краеведческих объединений, говорим ли мы о снаряжении, организации туристского быта или технике передвижения и преодоления препятствий. Правильное выполнение всех приемов и выполнение всех рекомендаций значительно снижают возможность возникновения аварийных и экстремальных ситуаций.
УДК 379.852; 379.857; 614.8.084
Д. В. Левкоева
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТУРИСТОВ К БЕЗАВАРИЙНЫМ ВОДНЫМ ПОХОДАМ I-IV КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ТУРИСТСКОГО КЛУБА «ФОРПОСТ»
Представлен опыт работы педагогов дополнительного образования детского туристского клуба «Форпост» ГБОУ ДО «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма» по подготовке туристов-водников к безаварийным путешествиям. Показано, что личность руководителя походной группы и его авторитет имеют первостепенное значение для обеспечения безопасности в походных условиях, особенно в детских группах. Раскрыт шестигодичный цикл обучения по программе «Юные организаторы-инструкторы по туризму», позволяющий планомерно и постепенно приобретать и закреплять навыки, необходимые для спортивно-туристских достижений, организации и проведения безаварийных путешествий по пешему, водному, горному и лыжному туризму и успешного выступления в соревнованиях по туризму различного уровня. Приведен свод правил юного туриста, который обязателен для соблюдения в водном походе.
The experience of the teachers of the additional education of the children's tourist club "Forpost" GBOU DO "Moscow Children and Youth Center for Ecology, Local History and Tourism" is presented to train tourists-vodnikov for accident-free travel. It is shown that the identity of the leader of the marching group and its authority are of paramount importance for ensuring safety in marching conditions, especially in children's groups. The six-year cycle of training under the program "Young organizers - instructors on tourism" is opened, allowing gradually and gradually to acquire and consolidate the skills necessary for sports and tourist achievements, organizing and carrying out accident-free travels on foot, water, mountain and ski tourism, and successful performance In competitions on tourism of various levels. A set of rules for a young tourist, which is mandatory for observance in a water cruise, is given.
Ключевые слова: водный туризм, водный поход, туристские путешествия, детско-юношеский туризм, юный турист, категория сложности маршрута, безаварийные путешествия, руководитель походной группы, личностные качества, свод правил юного туриста.
Keywords: water tourism, water trekking, tourist trips, children and youth tourism, young tourist, difficulty level of the route, accident-free travel, the leader of the marching group, personal qualities, the code of the rules of the young tourist.
В настоящее время в сфере детско-юношеского туризма происходит много изменений. Основные из них касаются обеспечения безопасности при проведении различных оздоровительных мероприятий, в которые входят выездные лагеря, учебно-тренировочные сборы, туристские походы и др. По поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина разрабатываются профессиональные стандарты в сфере организации отдыха и оздоровления детей, которые должны быть представлены уже в апреле следующего года.
На сегодняшний день все туристские путешествия в детско-юношеском туризме в целом и водные походы в частности регламентируются «Методическими рекомендациями по организации и проведению туристских походов с обучающимися» (Москва, 2015 г.) и «Регламентом по спортивному туризму. Туристско-спортивные мероприятия, связанные с прохождением туристских маршрутов» (Утвержден Росспортом 28 марта 2008 г. и согласован с МЧС России 21 марта 2008 г.). Вероятно, данные документы не полностью регулируют деятельность в детско-юношеском туризме, так как ещё случаются трагедии с массовой гибелью детей. В связи с этим В. В. Путин утвердил перечень поручений по вопросам организации отдыха и оздоровления детей (6 июля 2016 г.). Часть из этих поручений не касается государственных учреждений, так как их деятельность в данном направлении лицензирована и имеет статус государственных работ, часть поручений в государственных образовательных учреждениях исполняется уже давно - информирование местных органов МЧС, страховка детей на период отдыха.
В данной статье мы бы хотели представить опыт нашей работы по подготовке туристов-водников к безаварийным путешествиям. Мы - педагоги дополнительного образования ГБОУ ДО «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма». И естественно, наша работа включает оформление всех бумаг к выезду (приказ, мед. допуски, страховки, информирование МЧС), а также непосредственную подготовку детей, которая начинается за несколько месяцев или даже за год до того большого путешествия, к которому нужно подготовить все бумаги.
Для того, чтобы группа прошла маршрут безаварийно, к нему нужно готовиться. И прежде всего готовиться руководителю. Все требования к руководителю прописаны в вышеуказанных инструкциях. Но этого недостаточно! Помимо указанных требований (возраст, опыт) важно иметь определенные качества личности (настойчивый, предусмотрительный, решительный, стрессоустойчивый и т. д.) и определенный тип высшей нервной деятельности (сильный, уравновешенный, подвижный). Есть люди, которые в сложной ситуации впадают в ступор. Это недопустимо при руководстве детской группой!
Личность руководителя и его авторитет имеют первостепенное значение в походных условиях, особенно в детских группах. В некоторых ситуациях требуется беспрекословное подчинение и слаженное взаимодействие всех участников туристской группы.
В отличие от пешеходного или лыжного туризма водный туризм -технически более сложный вид. Даже в самом простом походе турист должен уметь собрать (или построить), а в случае необходимости и отремонтировать судно, правильно упаковать, разместить и защитить от воды продукты, бивачное и личное снаряжение. Он должен уметь садиться и сходить с судна, правильно грести и управлять им, подходить к берегу и отваливать от него. Турист-водник должен хорошо знать препятствия, встречающиеся на реке, и уметь легко различить их, знать способы преодоления этих препятствий и уметь ими пользоваться.
Работа по подготовке к путешествию ведется на базе детского туристского клуба «Форпост» по программе «Юные организаторы-инструкторы по туризму». Туристский клуб существует более 30 лет, основной специализацией клуба является водный туризм, хотя в течение года воспитанники совершают и пешие, и лыжные, и парусные выходы.
Обучающая программа рассчитана на 6 лет, имеет туристско-краеведческую направленность. Уже с первого года обучения воспитанники на практике получают представления о разных видах туризма. А шестигодичный цикл обучения позволяет планомерно и постепенно приобретать и закреплять навыки, необходимые для спортивно-туристских достижений: организации и проведения безаварийных путешествий максимально допустимой категории сложности по пешему, водному, горному и лыжному туризму, а также для успешного выступления в соревнованиях и туристскому многоборью различного уровня.
Подготовка к водному путешествию и к его безаварийному прохождению начинается с самого первого занятия, когда ребёнок первый раз приходит в секцию, в клуб, в кружок. Программа занятий включает в себя теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях происходит знакомство с картой, компасом, топографическими знаками, обучение ориентированию по топографической карте, оказанию доврачебной помощи. Практические занятия направлены на формирование навыков, необходимых для жизни в лесу, в походных условиях: приготовление пищи на костре, пилка дров, сборка судов, ремонт снаряжения и многое другое.
Программа годового курса разработана так, что в течение всего года, постепенно, от простого к сложному, обучающийся получает все знания, умения и навыки, которые ему могут понадобиться во время путешествия.
Отдельной темой звучит в программе обучения обеспечение безопасности.
Водный туризм потенциально опасен, так как ареной деятельности туриста является водоем. Даже в самых простых походах возможны аварии судов, приводящие к попаданию туристов в воду с воздействием на них опасных факторов переохлаждения, ударов о различные предметы в воде, сбоя дыхания. При этом могут быть повреждены или утрачены суда, продовольствие и снаряжение. Поэтому турист-водник должен знать и уметь применять способы самостраховки, взаимной страховки и оказывать первую помощь. Все
эти знания накапливаются на занятиях, проверяются в соревновательных условиях и закрепляются в походах.
Чрезвычайные ситуации на воде требуют специальной подготовки, причем психической подготовке уделяют внимание не менее чем спортивной тренировке мышц. Особенную роль играет способность не растеряться в сложившейся ситуации. Важно не поддаваясь панике, суметь выплыть на берег, используя любую возможность для спасения себя и своего плавательного средства.
Вся программа работы с детьми первого года обучения направленна на то, чтобы к летним месяцам воспитанники могли выйти в водный поход I к. с.
Для этого каждую неделю проводятся 2-часовые аудиторные теоретические занятия и 4-часовые практические занятия (могут быть аудиторные или внеаудиторные). Два раза в месяц проходят тренировочные занятия на местности (ориентирование в лесу, поиск и заготовка дров, ремонт снаряжения в полевых условиях, приготовление пищи). Так как наш клуб специализируется на водном туризме, в программу обучения включены занятия в бассейне.
Как же происходит специальная подготовка туриста-водника?
