Научная статья на тему 'Регуляция эмоционального состояния ребенка как необходимая составляющая его успешного участия в соревнованиях по спортивному туризму'

Регуляция эмоционального состояния ребенка как необходимая составляющая его успешного участия в соревнованиях по спортивному туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА / КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ / ТУРИСТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / КОМАНДА / SPORTS TOURISM / TOURIST COMPETITIONS / SELF-REALIZATION / SELF-REGULATION / EMOTIONAL READINESS / EMOTIONAL STATE OF A CHILD / PURPOSE / TEAM / ATTENTION FOCUSING / TOURIST TEAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егупова Ирина Александровна

В статье описан опыт совместной работы педагога-руководителя туристского кружка, практического психолога, родителей и самих воспитанников по укреплению психоэмоционального состояния юного туриста-спортсмена во время туристско-спортивных соревнований. Автором подробно раскрыты формы и методы, которые помогают достижению поставленной цели в учебно-тренировочном процессе, при подготовке юных туристов-спортсменов к участию в соревнованиях. Представлены практические результаты проводимой руководителем туристского кружка работы по обеспечению регуляции эмоционального состояния ребенка при подготовке к участию в туристских соревнованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егупова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of a Child’s Emotional State as an Important Input in the Successful Participation in Competitions on Sports Tourism

The article describes the experience of team-work between a trainer the head of a tourist hobby group, a psychologist, parents and children aimed at strengthening psychological state of young tourists-sportsmen during competitions. The author describes in detail the forms and methods of work with young tourists-sportsmen which help to achieve a certain goal. There are presented practical results of the trainer’s work aimed at the regulation of children’s emotional state during preparations for tourist competitions.

Текст научной работы на тему «Регуляция эмоционального состояния ребенка как необходимая составляющая его успешного участия в соревнованиях по спортивному туризму»

4. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: метод. рекомендации. М.: РМАТ, 2001. 87 с.

5. Юркина Л. Ю. Социально-психологическая подготовка туристов-школьников: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. СПб., 1998. 231 с.

6. Лопатинська В. В. Формування гумашстичних цшностей шдлггюв у позашкшьних навчальних закладах туристсько-краезнавчого профшю: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / В.В. Лопатинська ; 1н-т пробл. вихо-вання АПН Украши. Киев, 2007. 20 с.

7. Троценко Т. Ю. Формування моральних якостей учшв 3-4-х клашв у процесi туристсько-краезнавчо! дiяльностi: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Т. Ю. Троценко ; 1н-т пробл. виховання АПН Украши. Киев, 2009. 20 с.

8. Захаров С. В. Формування шзнавальних штереЫв учшв основно! школи у процесi позакласно! роботи: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / С. В. Захаров; 1н-т пробл. виховання АПН Украши. Киев, 2001. 20 с.

9. Марищук В. Л., Блудов Ю. М. и др. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1990. 256 с.

10. Оптимiзацiя виховного потенщалу позашкшьного навчального закладу / за ред. О. В. Литовченко. Киев: Педагопчна думка, 2012.

УДК 37.032.2; 37.032.2; 796.015.852

И. А. Егупова

РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО УСПЕШНОГО УЧАСТИЯ В СОРЕВНОВАНИЯХ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ

В статье описан опыт совместной работы педагога-руководителя туристского кружка, практического психолога, родителей и самих воспитанников по укреплению психоэмоционального состояния юного туриста-спортсмена во время туристско-спортивных соревнований. Автором подробно раскрыты формы и методы, которые помогают достижению поставленной цели в учебно-тренировочном процессе, при подготовке юных туристов-спортсменов к участию в соревнованиях. Представлены практические результаты проводимой руководителем туристского кружка работы по обеспечению регуляции эмоционального состояния ребенка при подготовке к участию в туристских соревнованиях.

