Научная статья на тему 'Изучение интереса к физической культуре в процессе самовоспитания школьников 11-13 лет'

Изучение интереса к физической культуре в процессе самовоспитания школьников 11-13 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1562
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРЕС К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / МЕТОДИКА / САМОВОСПИТАНИЕ / INTEREST / PHYSICAL CULTURE / A TECHNIQUE / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кульмаметьева Элла Салимчановна

Автором статьи исследован интерес к занятиям физической культурой. При этом особое внимание уделено изучению структурных компонентов интереса в процессе самовоспитания школьников. Предложенная методика формирования интереса к физической культуре у школьников 11-13 лет с использованием средств и методов самовоспитания, позволяет активизировать интеллектуальный и мотивационный компоненты, что обеспечивает повышение устойчивости интереса, увеличению недельного объема двигательной активности и достижению более высокого уровня развития физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кульмаметьева Элла Салимчановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the interest to physical training in the course self-education of schoolboys of 11-13 years old

The author of the article has researched the interest to lessons of physical culture. The particular attention is given to studying of structural components of interest in the process of self-education of schoolboys. The offered methods of formation of interest to lessons of physical culture with schoolboys of 11-13 years with use of means and methods of self-education allows to make active intellectual and motivational components that provides increase in stability of interest, to increase in week volume of impellent activity and achievement of higher level of development of physical qualities.

Текст научной работы на тему «Изучение интереса к физической культуре в процессе самовоспитания школьников 11-13 лет»

увеличении скорости расслабления мышц увеличивается величина усилий в начале расслабления, как показатель увеличения противостоянию утомлению. Наблюдение за изменениями полимиографических показателей в процессе тренировочного процесса показало, что использование восстановительных средств оказывает благоприятное действие на функциональное состояние центральной нервной системы и нервно-мышечной системы спортсменок-синхро-нисток. Опрос синхронисток позволил определить эффективность применяемых средств и в психологическом плане. Аппаратные восстановительные средства более компактны, функциональны и легки в определении дозировки, а также существует возможность приостановить процесс восстановления.

Библиографический список

1. Куликов, Л. М. Управление спортивной тренировкой : системность, адаптация, здоровье / Л. М. Куликов. — М. : ФОН,1995. - 395 с.

2. Акопян, А. О. Скоростная силовая подготовка в видах спортивных единоборств / О. А. Акопян, В. А. Панков, С. А. Астахов. — М. : Советский спорт, 2003. — 48 с.

3. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. — М. : Советский спорт, 2005. — 820 с.

4. Высочин, Ю. В. Физиологические основы специальной подготовки футболистов : монография / Ю. П. Денисенко, В. А. Чуев. — Набережные Челны : КамГИФК, 2007. — 176 с.

5. Высочин, Ю. В. Полимиография в диагностике функционального состояния нервно-мышечной системы и изучения этиопатогенеза некоторых специфических травм и заболеваний у спортсменов : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Ю. В. Высочин. — Тарту, 1974. — 21 с.

6. Высочин, Ю. В. Активная миорелаксация и саморегуляция в спорте : монография / Ю. В. Высочин, В. В Лукоянов. — СПб. : ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. — 85 с.

7. Высочин, Ю. В. Современное представление о функциональной системе защиты организма от экстремальных воздействий / Ю. В. Высочин, Ю. П. Денисенко // Современные проблемы науки и образования. — 2007. — № 1. — С. 54 — 59.

8. Высочин, Ю. В. Факторы, лимитирующие прогресс спортивных результатов и квалификацию футболистов / Ю. В. Высочин, Ю. П. Денисенко // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. -С. 17-21.

9. Высочин, Ю. В. Физиологические механизмы защиты, повышения устойчивости и физической работоспособности в экстремальных условиях спортивной и профессиональной деятельности : дис. ... д-ра мед. наук / Ю. В. Высочин. - Л. : ВМА им. С. М. Кирова, 1988. - 550 с.

КОЧНЕВ Андрей Викторович, аспирант кафедры «Теория и методика физического воспитания и борьбы».

КУЗНЕЦОВ Александр Семёнович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), директор.

Адрес для переписки: e-mail: kzm_nayka@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.10.2011 г.

© А. В. Кочнев, А. С. Кузнецов

уДк 796:37 э. С КУЛЬМАМЕТЬЕВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта г Омск

ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 11—13 ЛЕТ_______________________________

Автором статьи исследован интерес к занятиям физической культурой При этом особое внимание уделено изучению структурных компонентов интереса в процессе самовоспитания школьников. Предложенная методика формирования интереса к физической культуре у школьников 11 —13 лет с использованием средств и методов самовоспитания позволяет активизировать интеллектуальный и мотивационный компоненты что обеспечивает повышение устойчивости интереса увеличению недельного объема двигательной активности и достижению более высокого уровня развития физических качеств.

Ключевые слова интерес к физической культуре методика самовоспитание.

Актуальность исследования. Проблеме формирования и сохранения интереса к физической культуре у школьников посвящено большое число научных трудов [1—5]. Несмотря на фундаментальность данных исследований, вопросы повышения устойчивости интереса к занятиям физической культурой недостаточно изучены. Нами не обнаружено исследований интереса к физической культуре как структурно-расчленённой целостности, в кото-

рой каждый элемент структуры имеет определённое функциональное значение.

Анализ структурных отношений и связей компонентов интереса занимает внимание ограниченного количества специалистов [6 — 8]. Поэтому вполне правомерна постановка вопросов: «Возможно, ли формирование интереса как целостного явления путём воздействия на его составные части? Являются ли средства и методы самовоспитания эффектив-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

%

ными при сохранении интереса к физической культуре?», своевременное решение которых обеспечит повышение двигательной активности и улучшение физической подготовленности школьников.

Научная проблема заключается в необходимости научного объяснения процесса формирования интереса к занятиям физической культурой у школьников посредством активизации самовоспитания.

Объект исследования — процесс формирования интереса к занятиям физической культурой в общеобразовательной школе.

Предмет исследования — методика формирования интереса к занятиям физической культурой с использованием средств и методов самовоспитания.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что активизация интеллектуального и мотивационного компонентов интереса к физической культуре, как наименее сформированных, средствами и методами самовоспитания, будет способствовать гармоничному развитию интереса и повышению его устойчивости, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на результаты двигательной активности и физической подготовленности школьников.

Задачи исследования:

1. Выявить сформированность и особенности интереса к занятиям физической культурой у детей школьного возраста.

2. Определить педагогические условия активизации самовоспитания, способствующие формированию интереса к занятиям физической культурой у школьников 11 — 13 лет.

3. Разработать и экспериментально обосновать методику формирования интереса к занятиям физической культурой у школьников 11 — 13 лет с использованием средств и методов самовоспитания.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 298 школьников 11 — 13 лет, из них девочек — 157 и мальчиков — 141. Исследование проводилось на базах восьми средних школ города Омска.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении положений теории физического воспитания и спортивной тренировки новым знанием в области формирования интереса к занятиям физической культурой у школьников подросткового возраста посредством активизации самовоспитания.

Результаты исследования. Проведён анализ результатов сформированности интереса к занятиям физической культурой у школьников 11 — 13 лет по двум характеристикам — устойчивости и гармоничности. В сравнительном эксперименте исследование устойчивости интереса к занятиям физической культурой у девочек и мальчиков 11 — 13 лет показало средний и низкий уровни его сформированности, соответственно, 25,9 балла и 26,9 балла, при максимальной выраженности, равной 36 баллам. При изучении гармоничности интереса, установлено, что у школьников в большей степени сформированы эмоциональный (у девочек 7,1 и у мальчиков 7,7 балла) и волевой (у девочек 6,9 и у мальчиков 7,0 баллов) компоненты при максимальной выраженности, равной 9 баллам, (Р<0,05), по сравнению с интеллектуальным (у девочек 5,9 и у мальчиков 6,1 балла) и мотивационным (у девочек 6,0 и у мальчиков 6,1 балла), (Р<0,05), что не обеспечивает сохранение интереса

