Научная статья на тему 'Спортивный туризм как метод развития общей выносливости у детей среднего школьного возраста'

Спортивный туризм как метод развития общей выносливости у детей среднего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12271
651
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / АВТОРСКИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Асташкин Игорь Анатольевич

Статья посвящена комплексному исследованию влияния занятий спортивным туризмом на развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста. Выявлена и обоснована особая значимость выносливости для жизнедеятельности человека, а также использование спортивного туризма как метода повышения физической выносливости. Анализ современной методической литературы показал, что конкретные рекомендации, касающиеся развития и повышения выносливости в спортивном туризме практически отсутствуют, в результате чего разработан авторский комплекс упражнений для контроля уровня выносливости, используемых в тренировочном и исследовательском процессе детей среднего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивный туризм как метод развития общей выносливости у детей среднего школьного возраста»

СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА Асташкин И.А.

Асташкин Игорь Анатольевич - магистр, Институт физической культуры и спорта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

Аннотация: статья посвящена комплексному исследованию влияния занятий спортивным туризмом на развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста. Выявлена и обоснована особая значимость выносливости для жизнедеятельности человека, а также использование спортивного туризма как метода повышения физической выносливости. Анализ современной методической литературы показал, что конкретные рекомендации, касающиеся развития и повышения выносливости в спортивном туризме практически отсутствуют, в результате чего разработан авторский комплекс упражнений для контроля уровня выносливости, используемых в тренировочном и исследовательском процессе детей среднего школьного возраста.

Ключевые слова: спортивный туризм, методика тренировки выносливости детей среднего школьного возраста, авторский комплекс упражнений

УДК 796.51

Во все времена не угасал интерес к возможностям человеческого организма. В России актуальной проблемой является состояние здоровья молодого поколения. Одна из задач современного преподавателя физической культуры улучшение процесса физического воспитания школьников.

Пассивный образ жизни современного ребенка, гиподинамия, ухудшающаяся среда обитания, особенно городская, - все это приводит к низкой трудоспособности в учебе, к сложностям при выполнении физических упражнений (даже на уровне школьных нормативов по физической культуре) и, как следствие, к низкой жизненной выносливости.

Особую значимость для жизнедеятельности человека, особенно его спортивной деятельности, имеет физическая выносливость. Выносливость необходима во всех видах человеческой деятельности, и конечно, более чем кому-либо она нужна спортсменам. На современном этапе известно, что выносливость - качество, поддающееся развитию с самых ранних лет. Выносливость - это способность организма противостоять утомлению. Одним из способов ее развития могут выступить занятия спортивным туризмом. Спортивный туризм способствует гармоничному развитию личности, что говорит о необходимости развивать данный вид спорта среди детей. Туризм как вид спорта открывает большие возможности для развития самых разносторонних качеств ребенка: физических, морально-волевых, психологических, патриотических и даже эстетических. По своей сути детский спортивный туризм сочетает в себе дополнительное образование, спорт и активный отдых с высоким оздоровительным фактором. Для детей, которые решили заниматься спортивным туризмом, очень важно наличие как общей, так и специальной выносливости. Развитие этого качества помогает правильно решить спортивные задачи на маршруте: грамотно распределить силы при выполнении различных упражнений и технических приемов, выполнить эти приемы без особых мышечных напряжений, особенно в спортивном походе, длительность которого бывает от шести дней до нескольких недель.

В современной методической литературе, к сожалению, мало конкретных рекомендаций, касающихся развития и повышения выносливости в спортивном туризме.

Нами был предложен комплекс упражнений для физической подготовки именно спортсменов-туристов: циклы тренировочного процесса, направленные на повышение общей выносливости у юных туристов с учетом специфики данного вида спорта, с учетом сезонного характера занятий (зимой залы, летом - рельеф и походы).

Разработанный комплекс был внедрен в тренировочный процесс спортивного туристского клуба «ВЕДЫ» Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Медико-биологический лицей» (г. Саратов). Занятия проходили в осенне-зимний период на школьном стадионе и в спортивном зале «Медико -биологического лицея», в весеннее-летний период в походах по Саратовской области и по Западному Кавказу. Тренировки осуществлялись в течение пяти лет. Осуществлялась непрерывная диагностика уровня выносливости юных спортсменов с целью выявления эффективности разработанного комплекса.

Физическая подготовка туристов должна быть непрерывной и круглогодичной, поэтому весь предложенный комплекс упражнений для спортсменов-туристов полностью отвечает требованиям сезонности климатического пояса средней полосы России и отличается возможностью искусственно моделировать большое количество препятствий, форм и элементов горного рельефа, а также условия их преодоления без организации выезда в горы. Главной задачей этого комплекса ставится увеличение объема окислительных мышечных волокон, играющих важную роль в общей выносливости спортсмена.

