УДК 796.01
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП
О.В. Мамонова
Обоснована необходимость физического воспитания студентов специальной медицинской группы, реализуемое на основе средств оздоровительных видов гимнастики и бильярда. Раскрыта структура и содержание физического воспитания, его концептуальная, инструментальная части и диагностическое сопровождение по программно-аппаратной методике ESTECK System Complex. Представлены результаты показателей педагогического эксперимента по функциональному состоянию студентов специальной медицинской группы.
Ключевые слова: физическое воспитание, студенты специальной медицинской группы, содержание занятий, оздоровительные виды гимнастики, бильярд.
В настоящее время необходимо совершенствовать систему повышения квалификации специалистов по физической культуре, занимающихся со студентами специальной медицинской группы (СМГ). Это связано с тем, что ежегодно увеличивается контингент, имеющий ухудшения в состоянии здоровья и низкий уровень физической подготовленности. Современному преподавателю, ведущему занятия по физическому воспитанию в этой медицинской группе, требуется модернизация, осмысление его компонентов, новое содержание и технологии, дифференциация учебных программ. Обоснование модернизации обусловлено тем, что в учебных группах вузов России с каждым годом увеличивается количество заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата, органов зрения (Бородулина О.В., 2015; Грачёв А.С., 2013 и др.).
В.Л. Кондаков и О.Г Румба, представили механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий и систему педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп. В работе Ж.В. Муравьевой разработана рекреативно-оздоровительная технология, в диссертации Л.А. Бартновской описана оздоровительно-прикладная технология, в исследованиях А.С. Грачёва раскрыта технология улучшения функционирования зрительного анализатора слабовидящих студентов средствами игр (бильярд).
Представленная нами физкультурно-оздоровительная технология включает следующие направления: атлетическую гимнастику, плавание с элементами аквагимнастики, танцевально-оздоровительный фитнес и бильярд. В целом технология может быть использована при совершенствовании организации и построения образовательного процесса;
при определении современных средств, форм и методов компенсации двигательной активности студентов СМГ; при развитии физических качеств; для укреплении здоровья [6, 7].
Новизна исследования. Разработана технология физкультурного образования на основе оздоровительных и игровых видов двигательной активности, характеризующая организацию, структуру и содержание занятий для различных нозологических групп, оптимальную последовательность средств оздоровительных видов гимнастики и бильярда с 1-го по 3-й курсы; разработан учебно-методический комплекс для каждого курса; определены контрольные упражнения и нормативы для студентов специальной медицинской группы; создана система мониторинга состояния здоровья студентов и диагностика на программно-аппаратном диагностическом комплексе ESTECK System Complex (Multiscan PRO ™); впервые внедрены средства бильярда в физическое воспитание студентов СМГ, которые следует отнести к физической активности низкой интенсивности, снимающей психоэмоциональное напряжение, нормализующей симпатические и парасимпатические влияния на центральную нервную систему, позволяющей развивать зрительно-моторную и межмышечную координацию, расширять границы поля зрения, улучшать точность, ловкость, глазомер.
Исследования проводилось на базе ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». Контингент испытуемых - студенты 1-3-го курсов (20162017 гг.). Всего в исследовании участвовало 146 чел., из них экспериментальная группа - 74 чел. (СМГ) и контрольная группа - 72 чел., отнесенных к основной медицинской группе (ОМГ).
В ходе анализа научной и методической литературы [1-3, 5, 7], а также обобщения результатов собственных исследований [4, 6] были определены структура, компоненты и распределение объёма часов с данным контингентом (рисунок, табл. 1, 2).
Разработанная физкультурно-оздоровительная технология предусматривала использование вышеуказанных средств.
Танцевально-оздоровительный фитнес - танцевальные упражнения улучшают кровоснабжение сердечной мышцы, благотворно влияют на обмен веществ и улучшают ход восстановительных процессов в миокарде, улучшают координацию и культуру движений, эмоциональную составляющую.
Комплексы атлетической гимнастики обеспечивают тренировку экстракардиальных факторов кровообращения, улучшают поступление крови из вен в правое предсердие, одновременно повышается давление в брюшной полости, что снижает застойные явления во внутренних органах.
Бильярд способствует тренировки мышц предплечья, кисти, ног, спины, головы и таза. Эти мышцы включаются в работу при выполнении ударов, «мостов», забивании шаров.
