УДК 371 (075) doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-1-83-87
ФОРМИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ ИРАКА
Аль Кадхим Али Мусса Джавад
Воронежский государственный педагогический университет, Россия, г. Воронеж, е-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме изучения мобильности подрастающего поколения в современном Ираке. Автор акцентирует внимание на признании особой роли физической культуры в формирования мобильности подростков и, вместе с тем, отсутствием необходимых исследований в этой области. Представленный материал раскрывает возможности детско-спортивных школ Ирака в формирования мобильности подростков как особого качества личности. Предложенная модель формирования мобильности подростка-спортсмена строится на системном подходе и включает в себя многообразный комплекс средств и методов физической культуры.
Ключевые слова: системный подход, мобильность подростков, внутренние и внешние факторы формирования мобильности, физическая культура, спортивные школы, Ирак
В начале нашего века в Ираке отмечается коренная перестройка общественной жизни, характеризующаяся динамичностью экономических, политических и социальных процессов. Все это выдвигает новые требования к членам общества, одним из которых является умение быстро перестраиваться, адаптироваться к новым социальным реалиям, гибко реагировать на изменившиеся условия и требования социума, самосовершенствоваться в достижении и решении жизненно-важных проблем.
Исходя из этого, с полным основанием можно утверждать, что формирование мобильности личности становится одной из приоритетных задач национальной системы образования Ирака. Поэтому перед научными работниками, педагогами возникла актуальная задача пересмотра теоретико-методологических подходов к содержанию образования и воспитания учащихся, а также организации такого учебно-воспитательного процесса, в котором бы успешно формировалась мобильная личность.
Изменение целей и задач образования Ирака приводит к необходимости определения психолого-педагогических условий, содержания и методов работы педагогов по активизации творческого потенциала учащихся, их интересов; преобразованию социальных и духовно-нравственных ценностей, идеалов и убеждений учащихся, способствующих формированию такого качества личности как мобильность.
Следует отметить, что наиболее благоприятным возрастом для формирования мобильной личности является подростковый, поскольку этот возраст характеризуется наибольшей восприимчивостью к социальному, нравственному и морально-волевому влиянию.
Более того, мы исходим из того, что особая роль в формировании мобильной личности принадлежит детским спортивным школам, которые обеспечивают физическое и нравственное развитие учащихся. Связано это с тем, что занятия спортом в ДЮСШ предъявляют более высокие требования к способностям подростков включаться в коллективные отношения. В связи с этим одной из наиболее актуальных проблем является проблема организации такого учебно-воспитательного процесса в ДЮШС, в котором бы успешно активизировался творческий потенциал учащихся, развивалась познавательная активность, физические способности и морально-волевые качества подростков в учебной деятельности, способствующие становлению их мобильности [1].
При всем акцентировании на проблеме мобильности, анализ научной литературы и педагогической практики в детско-спортив-ных школах Ирака показал, что такой аспект, как формирование мобильности подростков в детско-спортивных школах Ирака средствами физической культуры изучен недостаточно. Исходя из этого, целью нашего исследования явилась разработка модели и педаго-
гических условий формирования мобильности как качества личности подростков-спортсменов в детско-юношеских спортивных школах Ирака средствами физической культуры [2].
В результате анализа различных точек зрения, мы пришли к выводу, что в целом «мобильность» понимается как подвижность, способность к быстрому передвижению, действию. При этом подростковый возраст является одним из наиболее значимых и благоприятных периодов жизни для развития мобильности как качества личности. Это связано с тем, что для него характерны:
- резкое ускорение физического развития;
- развитие интеллектуальной сферы;
- социальная адаптация;
- постепенное формирование новой субъективной реальности, преобразующей представления индивида о себе самом и другом.
Таким образом, мобильность подростков понимается нами как интегративное качество личности, выражающееся в готовности к развитию и саморазвитию и проявляющееся в самоанализе и адекватной самооценке, во внутренней установке подростка на включение в новые виды деятельности, в умении гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства и успешно решать возникающие проблемы, в стремлении и способности постоянно двигаться вперед и добиваться успеха. Мобильность должна рассматриваться как необходимое качество для адаптации личности в современном обществе при решении жизненно важных задач и определения своего места в современном мире.
