Научная статья на тему 'Особенности формирования ведущих морально-волевых качеств квалифицированных боксеров'

Особенности формирования ведущих морально-волевых качеств квалифицированных боксеров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1254
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОКС / ЮНОШИ 15-17 ЛЕТ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Александров Ю. М.

Ведущие специалисты по боксу, тренеры, высококвалифицированные спортсмены, признавая необходимость воспитания морально-волевых и нравственных качеств боксёров, в практической деятельности основное внимание уделяют физической и технико-тактической подготовке. Такой подход не обеспечивает должной эффективности тренировочной и соревновательной деятельности, реализации кинезиологического потенциала спортсменов. Исходя из концептуального положения А.Н. Леонтьева (1984), о единстве сознания и деятельности, проявление морально-волевых качеств является функцией всего организма, также как прирост показателей двигательно-координационных качеств, улучшения функционального состояния организма, повышения технико-тактической подготовленности. Методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Материал. В данной статье рассматривается значимость морально-волевых качеств как важного структурного компонента системы спортивной подготовки единоборцев. Материалы исследования, представленные в данной статье, позволили автору выявить из большого количества морально-волевых и нравственных качеств наиболее значимые, ведущие, оказывающие существенное воздействие на надёжность и стабильность соревновательной деятельности, выявить направленность и смысловое содержание исследуемых личностных параметров. Результат. Автором разработана методика формирования ведущих морально-волевых качеств боксёров с учётом специфики проявления каждого из них в процессе взаимодействия с противником. Такой подход к рассмотрению морально-волевых качеств позволил разработать информативные критерии оценки степени их сформированности, апробированные в ходе проведения педагогического эксперимента. Это позволило выявить различные подходы к воспитанию самообладания, настойчивости, трудолюбия, решительности и других качественных параметров личности. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и эффективность разработанной методики в процессе усвоения техники атакующих и защитных действий; совершенствование ведущих морально-волевых качеств существенно влияет на дальнейший рост спортивного мастерства квалифицированных боксёров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования ведущих морально-волевых качеств квалифицированных боксеров»

УДК 796.83 DOI 10.14526/11_2014_11

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕДУЩИХ МОРАЛЬНО-

ВОЛЕВЫХ

КАЧЕСТВ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БОКСЕРОВ

Ю.М. Александров - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет

им. И.Н. Ульянова г. Ульяновск

THE PECULIARITIES OF QUALIFIED BOXERS' MORAL -VOLITIONAL QUALITIES FORMATION

Y.M. Alexandrov - post-graduate student Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk

e-mail: elena [email protected]

Ключевые слова: бокс, юноши 15-17 лет, спортивная подготовка, методика, педагогический эксперимент.

Аннотация. Ведущие специалисты по боксу, тренеры, высококвалифицированные спортсмены, признавая необходимость воспитания морально-волевых и нравственных качеств боксёров, в практической деятельности основное внимание уделяют физической и технико-тактической подготовке. Такой подход не обеспечивает должной эффективности тренировочной и соревновательной деятельности, реализации кинезиологического потенциала спортсменов. Исходя из концептуального положения А.Н. Леонтьева (1984), о единстве сознания и деятельности, проявление морально-волевых качеств является функцией всего организма, также как прирост показателей двигательно-координационных качеств, улучшения функционального состояния организма, повышения технико-тактической подготовленности.

Методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Материал. В данной статье рассматривается значимость морально-волевых качеств как важного структурного компонента системы спортивной подготовки единоборцев. Материалы исследования, представленные в данной статье, позволили автору выявить из большого количества морально-волевых и нравственных качеств наиболее значимые, ведущие, оказывающие существенное воздействие на надёжность и стабильность соревновательной деятельности, выявить направленность и смысловое содержание исследуемых личностных параметров.

Результат. Автором разработана методика формирования ведущих морально-волевых качеств боксёров с учётом специфики проявления каждого из них в процессе взаимодействия с противником. Такой подход к рассмотрению морально-волевых качеств позволил разработать информативные критерии оценки степени их сформированности, апробированные в ходе проведения педагогического эксперимента. Это позволило выявить различные подходы к воспитанию самообладания, настойчивости, трудолюбия, решительности и других качественных параметров личности.

Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и эффективность разработанной методики в процессе усвоения техники атакующих и защитных действий; совершенствование ведущих морально-волевых качеств существенно влияет на дальнейший рост спортивного мастерства квалифицированных боксёров.

Keywords: boxing, 15-17 year old youth, sport training, a methodology, pedagogical experiment.

Annotation. Specialists in boxing, coaches, highly qualified sportsmen acknowledge the need for the boxers' moral-volitional and ethical qualities formation and at the same time in practical activity main attention pay to physical and technical - tactical readiness. Such kind of approach doesn't provide effective training and competitive activity, realization of the kinesiological potential of the sportsmen. In terms of a conceptual thesis of A.N. Leont'ev (1984), about consciousness and activity unity, moral-volitional qualities demonstration is the function of the whole organism as the motor- coordinating qualities indices increase, an organism's functional state and technical - tactical readiness improvement.

Research methods: scientific and methodical literature analysis and summarizing, testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.

Materials. The article reveals the role of moral-volitional qualities as one of the main structural components of the wrestlers' sport training system. The research materials, presented in the article, allowed to reveal the most important moral-volitional and ethical qualities which influence reliability and stability of competitive activity and reveal the orientation and notional content of the studied personal parameters.

Results. The author created the methodology of the boxers' main moral-volitional qualities formation, taking into account the specificity of their development in the process of interaction with an opponent. Such kind of approach to moral-volitional qualities study allowed to create informative evaluation criteria of the degree of their formation, approved during the pedagogical experiment. This allowed to reveal different approaches to self-control, perseverance, diligence, resolution upbringing and formation of other qualitative personality parameters.

Conclusion. The pedagogical experiment results showed the expediency and effectiveness of the created methodology in the process of mastering the technique of onrushing and defensive actions; the development of the leading moral-volitional qualities has a great influence on sportsmanship improvement of qualified boxers.

Введение. Среди различных видов спорта бокс занимает особое место, так как очередной бой на ринге представляет для каждого спортсмена серьезное испытание с возможными тяжелыми последствиями для здоровья. При атакующих ударах в нижнюю челюсть, переносицу, висок, сонную артерию и другие болевые точки часто возникает состояние нокдауна или нокаута с потерей сознания от болевого шока. При проведении атакующего приема в солнечное сплетение появляется резкая боль, остановка дыхания, замедление сердечного ритма, снижение артериального давления. Раздражение окончаний чревного нерва влияет на состояние сосудов двигательного центра, а также центра сердечных нервов, вызывая шок, сопровождающийся торможением сердечной деятельности. Повторные нокауты способны вызывать тяжелые расстройства нервной деятельности, поэтому боксеры после нокаута в течение определенного времени не допускаются к соревнованиям.

В ходе боксерского поединка в отдельных раундах мощность работы единоборца достигает таких высоких показателей, что длительности перерыва между раундами не хватает для восстановления организма. Боксеру приходится продолжать бой в состоянии кислородного долга и других функциональных изменений, что связано с проявлением волевых качеств. Избежать нокаута или нокдауна или снизить силу атакующего удара противника можно двумя путями:

- своевременно уйти от мощного ударного действия, разорвав дистанцию;

- использовать эффективные защитные приемы (отклоны, уклоны и др.).

Реализация данных способов обусловлена высоким уровнем технико-тактического мастерства, позволяющего своевременно распознать предстоящий атакующий прием по первым подготовительным действиям. Затем боксеру при сохранении максимального самообладания, необходимо своевременно предпринять действия, позволяющие избежать атаки и, опережая планы противника, провести мощную контратаку [4, 5, 7].

Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование роли и места морально-волевых качеств в повышении спортивного мастерства боксера.

Задачи:

1. Выявить наиболее значимые морально-волевые качества, необходимые боксеру для успешного противостояния опытному противнику.

2. Разработать методику формирования ведущих морально-волевых качеств и проверить ее эффективность в процессе педагогического эксперимента-

Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результативность действий боксера в решающей степени обусловлена уровнем развития скоростно-силовых качеств. Мышцы единоборца должны развивать значительную силу, обеспечивающую мощность атакующего удара с последующим быстрым сокращением и расслаблением. Высокая скорость и неожиданность выполнения ударного действия не позволяет противнику адекватно отреагировать и своевременно предпринять эффективные защитные приемы. Следовательно, скорость двигательной реакции боксера является одним из важнейших параметров его технико-тактической подготовленности [2, 4, 8 ].

Быстрота движений обусловлена сложным циклом нейро-физиологических и биомеханических процессов; навыками распределения мышечных сил на раунд, а также на всю продолжительность боксерского поединка. Скорость выполнения технических приемов в значительной мере детерминирована работой периферического двигательного аппарата с его сложной многозвенной кинематической системой и зависит от деятельности неоднородных центральных механизмов управления движениями, находящихся на различных уровнях центральной нервной системы и представляющих собой иерархическую систему управления. В состав центральных механизмов, наряду с двигательными центрами, входят также вегетативные, обеспечивающие соответствие интенсивности движений уровню вегетативных процессов и сенсорных центров, контролирующих и корригирующих выполняемые действия [8, 9].

Проявление скоростных качеств связано с психо-эмоциональным состоянием боксера, обусловленным типом нервной деятельности, характером и величиной внешних и внутренних раздражителей, уровнем сформированности волевых качеств, способностью противостоять стрессовым ситуациям. Таким образом, скорость двигательной реакции является функцией всего организма.

Целенаправленное, систематическое формирование морально-волевых качеств является важной составляющей системы спортивной подготовки боксеров. По мнению ведущих специалистов, основополагающими морально-волевыми качествами единоборцев являются: самообладание, настойчивость, трудолюбие, дисциплинированность, решительность и смелость [3, 5, 6].

Каждое морально-волевое качество является сложным по своему содержанию, имеет ряд структурных элементов (рис. 1) и оценивается по соответствующим критериям. Развитие и совершенствование данных свойств личности осуществлялось при использовании разработанной нами методики, предусматривающей применение специальных критериев оценки, апробированных в ходе проведения педагогического эксперимента.

В процессе боксерского поединка выявлялась степень проявления ведущих морально-волевых качеств по пятибалльной системе. Оценивались основные признаки проявления каждого из рассматриваемых свойств личности.

Критерии оценки: Самообладание

5 баллов - сохранение устойчивого положительного психо-эмоционального состояния при взаимодействии с сильным, опытным противником после пропущенного удара. Рациональная техника двигательных действий при изменении темпо-ритмовых параметров двигательных действий; контроль

действий противника и при его атаках использование эффективных защитных приемов; сохранение индивидуального двигательного ритма после серии атакующих приемов противника;

4 балла - быстрое возвращение к нормальному психоэмоциональному состоянию после пропущенного удара; высокий уровень ориентировки в пространстве и времени под воздействием отрицательных факторов; сохранение контроля за ситуацией; восстановление индивидуального двигательного ритма после серии атакующих действий противника, увеличение скорости движений во время контратаки;

3 балла - снижение психо-эмоционального состояния после пропущенного удара; ухудшение ориентировки в пространстве и времени, контроль действий противника к концу раунда; увеличение скорости движений после атаки противника в течение первого раунда;

2 балла - управление психо-эмоциональным состоянием до первого пропущенного удара соперника, снижение темпа и ритма движений под натиском противника, нарушение координации движений и контроля ситуации после серии атакующих действий соперника;

1 балл - неготовность к достойному сопротивлению противнику в течение всего боя, снижение двигательной активности к концу первого раунда.

Самообладание

Ведущие морально-волевые качества

Настойчивость

Трудолюбие

Дисциплиниро-

1

Решительность

Структурные компоненты

1. Управление психоэмоциональным состоянием в стрессовой ситуации 1. Готовность к многократному повторению технического приема до деталей его 1. Многократное повторение технического приема до его усвоения в заданный период 1. Выполнение установленного режима тренировочно-соревновательной 1. Способность противостоять более опытному противнику

2. Эффективное выполнение двигательных действий при наличии отрицательных 2. Способность к реализации поставленной задачи I стрессовой ситуации 2. Стремление к усвоению технического приема путем большого количества 2. Четкая организация всех видов собственной деятельности 2. Сохранение уверенности в стрессовой ситуации

3. Контроль действий противника в состоянии утомления 3. Успешное выполнение двигательных действий в 3. Выполнение двигательных заданий в дополнительное время 3. Выполнение индивидуальных рекомендаций тренера по самоподготовке 3. Готовность к рискованным действиям

4. Сохранение рационального индивидуально го двигательного ритма I сложной ситуации 4. Способность к концентрации мышечных усилий после пропущенного удара 4. Самостоятельное повторение моторных актов в разнообразных условиях 4. Контроль своего поведения, действий и поступков 4. Способность к продолжению боя после нокдауна

5. Увеличение скорости движений в ходе противодействия соперника 5. Активное завершение боя в состоянии утомления 5. Выполнение заданного объема тренировочной нагрузки при ухудшении психоэмоционального состояния 5. Подчинение своих личных интересов коллективным 5. Выполнение эффективных действий в ходе поединка с более сильным

Рис. 1. Структурное содержание основных морально-волевых качеств боксера

Настой чивость

5 баллов - многократное повторение технического приема до его полного усвоения; умение добиваться поставленной цели в сложных условиях поединка;

4 балла - способность к большому количеству повторений технического приема до усвоения деталей техники; успешное проведение атаки в неблагоприятных условиях; концентрация внимания на действиях противника, сохранение двигательной активности до конца поединка;

3 балла - выполнение поставленной задачи в дополнительное время, снижение двигательной активности после пропущенного удара;

2 балла - периодическое снижение двигательной активности во время боя, неготовность к выполнению эффективных приемов в неблагоприятной ситуации;

1 балл - быстрая утомляемость при отработке усваиваемого технического приема; выполнение поставленной задачи к концу тренировки; значительное снижение двигательной активности после первого раунда.

Трудолюбие

5 баллов - отработка технического приема до отдельных деталей на занятиях и после тренировки; сохранение двигательной активности в состоянии утомления, систематическое выполнение заданного объема тренировочной нагрузки, несмотря на утомление и неблагоприятные условия;

4 балла - самостоятельная отработка техники моторных актов после тренировки в состоянии утомления, некоторое снижение двигательной активности в сложных условиях и при ухудшении психо-эмоционального состояния;

3 балла - выполнение заданного объема тренировочной нагрузки только при положительном психо-эмоциональном состоянии и хорошей работоспособности;

2 балла - неготовность к отработке технических приемов после окончания тренировки; неумение справиться с заданным объемом работы;

1 балл - частичное выполнение двигательных заданий, неумение контролировать психо-эмоциональное состояние.

Дисциплинированность

5 баллов - четкое выполнение установленного режима тренировочно-соревновательной деятельности; соблюдение установленных правил поведения в спортклубе; контроль своих поступков и поведения, умение подчинить свои действия интересам команды;

4 балла - незначительные отклонения от установленного режима спортивной подготовки; способность к объективной оценке своих поступков

3 балла - периодические нарушения установленного режима тренировочно-соревновательной деятельности; неумение четко соблюдать собственный режим;

2 балла - неготовность к соблюдению режима спортивной подготовки, постановка своих интересов выше интересов команды;

1 балл - неумение четко организовывать свою деятельность. Неготовность соблюдать режим тренировочно-соревновательной деятельности.

Решительность и смелость

5 баллов - психологическая готовность к встрече с более сильным и опытным противником; контроль своих действий в стрессовой ситуации; сохранение уверенности в себе после пропущенного удара;

4 балла - достойное противоборство с опытным соперником; уверенность в своих силах, готовность к риску, умение найти выход из сложной ситуации;

3 балла - психологическое напряжение перед встречей с сильным соперником, затруднения с выбором эффективных действий в стрессовой ситуации;

2 балла - неуверенность при взаимодействии с более опытным противником, растерянность в опасный момент, неумение контролировать свои действия;

1 балл - неготовность к встрече с сильным противником, к эффективным действиям в стрессовой ситуации.

Формирование морально-волевых качеств является длительным и сложным процессом, требующим организации педагогических условий двигательной деятельности, способствующих их проявлению, а также использования их оценки.

Результаты исследования и их обсуждение. Для проверки данного положения был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 42 квалифицированных боксера (I и КМС) в возрасте 15-17 лет. Были организованы контрольная (КГ) группа - 20 человек и экспериментальная (ЭГ) группа - 22 человека.

В КГ тренировочный процесс проводился по традиционной методике в соответствии с программой спортивной подготовки, утвержденной федерацией бокса РФ (2007 г) [1 ]. В ЭГ использовалась разработанная нами методика формирования морально-волевых и нравственных качеств. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходного уровня физической подготовленности с использованием следующих контрольных упражнений: бега на 30 м (с), 100 м (с) и 1000 м (мин), прыжка в длину с места (см), подтягивания в висе на перекладине (кол-во раз).

Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности боксеров КГ и ЭГ (р>0,05).

Уровень сформированности ведущих морально-волевых качеств определялся с учетом особенностей каждого спортсмена по разработанным нами критериям оценки. Обработка полученных данных показала отсутствие существенных различий по уровню сформированности самообладания, настойчивости, трудолюбия, дисциплинированности, решительности и смелости у боксеров КГ и ЭГ (р>0.05).

Воспитание морально-волевых и нравственных качеств осуществлялось в процессе спортивной подготовки боксеров ЭГ путем организации условий, требующих их проявления. Так, формирование самообладания осуществлялось в процессе взаимодействия с двумя-тремя партнерами разного уровня квалификации, опыта соревновательной деятельности, стиля ведения боя. Спарринги, учебные бои, длительностью в один-два раунда, проводились в высоком темпе, активно наступательной манере и прекращались при первых признаках снижения основных параметров боксерского поединка.

В предсоревновательном периоде на тренировку приглашались квалифицированные боксеры из другого спортивного клуба более высокой весовой категории. Перед поединком с противником перед боксером ЭГ ставилась конкретная задача. Например, контроль действия противника в течение всего боя, не использовать ближнюю дистанцию; после каждой атаки противника увеличивать скорость моторных актов, использовать защитные приемы из различных групп (рукой, телом, передвижением) и т.д.

Для воспитания настойчивости предлагались следующие двигательные задания:

- многократное повторение усваиваемого технического приема (с использованием боксерских снарядов, с партнерами разных стилей ведения боя и т.д.) до четкого усвоения всех его деталей;

- повторение двигательного задания в дополнительное время после тренировки с постепенным увеличением скорости движений; изменением темпо-ритмовых параметров с максимальным приложением мышечных усилий в завершающей фазе атакующего удара; на фоне утомления в точном соответствии с его пространственно-временными и пространственно-силовыми характеристиками;

- выполнение заданного количества ударных действий за одну минуту и т.д.

Воспитание трудолюбия связано не только с повышением двигательной активности

на тренировочном занятии, но и с самостоятельным выполнением комплекса специальных двигательных заданий, в свободное от тренировки время, независимо от психоэмоционального состояния.

Дисциплинированность формировалась в условиях чётко установленного жёсткого режима тренировочно-соревновательной деятельности: с исключением опозданий к началу занятий, пропусков; чётким соответствием тренировочной нагрузки и отдыха, выполнением в свободное время всех дополнительных заданий, обеспечивающих повышение показателей тренированности; точным соблюдением установленных требований; подчинением всех видов своей деятельности реализации ближайших и перспективных целей спортивной подготовки и т.д.

Решительность и смелость воспитывались при усвоении технических приёмов, связанных с риском, требующих максимальной собранности, внимания, поиска эффективных способов решения тактических задач, усвоения техники результативных ложных движений; навыков прогнозирования действий противника по первым подготовительным упражнениям.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование показателей физической подготовленности с целью выявления их динамики, а также изменений уровня сформированности морально-волевых качеств. Анализ полученных данных показал, что результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, однако у боксёров ЭГ показатели оказались существенно выше. Так, в КГ при исходных данных в беге на 30 м 5,35±0,34с к окончанию педагогического эксперимента показатели выросли на 3,1% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 5,34±0,29 с прирост составил 6,3% (р>0,05). В КГ при исходных показателях в беге на 100м 14,17±0,89 с к окончанию педагогического эксперимента данные улучшились на 4,11% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 14,19±0,77 с прирост составил 7,02% (р>0,05); в прыжке в длину с места в КГ при исходных данных 197,22±10,31 см к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли на 5,24% (р>0,05); в ЭГ, соответственно при исходных данных 195,88±13,41 см прирост составил 11,48% (р<0,05).

Анализ показателей сформированности ведущих морально-волевых качеств показал, что они возросли в обеих группах, однако степень их увеличения оказалась разной. Так, в КГ при исходных данных сформированности самообладания 3,37±0,24 балла к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились на 5,27% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,22±0,16 балла прирост составил 19,83% (р<0,05). В КГ при исходных данных проявления настойчивости 3,44±0,26 балла прирост составил 6,57% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 3,52±0,20 балла показатели выросли на 27,17% (р<0,05). В КГ при исходных данных трудолюбия 3,86±0,30 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели выросли на 7,12% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,79±0,31 балла к завершению педагогического эксперимента прирост результатов составил 23,41% (р<0,05). Подобная тенденция улучшения показателей была выявлена и по другим морально-волевым качествам.

