DOI 10.14526/01_1111_98 УДК 796. 072 ББК 75.1
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
СПОРТСМЕНОВ
Е.А. Анисимова - кандидат педагогических наук, доцент Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия,
432700
Е-mail: ld [email protected]
Аннотация. Повышение результативности соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов является сложной проблемой, привлекающей внимание опытных тренеров и творчески мыслящих спортсменов. Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что попытки дальнейшего развития скоростно-силовых качеств, поиска путей выявления оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочной нагрузки, реализация волевого потенциала не дают ожидаемого эффекта. Это стало одной из причин обращения спортсменов к фармакологическим средствам, активизирующим кинезиологический потенциал. В то же время специалисты по психологии, биомеханике, теории спортивной подготовки, философии, педагогике считают, что использованы на все способы повышения интеллектуальных и двигательных возможностей спортсменов. Материал.Практика мирового спорта показывает, что в разных условиях соревновательной деятельности, атлеты с одним и тем же уровнем функционального состояния, психологической, физической и технической подготовленности показывают различные результаты. Очевидно, что до настоящего времени недостаточно исследованы возможности человеческого организма, способствующие повышению спортивных результатов. Методы: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. В данной статье раскрывается значимость углубления теоретической подготовки путем более глубокого осмысления основополагающих методологических подходов: системного, личностно-ориентированного, культурологического, синергетического, использование которых способствует активизации внутренних процессов, стимулирующих интеллектуальную и двигательную деятельность, что позволяет выйти за пределы привычных представлений о построении тренировочного процесса. Теоретическая подготовка включает широкий круг вопросов, решение которых позволяет на более высоком уровне совершенствовать систему спортивной подготовки, обеспечивающей рост высоких результатов. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали, что включение интеллекта спортсмена, использование анализа накопленного субъектного опыта, возникающих ощущений и специфических чувств настраивают атлетов на поиск путей самосовершенствования, реализации природного потенциала для достижения планируемого результата.
Ключевые слова: бег, спринтерские дистанции, методологические подходы, техническая, физическая подготовленность, методика, педагогический эксперимент.
CONCEPTUAL BASIS OF SPORTS TRAINING SYSTEM INCREASE EFFECTIVENESS AMONG QUALIFIED SPORTSMEN
Elena A. Anisimova Ludmila D. Nazarenko
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: ld [email protected]
Annotation. Competitive activity effectiveness increase among highly-qualified sportsmen is a difficult problem, which attracts attention of the experienced trainers and creatively thinking sportsmen. Special literature analysis shows that further attempts of speed-power qualities development, the search for the ways of an optimal ratio of the volume and intensity of the training load, volitional potential realization don't give the desired effect. It was one of the reasons why sportsmen started to use pharmacological means, which activate kinesiological potential. At the same time specialists in psychology, biomechanics, theory of sports training, philosophy, pedagogics, consider that not all ways of intellectual and motional abilities of sportsmen increase are used. Material. The practice of world sport shows that in different conditions of competitive activity, the athletes with the same level of functional state, psychological, physical and technical readiness show different results. It is obvious, that till now the abilities of a man's organism, which provide sports results increase, haven't been studied enough.Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and systematization, pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation. Results. The article reveals the importance of theoretical training by means of deeper realization of the main methodological approaches: system, personality-oriented, culturological, synergic, the use of which provides inner processes activation, intellectual and motional activity stimulation and it helps to leave the bounds of usual notions of the training process organization. Theoretical training includes a wide variety of questions, the solution of which helps to improve the system of sports training, providing high sports results. Conclusion. Pedagogical experiment results showed, that a sportsman's intellect activation, the analysis use of the accumulated subjective experience, appearing feelings and specific senses set athletes to the search for self-development ways, the ways of natural potential realization for a planned result achievement.
Keywords: running, sprint distances, methodological approaches, technical, physical readiness, methodology, pedagogical experiment.
Актуальность. Современные
тенденции развития теории и практики спортивной подготовки: повышение требований к физической, технико-тактической, психологической
подготовленности; возрастание объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок;
обусловливают необходимость разработки принципиально новых подходов к совершенствованию тренировочного
процесса. Анализ научной и научно-методической литературы свидетельствует
о том, что объемы нервно-мышечных нагрузок достигли своего предела [3, 5, 13, 16]. Дальнейшее совершенствование системы спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов должно идти другим путем. Исследование выдающихся спортивных достижений в беге, прыжках в длину, в метании копья, молота и других видах спорта показало, что рекордные результаты
устанавливаются в момент наивысшей готовности организма без
сверхнапряжения мышечных усилий.