Дальнейший анализ дал нам возможность определения внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование мобильности. К внешним факторам мы отнесли - этно-социокультурные особенности региона (уровень экономической, политической, социальной стабильности региона, культурная неоднородность, противоречивость массовых установок в сфере межэтнического общения); нормы, традиции образовательной системы Ирака (специфика организации учебного процесса, традиции межличностного взаимодействия, эмоциональный фон); социальные условия (возможности удовлетворения материальных, витальных потребностей).
К внутренним факторам, соответственно, относятся этнокультурные и личностные особенности арабских подростков, их инди-
видуально-типологические черты: открытость, практичность, стремление к самостоятельности, религиозность, независимость, поведенческая активность с ярко выраженным стремлением к успеху, лидерство, с одной стороны (что позитивно влияет на процесс формирования мобильности), завышенная самооценка, неусидчивость, отсутствие навыков самостоятельной работы и чрезмерная общительность, излишняя эмоциональность, изменчивость настроений, ненадежность, с другой (что может негативно влиять на формирование мобильности).
К индивидуальным особенностям, которые существенно влияют на процесс формирования мобильности, относятся: самооценка (завышенная, адекватная, заниженная), уровень коммуникабельности, готовность принимать и уважать новые нормы и правила, жизненный опыт личности, низкий уровень авторитаризма, когнитивная сложность (простота). Другими словами, формирование мобильности как субъективный процесс испытывает на себе влияние существующих и проявляющихся в человеке индивидуальных свойств. Индивидуальные свойства, или «внутренние», личные свойства, включают в себя все самобытное и оригинальное, творческое.
Общие свойства человеческой личности определяются ходом истории, традициями, наследственностью, семейными, социальными и классовыми отношениями. Они базируются на социальной памяти личности и влияют на мобильность в целом. При этом общие свойства являются почвой для развития индивидуальных свойств. А это значит, что все родовое, наследственное, традиционное создает условия для мобильности личности; неизменное создает базу для процессов изменчивости, развития и творения. Мобильность вбирает в себя все индивидуальные, особые свойства личности: способность к самосовершенствованию, способность к самобытности, творческие акты, сливающиеся в творческий процесс.
Следовательно, мобильность личности -это динамическое состояние личности, выражающее ее готовность меняться в зависимости от условий окружающей среды вследствие своего когнитивного и личностного развития.
Мобильность играет важную роль в жизни подростка. Она помогает ему быть уверенным в себе и самостоятельным, поддер-
живать постоянную связь с социальной средой, быть коммуникабельным и гибким, положительно влияет на его физическое психическое и состояние [3].
При формировании мобильности иракских подростков нами учитывались возрастные, индивидуально-типологические черты и природные задатки личности.
Большими возможностями в процессе развития мобильности обладают занятия физической культурой и спортом. К педагогическим возможностям детско-юношеских спортивных школ в процессе формирования мобильности подростков можно отнести более эффективное овладение членами спортивной секции социальными и культурными ценностями; освоение подростками различных социальных ролей; социальную и социально-психологическую защиту в виде помощи членов коллектива спортивной школы, межвозрастное общение и сотрудничество, передачу опыта от старших к младшим; формирование навыков принятия самостоятельных решений в сложных ситуациях спортивной борьбы; умения преодолевать трудности и последствия неудач в соревнованиях, с одной стороны, и адекватно относиться к своим спортивным успехам, с другой; постоянное стремление добиваться все новых спортивных побед; приобретение навыков спортивно-оздоровительной, интеллектуально-познавательной, игровой деятельности; возможность замены воспитательного влияния педагога на взаимовлияние сверстников и старших товарищей по команде.
В структуре мобильности, как сложном социальном явлении, мы уделяли особое внимание различным компонентам, таким как мотивационно-ценностный, когнитивно-содержательный, деятельностно-физический, рефлексивно-оценочный, которые взаимосвязаны между собой и формируются в единстве.
Мотивационно-ценностный компонент является ведущим в структуре формирования мобильности иракских подростков и включает:
- сформированность ценностных ориен-таций личности (совесть, нравственные долг, обязанности; старательность; соучастие, сопереживание);
- осознание моральных и правовых норм и правил, принятых в обществе;
- мотивационную направленность на здоровый образ жизни и стремление к развитию;
- познавательный интерес к физическому воспитанию и спорту;
- стремление к творческому поиску рациональных способов формирования себя как личности.
Когнитивно-содержательный компонент мобильности иракских учащихся включает: понимание социальной роли спорта в развитии личности и подготовке ее к жизни, знание биологических, гигиенических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни.
Деятельностно-физический компонент мобильности объединяет в себе физический, мотивационно-ценностный, когнитивно-содержательный компоненты и проявляется в умениях, необходимых подростку для эффективных занятий спортом.
Показателями деятельностно-физичес-кого компонента выступают:
- двигательная активность;
- физическое совершенствование;
- постоянное саморазвитие;
- стремление к спортивному мастерству.
Теоретический анализ проблемы формирования мобильности иракских подростков-спортсменов позволил разработать соответствующую модель. При моделирования были применены следующие методологические подходы: системный, деятельностный, лич-ностно-ориентированный, аксиологический.
Системный подход позволяет изучить личность с позиции ее целостности. Основным смыслом деятельностного подхода является положение о ведущей роли деятельности в процессе образования и развития личности. Стратегией деятельностного подхода выступают следующие положения: обучение происходит в процессе физкультурной деятельности подростков; содержание данной деятельности усваивается в строгой последовательности, поэтапно и основывается на активности подростков; предполагается активное субъект-субъектное взаимодействие подростков и тренеров, направленное на максимально полное раскрытие потенциала подростка.
Личностно-ориентированный подход в формировании мобильности иракских подростков в детско-юношеской школе рассматривает в комплексе личностную позицию подростка, его знания и умения, а также ориентирует процесс образования на личность как цель, субъект, главный критерий его эффективности.
Аксиологический подход ориентирует процесс формирования мобильности на ценности личности и общества, на освоение как общечеловеческих ценностей, так и национальных ценностей.
Для формирования мобильности иракских учащихся в ДЮСШ средствами физической культуры используются различные методы. Среди методов физического воспитания наиболее часто встречающимися являются следующие методы:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение различных ситуаций);
- наглядные методы - это, прежде всего, показ. Показ может осуществлять сам тренер или ассистент. Показ может осуществляться и с помощью кино-, фото-, видеоматериалов и др.;
- методы практических упражнений.
Для обучения чаще применяются методы, направленные на освоение спортивной техники. При освоении спортивной техники широко применяют разучивание движения в целом и по частям. При этом широко используют подводящие упражнения. При обучении и тренировке широко также применяются игровой и соревновательный методы.
Формирование мобильности иракских учащихся осуществляется поэтапно:
Первый этап - ознакомительный, который способствует не только овладению знаниями и первоначальными умениями в области физической культуры и спорта, но и формированию внутренней установки личности на развитие, усвоение знаний; информирование подростка о социальных нормах, нравственности, общественных ценностях, спортивных идеалах и ценностях спорта.
Второй этап - деятельностный, способствует овладению различными средствами, методами и формами здорового образа жизни, а также предусматривает включение подростков в различные виды физической деятельности. Выполнение физических упражнений повышает умственную и физическую работоспособность, способствует развитию осознанности требований к себе как к личности, ответственности спортсмена перед товарищами, командой, готовности к самоизменениям и самосовершенствованию.
Третий этап - преобразование социальных и духовно-нравственных ценностей, стремления к саморазвитию и достижению успеха, идеалов спорта в убеждения подро-
стка, обусловливающих высокий уровень мобильности личности.
Таким образом, модель формирования мобильности иракских подростков-спортсменов средствами физической культуры включает: цель; системный, личностно-ориенти-рованный, аксиологический, деятельностный подходы; принципы; компоненты (мотива-ционно-ценностный, когнитивно-содержательный, деятельностно-физический, рефлексивно-оценочный); критерии и показатели; уровни сформированности мобильности.
В модели также обозначены педагогические условия формирования мобильности иракских подростков-спортсменов ДