Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №1(38) 2016
ISSN2070 4798(Print)
_ISSN 2070 4 798 (Online)
УДК 796.83 ББК 75.713 К 60
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БОКСЕРОВ
Колесник И. С. — доктор педагогических наук, профессор Гатин Ф. А. — аспирант Осипов Д.А. - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н. Ульянова»,
432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4
COMMUNICATIVE SKILLS FORMATION DURING SPORTS TRAINING
OF BOXERS
Kolesnik I.S. — doctor of pedagogics, professor Gatin F. A. — post-graduate Osipov D.A. - post-graduate Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov", 432700 Ulyanovsk, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, house 4
e-mail: kolesnik. 65@mail. ru
Аннотация. Уровень развития коммуникативных умений и навыков является одним из важных компонентов спортивной подготовки боксера, от степени сформированности которых зависит стиль поведения боксера на ринге. Установление рациональных взаимоотношений спортсмена с тренерами, партнерами, соперниками влияет на повышение спортивной квалификации, формирует способность к объективной оценке собственной технико-тактической, физической, интеллектуальной подготовки. Материал. В статье предлагается перспективное направление решения данной проблемы путем разработки методики формирования коммуникативных навыков, самоанализа, способности к выстраиванию взаимоотношений в процессе спортивной подготовки. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов - практиков в спортивной подготовке боксеров; наблюдения, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка материала. Результаты. В статье рассматривается значимость специально организованной деятельности, направленной на формирование коммуникативных навыков в спортивной среде. Одним из основных профессиональных качеств педагога является способность к общению, установлению рациональных взаимоотношений, располагающих к уважению, доверию, что делает данное качество одним из ведущих в системе спортивной подготовки спортсменов. Важным элементом разработанной методики является формирование навыков самоанализа, способности к выстраиванию взаимоотношений со спортсменами, с тренером, с соперниками, с окружающими людьми различного возраста. Это способствует воспитанию навыков критического отношения и оценки своих
DOI 10.14526/01 1111 77
способностей к тренировочной и соревновательной деятельности, а также поиска способов устранения слабых сторон спортивной подготовки. Боксеры экспериментальной группы справились с целевыми установками тренера, успешнее выполняли алгоритмы технических приемов, их соревновательные выступления были более стабильными. Заключение. Как показали результаты педагогического эксперимента, процесс формирования коммуникативных навыков и личностных качеств не является стихийным; его результативность в решающей мере определяется целенаправленной, тщательно продуманной системой воспитательных воздействий на всем учебно-тренировочном и соревновательном пространстве. Полученные данные подтвердили необходимость формирования коммуникативных навыков, умения выстраивать взаимоотношения с членами команды, соперниками, с окружающими людьми различного возраста, при обязательном руководстве опытного тренера.
Ключевые слова: боксеры, коммуникативные навыки, спортивное мастерство, методика, педагогический эксперимент.
Annotation. The level of communicative abilities and skills development is one of the important components of a boxer's sports training, the style of behavior at ring depends on the degree of these abilities and skills formation. Rational relations setting between a sportsman and trainers, partners, opponents influences sports qualification increase, forms the ability to an objective estimation of own technical-tactical, physical, intellectual training. Material. The article offers a prospective direction of this problem solution by means of the methodology creation of communicative skills, self-analysis, ability to form relations during sports training formation. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, specialists' progressive pedagogical experience summarizing - practitioners in sports training of boxers; observations, pedagogical experiment, testing, static handling of the material. Results. The article is about the importance of specially organized activity, directed at communicative skills formation in sports sphere. One of professional qualities of a teacher is the ability to communicate, to form interrelations, which provide respect, trust and it makes this ability one of the leading qualities in the system of sportsmen sports training. An important element of the created methodology is the skills of self-analysis formation, the ability to create interrelations with sportsmen, trainer, opponents, people in general. It provides the skills formation of a critical attitude and estimation of own abilities of training and competitive activity and the search for the ways of weak sides of sports training elimination. The boxers from the experimental group managed the target mindsets of a trainer, more successfully fulfilled the algorithms of techniques, their competitive performances were more stable. Conclusion. As the results of the pedagogical experiment showed, the process of communicative skills and personal qualities formation is not spontaneous; its effectiveness is mainly conditioned by a purposeful, considered system of upbringing influences within the whole educational-training and competitive environment. The received results proved the necessity to form communicative skills, the ability to create interrelations with the team members, opponents, with people around of different age, in case of obligatory support of an experienced trainer.
Keywords: boxers, communicative skills, sportsmanship, methodology, pedagogical experiment.