Спорт оказывает разностороннее воздействие на организм, развивает его физиологические системы, повышает уровень интеллектуальной и двигательной активности, способствует реализации волевого потенциала. Это позволяет на определенном этапе спортивной деятельности достичь намеченных результатов, которые должны возрастать по мере дальнейшего совершенствования техники выполнения соревновательных действий.
Спортивная деятельность имеет целенаправленный характер, реализует потребность субъекта в самопознании и самооценке способностей, необходимых для достижения планируемых результатов в избранном виде спорта как одного из способов самосовершенствования.
Большое значение процессу самопознания придавал еще Сократ, рассматривая его в качестве возможностей самооценки индивидом имеющихся способностей; осмысления собственной деятельности, гармонизации внутренних сил как условия получения удовлетворения. Раскрывая понятие «самопознание», Платон предложил на его основе термин «самосовершенствование» как стремление к достижению идеала [12, 15] .
Анализ научной и научно-методической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта, материалы собственных
исследований свидетельствуют о том, что далеко не все спортсмены с большой двигательной одаренностью достигают выдающихся результатов. В число основных причин неэффективного использования кинезиологического
потенциала атлетов входятнедооценка методологических подходов и
концептуальных положений,
определяющих направленность и содержание системы спортивной подготовки, выбор средств и методов тренировки; выявление физиологического механизма развития основополагающих качеств, определяющих уровень
физической и технико-тактической подготовленности [8-11].
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости разработки концепции повышения эффективности системы спортивной подготовки квалифицированных
спортсменов на основе использования основополагающих методологических подходов: системного, личностно-ориентированного, культурологического и синергетического.
Задачи:
1. Раскрыть особенности применения данных подходов в спортивной подготовке квалифицированных спортсменов.
2. Разработать методику реализации рассматриваемых методологических подходов и проверить ее эффективность в процессе педагогического эксперимента.
Материалы. В научной и научно-методической литературе подчеркивается, что рост спортивных результатов определяется уровнем развития
физических качеств, функциональной и технико-тактической подготовленности. Усилия многих тренеров и спортсменов сосредоточены на выявлении наиболее эффективных подготовительных и подводящих упражнений; оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочной нагрузки, реализации волевого потенциала. Однако
теоретическая подготовка охватывает более широкий круг вопросов, решение которых позволяет на более высоком уровне выдвигать идеи совершенствования системы спортивной подготовки, способной обеспечивать рост результатов на мировом уровне.
Отсутствие концептуальных
инструментов или ограниченность интеллектуальных способностей
определяют известные пределы развития и совершенствования для одних
спортсменов, но не являются препятствием для выдающихся достижений для других. У большинства людей интуитивное восприятие более развито, чем понимание,
однако без понимания механизма деятельности психосоматического
аппарата проблематично добиться планируемого уровня технико-
тактического мастерства.
В основу теоретической подготовки специалистов по спорту должны быть заложены, на наш взгляд,
методологические подходы, без реализации которых невозможно совершенствование современной системы спортивной подготовки.
Системный подход позволяет рассматривать объект исследования комплексно, моделировать условия роста спортивного мастерства индивида. Данные исследований С.Л. Рубинштейна, 2007, позволили установить соотношение внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие личности; благодаря внешнему влиянию
активизируются резервные возможности организма. Это подчеркивает значимость рациональной организации
тренировочного процесса, выдвигает высокие требования к компетентности тренера и творческому потенциалу атлета. В основу системного подхода заложено использование метода системного анализа как совокупности методологических приемов для обоснования и выбора эффективных способов решения той или иной проблемы. Системный анализ применяется для исследования ряда взаимосвязанных аспектов системы: поэлементного (содержания ее
компонентов); функционального (функции, выполняемые системой) и развивающего (дальнейшие перспективы развития). Под системным подходом, по мнению Ю.А. Конаржевского, 1989, понимается совокупность методов, идей, взглядов, направлений, критериев оценки, необходимых для исследования сложных процессов как целостных явлений. Применение системного подхода в спортивной подготовке позволяет:
- выявить структурные элементы тренировочного процесса и установить характер взаимосвязей между ними. Так,
повышение уровня спортивного мастерства требует соответствующих усилий; реализация поставленной цели связана с жесткой дисциплиной, развитием соответствующих морально-волевых
качеств, высокий уровень которых обусловливает духовно-нравственное развитие спортсмена. Это способствует повышению его самодисциплины, активизации волевого потенциала, что необходимо для осуществления контроля ситуации в условиях соревновательной деятельности.
