Научная статья на тему 'Физическое самовоспитание и самосовершенствование студентов с нарушением зрения'

Физическое самовоспитание и самосовершенствование студентов с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3155
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENT / HEALTH / SELF-EDUCATION / SELF-IMPROVEMENT / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Жанна Ивановна, Шляпникова Виктория Викторовна

Здоровье важнейшая качественная предпосылка самореализации подрастающего поколения, их активной и долгой жизни, способности к репродукции, к учебному и профессиональному труду, к социальной и политической активности. Многие люди здоровье определяют как ценность и ставят его на первое место, в личной иерархии ценностей, однако не предпринимают особых действий к его сохранению и укреплению. А ведь поддержание соответствующего уровня здоровья является важным жизненным навыком человека на протяжении всего жизненного пути. На здоровье подрастающего поколения в процессе учебы оказывают влияние многие факторы. Но именно субъективные факторы характеризуют их образ жизни и оказывают непосредственное влияние на здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения осложняется так же наличием основных и сопутствующих заболеваний. Учитывая это, в статье определена необходимость способствовать физическому самовоспитанию и самосовершенствованию студентов с нарушением зрения для сохранения и укрепления здоровья. Очень важно, что бы каждый студент понимал значимость физического самовоспитания и самосовершенствования для своего здоровья, и в целом для формирования физической культуры личности. В результате исследования выяснилось, что примерно половина студентов первых курсов имеют нарушение зрения, часть из которых не знают своего диагноза, а стало быть, и возможных последствий заболеваний. Те, кто не знают своего диагноза не занимаются физической культурой самостоятельно. Это не позволяет в полной мере реализовать процесс по сохранению и укреплению здоровья. Достижение физического самовоспитания и самосовершенствования возможно благодаря: теоретическим занятиям по темам о значимости физической культуры для людей с нарушением зрения, составлению личного плана физического самовоспитания и его выполнение, ведение дневника самоконтроля. Выполняя предложенную работу у студента с нарушением зрения разовьются навыки самоконтроля, самопознания, самонаблюдения, самокоррекции, а соответственно будет идти процесс сохранения и укрепления здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Жанна Ивановна, Шляпникова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL SELF-EDUCATION AND SELF-IMPROVEMENT OF STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENT

Health is the most important quality is the premise of self-realization of the younger generation and their active and long life, ability to reproduce, to educational and professional work, to social and political activism. Many people define health as a value and put it in the first place in a personal hierarchy of values, however, do not take specific action towards its conservation and enhancement. But maintaining an appropriate level of health is an important life skill of the person throughout life journey. The health of the younger generation in the process of learning is affected by many factors. But, it is subjective factors that characterize their way of life and have a direct impact on health. The state of health of the younger generation is complicated by the presence of major and southst of existing diseases. Given this, the article identifies the need to promote physical self-education and self-improvement of students with visual impairment to maintain and promote health. It is very important that each student understand the importance of physical self-education and self-improvement for your health, and for the formation of physical culture personality. The study revealed that about half of first-year students have a visual impairment, some of whom do not know their diagnosis, and therefore, the possible consequences of the disease. Those who do not know their diagnosis are not engaged in physical culture on their own, which does not allow to fully implement the process for the preservation and strengthening of health. The achievement of physical self-education and self-improvement is possible thanks to: theoretical classes on the topics of significance of physical culture for people with visual impairment; drawing up a personal plan of physical self and its implementation; keeping a diary of self-control. Performing the proposed work of the student with visual impairment develop skills of self-control, self-knowledge, introspection, self-correction, etc., and accordingly there will be a process of preserving and strengthening health.

Текст научной работы на тему «Физическое самовоспитание и самосовершенствование студентов с нарушением зрения»

УДК 37

Киселева Ж.И.,1 Шляпникова В.В.2

1Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия Е-mail: zhanna.kiss@inbox.ru 2«Специальная (коррекционная) школа-интернат №2», г Оренбург, Россия

Е-mail: shlyapnikovav@mail.ru

ФИЗИЧЕСКОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Здоровье - важнейшая качественная предпосылка самореализации подрастающего поколения, их активной и долгой жизни, способности к репродукции, к учебному и профессиональному труду, к социальной и политической активности. Многие люди здоровье определяют как ценность и ставят его на первое место, в личной иерархии ценностей, однако не предпринимают особых действий к его сохранению и укреплению. А ведь поддержание соответствующего уровня здоровья является важным жизненным навыком человека на протяжении всего жизненного пути. На здоровье подрастающего поколения в процессе учебы оказывают влияние многие факторы. Но именно субъективные факторы характеризуют их образ жизни и оказывают непосредственное влияние на здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения осложняется так же наличием основных и сопутствующих заболеваний. Учитывая это, в статье определена необходимость способствовать физическому самовоспитанию и самосовершенствованию студентов с нарушением зрения для сохранения и укрепления здоровья. Очень важно, что бы каждый студент понимал значимость физического самовоспитания и самосовершенствования для своего здоровья, и в целом для формирования физической культуры личности.

