Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение внешкольного образования туристско-краеведческого профиля'

Психологическое сопровождение внешкольного образования туристско-краеведческого профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / PRACTICAL PSYCHOLOGIST / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / TOURIST AND LOCAL LORE AFTER-SCHOOL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наровлянская Марина Даниловна

Статья посвящена вопросам психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса внешкольных образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля. Проанализирована ситуация с обеспечением психологического сопровождения в украинской системе внешкольного образования. Предложена классификация психологических и психолого-педагогических воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наровлянская Марина Даниловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Support of Extracurricular Education of Tourism and Local Lore Profile

Article is devoted to psychological support of the tourist after-school educational institutions. Analyzed the situation with ensuring psychological support in the Ukrainian system of after-school education. Proposed a classification of psychological and psycho-pedagogical actions.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение внешкольного образования туристско-краеведческого профиля»

5. Мантонина О. И. Нравственно-этические характеристики в структуре формирующейся личности: дис. ...канд. психол. наук: 19.00.07. Казань, 1998. 177 с.

6. Махмудова Р. Н. Нравственное воспитание как психолого-педагогическая проблема // Педагогические науки. 2010. № 1. С. 77-81.

7. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985. С. 73.

8. Крымский С. Б. Указ. соч. С. 23.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд. М.: Рус. яз., 1990. С. 186.

10. Мантонина О. И. Указ. соч. С. 13.

УДК 159.99; 374.1

М. Д. Наровлянская

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Статья посвящена вопросам психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса внешкольных образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля. Проанализирована ситуация с обеспечением психологического сопровождения в украинской системе внешкольного образования. Предложена классификация психологических и психолого-педагогических воздействий.

Article is devoted to psychological support of the tourist after-school educational institutions. Analyzed the situation with ensuring psychological support in the Ukrainian system of after-school education. Proposed a classification of psychological and psycho-pedagogical actions.

Ключевые слова: практический психолог, психологическое сопровождение, внешкольное образование туристско-краеведческого профиля.

Keywords: practical psychologist, psychological support, tourist and local lore after-school education.

Современную систему образования Украины трудно представить без психологического сопровождения. По состоянию на 1 июня 2013 г. в составе психологической службы системы образования

работали более 16 тысяч практических психологов. Однако не все типы учебных учреждений в одинаковой степени обеспечены психологическим сопровождением. Так, если школы Украины обеспечены психологами более чем на 70%, а формам и методам организации работы школьных психологов посвящено большое количество методических материалов, научных исследований и публикаций, то в штатное расписание внешкольных образовательных уч-режений должность практического психолога была введена относительно недавно, и по состоянию на 1 июня 2013 г. во всех внешкольных образовательных учреждениях на Украине работали лишь 274 психолога. При этом нормативная потребность составляет 1494 ставки практических психологов, то есть обеспеченность психологами составляет около 18% [1]. Такой дефицит психологов во внешкольных образовательных учреждениях связан не только с проблемами финансирования, но и с недостатком научно-методического обеспечения. Надо отметить, что прямой перенос организационных форм и методов работы, применяемых в других типах образовательных учреждений, в частности в школах, не всегда эффективен, а порой и невозможен. Также важно, что спектр внешкольных образовательных учреждений очень велик: от многопрофильных образовательных центров, домов и дворцов детского творчества до узкоспециализированных: центров и станций юных техников, натуралистов, туристов и т. п. В настоящий момент ставки психологов открыты, в основном, в многопрофильных внешкольных образовательных учреждений, в специализированных внешкольных образовательных организациях психологов очень мало. Практически нет на Украине научных исследований и методических рекомендаций по организации психологического сопровождения внешкольного образования по конкретным направлениям, в частности туристско-краеведческому.

Рассматривая имеющиеся исследования и публикации, посвященные психолого-педагогическим аспектам туристско-крае-ведческой работы, нужно отметить, что большинство имеющихся работ направлены в первую очередь на изучение влияния туризма на формирование личности, а также решение проблем формирования коллектива туристской группы, поддержание благоприятного психологического климата при проведении походов (как детско-юношеских, так и повышенной сложности) и полевых экспе-

диций. Наиболее известной является работа Э. Э. Линчевского «Психологический климат туристской группы» [2], в которой рассматриваются различные психологические аспекты спортивных туристских походов, начиная от мотивации участников и заканчивая разрешением конфликтных ситуаций. Еще в конце 60-х, начале 70-х гг. прошлого века был проведен ряд исследований влияния туристско-краеведческой работы на различные аспекты формирования личности учащихся. Так, В. Г. Липинак изучал влияние туризма и краеведения на формирование познавательных интересов учащихся, а И. Н. Пилат рассматривал туристско-краеведческую работу как существенный фактор нравственного воспитания подростков [3]. Позднее вопросами влияния туристско-краеведческой работы на формирование личности учащихся занимался известный педагог, основатель Академии детско-юношеского туризма А. А. Остапец [4], а проблемами социально-психологической подготовки юных туристов - Л. Ю. Юркина [5].

На Украине за последние два десятилетия также проведен ряд исследований, большинство из которых направлены на исследование влияния туристско-краеведческой работы на различные аспекты формирования личности. Так, В. В. Лопатинская изучала особенности формирования гуманистических ценностей подростков во внешкольных образовательных учреждениях туристско-краевед-ческого профиля [6], Т. Ю. Троценко - особенности формирования моральных качеств детей в процессе туристско-краеведческой работы [7], а С. В. Захаров - особенности формирования познавательных интересов [8]. Однако необходимо отметить, что все эти работы, так же как и большинство перечисленных выше, рассматривают особенности влияния туристско-краеведческой работы на формирование личности преимущественно с педагогической точки зрения.

Учитывая недостаточное количество специализированных исследований по психологии туристско-краеведческой работы спортивного направления, интерес для специалистов в этой области представляют также работы по психологии спорта в целом, в частности работа В. Л. Марищук «Методики психодиагностики в спорте» [9], а также работы по спортивной психологии, в которых анализируются различные предстартовые состояния и методы управления ими.

Что же касается вопросов организации психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса внешкольных образовательных организациях в целом, то они частично отражены в работе «Оптимизация воспитательного потенциала внешкольного образовательного учреждения», где рассмотрены функции и направления работы [10].

Таким образом, вопросы организации психологического сопровождения внешкольного образования туристско-краеведческого направления изучены мало, не существует классификации специфических форм и методов такой работы, практически нет методических рекомендаций по их внедрению. В данной статье предлагается классификация психологических и психолого-педагогических воздействий в рамках внешкольной образовательной деятельности ту-ристско-краеведческого направления. Такая классификация дает основания для системного подхода в организации психологического сопровождения специализированных внешкольных образовательных учреждений и может быть полезна как профессиональным психологам, работающим в системе внешкольного образования, так и педагогам и руководителям таких образовательных учреждений.

Одной из основных задач любой внешкольной учебно-воспитательной работы является содействие гармоничному разностороннему развитию личности воспитанников, развитие их познавательных, творческих и специальных способностей, а также социальных компетенций. Спортивные направления туристско-краевед-ческой работы, в частности спортивное ориентирование и туризм, также имеют широкие возможности психологического влияния на развитие воспитанников.

Рассматривая данную проблему, необходимо в первую очередь классифицировать различные способы и возможности психологического воздействия в рамках спортивной туристско-краевед-ческой работы.

Учитывая недостаток (а часто отсутствие) профессиональных психологов в системе внешкольного образования, нужно отметить, что часто психологические воздействия на воспитанников осуществляют не только психологи, но и педагоги: руководитель кружка, тренер, инструктор. Поэтому, в первую очередь, можно классифицировать методы психологического и психолого-педагогического воздействия по квалификации исполнителя (рис. 1).