The article describes the experience of team-work between a trainer - the head of a tourist hobby group, a psychologist, parents and children aimed at

strengthening psychological state of young tourists-sportsmen during competitions. The author describes in detail the forms and methods of work with young tourists-sportsmen which help to achieve a certain goal. There are presented practical results of the trainer's work aimed at the regulation of children's emotional state during preparations for tourist competitions.

Ключевые слова: спортивный туризм, туристские соревнования, самореализация, саморегуляция, эмоциональная готовность, психоэмоциональное состояние ребенка, концентрация внимания, целеустремленность, туристский коллектив, команда.

Keywords: sports tourism, tourist competitions, self-realization, self-regulation, emotional readiness, emotional state of a child, attention focusing, purpose, tourist team, team.

Значительную роль в творческой самореализации школьников играет туристско-спортивная деятельность. Занятия спортивным туризмом формируют стойкий интерес подрастающего поколения к здоровому образу жизни, способствуют укреплению физической выносливости, стремлению к самоутверждению. Основой спортивного туризма являются соревнования по видам туризма на дистанциях. Психоэмоциональное состояние ребенка во время соревнований - это один из факторов, который может стать причиной как победы, так и проигрыша. Ребенок, у которого стабильное эмоциональное состояние, обычно справляется с волнением, четко выполняет спортивные задания. Если он допускает при этом ошибки, то быстро концентрирует внимание и продолжает работать на дистанции. Когда юный турист-спортсмен нервничает, наименьшая неудача вызывает разочарование и неуверенность в себе. В результате ребенок может растеряться, потерять волю к победе, даже сойти с дистанции туристских соревнований.

Эмоциональный опыт, полученный в условиях туристских соревнований, влияет на формирование черт характера юного спортсмена. Ребенок может стать волевым, целеустремленным или неуверенным в себе, склонным избегать сложных жизненных ситуаций. Важно помочь ему справиться со своим эмоциональным состоянием, научить преодолевать волнения, адекватно воспринимать неудачи, стать человеком, успешным на дистанции туристских соревнований и в будущей жизни.

Изучение психоэмоционального состояния юного туриста-спортсмена перед выступлениями на туристских соревнованиях,

дальнейшая его коррекция, создание условий для достижения успеха способствуют формированию лучших черт характера, развивают умение работать в коллективе, формируют ценностное отношение к себе и другим. Волевая личность способна принимать ответственные решения и противостоять сложным жизненным обстоятельствам.

Подготовка юных туристов-спортсменов во внешкольном образовании имеет три уровня обучения. На начальном уровне ребенок получает базовые знания и навыки и приобретает первый опыт по спортивному туризму. На основном уровне занятия спортивным туризмом направлены на углубление знаний, расширение опыта, достижение значительных личных успехов. На высшем уровне кружковцы совершенствуют приобретенные ранее туристско-спор-тивные навыки, им создаются условия для профессионального самоопределения.

С целью изучения эмоционального состояния кружковцев на всех уровнях обучения, перед туристскими соревнованиями нами был проведен опрос. На вопрос «Что ты переживаешь во время соревнований?» были получены ответы, которые соответствуют понятию «стресс». Дети также отметили, что чем выше ранг соревнований, тем волнение сильнее. Как любое эмоциональное напряжение, стресс ставит под угрозу состояние душевного благополучия воспитанника. Это и определило проблему сотрудничества руководителя туристского кружка и практического психолога - «Регуляция эмоционального состояния ребенка как необходимая составляющая его успешного участия в соревнованиях по спортивному туризму».

После проведенных исследований и анализа полученных результатов для решения проблемы была создана модель реализации регуляции эмоционального состояния ребенка как необходимой составляющей его успешного участия в соревнованиях по спортивному туризму. В ходе работы с детьми практический психолог выделил три направления работы - индивидуально с каждым воспитанником, с воспитанниками в команде и с руководителем кружка. При этом работа руководителя кружка была направлена на индивидуальную работу с кружковцами, работу с полным составом кружка и с родителями.