В результате исследования выяснилось, что примерно половина студентов первых курсов имеют нарушение зрения, часть из которых не знают своего диагноза, а стало быть, и возможных последствий заболеваний. Те, кто не знают своего диагноза не занимаются физической культурой самостоятельно. Это не позволяет в полной мере реализовать процесс по сохранению и укреплению здоровья.

Достижение физического самовоспитания и самосовершенствования возможно благодаря: теоретическим занятиям по темам о значимости физической культуры для людей с нарушением зрения, составлению личного плана физического самовоспитания и его выполнение, ведение дневника самоконтроля. Выполняя предложенную работу у студента с нарушением зрения разовьются навыки самоконтроля, самопознания, самонаблюдения, самокоррекции, а соответственно будет идти процесс сохранения и укрепления здоровья.

Ключевые слова: студенты с нарушением зрения, здоровье, самовоспитание, самосовершенствование, физическая культура.

Здоровье - важнейшая качественная предпосылка самореализации подрастающего поколения, их активной и долгой жизни, способности к репродукции, к учебному и профессиональному труду, к социальной и политической активности. Тем не менее, далеко не многие из подрастающего поколения определяют свое здоровье как капитал, который необходимо на протяжении всей жизни сохранять и приумножать. Как показывают опросы, многие люди здоровье определяют как ценность и ставят его на одно из первых мест (в иерархии ценностей), однако не предпринимают особых действий к его сохранению и укреплению. А ведь поддержание соответствующего уровня здоровья является важным жизненным навыком человека [13], [14].

На здоровье студентов в процессе обучения в вузе оказывают влияние многие факторы, объединив их в две группы объективные и субъ-

ективные, определим каждую из них. Объективные: продолжительность учебного дня, учебная нагрузка, состояние учебных аудиторий и т. д., т. е. факторы, определяемые учебным процессом. Субъективные: режим питания, двигательная активность, организация досуга, наличие или отсутствие вредных привычек и т. д., т. е. факторы, определяемые личностью [9], [10]. Именно субъективные факторы характеризуют образ жизни студентов и оказывают непосредственное влияние на их здоровье.

Состояние здоровья подрастающего поколения осложняется наличием основных и сопутствующих заболеваний. Так, нарушение зрения влечет за собой нарушения в опорно-двигательном аппарате, в сердечнососудистой и дыхательной системах, в обмене веществ, в эмоциональной сфере и др. Систематическое вовлечение студентов с нарушением зрения в занятия физической культурой способствуют

сглаживанию сопутствующих отклонений в состоянии здоровья [1], [3], [12].

Нами был проведен опрос (рисунок 1), в котором приняло участие 106 студентов первокурсников Оренбургского государственного университета.

В результате опроса выяснилось: что 49% студентов первых курсов не имеют нарушения зрения, 51% - с нарушением зрения.

51% студентов с нарушением зрения определим за 100% и подсчитали, что: 62% знают о своем диагнозе, а 38% - не знают своего диагноза.

В вузе физической культурой занимаются 100%, но в большинстве случаев не провозглашают свои диагнозы преподавателю.

62% студентов с нарушением зрения занимаются физической культурой еще и самостоятельно, это те, которые знают свой диагноз, и 38% - не занимаются самостоятельно физической культурой.

Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Процесс включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных эффективных результатов, тем более студентов с нарушением зрения, если сами студенты не займут актив-

ную позицию в стремлении к физическому самовоспитанию и самосовершенствованию. Студентам с нарушением зрения нужен индивидуальный и дифференцированный подход с четким соблюдением показаний и противопоказаний к занятиями физическими упражнениями. Именно поэтому основная доля физической нагрузки должна приходиться на самостоятельные занятия, в результате физического самовоспитания и самосовершенствования [2], [11], [15].

