Научная статья на тему 'Подготовка сборной команды области к Всеукраинским соревнованиям по туризму'

Подготовка сборной команды области к Всеукраинским соревнованиям по туризму Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
162
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ / СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ПОДГОТОВКА СБОРНОЙ КОМАНДЫ / СПОРТИВНО-МАССОВАЯ ТУРИСТСКАЯ РАБОТА / TOURISM COMPETITIONS / SPORTS TOURISM / TEAM TRAINING / SPORTS MASS TOURIST WORK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трощенко Владимир Александрович

Представлен опыт подготовки команд региона к участию в соревнованиях по туризму на Всеукраинском уровне. Автором даны конкретные рекомендации и советы заведующим туристскими отделами, которые непосредственно отвечают за подготовку и выступление команд на Всеукраинском уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of a Regional Team for All-Ukrainian Competitions in Tourism

The author shares the experience of training a regional team for competitions in tourism on the all-Ukrainian level. The author offers practical recommendations and advice to the heads of tourism departments, who are responsible for training teams and their performance at the all-Ukrainian level.

Текст научной работы на тему «Подготовка сборной команды области к Всеукраинским соревнованиям по туризму»

УДК 796.015.12; 796.5; 796.015.4

В. А. Трощенко

ПОДГОТОВКА СБОРНОЙ КОМАНДЫ ОБЛАСТИ К ВСЕУКРАИНСКИМ СОРЕВНОВАНИЯМ ПО ТУРИЗМУ

Представлен опыт подготовки команд региона к участию в соревнованиях по туризму на Всеукраинском уровне. Автором даны конкретные рекомендации и советы заведующим туристскими отделами, которые непосредственно отвечают за подготовку и выступление команд на Всеукраинском уровне.

The author shares the experience of training a regional team for competitions in tourism on the all-Ukrainian level. The author offers practical recommendations and advice to the heads of tourism departments, who are responsible for training teams and their performance at the all-Ukrainian level.

Ключевые слова: туристские соревнования, спортивный туризм, подготовка сборной команды, спортивно-массовая туристская работа.

Keywords: tourism competitions, sports tourism, a team training, sports mass tourist work.

На Украине постоянно проводятся соревнования Всеукраин-ского уровня по пешеходному туризму для учащихся, иногда их бывает даже по два в год. Позиция областных центров (станций) туризма юных туристов по отношению к этим соревнованиям разная. Во многих случаях на Всеукраинские соревнования направляют команду победителя областных соревнований, в лучшем случае помогая ей в подготовке к соревнованиям, в худшем - считают свою миссию на этом выполненной. Есть и другой вариант, когда набирается небольшое количество детей, которые целенаправленно готовятся для «защиты чести области» на туристских соревнованиях. И сейчас увеличивается количество областей, в которых заведующие туристскими отделами центров туризма считают себя ответственными за выступление команды на Всеукраинском уровне и которые выставляют на государственные соревнования сборную команду области. Для таких заведующих отделами или методистов, кто только начинает такую работу, а также тренеров, которые непосредственно работают со сборной командой, написана эта ста-

тья и даны рекомендации. Конечно, в определенной степени этими советами могут воспользоваться и те, кто готовит команду к областным соревнованиям. Почему именно Николаевский центр туризма и я, как его работник, берем на себя смелость советовать другим? Во-первых, мы всегда считали, что на Всеукраинских соревнованиях должны выступать сильнейшие дети области, независимо от их места жительства, и этот принцип воплощали в жизнь в последние 20 лет, а во-вторых, если проанализировать выступления различных областей на Всеукраинском уровне, то можно согласиться, что мы можем давать советы по этому вопросу.

Если в результате использования этих рекомендаций на Все-украинских соревнованиях возрастет конкуренция нашей команде, то значит, наши старания не пропали даром и соревнования станут более интересными.