На начальном уровне работы туристского кружка руководитель ставил перед собой такие задачи:

1. Мотивация детей к системным занятиям в кружке.

2. Обучение базовым знаниям и приемам спортивного туризма.

3. Обучение детей пониманию и самокоррекции своего эмоционального состояния.

4. Формирование коллектива кружковцев.

5. Налаживание отношений с родителями кружковцев, привлечение их к совместной туристской деятельности.

Для мотивации детей к систематичному посещению занятий руководитель на каждом занятии создавал условия, в которых кружковцы становились победителями. В процессе отработки любого самого простого упражнения, например завязывания одного туристского узла, фиксируется время, которое ребенку нужно на выполнение упражнения в начале изучения и в конце. Составляющей каждого занятия кружка являются состязания между кружковцами. Каждая маленькая победа, достигнутая собственными силами, - это источник личной радости, что влияет на формирование у ребенка положительной самооценки. Руководитель туристского кружка стимулирует ребенка желать большего. В то же время любой пропуск занятия - это неусвоенный элемент, неиспользованная возможность улучшить свой личный результат в спортивно-туристской деятельности, повысить свою самооценку. Но пропуски занятий могут быть и по уважительным причинам.

Индивидуальная работа с кружковцами направлена на наверстывание пропущенных учебных тем, возобновление атмосферы комфортности для ребенка во время его занятия в туристской группе. Занятие кружка начинается с психологического упражнения. В течение занятия ведется экран наблюдения эмоционального состояния ребенка. Для этого руководителем были избраны 4 цвета: красный - радость, уверенность в себе, зеленый - хорошее настроение, спокойствие; синий - тревога, ожидание; коричневый -плохое настроение, разочарование. Кружковцы делают соответствующие своему эмоциональному состоянию отметки в начале занятия, после отработки нового материала, перед состязаниями, после соревнований, по окончании занятия. Подведение итогов занятия включало в себя психологическое упражнение, в котором каждый кружковец дает оценку своим достижениям: «Сегодня я научился., преодолел., понял., победил. и т. д.»

После занятия руководитель кружка и практический психолог анализировали данные экрана наблюдения, записи результатов детей

в отработке упражнений, на соревнованиях, свои наблюдения относительно поведения детей на разных этапах занятия спортивным туризмом. По результатам анализа определялись направления работы по коррекции эмоционального состояния каждого кружковца. Под руководством практического психолога и руководителя кружка воспитанник учится понимать свое эмоциональное состояние, искать приемы достижения его стабильности. Ребенок учится адекватно реагировать на команду «Старт», преодолевать волнение, доводить до конца начатое упражнение, сдерживать эмоции при разочаровании, преодолевать негативные проявления в своем поведении.

Отдельный акцент на начальном уровне обучения делается на результатах, достигнутых при работе в парах, в составе команды. Воспитанники учатся уважать личные достижения других людей, у них формируется понимание, что при поддержке своего друга, напарника при выполнении упражнений, всего коллектива ребенок может достичь больших результатов, чем отдельно сам. Для формирования отношений в коллективе руководителю необходимо использовать в своей работе результаты исследований практического психолога относительно развития лидерских качеств детей, сфор-мированности микрогрупп в туристском кружке, подчеркивать понимание того, что каждый кружковец имеет значение для всего коллектива юных туристов-спортсменов. Этой работе способствует проведение походов, учебно-тренировочных сборов, экскурсий. Ребенок учится понимать не только себя, но и эмоциональное состояние товарищей в туристской группе, своего руководителя, других людей, учится моральным правилам общения. В это время также закладываются основы гендерного воспитания, толерантности, проходит период приспособления характеров, складываются присущие коллективу традиции.