Во-первых, каждый воспитанник должен уметь плавать. В нашей практике были дети, которые приходили без навыков плавания. К концу года все из них спокойно и уверенно проплывали 50-метровый бассейн. В большинстве своем к 12 годам каждый ребенок плавает и не боится воды.
На первом году обучения на тренировках в бассейне ребята изучают основы гребли: гребки перемещения, управления, прямые и обратные гребки. Прежде чем приступить к изучению основ гребли, ребенок должен сам перевернуть свой каяк вверх килем. Это нужно для того, чтобы не было паники при реальном перевороте и чтобы отработать технику покидания судна, не застряв в нём. Это происходит не один и не два раза, а пока все действия не будут доведены до автоматизма. Проводится и тренинг на задержку дыхания -это ещё одно упражнение, направленное на то, чтобы придать уверенность в собственных силах и доказать, что воздуха под водой может хватить на продолжительное время (от 40 сек при нетренированных лёгких). Ближе к концу учебного года часть из ребят может освоить эскимосский переворот. В бассейне отрабатываются навыки самостраховки судов (каяк, байдарка, кат-2).
На втором году обучения в программу включено больше упражнений по самосплаву, страховке и самостраховке судов. Преимущественно они отрабатываются на сборах и непосредственно в походных условиях.
Для закрепления навыков, полученных в бассейне на ровной воде, группа два раза в год выезжает на учебно-тренировочные сборы в Республику Адыгея. Час занятий греблей на бурной реке заменяет 4 занятия в бассейне. Очень удобно тренировать спасательные работы в условиях, приближенных к реальным. И когда чрезвычайная ситуация случается в походных условиях, участники похода знают, что и как нужно сделать.
Ещё одна проверка всех знаний и умений, полученных на теоретических и практических занятиях, происходит на соревнованиях Первенства по туризму. Именно здесь, практически в походных условиях, у руководителя группы и членов маршрутно-квалификационной комиссии есть возможность реально оценить возможности группы в целом и её способность пройти заявленный маршрут. До похода есть время доработать то, что не получается, заполнить пробел в знаниях, подобрать нужное снаряжение.
На учебно-тренировочных сборах и в многодневных выездных мероприятиях существует такое правило: сел на судно без спасжилета - 3 дня без воды, если ещё раз повторилось - неделя без воды, на третий раз - до конца мероприятия. Обычно одного раза наказания для ребенка достаточно и второго раза не бывает. Посидев на берегу три дня, совершенно не хочется оставаться там дополнительное время и пропускать слаломные тренировки, парусные регаты и водные лыжи.
Подготовка к походу осуществляется не только руководителем, но и всеми членами группы. Совместно выбирается маршрут. Разрабатываются способы заброски и выброски с маршрута. Изучаются аварийные выходы. Подбираются карты, схемы и фотографии, иллюстрирующие препятствия, характер реки, береговую линию. Просчитывается график движения, места ночевок и днёвок.
Помимо того, что каждый ребенок готовит своё личное снаряжение к водному путешествию, происходит и подготовка судов. За каждым экипажем закрепляется определенное судно (байдарка, кат-2, кат-4 или каяк), и совместными усилиями всего экипажа это судно приводится в порядок (проверяется комплектность, ремонтируются повреждения).
Во время предпоходной подготовки каждый ребенок получает и походную должность - завхоз, начпрод, ответственный за ОПД, фотограф, реммастер и др. Так как это всё-таки большая ответственность для одного ребенка, то каждую обязанность первые 2-3 раза ребята выполняют вдвоем. Таким образом, подготовка к походу ложится не только на плечи руководителя группы. От каждого участника зависит, как пройдет поход, каким он будет и чем запомнится.
Для воспитанников поход - это скорее романтика жизни в лесу: когда за тобой не следят постоянно родители, когда ты находишься в группе единомышленников, любуешься природой, можешь показать себя с лучшей стороны. Это время, когда ребенок - такой же взрослый, как и руководитель похода, которому доверяют и с которым советуются.
Воспитанники, прошедшие полный цикл обучения по программе, совершают поход к. с. Это значит, что квалификации этих ребят
достаточно для того, что пройти сложную реку не только в безаварийном варианте, но порой помочь взрослым группам на маршруте, не рассчитавшим свои силы и неправильно подобравшим снаряжение к походу (в 2000 г. детская
37
группа турклуба помогала выброситься с маршрута IV к. с. по р. Ока Саянская взрослой команде, у которой на одном из порогов кильнулась байдарка и уплыли вещи. Детский экипаж осуществил спасательные работы и вытащил на берег двух человек. Далее байдарки взрослой команды были собраны и транспортировка людей осуществлялась на судах детского турклуба).
Помимо основных средств обеспечения безопасности на воде мы используем дополнительные. К ним относится такое техническое средство, как БРОТ-трекер. Что он может? SPOT-трекер обеспечивает для группы возможность послать через спутник сигнал о местонахождении группы на маршруте с просьбой о помощи. Одно из достоинств этого прибора заключается в том, что он позволяет определять местонахождение вне зоны сотового покрытия. Для выпускающей организации, МКК и родителей - это возможность контроля местонахождения группы в реальном времени на карте с указанием координат. Да, этот прибор не телефон и не может обеспечить двусторонней связи с группой, но он объективно является самым надежным способом контроля за местонахождением и состоянием группы. Этот прибор имеет малую энергоёмкость (комплекта батареек хватает на 3 месяца постоянной работы), он отлично защищён от воздействия внешних факторов -это те условия, при которых этот прибор должен быть обязательным снаряжением в каждой туристской группе. В нашей работе он используется уже в течение 8 лет.
В последние два-три года выпускающая организация снабжает туристские группы, которые идут в походы по отдаленным маршрутам, в зоны, где нет сотового покрытия, спутниковыми телефонами для экстренной связи со службой спасения. Помимо этого руководитель группы должен поставить в известность руководство учреждения и МКК о том, что группа вышла на маршрут и группа маршрут окончила в сроки, обозначенные в маршрутной книжке.
В заключение приведем свод правил, который обязателен в водном походе.
Правила безопасности в водном походе
1. Соблюдение свода правил, гарантирующих защищенность на воде, является главным требованием к каждому участнику сплава. Каждый участник водного похода должен иметь спасжилет, каску и специальную сплавную обувь.
2. Оперативно реагировать на распоряжения руководителя.
3. Проверить надежность и исправность снаряжения перед выходом.
4. Упаковка топоров, пил и других колюще-режущих предметов в специальные чехлы.
5. Снаряжение пакуется в герметичные мешки и привязывается к лодке.
6. Посадка в лодку и высадка из нее происходит четко по инструкции руководителя.
7. Между плавсредствами должен быть соблюден интервал.
8. Необходимо следить за сигналами лодки, которая идет впереди. Об опасности и препятствиях сигнализировать идущему сзади экипажу.
9. В плавсредстве обязательно должны находиться укомплектованная аптечка и ремонтный набор, с помощью которого обеспечивается защита лодки от потопления - клей, изолента, резина, лейкопластырь, ножницы, иголка с нитками и др.
Занятия туризмом - это проверка своих сил и возможностей, борьба со своими страхами, взаимопомощь и взаимовыручка. Мы стараемся научить наших воспитанников предусмотреть все возможные варианты развития событий и в любом случае найти выход даже из непростой ситуации. Все начинается с безопасности в помещении, на дороге, в бассейне, на открытой воде. А заканчивается в мире взрослых людей. Правила безопасности одинаковы для всех и все «Лётные инструкции» написаны кровью. Давайте сами соблюдать простые правила, и мир хоть на чуть-чуть, но станет безопаснее для нас и наших детей.
УДК 379.852; 614.8.08; 37.043; 376.66
А. М. Никифоренкова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной работе раскрывается понятие «культура безопасности жизнедеятельности» и актуальность ее формирования в образовательных организациях с помощью вовлечения обучающихся в детско-юношеский туризм и спортивно-оздоровительную деятельность. Определен позитивный эффект практико-ориентированной работы с обучающимися различных возрастных категорий. Дается обобщенная информация по проблематике.
This article is talking about culture of life safety and the relevance of its formation in educational institutions by means of involving students in youth tourism, sports and recreational activities. Determined the positive effect of practice-oriented work with students of different age groups. It provides information on generic issues of the article.
Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, безопасность жизнедеятельности, детско-юношеский туризм, образовательные организации, федеральный государственный образовательный стандарт.
Keywords: culture of life safety, life safety, youth tourism, educational organizations, Federal state educational standard.
Безопасность - это обеспечение сохранности от угроз для жизни и здоровья человека. В настоящее время проблема безопасности является одной из приоритетных из-за возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, связанных с природными, техногенными и социальными катастрофами. Вопрос