Можно выделить несколько направлений такой работы, более того, в определенном смысле можно сказать, что вся работа туристского отдела направлена на подготовку сборной команды, потому что стабильные выступления команды области на Всеукраинском уровне невозможны без хорошо поставленной спортивно-массовой туристской работы в области. И ниже мы остановимся только на непосредственных действиях, направленных на обеспечение успешного выступления команды области на Всеукраинских соревнованиях.

Соберите команду единомышленников

Для успешного выполнения поставленных задач необходимо несколько человек, и чем больше, тем лучше. В первую очередь, конечно, это должны быть сотрудники отдела Центра (методисты, руководители кружков), потому что мы считаем, что кружки Центра должны быть лучшими в области. Второй круг единомышленников - это руководители кружков в районах области, именно их дети должны создать конкуренцию кружковцам Центра.

К таким людям предъявляются особые требования. Конечно, необходимое условие - любовь к детям и туризму. Неплохо, если при этом они продолжают выступать на соревнованиях взрослых, но необходимо, чтобы успехи спортсмена не мешали тренерской работе. Желательно, чтобы они были амбициозными, но только до той степени, когда личные амбиции не мешают общему делу. Хорошо, чтобы они уже были специалистами по туризму, но гораздо важнее, чтобы они хотели и умели учиться. Согласен, что таких

людей мало, а вы ищите и поддерживайте их. (А если учесть, что энтузиасты туризма будут считать поддержкой уже то, что вы берете их детей на соревнования и оплачиваете эту поездку, то это сделать не так и трудно. Не требует чрезмерных усилий и оформление документов на награждение их грамотами, значком «Отличник образования», присвоение более высокого тарифного разряда и т. п.) Обеспечьте их методической базой, в первую очередь программой работы кружков, в которой будет предусмотрено достаточно часов на техническую и физическую подготовку.

Кроме того, растите молодую смену, у настоящего педагога обязательно в кружке вырастут люди, которые склонны к работе с детьми. А вы их поддержите. С 1998 г. с командой Николаевской области работали преимущественно выпускники кружков нашего Центра Дарья Мартынова, Наталья Клыкова, Сергей Мартынов, Алексей Зайкин, Елена Гладкая, Елена Томенко, Ирина Носкова, хотя не все из них имели педагогическое образование, а некоторые и не работают в системе образования. И только супруги Брагин и Панченко были профессиональными педагогами, которых туризм увлек в сознательном возрасте.

Расширяйте круг претендентов на место в сборной

Если вы выполнили первое задание, то есть сформировали круг единомышленников, то у вас есть в области хотя бы 10 кружков (более 100 детей), которые достаточно тренируются и имеют определенный уровень подготовки. Но в любом виде спорта важен соревновательный опыт. А если учесть особенность туризма как вида спорта, где на каждых соревнованиях другая дистанция, при этом совсем не похожая на предыдущую, то необходимость постоянно выступать на соревнованиях становится очевидной. Поэтому надо проводить соревнования в течение всего учебного года. Мы видим несколько путей проведения таких соревнований.

A. Первый, наиболее масштабный - проведение областных соревнований на различных дистанциях по различным видам туризма, с точки зрения темы наших рекомендаций этот путь слишком затратный, потому значительное количество команд не имеет необходимой подготовки для выступления на высоком уровне, хотя если ваша область может себе позволить такой график соревнований, то обычно это способствует развитию туризма в регионе.

B. Второй, наиболее рациональный - проведение в течение года открытых соревнований районными внешкольными учрежде-

ниями, если хотя бы несколько из них имеют все необходимое (базу, снаряжение, кадры) для проведения таких мероприятий на должном уровне.

С. Третий, который не требует таких затрат времени и денег, как первый, и не ставит вас в зависимость от других, его и выбрал наш ЦТКЕУМ - это проведение многотурового открытого первенства Центра.

Областные соревнования должны проводиться также на достаточно сложных дистанциях (с упрощенным вариантом для слабых команд).