Рис. 1

Безусловно, говоря о психологическом сопровождении любой деятельности, необходимо выделить виды работ, к которым должны допускаться только профессиональные психологи, имеющие соответствующую подготовку. Это психологические консультации, психологическая диагностика и коррекция, проведение психологических тренингов. Также надо отметить, что существует ряд психологических воздействий, для проведения которых даже дипломированный психолог должен пройти специальную дополнительную подготовку и получить соответствующий сертификат. Это касается некоторых видов тренингов и диагностических методик, а также работы с измененными формами сознания (гипноз и т. п.). Применения последних в рамках психологического сопровождения образовательной деятельности желательно избегать, а при необходимости направлять воспитанников в крупные психологические центры.

В то же время надо отметить, что даже при достаточной обеспеченности внешкольного образовательного учреждения профессиональными психологами ни один психолог не сможет обеспечить постоянное психологическое сопровождение каждому воспитаннику. Педагог же (руководитель кружка, тренер, инструктор) находится в контакте с воспитанником постоянно, во время каждого занятия, а в походе, экспедиции, во время соревнований и сборов - ежедневно и практически круглосуточно. При этом учебно-воспитательное занятие, мероприятие, беседа несут в себе не только педагогические, но и психологические воздействия. Поэтому именно педагогам принадлежит важная роль в процессе развития личности воспитанников, формирования коллектива, решения

возникающих проблем. Если во внешкольном образовательном учреждении нет психолога, то практически вся работа, связанная с психологическим сопровождением учебного процесса, вынужденно перекладывается на плечи педагогов. Если же проблема выходит за рамки квалификационной подготовки педагога и требует помощи профессионального психолога, педагог должен рекомендовать родителям воспитанника обратиться к школьному, семейному или другому психологу.

В том случае, если же во внешкольном образовательном учреждении есть психолог, то одним из важных направлений его работы должна быть методическая работа и психологическое сопровождение педагогов. Психолог должен помочь педагогам интегрировать в учебные занятия формы и методы, которые будут способствовать развитию способностей воспитанников, формированию личности, поддержанию благоприятной психологической обстановки и т. п.

Также надо отметить, что в настоящее время существует ряд диагностических и тренинговых методик, которые адаптированы для проведения не только психологами, но и педагогами, прошедшими соответствующую подготовку. Психолог может организовать соответствующую подготовку педагогов (если он имеет необходимую квалификацию) либо рекомендовать прохождение соответствующего курса.

В целом нужно отметить, что наилучших результатов можно достичь при использовании в комплексе различных видов психологических и психолого-педагогических воздействий, как оказываемых непосредственно педагогом в ходе учебно-воспитательного процесса и в рамках своей квалификации, так и профессиональной психологической помощи со стороны психолога, оказываемой в рамках предусмотренных программой групповых занятий по психологической подготовке или по запросу самого воспитанника, педагога или родителей, а также при наличии контакта между психологом, педагогом и родителями воспитанника.

По содержанию можно выделить следующие направления психологических и психолого-педагогических воздействий: учебно-развивающие, коммуникативно-формирующие, а также психологическое сопровождение всех участников учебно-воспитательного процесса (рис. 2).

Рис. 2

При этом учебно-развивающее направление предполагает развитие познавательных (когнитивных) и регуляторных процессов воспитанников, таких, как восприятие, мышление, память, внимание, саморегуляция и т. п.; развитие творческих способностей, формирование личностных качеств, таких, как честность, организованность, ответственность и т. п., формирование системы ценностей и адекватной самооценки, а также формирование социальных компетенций. Коммуникативно-формирующее направление предполагает различные формы работы, способствующие формированию коллектива и обеспечению благоприятного психологического климата при проведении походов, экспедиций, учебно-тренировочных занятий и сборов, соревнований и т. п. Психологическое сопровождение помогает педагогам, воспитанникам и их родителям обеспечить индивидуальный подход, в том числе и для детей с особыми потребностями, максимально реализовать способности и

возможности каждого воспитанника, решить возникающие проблемы. Так, в рамках психологического сопровождения педагог может получить консультацию по работе как с конкретной группой (командой), так и с отдельными воспитанниками (спортсменами), проконсультироваться относительно отдельных педагогических проблем и ситуаций, раскрыть для себя формы и методы работы, наиболее соответствующие его индивидуальным особенностям. Воспитанники в рамках психологического сопровождения могут получить профессиональную психологическую помощь в решении своих проблем как относительно учебно-воспитательного процесса (например, проблемы в освоении отдельных знаний и навыков), так и взаимоотношений с другими воспитанниками, а иногда и с родителями и педагогами. Также в рамках психологического сопровождения решаются проблемы обеспечения адекватных предстартовых состояний спортсменов, управления эмоциональными состояниями, страхами и т. п.

Необходимо отметить, что если первые два направления могут осуществляться как профессиональным психологом, так и частично педагогом, то психологическое сопровождение может осуществляться только профессиональным психологом.

В качестве классификационного признака можно рассматривать и формы организации психологического воздействия в рамках спортивной туристско-краеведческой работы. В этом случае можно выделить формы психологического и психолого-педагогического воздействия, интегрируемые в учебно-тренировочные занятия по основным направлениям работы кружков, специализированные занятия по психологической подготовке, включенные отдельным блоком (разделом) в программы внешкольного (дополнительного) образования, а также специализированную психологическую помощь и поддержку, осуществляемые в индивидуальном режиме (рис. 3).

Воздействия, которые интегрируются в основные учебно-тренировочные занятия, как правило, логично вписываются в занятия на любую тему и могут использоваться:

• в виде отдельных специальных упражнений, заданий, игр в организационной, подготовительной либо заключительной части или в качестве «переменки» в основной части занятия;

• в виде заданий, игр, упражнений, которые по форме направлены на решение психологических задач, а по содержанию соответствуют основному направлению кружка;

• в виде групповых заданий и игр, соответствующих по содержанию основной программе кружка и требующих от участников обязательного группового взаимодействия и взаимопомощи;

• в виде групповых дискуссий на темы, связанные с основной направленностью кружка и имеющие духовную или моральную окраску. Например, обсуждение применения правила «Fair Play» на примерах из жизни известных спортсменов, старших товарищей и самих спортсменов.

Рис. 3

Специализированные занятия по психологической подготовке, в зависимости от программы, особенностей детского и педагогического коллектива, а также текущих и стратегических задач, могут проводиться в виде различных психологических тренингов (коммуникативных, личностного роста, лидерских навыков, по-

строения команды и т. п.) и занятий, направленных непосредственно на развитие тех или иных психологических качеств. Учитывая незначительное количество учебных часов, отведенное на психологическую подготовку в большинстве программ внешкольного (дополнительного) образования, особо важным является также обучение детей методам саморегуляции и самосовершенствования, в частности обучение методам развития познавательных и регулятор-ных процессов, методам самоанализа и саморефлексии и т. д. Также во время специализированных занятий по психологической подготовке может быть проведена групповая психологическая диагностика различной направленности (когнитивная, личностная, социальная сфера), результаты которой помогут совершенствовать учебно-воспитательный процесс с конкретной группой и обеспечить индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Здесь важно отметить, что если воздействия, интегрируемые в основные учебно-тренировочные занятия, полностью проводятся непосредственно педагогом (руководителем кружка, тренером), то специальные занятия по психологической подготовке требуют специальной подготовки от того, кто их проводит. И если развивающие занятия и занятия по обучению методам самосовершенствования при определенных условиях могут быть проведены педагогом, то к проведения тренингов и психологической диагностики, так же как и к оказанию индивидуальной психологической помощи, должны допускаться только профессиональные психологи, имеющие соответствующую подготовку.

Таким образом, для обеспечения эффективного психологического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса психолог внешкольного образовательного учреждения тури-стско-краеведческого профиля, планируя свою работу, должен распределить время между следующими видами работ:

• Групповая работа с воспитанниками (тренинги, психологическая диагностика, развивающие занятия и т. п.), которая проводится планово или по запросу.

