Научная статья на тему 'Модель самовоспитания высококвалифицированных спортсменов'

Модель самовоспитания высококвалифицированных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1536
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕГ / RUNNING / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / SPORTS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Е. А.

Актуальность. Повышению спортивного мастерства высококвалифицированных спортсменов специалисты и тренеры уделяют большое внимание. Однако технический рост спортивных результатов достиг своих предельно возможных показателей и дальнейшее улучшение результатов может происходить за счет формирования способности к реализации достигнутого спортивного мастерства в стрессовых ситуациях. В связи с этим значительно возрастает роль развития морально-волевых и нравственных качеств, уровень сформированности которых обеспечивает дополнительные возможности для реализации кинезиологического потенциала. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. В данной статье рассматривается разработанная модель самовоспитания высококвалифицированных спортсменов, раскрывающая сущность данного процесса, обеспечивающего не только повышение уровня духовно-нравственного развития, но и дальнейшее увеличение спортивных достижений. Результаты. Полученные данные педагогического эксперимента показали, что моделирование самовоспитания высококвалифицированных спортсменов свидетельствует о значительной сложности процесса самовоспитания, так как далеко не все высококвалифицированные спортсмены способны объективно оценить свои положительные стороны и недостатки. Особенно болезненно выдающиеся спортсмены воспринимают информацию об отрицательных свойствах личности, искоренение которых существенно расширяет воспитательное пространство для самосовершенствования. Это свидетельствует о ведущей роли тренера, призванного оказать большую помощь своим ученикам в осознании значимости самосовершенствования через процесс самовоспитания. Подготовительным этапом к самовоспитанию является специально организованный планомерный целенаправленный, глубоко продуманный процесс воспитания, в ходе которого создаются педагогические условия для осознания собственных недостатков путем сравнения с сильнейшими спортсменами мира, которые при тех же биологических и технических возможностях добиваются лучших результатов за счет более высокого уровня сформированности морально-волевых и нравственных качеств. Полученные данные педагогического эксперимента показали, что разработка рационального алгоритма самовоспитания оказывает большую помощь спортсменам на этапе самосовершенствования. Заключение. Разработка модели самовоспитания спортсмена является стержнеобразующим фактором совершенствования личности. Раскрытие цели, принципов самовоспитания, его физиологического механизма позволяет более полно осознать значимость духовно-нравственного развития личности, место спорта в данном процессе. Путем сравнительного анализа результатов соревновательной деятельности тренер может убедительно показать возможности спортивного роста своего ученика. Самовоспитание должно рассматриваться в качестве важного компонента системы спортивной подготовки занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF HIGHLY QUALIFIED SPORTSMEN SELF-UPBRINGING

Urgency. Specialists and trainers pay great attention to sportsmanship improvement of highly qualified sportsmen. However, as technical increase of sports results achieved its highest indices, further results improvement can be got by means of an ability formation to the achieved sportsmanship realization in stress situations. In this connection, increases the role of ethical volitional and moral qualities, the formation level of which provides additional opportunities for kinesiological potential realization. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation. Materials. The article is about a created model of highly qualified sportsmen self-upbringing. It reveals the essence of this process, which provides not only the increase of spiritual moral level development, but also further improvement of sports results. Results. The received results of the pedagogical experiment showed that self-upbringing modeling of highly qualified sportsmen proves a considerable difficulty of self-upbringing process, because not all highly qualified sportsmen are able to estimate sufficiently their advantages and drawbacks. Especially susceptible highly qualified sportsmen are to the information about the drawbacks of their personality, extirpation of which broadens an upbringing sphere for self-perfection. All this proves the leading role of a trainer, who is to help his students in importance realization of self-perfection through the process of self-upbringing. A preparatory period to self-upbringing is a specially organized gradual, aimed, considered process of upbringing, during which pedagogical conditions are created for own drawbacks understanding by means of comparison with the strongest sportsmen of the world, who had the similar biological and technical abilities and achieved better results because they had higher formation level of ethical volitional and moral qualities. The received results of the pedagogical experiment showed that the creation of a rational algorithm of selfupbringing helps sportsmen at the stage of self-perfection. Conclusion. A model creation of an athlete's self-upbringing is the base factor of personality development. The aim, principles and physiological mechanism revelation of self-upbringing allows to realize fully the importance of personality spiritual moral development, the role of sport in this process. With the help of a comparative analysis of a competitive activity results a trainer can show the opportunities of his student's sports development. Self-upbringing should be considered as an important component of a sports training system of the athletes.

Текст научной работы на тему «Модель самовоспитания высококвалифицированных спортсменов»

УДК 796.422

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

МОДЕЛЬ САМОВОСПИТАНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ Е.А. Анисимова - кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск, Россия

A MODEL OF HIGHLY QUALIFIED SPORTSMEN SELF-UPBRINGING Anisimova E.A. - candidate of pedagogics, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk, Russia e-mail: elena_funina@mail.ru

Ключевые слова: бег, моделирование, педагогический эксперимент, спортивная подготовка.

Актуальность. Повышению спортивного мастерства высококвалифицированных спортсменов специалисты и тренеры уделяют большое внимание. Однако технический рост спортивных результатов достиг своих предельно возможных показателеft и дальнегаиее улучшение результатов может происходить за счет формирования способности к реализации достигнутого спортивного мастерства в стрессовых ситуациях. В связи с этим значительно возрастает роль развития морально-волевых и нравственных качеств, уровень сформированности которых обеспечивает дополнительные возможности для реализации кинезиологического потенциала.

Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.

Материалы. В данной статье рассматривается разработанная модель самовоспитания высококвалифицированных спортсменов, раскрывающая сущность данного процесса, обеспечивающего не только повышение уровня духовно-нравственного развития, но и дальнегаиее увеличение спортивных достижений.

Результаты. Полученные данные педагогического эксперимента показали, что моделирование самовоспитания высококвалифицированных спортсменов свидетельствует о значительного сложности прогресса самовоспитания, так как далеко не все высококвалифгщированные спортсмены способны объективно ог{енить свои положительные стороны и недостатки. Особенно болезненно выдающиеся спортсмены воспргшгшают информацию об отргщательных свойствах личности, искоренение которых существенно расширяет воспитательное пространство для самосовершенствования. Это свидетельствует о ведущего роли тренера, призванного оказать большую помощь своим ученикам в осознангш значимости самосовершенствования через прогресс самовоспитания. Подготовительным этапом к самовоспитанию является спегщально организованньт планомерный целенаправленный, глубоко продуманный процесс воспитания, в ходе которого создаются педагогические условия для осознания собственных недостатков путем сравнения с сильнейшими спортсменами мира, которые при тех же биологических и технических возможностях добиваются лучших результатов за счет более высокого уровня сформированности морально-волевых и нравственных качеств. Полученные данные педагогического эксперимента показали, что разработка рсщионального алгоритма самовоспитания оказывает большую помощь спортсменам на этапе самосовершенствования.

Заключение. Разработка модели самовоспитания спортсмена является стержнеобразующим фактором совершенствования личности. Раскрытие цели, прингщпов самовоспитания, его физиологического механизма позволяет более полно осознать значимость духовно-нравственного развития личности, место спорта в данном процессе. Путем сравнительного анализа результатов соревновательного деятельности тренер может убедительно показать возможности спортивного роста своего ученика. Самовоспитание должно рассматриваться в качестве важного компонента системы спортивного подготовки занимающихся.

Keywords: running, modeling, pedagogical experiment, sports training.

Urgency. Specialists and trainers pay great attention to sportsmanship improvement of highly qualified sportsmen. However, as technical increase of sports results achieved its highest indices, further results improvement can be got by means of an ability formation to the achieved sportsmanship realization in stress situations. In this connection, increases the role of ethical - volitional and moral qualities, the formation level of which provides additional opportunities for kinesiological potential realization.