Для развития общей выносливости у детей среднего возраста, занимающихся спортивным туризмом, мы использовали следующие упражнения:

Таблица 1. Таблица упражнений и тестов для контроля уровня выносливости, используемых в тренировочном и исследовательском процессе

№ п/ п Тесты и упражне-ния Место и параметры упражнения Что развивает Периодич -ность теста Комментарии

Тесты

1. Тест «6-минутный бег» по Богданову Школьный стадион/ 6-ти минутный бег на максимально возможное расстояние - аэробная выносливость - психологич. устойчивость - умение терпеть 6 месяцев Во время забега спортсмен не должен знать, сколько прошло времени

2. 12-ти минутный тест Школьный стадион/ 12-ти-минутный бег на максимально возможное расстояние - аэробная выносливость - психологич. устойчивость - умение терпеть 6 месяцев Во время забега спортсмен не должен знать ,сколько прошло времени

3. Измерение МПК Измерение МПК (максимальное потребление кислорода) 6 месяцев По формуле АКСМ

Упражнения

4. Упражне-ние - тест «лестница» Школа/ подъем На 4 этаж на время - аэробная выносливость 1-2 месяца Используется как упражнение

5. Упражнение -тест «3-2-1» с/зал №2 1 и 3 блоки дистанции 2 класса -специальная выносли-вость -умение терпеть 2 раза в месяц Используется как упражнение

6. Бег с препятствия ми по с/залу с/зал №2 60 м. 5 препятствий аэробная и специальная выносли-вость 2-3 раза в неделю раза Используется как упражнение

7. Упражнение -тест №1 с/зал №2 Последователь ное выполнение ФУ на время анаэробная выносли-вость 2-3 раза в неделю раза Используется как упражнение

8. Бег в снаряжении Школьный стадион/ заданная дистанция пробегается в снаряжении с веревками, от 3 до 12 км. общая и специальная выносли-вость 1 раз в неделю с апреля по ноябрь Вес снаряжения может достигать до 67 кг в зависимости от класса дистанции

9. Бег по рельефу, медленный бег в горку Лесопарковая зона до 5-6 км. анаэробная выносли-вость 1-2 раза в неделю (весенне-летний период) Соревнования по спортивному ориентировани ю с набором высоты (от 100 до 300 м.)

10 Подтягивание на перекладине с упором ноги в гимнастическ ую лестницу с/зал №2, перекладина на гимнастической лестнице силовая выносли-вость 2 - 3 раза в неделю Выполняется в течение 40 секунд с перерывом 30 - 40 с по 5 - 7 подходов х3 -4 сета

№ п/ п Тесты и упражне-ния Место и параметры упражнения Что развивает Периодич -ность теста Комментарии

11 4 недельная(5 дневная) программа бега на 3000м. Школьный стадион, включает темповый кросс на 4 - 5 км., легкий кросс на 6 - 7 км., силовую тренировку, интервальный кросс 400х6, легкий кросс 8 - 9 км. аэробная, анаэробная, силовая выносли-вости 2 - 3 раза в год Программу выполняют подготовленны е спортсмены (2-3 года обучения)

12 Спортивно-тренировочны е походы З. и Ц. Кавказ/ походы 2-1 степени сл., походы 1-2 категории сл. аэробная и специальная выносливости 4-5 раз в год Май -степенной Июнь- водный Июль -пешеходный в горах; Август-горный

Особо эффективным в предложенном комплексе считаем упражнение «3-2-1», так как оно полностью имитирует дистанцию соревнований. Суть упражнения заключается в преодолении технических этапов первого и третьего блоков 2 класса дистанции (в зале) на время. Параметры этапов: стартовая линия - начало первого этапа 10 м; перила с уклоном вверх под углом 14°- 18,5 м; спуск на ФСУ (фрикционных спусковых устройствах) - 6,2 м; подъем на зажиме - 6,2 м; перила с уклоном вниз под углом 14°, - 18,5 м; последний этап - финишная линия - 10 м. Упражнение проводится в три забега с интервалом в 6 минут. Тест показывает тренированность спортсмена и способность восстанавливаться после субмаксимальных нагрузок.

Мониторинг результатов выполнения упражнения «3-2-1» учащимися за два года показывает, что личные показатели детей в среднем повысились на 33,2%.

№ ФИО Возраст май 2016 ноябрь 2016 январь 2017 Индивидуальное улучшение показате-лей

1 Ученик 1 16 4м.17сек. 3м.51 сек. 1м.06сек. 3м.57сек. 2м.40 сек. 56сек. 3м.38сек. 2м.23 сек. 45сек. На 46%

2 Ученик 2 16 4м.27сек. 3м.58 сек. 1м.46сек. 3м.57сек. 3м.10 сек. 1м.34сек. 3м.38сек. 2м.50 сек. 1м.03сек. На 68%

3 Ученик 3 16 4м.21сек. 3м.54 сек. 1м.10сек. 3м.59сек. 2м.48 сек. 59сек. 3м.48сек. 2м.33 сек. 47сек. На 48%

4 Ученик 4 16 5м.38сек. 4м.10сек. 1м.45сек. 5м.02сек. 3м.52сек. 1м.25сек. 4м.38сек. 3м.10сек. 1м.05сек. На 61%