- изучить закономерности спортивной тренировки, знание которых обеспечивает эффективность мышечной нагрузки. Главным принципом тренировочного процесса является достижение соответствия характера двигательных действий законам физики: (определение центра тяжести, количества движений, рычагов, углов падения тела и др.) Например, отклонение от параметров рациональной постановки стопы на опору или нерациональное расположение частей и звеньев тела обусловливают снижение скорости бега спринтера.
Личностно-ориентированн ый подход обусловливает способность педагогического воздействия к выбору, программированию, конструированию технологий, направленных на повышение уровня технической подготовленности спортсмена; дает возможность субъекту осознать степень соответствия уровня тренированности требованиям,
детерминирующим повышение
результативности соревновательной
деятельности. Личностно-
ориентированный подход необходимо рассматривать как методологическую основу педагогической деятельности, направленной на саморазвитие, самореализацию личности, развитие ее индивидуальности. Он базируется на принципах:
- самоактуализации (потребность спортсмена в реализации своих возможностей и способностей, кинезиологического потенциала;
- индивидуальности (создание условий для проявления личностных свойств и установления их влияния на рост спортивных результатов);
- субъективности (использование средств, методов и форм тренировочных занятий, раскрывающих и обогащающих личный опыт спортсмена);
- успешности (организация деятельности, повышающей психофизические ресурсы организма атлета; выявление специфических проявлений техники двигательных действий для разработки ее индивидуального варианта, соответствующего особенностям психосоматического аппарата спортсмена).
Обеспечение тренером творческой атмосферы, положительного психоэмоционального состояния создает условия для возникновения у спортсмена оригинальных мыслей, идей по решению сложных двигательных задач.
Культурологический подход
обеспечивает усвоение спортивной культуры, что связано с развитием познавательных интересов, мышления; реализацией творческого потенциала, повышением показателей морально-волевых и нравственных качеств. В процессе спортивной деятельности процесс мышления необходимо рассматривать с позиций накопления и обобщения личного опыта атлета, анализ которого предоставляет возможность для прогнозирования результатов
соревновательной деятельности; более эффективного управления тренировочным процессом. Развитие мышления в спорте невозможно без усвоения и переработки новой информации, ее осмысления, использования для программирования своей деятельности; разработки модели как внутреннего видения своего развития в заданном направлении; понимания причин остановки роста спортивного мастерства и собственных возможностей.
Спортивная деятельность
характеризуется возникновением мощного импульса положительных эмоций при
реализации целей и задач соревновательной борьбы, что дает организму возможность успешно справляться с нервно-психическими и мышечными нагрузками, добиваться высоких спортивных результатов.
Синергетический подход основан на преобразовании нелинейных и
неравновесных структур и синтезирует научные знания на всех этапах общественного развития. Он дает возможность изучения характера взаимодействия структурных элементов и систем, путем интеграции различных дисциплин. Сущность синергетического подхода состоит в реализации принципа целостности и используется нами в качестве методологической основы разработки модели
самосовершенствования личности
средствами спорта. Использование синергетического подхода в
тренировочном процессе способствует формированию навыков мышления в параметрах, выходящих за рамки обычных представлений о способах повышения роста спортивных результатов. Переступая через границы установленного идеала интеллектуального, психологического и физического развития, можно существенно повысить уровень спортивного мастерства путем более тонкой организации взаимодействия отдельных
физиологических систем, установления между ними более тесных взаимосвязей [10,14 ].
Одним из условий выхода на новый этап функционирования организма является понимание спортсменом необходимости установления
рационального взаимодействия
интеллектуальной и двигательной деятельности. Результатом такого взаимодействия станет достижение амплитуды двигательных действий, рационального соотношения ведущих параметров беговых шагов, свободы и легкости движений.
