самовоспитания; соотношение полученных результатов с планируемыми; составление отчёта об участии в спортивных соревнованиях, конкурсах и олимпиадах по физической культуре.
Для проверки эффективности разработанной программы был проведен трехгодичный педагогический эксперимент на базах 10-ти муниципальных общеобразовательных учреждений города Омска. В нём приняли участие дети с 11 до 13 лет, всего 442 человека, из них девочек — 226, мальчиков — 216.
В результате активизации физического самовос-пи-тания выявлена возрастающая динамика изменения физического самовоспитания с 86,7 балла до 102,9 балла у девочек (Р <0,05) и с 86,7 балла до 105,4 балла (Р<0,05) у мальчиков экспериментальных групп, но результаты не достигли максимальных величин — 144 баллов. Уровень работы над собой у подростков с 11 до 13 лет повысился до стимулируемого физического самовоспитания. В контрольной группе с 11 до 13 лет выявлена отрицательная динамика физического самовоспитания, результаты снижаются у девочек с 87,8 балла до 76,6 балла, у мальчиков с 85,3 балла до 82,6 балла. Исследование сформирован-ности структурных компонентов физического самовоспитания у школьников экспериментальных групп показало значительное улучшение результатов в структурных звеньях: у девочек — мотивов самовоспитания и самообязательства, у мальчиков — идеализации, мотивов самовоспитания и самообязательства, в среднем, на 3,1 —4,6 балла.
Реализация программы активизации физического самовоспитания на уроках физической культуры оказывают положительное воздействие на формирование интеллектуального и мотивационного компонентов интереса, что обеспечивает повышение его устойчивости у девочек и мальчиков экспериментальных групп соответственно с 25,8 до 29,6 балла и с 26,8 до 31,4 балла (Р<0,05). У девочек и мальчиков
контрольных групп ведущее место в структуре интереса занимает эмоциональный и волевой компоненты (Р<0,05), что характеризует неустойчивый характер интереса (Р<0,05).
Активизация физического самовоспитания школьников экспериментальных групп положительно отразилась на результатах их двигательной активности. Изменилось количество часов, затрачиваемых в течение недели: с 2,5 до 5,5 часа увеличилось время на занятия физической культурой и спортом; с 3 до 1,5 часа дети стали меньше смотреть телепередачи; время работы за компьютером не изменилось, ученики за работой проводят 1,5 часа; с 4 до 6 часов увеличилось время прогулок на свежем воздухе. В экспериментальной группе возросло количество учеников, приступивших к регулярным занятиям физической культурой: в шестом классе с 15 % до 35 %, в седьмом классе с 35 % до 59 %. К концу седьмого класса увеличилось количество детей, посещающих спортивную школу, с 15 % до 68 %.
Результаты исследований физической подготовленности школьников свидетельствуют в целом о положительной возрастной динамике развития физических качеств как у девочек, так и мальчиков. Результаты развития скоростно-силовых, силовых качеств, выносливости и гибкости школьников экспериментальной группы достоверно выше показателей подростков контрольной группы: в беге на 30 м; в прыжке в длину с места; в упражнении поднимание туловища из положения лёжа в сед согнув ноги; в упражнении сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, в подтягивании; в беге на 1000 м; в упражнении наклон вперёд из положения сидя (Р <0,05).
Выводы
1. Выявлено три уровня физического самовоспитания у младших подростков: ситуативный (87,5 %); стимулируемый (11 %) и мотивированный (1,5 %). Исследование структурных компонентов физического самовоспитания установило, что на ситуативном уровне сформированы самопознание и самоконтроль; на стимулируемом — идеализация и самообяза-тельство; на мотивированном — мотивы самовоспитания и саморегуляция.
2. Определены педагогические условия, способствующие активизации физического самовоспитания: 1) организация самоанализа индивидуальных особенностей в освоении двигательных действий и развитии физических качеств; 2) формирование навыков планирования при развитии физических качеств; 3) содействие самостимулированию при формировании двигательных умений и навыков изучаемых видов спорта; 4) помощь в применении самоконтроля при развитии физических качеств.
3. Разработана программа активизации физического самовоспитания школьников, включающая: 1) создание у школьников представлений об использовании средств и методов самовоспитания в повышении двигательной и физической подготовленности; 2) содействие школьникам в определении целей и составлении программы самовоспитания; 3) оказание школьникам практической помощи в реализации программы самовоспитания; 4) формирование у школьников навыков самоконтроля в физкультурной деятельности.
4. В результате реализации программы активизации физического самовоспитания достоверно улучшились результаты работы над собой экспериментальной группе у девочек с 86,7 балла до 102,9 балла (Р<0,05) и у мальчиков с 86,7 балла до 105,4 балла (Р<0,05).
5. В процессе эксперимента у школьников увеличился недельный объём двигательной активности с 2,5 до 5,5 часа. Уровень развития скоростно-силовых, силовых качеств, выносливости и гибкости школьников экспериментальных групп достоверно выше, чем у подростков контрольных групп (Р<0,05).
Библиографический список
1. Соловых, М. В. Самовоспитание подростков в процессе спортивной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. В. Соловых. — Малаховка, 1989. — 23 с.
2. Быков, В. С. Теория и практика актуализации физического самовоспитания школьников : дис. ... д-ра пед. наук /
B. С. Быков. — Челябинск, 1999. — 490 с.
3. Каргаполов, В. П. Определение отношения учащихся средних школ, родителей и учителей к занятиям физической культуры и здоровому образу жизни / В. П. Каргополов,
C. Ю. Щетинина, Т. В. Хромина. — Хабаровск : [б.и.], 2000. — 27 с.
4. Тер-Мкртичан, Р. А. Педагогические условия формирования компетентности учащихся средней школы в области физического самовоспитания : автореф. дис. . канд. пед. наук / Р. А. Тер-Мкртичан. — М., 2003. — 21 с.
5. Волоскова, Г. В. Формирование готовности младших подростков к физическому самовоспитанию в образовательном процессе учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (на примере учебных занятий плаванием) : дис. ... канд. пед. наук / Г. В. Волоскова. — Рязань, 2005. — 187 с.
6. Каган, М. Д. Дифференцированный подход к отбору средств физической культуры для формирования у подростков 10 — 15 лет функции физического самовоспитания : дис. ... канд. пед. наук / М. Д. Каган. — Тула, 2005. — 185 с.
7. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2008. - 544 с.
8. Бальсевич, В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В. К. Бальсевич. — М. : Советский спорт, 2009. — 220 с.
9. Волоскова, Г. В. О формировании готовности к физическому самовоспитанию детей 10-12 лет в процессе занятий плаванием в системе дополнительного образования / Г. В. Во-лоскова // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. — 2003. — № 1. — С. 28.
КУЛЬМАМЕТЬЕВА Элла Салимчановна, преподаватель кафедры теории и методики лыжного спорта. НИЯСОВА Неля Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории, методики и истории физической культуры, докторант.
БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры психологии.
Адрес для переписки: Сепа41 @шаП.ги
Статья поступила в редакцию 26.10.2012 г.
© Э. С. Кульмаметьева, Н. С. Ниясова, Г. Д. Бабушкин
УДК 7965 Г. Г. ТИХОНОВ
Г. И. СЕМЁНОВА Ю. В. ЯКОВЫХ
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева
СПЕЦИФИКА ОТБОРА СПОРТСМЕНОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНД СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В ГРУППЕ ДИСЦИПЛИН «МАРШРУТЫ»
В статье анализируются существующие подходы к проблеме спортивной ориентации, отбора и формирования туристских спортивных групп на основе уровня развития личности и ее потребности в самореализации. Вводится и эмпирически валидизируется понятие потенциала самореализации, которое понимается как напряжение между уровнями развития и реализации личности. На основе уровня потенциала самореализации вводится понятие «психотип туриста-спортсмена».
Ключевые слова: спортивный туризм, группа дисциплин «маршруты», спортивная ориентация и отбор, психотип туриста-спортсмена, потенциал самореализации, уровень развития и реализации личности.
«Подготовка спортсменов — это трудоемкий многолетний процесс взаимодействия тренера и спортсмена. Эффект этого взаимодействия начинает проявляться на пути к высшему спортивному мастерству и в значительной степени определяется знанием психологии личности воспитанника. Психологи-
ческие проблемы подготовки спортсменов постоянно находятся в сфере внимания ряда отечественных и зарубежных психологов [1, с. 3].
Многие вопросы, решаемые спортивными психологами, нашли свое отражение в подготовке спортсменов. Однако многое в спортивной деятельности
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