Научная статья на тему 'Использование традиций как мотивации сохранения контингента в объединениях дополнительного образования'

Использование традиций как мотивации сохранения контингента в объединениях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ВОДНЫЙ ТУРИЗМ / СОХРАНЕНИЕ КОНТИНГЕНТА / ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ / УКРЕПЛЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ / TRADITIONS / WATER TOURISM / CONTINGENT PRESERVATION / CHILDREN'S INTEREST / STRENGTHENING OF CHILDREN'S COLLECTIVE / CHILDREN'S TOURISM / CHILDREN'S COMMUNICABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинкович Михаил Лазаревич

Сохранение контингента воспитанников в объединениях дополнительного образования одна из наиважнейших задач, стоящих перед педагогом. Мотивирующими помощниками в этом непростом деле могут быть традиции, созданные как руководителем, так и самими учащимися. Автор предлагает несколько утвердившихся традиций в объединениях туристов-водников, которые мотивируют детей не оставлять занятия туризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малинкович Михаил Лазаревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование традиций как мотивации сохранения контингента в объединениях дополнительного образования»

всемерно повышать содержательную, эмоционально-эстетическую, познавательную насыщенность патриотического воспитания школьников на основе исторического краеведения, используя разнообразные условия, пути, инновационные формы и методы психологического воздействия средствами поисковой и исследовательской деятельности.

Мы стараемся прилагать все усилия к тому, чтобы в результате краеведческой, гражданско-патриотической деятельности патриотические взгляды и убеждения стали нормой, основным принципом поведения учащихся в повседневной жизни.

УДК 37.012; 374.1; 379.857; 351.858; 371.233.3

М. Л. Малинкович

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ КАК МОТИВАЦИИ СОХРАНЕНИЯ КОНТИНГЕНТА В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сохранение контингента воспитанников в объединениях дополнительного образования - одна из наиважнейших задач, стоящих перед педагогом. Мотивирующими помощниками в этом непростом деле могут быть традиции, созданные как руководителем, так и самими учащимися. Автор предлагает несколько утвердившихся традиций в объединениях туристов-водников, которые мотивируют детей не оставлять занятия туризмом.

Preservation of a contingent of pupils in classes of additional education is one of the most important tasks facing the teacher. The motivating helpers in this difficult business can be the traditions created by the leader, and by the pupils themselves. The author offers several established traditions in groups of water tourists, which motivate children not to leave employment in tourism.

Ключевые слова: традиции, водный туризм, сохранение контингента, интерес детей, укрепление детского коллектива, детский туризм, коммуникативность детей.

Keywords: Traditions, water tourism, contingent preservation, children's interest, strengthening of children's collective, children's tourism, children's commu-nicability.

В процессе обучения в объединениях дополнительного образования туристского направления многие учащиеся быстро теряют интерес к занятиям и перестают их посещать.

Сохранение контингента воспитанников в объединениях дополнительного образования - одна из наиважнейших задач, стоящих перед педагогом. Мотивирующими помощниками в этом непростом деле могут быть традиции, созданные как руководителем, так и самими учащимися.

Начиная заниматься туризмом, ученики полагают, что на каждом занятии они будут ходить в поход и ночевать в палатках. На самом деле 90% обучения состоит в подготовке к походу, а сам поход является учебно-тренировочным.

Изучение теоретических основ туристской деятельности порою бывает нудным и утомительным. Например: оказание доврачебной помощи, составление и расчёт раскладки питания, изучение гидродинамики речного потока. Даже обилие наглядных дополнений не снижает утомления ученика от объёма конспектируемого материала.

Интерес теряется, возникает желание пропускать занятия, и, как правило, впоследствии прекращается их посещение.

Одним из способов «удержания» детей в группе является создание дружного коллектива со своими традициями. Знания на занятиях даются тяжело, а вот пребывание в весёлой и дружной компании всегда приятно. Положительно влияют на сплочённость детского коллектива традиции и ритуалы, созданные самими ребятами [1]. Участвуя в подготовке и проведении подобных мероприятий, дети развивают творческие и коммуникативные навыки. Поддерживая традиции, укрепляют дружеские связи между собой.

Цели таких мероприятий:

• Формировать у учащихся интерес к учению.

• Оказывать на детей эмоциональное воздействие.

• Формировать более прочные связи в коллективе.

• Вызвать интерес к познавательному общению, к занятиям.

• Удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной сфер.

Все подобные мероприятия носят организационный метод обучения. Они эмоционально стимулируют и мотивируют учащегося - создают ситуации нравственного переживания и занимательности, способствуют анализу жизненных ситуаций.

В приведённых ниже традициях используются следующие принципы обучения:

• Принцип воспитывающего обучения.

• Принцип связи обучения с практикой.

• Принцип доступности.

• Принцип сознательности и активности.

Введение традиции можно отнести к рефлективному методу обучения, где «уместны методы мотивации и стимулирования, содержащие стимулирование ответственности, чувства долга, закрепление чувства успешности, разъяснение личной и общественной значимости получаемых ЗУН, а также методы контроля и коррекции, такие как само- и взаимооценка, экспертный контроль и коррекция» [2].

Создание шуточных, с глубоким смыслом, традиций и ритуалов делает группу коммуникативной. Сплочённый коллектив сам по себе является удерживающим фактором и способствует развитию гармоничной личности.

В туристской группе должна быть всегда демократическая атмосфера, несмотря на решающее слово руководителя. Такое возможно путем использования в управлении профессиональных менеджерских подходов, утверждение лидеров и коллективом и руководителем на основании тестирования, развития самоуправления [3].

«...Влияние - это власть как должности, так и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы этому лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих» [4].

Ниже перечислены традиции, зародившиеся в объединениях (флотилии) туристов-водников ДЮЦ «Турист» г. п. Мытищи. Все они обсуждались детьми перед внедрением их в жизнь.

Создание команды, со своим названием, флагом, выбор шкипера.

Ежегодно в объединения туристов-водников набираются новые воспитанники. Как правило, это учащиеся 5-6-х классов. Из них принято создавать команды, которые впоследствии проходят курс обучения. У каждой команды должно быть название. Тут очень хорошо действует правило: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт.». В спортивных командах и клубах названия символизируют героические и призывающие к победе названия. В наших

туристских группах названия обязательно должны быть связаны с природой и символизировать дружбу и доброту. Как правило, дети сами придумывают его. Задача руководителя направлять детские предложения по правильному пути. Вот несколько названий наших команд: Пятачки, Листики, Шишки, Бабочки, Мураши, Бельчата, Бобры. Каждое из них имеет отношение к красоте природы, к единству коллектива и содержит немножко юмора.

Флаг создаётся руками детей. Рисунок несложный, но обязательно включающий вёсла, название команды и города (Мытищи). Флаг берут в походы и поднимают на бивуаках, команда держит его на всех построениях, под флагом происходит посвящение в туристы, возведение в новый ранг.

Как и у всякой команды, в ней есть лидеры, мы их называем «шкиперами». По-старинному. «Шкипер» - в переводе с голландского - «капитан». Использовалось в России до 1902 г. Название «капитан» для лидера команды приводит к путанице, так как командир и на катамаране, и на байдарке - тоже капитан.

Выбрать лидера команды - дело нелёгкое. Для этого используются тесты на сообразительность и коммуникативность. Наблюдая, как дети выполняют упражнения, можно сразу увидеть того члена команды, которого можно «поставить на правый фланг». Шкипера команды приводят к присяге перед строем всех команд.

Вся эта атрибутика объединяет воспитанников в единый коллектив. С большой гордостью они стоят в строю на туристских слётах, показывая всем свой флаг и своё единство, особенно если другие команды этого не имеют.

Посвящение в туристы

Традиция «Посвящения в туристы» придумана давно другими туристами. В наших группах мы посвящаем ребят в последний день большого водного похода, когда позади остались трудности пути, испытания, невзгоды, победы и вечера у костра. Дети произносят присягу, встав на одно колено с веслом в руках перед строем. Адмирал после присяги прикасается к плечу веслом, взяв его из рук новоявленного туриста, как в ритуальном посвящении в рыцари.

После ритуала им объявляют, что ритуал - это лишь финал, на самом деле настоящим посвящением был поход, который они прошли.

Эта традиция поднимает сознание ребят на новый уровень. Меняется взгляд на трудности и подготовку к походу. Они с большим усердием постигают туристские науки.

Табель о рангах

С увеличением количества учеников, которые, благодаря силе традиций и романтики, привязанности друг другу и желанию путешествовать, не покидают группу даже после окончания школы, появилась потребность введения ступеней различия на основании туристского опыта. Для того, чтобы «новичок» слушал советы и выполнял команды более опытного туриста, он должен понимать, на каком уровне туристских знаний он находится по отношению к другим.

Как и в морском флоте, у нас существуют звания матросов, мичманов, капитанов и адмиралов. Капитаны наделены не только почётными правами и регалиями. У них есть ещё и круг обязанностей. Например, подготовка снаряжения к походу; профилактика его после похода; курирование новых туристов в своём экипаже; организация слаженных действий во время дежурства и преодоления препятствий.

Мичманы являются первыми помощниками капитанов. Все учащиеся объединений должны уважать и слушаться капитанов. Руководитель группы должен приложить немало усилий для этого.

В «Табеле о рангах» прописываются основные права и обязанности, а также нормативы получения очередного ранга. Каждый может ознакомиться с ними и решить, стоит или нет повышать квалификацию. Выполнив очередной норматив и повысив ранг, ученик самоутверждается и ещё больше начинает осознавать, как тяжело зарабатывается авторитет. С ещё большим уважением относится к более «высоким чинам».

Из похода с новой песней

В каждом походе ребята сочиняют песню на мотив какой-нибудь популярной песни. Во вновь созданной песне описываются курьёзные события похода и обязательно упоминается имя каждого участника. Эту песню непременно поют у костра в следующих походах, вспоминая разные события путешествия.

Пожелание от каждого

Умелая организация праздников и дней рождения воспитывает у ребёнка умение веселиться. Праздник - это не только «набитый желудок» под розыгрыши приглашённого аниматора. Совре-

менные дети не умеют веселиться, говорить оригинальные пожелания от сердца, от души.

Традиция «Скажи своё пожелание» сближает и приучает детей к общению. Пожелание произносится каждым по кругу. Он состоит из двух-трёх слов, но весомых.

Дежурный экипаж - группа туристов, живущих в одной палатке и идущих на одном катамаране или двух байдарках и отвечающих за приготовление пищи в данный день. Как показала практика, в туристских группах численностью более 16 человек дежурить в походе должны по четыре человека.

Есть несколько традиционных правил, связанных с дежурными.

Капитаны «драят» каны, а матросы моют всю посуду

Часто в походах, наблюдая за юными туристами других групп, отмывающими каны, задаю им вопрос - почему именно он или она это делают? В 90% случаях отмывка кана является наказанием за какой-то проступок. Провинившиеся дети трут до блеска костровую посуду с ненавистью. Правильно это или нет, пусть разбираются психологи. В наших походных группах это святая обязанность, хотя и не очень приятная - кан моется с чувством достоинства.

В каждом экипаже есть капитан - более опытный турист, руководящий экипажем и управляющий судном. Именно ему поручается во время дежурства отмыть кан от остатков пищи. Как правило, это делается сразу после того, как блюдо было разложено по мискам. Это связано с опытом туриста и безопасностью: умение стоять (сидеть на корточках) на кромке берега, мыть посуду в природных условиях. Сразу после помывки кана в него набирается вода и ставится на огонь для технических нужд (мытьё мисок).

Матрос экипажа моет за капитаном его посуду. Множество случаев, связанных с падением неопытных юных туристов в воду со скользкого и крутого берега, заставили задуматься над правилами безопасности.

Поэтому для мытья посуды используется техническая (подогретая) вода, о которой написано подробно ниже. Кан с тёплой водой ставится недалеко от берега на безопасном месте. Это позволяет не только отмыть миски от жира, но и обезопасить неопытных туристов. Если один человек моет две миски, а не одну - у кана с горячей водой будет толпиться меньше туристов.

Главная цель данного правила - помочь капитану и ускорить процесс сборов экипажа. Пока матрос моет посуду, капитан укладывает распакованные продукты, подкачивает баллоны, проводит ремонтную профилактику судна (иногда заклеивает дыры). Как правило, серьёзные проблемы решаются совместно с другими капитанами. Значительно экономится время.

В последний день похода капитаны тянут жребий - кому выпадет удача отмыть кан полностью от сажи. Это воспринимается с юмором и разыгрывается как можно веселее. Кстати, руководитель группы (адмирал) также принимает участие в жеребьёвке, что вызывает уважение у других.

Возведённое в степень привилегированных традиций действие уже не считается унизительным. Даже некомпетентный в туризме человек поймёт, что данные традиции больше связаны с техникой безопасности, нежели с укреплением коллектива, но соблюдение их каждым туристом группы уже объединяет их.

Дежурный не заготавливает дрова. Этим занимаются все остальные участники похода, в основном, мальчики. Это правило значительно ускоряет процесс приготовления пищи в походных условиях. Действительно, у дежурного и так много хлопот (принести воды, подготовить место для костра, установить костровище, достать продукты и приготовить еду).

Пока готовится пища, у костра находятся только дежурные. Если хочешь греться, разводи другой костёр. С точки зрения экологии два костра на одной стоянке не очень благоприятно для леса. Хотя, если учесть то, что настоящие туристы сжигают только мёртвую древесину, чем очищают леса, - экология выигрывает. Такое традиционное правило продиктовано и техникой безопасности, и правилами гигиены. Во время приготовления пищи на костре дежурному приходится постоянно ходить вокруг него. Если у костра будет стоять много других туристов - падение и ожоги неминуемы.

