5. В процессе эксперимента у школьников увеличился недельный объём двигательной активности с 2,5 до 5,5 часа. Уровень развития скоростно-силовых, силовых качеств, выносливости и гибкости школьников экспериментальных групп достоверно выше, чем у подростков контрольных групп (Р<0,05).
Библиографический список
1. Соловых, М. В. Самовоспитание подростков в процессе спортивной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. В. Соловых. — Малаховка, 1989. — 23 с.
2. Быков, В. С. Теория и практика актуализации физического самовоспитания школьников : дис. ... д-ра пед. наук /
B. С. Быков. — Челябинск, 1999. — 490 с.
3. Каргаполов, В. П. Определение отношения учащихся средних школ, родителей и учителей к занятиям физической культуры и здоровому образу жизни / В. П. Каргополов,
C. Ю. Щетинина, Т. В. Хромина. — Хабаровск : [б.и.], 2000. — 27 с.
4. Тер-Мкртичан, Р. А. Педагогические условия формирования компетентности учащихся средней школы в области физического самовоспитания : автореф. дис. . канд. пед. наук / Р. А. Тер-Мкртичан. — М., 2003. — 21 с.
5. Волоскова, Г. В. Формирование готовности младших подростков к физическому самовоспитанию в образовательном процессе учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (на примере учебных занятий плаванием) : дис. ... канд. пед. наук / Г. В. Волоскова. — Рязань, 2005. — 187 с.
6. Каган, М. Д. Дифференцированный подход к отбору средств физической культуры для формирования у подростков 10 — 15 лет функции физического самовоспитания : дис. ... канд. пед. наук / М. Д. Каган. — Тула, 2005. — 185 с.
7. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2008. - 544 с.
8. Бальсевич, В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В. К. Бальсевич. — М. : Советский спорт, 2009. — 220 с.
9. Волоскова, Г. В. О формировании готовности к физическому самовоспитанию детей 10-12 лет в процессе занятий плаванием в системе дополнительного образования / Г. В. Во-лоскова // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. — 2003. — № 1. — С. 28.
КУЛЬМАМЕТЬЕВА Элла Салимчановна, преподаватель кафедры теории и методики лыжного спорта. НИЯСОВА Неля Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории, методики и истории физической культуры, докторант.
БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры психологии.
Адрес для переписки: Сепа41 @таП.ш
Статья поступила в редакцию 26.10.2012 г.
© Э. С. Кульмаметьева, Н. С. Ниясова, Г. Д. Бабушкин
УДК 7965 Г. Г. ТИХОНОВ
Г. И. СЕМЁНОВА Ю. В. ЯКОВЫХ
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева
СПЕЦИФИКА ОТБОРА СПОРТСМЕНОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНД СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В ГРУППЕ ДИСЦИПЛИН «МАРШРУТЫ»
В статье анализируются существующие подходы к проблеме спортивной ориентации, отбора и формирования туристских спортивных групп на основе уровня развития личности и ее потребности в самореализации. Вводится и эмпирически валидизируется понятие потенциала самореализации, которое понимается как напряжение между уровнями развития и реализации личности. На основе уровня потенциала самореализации вводится понятие «психотип туриста-спортсмена».
Ключевые слова: спортивный туризм, группа дисциплин «маршруты», спортивная ориентация и отбор, психотип туриста-спортсмена, потенциал самореализации, уровень развития и реализации личности.
«Подготовка спортсменов — это трудоемкий многолетний процесс взаимодействия тренера и спортсмена. Эффект этого взаимодействия начинает проявляться на пути к высшему спортивному мастерству и в значительной степени определяется знанием психологии личности воспитанника. Психологи-
ческие проблемы подготовки спортсменов постоянно находятся в сфере внимания ряда отечественных и зарубежных психологов [1, с. 3].