Research methods: scientific-methodical, literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation.

Materials. The article is about a created model of highly qualified sportsmen self-upbringing. It reveals the essence of this process, which provides not only the increase of spiritual - moral level development, but also further improvement of sports results.

Results. The received results of the pedagogical experiment showed that self-upbringing modeling of highly qualified sportsmen proves a considerable difficidty of self-upbringing process, because not all highly qualified sportsmen are able to estimate sufficiently their advantages and drawbacks. Especially susceptible highly qualified sportsmen are to the information about the drawbacks of their personality, extirpation of which broadens an upbringing sphere for self-perfection. All this proves the leading role of a trainer, who is to help his students in importance realization of self-perfection through the process of self-upbringing. A preparatory period to self-upbringing is a specially organized gradual, aimed, considered process of upbringing, during which pedagogical conditions are created for own drawbacks understanding by means of comparison with the strongest sportsmen of the world, who had the similar biological and technical abilities and achieved better results because they had higher formation level of ethical - volitional and moral qualities. The received results of the pedagogical experiment showed that the creation of a rational algorithm of self-upbringing helps sportsmen at the stage of self-perfection.

Conclusion. A model creation of an athlete 's self-upbringing is the base factor of personality development. The aim, principles and physiological mechanism revelation of self-upbringing allows to realize fully the importance of personality spiritual - moral development, the role of sport in this process. With the help of a comparative analysis of a competitive activity results a trainer can show the opportunities of his student's sports development. Self-upbringing should be considered as an important component of a sports training system of the athletes.

Процесс самовоспитания в отличие от специально-организованной воспитательной деятельности является глубоко

индивидуальным для каждого спортсмена независимо от его квалификации. Однако общим моментом для всех атлетов выступает побуждение к началу работы по самосовершенствованию. Такое побуждение проявляется в возникновения общности (единства) мыслей, устремлений, идеалов, интересов, внутренних переживаний элементов системы «тренер-ученик».

Ведущая роль спортивного педагога в рамках субъект-субъектных отношений определяется его способностью к разработке модели самовоспитания, субъекта воспитания. Разъяснение спортсмену смысла

самовоспитания, его принципов необходимо рассматривать в качестве отправной точки для активной деятельности в заданном направлении, результатом которой должно явиться соответствие показателей развития морально-волевых и нравственных качеств (трудолюбия, упорства, целеустремленности, самоотдачи и др.) достигнутому уровню физической, технико-тактической,

интеллектуальной, психологической

подготовленности, обеспечивающих

стабильность и надежность соревновательной деятельности [1, 3, 6, 7, 9].

Стремление к самовоспитанию начинается с осознания необходимости улучшения своей духовно-нравственной сущности как мощного фактора достижения физического,

технического совершенства в избранном виде спорта. С переходом осознания в потребность самоизменения спортсмен с помощью тренера изучает физиологический механизм процесса самовоспитания, обсуждает педагогические условия и факторы, повышающие эффективность деятельности спортсмена по самосовершенствованию, разрабатывает

индивидуальную программу самовоспитания.

Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости самовоспитания как важного компонента повышения спортивного мастерства.

Задачи: 1. Выявить физиологический механизм самовоспитания.

2. Разработать модель самовоспитания высококвалифицированного спортсмена и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Процесс самовоспитания мы рассматриваем как целенаправленную, глубоко осознанную деятельность по развитию положительных

качеств личности, способствующих

повышению спортивного мастерства (трудолюбие, настойчивость, упорство и др.) и искоренению негативных. Повышение уровня духовно-нравственного воспитания

обусловливает усиление требований к собственной личности, что детерминирует понимание необходимости самовоспитания как продолжения процесса воспитания.