в последующие школьные годы. Недостаточная сформированность интеллектуального и мотивационного компонентов у школьников, на наш взгляд, определяется односторонним подходом к созданию педагогических условий на уроках физической культуры. Учителя физической культуры приоритетным считают воздействие на эмоционально-волевую сферу подростков и недостаточно внимания уделяют их интеллектуальной активности и внутренней мотивации. Выявлена взаимосвязь между структурными компонентами интереса: у девочек — эмоционального и волевого, г = 0,80 (Р<0,01); у мальчиков — эмоционального и волевого, г = 0,84 (Р<0,01), мотивационного и волевого, г = 0,71 (Р<0,05). Отсутствие взаимосвязи между интеллектуальным и мотивационным компонентами объясняет низкий уровень сформированности интереса у подростков; неустойчивый интерес выявлен у 58,4 % школьниц и 32,3 % школьников. Дисгармоничные структурные отношения между компонентами интереса являются причиной недостаточно устойчивого интереса у 34,7 % девочек и 49,2 % мальчиков. Только 6,9 % учениц и 18,5 % учеников имеют устойчивый интерес, которому свойственна гармоничная взаимосвязь между всеми его компонентами.

На основе анализа научно-методической литературы и педагогических наблюдений определены педагогические условия активизации самовоспитания, способствующие сохранению интереса к физической культуре у школьников: 1) организация самоанализа своих индивидуальных особенностей в освоении двигательных действий и развитии физических качеств; 2) формирование навыков планирования при развитии физических качеств; 3) содействие само-стимулированию при формировании двигательных умений и навыков изучаемых видов спорта; 4) применение самоконтроля в развитии физических качеств.

Разработана методика формирования интереса к занятиям физической культурой посредством активизации самовоспитания, она основывается на личностно-деятельностном подходе и реализуется на принципах: 1) формирования интереса как основания единства самосознания и деятельности; 2) перевода сформировавшегося интереса с управляемого вне в самоуправляющуюся систему; 3) поэтапного формирования интереса; 4) гетерохронного развития структурных компонентов интереса; 5) устойчивости и изменчивости интереса; 6) личностного соответствия. Цель методики заключается в активизации интеллектуального и мотивационного компонентов интереса к занятиям физической культурой с использованием средств и методов самовоспитания.

Содержание методики формирования интереса к занятиям физической культурой у школьников 11 — 13 лет с использованием средств и методов самовоспитания включает: 1. Создание у школьников представлений об использовании средств и методов самовоспитания в повышении двигательной и физической подготовленности. 2. Содействие школьникам в определении целей и составлении программы самовоспитания. 3. Оказание школьникам практической помощи в реализации программы самовоспитания. 4. Формирование у школьников навыков самоконтроля в физкультурной деятельности.

Созданные педагогические условия активизации самовоспитания и разработанная методика формирования интереса к занятиям физической культурой с использованием средств и методов самовоспитания

оказывают положительное воздействие на формирование интеллектуального и мотивационного компонентов, что обеспечивает повышение устойчивости интереса у девочек и мальчиков, соответственно, с 25,8 до 29,6 балла и с 26,8 до 31,4 балла (Р<0,05). У девочек и мальчиков экспериментальных групп ведущее место в структуре интереса занимает интеллектуальный и мотивационный компоненты (Р<0,05), что характеризует более высокий уровень сформированное™ интереса у подростков 12 — 13 лет по сравнению с ровесниками контрольной группы (Р<0,05).

Определена взаимосвязь между структурными компонентами интереса и выявлены различия в структурных связях на разных уровнях его сформи-рованности:

— у школьников с неустойчивым интересом выявлена взаимосвязь между его структурными компонентами: у девочек — эмоционального и волевого, г = 0,80 (Р<0,01), у мальчиков — эмоционального, мотивационного и волевого, г = 0,71 (Р<0,05); дисгармоничные структурные отношения между компонентами интереса являются причиной снижения его устойчивости;

