Научная статья на тему 'Педагогические условия повышения скорости бега на короткие дистанции'

Педагогические условия повышения скорости бега на короткие дистанции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1423
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРИНТЕРСКИЙ БЕГ / SPRINT / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / INDIVIDUAL TECHNIQUE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / МЕТОДИКА / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенцов Д.В.

Повышение результативности соревновательной деятельности в беге на короткие дистанции требует комплексного подхода к разработке методики спортивной подготовки спринтеров, основанной на выявлении и учете механизма формирования скорости беговых шагов, а также педагогических условий, способствующих росту спортивного мастерства атлетов. Уровень спортивных достижений сильнейших бегунов на спринтерские дистанции достиг своих предельных значений. Дальнейший рост результатов требует выявления индивидуальных особенностей бегуна, его латентных возможностей и способностей, предрасположенности к данным беговым дистанциям. Материал. В данной статье основное внимание уделяется поиску, анализу и оценке способов повышения скорости беговых шагов на основе выявления индивидуальных особенностей выполнения двигательных действий с учетом ведущих параметров беговых шагов. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, разработка критериев оценки, киносъемка, статистическая обработка данных. Результаты. Повышение эффективности управления двигательной деятельностью путем выявления индивидуальных ошибок в общепринятой технике бега на короткие дистанции; разработка методических приемов, обеспечивающих предупреждение и исправление ошибок; создание педагогических условий способствовали совершенствованию индивидуальной техники ведущих характеристик беговых шагов. Автором разработана методика совершенствования индивидуальной техники бега и ее коррекции путем создания педагогических ситуаций, требующих самоконтроля за выполняемыми моторными актами, что способствует росту спортивного мастерства. Заключение. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной автором методики управления и коррекции движений спринтеров, в основе которой заложено формирование осознания спортсменами механизма увеличения скорости бега и способов повышения результативности соревновательной деятельности. Применение данной методики позволило выявить дополнительные резервы повышения спортивного мастерства в беге на короткие дистанции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семенцов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SPEED INCREASE IN SPRINT

Competitive activity effectiveness increase in sprint demands a complex approach to the methodology creation of sprinters training, which is based on the mechanism revelation and control of the running steps speed formation and on pedagogical conditions, providing sportsmanship improvement. The level of sport achievements of the strongest sprinters reached its limits. Further results increase demands a sprinter’s individual characteristics revelation, his latent abilities and skills, propensity for the given running distances revelation. Material. The main attention in this article is paid to the search, analysis and estimation of the ways of the running steps speed increase on the basis of individual peculiarities revelation of physical actions fulfillment, taking into account the leading parameters of the running steps. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, evaluation criteria creation, filming, statistical data manipulation. Results. The effectiveness increase of motional activity management by means of individual mistakes revelation in generally adopted sprint technique; methodical techniques creation, which provide mistakes prevention and correction; pedagogical conditions creation, which provide individual technique of the leading characteristics development of the running steps. The author created the methodology of individual running technique development and its correction by means of pedagogical situations creation, which demand self-control over fulfilled motor acts and it provides sportsmanship improvement. Conclusion. Pedagogical experiment results proved the effectiveness of created by the author methodology of sprinters’ movements management and correction. The methodology is based on sportsmen’s realization formation of the mechanism of the running speed increase and the ways of competitive activity effectiveness increase. This methodology application helped to reveal additional reserves of sportsmanship increase in sprint.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия повышения скорости бега на короткие дистанции»

УДК 796. 42 DOI 10.14526/01_1111_22

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ БЕГА НА

КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

Семенцов Д.В. - ассистент кафедры физического воспитания Ульяновский государственный педагогический университет им И.Н. Ульянова,

г. Ульяновск

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SPEED INCREASE IN SPRINT

Sementsov D.V. - assistant of physical upbringing department Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov,

Ulyanovsk

e-mail: elena funina@mail.ru

Ключевые слова: спринтерский бег, индивидуальная техника, педагогический эксперимент, методика.

Аннотация. Повышение результативности соревновательной деятельности в беге на короткие дистанции требует комплексного подхода к разработке методики спортивной подготовки спринтеров, основанной на выявлении и учете механизма формирования скорости беговых шагов, а также педагогических условий, способствующих росту спортивного мастерства атлетов. Уровень спортивных достижений сильнейших бегунов на спринтерские дистанции достиг своих предельных значений. Дальнейший рост результатов требует выявления индивидуальных особенностей бегуна, его латентных возможностей и способностей, предрасположенности к данным беговым дистанциям.

Материал. В данной статье основное внимание уделяется поиску, анализу и оценке способов повышения скорости беговых шагов на основе выявления индивидуальных особенностей выполнения двигательных действий с учетом ведущих параметров беговых шагов.

Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, разработка критериев оценки, киносъемка, статистическая обработка данных.

Результаты. Повышение эффективности управления двигательной деятельностью путем выявления индивидуальных ошибок в общепринятой технике бега на короткие дистанции; разработка методических приемов, обеспечивающих предупреждение и исправление ошибок; создание педагогических условий способствовали совершенствованию индивидуальной техники ведущих характеристик беговых шагов. Автором разработана методика совершенствования индивидуальной техники бега и ее коррекции путем создания педагогических ситуаций, требующих самоконтроля за выполняемыми моторными актами, что способствует росту спортивного мастерства.

Заключение. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной автором методики управления и коррекции движений спринтеров, в основе которой заложено формирование осознания спортсменами механизма увеличения скорости бега и способов повышения результативности соревновательной деятельности. Применение данной методики позволило выявить дополнительные резервы повышения спортивного мастерства в беге на короткие дистанции.

Keywords: sprint, individual technique, pedagogical experiment, methodology.

Annotation. Competitive activity effectiveness increase in sprint demands a complex approach to the methodology creation of sprinters training, which is based on the mechanism revelation and control of the running steps speed formation and on pedagogical conditions, providing sportsmanship improvement. The level of sport achievements of the strongest sprinters reached its limits. Further results increase demands a sprinter's individual characteristics revelation, his latent abilities and skills, propensity for the given running distances revelation.

Material. The main attention in this article is paid to the search, analysis and estimation of the ways of the running steps speed increase on the basis of individual peculiarities revelation of physical actions fulfillment, taking into account the leading parameters of the running steps.

Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, evaluation criteria creation, filming, statistical data manipulation.

Results. The effectiveness increase of motional activity management by means of individual mistakes revelation in generally adopted sprint technique; methodical techniques creation, which provide mistakes prevention and correction; pedagogical conditions creation, which provide individual technique of the leading characteristics development of the running steps. The author created the methodology of individual running technique development and its correction by means of pedagogical situations creation, which demand self-control over fulfilled motor acts and it provides sportsmanship improvement.

Conclusion. Pedagogical experiment results proved the effectiveness of created by the author methodology of sprinters' movements management and correction. The methodology is based on sportsmen's realization formation of the mechanism of the running speed increase and the ways of competitive activity effectiveness increase. This methodology application helped to reveal additional reserves of sportsmanship increase in sprint.

Актуальность. В беге на короткие дистанции действия спортсмена рассматриваются в виде системы рационально организованных движений, направленных на увеличение

результативности соревновательной

деятельности. Сложность бега на 100 и 200 м обусловлена необходимостью выполнения большого количества разнообразных движений, вытекающих одно из другого, и создающих оптимальные условия для последующих, что способствует развитию максимальной скорости. Техника бега на короткие дистанции имеет четко ориентированный индивидуальный характер, обусловленный комплексом разнообразных факторов [7, 10, 11].

Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости выявления педагогических условий, влияющих на скорость беговых шагов спринтеров.

Задачи исследования: 1. Выявить педагогические условия, определяющие скорость бега на короткие дистанции.

2. Разработать методику управления и коррекции движений спринтеров с целью совершенствования индивидуальной

техники ведущих параметров беговых шагов.

Проверить эффективность данной методики в ходе педагогического эксперимента. По данным В.С. Кузнецова, 1986, прирост скорости бега на спринтерских дистанциях заканчивается на шестой секунде, максимальная скорость беговых шагов у выдающихся спортсменов составляет примерно 12 м/с и сохраняется на отрезке от 20 до 35 метров, после чего начинается замедление до финишного броска. В связи с этим большую значимость приобретает выявление механизма обеспечения максимальной скорости на данном участке соревновательной дистанции и

возможности ее увеличения. Сочетание длины и частоты беговых шагов спринтера является лишь внешним выражением скорости преодоления заданной дистанции, так как быстрота движений определяется сложным циклоном

нейрофизиологических и биологических процессов.

По мнению А. Капусты, 2009, при развитии и совершенствовании

скоростных и скоростно-силовых качеств, определяющих скорость бега, необходимо учитывать механизм взаимодействия внешних и внутренних сил. Под внешними силами понимаются: сила тяжести, сила реакции опоры, сила трения, сила сопротивления внешней среды.

Внутренние силы представлены мышечным напряжением, распределением и перераспределением мышечных усилий.

Скорость спортсмена определяется деятельностью не только периферического двигательного аппарата, но и центральных механизмов управления движениями, в состав которых наряду с двигательными входят вегетативные и сенсорные центры [1]. Поэтому выдающихся результатов добиваются спринтеры с высоким уровнем координации в работе сложных механизмов управления моторными актами, расположенных на различных уровнях центральной нервной системы, при условии достижения оптимальных показателей развития скоростно-силовых качеств, устойчивости тела,

согласованности движений верхних и нижних конечностей.

В процессе формирования и совершенствования индивидуальной

техники бега необходимо создать условия для осознания спортсменом смысловой сущности движений в их целостности, обеспечивающей эффективное решение поставленной задачи. По мере повышения уровня развития двигательно-

координационных качеств, улучшения параметров беговых шагов

индивидуальная техника бега спринтера претерпевает существенные изменения путем:

- оптимизации длины и частоты беговых шагов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- рационализации постановки стопы на опору;

- увеличения силы и скорости отталкивания от беговой дорожки и т.д.;

- улучшения прямолинейности бега.

Анализ специальной литературы показал, что до настоящего времени отсутствует единство в понимании идеальной техники беговых шагов на короткие дистанции; кроме того, используемые в качестве основных упражнений, направленных на увеличение силы и скорости отталкивания от опоры, не всегда соответствуют структурному содержанию беговых шагов спринтера [48, 10 и др.] Это требует поиска новых подходов к совершенствованию

индивидуальной техники бега на короткие дистанции с учетом предрасположенности атлета к данному виду спортивной деятельности. Так, одним из признаков психологической готовности спортсмена к самореализации и

самосовершенствованию путем

систематического выполнения сходных по структурному содержанию беговых упражнений является умение объективно оценить перспективы собственного роста спортивного мастерства по деталям, характеризующим улучшение параметров техники беговых шагов, что обеспечивает прирост результатов соревнований и формирует удовлетворенность

тренировочной и состязательной деятельности [9].

В ходе наших исследований была апробирована разработанная нами методика совершенствования

индивидуальной техники беговых шагов квалифицированных спринтеров 17-21 года. Сущность данной методики состоит в том, чтобы показать бегуну имеющиеся резервы повышения спортивного мастерства посредством улучшения отдельных параметров техники беговых шагов.

С помощью киносъемки выявлялись индивидуальные особенности техники бега на короткие дистанции, начиная с выполнения низкого старта. Съемка сбоку дала бегуну возможность сопоставить положение тела при выполнении команд «на старт»; «внимание» и в момент стартового выстрела, а также во время стартового разгона. Совместный анализ

полученных кадров позволил выявить ошибки и пути их исправления.