Многие вопросы, решаемые спортивными психологами, нашли свое отражение в подготовке спортсменов. Однако многое в спортивной деятельности
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013
сегодня остается проблемой и требует своего разрешения. Главная из них — психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Почему спортсмен, тренирующийся около 10 лет в спринтерском спорте, так и не достигает высоких результатов? Причин здесь несколько. И одна из них — это несоответствие психокомлекса спортсмена выбранному виду спортивной деятельности, в частности, спринту. Почему два победителя в личном разряде, например, в теннисе, бадминтоне, не становятся победителями в парном разряде. В данном случае также главную роль играет психологический фактор, в частности, психологическая совместимость партнеров. Таких проблем можно назвать не один десяток. Тренеры, творчески работая со спортсменами, ждут от исследователей в области спортивной психологии практических рекомендаций, которые позволили бы им более продуктивно работать со спортсменами» [1, с. 5]. Данное высказывание в полной мере относится и к спортивному отбору, как элементу спортивной подготовки.
Спортивный туризм, как престижный вид спорта, имеющий множество дисциплин, объединённых на современном этапе в две большие группы «маршруты» и «дистанции», привлекает в спортивные секции, походы большое количество детей, подростков и юношей. Занимаясь с ними на протяжении ряда лет, тренерам, за редким исключением, не всегда удается подготовить туриста высокого класса. Далекий от желаемого уровень мастерства команд сборных городов и районов во многом обусловлен просчетами в отборе юных туристов на начальном этапе. Решение этой проблемы возможно лишь при творческом подходе тренера к этому процессу. При этом надо иметь в виду, что зачастую ребёнок приходит в секцию, имея иные мотивы, не связанные с достижением высоких результатов в спорте. Среди них можно выделить такие как желание быть в коллективе, яркая и модная одежда, снаряжение и экипировка, простое времяпрепровождение (у костра, в лесу и т.п.). Необходимо не забывать и о гуманном принципе в отборе, позволяющем личности отыскать тот вид занятия, в котором его потребности в самореализации раскроются в наибольшей степени.
Особую актуальность у тренеров вызывает необходимость решения этих вопросов при распределении, так называемых, «бюджетных мест» для занятий и учебно-тренировочных сборов, включенных в муниципальный заказ. Кому отдать предпочтение — ребёнку, показавшему на первых соревнованиях, тренировках хорошие показатели, но не мотивированному на высокие достижения, или способному к многолетнему освоению туристских навыков, имеющему высокие потребности в самореализации. Необходимо обеспечить точность при определении результатов периодического контроля, внимательно отнестись к мотивации спортсмена, степени его желания и активности.
Проблема спортивного отбора является одной из центральных в теории и методике спортивной тренировки и сопряжена с широким спектром вопросов, решаемых спортивной наукой и практикой. Несмотря на то что проблема спортивного отбора получила большое развитие, ее актуальность не только не снижается, а возрастает с новой силой. Это связано с тем, что существующая практика отбора в спорте, как считают ведущие специалисты, пока не может быть оценена как достаточно эффективная и соответствующая современным требованиям. В нашей стране уделяется большое внимание проблеме от-
бора. К этой проблеме в разное время обращались многие исследователи спорта. Проблема отбора крайне трудоёмка и многогранна. Она затрагивает многочисленные аспекты — педагогические, психологические, социальные и другие. Существенная ее функция — обеспечение видов спорта контингентом спортсменов. В литературе в настоящее время имеется много материала по этим вопросам, однако до сих пор авторы используют различные понятия, а иногда даже путают два термина «отбор» и «ориентация». По мнению ряда авторов, при отборе подбирают детей, наиболее соответствующих требованиям определённого вида спорта, а при ориентации — подбирается вид спорта, наилучшим способом соответствующий способностям, задаткам и интересам ребёнка [2, с. 5].
В спортивном туризме, используя психологическое сопровождение в спортивном отборе, целесообразно рассматривать проявление высшей нервной деятельности — «самореализацию» как целостное явление, которое обнаруживается на разных уровнях в структурной организации психики (от психофизического до социально-психологического) и проявляется в контексте жизнедеятельности. Возникает необходимость изучения движущих сил, обусловливающих повышение потребности самореализации, выявление препятствующих барьеров, системных эффектов в построении концепта самореализации в основных сферах жизненной деятельности, выявления тендерных различий у юных туристов с разной степенью потенциала самореализации. Первостепенное значение приобретают глубокое изучение индивидуальных особенностей спортсменов и разработка рациональной методики отбора для занятий конкретной специализацией на основе напряжения «развития» и «реализации». Юный турист должен быть оценен как сложное существо с его желаниями и потребностями, которые иногда сочетаются, а иногда весьма отличаются. К тому же отбор в этом случае должен быть направлен на выявление талантов и предусматривать прогноз успешности на несколько лет вперед, а не выбор здоровых детей, способных с заданной вероятностью осуществлять назначенное действие. Главная трудность здесь заключается в том, чтобы распознать эти способности, которые в настоящий момент еще не обнаружились. Поэтому целью нашего исследования является попытка разработки и апробации психодиагностического инструментария для оценки потенциала самореализации в процессе отбора групп в спортивном туризме, т.е. эмпирическая валидизация предложенной нами абстрактной модели психотипа туриста-спортсмена.
Основной задачей спортивного отбора является всестороннее изучение и выявление задатков и способностей, в наибольшей мере соответствующих требованиям конкретного вида спорта. Тем не менее в существующей практике часто оцениваются или итоги выполнения конкретного задания, или, напротив, способности юного спортсмена на исходном уровне развития. При этом спортсмены, обладающие более низким исходным уровнем общефизического развития, с самого начала определяются как «неуспевающие», что выражается в дальнейшем закреплении за спортсменами стереотипов «способных» или «слабых». Это вырабатывает соответственную директивную установку тренера и, в свою очередь, оказывает воздействие на оценку их достижений. Последнее, по нашему мнению, абсолютно не характерно для спортивного туризма, где тренер, подбирая команду для похода, нередко выставляет более высокие
оценки не «способному», имеющему на начальном этапе опережение физического развития, а «слабому» в физическом плане, но интеллектуально одарённому и коммуникативному ребёнку, имеющему высокий уровень мотивации в познавательных областях, высокую потребность в самореализации, самоутверждения, самоактуализации. Как отмечают Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов: «Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде» [3, с. 416]. Зачастую в практике это не учитывается.
Это обуславливается тем, что отбор в спортивном туризме имеет свою специфику, в этом виде спорта крайне важным элементом результативности и успешного роста спортивных достижений на начальном этапе является психологические критерии спортсмена: темперамент, характер, степень развития внимания, мышления, памяти и волевых качеств. К тому же циклограмма соревновательных календарей в спортивном туризме растянута по сравнению с остальными видами спорта. Так, например, в группе дисциплин «маршруты» в зачёт спортсмену может быть выставлено не более 2-х стартов (зачётных походов) в год, что в значительной степени «растягивает» сроки периодического контроля повышения спортивной квалификации и, следовательно, затрудняет прогнозирование и планирование работы в физическом развитии. Нередко такой подход в отборе на начальном этапе ставит в тупик развитие группы на последующих этапах, требующих физического совершенства в высококатегорийных маршрутах. Поэтому для отбора в спортивный туризм высших достижений значима не только диагностика о соответствии врожденных задатков интеллектуальных способностей, но и непредвзятый прогноз физического развития юного спортсмена на основе мотивации и активности личности.
Остался не раскрытым вопрос взаимного соответствия и соподчиненности процессов психического и физического развития, другими словами — где «заканчивается» интеллектуальное развитие или деятельность сознания и «начинается» развитие физическое и формирование традиционных ценностей физической культуры и спорта.
Очевидно, что такая абстракция, заложена в правилах спортивного туризма (в группе дисциплин — «маршруты»). С одной стороны, это содействует более результативному развитию личности в интеллектуальной сфере, не углубляясь в изучении её обусловленности психофизиологическим субстратом. С другой — когда абстрагирование заходит чересчур далеко, то отбор спортсмена-туриста начинает производиться только по интеллектуальному развитию личности.
Рост спортивного мастерства в спортивном туризме (в группе дисциплин «маршруты»), как показывает практика, имеет динамику постепенного перехода от низкокатегорийных походов, где обычно выигрывают команды с опережением развития в интеллектуальной сфере участников, к высококатегорийным походам, где возрастает роль уровня физического развития.
Названные особенности, на наш взгляд, предопределяют тендерные различия мотивации и активности личности у юных туристов на основе вы-
раженности разной степени потенциала самореализации.
Традиционно в психологии активность личности разбивается на две формы: активность развития, являющаяся функцией сознания, и активность реализации, являющаяся функцией самосознания. Согласно этой модели, и строение мотивации состоит из единства двух компонентов — «мотивации развития» (достижения) и «мотивации реализации» (отношения). При этом мотивация реализации считается кульминацией всех психологических формирований человека, подчеркивается ее опережающее основание. «На основе мотивации отношения человек выстраивает свои отношения к миру, в результате чего он вырабатывает собственное понимание мира, включая понимание самого себя» [4, с. 103]. «Мотивация достижения в целом обеспечивает социализацию человека в смысле его цивилизованности, саморегуляции его поведения. Дефекты мотивации достижения являются основной причиной того, что человек не может реализовывать им самим поставленные цели» [4, с. 104].
Развитие и реализация — процессы довольно свободные. Они могут идти с различной стремительностью и на различной дистанции друг от друга. Надёжны, лучше сказать, лишь общие принципы. Первый — реализация и развитие «продвигаются» по одной условной прямой, по вектору развития — реализации, вероятно, их у человека может быть несколько. Второй — реализация, как правило, «идущая по следам» развития, олицетворяет в поведении то, что завоевано на абстрактном уровне развития (цели, смыслы). Эпизоды, когда реализация обгоняет развитие, вероятны, но в этом случае подобает упомянуть о «псевдосамореализации» в терминологии А. Маслоу. Третий — мотивация реализации и мотивация развития стимулируют друг друга, так как растущее или убавляющееся расстояние между ними формирует напряжение [5].
К примеру, как показано Б. А. Вяткиным, «спортивные достижения в ситуации психического напряжения зависят от свойств темперамента, поэтому их целесообразно учитывать при отборе и ориентации в различные виды спорта. Так, обследование нескольких сот спортсменов показало, что у парашютистов, прыгунов в воду очень редко встречается высокая тревожность. Очевидно, это мешает получать удовольствие от занятий таким видом спорта, который требует риска, смелости. Поэтому люди с высокой тревожностью либо не идут в эти секции, либо быстро уходят из них» [6, с. 96]. В то же время для занимающихся спортивным туризмом высокая тревожность может играть положительную роль в малокатегорийных походах, так как позволяет более точно воспроизводить реальные события на рефлексивном этапе.
Таким образом, с одной стороны, подобает выделить необходимость исчерпывающего исследования личности спортсмена, а не отдельных его задатков. С другой — обычно эта функция в воспитательном процессе отводится первому тренеру спортсмена, у которого возможности глубокого изучения спортсмена весьма ограничены временем и другими причинами. Иногда он становится единственным человеком для большинства юных спортсменов, способным на профессиональном уровне помочь им в эффективной ориентации и отборе в спорте. С этой целью возникает задача дать тренерам необходимый и достаточный инструментарий эффективного отбора, учитывающий сложность исчерпывающего исследования личности спортсмена на практике.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013
Научной основой для решения этой проблемы является:
— определение критериев отбора: педагогических, психологических, медико-биологических, социологических;
— поиск батареи тестов, которые позволяют с высокой точностью прогнозировать степень одарённости детей для занятия спортивным туризмом.
На основе анализа научно-методической литературы и исходя из опыта практической деятельности тренера по туризму мы предполагаем, что при отборе в туризм должны учитываться следующие критерии: педагогические (уровни развития физических качеств, технико-тактическая подготовленность, спортивно-техническое мастерство, темпы роста спортивных достижений, моторная обучаемость, координационные возможности, способности юных спортсменов к эффективному решению двигательных задач в условиях напряжённой борьбы); медико-биологические (состояние здоровья, биологический возраст, морфофункциональные признаки, состояние функциональных и сенсорных систем организма, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности); социологические (характеристика мотивов, интересов и запросов учащихся: показатели, характеризующие влияние спорта, семьи, коллектива); психологические (особенности темперамента, характера, степень развития волевых качеств) [2, с. 13 — 21].
Настоящее исследование проводилось в течение 10 лет. Выборка представлена участниками походов клуба спортивного туризма «Тобольский экстрим» (838 человек), в том числе: студентами (будущими психологами и педагогами — 372 человека), педагогами ТГСПА им. Д. И. Менделеева и преподавателями физической культуры школ города Тобольска, родителями подростков (119 человек) и подростками (347 человек).
Теоретическая модель спортсмена-туриста характеризуется введённой нами моделью структуры самореализации, полагающая слаженность и взаимообусловленность уровней развития и реализации личности, которые вписываются в общее психологическое понимание активности и развития человека. «Уровень развития» в нашей модели — это следствие проявления активности отношения, наблюдающееся на конкретный период времени. Активность отношения, выражающаяся в процессах вырабатывания взглядов на мир, побуждаемая мотивацией развития и обеспечиваемая самосознанием, как психологическим субстратом. Уровень реализации — это последствие проявления активности достижения, наблюдающееся на конкретный период времени. Активность достижения, обусловленная мотивацией реализации, выражающаяся в поведенческой реализации имеющихся целей в соответствии с достигнутым уровнем миропонимания, и функционально подкреплённая деятельностью сознания. Разница между уровнями развития и реализации обуславливает определённый психотип. Модель туриста-спортсмена определяется характером данного психотипа.
Новизна предлагаемой концепции заключается в следующем. Во-первых, мы подразумеваем самореализацию, с одной стороны, как сравнительно независимый и автономный процесс, имеющий своё динамическое строение, с другой — как основную функцию личности, объединяющую и концентрирующую движение других психических процессов. Во-вторых, процессы развития и реализации обнаруживаются как структурные компоненты самореализации и располагаются в обусловленном взаимодей-
ствии друг с другом. Это взаимодействие обуславливается наличием потенциала самореализации. Потенциал самореализации — это субъективная конвергенция между достигнутыми уровнями развития и реализации, между желаемым и действительным, потенциальным и реальным. В обстановке «нормального» личностного развития уровень активности развития опережает уровень активности реализации, создаётся «потенциал реализации». Причем мотивация реализации и мотивация развития являются составляющими мотивации в целом. Исходя из тождества силы мотиваций развития и реализации, следует, что при прочих одинаковых условиях (характерологических, когнитивных) процессы развития и реализации (в норме) должны иметь и равную скорость. В эпизодах отклонения от «нормы», проявляющейся в отставании того или иного уровня активности, изменяется нормальный коэффициент тождества между уровнями развития и реализации, что, в свою очередь, изменяет наилучшую силу «напряжения самореализации». Напряжение самореализации и определяет психотип туриста-спортсмена.
В данной работе степень напряжения самореализации определялась с использованием соответствующей процентной шкалы Л. Я. Гозмана, М. В. Кроза, М. В. Латинской, самоактуализационного теста (САТ), созданного Э. Шостром на базе опросника Р01, как показатель «Уровня развития» [7].
Для оценки «уровня реализации» в нашем исследовании применялся тест М. Рокича, модифицированный Д. А. Леонтьевым. При этом мы использовали методический прием, предложенный С. Р. Пантиле-евым [8], — испытуемым предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реали-зованности. Для этого после завершения ранжирования списка терминальных ценностей испытуемому предлагалось оценить степень реализованности каждой из них в его сегодняшней жизни в процентах, как показатели уровня реализации.
Соответственно, напряжение самореализации определялось как разница между показателем по шкале «ценностные ориентации» теста САТ и показателем реализованности терминальных ценностей, исследуемых по тесту Рокича.
Данные методы исследования позволили определить следующие психотипы, учёт которых представляет интерес для спортивного отбора юных туристов. В соответствии с нашей классификацией, могут быть выделены типы: низкая степень напряжения — «ту-рист-высококатегорийник», средняя степень напряжения — «турист-малокатегорийник», высокая степень напряжения — «не турист».
Для проверки валидности исследований мы ввели переменную коэффициента, отражающую напряжение между уровнями развития и реализации личности, которую сопоставили с рядом психологических характеристик. К примеру, потенциал самореализации сопоставим и, в значительной степени, взаимосвязан с уровнем мотивации развития по методике ТМД (тест мотивации достижений) и коэффициентом потребности в достижениях.
Таким образом, предложенные психотипы имеют более высокие оценки по следующим позициям:
— «турист-высококатегорийник» — эмоциональная устойчивость, выдержанность, работоспособность; низкая тревожность, уверенность в себе и устойчивость самооценки;
— «турист-малокатегорийник» — наличие интеллектуальных интересов, критичности и аналитичности мышления; высокий уровень самоконтроля
и целенаправленность поведения; социальная экстраверсия;
— «не турист» — властность, самоуверенность, нонконформизм; социальная смелость и активность; прямолинейность, естественность поведения.
Таким образом, введённый нами показатель психотипа туриста-спортсмена сопоставим с рядом психологических характеристик, что в целом валидизи-рует означенный показатель как подлинную психологическую характеристику. В экспериментальном исследовании мы применили показатели по испытанным методикам в качестве условных цифровых показателей уровней развития и реализации личности. На основании этого определялась введённая нами структура психотипа туриста-спортсмена. Такая шкала оценки представляется довольно грубой, однако и она принесла подтверждение ожидаемых результатов. Вероятно, при дальнейшем совершенствовании методов диагностики таких параметров должна существенно возрасти точность определения параметров психотипа туриста. Решение этой проблемы является ближайшей перспективой развития нашего исследования. Более того, в какой-то степени это может изменить подход к психодиагностике спортивного отбора в целом — выявление отдельных психологических качеств, имеющих разную выраженность у спортсменов с разными «стартовыми возможностями», но одинаковым потенциалом самореализации. Исследование дополнит новые психологические характеристики, прогнозирующие эффективность самореализации личности в спорте, независимо от уровня личностного развития человека.
Таким образом, в результате проведенного комплексного психологического обследования туристов-спортсменов на этапе начальной подготовки и спортивного совершенствования были определены психологические и психофизиологические предпосылки к занятиям, их компоненты в зависимости от спортивной квалификации. Исходя из уровневой структуры самореализации личности, нами была разработана шкала психотипов в спортивном туризме. В перспективе будет рассмотрена взаимосвязь психологических показателей с результатами тестирова-
ния физической подготовленности и технико-тактического мастерства, что позволит получить наиболее информативные психологические и психофизиологические характеристики, способствующие росту спортивного мастерства.
Библиографический список
1. Психологическое обеспечение спортивной деятельности : моногр. / под общ. ред. Г. Д. Бабушкина. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2006. - 380 с.
2. Семёнова, Г. И. Спортивная ориентация и отбор : учеб.-метод. пособие / Г. И. Семёнова. — Тобольск : ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1999. — 38 с.
3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М. : Академия, 2003. — 480 с.
4. Теория и методики физического воспитания / под ред. Б. А. Ашмарина. — М. : Просвещение, 1990. — 268 с.
5. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. — М. : Рефл-бук, 1997. — 304 с.
6. Вяткин, Б. А. Темперамент и спорт / Б. А. Вяткин. — Пермь : ПГПИ, 1972. — 134 с.
7. Гозман, Л. Я. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гоз-ман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. — М. : Просвещение, 1995. — 68 с.
8. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. — М. : [б.и.], 1992. — 17 с.
ТИХОНОВ Геннадий Геннадьевич, аспирант кафедры теории и методики физического воспитания и спорта.
СЕМЁНОВА Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), профессор кафедры теории и методики физического воспитания и спорта. ЯКОВЫХ Юрий Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта. Адрес для переписки: і коуіЬ-у@шаіі. ги
Статья поступила в редакцию 22.11.2012 г.
© Г. Г. Тихонов, Г. И. Семёнова, Ю. В. Яковых
Книжная полка
Фадина, О. О. Оздоровительное ориентирование как средство профессионально-прикладной физической подготовки студентов нефтехимических факультетов : учеб. пособие / О. О. Фадина ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 71 с.
В учебном пособии представлен теоретико-методологический материал по обоснованию возможности применения оздоровительного ориентирования в рамках профессионально-прикладной физической подготовки студентов нефтехимических факультетов. Рассмотрены особенности подготовки занимающихся ориентированием на местности. Предназначено для студентов ОмГТУ, а также преподавателей учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.
Физическая культура студентов специальной медицинской группы : моногр. / Ж. Б. Сафонова [и др.]. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012.-135 с. - ISBN 978-5-8149-1372-2.
Монография посвящена актуальной проблеме физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья в рамках учебной программы вуза. На основании обзора литературы по данному вопросу, педагогических наблюдений и экспериментальных исследований авторы излагают различные методические аспекты занятий физической культурой в специальной медицинской группе, куда направляется этот контингент абитуриентов врачами при поступлении в вуз. Издание является лишь одной из попыток обобщения чрезвычайно важного для практики здравоохранения и высшей школы вопроса — направленного и последовательного использования средств физической культуры в восстановлении и сохранении здоровья студентов специальной медицинской группы.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