Kostyukov Vladimir Vasilyevich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of department, sport-igry@mail. ru, Russia, Krasnodar, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism,
Kostyukova Olga Nicolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, sport-igry@mail. ru, Russia, Krasnodar, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism,
Rimavi Atta E.A., postgraduate, [email protected], Russia, Krasnodar, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism
УДК 796.382.2
БИЛЬЯРД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
О.В. Мамонова
Предложена экспериментальная программа развития координационных способностей на основе средств бильярда у студентов с особыми образовательными потребностями отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих нарушение зрения. Выявлены особенности обучения технико-тактических действий и коррекционной направленности. Представлены показатели координационных способностей в бильярдном зале, доказывающие эффективность программы.
Ключевые слова: студенты с особыми образовательными потребностями, специальная медицинская группа, физическое самовоспитание, бильярд, координационные способности.
Современное улучшение условий жизни студентов с особыми образовательными потребностями, как одной из самых социальных категорий населения, их адаптация и интеграция в общество входят в число государственных задач [4]. Студенты с особыми образовательными потребностями (ООП), отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (Б) имеются различные патологии. Специалисты свидетельствуют о том, что поток студентов с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и психическим развитием увеличивается [2].
У студентов потеря зрения приводит к нарушению развития памяти, ограничивает возможности мышления, отражается на поведении в виде замкнутости, неуверенности, боли в глазах, быстрой усталости глаз, огромное желание отвлекаться во время пары (лекции) на «физкультминутку». Потеря зрения может произойти на одном или обоих глазах, может быть потеряно всё поле зрение или его часть. Всё это сопровождается поражением вестибулярного аппарата, что негативно отражается на двигательной сфере студента. Характерными проявлениями является нарушение точности движения, статического равновесия,
пространственной ориентации, то есть на основных координационных способностях, которые необходимы в игре бильярд.
По последним данным Росстата число студентов с особыми образовательными потребностями увеличилось почти на 1,5 тыс. чел. По данным исследователей в это приумножение попадают студенты, специальной медицинской группы (СМГ), освобожденные от практических занятий физической культурой и инвалиды. Это обстоятельство требует повышенного внимания общества к созданию условий для максимальной возможности коррекции нарушений развития студентов с отклонениями зрения, улучшению условий для профессионального образования, поиску путей социализации и адаптации в социуме [5].
При различных патологиях применяют занятия оздоровительными видами гимнастики, адаптивной физической культурой, хорошо подходят низко интенсивные виды спорта, такие как «бильярд» [2]. Всё это является возможностью студентам удовлетворять свои потребности в самореализации, самовоспитании и самоактуализации.
Одним из наиболее действенных методов коррекции физического воспитания студентов с нарушением зрения является бильярд [1, 3]. Обучение, которому способствует улучшению качества здоровья, коррекции психофизического развития, совершенствованию личностных качеств студента и освоению одного из основных жизненно важных навыков и умений - координации.
Двигательная деятельность в бильярде имеет низко интенсивную нагрузку. Однако следует учитывать, что студентам с высокой степенью миопии противопоказано заниматься контактными видами спорта, плаванием, поднимать тяжести, прыгать, выполнять упражнение «наклон вниз». Поэтому они выбирают бильярд. Этот вид спорта весьма популярен в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова. Бильярдный зал полностью оснащен инвентарем. Занятия проводятся по учебной программе и внеучебному времени. Важно отметить, что, занимаясь по программе 3 дня в неделю по 2 академических часа, студентам с ООП, отнесенных к СМГ, имеющих нарушение зрения, не хватает занятий двигательной активностью. Поэтому мы дополнили программу в виде внеурочных занятий на основе оздоровительных видов гимнастики, что в итоге располагает развитие широкого арсенала средств для развития координационных способностей, согласно физиологической характеристике. Если бильярд развивает точность движения, статическое равновесие, пространственную ориентацию, то оздоровительные виды гимнастики способствуют повышению общей физической подготовки, регуляции мышечного тонуса, совершенствованию общей моторики. В результате комплексного подхода увеличивается двигательная активность, улучшается физическое состояние, а также внимание и память. Эти
занятия положительно влияют на формирование социально значимых психологических свойств личности. Занятия упорядочивают поведенческие реакции, вырабатывают самовоспитание, собранность, трудолюбие, преодоление чувства страха при игре в бильярд, формируют важные качества для студента знания, умения, навыки.
Методы и организация исследования. Педагогическое исследование проводилось в соответствии с поставленной целью и задачами, использовались методы исследования: теоретический обзор научно -исследовательской литературы; педагогические наблюдения; тестирование координационных способностей в бильярдном зале (упражнения на точность и силу удара, с акцентом на: постановку стойки, забивание «пустышек», разбой пирамиды, забивание «чужих» шаров, при помощи клапштоса, ударов с верхним и нижним вращением битка) и в фитнес зале комплекс упражнений на тестирование физических качеств (на мышцы спины, рук, живота, ног); методы математической статистики. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» со студентами первого курса (2016-2017 г.). Всего в исследовании участвовало 76 чел.
Результаты исследования и их обсуждение. Экспериментальная программа, рассчитанная на студентов с ООП, отнесенных к СМГ, имеющих нарушение зрения, включала 4 уровня подготовки. Первый уровень - 1-й модуль, направлен на изучение техники выполнения упражнений и формирование умений. В фокусе внимания также находился психологический настрой студента, ориентированный на развитие интереса к освоению игры в бильярд, на воспитание волевых качеств и становление характера, а также на развитие мотивации студента и стремление к самовоспитанию.
Второй уровень - 2-й модуль, осуществлялся как совершенствование и улучшение достигнутого уровня двигательного качества и общефизического состояния организма студента. В этот период степень нагрузки увеличилась за счет повышения интенсивности на занятиях в фитнес зале оздоровительными видами гимнастики. Значительно большой объём времени отводился на отработку техники в движении в бильярдном и фитнес залах.
После первых двух уровней подготовки у студентов с нарушением зрения были сформированы умения и навыки, которые поспособствовали коррекции и развитию их координационных способностей и дали им возможность проявить их при игре в бильярд. В таблице представлены современные тенденции развития бильярда, а также зависимость между изучаемыми технико-тактическими действиями, и их коррекционной направленностью координационных способностей.
Особенности обучения технико-тактических действий и коррекционной направленности
Технико-тактическое действие Коррекционная направленность
Техника ментальных действий
Оценка позиции, геометрическое моделирование Владение рациональной техникой, самостоятельно находить правильные тактические решения, согласованность действия руками и ногами, динамика движений, равновесие, способность самостоятельно координировать движения, способность концентрировать внимание, самооценка ситуации, принимать быстро решение, сила и точность удара
Техника двигательных действий в управление битком в упражнениях
«Прокат в один размер» Стандартная игровая стойка, кистевые удары, технические приемы контроля и управления битком, концентрация внимания, координация рук, сила и точность удара
«Накат в центральную лузу» Игровая стойка, кистевые удары (открытые и закрытые), технические приемы контроля и управления битком, фокусировка внимания, координация рук, сила и точность удара, способность перебороть чувство страха
«Накат в угловую лузу» Согласованность движений рук и ног, концентрация внимания, способность выйти из сложной ситуации, выполнять из данного положения любое технико-тактическое движение, точность удара, способность перебороть чувство страха, игровая стойка
«Финская партия» и «Пустышки» Кистевые удары, принимать быстро решение, точность удара, согласованность движений рук и ног, чувство уверенности, самооценка ситуации, выполнять правильную стойку бильярдиста, стойка
По завершении учебного года студенты с ООП, отнесенные к СМГ, участвовали в вузовских соревнованиях и сумели применить уровень технико-тактических действий. Уникальность их проявилась в выполнении плоского удара, который предполагал положение после соударения с прицельным шаром известного заранее с точностью до миллиметра. Кроме этого, им удалось во время игры правильно подобрать соотношение высоты удара, правильной начально поступательной скорости битка. В итоге улучшились показатели (плотности удара, состояние битка в момент соударения с прицельным шаром), рис. 1.