Для повышения эффективности формирования личностных черт и качеств ребенка руководителю туристского кружка необходимо устанавливать партнерство с родителями. В. А. Сухомлин-ский писал: «.. .ни педагоги без родителей, ни родители без педагогов не смогут справиться с самыми тонкими, самыми сложными заданиями становления человека». Родительские собрания необходимо проводить перед первым выездом на учебно-тренировочные сборы, через 1-2 месяца после формирования туристского кружка, на осенних каникулах, когда дети уже получили начальный опыт

личной успешности и могут рассказать родителям о своей деятельности и достижениях.

На первых собраниях с родителями кружковцев решаются следующие задачи:

1) раскрыть перспективы занятий и позитивного влияния воспитательной работы в туристско-спортивном кружке (развитие кругозора, ограничение влияния улицы и компьютерных игр, физическая закалка, формирование личных человеческих качеств, пропаганда здорового образа жизни.);

2) отметить конкретные туристско-спортивные, туристско-бы-товые и коммуникативные навыки, которыми овладеют дети, в том числе умение сохранять в порядке свои вещи, выполнять задания по самообслуживанию, общению со сверстниками и др.;

3) решить организационные вопросы относительно проведения учебно-тренировочных сборов.

В течение всего учебного периода руководителю необходимо привлекать родителей к совместным действиям в организации и проведении сборов и походов, проводить перед ними творческие отчеты с воспитанниками, постоянно подчеркивать важность их вклада в достижение детьми туристско-спортивных результатов.

На основном уровне обучения руководитель кружка должен ставить перед собой следующие задачи:

1. Продолжить работу по коррекции эмоционально-волевого состояния кружковцев в условиях более сложных соревнований.

2. Научить воспитанников планировать свои будущие успехи и шаги их реализации.

3. Научить кружковцев приемам выполнения сложных заданий по технике спортивного туризма.

4. Развивать целенаправленность, самостоятельность, ответственность.

5. Продолжить сотрудничество с родителями кружковцев.

В системе занятий руководителю кружка необходимо использовать элементы аутотренинга, продолжать работу по коррекции эмоционального состояния воспитанников, учить подростков, как избежать конфликтных ситуаций, как себя в них вести, как выйти из конфликта. Воспитанники уже участвуют в туристских соревнованиях более высокого ранга. Перед соревнованиями руководите -

лем ставится перед ребенком задача использовать все свои возможности. При анализе результатов туристских соревнований обсуждаются факторы, которые способствовали успешному выполнению спортивных заданий или, наоборот, привели к неудаче. Мотивацией этой деятельности является повышение туристско-спор-тивной квалификации юных спортсменов, получение спортивных разрядов.

С целью устранения стрессового состояния у туристов-спортсменов руководитель проводит замену направленности и содержания представлений и мыслей о соревнованиях и результативности. Так, участие в туристских соревнованиях преподносится детям как приобретение нового опыта, как следующая тренировка в более жестких условиях, как знакомство с соперником и налаживание с ним дружеских отношений на основе уважения к его умениям, как оценка собственных сил в сравнении с другими участниками соревнований, как возможность желательной победы.

Руководитель кружка учит воспитанников планировать свои будущие успехи, предусматривать шаги для получения результатов. Занятия проводятся в форме тренировки. Руководитель создает условия для воспитания у кружковцев целенаправленности, готовности настойчиво работать для достижения поставленной перед собой цели. Ребенок преодолевает преграды, которые возникают на пути реализации лично значимой деятельности. Условием для преодоления трудностей является мобилизация всех сил - физических и психологических. На этом этапе руководитель развивает навыки работы в связках, в команде. После соревнований руководитель кружка проводит детальный анализ ошибок, учит детей разрабатывать тактику, которая устранит каждую лишнюю секунду. В некоторых ситуациях детям приходится решать сложные психологические вопросы - совершить умышленную ошибку, чтобы войти в контрольное время и этим увеличить общее время прохождения дистанции, то есть ухудшить результат команды, или выполнять упражнение правильно и, возможно, стать причиной снятия команды из соревнований, то есть проигрыша. Приходится преодолевать свои страхи во время выполнения заданий на высоте. Упражнения с выполнением организации страховки для напарника или для всей команды ускоряют процесс формирования ответственности за жизнь и здоровье окружающих людей, за качество и результат соб-

