Научная статья на тему 'Управление физическим самовоспитанием студентов с особыми образовательными потребностями'

Управление физическим самовоспитанием студентов с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
173
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ФИЗИЧЕСКОЕ САМОВОСПИТАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS HAVING A SPECIAL MEDICAL GROUP / PHYSICAL SELF-EDUCATION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мамонова Оксана Вячеславовна

Рассмотрены периоды управления физическим самовоспитанием со студентами с особыми образовательными потребностями в вузах. Исследованы текущий уровень потребностей в занятиях физической культурой и показатели функционального состояния студентов на программно-аппаратном диагностическом комплексе ESTECK System Complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мамонова Оксана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PHYSICAL SELF-ADMINISTRATION OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The periods of management of physical self-education with students with special educational needs in universities are considered. The current level of physical training needs and indicators of the students' functional state on the ESTECK System Complex software and hardware complex were studied.

Текст научной работы на тему «Управление физическим самовоспитанием студентов с особыми образовательными потребностями»

Королев Василий Геннадьевич, доц., gkorolevaaJist. ru, Россия, Москва, Национальный исследовательский университет «МИЭТ»,

Бойцова Ирина Владимировна, ст. преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

ANALYSIS OF NORMATIVE AND TABLES OF ESTIMATION OF THE RESULTS OF TEST OF THE COMPLEX OF GTO

V. G. Korolev, I. V. Boytsova

The authors carried out a study of the standard of the VI level of the physical culture and sports complex of the GTO for men for compliance with the facilities laid down in the concept of the difficulty of their implementation. The analysis of 100-point tables of results evaluation in summer and winter all-rounds of GTO for boys and men aged from 16 to 39 years for compliance with the discharge standards of the ESCC and the standards of the GTO complex was carried out.

Key words: physical readiness, students, standards, physical culture and sports complex of GTO.

Korolev Vasily Gennadievich, associate professor, gkorolevaalist.ru, Russia, Moscow, National research University "MIET",

Boytsova Irina Vladimirovna, senior lecturer, [email protected], Russia, Moscow, National research University "MIET"

УДК 796.011

УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИМ САМОВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ПОТРЕБНОСТЯМИ

О.В. Мамонова

Рассмотрены периоды управления физическим самовоспитанием со студентами с особыми образовательными потребностями в вузах. Исследованы текущий уровень потребностей в занятиях физической культурой и показатели функционального состояния студентов на программно-аппаратном диагностическом комплексе ESTECK System Complex.

Ключевые слова: студенты с особыми образовательными потребностями, специальная медицинская группа, физическое самовоспитание, управление.

По последним данным Росстата число студентов с особыми образовательными потребностями увеличилось почти на 1,5 тыс. чел. [8]. По данным исследователей в это приумножение попадают студенты, специальной медицинской группы, освобожденные от практических занятий физической культурой и инвалиды [1, 3, 5]. Этот состав лиц в большинстве случаев не удовлетворяет свои естественные генетически заложенные потребности в двигательной активности, обеспечивающие

выживаемость за счёт функционирования систем организма [2, 3]. Специалисты свидетельствуют о том, что поток студентов с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата, с патологиями сердечнососудистой системы и психическим развитием увеличивается [5, 7]. Учёные отмечают, что низкий уровень здоровья, снижение иммунного статуса, хронизация патологических процессов, снижение двигательной активности, неправильное питание и другие факторы увеличивают риски заболеваемости [1, 5, 7]. Однако отсутствует управление физическим самовоспитанием с этими студентами.

Нами рассматриваются студенты с особыми образовательными потребностями (ООП), имеющие специальную медицинскую группу (СМГ). У этих студентов есть потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, мотивационных) в процессе образования.

Физическое самовоспитание этой группой формируется в процессе физического воспитания. Для развития самовоспитания нужна воля, умение преодолевать трудности, противостоять утомлению [4]. Систематическое вовлечение этого контингента в занятия физической культурой, будет способствовать сглаживанию сопутствующих отклонений в состоянии здоровья. Физическое самовоспитание студентов СМГ построено на трех этапах:

1. Самопознание собственной личности, выделение ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть с помощью методов (самопознания, самонаблюдения, самоанализа, самооценки) и завершить решением работать над собой.

2. Определение цели, задач и программы самовоспитания. Цель ставится на один учебный год. Задачи направлены на соблюдение здорового образа; укрепление и сохранение здоровья; формирование нравственно-волевых качеств личности; овладение основами методики физического самовоспитания, улучшение физического развития. Программа оздоровления студента учитывает условия жизни, особенности самой личности и ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания студента СМГ.

3. Физическое самовоспитание, связанное с его практическим осуществлением. Оно базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения с помощью методов (самовоздействия, самосовершенствования, самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритику, самоконтроль, самоотчет). В таком случае студент СМГ в полной мере занимается самосовершенствованием, самовоспитанием, творчески подбирает такие

средства психической саморегуляции, которые позволяют в наибольшей степени реализовать его индивидуальные возможности. Так нашим студентам предложены занятия в бильярдном зале и дополнительно самостоятельные занятия, выбранные из оздоровительных видов гимнастики.

Совершенствование нашей технологии состоит из: психологической подготовки студентов СМГ реализованных путем внедрения в практику новых средств и методов, а также развитием двигательного и интеллектуального потенциала студентов.

Путь каждого студента СМГ к здоровому образу жизни отмечается своими особенностями. Принципиального значения не имеет, но важен конечный результат.

Управление физическим самовоспитанием направлено на ведение здорового образа жизни; оценку морфофункционального здоровья (уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возможностей человека); оценку состояния иммунитета (количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода); адаптацию к социально-экономическим условиям жизни (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешности деятельности и ее «физиологической стоимости» и психофизиологических особенностей); оценку активности исполнения семейно-бытовых обязанностей; широту и проявление социальных и личностных интересов; оценку валеологической грамотности, в том числе: степень сформированности установки на здоровый образ жизни (психологический аспект); уровень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

В связи с этим выявляется противоречие: между увеличением студентов с образовательными потребностями, а именно студентов специальной медицинской группы в современных вузах и недостатком педагогического управления физическим самовоспитанием с этим контингентом. Противоречие актуализирует исследовательскую проблематику. Для решения проблемы мы определили алгоритм управления физическим самовоспитанием это: моделирование учебных занятий и методик их проведения со студентами; подходы к личностно ориентированному и деятельностному обучению; внедрение новых методик, средств и технологий, обеспечивающих моторную плотность занятий; приобретение студентами знаний, умений и навыков физкультурно-оздоровительной деятельности, проявляющихся в умении

самостоятельно заниматься физической культурой по укреплению здоровья, подбирать необходимый «инструментарий» с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов, совершенствовать физическое развитие и физическую подготовленность как в учебной деятельности, так и в различных формах активного отдыха и досуга.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическое управление физическим самовоспитанием студентов с особыми образовательными потребностями, отнесенных к СМГ, на основе использования результатов программно-аппаратного диагностического комплекса ESTECK System Complex (ESC).

Представлена технология физического самовоспитания студентов с особыми образовательными потребностями, имеющие СМГ (рис. 1). Технология включает индивидуальный и дифференцированный подход, с четким соблюдением показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями.

Авторская технология физического самовоспитания включает бильярд и самостоятельные занятия оздоровительными видами гимнастики, выполнение физических упражнений дома. Технология может быть использована в целях совершенствования организации и построения образовательного процесса; в определении средств, форм и методов компенсации двигательной активности студентов СМГ; в развитии физических качеств, укреплении здоровья.

Структура технологии физического самовоспитания студентов СМГ

Методика и организация исследования. Педагогическое исследование учебного процесса по физическому самовоспитанию студентов с особыми образовательными потребностями проводилось на базе ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» со студентами первого курса (2016/2017 г.). Всего в исследовании участвовало более 200 чел.

Нами получены результаты диагностики посредством использования программно-аппаратного диагностического комплекса ESTECK System Complex (ESC) по методикам: биоимпедансометрия, цифровой анализ пульсовой волны, цифровой анализ вариабельности сердечного ритма.

Результаты исследования и их обсуждение. С помощью программно-аппаратного диагностического комплекса ESC было проведено диагностическое исследование функционального состояния студентов СМГ (таблица), которое показало, что частота сердечных сокращений (ЧСС) у студентов выше нормы: у девушек 94,7 уд/мин и у юношей - 87,4 уд/мин. Двойное произведение (регуляция сердечно-сосудистой системы) у девушек выше 100 усл.ед - низкий уровень, у юношей в норме (81-90 усл.ед). Индекс пробы Руфье (реакция сердечной мышцы на физическую нагрузку) низкий в пределах 14,06-15,2 усл.ед - средняя сердечная недостаточность. Значение артериального давления (АД) соответствуют норме (120/80 мм рт. ст.). Периферическое сосудистое сопротивление у всех в норме (норма 9001500 мл). Показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ), невысокие - у юношей (норма 3500-4800 мл), у девушек не соответствуют норме. Общая оценка/балл функционального состояния свидетельствует о том, что у всех удовлетворительный балл (90-100 баллов - «хороший» и 70-90 -«удовлетворительный»).