Все эти соревнования и регулярные тренировки в кружках создадут достаточно широкий фундамент для формирования сборной, то есть в зону ваших наблюдений попадут не менее 20 детей соответствующего возраста. С этими детьми уже можно начинать более целенаправленную подготовку. Конечно, основная подготовка все равно идет в кружках, но тренеры сборной ставят задачу перед руководителями кружка или самими кандидатами. В первую очередь это касается физической подготовки. Основное требование - не менее четырех раз в неделю занятия по физподготовке, в том числе и самостоятельно. С технической подготовкой проблем обычно не возникает, потому что если ребенок попал в круг ваших интересов, то значит, в кружке такая работа поставлена неплохо. Слабым же местом многих кандидатов, а иногда и тренеров, остается тактическая подготовка. Поэтому и во время тренировок, и во время соревнований ориентируйте учащихся на необходимость разработки тактики. Кружковцы, которые тренируются не первый год, как правило, должны самостоятельно разработать тактику прохождения дистанции на тренировках, а тренер пусть только корректирует ее, причем делает это после первого прохождения дистанции, чтобы кружковцы могли увидеть свои ошибки. Этому же вопросу надо уделять внимание и при организации соревнований. Мы очень много времени отводим развитию тактических умений участников, способности работать в неординарной ситуации, поэтому на дистанциях кросс-похода часто появлялись так называемые «закрытые» этапы, когда условия прохождения этапа команды знали непосредственно перед выходом на этап, а однажды (2000 г.) весь кросс-поход был закрыт, когда описание всей дистанции участники получили только на первом этапе.

На развитие тактического мастерства было направлено и включение тура «Кросс-поход» по выбору. А однажды сотрудники отдела придумали вообще новый вид соревнований - «Полоса препятствий по выбору». Советы по проведению таких соревнований мы изложили в отдельных методических разработках.

Кроме соревновательного опыта вообще команде нужен и опыт совместного выступления на дистанциях. Этому могут способствовать специальные учебно-тренировочные сборы (не путать со сборами непосредственно перед Всеукраинскими соревнованиями) для широкого круга кандидатов в сборную. Помимо всего прочего это поможет решить вопрос воспитания команды, потому что для этого требуется больше времени, чем на соревнованиях. С этой же целью желательно проводить совместно с соседями межрегиональные соревнования. Мы уже более десяти лет проводим в майские праздники совместно с кировоградцами соревнования «Кубок Буга», что позволяет большому количеству наших кружковцев принять участие в соревнованиях высокого уровня в составе различных сборных (мы выставляем 3-4 сборные, принцип формирования зависит от конкретных обстоятельств года проведения соревнований) и в составе команд своих кружков.

Желательно и участие в соревнованиях, которые проводятся не привычными для ваших детей судейскими бригадами, поскольку в туризме подходы к судейству бывают достаточно разными. Календарь зависит от финансовых возможностей, имеющихся соревнований и даже вашего географического положения и расписания ваших собственных соревнований. Для нас наиболее благоприятные условия были в конце прошлого века, когда цикл подготовки начинался в конце августа, мы везли 4-5 команд в Харьков на соревнования казаков-богунцев, в октябре первый состав ехал на турнир Волыни, в марте две команды участвовали в «Каменецких скалах», таким образом, наиболее реальные кандидаты в сборную участвовали в 12 соревнованиях в год (в т. ч. в четырех - с соперниками из других областей).

Воспитывайте свою команду

Во время проведения собрания, участия в соревнованиях думайте не только о подготовке и выступлении, но и об организованном досуге, например об интеллектуальных играх.

К сожалению, бытует совсем другое отношение, когда руководители команды думают только об «очках, голах, секундах», со-

всем не заботясь о воспитании юных туристов. Даже если не говорить высоких слов о моральной миссии педагога, а исходить из обычных подходов, то можно констатировать, что хорошо выступить на соревнованиях может только дисциплинированная, организованная, дружная команда. Именно таковы обе команды Киева, Хмельницкой области, так же стараемся работать и мы. За курение, например, участник сразу исключается из сборной, как крупное ЧП рассматривался случай, когда несколько участников после окончания соревнований позволили себе выпить небольшое количество пива.