Актуальность. Сложность труда тренера заключается в том, что он должен воздействовать на все сферы деятельности спортсмена: физическую, познавательную, эмоциональную, поведенческую и др.; уметь реально оценивать свой уровень профессиональной компетентности, знать способности и возможности членов своей команды, их сильные и слабые стороны. Характер взаимосвязей и
взаимозависимости различных
компонентов тренировочной и
соревновательной деятельности боксера в значительной мере определяет
эффективность поведения боксера на ринге. [4-7]. Одним их важных компонентов эффективности учебно-тренировочного процесса является, на наш взгляд, степень коммуникативности спортсмена.
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости формирования навыков установления рациональных взаимоотношений с окружающими для повышения
спортивного мастерства боксеров.
Задачи:
1. Выявить уровень развития коммуникативных навыков у боксеров массовых разрядов.
2. Разработать методику формирования способности к установлению взаимоотношений с окружающими людьми и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.
Материалы. Профессиональная деятельность педагога рассматривает способность к общению как одному из ведущих свойств личности тренера, необходимых для успешной организации учебно-тренировочной и воспитательной работы со спортсменами. В многообразии требований, предъявляемых к индивиду в процессе спортивной подготовки и обусловленных необходимостью
постоянного управления психоэмоциональным и физическим состоянием, непредсказуемостью характера
взаимодействия с противником, высоким уровнем динамичности протекания физиологических процессов в организме, боксер усваивает определенную систему отношений с тренером, соперниками, а также нравственные нормы поведения, социально значимые взгляды, ценностные ориентации. Исследования Брайент Дж. Кретти, (1, С. 24-36) показали, что под воздействием систематических тренировок и соревновательных нагрузок, а также приобретения опыта соревновательной деятельности происходит качественное улучшение взаимоотношений спортсменов с тренером и партнерами по команде. Они становятся более общительными, менее замкнутыми и эгоцентричными. Это подтверждают материалы исследований И.А.Зимней, 2005, показавшей, что с повышением спортивной квалификации улучшается характер взаимоотношений спортсменов, возрастает сплоченность команды, при этом одновременно
формируется способность к объективной оценке возможностей и способностей, как собственных, так и партнеров по команде. Занимающиеся приобретают навыки поведения с учетом позиции окружающих: тренера, судей и других; усваивают гуманистические мотивы общения.
Формальность воспитательной работы при недостаточном уровне понимания особенностей характера спортсмена, его культуры создают предпосылки к развитию негативных качеств: высокомерия, зазнайства, отсутствия уважения к окружающим. Быстрый рост спортивных результатов может дезориентировать боксера в жизненных ценностях, поставить стремление к росту спортивного мастерства выше учебы, обязанностей перед родителями, семьей, тренером.
Значимость коммуникативных
навыков заключается в том, что она позволяет:
- осознать уровень духовно-нравственного, интеллектуального развития по отношению к своим товарищам по команде, соперникам, окружающим людям;
- получить возможность обмена спортивным и социальным опытом;
- иметь представление о мнении тренера, членов команды, а также окружающих людей о себе.
Исследование влияния занятий спортом на способность к установлению взаимоотношений И.С. Колесник, 2008, позволило выявить следующие
структурные элементы, характерные для взаимоотношений в спорте:
- сходство мотивации и целеполагания спортивной деятельности;
- уровень профессиональной информированности тренера, его способность к всестороннему анализу свойств личности индивида;
- изменение характера взаимоотношений с окружающими в процессе роста спортивного мастерства.
Анализ тренировочно-
соревновательной деятельности боксеров разной квалификации показал, что способность к установлению
взаимоотношений с окружающими определяется следующими факторами:
- уровнем воспитанности, общей культуры, стремлением к расширению кругозора, образования и самообразования;
- способностью к объективной самооценке возможностей и способностей, а также оценке партнеров по команде и соперников;
- уровень сформированности способностей к самоанализу и анализу тренировочно-соревновательной деятельности [3].
Очевидно, что направленное формирование данных личностных качеств положительно скажется на установлении доброжелательных, уважительных,
открытых отношений с тренером, членами команды и приведет к росту спортивного мастерства.
Результаты и их обсуждение. Для проверки данного положения был проведен педагогический эксперимент с участием 38 боксеров I разряда, КМС (возраст 16-18 лет). Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 19 спортсменов в каждой. Для определения исходного уровня физической подготовленности было проведено тестирование, в котором использовались следующие контрольные упражнения: бег на 60 м (сек); прыжок в длину с места (см); толкание ядра (4 кг) правой и левой рукой (см); подтягивание в висе на перекладине (количество раз); наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке (см). Анализ материалов исследования показал отсутствие существенных отличий по степени физической подготовленности (р>0,05).
Оценивался также уровень коммуникативных навыков, способностей к установлению взаимоотношений с окружающими людьми, для этого использовали модификации
психологических опросников [8]. Обработка материалов исследования не выявила значительных различий по уровню сформированности
коммуникативных навыков у
занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ
занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой, рекомендованной федерацией бокса РФ. В ЭГ использовалась методика для формирования способностей
устанавливать правильные
взаимоотношения с окружающими. Содержанием данной методики предусматривалось формирование умений к четкому, корректному изложению своих мыслей, доводов, аргументов. Спортсмены учились заранее продумывать вопросы, логично выстраивать содержание беседы, в ходе которой необходимо было получить интересующую информацию. Боксеры учились также предварительно
продумывать ответы на заранее сформулированные вопросы тренера, представленные в письменной форме; уметь четко, лаконично, убедительно излагать свои доводы. Внимание боксеров обращалось также на умение доброжелательно выслушать собеседника, понять смысл и ход его рассуждений, объективно оценить их целесообразность и в корректной форме высказать свое мнение.
Анализ и обсуждение результатов боксерского поединка обеспечивали степень соответствия поведения боксера его физической, технико-тактической и психологической подготовленности,
поставленным задачам. Высокий уровень этого соответствия создавал условия для дальнейшей самореализации,
стимулировал переход процесса воспитания в самовоспитание и формирование индивидуального стиля ведения боя.
Молодым спортсменам присуща некоторая категоричность, амбициозность, обусловленная переоценкой своих возможностей, что является одной из причин неадекватной реакции на критические замечания тренера и партнеров по команде. Разработанной нами методикой предусматривалось формирование психологической установки на восприятие всех критических замечаний как оказание помощи в росте спортивного мастерства и приобретение опыта тренировочно-соревновательной
деятельности. Такая установка позволяет более успешно управлять психоэмоциональным состоянием и находить позитивное, даже в достаточно остром изложении недостатков. У боксеров ЭГ формировались также навыки
толерантности. С этой целью моделировались различные
педагогические ситуации, проводились деловые и ролевые игры, что создавало необходимые условия для формирования коммуникативных способностей.
Занимающимся объяснялась значимость уважительного отношения к точке зрения собеседника, даже если она не всегда совпадала с его мнением. Данное качество формировалось в специально созданных ситуациях, что позволяло на практике оценивать степень развития данных способностей.
В конце педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей, характеризующих уровень физической подготовленности; использовались те же тесты. Обработка полученных результатов показала, что повышение уровня физической
подготовленности произошло в обеих группах, КГ и ЭГ, однако в ЭГ прирост оказался более значительным. Так, если в КГ результаты прыжка в длину с места улучшились на 6,95%, то в ЭГ - на 19,3%; дальность толкания ядра правой рукой в КГ увеличилась на 7,24%, левой, соответственно, - на 6,31%, в ЭГ прирост показателей правой рукой составил 21,42%, левой, соответственно, - 19,25% (р<0,05). Подобная динамика была отмечена и по ряду других тестов.
Оценка уровня сформированности коммуникативных способностей также улучшились в КГ и ЭГ при более высоких показателях в ЭГ. Так, если умение четко и корректно излагать свои мысли, вопросы и ответы в КГ улучшилось с 2,78±0,14 до 3,12±0,18 балла, то в ЭГ , соответственно, с 2,76± до 4,09±0,20 балла. Умение внимательно выслушать собеседника, понять смысл его высказываний в КГ улучшилось с 2,70±0,92 до 3,14±0,14 балла, в ЭГ - с
2,72±0,17до 4,12±0,19 балла. Способность к адекватной реакции на критические замечания тренеров, партнеров и соперников в КГ улучшились с 2,64±0,15 балла до 3,08±0,15балла, в ЭГ с 2,61±0,11балла до 4,15±0,24 балла. Такая тенденция отмечена и по другим коммуникативным способностям.
Анализ соревновательной
деятельности по результатам пяти боксерских поединков разного уровня показал, что выступления боксеров ЭГ были более стабильными; спортсмены реализовали целевые установки тренера, более успешно выполнили алгоритмы технических приемов. В КГ соревновательные выступления имели несколько срывов, результаты оказались, в целом, ниже запланированных.
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что формирование
коммуникативных навыков, установление рационального взаимодействия с окружающими людьми, обеспечивают не только лучшие взаимоотношения с тренером, но и позволяют более успешно управлять психоэмоциональным
состоянием, контролировать ситуацию; приобретать знания и необходимую информацию в процессе бесед с тренером, соперниками, товарищами по команде. В основу поведения боксера, установления нравственных отношений с тренером, товарищами по команде, другими людьми заложен уровень общей культуры и воспитанности, сформированный в семье, получивший дальнейшее развитие в школе и спортивном клубе. Значительная роль в этом процессе принадлежит тренеру, владеющему разнообразными способами организации условий для воспитания и перевоспитания подростка средствами бокса; обеспечения эффективной спортивной деятельности, направленной не только на повышение спортивного мастерства боксера, но и формирование общественно значимых черт характера и свойств личности.Роль тренера, моделирующего процесс спортивной подготовки и формирования личности, состоит в том, чтобы придать
педагогическим воздействиям
направленный, системный характер; обеспечить преемственность в постановке задач повышения уровня спортивного мастерства и непрерывного духовного развития. Формирование
коммуникативных навыков боксеров различной квалификации позволяет осуществлять непрерывный процесс обучения, тренировки и воспитания, логически перерастающий в
самовоспитание - основной путь самопознания, саморазвития и
самосовершенствования личности.
Литература
1. Александров, Ю. М. Прочность и вариативность двигательного навыка как факторы повышения спортивного мастерства / Ю. М. Александров, И. С. Колесник // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -Набережные Челны. - 2013. - № 4 (29). - С. 24-30. (Режим доступа: http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal.)
2. Брайент, Дж. Кретти Психология в современном спорте / Дж. Кретти Брайент. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - С. 24-36.
3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : Учебник для вузов / И. А. Зимняя. -Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2005. - 384 с.
4. Колесник И.С. Роль прочности и вариативности двигательного навыка в системе спортивной подготовки квалифицированных боксеров /И.С. Колесник, Ф.А. Гатин, Ю.М. Александров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №4(37). - С.111-119. DOI 10.14526/01_1111_58.
5. Колесник, И. С. Личность боксера И. С. Колесник. - Ульяновск : ОГУП. Областная типография «Печатный двор», 2008. - 160 с.
6. Кузнецова, З. М. Анализ особенностей подготовки к соревновательной деятельности боксеров-новичков 15-18 лет / З. М. Кузнецова, Ш. Р. Зайнуллин // Вестник спортивной науки. - 2007. - № 3. - С. 78-79.
7. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций : монография / Л. Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с. : ил.
8. Худадов, Н. А. Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации : дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Худадов. - Москва, 1997. - 150 с.
9. Филимонов, В. И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка : монография / В. И. Филимонов. - М. : «ИСАН», 2000. - 432 с.
10. Шапарь, В. Б. Практическая психология. Инструментарий / В. Б. Шапарь. -Ростов н/Д : Феникс, 2005. - С. 132-135.
11. Nazarenko, L. D. Physiological bases of improvement system of boxers sports training / L. D. Nazarenko, I. S. Kolesnik // Life Science Journal 2014;11(11s). - Р. 642-645. http://www.lifesciencesite.com.
Reference
1. Alexandrov Y. M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2013, No. 4 (29), pp. 2430. (Access mode: http ://www/kamgifk.chelny.net/j ournal.)
2. Braynet J. Kretti Psikhologiya v sovremennom sporte [Psychology in modern sport], Moscow : Physical culture and sport, 1978, pp. 24-36.
3. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology], Moscow : Logos, 2005, 384 p.
4. Kolesnik I. S. Lichnost' boksera I. S. Kolesnik [A boxer's personality], Ulyanovsk : Regional State Unitary Enterprise. Regional printing office "Pechatnyi dvor", 2008, 160 p.
5. Kolesnik I. S. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No.4(37), pp. 111119. DOI 10.14526/01_1111_58.
6. Kuznetsova Z. M. Vestnik sportivnoi nauki, 2007, No. 3, pp. 78-79.
7. Nazarenko L. D. Sredstva i metody razvitiya dvigatel'nykh koordinatsii [Means and methods of motional co-ordinations development], Moscow : theory and practice of physical culture, 2003, 258 p.
8. KhudadoN. A.Psikhologo-pedagogicheskie osnovy sportivnoi deyatel'nosti edinobortsev vysokoi kvalifikatsii [Psychological-pedagogical basis of sports activity among single-combat fighters of high qualification] Extended abstract of candidate's thesis, Moscow, 1997, 150 p.
9. Filimonov V. I. Boks. Sportivno-tekhnicheskaya i fizicheskaya podgotovka [Sportivno-tekhnicheskaya i fizicheskaya podgotovka Boxing], Moscow : "ISAN", 2000, 432 p.
10. Shapar V. B. Prakticheskaya psikhologiya. Instrumentarii [Practical psychology. Apparatus], Rostov-on-Don : Phoenix, 2005, pp. 132135.
11. Nazarenko L. D. Physiological bases of improvement system of boxers sports training / L. D. Nazarenko, I. S. Kolesnik // Life Science Journal 2014;11(11s). - Р. 642-645.http://www.lifesciencesite.com.
Статья поступила в редакцию: 26.01.2016 г.
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №1(38) 2016
ISSN2070 4798(Print)
_ISSN 2070 4 798 (Online)
Колесник Игорь Степанович — профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4 Гатин Фаат Аграфович - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4
Осипов Дмитрий Андреевич - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4