Анализ философской, психолого-педагогической и спортивной литературы,
материалы наших собственных
исследований свидетельствуют о том, что реализация рассматриваемых
методологических подходов к
совершенствованию системы спортивной подготовки направлена на следующее:
- формирование у спортсменов специальных знаний на основе актуализации и расширения их субъективного опыта;
- предоставление атлету возможности выбора индивидуальных способов самовыражения и саморазвития стимулирования к поиску путей достижения успешности;
- формирование индивидуального стиля спортивной деятельности;
- выявление перспектив своего саморазвития и самосовершенствования средствами спорта [ 11].
Результаты и их обсуждение. С целью проверки эффективности предложенной концепции
совершенствования системы спортивной подготовки был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие квалифицированные бегуны на короткие дистанции (I разряд, КМС и МС) в возрасте 19-22 лет в количестве 24 человек. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 12 человек в каждой. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходного уровня физической и специальной беговой подготовленности.
Для оценки физической
подготовленности использовались
следующие тесты: бег 30 м с высокого старта (с); бег 600 м (мин); прыжок с места с толчком двух (см); пятикратный прыжок (м); толкание ядра (5 кг) двумя руками вперед (м); толкание ядра (4 кг) спиной вперед (м). С целью определения специальной беговой подготовленности использовались следующие контрольные упражнения: бег 60 м с высокого старта (с); бег 3000 м с высокого старта (м); тройной прыжок с места (м); десятикратный прыжок с места (м).
Анализ материалов исследования не выявил существенных различий по уровню физической и специальной беговой подготовленности спортсменов КГ и ЭГ (р>0,05). Тренировочные занятия в КГ проводились по традиционной методике, в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных бегунов на короткие дистанции, рекомендованной федерацией легкой атлетики России. В ЭГ использовалась разработанная нами методика, основанная на применении системного, личностно-ориентированного, культурологического и синергетического подходов, позволяющих рассматривать возможность более эффективного использования резервных возможностей организма спортсмена с учетом уровня их физической и технической
подготовленности.Это обусловило выбор средств специальной беговой подготовки и совершенствования индивидуальной
техники квалифицированных спринтеров, направленных на решение задач саморазвития и самосовершенствования. На каждом тренировочном занятии спортсмены выполняли задания, требующие аналитических способностей, установки на улучшение скорости в каждой попытке:
- пробегание отрезка с ходу на максимальной скорости соревновательной дистанции 30 м с одинаковой длиной беговых шагов. Точность выполнения упражнения определяется по отпечаткам обуви, расстояние между которыми измеряется с точностью до 1 см;
- пробегание отрезка 30 м с ходу шесть раз подряд с одинаковой максимальной скоростью. Точность результата оценивается с помощью электронного миллисекундомера;
- бег с максимальной скоростью на отрезке 30 м при сохранении заданной величины суставных углов нижних конечностей. Выполнение задания оценивается с помощью видеосъемки или при использовании специального контролирующего устройства [ 2].
- пробегание дистанции 100 м, с увеличением скорости после обычной каждой из трех попыток;
- сохранение заданной скорости бега на 100 м в утяжеленной обуви, затем снова в обычной и т.д.
В спринтерском беге большое значение имеет своевременное финишное ускорение, что требует сформированности «чувства времени», «чувства дистанции» и «чувства скорости», формирование которых требует определенного уровня развития ловкости и точности двигательных действий. С этой целью спортсмены ЭГ выполняли следующие специальные упражнения:
- финишное ускорение, начиная с середины дистанции 100 м;
- финишное ускорение после пробегания двух третей дистанции 100 м;
- финишное ускорение после преодоления трех четвертей дистанции 100 м;
- финишное ускорение по сигналу тренера;
- финишный рывок за 15 метров до конца дистанции.
Отталкивание от опоры является основным звеном техники беговых шагов. Формирование навыков рационального отталкивания осуществляется с помощью следующих заданий:
- при пробегании с ходу отрезка 30 м каждое последующее отталкивание выполняется быстрее предыдущего;
- преодоление отрезка дистанции 30 м в паре с более сильным спринтером, с такой же скоростью;
- выполнение стартового ускорения с постепенным увеличением скорости до окончания 100 метровой дистанции.
