увеличении скорости расслабления мышц увеличивается величина усилий в начале расслабления, как показатель увеличения противостоянию утомлению. Наблюдение за изменениями полимиографических показателей в процессе тренировочного процесса показало, что использование восстановительных средств оказывает благоприятное действие на функциональное состояние центральной нервной системы и нервно-мышечной системы спортсменок-синхро-нисток. Опрос синхронисток позволил определить эффективность применяемых средств и в психологическом плане. Аппаратные восстановительные средства более компактны, функциональны и легки в определении дозировки, а также существует возможность приостановить процесс восстановления.
Библиографический список
1. Куликов, Л. М. Управление спортивной тренировкой : системность, адаптация, здоровье / Л. М. Куликов. — М. : ФОН,1995. - 395 с.
2. Акопян, А. О. Скоростная силовая подготовка в видах спортивных единоборств / О. А. Акопян, В. А. Панков, С. А. Астахов. — М. : Советский спорт, 2003. — 48 с.
3. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. — М. : Советский спорт, 2005. — 820 с.
4. Высочин, Ю. В. Физиологические основы специальной подготовки футболистов : монография / Ю. П. Денисенко, В. А. Чуев. — Набережные Челны : КамГИФК, 2007. — 176 с.
5. Высочин, Ю. В. Полимиография в диагностике функционального состояния нервно-мышечной системы и изучения этиопатогенеза некоторых специфических травм и заболеваний у спортсменов : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Ю. В. Высочин. — Тарту, 1974. — 21 с.
6. Высочин, Ю. В. Активная миорелаксация и саморегуляция в спорте : монография / Ю. В. Высочин, В. В Лукоянов. — СПб. : ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. — 85 с.
7. Высочин, Ю. В. Современное представление о функциональной системе защиты организма от экстремальных воздействий / Ю. В. Высочин, Ю. П. Денисенко // Современные проблемы науки и образования. — 2007. — № 1. — С. 54 — 59.
8. Высочин, Ю. В. Факторы, лимитирующие прогресс спортивных результатов и квалификацию футболистов / Ю. В. Высочин, Ю. П. Денисенко // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. -С. 17-21.
9. Высочин, Ю. В. Физиологические механизмы защиты, повышения устойчивости и физической работоспособности в экстремальных условиях спортивной и профессиональной деятельности : дис. ... д-ра мед. наук / Ю. В. Высочин. - Л. : ВМА им. С. М. Кирова, 1988. - 550 с.
КОЧНЕВ Андрей Викторович, аспирант кафедры «Теория и методика физического воспитания и борьбы».
КУЗНЕЦОВ Александр Семёнович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), директор.
Адрес для переписки: e-mail: kzm_nayka@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.10.2011 г.
© А. В. Кочнев, А. С. Кузнецов
уДк 796:37 э. С КУЛЬМАМЕТЬЕВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта г Омск
ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 11—13 ЛЕТ_______________________________
Автором статьи исследован интерес к занятиям физической культурой При этом особое внимание уделено изучению структурных компонентов интереса в процессе самовоспитания школьников. Предложенная методика формирования интереса к физической культуре у школьников 11 —13 лет с использованием средств и методов самовоспитания позволяет активизировать интеллектуальный и мотивационный компоненты что обеспечивает повышение устойчивости интереса увеличению недельного объема двигательной активности и достижению более высокого уровня развития физических качеств.
Ключевые слова интерес к физической культуре методика самовоспитание.
Актуальность исследования. Проблеме формирования и сохранения интереса к физической культуре у школьников посвящено большое число научных трудов [1—5]. Несмотря на фундаментальность данных исследований, вопросы повышения устойчивости интереса к занятиям физической культурой недостаточно изучены. Нами не обнаружено исследований интереса к физической культуре как структурно-расчленённой целостности, в кото-
рой каждый элемент структуры имеет определённое функциональное значение.
Анализ структурных отношений и связей компонентов интереса занимает внимание ограниченного количества специалистов [6 — 8]. Поэтому вполне правомерна постановка вопросов: «Возможно, ли формирование интереса как целостного явления путём воздействия на его составные части? Являются ли средства и методы самовоспитания эффектив-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
%
ными при сохранении интереса к физической культуре?», своевременное решение которых обеспечит повышение двигательной активности и улучшение физической подготовленности школьников.
Научная проблема заключается в необходимости научного объяснения процесса формирования интереса к занятиям физической культурой у школьников посредством активизации самовоспитания.
Объект исследования — процесс формирования интереса к занятиям физической культурой в общеобразовательной школе.
Предмет исследования — методика формирования интереса к занятиям физической культурой с использованием средств и методов самовоспитания.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что активизация интеллектуального и мотивационного компонентов интереса к физической культуре, как наименее сформированных, средствами и методами самовоспитания, будет способствовать гармоничному развитию интереса и повышению его устойчивости, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на результаты двигательной активности и физической подготовленности школьников.