ственного вклада в общую работу. Модификация психологических сил и следующая коллективная активная деятельность дают толчок для возникновения, укрепления, становления новообразований -победы своих страхов, неуверенности. Это период накопления воспитанниками состязательного опыта. Юные туристы-спортсмены учатся выполнять работу без присутствия руководителя команды на туристских спортивных дистанциях и во время кросс-походов. Такие задания содействуют развитию способности принимать решение самостоятельно, ответственности за коллективное дело, творческого подхода к разработке тактики выполнения кружковцами туристско-спортивных заданий, повышению результативности кружковцев.

Высший уровень обучения в туристском кружке имеет свою специфику. Подростки определяют цель своей дальнейшей деятельности, определяются с будущей профессией. Поэтому руководитель кружка ставит перед собой задачи:

1. Усовершенствование туристско-спортивного мастерства кружковцев.

2. Создание условий для профессионального самоопределения кружковцев.

Кружковцы вместе с руководителем кружка составляют план участия в соревнованиях, организации туристских походов, в которых желательно участвовать для повышения туристско-спортивной квалификации, получения спортивного звания. Ведется целеустремленная подготовка (физическая и психологическая) к участию в запланированных соревнованиях высокого уровня. Руководитель кружка учит воспитанников действиям в чрезвычайных ситуациях, таких, как приемы спасания и транспортировки пострадавших на высоте, на воде. На туристских соревнованиях высокого уровня эти виды проводятся в реальных условиях. Кружковцы должны владеть необходимыми знаниями, иметь навыки работы в сложных условиях, значительную физическую подготовку.

Все предыдущие годы дети учились овладевать своими чувствами, преодолевать волнение, верить в свои возможности. На высшем уровне они учатся вводить себя в состояние напряженной готовности к старту. Теперь перед кружковцами ставится задача достичь победы на туристских соревнованиях. Разработку тактики прохождения дистанций, анализ ошибок, определение направлений дальнейших тре-

нировок дети уже делают самостоятельно. Руководитель кружка корректирует их самостоятельную деятельность, направляет на решение главных проблем. Время от времени воспитанники участвуют в туристских соревнованиях в составе сборных команд и походах, в том числе в составе новых туристских коллективов и под руководством других тренеров, приобретают опыт вхождения в незнакомый коллектив. Воспитанники углубляют свою спортивную квалификацию через участие в семинарах юных судей туристско-спортивных дистанций. Руководитель учит кружковцев на этапе высшего уровня выполнять обязанности судьи, обязанности помощника начальника дистанции на учебных соревнованиях Центра туризма, на областных соревнованиях по технике спортивного туризма среди юниоров и пр. В результате они получают судейские категории.

В то же время руководитель кружка дает воспитанникам попробовать свои силы как помощника тренера или спортсмена-инструктора в работе с младшими кружковцами, использовать в жизни полученные навыки, «примерить» на себя роль руководителя, который отвечает за все - и за людей, и за организацию мероприятия, и за безопасность участников. Старшие воспитанники проводят фрагмент занятий туристского кружка, отрабатывают с одним воспитанником или с группой отдельные элементы туристско-спор-тивных дистанций, исполняют обязанности руководителя младшей команды на соревнованиях между кружками, на массовых туристских мероприятиях. В период летнего оздоровления детей старшие воспитанники вместе с руководителем проводят учебные занятия, игровые программы на оздоровительных учебно-тренировочных сборах для младших кружковцев, походы и туристско-спортивные конкурсы для детей, которые отдыхают в детском оздоровительном лагере по туристской программе.