Двигательные задания,
направленные на развитие скорости, ловкости и точности движений, необходимо чередовать с упражнениями на расслабление, восстановление дыхания, массажем. Большое значение в методике формирования скоростных качеств отводилось:
- обеспечению положительного психо-эмоционального состояния;
- использованию специальных психологических приемов, средств природы;
- постоянной смене условий выполнения серии беговых упражнений;
- применению технических устройств контроля и коррекции основных параметров беговых шагов [1, 2];
- использованию разнообразных методов спортивной подготовки при значительном внимании к игровым и соревновательным моментам, способствующим повышению уровня развития ловкости и точности двигательных действий.
При анализе выполнения скоростных упражнений у бегунов выяснялись условия возникновения положительных эмоций; ощущений, вызывающих чувство удовлетворения тренировочной нагрузкой, основным из которых является специфическое для высококвалифицированных спринтеров «чувства полета» как результат достижения спортивного мастерства.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики полученных результатов. Анализ полученных данных показал, что улучшение результатов произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, при существенном преимуществе спортсменов ЭГ. Показатели физической подготовленности бегунов на короткие дистанции изменились следующим образом. При исходных данных в беге на 30 м с высокого старта в КГ 3,09±0,12 с к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 3,01±0,10 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,10±0,13 с к завершению педагогического
эксперимента результаты возросли до 2,71±0,19 с (р<0,05). При исходных данных в беге на 600 м в КГ 1,32,03±0,15 с к окончанию педагогического
эксперимента показатели улучшились до
1,30,14±0,22 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 1,32,07±0,19 с к завершению педагогического эксперимента результаты повысились и составили 1,23,18±0,20 с (р<0,20). Подобная тенденция изменения показателей физической подготовленности была выявлена и по другим тестам.
Динамика показателей специальной беговой подготовленности спринтеров КГ и ЭГ была следующей. При исходных данных в беге на 60 м с высокого старта в КГ 7,21±0,15 с после окончания педагогического эксперимента результаты улучшились до 7,03±0,13 с (р<0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 7,22±0,18 с после завершения педагогического эксперимента показатели возросли и составили 6,62±0,11 с (р>0,05); при исходных данных в беге на 150 м с высокого старта в КГ 18,07±0,16 с к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 17,07±0,14 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 18,09±0,15 с к завершению педагогического
эксперимента данные возросли и составили 15,39±0,12 с (р<0,05). Подобный характер улучшения показателей специальной беговой подготовленности был выявлен и по другим контрольным упражнениям.
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной нами методики реализации системного, личностно-ориентированного, культурологического и синергетического подходов с целью повышения результативности системы спортивной подготовки квалифицированных
спринтеров. Использование данных подходов обеспечивает принцип целостности при решении данной проблемы с учетом единства: теоретического и практического, внешнего и внутреннего, рационального и эмоционального, общего и
индивидуального. Это активизирует процесс самопознания и
самосовершенствования средствами
спорта, способствует повышению спортивного мастерства.
Литература
1. Анисимова, Е. А. Управление движениями в беге на короткие дистанции I Е. А. Анисимова, А. H. Катенков II Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -Шбережные Челны. - 2013. - № 4(29). - С. 31-3б (Режим доступа к журн. : http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal.
2. Анисимова, E. А. Совершенствование техники бега на короткие дистанции I Е. А. Анисимова II Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Т. 30. - № 1 (30). - С. 14-19. (Режим доступа к журн.: http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal).
3. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека I В. К. Бальсевич. - M. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
4. Бернштейн, H. А. От рефлекса к модели будущего I H. А. Бернштейн. - M. : Смысл, 2004. - 239 с.
5. Бондарчук, А. П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса I А. П. Бондарчук. - M. : Олимпия Пресс, 2007. - 272 с.
6. Донской, Д. Д. Двигательная задача в спортивных действиях I Д. Д. Донской II Теория и практика физической культуры. - 1991. -№ 5-6. - С. 23-26.
7. Конаржевский, Ю. А. Что надо знать руководителю школы о системах, системном подходе и системном анализе I Ю. А: Конаржевский. - Челябинск : ЧГПИ, 1991. - 174 с.
8. Кузнецова, З. M. Возрождение олимпийской традиции I З. M. Кузнецова, Ю. П. Симаков II Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 10. [Электронный ресурс]. http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal).