Организуйте отбор наиболее достойных

Наличие большого числа претендентов на место в сборной является положительным фактором, но, с другой стороны, требует внимательной работы при выборе окончательного состава на Все-украинский уровень. Возьмите за правило фиксировать (в блокноте или на компьютере) выступления всех кандидатов в сборную на соревнованиях различного уровня. Найдите время следить за работой кандидатов во время выступления их на командных дистанциях, насколько активно и самостоятельно действует участник, имеет ли лидерские качества. Выясните у руководителя кружка, какое отношение у ребенка к тренировкам. Анализируйте, есть ли прогресс у спортсмена и желание выступать в сборной. При окончательном выборе учитывайте это, а также мнения тренеров, которые готовили кандидатов, и желание наиболее вероятных участников будущей команды (для этого регулярно проводите анкетирование и социометрию).

Не забывайте о смене

Хорошую команду за один год не подготовить, поэтому надо заранее готовить младших детей к выступлению в сборной. Необходимо организовать наблюдение не только за кандидатами в сборную на выступление в текущем году, но и за детьми, которые способны обеспечить успешное выступление через 2-5 лет (у нас такой файл называется «Наши надежды»). Наиболее талантливых из них привлекайте к выступлению на соревнованиях за вто-рой-третий состав сборной команды. Так, Павел Носков, 1989 г. р., стал привлекаться к выступлению за вторую команду области, когда там еще выступали дети 1986 г. р., неудивительно, что в 2005/2006 г. он стал лидером команды своего возраста, внеся весо-

мый вклад в победу нашей области на первенстве Украины среди юношей. Когда к моменту выступления за сборную останется 12 года, вообще выставляйте такую молодую команду в полном составе на тех соревнованиях, где разрешается выступление двух команд от области. Если проанализировать результаты соревнований на «Кубок Буга» в двух возрастных группах, то можно увидеть, что команда младшей группы нашей области выступает несколько хуже, чем команда старшей. А объяснение очень простое: главная команда этого возраста у нас выступает в старшей группе, а в младшей выступают дети, которые не попадают в основной состав команды своего возраста. Конечно, нет гарантии, что все юные «дарования» станут «сборниками», кто-то потеряет интерес к занятиям туризма, кто-то остановится в своем спортивном росте (примеров из нашей работы мы могли привести множество), но определенная база у вас уже будет. Возможен и обратной вариант, когда ребенок сначала ничем не выделяется среди сверстников, а затем, благодаря совместной упорной работе тренера и ученика, выходит на первые роли.

Необходимо получить поддержку руководителя Центра

Что вам нужно от директора:

1. Моральная поддержка руководителей команды.

2. Понимание необходимости выделения времени заведующим отделом на работу со сборной.

3. Понимание того, что участника сборной в кружке с 4-часовой нагрузкой в неделю не подготовить.

4. Конечно, материальная поддержка, а именно: обеспечение качественным снаряжением, финансирование выездов команд на соревнования различного уровня, поощрение участников сборной после успешного выступления (бесплатная поездка на экскурсию, красивая форма и т. п.).

5. Разнообразное поощрение руководителей команды.

Работа с командой на соревнованиях

а) Техническая подготовка

Основная техническая подготовка должна происходить, конечно, не на соревнованиях, а в течение года в кружках. Во время собрания (мы считаем, что такие сборы лучше всего проводить в районе соревнований с таким расчетом, чтобы закончить за день до начала соревнований) и непосредственно на соревнованиях отраба-

тываются только те технические приемы, которые будут применяться во время прохождения дистанции, а главное, взаимодействие участников в кросс-походе и, что еще более важно, на командной полосе препятствий.