Самовоспитание делает процесс физического воспитания более эффективным и интенсивным, хотя само же самовоспитание и формируется в процессе физического воспитания. Для самовоспитания нужна воля, хотя воля так же формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели, нередко в противостоянии наступающему утомлению и пр.

Необходимо активизировать мотивы для физического самовоспитания. Мотивы физического самовоспитания - это основные причины, интересы, стремления, установки, потребности, которые заставляют человека формировать в себе физическую культуру личности.

Основными мотивами физического самовоспитания выступают:

- требования социальной жизни и культуры;

- притязание на признание в коллективе;

- желание выглядеть привлекательно;

- соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности;

- адекватная критика и самокритика.

Здравствуйте! Примите, пожалуйста, участие в опросе:

1. Курс_

2. Возраст_

3. Факультет_

4. Занимаетесь ли вы физкультурой (нужное подчеркнуть)

Да Нет

5. Занимаетесь ли вы еще и самостоятельно физкультурой (нужное подчеркнуть)

Да Нет

6. Если у вас нарушение зрения (нужное подчеркнуть)

Да Нет

7. Если есть нарушение зрения, то знаете ли вы свой диагноз (нужное подчеркнуть)

Да Нет

8. Укажите какой диагноз по зрению у вас_

Рисунок 1 - Вопросы опросника для студентов первого курса. 10 ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2017 № 4 (204)

Студентов с нарушением зрения, необходимо направить на путь физического самовоспитания, указав три основных этапа.

I этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе. Каждый студент должен четко знать свой диагноз (диагнозы), его динамику, показаниям и противопоказания к занятиям физическим упражнениями.

К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка.

Самонаблюдение - предполагает наблюдение человека за своим внутренним планом жизни, с фиксацией ее проявления. Самонаблюдение возникает в процессе общения с другими людьми, при усвоении социального опыта и средств его осмысления [5], [8]. Самонаблюдение - универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности.

Самоанализ - это анализ собственных переживаний, суждений, поступков и потребностей. Изучение человеком самого себя, своего внутреннего мира и глубин своей психики, как бы взгляд изнутри [8]. Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван -другой физической нагрузкой, в т. ч. длительной пешей прогулкой, дополнительной работой по выполнению учебных заданий, ухудшением самочувствия, не желанием заниматься и т. д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз. Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является регулятором поведения [5], [8].

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т. е. степенью трудности достижения целей, которые каждый студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества, и может быть определена как адекватная, завышенная или заниженная. Так, например, если самооценка занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы и наоборот. А вот адекватность ее в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др.

Первый этап завершается решением работать над собой.

На II этапе, исходя из самохарактеристики, определяется цель и программа самовоспитания, а на их основе личный план.

Цель, в основном, носить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени (например, год). Следует определить примерную программу самовоспитания.

Вариант программы. Цель - формировать физическую культуру личности студента с нарушением зрения.

Задачи деятельности:

1. Включиться в здоровый образ жизни.

2. Активизировать познавательную физ-культурно-спортивную деятельность.

3. Сформировать нравственно-волевые качества личности.

4. Овладеть основами методики физического самовоспитания.

5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии показаниями и противопоказаниями.

6. Соотносить физическую подготовленность с требованиями будущей профессиональной деятельности [6], [7].

7. Формировать и поддерживать позитивный жизненный настрой.

Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания. Примерный личный план физического самовоспитания представлен в таблице 1.

III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением.

Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения, самокоррекции. Методы самовоздей-

ствия, направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.

Примерная форма ведения дневника самоконтроля приводится в таблице 2. Рекомендуется вести электронный дневник в гаджете.

Систематическое заполнение дневника самоконтроля является как бы самоотчетом о проделанном за день. Отчитываясь за свои дей-

Таблица 1 - Примерный личный план физического самовоспитания

Задачи Используемые средства и методы Дни занятий

Включиться в ЗОЖ Физические упражнение в течение дня, отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня, правильное питание, регулярное выполнение зрительной гимнастики, использовать естественные силы природы и т. д. Ежедневно

Активизировать познавательную физкультурно-спортивную деятельность Чтение соответствующей литературы, просмотры документальных и научных фильмов и др. Периодически

Сформировать нравственно-волевые качества личности Достигать цели, через настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, выполнять запланированное на день и т. д. Ежедневно