— у школьников с недостаточно устойчивым интересом увеличивается количество структурных связей: у девочек с одного до трёх: между эмоциональным, интеллектуальным и волевым г=0,77 (Р<0,05); у мальчиков с двух до трёх: между эмоциональным, мотивационным и волевым г = 0,76 (Р<0,05); сформированность интереса достигает лить среднего уровня из-за отсутствия структурных отношений между мотивационным и интеллектуальным компонентами;

— у школьников, имеющих устойчивый интерес, отмечены гармоничные структурные отношения между его компонентами. У девочек и мальчиков количество структурных связей увеличивается с трёх до пяти. Отличия между школьниками разного пола заключаются в том, что у девочек не выявлена взаимосвязь между мотивационным и волевым, а у мальчиков — между эмоциональным и интеллектуальным компонентами. Очевидно, это связано с возрастными и половыми особенностями младших подростков.

Выводы

1. Исследование устойчивости интереса к занятиям физической культурой показало низкий и средний уровни его сформированности. При изучении гармоничности интереса установлено, что у школьников 11 — 13 лет в большей степени сформированы эмоциональный и волевой компоненты. Недостаточная сформированность интеллектуального и мотивационного компонентов и отсутствие взаимосвязи между ними объясняет низкий уровень сформированности интереса у 58,4% девочек и у 32,3 % мальчиков.

2. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что формирование интереса к физической культуре у школьников 11 — 13 лет посредством активизации самовоспитания повышает уровень интеллектуального и мотивационного компонентов и улучшает взаимосвязи с другими структурными составляющими интереса, что обеспечивает его гармоничное развитие.

3. Освоение навыков самовоспитания положительно отразилась на результатах двигательной активности и физической подготовленности учеников. Количество учеников, приступивших к регулярным занятиям физической культурой, к завершению педагогического эксперимента возросло на 29 % и 24 % соответственно в шестом и седьмом классах. Количество детей, посещающих спортивную школу, к концу педагогического эксперимента составило 68 %.

Заключение. К новым результатам педагогического исследования относится разработка и экспериментальное обоснование методики формирования интереса к занятиям физической культурой у школьников 11 — 13 лет с использованием средств и методов самовоспитания.

Практическая значимость. Применение на уроках физической культуры средств и методов самовоспитания способствует повышению устойчивости интереса за счёт проявления интеллектуального и мотивационного компонентов; устойчивый интерес, в свою очередь, содействует улучшению результатов двигательной активности и физической подготовленности школьников.

Библиографический список

1. Беляева, Н. А. Формирование устойчивого интереса сельских школьников к занятиям лыжными гонками : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Беляева. — Малаховка, 2009. — 24 с.

2. Дуркин, П. К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре : автореф. дис. ... докт. пед. наук / П. К. Дуркин. — М., 1994. — 39 с.

3. Шлейникова, Г. В. Формирование устойчивых спортивных интересов к занятиям плаванием у учащихся учебнотренировочных групп : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. В. Шлейникова. — М., 2002. — 25 с.

4. Щербаков, Е. П. Исследование интереса к спорту у школьников (4— 10 кл.) и экспериментальное обоснование возможности управления им при спортивной ориентации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. П. Щербаков. — М., 1970. — 17 с.

5. Эль-Соббаг, Н. А. А. Формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры у учащихся общеобразовательных школ АРЕ : дис. ... канд. пед. наук / Н. А. А. Эль-Соббаг. - М., 1976. - 182 с.

6. Глазырина, Н. В. Формирование интеллектуального и мотивационного компонентов физкультурно-спортивной деятельности у учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ : дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Глазырина. — Краснодар, 2003. - 153 с.

7. Порозов, Д. Л. Формирование спортивной мотивации подростков на основе управления развитием самосознания (на примере плавания) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. Л. Порозов. — Набережные Челны, 2009. — 24 с.

8. Рубинштейн, Л. С. Основы общей психологии / Л. С. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2003. — 713 с.

КУЛЬМАМЕТЬЕВА Элла Салимчановна, преподаватель кафедры теории и методики лыжного спорта. Адрес для переписки: e-mail: n-niyas ova@yan dex.ru

Статья поступила в редакцию 08.06.2011 г.

© Э. С. Кульмаметьева

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.