По мнению С.Л. Рубинштейна (2007), важным условием эффективности самовоспитания индивида является социально-значимый характер его деятельности. Методологическую основу данного положения составляет осознание одновременности протекания процессов самосовершенствования личности и положительных изменений в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Самовоспитание начинается с возникновения соответствующих мотивов, которые со временем превращаются в личные убеждения. Потребность в самовоспитании обусловлена стремлением человека к нравственному самосовершенствованию - базису для формирования социально-значимых свойств личности: целеустремленности, трудолюбия, инициативности и др. Это ставит процесс самовоспитания на более высокий уровень по отношению к воспитанию, так как в его основе заложено стремление к овладению особым социальным опытом поведения.

Импульсом к самовоспитанию является четкое осознание своих недостатков, препятствующих достижению поставленной цели. Для большинства спортсменов таким недостатком является неуверенность в себе, обусловленная отсутствием информации о своих способностях, кинезиологическом потенциале; обоснованности претензий на звание мастера спорта или включение в состав сборной команды страны для участия в международных соревнованиях и т.д. Выявление своих недостатков создает ощущение психоэмоционального дискомфорта, что формирует убеждение в необходимости изменить себя. Убеждение со временем трансформируется в потребность к самовоспитанию.

Анализ компонентов процесса

самовоспитания позволил раскрыть сущность данного понятая как осознанной, целеустремленной работы по устранению своих недостатков как одного из факторов повышения спортивного мастерства (рисунок 1).

Результатом самовоспитания средствами избранного вида спортивной деятельности является оптимальное соответствие

личностных, двигательно-координационных качеств. технико-тактической и

психологической подготовки.

Ведущим стимулом самовоспитания выступает необходимость

самосовершенствования как одно из педагогических условий повышения

спортивных достижений. Механизм

самовоспитания обусловлен возникновением следовых процессов. По Н.В. Зимкину(1975), после окончания действия раздражителя (каким для спортсмена является оценка его действия, поступка или поведения и разъяснение образца, следование которому обеспечивает усвоение общепринятых норм и правил

взаимоотношений с окружающими людьми, ведения спортивной борьбы, соответствие соревновательной деятельности установленным правилам), состояние соответствующего нервного центра сохраняется в течение определенного времени. Так, в нервных центрах головного мозга длительность следовых процессов может составлять от одного до нескольких часов и даже дней; в коре головного мозга - десятки лет [4].

Длительное сохранение в нервном центре головного мозга следов детерминировано изменением структуры белков, из которых состоят эти нервные клетки. В процессе запоминания в соответствии с биохимической теорией памяти происходят структурные изменения в молекулах рибонуклеиновой кислоты, влияющей на образование белков клетки. Благодаря рибонуклеиновой кислоте в нервном центре синтезируются новые белки с отпечатками внешних раздражений,

составляющие биохимическую основу памяти. Длительные следы, связанные с биохимическими перестройками в клетках, заложены в основе долгосрочной памяти, которая имеет основополагающее значение не только в обучении, но и в воспитании.

Формируемый опыт поведения на основе накопленных человечеством знаний, отношений, взаимодействий, с применением эффективных методов воспитания, комплекса педагогических воздействий оказывает мощное влияние на становление, закрепление и совершенствование личностных свойств человека.

Процесс воспитания, в ходе которого спортивный педагог в результате выявления особенностей характера ученика, его поведения, поступков, образа жизни, путем постоянного мониторинга устанавливает его положительные качества и недостатки. Профессиональная компетентность,

педагогический и жизненный опыт позволяют тренеру установить зависимость результатов соревновательной деятельности от уровня развития морально-волевых и нравственных качеств, способности к установлению

рациональных взаимоотношений с

окружающими людьми [2, 8, 12].

МОДЕЛЬ САМОВОСПИТАНИЯ СПОРТСМЕНА

СУЩНОСТЬ прниинпов с амовосгагт шп ЦЕЛЬ повышение духовно-нравственного

Рисунок 1 - Модель самовоспитания спортсмена

Основными задачами спортивного педагога являются:

сообщение ученику его личностных недостатков, устранение которых позволяет существенно улучшить спортивный результат;

совместное обсуждение причин возникновения подобных недостатков;

- разработка индивидуальной программы воспитания;

выбор педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания;

выявление комплекса педагогических воздействий на личность с целью ее стимулирования к совершенствованию;

использование наиболее эффективных методов воспитания и самовоспитания.

