УДК 796.015.4 DOI 10.14526/01_1111_02
ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТРЕНЕРА И
СПОРТСМЕНА
Анисимова Е.А. - кандидат педагогических наук ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск
THE PRINCIPLES OF RATIONAL INTERRELATIONS BETWEEN A
TRAINER AND A SPORTSMAN
Anisimova E.A. - candidate of pedagogics Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov",
Ulyanovsk
e-mail: elena [email protected]
Ключевые слова: спортивная подготовка, воспитание, самовоспитание педагогический эксперимент.
Аннотация. Спортивная деятельность является одной из наиболее сложных видов проявления человеческих возможностей, обусловливающих духовно-нравственное, физическое и эстетическое развитие. Целенаправленная, глубоко индивидуализированная, систематическая тренировочная нагрузка способствует улучшению интеллектуальной, познавательной сферы; приросту показателей мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости и других моторных качеств, повышению уровня функционального состояния, совершенствованию моральных, нравственных и волевых свойств личности. Однако в специальной литературе данной проблеме уделяется недостаточное внимание, в результате этого до настоящего времени отсутствует модель взаимоотношений тренера и спортсмена, не разработаны концептуальные и методологические положения, не раскрыт физиологический механизм воспитательного воздействия.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.
Материалы. В данной статье рассматриваются основополагающие принципы организации процесса взаимоотношений тренера и спортсмена; органической взаимообусловленности, единства и неразрывности воспитания и самовоспитания, без чего невозможна эффективная система спортивной подготовки.
Результаты. Анализ научной и научно-методической литературы, изучение опыта практической деятельности тренеров по спорту, материалы собственных исследований свидетельствуют о том, что одной из наиболее сложных проблем в спортивной подготовке является установление рациональных взаимоотношений между тренером и спортсменом, определяющих характер их взаимодействия, построение тренировочного процесса, постановку целей спортивной подготовки и т.д. Не сложившиеся взаимоотношения спортивного педагога и ученика являются причиной ухода спортивного атлета из спорта, психологических травм, стрессов. Разработана методика воспитательной деятельности,
имеющая индивидуальную направленность и опирающаяся на комплекс принципов, обеспечивающих установление рациональных взаимоотношений тренера и спортсмена.
Заключение. Умение тренера видеть в ученике личность, создавать средствами избранного вида спорта условия для самовоспитания и на этой основе вести его к высоким спортивным достижениям формируется и совершенствуется в процессе всей его профессиональной деятельности, при условии, что спортивный педагог понимает значимость установления рациональных взаимоотношений с учеником. Результаты педагогического эксперимента показали, что для установления единства взглядов тренера и спортсмена на спортивную подготовку, формирования ответственного отношения к тренировочному процессу необходима тщательно продуманная научно-обоснованная программа воспитательной деятельности педагога и атлета.
Keywords: sports training, upbringing, self-upbringing, pedagogical experiment.
Annotation. Sports activity is one of the most difficult kinds of human abilities demonstration, which condition spiritual-moral, physical and aesthetic development. A purposeful, deeply personalized, systematic training load provides intellectual, cognitive spheres improvement; muscular power, quickness, endurance, dexterity and other motor qualities indices increase, the increase of functional state level, ethical, moral and volitional qualities of personality development. However, in special literature this problem is not discussed enough and, as a result, there is no model of interrelations between a trainer and a sportsman yet, conceptual and methodological regulations are not created, physiological mechanism of the upbringing influence is not revealed.
Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation.
Materials. The article is about the main principles of the process between a trainer and a sportsman interrelations organization; constitutional interconditionality, unity and continuity of upbringing and self-upbringing, without which an effective system of sports training is impossible.
Results. Scientific-methodical literature analysis, trainers' practical activity experience study in sport, the materials of own research works show, that one of the most difficult problems in sports training is rational interrelations establishment between a trainer and a sportsman, which determine the character of their interaction, the training process organization and its aims. Not successful relations between a trainer and a sportsman are the reason why an athlete leaves sport, the reason for psychological traumas, stresses. The methodology of upbringing activity is created, which has an individual direction and which is based on the complex of principles, providing rational interrelations between a trainer and a sportsman.
Conclusion. Trainer's ability to see personality, create the conditions for self-upbringing by means of the chosen kind of sport and on this base lead a sportsman to high sport results is formed and developed during all his professional activity, in case if a sports teacher understands the importance of rational interrelations with a sportsman. The pedagogical experiment results showed, that in order to achieve the unity of a trainer's and a sportsman's views on sports training, to form a responsibility for a training process it is necessary to have a considered and scientifically grounded upbringing activity program of a trainer and a sportsman.
Актуальность. В процессе спортивной подготовки по мере повышения тренированности и усложнения целевых установок, а также роста спортивных достижений значительно возрастают требования к духовно-нравственному развитию спортсмена, так как повышение спортивного мастерства, расширение и обогащение познавательной сферы, приобретение опыта соревновательной
деятельности и установление
взаимоотношений с широким кругом людей способствует рациональной организации собственной деятельности в соответствии с достигнутым уровнем общей и спортивной культуры [1, 3, 5].
В ходе соревновательной деятельности значительное психоэмоциональное напряжение испытывает не только атлет, но и спортивный педагог.
Негативное воздействие стрессовой ситуации на психо-эмоциональную сферу тренера существенно возрастает при недостаточно точном выполнении учеником установок, указаний и предложений, что снижает результативность
соревновательной деятельности. При этом важно понимать, что неточное выполнение распоряжений тренера обусловлено чрезме6рным нервно-мышечным
напряжением спортсмена, оказывающим сильное воздействие на психику. Это свидетельствует об актуальности
исследования проблемы установления, поддержания и сохранения рациональных взаимоотношений тренера и ученика, которые необходимо рассматривать в качестве важного структурного компонента системы спортивной подготовки.
Значимость воспитательной
деятельности в системе спортивной подготовки обусловлена следующими факторами:
- авторитетом тренера, воздействующим на познавательную, интеллектуальную и двигательную деятельность ученика;
- необходимостью установления рациональных взаимоотношений с окружающими людьми;
- значимостью реализации волевого потенциала для достижения планируемого спортивного результата и др.
Поведение спортсмена в соответствии с нормами морали и нравственности, установленными в обществе, определяющими спортивную этику, является важным условием сохранения положительного психоэмоционального состояния и эффективного управления им в стрессовых ситуациях соревновательной деятельности [2, 4].
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости исследования проблемы взаимоотношений тренера и спортсмена.
Задачи: 1. Выявить
основополагающие принципы
воспитательного воздействия, влияющие на
устойчивость взаимоотношений тренера и ученика.
2. Разработать методику реализации ведущих принципов, определяющих характер взаимоотношения спортивного педагога и ученика; проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.
Материалы. В процессе спортивной тренировки под воздействием мышечной нагрузки, требующей не только духовно-нравственных, но и волевых качеств, создаются условия для формирования эффективного
взаимодействия тренера и спортсмена, в основе которого должны быть заложены основополагающие принципы,
регулирующие процессы воспитания и самовоспитания как базиса для устойчивых взаимоотношений спортивного педагога и ученика.
Анализ научной и научно-методической литературы, изучение опыта воспитательной деятельности ведущих тренеров, материалы собственных исследований позволили выявить следующие базовые принципы организации и осуществления воспитательной деятельности:
- единство целей тренера и ученика;
- непрерывное совершенствование личностных свойств спортивного педагога и атлета;
- отношение тренера к спортсмену как к личности;
- взаимообусловленность тренировочного и воспитательного процесса;
- гармоничность взаимоотношений субъектов воспитательного процесса;
- постепенность повышения требований к личности;
- систематичность и непрерывность воспитательного процесса;
- индивидуализация воспитательной деятельности.