Структура технологии для студентов СМГ с 1-го по 3-й курсы
Таблица 1
Распределение объема часов в физическом воспитании студентов СМГ
№ Раздел учебной программы Курс обучения
п/п 1-й 2-й 3-й Итого
1 Теоретический 4 4 4 12
2 Практический:
Атлетическая гимнастика 32 32 31 95
Бильярд 32 31 32 95
Плавание с элементами аквагимнастики 31 32 32 95
Танцевально-оздоровительный фитнес 32 32 32 96
3 Контрольный 2 2 2 6
Всего часов 133 133 133 400
Таблица 2
Основные компоненты физкультурно-оздоровительной технологии
Атлетическая гимнастика Средство укрепления здоровья, развития физических качеств, формирования телосложения; гимнастические упражнения с отягощениями: медболами, гантелями, полусферами, бодибарами, на кардиотренажерах, избавляют от сутулости, тренируют слаборазвитые мышцы, силовые способности; гибкость, выносливость (кардио-нагрузка низкой интенсивности); улучшает самочувствие, активность, настроение [6]
Танцевально-оздоровительный фитнес Направление фитнеса, отличающееся эмоциональностью, формированием культуры движений, высокой оздоровительной эффективностью. Гимнастика и танец под музыкальное сопровождение синтезирует элементы физических упражнений без предмета и с предметами (фитбол, гимнастическая палка, мяч), способствует: декомпрессии межпозвоночных структур, укреплению мышечного корсета и объема движений в суставах; укреплению связочных структур, увеличению мышечной силы, гибкости, выносливость, улучшению координацию движений, психофизиологических
показателей, самочувствия и т. д._
Плавание с элементами аквагимнастики Средство закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Элементы аквагимнастики являются одним из важных видов реабилитации и рекреации, а также уникальным корригирующим и физическим средством, содействующим физическому развитию и укреплению здоровья, развивая такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений. Симметричность движений и горизонтальное положение
туловища, разгружает позвоночный столб, устраняет нарушения в осанке и т. д._
Бильярд
Вид спорта и активный отдых, главное - это отсутствие значительной функциональной нагрузки улучшает психофизиологические показатели самочувствие и активность, настроение; развивает зрительно-моторную и межмышечную координацию; расширяет на 10-18 % границы поля зрения правого и левого глаза; развивает координацию, точность и двигательную реакцию, скорость кисти и предплечья, ловкость, визуальную оценку позиции, глазомер [1, 3]_
Результаты исследования и их обсуждение. Комплексное исследование организма обучающихся проводилось с помощью субъективной оценки показателей мониторинга и программно-аппаратного диагностического комплекса ESC (MultiscanPRO™) по следующим методикам: биоимпедансометрия, цифровой анализ пульсовой волны, цифровой анализ вариабельности сердечного ритма (табл. 3).
Из табл. 3 видно, что ЧСС в пределах физиологической нормы; баланс парасимпатической/симпатической нервной систем (НЧ/ВЧ) - 1,5 ед. (норма 0,5-2,0 усл.ед.); стресс-индекс равен у юношей 137 усл.ед., у девушек 185 усл.ед. (норма 50 до 200 усл.ед.). Индекс массы тела в норме (от 20,1 до 21,9), показатели безжировой массы тела ниже нормы (от 42,7 до
60,2 %), общее количество воды в норме (от 53,3 до 60,5 %). Показатели кислородного обмена также отличались от средних показателей по выборке - снижение содержания кислорода в гемоглобине до 97 % при очень высоком значении показателя нарушения поглощения кислорода из системы микроциркуляции (315 ед.). Периферическое сосудистое сопротивление составило 1331,65 Пас/м3 (норма 900-1500 Пас/м3); сердечный выброс - от 5,0 до 6,3 л/мин (норма), снижение индекса жесткости сосудов - 6,2 м/с (норма 7-9 м/с), среднее значение САД - от 116,6 до 126,6 мм рт.ст., ДАД -от 80,3 до 73,3 мм рт.ст.