Пустышки Финская партия Накат в углавую лузу Накат в центральную лузу Прокат в один размер
0 5 10 15 20 25 30 35 40
■ показатель координационных способностей по окончанию занятий
■ показатель координационных способностей до начала занятий
Рис. 1. Прирост показателей координационных способностей в бильярдном зале у студентов с ООП
В данной экспериментальной программе в фитнес зале для студентов с ООП применялся комплекс для мышц рук: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (девушки выполняют с колен); сгибание и разгибание рук сидя в упоре о лавочку сзади. Комплекс для мышц живота: сгибание и разгибание туловища лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой; лежа на спине, руки вдоль туловища, правая нога вперед, левая немного поднята (3-5 см); попеременное изменение положения ног. Комплекс для мышц спины: лежа на животе, руки вдоль туловища, поднимание и опускание правой ноги (при опускании голень и стопа не касается пола). Упражнение выполняется на две ноги поочередно. Лежа на животе, руки вверх; разгибание и сгибание туловища. Ходьба применяется для развития общей выносливости, улучшения состояния сердечнососудистой и дыхательной систем.
На рис. 2 представлены результаты положительной динамики прироста показателей координационных способностей в фитнес-зале.
Ходьба (мин) Комплекс для мышц спины (кол-во) Комплекс для мышц живота (кол-во) Комплекс для мышц рук (кол-во)
0
5
10
15
20
■ показатель координационных способностей по окончанию занятий
■ показатель координационных способностей до начала занятий
Рис. 2. Прирост показателей координационных способностей в фитнес-зале у студентов с ООП
Данные представленные на рис. 1, свидетельствуют об положительном приросте показателей координационных способностей в бильярдном зале у студентов с ООП в упражнении «Накат в угловую лузу» 64,2 % попадания в лузу. В фитнес-зале (рис. 2) достигнут высокий показатель в ходьбе - 80 % студентов укладывались в отведенное время.
Таким образом, средства бильярда и оздоровительных видов гимнастики, как результативная двигательная активность, являются эффективными в развитии координационных способностей студентов с особыми образовательными потребностями, отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих нарушение зрения, а также в определенной степени позволяют улучшать общее физическое состояние, повышать психосоматические реакции.
Список литературы
1. Грачёв А.С. Технология улучшения функционирования зрительного анализатора слабовидящих студентов средствами спортивных и подвижных игр: дис. ...канд. пед. наук. СПб., 2013. 241 с.
2. Жилин Л. Русский бильярд. М.: Изд-во «Эксмо», 2013. 168 с.
3. Никитин А.А., Грачев А.С. Влияние игры в бильярд на показатели функционирования некоторых систем организма студентов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4 (134). С.194-198.
4. Педагогическое управление физическим самовоспитанием студентов с особыми образовательными потребностями / О.В. Мамонова [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2017. №4 (64). С. 17-20.
5. Physical education in special health group based on recreational gymnastics and billiards / O.V. Mamonova ^te] // Theory and Practice of Physical Culture. 2017. № 9. С. 8.
Мамонова Оксана Вячеславовна, преподаватель, mamonova-o-v@mail. ru, России, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
BILLIARDS AS DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES FOR STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS
O.V. Mamonova
An experimental program for the development of coordination abilities on the basis of billiard facilities for students with special educational needs assigned to a special medical group with visual impairment is proposed. Features of training technical and tactical actions and correctional orientation are revealed. The indicators of coordination abilities in the billiard hall are demonstrated, which prove the effectiveness of the program.
Key words: students with special educational needs related to a special medical group, physical self-education, billiards, coordination abilities.
Mamonova Oksana Vyacheslavovna, lecturer, mamonova-o-v@mail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova