детей и подростков региона АЭС.
Литература
1. Дорожнова К. П. Оценка физического развития, как важ-
нейший раздел контроля за процессами роста и состояния здоровья отдельного ребёнка и коллектива // Гигиена и санитария. - 1996. - № 10. - С. 77-82.
2. Иванов В.И. Исследование вклада генетических и сре-довых факторов в фенотипическое разнообразие основних показателей развития детей на различных этапах постнатального онтогенеза // Генетика. - 1987. - №3.-С.528-539.
3. Кучма В.Г., Суханова Н.Н., Катечкина Н.А., Каретина С.А. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников // Гигиена и санитария. - 1996. - № 1. - С. 27-28.
4. Смоляр В.И. Гигиенические проблемы роста детей и подростков. - К.: Здоров’я, 1985. - 126 с.
5. Лиходід Я.В., Соколова О.В., Лиходід В.С. Децелерація фізичного розвитку школярів // Мат. VII Міжн. науково-практичноі конф. Одеса. 21-23 червня 2001.- С.51-52.
6. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей / Под ред. ГН. Сердюковской, А.Г Сухарева. - М.: Медицина, 1986. - 496 с.
7. Лиходед Я.В., Клопов Р.В., Лиходед В.С., Здоровье детей в регионе АЭС Запорожье, 2006 - 194 с.
Поступила в редакцию 22.05.2007г.
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТОВ В ТЕХНИКЕ И ТАКТИКЕ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Соловых Т.К.
НИИ физической культуры и спорта РБ, лаборатория спортивного туризма, г. Минск
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки составляющим элементам туристской деятельности - спортивному ориентированию, спортивному туризму и туристско-прикладным многоборьям в вузе. Приводится взаимосвязь этих видов спорта. Ключевые слова: наука, спортивный туризм, спортивное ориентирование, туристско-прикладные многоборья, техника, тактика, учебная деятельность. Анотація. Солових Т. К. Наукове забезпечення підготовки туристів у техніці й тактиці спортивного орієнтування. У статті розглядаються питання підготовки складовим елементам туристської діяльності -спортивному орієнтуванню, спортивному туризму й туристсько-прикладним багатоборствам у вузі. Приводиться взаємозв’язок цих видів спорту. Ключові слова: наука, спортивний туризм, спортивне орієнтування, туристсько-прикладні багатоборства, техніка, тактика, навчальна діяльність. Annotation. Solovyh T.K. Scientific maintenance of preparation of tourists in technics and tactics of sports orientation. In article questions of preparation to making elements of tourist activity - to sports orientation, sports tourism and tourist’s applied competitions in high school are considered. The interrelation of these kinds of sports is resulted.
Key words: science, sports tourism, sports orientation, tourist’s applied multiathlon, technics, tactics, educational activity.
Введение.
“Будет понимание того, что необходимо мыслящему человеку на современном этапе, станет потребность в самовыражении, в образовании на протяжении всей жизни осознанной потребностью - будет и прогресс”,- так отзывался об образо-
вании ректор Белорусского государственного университета.
Способность к научной работе формируется у студентов в процессе учебной деятельности. При настойчивости, организованности и целеустремленности каждый студент имеет возможность получить в вузе навыки самостоятельного решения научных задач, приобрести опыт в проведении исследовательской работы.
Туристская деятельность представляет собой сложное, объединяющее в себе много направлений, явление. Спортивный туризм - не исключение. Для его анализа была разработана и опубликована структурно-функциональная модель туристской деятельности [1]. Модель включает в себя как общую структуру туристской деятельности, так и ряд видов спортивной деятельности, в той или иной мере связанных с туризмом. Спортивный туризм и альпинизм, скалолазание и спортивное ориентирование, лыжный спорт и горные лыжи, гребной слалом, велоспорт - виды спортивной деятельности, входящие в общую структуру туристской деятельности как составляющие, являются самостоятельными видами спорта. С другой стороны все эти виды объединены в одном самостоятельном виде спорта - туристско-прикладных многоборьях (ТПМ). Следует сказать, что в ТИМ присутствуют как элементы спортивного ориентирования, так и элементы туризма. Проведем анализ этих двух видов спортивно-туристской деятельности - спортивного ориентирования и ТПМ для оценки степени их включения в соревнования по ТПМ.
Туризм с ориентированием связан напрямик. Спортивное ориентирование (СО) - вид спорта, в котором участники самостоятельно с помощью компаса и спортивной карты за максимально короткое время должны отыскать на дистанции заданное число контрольных пунктов, а в зимних соревнованиях на маркированной трассе - максимально точно отметить на своей карте местоположение контрольных пунктов. Известно [2], что уже в начале XIX века немецкий педагог и просветитель Гутс-Мутс проводил со своими воспитанниками занятия по ориентированию в лесу. В “Книге туриста для сыновей отечества” он описал ряд упражнений по ориентированию. Следовательно, ориентирование на местности (именно так достаточно длительное время рождавшийся в СССР вид спорта назывался) имеет совершенно определенное происхождение - от туризма. Это вполне естественно, так как задачи ориентирования на маршруте являются первыми задачами, которые постоянно должна решать туристская группа. В то же время спортивному ориентированию для своего становления понадобился почти весь XIX век - лишь на его исходе, в мае 1897 года в Норвегии, близ Бергена спортивным обществом “ Турнфе-ренинг” были проведены первые официальные соревнования по ориентированию. На становление этого нового вида спорта, который развивался в начале своего пути исключительно в скандинавских странах, потребовалось еще почти 30 лет.
Работа выполнена по плану НИР НИИ физической культуры и спорта.
Формулирование целей работы.
Цель исследования. Как задать импульс к занятиям наукой? Заинтересовать материально? Большинство гениальных художников создавали свои шедевры, живя в нищете. На вопрос о причине, простой ответ: у них был импульс для творчества. С наукой, как с искусством. Чтобы ею заниматься, нужен импульс для творчества.
Результаты исследований.
В СССР этапы (или дистанции) ориентирования входили в программу туристских слетов с 30-х годов. Это были командные соревнования с контрольным грузом и одной на всю команду картой, представлявшую собой плохую копию крупномасштабной топографической карты. Как самостоятельный вид спорта ориентирование на местности начинает культивироваться в Беларуси с 1964 года (в сентябре 1964 года в районе дер. Б.Стахово на берегу реки Березины были проведены первые республиканские соревнования). С 1968г. в Беларуси начали проводиться соревнования по марафонскому ориентированию “Золотая осень”. В 1970 г. прошел первый чемпионат Беларуси по ориентированию на лыжах, а в 1973 г. в Минске были проведены зимние Всесоюзные соревнования [3]. В то же время в вузах, в том числе и БГО-ИФК, и на факультетах физической культуры пединститутов СО входило лишь в предмет “Туризм”, подготовка тренеров-преподавателей по СО не проводилась. Лишь в 2003 году был организован прием в Белорусский государственный университет физической культуры на специальность “Тренерская работа по спортивному ориентированию” [4].
СО принадлежит к ситуационным видам спорта, характеризующимся нестандартными условиями. Преодолевая дистанцию на пересеченной местности, покрытую различной растительностью, болота, луга, подъемы и спуски разной крутизны в поисках пути спортсмен ежеминутно должен производить нестандартные движения. Современное СО -такой вид спорта, где высокие физические нагрузки сочетаются с напряженной умственной деятельностью. Ориентировщику для преодоления дистанции требуется и много, и мало: владеть техникой передвижения и ориентирования, а это значит - читать хорошо спортивную карту на бегу, уметь быстро передвигаться как по чащобам, так и по болотам и песку, по лесным просекам и тропинкам, уметь тактически грамотно, т.е. без ошибок, оценивая ситуацию и принимая решения, преодолеть заданный постановщиком дистанции маршрут, а зимой уметь все это выполнять в процессе лыжной гонки.
Соревновательная деятельность в СО характеризуется полипараметричностью, основанной на сложном сочетании двигательного, знергетического, технического, эмоционального и мыслительного ком -понентов. Роль технико-тактической подготовки в ориентировании очень велика. Из-за совершаемых технических и тактических ошибок даже ведущие
спортсмены могут терять минуты и десятки минут. Основой техники и тактики в СО является зависимость между интенсивностью бега и качеством и надежностью мыслительной деятельности. Главную задачу в СО составляет правильная оценка обстановки и принятие на ее основе решения, что немаловажно и в туризме. Навыки ориентирования представляют собой автоматизированные элементы сознательной деятельности, включающие активный поиск и переработку информации, мыслительное решение и его двигательное осуществление.
Если говорить о владении туристами элементами СО, то следует сказать об умении и совершенствовании работы с компасом и картой. При первоначальном обучении как одному, так и другому в школьных кружках или в центрах детско-юношеского туризма используются одни и те же приемы. Поскольку ориентирование является важной составной частью соревнований по ТПМ, то многие студенты, обучающиеся ориентированию, имеют опыт участия в этих соревнованиях, а некоторые из них являются перворазрядниками и кандидатами в МС по ТПМ. Пытливые и ищущие студенты видят отличия и похожесть дистанций спортивного ориентирования в соревнованиях по СО и в ТПМ. И как результат интереса - темы курсовых и дипломных работ.
Для спортивного туризма ориентирование является одной из обязательных составных частей технической подготовки. В соревнованиях по ориентированию существуют виды заданного направления и маркированной трассы. В спортивном туристском путешествии также можно выделить как движение в заданном направлении, когда происходит перемещение по маршруту от пункта к пункту, так и движение по маркированной трассе, - это происходит в том случае, если, например, в лыжном путешествии группе повезет выйти на проложенную лыжню или готовый тракт или дорогу. В этом случае группа движется по правильному генеральному направлению, но должна по карте следить за ниткой движения и сверять маршрут с картой. Что касается водного туризма, то “маркированная трасса” - это река, и другого способа ориентирования здесь не может быть. Если в туристской группе присутствует ориентировщик (так называют человека, занимающегося спортивным ориентированием регулярно), то количество проблем и сложностей с определением местонахождения туристской группы существенно уменьшается.
Как отмечено выше, спортивное ориентирование - обязательная часть соревнований по ТПМ. В Беларуси соревнования по ТПМ имеют статус самостоятельного вида: с 1993 года они включены в ЕСК РБ. Если скалолазание стало пробным камнем в переходе альпинизма на путь спортивных соревнований, то о ТПМ можно сказать, что этот вид спорта явился пробным камнем в переходе туризма на путь спортивных соревнований. Соревнования по ТПМ проводятся в технике горно-пешеходного, лыжного, водного и велотуризма. Соревнования заключаются в преодолении дистанций, требующих владения все-
ми компонентами туристской техники - передвижения по различным видам рельефа, обеспечения безопасности, ориентирования, организации туристского бивака, спасательных работ (включая поисковые работы, оказание доврачебной помощи и организацию транспортировки пострадавшего), а также решения комплекса тактических задач. Класс дистанции обуславливается, прежде всего, характером местности (крутизной склонов, характером растительности, ее проходимостью, сложностью ориентирования, скоростью течения рек, их глубиной, наличием естественных и искусственных препятствий и зависит от сложности технико-тактических задач, которые ставятся перед участниками постановщиками дистанций. Участие туристов в подготовительном к походу периоде в соревнованиях по ТПМ, которые требуют от них совершенствования, как в скалолазании, так и в спортивном ориентировании, являющимся неотъемлемой частью ТПМ, способствует росту их технико-тактической и физической подготовки, что обеспечивает грамотное и безаварийное прохождение спортивно-туристского маршрута, т.е. успешное и эффективное совершение спортивного туристского похода. Оппоненты могли бы заявить, что оттачивать мастерство можно и на туристских соревнованиях школьников и пр. Основное отличие соревнований по ТПМ от соревнований по технике видов туризма состоит в том, что эти соревнования получили статус самостоятельного вида спорта, и каждый участник, принимая активное участие в соревнованиях и совершенствуя свои знания, умения и навыки, может подняться по ступенькам мастерства - от юношеского разряда до мастера спорта.
Соревнования по ТПМ в системе классифицирования дистанций подразделяются на 5 групп - от пятой (соревнования новичков) до первой группы [5]. К первой и второй группам относятся международные соревнования, третья - национальные чемпионаты. Соревнования для первых трех групп проводятся на трех дистанциях. К ним относятся: длинная (пешеходнотуристский, лыжнотуристский, велотури-стский и воднотуристский маршруты), короткая (дистанция горно-пешеходной, лыжнотуристской, воднотуристской и велотуристской техники) и дистанция техники поисково-спасательных работ. Это - для команд. Для личного зачета (по сумме двоеборья) соревнования засчитываются по двум дистанциям (длинной и короткой). Три первых группы - это соревнования класса мастеров. Соревнования четвертой группы подразделяются на две подгруппы, характеризующиеся разной сложностью: подгруппа IV “А” - класс высших разрядов, подгруппа IV “Б” - класс массовых разрядов. Соревнования этой группы также проводятся как лично-командные, в форме двоеборья на двух дистанциях - длинной и короткой. Здесь ориентирование включается по всей дистанции, в том числе и как один из этапов соревнований по ТПМ [5]. Зимой, в лыжном ТПМ, и на длинной дистанции водного маршрута, дистанции, как правило, маркированные, в велотуризме и горно-пешеходном - за-
данного направления. (Один-два участка могут быть этапами линейного ориентирования). Соревнования пятой группы (класс новичков) проводятся на одной дистанции, отдельные этапы которой проходятся командой, а некоторые - лично. Здесь небольшой этап ориентирования может быть в заданном направлении, или по выбору, или в качестве азимутального ориентирования.
В Правилах соревнований по ТПМ зафиксировано, что “длинные дистанции и дистанции техники поисково-спасательных работ обязательно включают этапы ориентирования”. Это имеет место не только в соревнованиях горно-пешеходных и лыжных многоборий, но и в велотуристских и воднотуристских многоборьях. Длинные дистанции пешеходнотуристского и лыжнотуристского маршрутов имеют протяженность от 5-8 км (дистанции IV класса сложности) до 10-12 км (дистанции ЫП класса сложности). Все эти дистанции включают этапы ориентирования. Этапы планируются и маркируются в соответствии с методикой подготовки дистанций спортивного ориентирования - заданного направления летнего и зимнего ориентирования, маркированной трассы зимой. В пятой группе (соревнования класса “новичков”) применяется азимутальное ориентирование и маркированная дистанция как обучающие виды спортивного ориентирования. Надо заметить, что все компоненты туристской техники -передвижения, обеспечения безопасности, ориентирования, туристского бивака и поисково-спасательных работ включаются в дистанции независимо от вида туризма. После введения в 1998 году новых правил по ТПМ этапы ориентирования включаются в равной мере и в дистанции командных соревнований, и в дистанции личных соревнований. Как видим, спортивное ориентирование тесно вошло в ТПМ и в туризм по параметрам: картографическая подготовка, круглогодичные тренировки на открытом воздухе - кроссовый бег с картой, лыжные гонки.
Создание системы вузовской подготовки профессиональных кадров в туризме и СО - явление новое для Беларуси. Это и новые проблемы, поскольку научный потенциал, обеспечивающий туризм и СО крайне низок. Количество же нерешенных исследовательских задач огромно. Эти задачи разнообразны. Предметом научного исследования могут быть вопросы организации и планирования учебно-воспитательной работы, обучения и воспитания, формирование личности спортсмена, основы спортивной тренировки, планирование, задачи, содержание, техника, тактика, развитие качеств, навыков, и т.д. Перечисленные вопросы можно сформулировать как “Научно-методическое обеспечение системы спортивного ориентирования”. Под научно-методическим обеспечением следует понимать, по крайней мере, шесть важнейших направлений такого обеспечения: теоретическое, программно-нормативное, учебно-методическое, материально-техническое, информационное, и организационно- методическое. Перечисленные проблемы нужно решать. Студенты
могли бы заполнить существующую нишу, составляя ряды исследователей.
Если у студента есть запас знаний и потребность в самовыражении, ему необходимо знать тот путь, который надо пройти, чтобы оформить доходчиво мысль. Организационной базой для формирования знаний и навыков научно-методической деятельности служат учебно-методическая работа студентов (УИР) и научно-исследовательская работа (НИР). УИР осуществляется в процессе освоения всех дисциплин учебного плана с научным обоснованием содержания и проблем, которые возникают в науке применительно к тем или иным разделам и темам, с выполнением студентами заданий методического характера, ознакомлением с методическими и исследовательскими работами, методами исследований. НИР предполагает освоение научного исследования в области СО и туризма, выполнение самостоятельно научно-исследовательских работ, выступление на конференциях, написание курсовой или дипломной работы.
Способность к научной работе формируется у студентов в процессе учебы. Целеустремленный и заинтересованный в научной работе студент имеет возможность получить в вузе навыки самостоятельного решения научных задач и приобрести опыт в проведении исследовательской работы по избранной специальности. Студент, серьезно занимающийся научно-исследовательской работой, не только осваивает методику и технологию такого вида деятельности. Он учится одному из наиболее существенных моментов научной работы - формулированию исследовательских задач. Уже при подготовке курсовой работы, тему которой студент выбирает сам или выбирает из тем, предложенных преподавателем, начинается работа с литературой. Когда происходит работа над подготовкой темы, чтение литературы идет целенаправленно. Как правило, результатам работы предпосылается литературный обзор. Работа трудоемкая. Использование методов наукометрического анализа, методов основательно разработанных, делает “просто библиографический обзор” важной и полезной частью научной работы.
Выводы.
Пытливость, интерес, любознательность являются, как упоминалось выше, источником импульса для творчества и науки.
И еще о творчестве, поскольку для ориентирования этот аспект чрезвычайно важен. Каждый раз в СО при прохождении дистанции спортсмену приходится самостоятельно решать задачи творческого характера. В результате формирование самостоятельности, развитие творческих способностей становится основополагающей задачей. Это касается, прежде всего, вопросов техники и тактики СО. И не только вопросов технико-тактической подготовки.
Еще нужны знания. Знания того, чем занимаешься. Чем больше знаешь, тем больше вопросов. Когда появляется потребность в самовыражении? Когда есть, что выражать. Если человек читает и ра-
ботает “от” и “до”, то ждать самовыражения не стоит. Значит, работать и работать. Чем больше работы, тем больше вопросов. Решенных кем-то или нерешенных никем. Здесь и темы для курсовых работ и для НИР.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем научного обеспечения подготовки туристов в технике и тактике спортивного ориентирования.
Литература
1. Ганопольский В.И. Анализ структурно-функциональной модели туризма и содержания подсистемы спортивно-туристской деятельности // Мир спорта. - Мн., 2006. - №1 - С.57-66.
2. Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. - М. , 1973. - С. 17-18.
3. Роговский В.Ф., Соловых Т.К. Спортивное ориентирование // Спортивная энциклопедия Беларуси. - Минск: БелЭн, 2005. - С.317- 318.
4. Соловых Т.К. Спортивное ориентирование - новая специализация на факультете массовых видов спорта // Ученые записки. - Мн. 2004. Вып. 8. - С. 258-262.
5. Ганопольский В.И. Туристско-прикладные многоборья в Республике Беларусь, Украине и России // Краеведение и туризм: образование, воспитание, стиль жизни: Материалы III Междунар. научно-практической .конф. (14-16 ноября 2002 г.). - Херсон, 2002. С. 18-23.
Поступила в редакцию 21.05.2007г.
ФОРМУВАННЯ МОТИВАЦІЇ ДО УСПІШНОЇ ПРОФЕСІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ МАЙБУТНІХ ФАХІВЦІВ ІЗ ФІЗИЧНОЇ РЕАБІЛІТАЦІЇ
Сущенко Л. П.
Національний педагогічний університет імені М.П. Драгоманова
Анотація. У статті подаються результати тестування майбутніх фахівців із фізичної реабілітації за модифікованим тестом “Мотивація до успіху” Т.Елерса. Необхідно значну увагу приділяти питанням формування мотивації на успішну майбутню професійну діяльність. Фахівці повинні мати арсенал різноманітних професійних і особистих якостей. Вони повинні задовольняти потреби суспільства, адаптуватися до змінних соціально-економічних реальностей, користуватися попитом, бути конкурентоспроможним на ринку праці.
Ключові слова: мотивація до успіху, майбутній фахівець, фізична реабілітація.
Аннотация. Сущенко Л.П. Формирование мотивации к успешной профессиональной деятельности будущих специалистов по физической реабилитации. В статье подаются результаты тестирования будущих специалистов по физической реабилитации по модифицированному тесту “Мотивация к успеху” Т.Е-лерса. Необходимо значительное внимание уделять вопросам формирования мотивации на успешную будущую профессиональную деятельность. Специалисты должны иметь арсенал разнообразных профессиональных и личных качеств. Они должны удовлетворять потребности общества, адаптироваться к изменению социально-экономических условий, пользоваться спросом, быть конкурентоспособным на рынке работы.
Ключевые слова: мотивация к успеху, будущий специалист, физическая реабилитация.
Annotation. Sushchenko L. Forming of motivation to successful professional activity of future specialists from the physical rehabilitation. The results of testing of