Эффективность тренировочного процесса существенно определяется целевой установкой, отражающей не только уровень физической, технико-тактической и психологической подготовленности
спортсмена, но и сформированность его мотивационной сферы. Постановка близлежащих и перспективных целей должна отражать склонности, интересы и возможности атлета, что определяет содержание спортивной подготовки, предусматривающей формирование
мотивационной сферы, обусловливающее в значительной мере работоспособность, интеллектуальную и двигательную активность спортсмена. При этом важно, чтобы оценка спортивным педагогом возможностей и способностей ученика совпадала с самооценкой атлета. Единство целей тренера и ученика обусловливает заинтересованное участие спортсмена в творческом поиске эффективных средств и методов повышения тренированности; выборе условий их наиболее рационального использования; анализе достигнутого уровня спортивного мастерства, а также соотношения затраченного времени и темпов прироста спортивных результатов. Эти вопросы спортивной подготовки должны находить свое отражение при разработке индивидуальной программы спортивной тренировки. При этом тренеру следует указывать на важность процесса самовоспитания для постоянного развития волевых качеств, имеющих большое значение для повышения результативности соревновательной деятельности.
По мере спортивного
совершенствования осуществляется
закономерный процесс личностного саморазвития, связанного с необходимостью выбора объективных критериев оценки личностных свойств. Такими критериями, на наш взгляд, являются:
- реакция на стрессовую ситуацию, возникающую в ходе соревнований;
- способность к управлению психоэмоциональным состоянием при значительном нервно-мышечном напряжении;
- умение находить веские доводы при решении спортивных вопросов, отстаивая свою принципиальную позицию путем убедительных доказательств.
Одной из распространенных ошибок спортивного педагога является
осознание собственного превосходства над учеником, не имеющим теоретической и практической специальной подготовки; необходимого опыта соревновательной тренировочной деятельности; построения взаимоотношений с окружающими людьми. При этом тренер часто не замечает, что по мере роста тренированности, повышения спортивных достижений спортсмен постепенно приобретает необходимые знания; повышает уровень развития морально-волевых и нравственных качеств, осознавая их значительную роль в улучшении результативности
соревновательной деятельности. Все это позволяет атлету по-новому оценивать личность тренера, ставя его перед необходимостью переоценки собственных взглядов на ученика, перешагнувшего границы психофизического,
интеллектуального и нравственного развития прежнего подростка.
Постепенный анализ роста спортивных результатов дает тренеру возможность не только своевременно оценить результативность тренировочных воздействий, их влияние на мировоззрение, жизненные принципы, черты характера, в значительной мере определяющих работоспособность спортсмена, его отношение к тренировочному процессу, психическую, функциональную и
физическую готовность к реализации целей и задач тренировки. Спортивному педагогу необходимо разъяснять ученику, что его спортивные достижения являются результатом деятельности многих окружающих его людей, в первую очередь, родителей, школьных учителей,
относящихся с пониманием к необходимости значительных
интеллектуальных и физических затрат энергии для достижения целей спортивного совершенствования. Атлет должен понимать и уважать тренерский коллектив, в определенной мере участвующий в становлении и росте его спортивного мастерства; ценить труд медицинских работников и других людей, создающих комфортные условия для подготовки к соревновательной деятельности.
По мере совершенствования спортивного мастерства закономерно повышаются требования к личностным свойствам спортсмена: дисциплине и самодисциплине, ответственности,
самостоятельности, трудолюбию;
объективной самооценке спортивных достижений; пониманию важности серьезного отношения к учебной и другим видам деятельности, успешное совмещение которых является одним из главных условий саморазвития личности [3, 5].
Гармоничность взаимоотношений тренера и ученика достигается при понимании спортсменом обоснованности требований спортивного педагога, реализация которых обеспечивает положительные результаты и является базисом для дальнейшего
совершенствования тренировочного и соревновательного процесса.
Взаимопонимание и взаимоуважение должны рассматриваться в качестве основы для формирования гармоничности взаимоотношений тренера и атлета. Чем выше спортивные достижения, тем более высокие требования предъявляется к личности спортсмена, так как признание его успехов широким кругом людей обусловливает необходимость постоянного повышения уровня духовно-нравственного развития. Чем взрослее и известнее становится атлет, тем больше он попадает в поле зрения начинающих подростков и модель его спортивной деятельности становится образцом для подражания. Осознание этого факта способствует повышению моральной ответственности за свои действия, поступки, поведение и отношение к окружающим.
Систематичность и непрерывность воспитательного процесса обусловлена постоянной сменой ситуаций, требующих проявления общей и спортивной культуры атлета, необходимости соответствия заслуженному авторитету.
Физические и психические особенности спортсмена в значительной мере определяются его генотипическими свойствами, что обусловливает их индивидуальное проявление и,
соответственно, поиск адекватных педагогических воздействий, направленных на развитие и совершенствование положительных свойств личности. При организации воспитательной деятельности важно с первых тренировочных занятий всесторонне изучать проявление характера ученика, выявляя его положительные и отрицательные черты. Исправление негативных сторон характера должно осуществляться при опоре на положительные, привлекая к ним внимание окружающих людей.
Результаты и их обсуждение. Разработанная нами методика
воспитательной деятельности опирается на комплекс данных принципов,
обусловливающих установление
рациональных взаимоотношений тренера и спортсмена. В процессе воспитательной работы использовались основные положения, составляющие содержание данных принципов в заданной последовательности и совокупности.
Для оценки степени
согласованности целей тренера и ученика; динамики совершенствования личностных свойств спортивного педагога и атлета; степени индивидуализации воспитательного процесса нами были разработаны критерии оценки, позволяющие выявить динамику соответствующих показателей оценки характера взаимоотношений субъектов воспитательного процесса.
При оценке степени
согласованности целей спортивной деятельности элементов системы «тренер-ученик» учитывалась мера понимания спортивной подготовки как сферы деятельности, направленной на совершенствование личности, выявление скрытых возможностей и способностей, решение задач самопознания и самореализации.
Критерии оценки:
5 баллов - высокая степень сходства понимания целей спортивной деятельности тренера и атлета; осознание способов реализации имеющегося кинезиологического потенциала;
4 балла - сходство понимания целей и задач спортивной подготовки, а также условий их реализации;
3 балла - единство взглядов по отдельным вопросам спортивной подготовки;
2 балла - слабое представление о необходимости достижения единства целей спортивной деятельности между тренером и спортсменов;
1 балл - существенные расхождения в понимании целей и задач спортивной деятельности.
Для оценки динамики показателей личностных свойств ученика выявлялись путем анкетирования и интервьюирования особенности их проявления, использовался метод самооценки и экспертной оценки черт характера субъектов воспитательной деятельности.
Критерии оценки:
5 баллов - четкая выраженность положительной динамики личностных свойств спортивного педагога и атлета;
4 балла - существенное снижение проявления негативных черт характера у субъектов воспитательной деятельности;
3 балла - выраженность тенденции к улучшению позитивных свойств личности, способствующих повышению эффективности тренировочной и соревновательной деятельности;
2 балла - проявления попыток к исправлению выявленных недостатков в поведении субъектов воспитательного процесса;
1 балл - негативное отношение к оценке собственной личностных свойств.
При оценке степени проявления индивидуализации воспитательного
процесса учитывалась направленность спортивной подготовки на личностно ориентированный подход к использованию целенаправленных воспитательных
воздействий.
Критерии оценки:
5 баллов - применение комплекса методов для выявления уровня воспитанности спортсмена и самовоспитания; использование приемов исправления его негативных черт характера;
4 балла - сосредоточенность усилий по организации контроля действий, поступков и поведения в ходе тренировочной и соревновательной деятельности, а также во взаимодействии с окружающим людьми;
3 балла - положительная реакция на замечания тренера и членов команды на ошибки в поведении и проявление готовности к их исправлению;
2 балла - неадекватная реакция на негативную оценку поведения и стремление к выявлению их причин;
1 балл - неготовность к самовоспитанию и объективной оценке своего поведения.
Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень взаимоотношений элементов системы «тренер-ученик» по
рассматриваемым положениям. Анализ полученных результатов не выявил существенных различий по уровню проявления личностных свойств субъектов педагогической деятельности,
определяющих характер их
взаимоотношений (р>0,05). После завершения педагогического эксперимента была проведена повторная оценка степени сформированность взаимоотношений
тренера и ученика с использованием тех же критериев. Полученные данные
свидетельствуют, что показатели
улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, однако в ЭГ благодаря реализации основополагающих принципов,
определяющих характер взаимодействия спортивного педагога и атлета, практической реализации основных положений, а также периодического использования критериев оценки
воспитательных воздействий характер взаимоотношений между тренером и спортсменом вышел на качественно новый уровень.
Так, при оценке степени согласованности единства целей тренера и ученика в КГ 2,72±0,11 балла к завершению педагогического эксперимента показатель улучшился и составил 2,97±0,11 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при
исходных данных 2,69±0,08 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 3,56±0,10 балла (р<0,05).
При исходных данных проявления личностных свойств спортсмена в КГ 3,15±0,16 балла к завершению педагогического эксперимента данные улучшились и составили 3,41±0,09 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,17±0,11 балла после окончания педагогического эксперимента показатели возросли до 4,29±0,15 балла (р<0,05).
При оценке исходных данных проявления индивидуализации
воспитательного процесса в КГ 3,09±0,17 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились до 3,33±0,11 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,07±0,16 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 4,43±0,18 балла (р<0,05).
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что характер взаимоотношений элементов системы «тренер-ученик» существенно влияет на эффективность системы спортивной подготовки, так как определяет психо-эмоциональное состояние субъектов тренировочного процесса, работоспособность, творческое отношение к спортивной деятельности.
Процесс воспитания, базирующийся на закономерностях развития личности и роста спортивного мастерства, должен опираться на основополагающие принципы рационального взаимодействия и взаимоотношений спортивного педагога атлета. Методологическими положениями, определяющими результативность
воспитательной деятельности, показателями которой является осознание значимости самовоспитания как структурного компонента спортивной подготовки, следует считать: единство целей тренера и спортсмена; обеспечение положительной динамики показателей совершенствования личностных свойств атлета; понимание
индивидуальной направленности
воспитательного процесса как основы установления рациональных
взаимоотношений тренера и спортсмена.
Литература
1. Анисимова, Е.А. Модель само воспитания высококвалиф ицированных спортсменов / Е.А. Анисимова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. -№4(33). - С. 7-14. Режим доступа: http://elibrarv .ru/item. asp? id=22958379.
2. Горбунов, Ю. Я. Развитие волевого потенциала спортсмена-подростка в учебно-тренировочном процессе / Ю. Я. Горбунов // Физическая культура: воспитание образование, тренировка. - 2011. - № 1. - С. 2-3.
2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. -Изд. второе, доп. испр. и перераб. - М. : Логос, 2005. - 384 с.
3. Колесник, И. С. Повышение профессионализма тренера как один из ведущих факторов роста спортивного мастерства спортсменов / И. С. Колесник // Теория практика физической культуры. - 2005. - № 5. - С. 36-37.
4. Петровский, В. А. Личность: феномен субъектности / В. А. Петровский. - Ростов-н/Д : Феникс, 1993. - С. 73-89.
5. Черникова, С. Н. Профессионально -личностные качества спортивных педагогов / С. Н. Черникова // Теория практика физической культуры. - № 6. - 2013. - С. 50.
References
1. Anisimova E.A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2014, No. 4(33), pp. 7-14, available at: http ://elibrary .ru/item. asp?id=2295 8379.
2. Gorbunov Y. Y., Fizicheskaja kul'tura: vospitanie obrazovanie, trenirovka, 2011, No.1, pp. 23.
3. Zimnyayay I. A., Pedagogicheskaja psihologija [Pedagogical psychology], Moscow : Logos, 2005, 384 p.
4. Kolesnik I. S., Teorija praktika fizicheskojkul'tury , 2005, No. 5, pp. 36-37.
5. Petrovskiy V. A., Lichnost': fenomen sub"ektnosti [Personality: phenomenon of subjectivity], Rostov-on-Don: Phoenix, 1993, pp. 73-89.
6. Chernikova S. N., Teoriya praktika fizicheskoi kul'tury, 2013, No. 6, P. 50.
Статья поступила в редакцию: 15.05.2015 г.