Степень реализации данных задач определяется совокупностью соответствующих факторов и педагогических условий, в числе которых:

- уверенность тренера в способности и психологической готовности спортсмена к работе над исправлением своих недостатков;

- умение спортивного педагога убедить своего ученика в зависимости результатов соревновательной деятельности от его личностных качеств (трудолюбия, настойчивости, упорства и т.д.);

- формирование мотива к самовоспитанию путем повышения уровня ответственности, самостоятельности, инициативности;

готовность тренера к формированию потребности в самосовершенствовании как базиса для самовоспитания личности;

организация спортивно-педагогического пространства, способствующего активизации спортсмена, его целеустремленности в реализации поставленных задач;

создание положительных эмоций, выполняющих не только функцию оценки достигнутых результатов, но и ценности регулятора психоэмоционального состояния, хорошего настроения.

По мнению С.Л. Рубинштейна (2007), важным условием результативности самовоспитания является участие в социально-значимой деятельности. Например, в установке на спортивной площадке, спортзале или стадионе дополнительных снарядов, оборудования, тренажеров, позволяющих улучшать показатели общефизической и технической подготовленности; морально-волевых и нравственных качеств. Наблюдая, как другие атлеты работают над собой, решая задачи самосовершенствования, спортсмен более активно вовлекается в процесс улучшения собственных свойств личности.

Во время тренировки с начинающими спортсменами тренер должен подсказать важные детали, обеспечивающие

совершенствование индивидуальной техники соревновательных упражнений.

Для повышения эффективности процесса самовоспитания целесообразно периодически проводить тренировки в одно время с более сильными атлетами. Наблюдая, как другие спортсмены работают над собой, решая задачи самосовершенствования, индивид более активно вовлекается в процесс улучшения собственных свойств личности.

Логика самовоспитания спортсмена базируется на следующих положениях:

I - осознании особенностей собственного мировоззрения, характера, стиля жизни;

II - выявлении направлений и постановка задач самосовершенствования, способствующих повышению эффективности соревновательной деятельности;

III - разработке личностно-ориентированной программы саморазвития, включающей в свое содержание:

а) задачи самовоспитания на ближайший и отдаленный период времени;

б) средства самосовершенствования;

в) методы самовоспитания (основные, дополнительные, их соотношение);

г) прогнозирование степени улучшения спортивных результатов в связи с исправлением одного или нескольких недостатков;

д) разработку этапов самосовершенствования.

Первый этап процесса самовоспитания

предусматривает разработку требований к собственной личности, направленных на устранение своих недостатков. Реализация данных требований осуществляется с помощью методов: само приказа, самоограничения, самовнушения, самостимулирования,

самоконтроля и самооценки.

Второй этап характеризуется проведением диагностики особенностей динамики

личностных качеств; выявлением степени удовлетворенности достигнутыми

показателями; выполнением сравнительного анализа спортивных результатов;

установлением влияния качественного улучшения свойств личности на повышение уровня достижений соревновательной деятельности. Продолжительность

рассматриваемого этапа совпадает со сроками проведения цикла соревнований, начиная с отборочных до самых ответственных в году.

Третий этап процесса самовоспитания направлен на решение следующих задач: осознание изменений в соотношении сильных и слабых сторон характера; степени своей психической готовности к выходу на новый этап взаимоотношений со спортивным педагогом, характеризующимся повышением взаимоуважения, признанием тренером права ученика на большую самостоятельность в высказывании суждений о физической, технической и психологической

подготовленности соперников; убеждением спортсмена в профессионализме и компетентности тренера, его высоком авторитете среди коллег и атлетов; глубоком понимании спортивным педагогом

индивидуальной сущности своего ученика.