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что морально-волевые качества являются важным компонентом системы спортивной подготовленности боксёров. Материалы исследования свидетельствуют о зависимости двигательной активности; способности к усвоению рациональной техники атакующих и защитных приёмов; формированию готовности к решению тактических задач от уровня сформированности таких морально-волевых качеств, как самообладание, настойчивость, трудолюбие, решительность, дисциплинированность, смелость и др.

В боксе большое значение имеет скорость двигательной реакции, а также быстрота двигательных действий, в становлении которых принимают участие центральная нервная система, а также другие функциональные системы, под воздействием которых осуществляется развитие и совершенствование морально-волевых и нравственных качеств. Это позволяет поставить их по степени важности на один уровень с развитием

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

качественных сторон двигательной деятельности; повышением технико-тактической, психологической и мыслительной деятельности. Результаты педагогического эксперимента показали, что прирост ведущих морально-волевых качеств существенно влияет на дальнейший рост спортивного мастерства квалифицированных боксёров.

Литература.

1. Акопян, А.О. Бокс : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.О. Акопян, Е.В. Калмыков, Г.В. Кургузов. - М. : Советский спорт, 2005. - 71 с.

2. Колесник, И.С. Актуализация проблемы формирования личности в процессе занятий боксом / И.С. Колесник // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 5. - С. 46-48.

3. Колесник, И.С. Личность боксера / И.С. Колесник. - М. : Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2008. - 159 с., ил.

4. Колесник, И.С. Структура и содержание спортивной подготовки боксеров 15-17 лет / И.С. Колесник. - Ульяновск, 2010. - 342 с.

5. Кузнецова, З.М. Методика интенсивности базовой технико-тактической подготовки боксеров-новичков / З.М. Кузнецова, Ш.Р. Зайнуллин // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 9. -75 с.

6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. Т.2 - М. : Педагогика.

- 1983. - С.94-231.

7. Медведев, В.А. Психологическая подготовка боксеров : методическая разработка для слушателей высшей школы тренеров, факультета повышения квалификации академии / В.А. Медведев, В.Г. Черный. -М. : РГАФК, 1992. - 35 с.

8. Назаренко, Л.Д. Физиология физических упражнений / Л.Д. Назаренко, И.С. Колесник. -Ульяновск,2011. - 255 с.

9. Худадов, Н.А. Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации : дис.. канд. пед. наук / Н.А. Худадов. - Москва, 1997. - 150 с.

Bibliography

5. Akopyan, A.O. Boxing: a model program of sport training for sport schools for children and youth, specialized schools for children and youth of the Olympic reserve / A.O. Akopyan, E.V. Kalmyikov, G.V. Kurguzov.

- Moscow: Soviet sport, 2005. - 71 p.

6. Kolesnik, I.S. Actualization of the problem of personality formation while going in for boxing / I.S. Kolesnik // Theory and practice of physical culture. - 2007. - № 5. - P. 46-48.

7. Kolesnik, I.S. A boxer's personality / I.S. Kolesnik. - Moscow: Scientific- publishing center "Theory and practice of physical culture and sport", 2008. - 159 p., illustrated.

8. Kolesnik, I.S Structure and content of sport training of 15-17 year old boxers / I.S. Kolesnik. -Ulyanovsk, 2010. - 342 p.

9. Kuznetsova, Z.M. The methodology of a base technical-tactical training intensity of the boxers-beginners / Z.M. Kuznetsova, S.R. Zainullin // Theory and practice of physical culture. - 2007. - № 9. -75 p.

10. Leont'ev, A.N. Chosen psychological works / A.N. Leont'ev. Volume 2 - Moscow: Pedagogics. - 1983.

- P. 94-231.

11. Medvedev, V.A. Psychological training of the boxers: methodical manual for the audience of high school of coaches, of the qualification improvement faculty / V.A. Medvedev, V.G. Cherni. - Moscow: Russian State Academy of Physical Culture, 1992. - 35 p.

12. Nazarenko, L.D. Physiology of physical exercises / L.D. Nazarenko, I.S. Kolesnik. - Ulyanovsk, 2010. -

255 p.

13. Khudadov, N.A. Psychological - pedagogical basis of highly qualified wrestlers' sport activity: thesis of the candidate of pedagogics / N.A. Khudadov.- Moscow, 1997.- 150 p.

Статья поступила в редакцию: 12.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.