Овладеть основами методики физического самовоспитания Методы самовоспитания: самопознание; самообладание; самостимулирование. Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение. Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение. Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение. Ежедневно

Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии показаниями и противопоказаниями Приобретение соответствующих знаний. Занятия физическими упражнениями. Не менее 3-х рез в неделю (исключения: обострение заболеваний, лечения, операции)

Соотносить физическую подготовленность с требованиями будущей профессиональной деятельности Изучение соответствующей литературы, анализ, учет жизненного опыта, формирование и развитие соответствующих физических качеств Согласно составленному расписанию

Формировать и поддерживать позитивный жизненный настрой Сформировать иерархию жизненных ценностей; общаться с приятными людьми, избегать нежелательных общений; радоваться успехам, уметь переживать неудачи; быть добрым и т. д. Ежедневно

Таблица 2 - Пример возможного варианта дневника самоконтроля

Показатели дата дата дата дата

Самочувствие

Работоспособность

Сон

Аппетит

Желание заниматься физической культурой

Нарушение режима

ЧСС, в покое

Частота дыхания, в покое

Потоотделение

Боли

Масса тела

Характер тренировочной нагрузки

ствия, поступки, студент с нарушением зрения осознает (или вдруг узнает), какие качества ему необходимо формировать в первую очередь, от каких недостатков избавиться, чтобы улучшить свою личность, какие вносить изменения в личный план работы над собой. Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий. Итоговый подводится за достаточно длительный период времени - несколько месяцев, год. Его основой служит самоанализ фактического материала, характеризующего поведение человека в различных ситуациях и обстоятельствах и результаты его, отражающиеся на психофизическом состоянии. Текущий самоотчет подво-

дится за короткий промежуток времени - день, неделю, несколько недель [2].

Таким образом, достижение физического самовоспитания и самосовершенствования возможно благодаря теоретическим занятиям по темам о значимости физической культуры для людей с нарушением зрения, составлению личного плана физического самовоспитания и его выполнение, ведение дневника самоконтроля. Выполняя предложенную работу у студента с нарушением зрения разовьются навыки самоконтроля, самопознания, самонаблюдения, самокоррекции и т. д., а соответственно будет идти процесс сохранения и укрепления здоровья.

6.04.2017

Список литературы:

1. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебн. пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М. : Советский спорт, 2000. -240 с.

2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с.

3. Киселева, Ж.И. Методика самостоятельных занятий студентов вузов с фитболами / Ж.И. Киселева, Л.Ю. Шавшаева, В.В. Шляпникова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - №1. - С. 22-26.

4. Киселева, Ж.И. Особенности активного отдыха, как фактора, повышающего работоспособность / Ж.И. Киселева, В.В. Шляпникова // Актуальные проблемы торгово-экономической деятельности и образования в современных условиях. - 2016. -С.530-535.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: учеб. пособие для ст-тов пед. ин-тов / И.С. Кон. - М. : Просвещение, 1979. -175 с.

6. Коровин, С.С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1997. - 372 с.

7. Матвеев, Л.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №7. - С. 42-47.

8. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб, 2008. - 672 с.

9. Перова, Е.И. Студенческая молодежь: психологический портрет современного студента / Е.И Перова // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2014. - №5. - С. 51-61.

10. Ушакова, Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования / Я.В. Ушакова // Социальные науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2007. - №6. - С. 197-202.

11. Фомин, Н.А. Физиология человека / Н.А. Фомин. - 3-е изд. - М.: Просвещение; Владос, 1995. - 416 с.

12. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

13. Educating Students with Visual Impairments in Texas: Guidelines and Standards. Members of the Texas Education of Blind and Visually Impaired Students Advisory Committee (2008). Paper 41.

14. McMahon, John Michael Impact of Participating in a Short-Term Intervention Model of Sports Education Camps for Children with Visual Impairments (2013). Dissertations. Paper 170.

15. Narsimulu (2016), Self-Efficacy in Students with and Without Physical Impairment, International Journal of Indian Psychology, Volume 3, Issue 3, No. 6, DIP: 18.01.102/20160303.

Сведения об авторах:

Киселева Жанна Ивановна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3017, тел.: (3532)372468

Шляпникова Виктория Викторовна, учитель физической культуры Специальной (коррекционной) школы-интерната №2 г. Оренбурга, кандидат педагогических наук 460050, г. Оренбург, ул. Новая 12/3, тел.: (3532)671134 E-mail: shlyapnikovav@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.