Показатели функционального состояния студентов СМГ, Х ±а

Пол, ЧСС АД, мм Двойное Проба ЖЕЛ, ПСС, Оценка/

модуль уд/мин рт. ст. произведе- Руфье, мм мл балл

ние, усл.ед усл.ед

М 1 87,4±19,2 126,3/85,0 90,2±11,0 14,06±3,4 3459±398 1191±191,2 82,0±6,2

М 4 83,1±17,3 122,1/78,0 84,2±13,2 13,06±2,9 3560±303 1212±144,7 89,0±7,7

Ж 1 94,7±15,8 118,2/81,2 107,1±9,2 15,2±3,8 2100±252 1367±169,8 81,6±10,4

Ж 4 89,9±16,1 119,2/80,7 98,2±7,9 14,2±2,8 2228±266 1462±241,8 88,7±9,3

Примечание: Х- среднее арифметическое значение; о - среднее квадратическое отклонение; ПСС - периферические сосудистое сопротивление, СВ -сердечный выброс, двойное произведение - регуляция сердечно-сосудистой системы, двойное произведение (усл.ед).

Отметим, что на фоне хорошего общего функционального состояния у студентов СМГ реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку соответствует низкому уровню.

Таким образом, проблема педагогического управления физическим самовоспитанием студентов с особыми образовательными потребностями, отнесенных к СМГ, остается достаточно сложной, требующей активизации поиска и усилий со стороны специалистов в ее решении. В рамках данной проблемы, как показывает практика, необходимо в большей степени уделять внимание изучению характеристик физического, двигательного и, особенно, функционального развития студентов СМГ, используя современные инструментальные методы диагностики. В целом, это послужит базисом в разработке эффективных физкультурно-оздоровительных технологий и технологий физического самовоспитания для студентов с особыми образовательными потребностями.

Список литературы

1. Богоева М.Д., Румба О.Г., Богоева М.Д. Коррекция состояния здоровья студентов специальной медицинской группы с нарушениями сердечно-сосудистой системы на занятиях физической культурой // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 3(73). С. 37-41.

2. Виленский М.Я. Педагогическая категория «здоровье» как ценность воспитания // Научно-методические подходы к формированию образовательных программ подготовки кадров в современных условиях: сб. статей III Регион. межвуз. науч.-практ. конф. М., 2016. С. 29-32.

3. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие. М.: Совет. спорт, 2000. 240 с.

4. Киселева Ж.И., Шавшаева Л.Ю., Шляпникова В.В. Методика самостоятельных занятий студентов вузов с фитболами // Вест. Оренбург. гос. ун-та. 2016. №1. С. 22-26.

5. Кондаков В.Л., Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. СПб, 2013. 50 с.

6. Роль институтов. URL: http://aischools.ru/uploads/pdf/rol_ institutov.pdf (дата обращения: 29.10.2017).

7. Румба О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: дис. ...д-ра пед. наук. СПб., 2012. 472 с.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.10.2017).

Мамонова Оксана Вячеславовна, преподаватель, mamonova-o-váimail.ru, России, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

MANAGEMENT OF PHYSICAL SELF-ADMINISTRATION OF STUDENTS WITH SPECIAL

EDUCATIONAL NEEDS

O. V. Mamonova

The periods of management of physical self-education with students with special educational needs in universities are considered. The current level of physical training needs and indicators of the students' functional state on the ESTECK System Complex software and hardware complex were studied.

Key words: students with special educational needs having a special medical group, physical self-education, management

Mamonova Oksana Vyacheslavovna, lecturer, mamonova-o-vamail.ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova

УДК 796.011

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ МУСУЛЬМАНОК НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

Э.Р. Мугаттарова, А.А. Болотников, В.Л. Калманович, Р.Р. Хайруллин

Изучен вопрос гендерного подхода к образованию на занятиях физической культурой мусульманок в вузе. Выявлены проблемы обучения молодых мусульманок на занятиях физической культурой в высших учебных заведениях Республики Татарстан на основе анкетного опроса и педагогического наблюдения.

Ключевые слова: гендерное образование, обучение, студентки, мусульманки, общество, преподаватель, физическая культура, вуз.

Исторически сложилось так, что в Советском Союзе физическое воспитание рассматривалось как компонент коммунистического воспитания, выступающий в целостности с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и политехническим образованием. Главная цель советского физического воспитания - подготовить физически развитых строителей коммунизма, способных к производительному труду и защите Родины.

М.Я. Виленский в своих работах устанавливает, что физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности в единстве с другими видами воспитания [1]. Вузовское образование и его гуманитарная составляющая - физическая культура - направлены на развитие самообразовательной и само-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.