9. Шзаренко, Л. Д. Физическая культура и спорт - средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи I Под ред. Л. Д. Hазаренко. - Ульяновск, 2012. - 191 с., п.л. 11,93, тираж 420.
10. 19. Nazarenko L. The leading role of the educational aspect in improving the system of sports training / L.Nazarenko, E.Anisimova // Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. - 47б-484 p.
11. Шзаренко, Л. Д. Воспитание в спорте I Л. Д. Hазаренко, Е. А. Анисимова II Теория и практика физической культуры и спорта. -Mосква, 2015. - 80 с. Тираж 500
12. Платон. Платон и его эпоха / Платон. - М. : Наука, 1979. - 318 с.
13. Пьянзин, А. И. Соразмерность параметров отталкивания в формировании модельных характеристик подготовленности квалифицированных спринтеров / А. И. Пьянзин, Е. В. Солоденов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 6. - С. 46-50.
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 584 с.
15. Сократ. Сократические сочинения / Сократ. - М. : Мир книги : Литература, 2007. - 367 с. (Великие мыслители).
16. Тюпа, В. В. Биомеханические основы техники спортивной ходьбы и бега / В. В. Тюпа, В. В. Аракелян, Ю. Н. Примаков. - М. : Олимпия, 2009. - 64 с.
References
1. Anisimova E. A., Katenkov A.N.
Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 4(29), pp. 31-36 (Access mode to a journal: http://www/kamgifk.chelny.net/iournal.
2. Anisimova E. A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2014, Volume 30, No. 1 (30), pp. 14-19. (Access mode to a journal: http://www/kamgifk.chelny.net/iournal).
3. Balsevich V. K. Ontokineziologiya cheloveka [A person's ontokinesiology], Moscow : Theory and practice of physical culture, 2000, 275 p.
4. Bernshteyn N. A. Ot refleksa k modeli budushchego [From a reflex to a model of the future], Moscow : Smysl, 2004, 239 p.
5. Bondarchuk A. P. Upravlenie trenirovochnym protsessom sportsmenov vysokogo klassa [The training process control of high class sportsmen], Moscow : Olympia Press, 2007, 272 p
6. Donskoy D. D. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 1991, No. 5-6, pp. 23-26.
7. Konarzhevskiy Y. A. Chto nado znat' rukovoditelyu shkoly o sistemakh, sistemnom podkhode i sistemnom analize [What the head of a school should know about the systems, system approach and system analysis], Chelyabinsk : Chelyabinsk State Pedagogical Institute, 1991, 174 p.
8. Kuznetsova Z. M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2009, No.10. [Electronic recourse]. http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal).
9. Nazarenko L. D. Fizicheskaya kul'tura i sport - sredstvo fizicheskogo, dukhovno-nravstvennogo razvitiya shkol'nikov i uchashcheisya molodezhi [Physical culture and sport is the means of physical, spiritual-moral development of schoolchildren and students], Ulyanovsk, 2012, 191 p.
10. Nazarenko L. The leading role of the educational aspect in the system of sports training improvement / L. Nazarenko, E. Anisimova // Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in America, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, August, 18-20, 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. - 476-484 p.
11. Nazarenko L. D., Anisimova E.A. Vospitanie v sporte [Upbringing in sport], Moscow, 2015, 80 p.
12. Platon. Platon i ego epokha [Plato. Plato and his epoch], Moscow : Science, 1979, 318 p.
13. Pyanzin A. I., Solodenov E.V.
Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, 2008, No. 6, pp. 46-50.
14. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchei psikhologii [The basis of general psychology], Saint-Petersburg : Piter, 2007, 584 p.
15. Sokrat. Sokraticheskie sochineniya [Socrates. Works by Socrates], Moscow : World of a book : Literature, 2007, 367 p. (Great speculators).
16. Tyupa V. V., Arakelyan V. V., Primakov Y. N. Biomekhanicheskie osnovy tekhniki sportivnoi khod'by i bega [Biomechanical basis of sports walking and running technique], Moscow : Olimpia, 2009, 64 p.
Подано: 13.04.2016 г. Принято: 15.04.2016г.
Назаренко Людмила Дмитриевна — доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и гигиены человека и животных ФГБОУ « Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4. e-mail: [email protected]
Анисимова Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра спортивных дисциплин физического воспитания ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4