Задачи исследования:
1. Выявить сформированность и особенности интереса к занятиям физической культурой у детей школьного возраста.
2. Определить педагогические условия активизации самовоспитания, способствующие формированию интереса к занятиям физической культурой у школьников 11 — 13 лет.
3. Разработать и экспериментально обосновать методику формирования интереса к занятиям физической культурой у школьников 11 — 13 лет с использованием средств и методов самовоспитания.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 298 школьников 11 — 13 лет, из них девочек — 157 и мальчиков — 141. Исследование проводилось на базах восьми средних школ города Омска.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении положений теории физического воспитания и спортивной тренировки новым знанием в области формирования интереса к занятиям физической культурой у школьников подросткового возраста посредством активизации самовоспитания.
Результаты исследования. Проведён анализ результатов сформированности интереса к занятиям физической культурой у школьников 11 — 13 лет по двум характеристикам — устойчивости и гармоничности. В сравнительном эксперименте исследование устойчивости интереса к занятиям физической культурой у девочек и мальчиков 11 — 13 лет показало средний и низкий уровни его сформированности, соответственно, 25,9 балла и 26,9 балла, при максимальной выраженности, равной 36 баллам. При изучении гармоничности интереса, установлено, что у школьников в большей степени сформированы эмоциональный (у девочек 7,1 и у мальчиков 7,7 балла) и волевой (у девочек 6,9 и у мальчиков 7,0 баллов) компоненты при максимальной выраженности, равной 9 баллам, (Р<0,05), по сравнению с интеллектуальным (у девочек 5,9 и у мальчиков 6,1 балла) и мотивационным (у девочек 6,0 и у мальчиков 6,1 балла), (Р<0,05), что не обеспечивает сохранение интереса
в последующие школьные годы. Недостаточная сформированность интеллектуального и мотивационного компонентов у школьников, на наш взгляд, определяется односторонним подходом к созданию педагогических условий на уроках физической культуры. Учителя физической культуры приоритетным считают воздействие на эмоционально-волевую сферу подростков и недостаточно внимания уделяют их интеллектуальной активности и внутренней мотивации. Выявлена взаимосвязь между структурными компонентами интереса: у девочек — эмоционального и волевого, г = 0,80 (Р<0,01); у мальчиков — эмоционального и волевого, г = 0,84 (Р<0,01), мотивационного и волевого, г = 0,71 (Р<0,05). Отсутствие взаимосвязи между интеллектуальным и мотивационным компонентами объясняет низкий уровень сформированности интереса у подростков; неустойчивый интерес выявлен у 58,4 % школьниц и 32,3 % школьников. Дисгармоничные структурные отношения между компонентами интереса являются причиной недостаточно устойчивого интереса у 34,7 % девочек и 49,2 % мальчиков. Только 6,9 % учениц и 18,5 % учеников имеют устойчивый интерес, которому свойственна гармоничная взаимосвязь между всеми его компонентами.
На основе анализа научно-методической литературы и педагогических наблюдений определены педагогические условия активизации самовоспитания, способствующие сохранению интереса к физической культуре у школьников: 1) организация самоанализа своих индивидуальных особенностей в освоении двигательных действий и развитии физических качеств; 2) формирование навыков планирования при развитии физических качеств; 3) содействие само-стимулированию при формировании двигательных умений и навыков изучаемых видов спорта; 4) применение самоконтроля в развитии физических качеств.
Разработана методика формирования интереса к занятиям физической культурой посредством активизации самовоспитания, она основывается на личностно-деятельностном подходе и реализуется на принципах: 1) формирования интереса как основания единства самосознания и деятельности; 2) перевода сформировавшегося интереса с управляемого вне в самоуправляющуюся систему; 3) поэтапного формирования интереса; 4) гетерохронного развития структурных компонентов интереса; 5) устойчивости и изменчивости интереса; 6) личностного соответствия. Цель методики заключается в активизации интеллектуального и мотивационного компонентов интереса к занятиям физической культурой с использованием средств и методов самовоспитания.
Содержание методики формирования интереса к занятиям физической культурой у школьников 11 — 13 лет с использованием средств и методов самовоспитания включает: 1. Создание у школьников представлений об использовании средств и методов самовоспитания в повышении двигательной и физической подготовленности. 2. Содействие школьникам в определении целей и составлении программы самовоспитания. 3. Оказание школьникам практической помощи в реализации программы самовоспитания. 4. Формирование у школьников навыков самоконтроля в физкультурной деятельности.
Созданные педагогические условия активизации самовоспитания и разработанная методика формирования интереса к занятиям физической культурой с использованием средств и методов самовоспитания
оказывают положительное воздействие на формирование интеллектуального и мотивационного компонентов, что обеспечивает повышение устойчивости интереса у девочек и мальчиков, соответственно, с 25,8 до 29,6 балла и с 26,8 до 31,4 балла (Р<0,05). У девочек и мальчиков экспериментальных групп ведущее место в структуре интереса занимает интеллектуальный и мотивационный компоненты (Р<0,05), что характеризует более высокий уровень сформированное™ интереса у подростков 12 — 13 лет по сравнению с ровесниками контрольной группы (Р<0,05).
Определена взаимосвязь между структурными компонентами интереса и выявлены различия в структурных связях на разных уровнях его сформи-рованности:
— у школьников с неустойчивым интересом выявлена взаимосвязь между его структурными компонентами: у девочек — эмоционального и волевого, г = 0,80 (Р<0,01), у мальчиков — эмоционального, мотивационного и волевого, г = 0,71 (Р<0,05); дисгармоничные структурные отношения между компонентами интереса являются причиной снижения его устойчивости;
— у школьников с недостаточно устойчивым интересом увеличивается количество структурных связей: у девочек с одного до трёх: между эмоциональным, интеллектуальным и волевым г=0,77 (Р<0,05); у мальчиков с двух до трёх: между эмоциональным, мотивационным и волевым г = 0,76 (Р<0,05); сформированность интереса достигает лить среднего уровня из-за отсутствия структурных отношений между мотивационным и интеллектуальным компонентами;
— у школьников, имеющих устойчивый интерес, отмечены гармоничные структурные отношения между его компонентами. У девочек и мальчиков количество структурных связей увеличивается с трёх до пяти. Отличия между школьниками разного пола заключаются в том, что у девочек не выявлена взаимосвязь между мотивационным и волевым, а у мальчиков — между эмоциональным и интеллектуальным компонентами. Очевидно, это связано с возрастными и половыми особенностями младших подростков.
Выводы
1. Исследование устойчивости интереса к занятиям физической культурой показало низкий и средний уровни его сформированности. При изучении гармоничности интереса установлено, что у школьников 11 — 13 лет в большей степени сформированы эмоциональный и волевой компоненты. Недостаточная сформированность интеллектуального и мотивационного компонентов и отсутствие взаимосвязи между ними объясняет низкий уровень сформированности интереса у 58,4% девочек и у 32,3 % мальчиков.
2. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что формирование интереса к физической культуре у школьников 11 — 13 лет посредством активизации самовоспитания повышает уровень интеллектуального и мотивационного компонентов и улучшает взаимосвязи с другими структурными составляющими интереса, что обеспечивает его гармоничное развитие.
3. Освоение навыков самовоспитания положительно отразилась на результатах двигательной активности и физической подготовленности учеников. Количество учеников, приступивших к регулярным занятиям физической культурой, к завершению педагогического эксперимента возросло на 29 % и 24 % соответственно в шестом и седьмом классах. Количество детей, посещающих спортивную школу, к концу педагогического эксперимента составило 68 %.
Заключение. К новым результатам педагогического исследования относится разработка и экспериментальное обоснование методики формирования интереса к занятиям физической культурой у школьников 11 — 13 лет с использованием средств и методов самовоспитания.
Практическая значимость. Применение на уроках физической культуры средств и методов самовоспитания способствует повышению устойчивости интереса за счёт проявления интеллектуального и мотивационного компонентов; устойчивый интерес, в свою очередь, содействует улучшению результатов двигательной активности и физической подготовленности школьников.
Библиографический список
1. Беляева, Н. А. Формирование устойчивого интереса сельских школьников к занятиям лыжными гонками : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Беляева. — Малаховка, 2009. — 24 с.
2. Дуркин, П. К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре : автореф. дис. ... докт. пед. наук / П. К. Дуркин. — М., 1994. — 39 с.
3. Шлейникова, Г. В. Формирование устойчивых спортивных интересов к занятиям плаванием у учащихся учебнотренировочных групп : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. В. Шлейникова. — М., 2002. — 25 с.
4. Щербаков, Е. П. Исследование интереса к спорту у школьников (4— 10 кл.) и экспериментальное обоснование возможности управления им при спортивной ориентации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. П. Щербаков. — М., 1970. — 17 с.
5. Эль-Соббаг, Н. А. А. Формирование устойчивого интереса к урокам физической культуры у учащихся общеобразовательных школ АРЕ : дис. ... канд. пед. наук / Н. А. А. Эль-Соббаг. - М., 1976. - 182 с.
6. Глазырина, Н. В. Формирование интеллектуального и мотивационного компонентов физкультурно-спортивной деятельности у учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ : дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Глазырина. — Краснодар, 2003. - 153 с.
7. Порозов, Д. Л. Формирование спортивной мотивации подростков на основе управления развитием самосознания (на примере плавания) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. Л. Порозов. — Набережные Челны, 2009. — 24 с.
8. Рубинштейн, Л. С. Основы общей психологии / Л. С. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2003. — 713 с.
КУЛЬМАМЕТЬЕВА Элла Салимчановна, преподаватель кафедры теории и методики лыжного спорта. Адрес для переписки: e-mail: n-niyas ova@yan dex.ru
Статья поступила в редакцию 08.06.2011 г.
© Э. С. Кульмаметьева
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