УДК 796.3
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ИРАКСКИХ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ
Джассим Рана Абдальссатар Джассим, аспирант,
Воронежский государственный педагогический университет
Аннотация
В статье рассматривается модель развития готовности к здоровому образу жизни. В модели описываются методологические подходы и принципы готовности студентов, представлены содержательные и функциональные компоненты, формы, методы и средства развития готовности студентов формированию здорового образа жизни.
Ключевые слова: модель, физическая культура, здорового образа жизни.
MODEL OF READINESS IRAQI STUDENTS - FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE TO HEALTHY LIFESTYLE SCHOOLCHILDREN
Jassim Rana Abdalsstar Jassim, the post-graduate student,
Voronezh State Pedagogical University
Annotation
In article, the model of development of readiness for a healthy way of life is considered. In model, methodological approaches and principles of readiness of students are described, presented substantial and functional parts, forms, methods and means of development of readiness of students to formation of a healthy way of life.
Keywords: model, physical education, healthy lifestyles.
Для определения механизмов развития готовности студентов - будущих преподавателей физической культуры к формированию здорового образа жизни у учащихся была разработана теоретическая модель данного процесса.
Основанием для моделирования послужили следующие методологические подходы: системный, личностно-ориентированный, аксиологический, деятельностный.
В контексте разрабатываемой модели, достижению цели развития готовности иракских студентов к формированию здорового образа жизни способствуют следующие принципы:
- принцип единства и комплексности научного, культурно-образовательного и профессионально-практического процессов подготовки специалистов физической культуры в педагогическом вузе;
- принцип оптимального соотношения теоретического, физического и практикоориентированного аспектов подготовки преподавателей физической культуры;
- принцип объектного контроля, определяющий необходимость обращения и внутренней самооценки личности и объяснять меру своего участия в том, что составляет смысл ее жизни и деятельности (по шкале «интернальность-экстернальность»);
- принцип обратной связи реализуется в той информации о ходе и результатах профессионально-педагогической подготовки и физическом воспитании, которую получают и студент и педагог;
- принцип личностной направленности на здоровый образ жизни, предполагающий активную деятельность личности на сохранение и улучшение здоровья;
- принцип мотивации к занятиям физической культурой, позволяющий представить личность в контексте ее отношения к физическому воспитанию посредством проявления биологической потребности в движении, физическом саморазвитии, самосовершенствовании, сохранению и укреплению здоровья;
- принцип включения личности в значимую деятельность, определяющий разработку таких видов значимой деятельности, которые создают условия для возникновения мотивации самоутверждения;
- принцип физической активности подразумевает деятельное соотношение личности студента к физической культуре;
Принципы определяют структурные (мотивационно-ценностный, когнитивносодержательный, деятельностно-физический, рефлексивно-оценочный) и функциональные (аксиологический, физического развития, познавательный, оздоровительный, культурологический) компоненты модели.
Структурные компоненты обеспечивают целостность, согласованность и самотож-дественность между компонентами.
Мотивационно-ценностный компонент является ведущим в структуре готовности студент - будущего преподавателя физической культуры к формированию здорового образа жизни у школьников. А.Н. Леонтьев [2] считал, что среди мотивов ведущее место принадлежит тем из них, которые придают личностный смысл, остальные мотивы выступают в роли побудительных факторов.
Мотивационно-ценностный компонент готовности студента - будущего преподавателя физической культуры к формированию здорового образа жизни у учащихся включает:
- осознанное понимание актуальности формирования здорового образа жизни преподавателя;
- желание овладеть теорией и практикой формирования здорового образа жизни;
- мотивационную направленность на здоровый образ жизни и стремление передать ее детям, интерес и стремление к пропаганде здоровья;
- стремление к творческому поиску рациональных способов формирования здорового образа жизни;
- осознание смысла овладения основами здоровьесбережения как условия повышения результативности педагогической деятельности. [5].
Когнитивно-содержательный компонент готовности будущего преподавателя физической культуры к формированию здорового образа жизни включает понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовка ее к профессиональной деятельности, знание базовых концепций и подходов к организации физического воспитания, знание основных программных документов, знание научно-биологических, гигиенических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни, знание образовательных технологий и методики преподавания физической культуры.
Деятельностно-физический компонент готовности объединяет в себе физический, мотивационно-ценностный, когнитивно-содержательный компоненты и проявляется в умениях, необходимых преподавателю физической культуры для осуществления педагогической деятельности.
Рассматривая умение как «способность выполнять определенную деятельность или действие в новых условиях, образовавшихся на основе ранее приобретенных знаний и навыков» [3], необходимо понимать, что без практических умений преподавателя невозможно обучение школьников двигательным действиям, проведение основных видов физкультурно-оздоровительных занятий, рационального применения учебно-
спортивного инвентаря и оборудования, оказание врачебной помощи при травмах, физической реабилитации организма, которые являются важными профессиональными элементами готовности преподавателя к формированию здорового образа жизни у школьников.
Физическая составляющая компонента готовности иракских студентов - будущих преподавателей физической культуры к формированию здорового образа жизни у уча-
щихся представляет собой определенный достаточно высокий уровень физического потенциала, состояния здоровья, жизненной энергии, тонуса, активности.
Рефлексивно-оценочный компонент в структуре готовности студента к формированию здорового образа жизни у учащихся позволяет осуществить самоанализ познавательно-профессиональной деятельности, отношений и собственного сознания.
Оценочная сторона рефлексивного компонента охватывает: самооценку физического состояния; рефлексию через диагностику здоровья школьников; саморефлексию деятельности; самооценку и оценку другого; рефлексию через отношение и мнение родителей и других участников педагогического процесса. [1]
Функциональные компоненты модели развития готовности иракских студентов -будущих преподавателей физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников являются основой возникновения и существования целенаправленного педагогического процесса.
Аксиологическая функция включает в себя ценности, сущность которых раскрывается в процессе развития готовности студентов к формированию здорового образа жизни школьников. Они носят нравственный, интеллектуальный, эстетический, творческий характер и тесно связаны между собой.
Функция физического развития способствует овладению студентом методами физического воспитания, опытом совершенствования физического состояния, формирования здорового образа жизни. Активно-творческое отношение к физическим занятиям, физкультурно-оздоровительным мероприятиям, спортивной деятельности выражают биологическую потребность личности в движении, укреплении здоровья, самоактуализации. Данная функция обуславливает высокий жизненный тонус, крепкое здоровье.
Познавательная функция обеспечивает понимание целей, задач и содержания физического воспитания школьников, ознакомление с формами, методами, средствами, а также национальными особенностями формирования здорового образа жизни школьников.
Оздоровительная функция позволяет использовать формы и методы физической культуры для восстановления и укрепления здоровья, организации активного отдыха, спортивно-игрового досуга.
Культурологическая функция обеспечивает личности возможность самоиденти-фицироваться, понять и принять культурно-спортивные ценности (традиции) своего народа, рассмотреть свободное проявление физической индивидуальности, способности к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурно-спортивных ценностей.
Определив цель, принципы, структурные и функциональные компоненты развития готовности студентов - будущих преподавателей физической культуры к формированию здорового образа жизни у школьников, необходимо провести выбор форм, средств, методов обучения, которые обуславливаются содержанием деятельности субъектов образования.
В процессе развития готовности студентов к формированию здорового образа жизни у школьников нами применялись следующие формы организации обучения: индивидуальные, групповые, командные, массовые, самостоятельные.
Индивидуальные формы обучения в основном направлены на интенсивное освоение знаний и умений, необходимых для физического совершенствования, двигательной активности, спортивной деятельности, развитие готовности к формированию здорового образа жизни. Групповые формы, наиболее распространенные в учебных заведениях, характеризуются четкой организацией, постоянством, управляемой деятельностью студентов, экономией времени.
Командная форма организации обучения является специфической для занятия физической культурой и спортом. Командная форма связана с общей целью, значимостью
деятельности для каждого и для всей команды в целом.
Массовые формы физического воспитания используются в процессе проведения спортивных праздников, соревнований, физкультурно-оздоровительной деятельности и др.
Для развития готовности студента к формированию здорового образа жизни используются различные методы. Среди методов физического воспитания наиболее часто встречающимися являются методы упражнений наглядного показа, демонстрации физических упражнений, тренинга, отработки умений и навыков на гимнастических снарядах, при работе с предметами , наблюдения, беседы, инструктажа ,инструментального контроля и др.
Для развития готовности студента к формированию здорового образа жизни школьников была разработана педагогическая программа «В здоровом теле - здоровый дух». На практических занятиях студенты овладевают профессиональными, педагогическими и физкультурно-прикладными умениями: эффективно организовать и проводить уроки физического воспитания, грамотно демонстрировать и объяснять технику соревновательных упражнений, своевременно предупреждать, а в случае появления устранять ошибки. Применять наиболее эффективные средства для формирования здорового образа жизни.
Таким образом, в теоретической модели описываются основные компоненты развития готовности иракских студентов к формированию здорового образа жизни, изучение которых способствуют подготовке специалистов физической культуры для системы образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Козуб М.В. Формирование профессиональной готовности будущих учителей физической культуры к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в школе: Дисс. ... канд. пед. наук / М.В. Козуб. - Елец, 2007. -221 с.
2. Леонтьев. Деятельность. Сознание, Личность / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2 Т. - Т.2. - М.: Педагогика, 1983. - 231 с..
3. Платонов К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. - М.: Знание, 1972. - 216
с.
4. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин. -М.: Академия, 2003. - 192 с.
5. Тер-Мкртичан Р.Б. Педагогические условия формирования компетентности учащихся средней школы в области физического самовыражения: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Р.Б. Тер-Мкртичан. - М., 2003. - 21 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.42
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОБЕДИТЕЛЕЙ В ПРЫЖКОВЫХ ДИСЦИПЛИНАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ НА ПРЕДСТОЯЩЕМ ЧЕМПИОНАТЕ
МИРА 2011 ГОДА
Ольга Арсентьевна Ерохина, старший преподаватель,
Волжский гуманитарный институт (филиал)
Волгоградского государственного университета (ВГИ филиал ВолГУ),
Виктор Степанович Якимович, доктор педагогических наук, профессор, Волжский институт строительства и технологий (филиал) Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета
(ВИСТЕХфилиал ВГАСУ)
Аннотация
В статье на основе комплекса методов прогнозирования (экстраполяция, математическое