б) Тактическая подготовка

Хочется еще раз подчеркнуть необходимость именно тактической подготовки. Достаточное внимание к этому вопросу, даже при посредственном составе команды с точки зрения физической и технической подготовки, позволяет достичь должного результата.

Тактический план выступления команды на дистанции во время участия в соревнованиях должен быть результатом совместных размышлений тренера и команды, что позволяет достичь осознанного прохождения дистанции всей командой. Главная задача при разработке тактики - обеспечить быстрое прохождение всей дистанции всей командой. (Типичная ошибка при разработке тактики, когда обеспечивается быстрое прохождение лидерами от____А _

дельной, как правило, первой части дистанции. А потом лидеры финишируют и долго ждут, когда же приблизятся к ним другие, или, наоборот, на командной полосе препятствий, где разрешено лидировать, команда все этапы проходит всем составом одновременно, понятно, что при такой тактике часть детей остается без работы.) Есть идеальная тактика - это тактика, которая обеспечивает посильную работу каждому члену команды в любое время ее выступления при минимально необходимом количестве снаряжения. О подборе снаряжения хочется сказать отдельно: не раз приходилось наблюдать случаи, когда команда берет на дистанцию все, что имеет, а потом не может дотянуть до финиша такое количество спутанных веревок, или, наоборот, из-за отсутствия одной веревки полкоманды стоит, не имея возможности двигаться по дистанции. Другая распространенная ошибка на дистанции - использование устройств, которыми участники не умеют пользоваться (особенно это касается жумара, хотя это очень полезное приспособление и во многих ситуациях при умелом пользовании может принести значительные дивиденды).

Во время соревнований участники должны следить за выступлением соперников и подробно анализировать их тактику по сравнению с собственной, определить, за счет чего достигнуто преимущество той или иной командой. Неоднократно наблюдал

картину, когда команда, пройдя дистанцию «Полоса препятствий», собирается и идет в лагерь, вместо того чтобы поучиться на ошибках других или научиться чему-то у соперников. Поэтому не стоит удивляться, когда даже на областных соревнованиях в одном из регионов Украины все команды проходят практически с одной, далеко не выигрышной тактикой, хотя в командах вижу знакомые по Всеукраинским соревнованиям лица, и с точки зрения роста тактического мастерства те старты прошли для детей и их руководителей зря. От нашей команды часто можно услышать: дюльфер снимаем крымским вариантом, крепи киевским способом, тяни веревки «по-Каменецки». Из этого видно, что мы постоянно учимся у других команд, причем в этом процессе задействованы все: участники команды, ее представители и даже судьи от области, каждый пытается увидеть изюминку в действиях соперников, потом все вместе анализируют, что можно использовать для своих выступлений. И если идея заслуживает внимания, она отрабатывается на тренировках.

в) Психологические аспекты подготовки сборной команды

Технико-тактическая подготовка команды нераздельно связана с ее психологической подготовкой, хотя многие тренеры ее недооценивают и последующие строки будут читать невнимательно. Но прекрасная тактика может понести поражение, если она не соответствует реальным психологическим возможностям команды. Спортсмен должен быть полностью физически и технически готовым к выполнению определенного задания, но его шансы на успех все же будут минимальными, если его психическое состояние не будет соответствовать поставленной задаче, тем более когда речь идет о командном виде спорта. Психологические проблемы и задачи создания благоприятного микроклимата в команде надо решать еще на промежуточных соревнованиях, сборах, потому общей целью тренера и его команды является достижение необходимой сплоченности в группе, которую нужно не только сохранить, но и сделать более надежной. Происходить это может при условии, если тренеру удалось установить с командой благоприятные взаимоотношения, постоянно стимулируя и облегчая их совместные усилия.

Тренер должен прилагать все силы к тому, чтобы предупредить возможное возникновение конфликтов в команде. Конфликты легче предупредить, чем потом решать.

Часто бывает уже поздно вмешиваться, когда группа начала проявлять признаки глубокого антагонизма. Различные обстоятельства могут привести к конфликтным ситуациям в команде, поэтому очень важно, чтобы каждый вопрос, который имеет большое значение для одного или всех спортсменов-туристов, был понятно и своевременно решен.

Самым неприятным является конфликт тренера и команды. Тренер может вызвать такой конфликт, не согласовав свои требования с возможностями команды, либо не удовлетворив какую-то важную их потребность, или, что бывает чаще всего, если тип руководства не соответствует структуре группы. К счастью, у нас такого конфликта в сборной команде не было ни разу, в первую очередь потому, что у всех тренеров, которые готовят участников для сборной, одинаковые подходы к воспитанникам, поэтому особых советов по преодолению таких конфликтов дать не можем.

Возможен и конфликт спортсмена с командой. Такой конфликт не только грозит серьезными потрясениями эмоционального климата команды, но и непосредственно влияет на успешность ее выступления на соревнованиях. Обычно (по мнению некоторых психологов) идет речь о спортсмене, который занимает в команде ведущее положение, поскольку конфликт с рядовыми членами не возникает, их просто настолько «не замечают» и не реагируют на их поведение. На самом деле, учитывая специфику сборной команды, в этой роли может оказаться любой член группы.

Группа с хорошими междуличностными отношениями решит конфликт таким образом, что спортсмен или пересматривает свою позицию, а если ситуация более сложная, то оставляет занятия спортивным туризмом.

Попытки найти решение такого конфликта могут быть разными. Руководители с добрыми намерениями хотят помочь в решении конфликтной ситуации, иногда они применяют некую форму «примирения» или искусственно создают благоприятную атмосферу, а иногда и с помощью репрессий делают попытки восстановить порядок в команде. Практика показывает, что подобные попытки не дают положительных результатов. Оптимальное решение нужно искать в укреплении взаимосвязей в группе на уровне «мы -он», поскольку в не очень сплоченном коллективе трудно самостоятельно устранить конфликт. Также с соответствующим внима-

нием нужно отнестись и к образу изолированного спортсмена, поскольку претензии могут быть обоснованными. Таким образом, основную поддержку следует отдавать группе, но не оставлять и спортсмена.

Наименее опасный конфликт с точки зрения групповой динамики - это конфликт между членами команды. Чаще всего такого рода конфликт возникает из-за соперничества скорее в спортивном, чем личном плане. Соперничество играет двойную роль, с одной стороны, это неизбежное явление в командах, а с другой - оно может стать значительным препятствием к взаимному сотрудничеству спортсменов и ухудшить результаты как индивидуальных, так и командных выступлений. Тренер должен быть достаточно компетентным и наблюдательным, чтобы уметь точно и своевременно определить, здоровое это или нежелательное соперничество и как оно повлияет на ситуацию в будущем.

Каждый член команды должен выполнять такую роль, чтобы индивидуальные особенности раскрывались как можно полнее. В оптимальных случаях тренер дает возможность им выполнять в команде такие функции, которые объединяют и совершенствуют личные качества. Таким образом решается ситуация соперничества, поскольку дети осознают необходимость взаимодействия и свой личный успех начинают видеть в успехе товарища. Опираясь на опыт собственной работы, можем сказать, что если требования во всех кружках подобные, если дети часто встречаются на соревнованиях, если тренеры постоянно обращают внимание не только на результаты, то до конфликтов любого типа дело не доходит.

Лидерство. Особое место в групповых и межличностных отношениях занимают вопросы формального и неформального лидерства. Задачей руководителя является воспитание лидера сборной команды. Проблема обостряется тем, что сборную составляют дети, которые привыкли быть лидерами своих команд.

Лидер должен обладать качествами, которые наиболее полно отвечают потребностям группы. Авторитет его строится частично на принципе взаимного дополнения. Чем большим авторитетом пользуется лидер, тем больше потребность группы в его руководстве. При выборе лидера надо учитывать, что вместе со спортивными качествами он должен обладать и определенными человеческими достоинствами - смелостью, решительностью, высокой сте-

пенью уверенности в себе и т. д. Желательно чтобы совпадал формальный и не формальный лидер, то есть чтобы капитаном был неформальный лидер. Поэтому задача наставников команды увидеть такого лидера и воспитать из него капитана. Сложнее, если на такую роль претендуют несколько участников, как уже указывалось выше, для сборной команды это не редкость. Встречаются команды не с одним лидером, и основные причины этого нужно искать в самом туристско-спортивном коллективе и деятельности руководителей. Возможно, взаимное соперничество потенциальных лидеров не было своевременно направлено в нужное русло. Существование двух лидеров в команде не всегда представляет серьезную проблему и не обязательно должно нарушать межличностные связи. Не спешите назначать капитана, пусть он сам выделится из команды.

В практике есть случаи, когда тренер назначает капитана (т. е. формального лидера), а любой спортсмен является неформальным (действительным) лидером. Может возникнуть конфликтная ситуация, в которой большое значение будут иметь личные качества этих спортсменов и их взаимоотношения, поэтому желательно таких ситуаций не допускать.

Плохо подобранная сборная команда может быть настолько неоднородной, что будет в состоянии выделить из своих рядов лидера. И тогда тренерам надо растить такого лидера, работая с ним индивидуально, и начинать такую работу нужно с команды младшего возраста.

Если понаблюдать за командой, которая приехала на соревнования по спортивному туризму, то можно заметить четко проявленную напряженность, склонность к бурным реакциям по незначительным причинам, конфликтность и нетерпеливость. Это не что иное, как явление, которое зависит от изменения условий привычного режима жизни, суженного круга интересов и контактов. Особенно это напряжение заметно на соревнованиях высокого уровня, в командах, ведущих упорную борьбу за победу. Аккумулированное таким образом напряжение желает «разрядки», и опытный тренер находит для нее наиболее благоприятную форму и время.

г) Проблемы запасного участника

Психологические проблемы могут возникнуть в сборной команде в связи с разделением команды на основной состав и запас-

ных участников, учитывая, что в сборную попадают, как правило, амбициозные люди, которые, даже если они объективно слабее других, не признают это. Проблема обостряется, когда состав действительно очень ровный и трудно выделить сильнейших. На соревнованиях, которые вы считаете подготовительными, желательно дать возможность выступить всем участникам. Мы все соревнования, кроме Всеукраинского уровня, считаем подготовительными, поэтому на них все участники пробуют свои силы. Проблема запасных у нас возникает только на Всеукраинских соревнованиях. Желательно состав команды определять при участии всех участников, и последнее слово остается обычно за руководителями команды. Нельзя дать универсального совета для всех ситуаций, но очевидно, что решающим должен быть индивидуальный подход.

Важен и психологический настрой на выступление. Руководитель команды должен быть тонким психологом, кому-то нужны слова успокоения, другого надо разбудить, у кого-то надо повысить уверенность в собственных силах или, наоборот, побороть самоуверенность. Надо учесть, что для одного ребенка слова «Я на тебя надеюсь» будут крыльями, а для другого станут последней каплей бремени, не позволят показать все, на что ребенок способен.

Анализируйте свое выступление

Если послушать некоторых руководителей команды, то единственная причина их плохого выступления - это предвзятость судей, а их спортсмены и они сами никаких ошибок не допустили. Можно с уверенностью сказать, что это путь в никуда, и результаты выступлений такой команды хуже, чем могли бы быть. Даже если вы неплохо для своего уровня выступили на соревнованиях, ищите вместе с командой свои недостатки, потому что идеальных выступлений не бывает. Проведите анкетирование участников, выясните, как они видят собственное выступление, наверняка вы узнаете много нового и интересного. Таким образом, можно подытожить, что процесс подготовки команды к Всеукраинским соревнованиям длительный, разносторонний, требует упорной самоотверженной работы, но, надеюсь, он вам принесет моральное удовлетворение и радость побед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.