5 Ученик 5 14 4м. 52сек. 3м.57сек. 1м.38сек. 4м. 01сек. 3м.15сек. 1м.22сек. 3м. 51сек. 3м.25сек. 1м.12сек. На 36%

6 Ученик 6 15 4м. 43сек. 3м.47сек. 1м.28сек. 4м. 11сек. 3м.05сек. 1м.15сек. выбыла На 17% (за 1 промежуток)

7 Ученик 7 14 6м. 43сек. 4м.41сек. 2м.08сек. 6м. 23сек. 4м.07сек. 1м.46сек. 4м. 53сек. 3м.07сек. 1м.28сек. На 45%

8 Ученик 8 16 3м.45сек. 2м.05сек. 54сек. 3м.48сек. 1м.54сек. 45сек. 3м.25сек. 1м.45сек. 39сек. На 48%

9 Ученик 9 16 4м.15сек. 2м.52сек. 58сек. 3м.48сек. 2м.36сек. 57сек. 3м.05сек. 2м.25сек. 51сек. На 13%

10 Ученик 10 15 2м.55сек. 1м.25сек. 41сек. 2м.48сек. 1м.54сек. 38сек. 2м.05сек. 1м.33сек. 35сек. На 17%

11 Ученик 11 14 2м.58сек. 1м.35сек. 46сек. 2м.54сек. 1м.58сек. 42сек. 2м.09сек. 1м.43сек. 38сек. На 21%

12 Ученик 12 15 4м. 21сек. 3м.35сек. 1м.12сек. 3м. 50сек. 3м.15сек. 1м.10сек. 3м.25сек. 2м.31сек. 1м.05сек. На 10%

13 Ученик 13 16 4м.10сек. 2м.52сек. 58сек. 3м.58сек. 2м.36сек. 54сек. 3м.42сек. 2м.11сек. 45сек. На 28%

14 Ученик 14 16 3м.58сек. 2м.35сек. 56сек. 3м.24сек. 2м.48сек. 54сек. 3м.19сек. 2м.23сек. 51сек. На 8% (пропускал занятия)

Среднее значение На 33,2%

Кроме традиционных упражнений (бег, прыжки, подтягивание, отжимания, кувырки и т.п.), в комплекс упражнений для тренировки выносливости туристов мы включаем бег по спортивному залу с препятствиями (важно, что препятствия легко выстраиваются из подручных средств: спортивные скамейки, гимнастические маты, тумбы, стойки); бег с отягощением (для этого сшиты специальные жилеты, весом до 10 кг., причем имеется возможность варьировать вес); бег в снаряжении, «бег в горку».

Особо важную роль в нашей системе тренировок по развитию общей выносливости занимают летние походы: пешеходные походы 1-3 категории сложности (совершаются в марте и апреле-июле с максимально допустимым по возрасту весом рюкзака (от 12 до 25 кг.). Длина маршрута составляет от 100 до 150 км и средней скоростью 3-4 км /ч.); спортивно-тренировочные походы на байдарках 1-2 категории сложности и спортивные горные походы 1 -2 категории сложности (совершаются в августе по территории Западного и Центрального Кавказа с максимально возможным, в соответствии с правилами, набором категорийных перевалов). Особо эффективными считаем походы в условиях высокогорья, т.к. именно здесь, кроме повышения дыхательных возможностей организма, решается важная задача повышения общей устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Предложенный комплекс упражнений эффективен для развития выносливости у юных спортсменов-туристов, что доказывается результатами. Это выразилось в улучшении показателей и общей и специальной физической подготовленности, и показателей работы кардио-респираторной системы, и укреплением опорно-двигательного аппарата у ребят из экспериментальной группы.

Результаты юных спортсменов, занимающихся по предложенной методике, оказались выше в среднем примерно на 20%, чем у детей, не занимающихся по данному комплексу упражнений. Это позволяет рекомендовать описанный комплекс упражнений для практического использования на этапе начальной спортивной специализации в секциях и клубах по спортивному туризму.

Список литературы

1. Буйлин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт. 2000. С. 143.

2. Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников. М.: «Турист». 1979. С. 20-22.

3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт. 1988. С. 331.

4. Вяткин Л.А., СидорчукЕ.В., Немытое Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование.: Учеб. пособие. М.: Академия. 2008. С. 208.

5. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм // Учебно-методическое пособие. М.: ФЦДЮТ и К. 2006. С. 63.

6. Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России (1918 - 2008 гг.) М.: ФЦДЮТ и Т. 2008. С. 95-99.

7. Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений комплексная программа физического воспитания учащихся 1 -11 классов. М.: Просвещение. 2006. С. 78-85.

8. Магомедов А.М. Система подготовки младших школьников в начальный период обучения спортивному ориентированию. М. 1978. С. 46.

9. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. М.: СпортАкадемПресс. 2001. С. 169.

10. Селуянов В.Н., Федякин А.А. Биологические основы оздоровительного туризма. М.: СпортАкадемПресс. 2000. С. 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.