Киносъемка сзади (со спины бегуна) дала возможность:

- выявить особенности постановки стопы на опору;

- установить степень прямолинейности беговых шагов;

- определить амплитуду колебательных движений тела в боковом направлении;

- определить направления маховых движений рук;

- величину амплитуды колебаний головы в боковом направлении.

Кинокадры, выполненные сбоку, дали возможность для установления:

- амплитуды колебательных движений тела в передне-заднем направлении;

- характера колебаний головы;

- степени согласованности движений верхних и нижних конечностей.

По результатам анализа

выявленных отклонений от рациональной техники беговых шагов, для каждого спринтера разрабатывалась

индивидуальная программа спортивной подготовки к предстоящим главным соревнованиям года. При выполнении бега с низкого старта исключительная роль принадлежит временным параметрам, обеспечивающим согласованность

действий спринтера с командами судьи на старте.

Формирование навыка

согласованности индивидуального ритма первых движений бегуна с сигналом стартового пистолета является одним из важных педагогических условий оптимизации беговых шагов. Для решения данной задачи целесообразно на соревнованиях различного масштаба фиксировать ритм подачи команд для начала бега, сопоставлять и анализировать их временные характеристики с целью установления общей закономерности [4, 6]. Это позволит определить особенности методики становления индивидуального двигательного ритма моторных актов, выполняемых со стартовых колодок.

Выявление особенностей

постановки стопы на опору позволяет определить возможность управления данным видом движений, что имеет большое значение для использования дополнительных резервов увеличения скорости беговых шагов. Содержанием разработанной нами методики была предусмотрена возможность

корректировки постановки стопы на боковую дорожку. Если изменение способа взаимодействия с опорой не требовало значительных нервно-мышечных усилий и спринтер мог слегка развернуть носки ног наружу, то в соответствии с индивидуальной программой совершенствования техники ведущих параметров беговых шагов спортсмен сосредоточивал внимание на возможности улучшения прямолинейности бега путем применения специальных методических приемов; снижения амплитуды колебаний тела в боковом или передне-заднем направлении и т.д.

Для проверки эффективности разработанной нами методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие

квалифицированные (I разряд и КМС) спринтеры в количестве 28 человек. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 14 спортсменов. В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике, в соответствии с программой спортивной подготовки

квалифицированных бегунов на короткие дистанции, утвержденной федерацией легкой атлетики РФ.

В ЭГ использовалась разработанная нами методика управления и коррекции индивидуальной техники

квалифицированных спринтеров. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходного уровня физической и специальной беговой подготовленности спортсменов КГ и ЭГ. Применялись следующие контрольные упражнения: бег на 30 и 60 м с высокого старта; бег 1000 м;

прыжок в длину с места; толкание ядра (4 кг) правой и левой рукой.

Обработка полученных данных не определила существенных различий по уровню физической подготовленности спортсменов КГ и ЭГ (р>0,05). Для выявления показателей специальной беговой подготовленности

использовались: бег на отрезки 150 м; 200 м; 250 м; 300 м; пятикратный прыжок в длину бег 1000 м. Анализ материалов исследования также не выявил существенных различий по уровню специальной беговой подготовленности спринтеров КГ и ЭГ (р>0,05)

Для выявления степени

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сформированности индивидуальной

техники ведущих параметров бега на короткие дистанции: согласованности действий бегуна на старте с командами судьи; оптимальное расположение частей и звеньев тела в пространстве во время стартового разгона; прямолинейности бега и др. были разработаны специальные критерии оценки. Так, степень согласованности движений спортсмена с командами судьи на старте оценивалась по: оптимальному расположению тела, головы, верхних и нижних конечностей в соответствии с командой «на старт»; рациональному изменению положения частей и звеньев тела по команде «внимание»; своевременности первых шагов разбега (в баллах).

Критерии оценки:

5 баллов - идеальное расположение частей и звеньев тела на стартовых колодках в соответствии с росто-весовыми показателями спортсмена. Полная согласованность выхода со старта с выстрелом стартового пистолета;

4 балла - рациональное расположение частей и звеньев тела на стартовых колодках с незначительной коррекцией до стартового выстрела. Своевременное начало беговых шагов;

3 балла - промеривание стартовых колодок с нескольких попыток, незначительное запаздывание реакции на выстрел стартового пистолета;

2 балла - корректировка расположения частей и звеньев тела до команды «внимание». Существенное запаздывание реакции на выстрел стартового пистолета;

1 балл - ошибки в расположении частей и звеньев тела на стартовых колодках; несогласованность первых шагов со звуком стартового пистолета.

Анализ материалов исследования не выявил существенных различий по степени сформированности

индивидуальной техники основных параметров беговых шагов спортсменов КГ и ЭГ (р>0,05). После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей физической и специальной беговой подготовленности спринтеров КГ и ЭГ, а также степени сформированности индивидуальной техники ведущих параметров беговых шагов.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что улучшение произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако, у бегунов ЭГ прирост показателей оказался существенно выше. Так, при исходных данных в беге на 30 м с высокого старта в КГ 4,18±0,06 с к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились и составили 4,01±0,07 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 4,19±0,09 с данные возросли и составили 3,87±0,10 с (р>0,05). При исходных данных в беге на 1000 м в КГ 3.07.2±0,13 м к завершению педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 3,04,9±0,15 м (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 3,07,1±0,16 м к окончанию педагогического эксперимента данные улучшились и составили 3,01,7±0,11 м (р>0,05). Подобная тенденция улучшения результатов в ЭГ была выявлена и по другим тестам.

Показатели специальной беговой подготовленности также улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, с их различным значением. Так, в беге на 150 м с высокого старта при исходных данных в КГ

18,46±0,18 с к завершению педагогического эксперимента показатели возросли и составили 18,29± 0,15 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 18,45±0,19 с к окончанию педагогического эксперимента данные улучшились и составили 17,57±0,14 с (р>0,05). При исходных показателях в беге на 300 м с высокого старта в КГ 39,27±0,28 с к завершению педагогического эксперимента данные увеличились и составили 38,04±0,21 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 39,29±0,27 с к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли и составили 37,63±0,24 с (р>0,05). Подобная тенденция улучшения результатов в ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям.

Результаты индивидуальной

технической подготовленности по ее отдельным параметрам также улучшились как в КГ, так и в ЭГ, при определенном преимуществе спринтеров ЭГ. Так, при исходных данных степени

согласованности движений бегуна в положении низкого старта с командами судьи 3,47±0,10 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 3,79±0,11 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 3,38±0,15 балла данные возросли и составили 4,12±0,13 балла.

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что проблема увеличения скорости бега на коротких дистанциях должна решаться комплексно с учетом того, что скорость беговых шагов является функцией всего организма. При поиске дополнительных резервов улучшения скорости при преодолении

соревновательной дистанции важно выявить механизм увеличения скорости движений; учитывать

предрасположенность атлета к данному виду спорта; выявить педагогические условия повышения скорости беговых шагов; строить тренировочный процесс в

соответствии с индивидуальными особенностями бегунов.

Литература

I. Анисимова, Е. А. Повышение спортивного мастерства бегунов на короткие дистанции / Е. А. Анисимова, М. А. Козловский // Теория и практика физической культуры. - 2010. -№ 9. - С. 76.

2. Анисимова, Е.А. Выявление резервов повышения скорости бега на коротких дистанциях / Е.А. Анисимова, П.А. Князев // Педагогико-психологические и медико -биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - №4(25). - С. 12-16. http ://elibrarv .ru/item.asp?id=18772415.

3. Капуста, А. Допинговать не тело, а движение (гипотеза техники движения нового уровня / А. Капуста // Легкая атлетика. - № 4. -2009. - С. 22-24.

4. Кузнецов, В. С. Техника бега на короткие дистанции (обучающая программа). Методическая разработка для студентов, слушателей ПФК, усовершенствование и Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКА. - М. : ГЦОЛИФК, 1986. - 27 с.

5. Легкая атлетика : учеб. / под общ. ред. Н. Н. Чеснокова, В. Г., Никитушкина. - М. : Физическая культура, 2010. - 448 с.

6. Муравьев, В. П. Оценка тренировочных средств бегуна на короткие дистанции / В. П. Муравьев // Современные тенденции развития легкой атлетики в решении задач оздоровительной, образовательной и спортивной направленности : сб. науч.тр. - СПб. : СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - С. 71-77.

6. Назаренко, Л. Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л. Д. Назаренко, Ж. А. Игнатьева // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. -2000. - № 1. - С. 45-50.

7. Никитушкин, В. Г. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Программа / В. Г. Никитушкин, В. Б. Зеличенок, Н. Н. Чесноков, В. Г. Бауэр. - М. : Советский спорт, 2003. - 116 с.

8. Пьянзин, А. И. Взаимосвязь компонентов тренировочной нагрузки в различной направленности с изменениями параметров состояния квалифицированных легкоатлетов /А. И. Пьянзин, Г. Л. Драндров, В. Н. Медведев // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 3. -С. 54-57.

9. Рудик, П. А. Психология спорта / П. А. Рудик. - М. : Теория и практика физической культуры, 2009. - 408 с.

10. Тюпа, В. В. Биомеханические основы техники спортивной ходьбы и бега / В. В. Тюпа, В. В. Аракелян, Ю. Н. Примаков. - М. : Олимпия, 2009. - 64 с.

II. Шпитальный, В. Б. Легкая атлетика / В. Б. Шпитальный, М. Ф. Максименко. - Краснодар : КГАФК, 2002. - 84 с.

References

1. Anisimova E. A., Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2010, No. 9, pp. 76.

7. Anisimova E. A., Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2012, No. 4(25), pp. 12-16, available at: http://elibrary .ru/item. asp?id=18772415.

2. Kapusta A., Legkaya atletika [Athletics], 2009, No. 4, pp. 22-24.

3. Kuznetsov V. S., Tekhnika bega na korotkie distantsii (obuchayushchaya programma) [Sprint technique (a teaching program)], Moscow : Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, 1986,27 p.

4. Chesnokov N.N., Nikitushkin V.G., Legkaya atletika [Athletics], Moscow : Physical culture, 2010, 448 p.

5. Muravev V. P., Sovremennye tendentsii razvitiya legkoi atletiki v reshenii zadach ozdorovitel'noi, obrazovatel'noi i sportivnoi napravlennosti [Modern tendencies of athletics development in solving the problems of health-improving, educational and sports orientation], Saint-Petersburg : Saint-Petersburg State Academy of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Physical Culture named after P.F. Lesgaft, 1999, pp.71-77.

6. Nazarenko L. D., Fizicheskaya kul'tura : vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture : upbringing, education, training], 2000, No. 1, pp. 4550.

7. Nikitushkin V. G., Legkaya atletika. Beg na korotkie distantsii [Athletics. Sprint], Moscow : Soviet sport, 2003, 116 p.

8. Pyanzin A. I., Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2000, No. 3, pp.. 54-57.

9. Rudik P. A., Psikhologiya sporta [Psychology of sport], Moscow : Theory and practice of physical culture, 2009, 408 p.

10. Tyupa V. V., Biomekhanicheskie osnovy tekhniki sportivnoi khod'by i bega [Biomechanical basis of heel-and-toe walk and running technique], Moscow : Olympia, 2009, 64 p.

11. Shpitalnyi, V. B. Legkaya atletika [Athletics], Krasnodar : Kuban State University of Physical Culture, 2002, 84 p.

Статья поступила в редакцию: 06.06.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.