Таблица 3
Результаты функционального состояния здоровья студентов (Х±а)
Показатели Юноши Девушки
ОМГ СМГ ОМГ СМГ
n 21 11 18 33
Индикаторы состава тела
Индекс массы тела, усл. ед. 21,78±5,1 21,92±2,2 20,1±1,7 21,32±2,6
Масса тела без жира, %, 58,9±5,1 60,22±4,6 42,7 ± 4,6 43,1±4,8
Общее количество воды, % 59,3±2,7 60,5±3,1 56,2±1,9 53,3±6,3
Индикаторы кровяного давления
Сист. давление, mmHg 126,6±11,9 124,8±11,5 116,6±13,3 118,1±10,8
Диаст. давление, mmHg 75,6±9,9 80,2±15,8 73,3±9,9 80,39±11,7
Периферическое сосудистое сопротивление, Г [СС, Пас/м3
ПСС, Пас/м3 1224,4±125,6 1240,5±300,6 1400,5±150,8 1463,6±255,1
Сердечный выброс (СВ), л/мин 6,2±0,7 6,3±1,1 5,02±0,6 5,2±0,7
Артериальная жесткость, м/с 6,3±0,4 6,3±0,4 5,9±0,3 6,1±0,4
Уровень насыщенности гемоглобина крови кислородом, SpO2, %
SpO2, % 97,5±0,8 97,1±0,7 97,6±1,1 96,3±5,4
Показатель нарушения поглощения кислорода из системы микроциркуляции, VO2
VO2 322,1±8,1 308±45,4 311,3±33,4 320,9±5,7
Вариабельность сердечного ритма
ЧСС, уд/мин 84,7±16,8 83,6±24,9 83,8±12,93 90,8±22,8
Показатель стресса, усл.ед. 137,5 ±80,4 182,4±174,2 137,91±86,8 188,6±135,3
Сердечный выброс (СВ), л/мин 6,2±0,7 6,3±1,1 5,02±0,6 5,2±0,7
Преобладание симпатической и парасимпатической системы, НЧ/ВЧ
Стандартное отклонение, SDNN 50,8±18,2 50,4±23,9 48±13,8 43,8±13,8
НЧ/ВЧ 1,4±0,7 1,4±0,9 1,3±0,6 1,7±1,2
Примечание: Х - среднее арифметическое значение; о - среднее квадратическое отклонение.
Таким образом, с помощью программно-аппаратного диагностического комплекса ESTECK System Complex (MultiscanPRO™) можно оптимизировать учебный процесс по физической культуре, а также с учетом анамнеза и клинических проявлений объективно оценивать
индивидуальные особенности адаптационных механизмов организма и выявлять на ранней стадии признаки дизадаптации и заболеваний у студентов.
Исследование осуществлено в рамках внутреннего гранта ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», на тему: «Разработка и реализация научно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов и специалистов
по физической культуре и спорту»
Список литературы
1. Бородулина О.В. Характер заболеваемости, оценка физического развития и функционального состояния студенток специального медицинского отделения Ивановского государственного энергетического университета // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях: сб. трудов по итогам межвуз. монотемат. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных. Иваново, 2014. С. 24-25.
2. Грачёв А.С. Бильярд и дартс как средства улучшения работы зрительного анализатора студентов // Адаптивная физическая культура: новые педагогические технологии: матер. II междунар. интернет-конф. Минобрнауки РФ. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. С. 99-103.
3. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. СПб., 2013. 50 с.
4. Мамонова О.В. Бильярд в коррекции психофизического состояния студентов-экономистов // Теория и практика физ. культуры. 2016. №4. С. 17.
5. Румба О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: дис. ...д-ра пед. наук. СПб., 2012. 472 с.
6. Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп на основе оздоровительных видов гимнастики и бильярда / О.В. Мамонова [и др.] // Теория и практика физ. культуры. 2017. №29.
7. Шутова Т.Н., Шаравьёва А.В. Методические особенности оздоровительных занятий для женщин на основе аквафитнеса // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. Вып. 3. С. 61-65.
Мамонова Оксана Вячеславовна, преподаватель, [email protected], России, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
STRUCTURE AND CONTENT OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS
O.V. Mamonova
The physical education of students of a special medical group, realized on the basis of means of improving kinds of gymnastics and billiards, is grounded. The structure and content of physical education, its conceptual, instrumental parts and diagnostic support in the ESTECK System Complex software and hardware methodology are disclosed. The results of the indicators of pedagogical experiment on the functional state of students of a special medical group are presented.
Key words: physical education, students of special medical group, content of classes, recreational gymnastics, billiards.
Mamonova Oksana Vyacheslavovna, teacher, [email protected], Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanova
УДК 796.41
ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ
АЭРОБИКОЙ
Э.И. Михайлова, Н.Г. Михайлов, Е.Б. Деревлёва
Предложена методика проведения занятий по спортивной аэробике с детьми старшего дошкольного возраста, включающая комплексы аэробных упражнений и комплексы, направленные на развитие гибкости и координации. Доказана эффективность методики в ходе эксперимента и тестирования уровня физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп.
Ключевые слова: спортивная аэробика, физическая подготовка, дети дошкольного возраста.
Современный спорт создаёт реальные представления о возможностях человеческого организма в различных областях двигательной деятельности. Это и демонстрация уровня развития отдельных двигательных способностей во время соревнований, и выполнение предельных нагрузок во время тренировок. Но начинаются все достижения в самом юном возрасте, когда ребёнок ещё не осознаёт радости от выполняемого движения, а просто следует указаниям родителей, которые хотят приобщить его к занятиям спортом.
Интересно отметить, что приобщение ребёнка к занятиям физическими упражнениями обычно связано с простой радостью от выполнения конкретных движений, возможности показать, что он сильнее или быстрее может что-то выполнить или показать более высокий