• Индивидуальная работа по запросу с воспитанниками, педагогами и родителями воспитанников (консультации, индивидуальная диагностика, в отдельных случаях коррекционная работа и т. д.).

• Групповая и индивидуальная методическая работа с педагогами.

• Организационно-методическая работа (подбор и адаптация методик, участие в семинарах и конференциях, работа в библиотеке и т. п.).

• Взаимодействие с администрацией и участие в педсоветах.

Непосредственное распределение времени между указанными

видами работ осуществляется психологом в зависимости от особенностей конкретного образовательного учреждения, сезона, возраста и уровня подготовки воспитанников, квалификации самого психолога и педагогов.

В целом же можно сделать следующие выводы:

• Расширение контингента практических психологов внешкольных образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля в рамках существующих нормативов является одной из важных задач системы управления образованием.

• Необходимо обеспечить практических психологов внешкольных образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля методическими материалами по организации психологического сопровождения учебного процесса данного типа учреждений.

• Для обеспечения эффективного психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса внешкольных образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля необходимо тесное взаимодействие педагогических работников (руководителей кружков, тренеров, инструкторов) и практических психологов.

• Практические психологи и педагоги, осуществляя психологические и психолого-педагогические воздействия, должны действовать строго в пределах своей профессиональной компетенции и в интересах ребенка.

Примечания

1. Лист Мшютерства освгги i науки Украши вщ 08.07.13 № 1/9-479 «Про дiяльнiсть психолопчно! служби у 2013/2014 навчальному рощ» // URL: http://mon.gov.ua/ua/about-ministry/normative/

2. Линчевский Э. Э. Психологический климат туристской группы. М.: Физкультура и спорт, 1981. 111 с.

3. Пилат И. Н. Внешкольная туристско-краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1971.

4. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: метод. рекомендации. М.: РМАТ, 2001. 87 с.

5. Юркина Л. Ю. Социально-психологическая подготовка туристов-школьников: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. СПб., 1998. 231 с.

6. Лопатинська В. В. Формування гумашстичних цшностей шдлггюв у позашкшьних навчальних закладах туристсько-краезнавчого профшю: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / В.В. Лопатинська ; 1н-т пробл. вихо-вання АПН Украши. Киев, 2007. 20 с.

7. Троценко Т. Ю. Формування моральних якостей учшв 3-4-х клашв у процесi туристсько-краезнавчо! дiяльностi: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Т. Ю. Троценко ; 1н-т пробл. виховання АПН Украши. Киев, 2009. 20 с.

8. Захаров С. В. Формування шзнавальних штереЫв учшв основно! школи у процесi позакласно! роботи: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / С. В. Захаров; 1н-т пробл. виховання АПН Украши. Киев, 2001. 20 с.

9. Марищук В. Л., Блудов Ю. М. и др. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1990. 256 с.

10. Оптимiзацiя виховного потенщалу позашкшьного навчального закладу / за ред. О. В. Литовченко. Киев: Педагопчна думка, 2012.

УДК 37.032.2; 37.032.2; 796.015.852

И. А. Егупова

РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО УСПЕШНОГО УЧАСТИЯ В СОРЕВНОВАНИЯХ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ

В статье описан опыт совместной работы педагога-руководителя туристского кружка, практического психолога, родителей и самих воспитанников по укреплению психоэмоционального состояния юного туриста-спортсмена во время туристско-спортивных соревнований. Автором подробно раскрыты формы и методы, которые помогают достижению поставленной цели в учебно-тренировочном процессе, при подготовке юных туристов-спортсменов к участию в соревнованиях. Представлены практические результаты проводимой руководителем туристского кружка работы по обеспечению регуляции эмоционального состояния ребенка при подготовке к участию в туристских соревнованиях.

The article describes the experience of team-work between a trainer - the head of a tourist hobby group, a psychologist, parents and children aimed at

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.