Совет капитанов

Самая лучшая традиция в нашем «речно-флотском коллективе» - Совет капитанов. Юные туристы, заслужившие своим опытом звание капитана, входят в Совет капитанов.

Совет капитанов собирается в течение года по разным вопросам по мере их назревания. Как правило, в отдельной закрытой группе «ВКонтакте». Там обсуждаются новые планы, кандидатуры

новых капитанов и вопросы, связанные с участием в слётах и соревнованиях. Обговариваются очные встречи: где и когда.

Первый очный Совет капитанов, связанный с походом, обсуждает разделение по экипажам. Каждый капитан хочет взять к себе в экипаж лучших матросов. Подростки с большой ответственностью вносят предложения и обсуждают (опровергают или утверждают) чужие доводы. Мне, как адмиралу, разрешено принимать участие в спорах, но я стараюсь делать это как можно реже, давая каждому подростку раскрыть свою самостоятельность и утвердиться в своих решениях.

В походе Совет капитанов собирается часто. Обсуждаются критические ситуации и возможности выхода из них: сокращение маршрута, замена в экипажах матросов, ритуал посвящения в туристы и другие вопросы.

Существует строгое правило: решение, принятое Советом капитанов, выполняется каждым и беспрекословно, даже если член команды был не согласен с ним. Одной из основ власти является добровольное подчинение одних лиц другим. У такого подчинения может быть три причины: традиция, личная харизма и убежденность.

Принимая участие в Совете капитанов, свободно выдвигая свои предложения (даже самые нелепые), принимая коллективное решение, каждый юный турист чувствует себя организатором похода, ответственным за правильный исход дела.

Адмирал - участник похода

Не в каждой детской туристской группе руководитель похода дежурит и моет общественную посуду. Многие забывают, что руководитель туристской группы - это такой же участник похода, как и все. Значит, должен «делить тяготы и обязанности», как и все.

Дети осознают это очень хорошо. Адмирал наравне со всеми переносит снаряжение, заготавливает дрова, готовит пищу, моет общественную посуду. Это вызывает только уважение со стороны учащихся. Позволяет руководителю требовать от них того же.

Наставничество - главная традиция туристов

Наставничество в туризме не является чем-то новым. Тем не менее поддержание этой традиции хорошо помогает вести учебно-воспитательный процесс в группе. В обязанности капитанов и мичманов входит обучение менее опытных туристов навыкам и

способам походной деятельности. Это развивает у ребят навыки коммуникативности и чувство ответственности.

В заключение можно сказать, что рождение каждой из традиций было продиктовано определёнными причинами. В задачу руководителя объединения входит выявить и показать эти причины активным лидерам группы, подтолкнуть их к коллективному обсуждению ситуации. Результатом обсуждения должно родиться правило-закон. Преобразовав это правило в сказку, получим традицию. В этом также кроется заслуга педагога.

Наблюдения за многие годы работы показали, что соблюдение традиций укрепило группу в целом, «создало дружную туристскую семью», мотивировало приход новых ребят в туризм и, как ни странно, украсило отдых на природе.

У руководителя появилось больше возможностей контролировать поведение воспитанников в критических ситуациях, обучать детей «через самих себя», используя наставничество.

Каждый руководитель объединения или классный руководитель может мотивировать своих подопечных придумать традиции для группы (класса). Необходимо только немного юмора и находчивости. Чем веселее традиция, чем больше она связана с увлечением ребят, тем больше желание её соблюдать.

Примечания

1. Смирнов Д. В., Тымко Н. В. Концепция воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения «Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами школьных традиций» // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kontseptsiya-vospitatelnoy-deyatelnosti-obscheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-obuchayuschihsya (дата обращения: 13.12.2017).

2. Шаронова О. А. Современные методы обучения [Конференция] // Сообщение к педагогическому совету. Выкса, 2011.

3. Роль взрослых в самодеятельных общественных объединениях детей и подростков / Е. Г. Казьмина, Д. В. Смирнов // Доп. образование. 2000. № 12. С. 18-20; Социально-профессиональные пробы учащихся в турист-ско-краеведческой деятельности : [в системе доп. образования детей] / Д. В. Смирнов // Педагогическое образование и наука : науч.-метод. журн. 2008. № 8. C. 59-64.

4. Власть как инструмент управления. URL: http://studbooks.net. 2 декабрь 2017 г. http://studbooks.net/1198728/menedzhment/vlast_instrument_ upravleniya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.