Использование в системе занятий кружка «Спортивный туризм» упражнений и тренингов, направленных на коррекцию эмоционально-волевого состояния кружковцев, позволило значительно повысить эффективность учебно-воспитательной работы кружка. Нами в туристском кружке подготовлено 9 кандидатов в мастера спорта по спортивному туризму, 10 воспитанников имеют третий взрослый разряд, 4 - второй взрослый разряд, 8 - первый взрослый разряд. На чемпионате Украины по пешеходному туризму 2012 г. один воспитанник выполнил норматив на звание «Мастер спорта

Украины» на дистанции «Лично-командные соревнования» V класса. Воспитанники кружка являются победителями областных соревнований по спортивному туризму с 2008 по 2012 г., серебряными призерами Кубка Украины по пешеходному туризму в помещениях в 2011 и 2012 гг., чемпионами Украины по горному туризму в 2011 г. Среди кружковцев подготовлены четверо судей по спортивному туризму, три инструктора детско-юношеского туризма.

Но целью руководителя кружка является не только получение кружковцами высокой туристско-спортивной квалификации, а и развитие жизненных компетентностей, которые помогают воспитанникам стать успешными в жизни. В походах и на соревнованиях дети получили знание об истории родного края, мировой цивилизации, географических, этнографических, исторических объектах, получили опыт взаимоотношений с природой, ознакомились с естественными и культурными особенностями родного края. Занятия с руководителем кружка и практическим психологом обеспечили эмоциональное, физическое и интеллектуальное развитие детей, дали им знания о морально-психологических качествах человека, способствовали формированию лучших личностных черт, таких, как ответственность, честность, трудолюбие, самостоятельность.

Воспитанники научились работать в коллективе, содержательно организовывать досуг средствами туризма и краеведения, реализовать творческие задания, проявлять творческую инициативу, приобрели опыт собственной творческой деятельности, почувствовали радость своего взноса в популяризацию спортивного туризма и краеведения. Родители и школьные педагоги воспитанников отмечают повышение уровня их образованности и воспитанности.

По результатам наших исследований практический психолог провел серию семинаров с руководителями туристских кружков по вопросам изучения эмоционального состояния воспитанников. По инициативе руководителя кружка в Центре туризма и краеведения сложилась система соревнований по туристским навыкам между кружками начального уровня по темам, которые есть в учебных программах кружков и спортивного и краеведческого профиля. Они спланированы в годовом плане образовательного учреждения и проводятся практически ежемесячно: завязывание туристских узлов, то-

пография, спортивное ориентирование, техника пешеходного туризма, оказание первой доврачебной помощи, краеведческая викторина.

Руководитель кружка провел занятия в «Школе педагогического мастерства» Центра туризма из опыта образования ситуации успеха на занятиях кружка, использования данных личных достижений кружковцев для поднятия их самооценки. В помощь руководителям туристско-спортивных кружков разработаны методические рекомендации «Организация и методика подготовки спортсменов в спортивном туризме». Вместе с практическим психологом разработаны методические рекомендации «Элементы тренинга "Эмоциональная саморегуляция"» на занятиях спортивного кружка», разработан семинар-практикум для руководителей туристских команд «Предстартовые состояния. Профилактика сильных стрессов», апробируется инновационный проект по организации учебно-воспитательной работы в кружках «Залог успешного выступления на соревнованиях - эмоциональное состояние», проведены семинары для руководителей кружков Центра туризма и для учителей физической культуры общеобразовательных школ города.

Наша работа как руководителя туристского кружка была нацелена на то, чтобы научить детей побеждать в жизни!

УДК 379.851; 908

Н. В. Савченко

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ

НА УКРАИНЕ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается система детско-юношеского туризма как неотъемлемая часть внешкольного образования Украины. Представлены статистические данные, показан охват территории Украины учреждениями тури-стско-краеведческой направленности, формы и виды реализуемых мероприятий.

In the article the system of youth tourism is presented as an essential part of school education in Ukraine. There are presented statistical data, showing the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.