На этом этапе происходит дальнейшее эмоциональное сближение элементов системы «тренер-ученик», увеличение их устойчивости, повышение психологической готовности к коррекции индивидуальной программы самовоспитания, реализация которой должна начаться с наступлением очередного подготовительного периода спортивной подготовки. Значимость третьего этапа самовоспитания состоит в осознании спортсменом необходимости использования опыта самовоспитания в процессе спортивной

подготовки, а также во всех сферах жизнедеятельности.

Важным структурным компонентом индивидуальной программы самовоспитания спортсмена является формирование

способности к прогнозированию результатов соревновательной деятельности после качественного улучшения личностных свойств, обеспечивающих готовность спортсмена к мощной концентрации нервно-мышечных усилий на достижение поставленной цели.

Целесообразность применения данной модели была проверена нами в ходе педагогического эксперимента, в котором приняли участие 24 высококвалифицированных бегуна (KMC, м/с, первый разряд). Были организованы контрольная группа (КГ) - 12 человек и экспериментальная (ЭГ) - 12 человек. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходного уровня общефизической специальной беговой подготовленности. Обработка полученных данных не выявила существенных различий по показателям общефизической и специальной беговой подготовленности спортсменов КГ и ЭГ (р>0,05). Определялся также уровень сформированное™ ведущих морально-волевых и нравственных качеств: трудолюбия, настойчивости и самообладания, который оценивался по разработанным нами критериям.

Трудолюбие. При выявлении степени сформированное™ трудолюбия как одного из основных морально-волевых и нравственных качеств оценивалась способность к сохранению умственной и двигательной активности в состоянии утомления и стрессовой ситуации.

Критерии оценки:

5 баллов - выполнение соревновательных упражнений в течение тренировочного занятия, а также после его окончания для реализации поставленной задачи в сложной ситуации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 балла - стремление к выполнению двигательного задания в полном объеме при незначительном снижении двигательной активности при ухудшении

психоэмоционального состояния;

3 балла - способность к выполнению полного объема тренировочной нагрузки на фоне позитивного эмоционального состояния;

2 балла - неспособность к точному воспроизведению техники соревновательных упражнений на фоне утомления;

1 балл - частичное выполнение тренировочной нагрузки.

Настойчивость. Оценивалась способность к самостоятельному, многократному

воспроизведению пространственно-временных и пространственно-силовых параметров соревновательных упражнений для реализации поставленной цели.

Критерии оценки:

5 баллов - способность к выполнению моторных актов в состоянии утомления до идеального воспроизведения формы и содержания соревновательных упражнений;

4 балла - способность к управлению психоэмоциональным состоянием при длительном повторении соревновательного упражнения с целью технически правильного его воспроизведения;

3 балла - выполнение заданного объема тренировочной нагрузки при контроле со стороны тренера;

2 балла - постепенное снижение работоспособности к концу тренировочного занятия;

1 балл - нарушение координации движений на фоне утомления.

Самообладание. Оценивалась способность к управлению психоэмоциональным состоянием в стрессовой ситуации.

Критерии оценки:

5 баллов - контроль психоэмоционального состояния при изменении противником тактики соревновательной борьбы;

4 балла - сохранение контроля за ситуацией при временном преимуществе противника;

3 балла - ухудшение ориентировки в пространстве и времени в стрессовой ситуации;

2 балла - управление психоэмоциональным состоянием до обострения спортивной борьбы;

1 балл - значительное снижение двигательной активности при заметном преимуществе противника.

Анализ материалов исследования не выявил существенных различий по уровню сформированное™ морально-волевых и нравственных качеств. В КГ тренировочные занятия проводились в соответствии с общепринятой методикой по программе подготовки высококвалифицированных

спортсменов, рекомендованной федерацией легкой атлетики РФ. В ЭГ использовалась разработанная нами модель самовоспитания спортсменов в соответствии с которой тренирующимся разъяснялся физиологический механизм, а также сущность самовоспитания. Был раскрыт алгоритм процесса самовоспитания в котором спортсмены выявляли оптимальную последовательность собственной деятельности, направленной на самосовершенствование. Спортсмены

знакомились также с ведущими

педагогическими условиями, реализация которых способствовала повышению эффективности деятельности, направленной на устранение собственных недостатков, препятствующих росту спортивного

мастерства.

Среди факторов, детерминирующих результативность процесса самовоспитания, выделялась роль тренера в осознании спортсменом значимости самовоспитания как одного из способов реализации перспективной цели. Центральное место в моделировании самовоспитания спортсмена занимает индивидуальная программа, в которой нашли свое отражение близлежащие и перспективные задачи, комплекс дополнительных средств, способствующих более эффективной реализации кинезиологического потенциала; комплекс методов и методических приемов, направленных на выявление потенциальных возможностей для дальнейшего

совершенствования [5, 11, 10]. Этапы самовоспитания определялись с учетом индивидуальных особенностей уровня спортивного мастерства, перспективной цели. Прогнозирование результатов проводилось в соответствии с планом участия в соревнованиях различного масштаба, а также на основе анализа достигнутых результатов с учетом значимости каждого соревнования для подготовки к главному старту сезона.

После окончания педагогического

эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей общефизической

подготовленности, а также морально-волевых и нравственных качеств с использованием тех же контрольных упражнений и критериев оценки. Анализ результатов исследования показал, что улучшение результатов произошло в обеих группах КГ и ЭГ, с явным преимуществом спортсменов ЭГ. Так, например, в беге на 150 м с высокого старта в КГ при исходных данных 17,28±0,36 с к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли на 3,52% (р>0,05), в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 17,29±0,69 с прирост составил 10,65% (р<0.05). При выполнении трогтого прыжка с места в КГ при исходных данных

8,59±0,11 м к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 2,38% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 8,58±0,19 м прирост составил 7,04% (р>0,05).

Уровень сформированное™ морально-волевых н нравственных качеств также возрос в обеих группах КГ и ЭГ, но более значительное их увеличение было выявлено у спортсменов ЭГ. Так, в КГ при исходных показателях сформированное™ трудолюбия 3,88±0,24 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились на 3,71% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 3,92±0,25 балла прирост составил 11,23% (р<0,05). В КГ при исходных данных, характеризующих проявление настойчивости, 3,94±0,31 балла к завершению педагогического эксперимента данные улучшились на 3,17% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 3,89±0,26 балла к окончанию педагогического эксперимента прирост результатов составил 10,77% (р<0,05). В КГ при исходных показателях самообладания 3,62±0,32 балла к завершению педагогического эксперимента улучшение произошло на 4,21% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,71±0,24 балла улучшение произошло на 12,32% (р<0,05).

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о большой значимости организации процесса

самовоспитания как дополнительного фактора повышения спортивного мастерства. В ЭГ спортсмены осознали, что в структуре личностных качеств содержатся

дополнительные возможности улучшения спортивных достижений, так как морально-волевые и нравственные качества при их совершенствовании создают условия для реализации потенциальных возможностей, определяющих повышение личных

достижений. В связи с этим самовоспитание должно рассматриваться в качестве важного компонента системы спортивной подготовки.

Литература

1. Артамонова, Т.В. Субъективная оценка спортивной деятельности легкоатлетов различной квалификации / Т.В. Артамонова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 10. - С. 56-58.

2. . Зимкин, Н.В. Физиология человека. - М. : Физкультура и спорт, 1975. - 496 с.

3. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л.Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. -258 с.

4. Назаренко Л.Д. Физиология физических упражнений / Л.Д. Назаренко, И.С. Колесник. -Ульяновск, 2011. - 255 с.

5. Находкин, В.В. Взаимоотношения в системе "спортсмен-психолог-тренер" / В.В. Находкин // Теория и практика физической культуры : тренер : журнал в журнале. - 2008. - № 1. - С. 45-46.

6. Никитушкин, В.Г. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства / В.Г. Никитушкин, H.H. Чесноков, В.Б. Зеличенок, Б.Ф. Прокудин. - М. : Советский спорт, 2004. - 88 с.

7. Озолин; Н.Г. Настольная книга тренера : Наука побеждать / Н;Т„ Озолин. - М. : ООО Изд-во Астре ль, 2002. - 864 с.

8. Попов, AJI. Спортивная психология Текст / АЛ. Попов. — М. : Флинта, 2000. - С. 121-132.

9. Пьянзин, А.И. Взаимосвязь компонентов тренировочной нагрузки в различной направленности с изменениями параметров состояния квалифицированных легкоатлетов / А.И. Пьянзин, ГЛ. Драндров, В.Н. Медведев // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 3. - С. 54-57.

10. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии / СЛ. Рубинтейн // СПб. : Питер, 2007. - 584 с.

11. Чесноков, H.H. Профессиональная компетентность специалистов среднего, специального и высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта / H.H. Чесноков, М.В. Сахарова // Физическая культура и детско-юношеский спорт в современных условиях: идея, духовность воспитания : материалы II Международной научно-практической конференции. - Якутск, 2008. - С. 265-268.

12. Cottin. F. Effekt of fatigye on spontaneous velocity variations in humab middle-distance running: use of short-term Fourier transformation / F. Cottin, Y. Papelier, F. Durbin, J.P. Korals/tcin. V.L. Billat // Eur. J. Appl. Physiol. - 2002. - May. - 87 (1). P. 17-27.

References

1. Artamonova, T.V. Subjective estimation of athletes' of different qualifications sports activity / T.V. Artamonova // Theory and practice of physical culture. -2007.-NolO.-P. 56-58.

2. Zimkin. N.V.A person's physiology. - Moscow: Physical culture and sport, 1975. - 496 p.

3. Nazarenko, L.D. Means and methods of motional coordinations development / L.D. Nazarenko. -Moscow: Theory and practice of physical culture, 2003. -258 p.

4. Nazarenko, L.D. Physiology of physical exercises / L.D. Nazarenko, I.S. Kolesnik. - Ulyanovsk, 2011. -255 p.

5. Nakhodkin, V.V. Interrelation in the system "a sportsman-a psychologist-a trainer" / V.V. Nakhodkin // Theory and practice of physical culture: a trainer: a journal in journal.- 2008. - Ñol. - P. 45-46.

6. Nikitushkin, V.G. Athletics. Sprint. The stages of sports development and the highest sportsmanship / V.G. Nikitushkin, N.N. Chesnokov, V.B. Zelichinok, B.F. Prokudin. - Moscow: Soviet sport, 2004. - 88 p.

7. O/olin. N.G. A trainer's reference book: how to win / N.G. Ozolin. - Moscow: Astrel publishing house, 2002. - 864 p.

8. Popov, A.L. Sports psychology / A.L. Popov. -Moscow: Flinta, 2000. - P. 121-132.'

9. P'yanzin, A.I. Interconnection of a training load components in different orientations with the parameters change of highly qualified athletes' state / A.I. P'yanzin G.L. Drandrov, V.N. Medvedev // Theory and practice of physical culture. - 2000. - No3. - P. 54-57.

10. Rubinshteyn S.L. The basis of general psychology / S.L. Rubinshteyn // Saint Petersburg: Piter, 2007,- 584 P-

11. Chesnokov, N.N. Professional competence of the specialists of secondary, special and higher professional education in the sphere of physical culture and sport / N.N. Chesnokov, M.V. Sakharova // Physical culture and sport for children and teenagers in modern conditions: an idea, spirituality of upbringing: materials of the 2nd International scientific-practical conference. -Yakutsk, 2008. - P. 265-268.

12. Cottin, F. Fatigue influence on speed level of middle-distance runners: use of short-term Fourier transformation / F.Cottin Y. Papelier, F. Durbin J.P. Koralsztein, V.L. Billat // Eur. J. Appl. Physiology. -2002. - May. - 87 (1). P. 17-27.

Статья поступила в редакцию: 03.11.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.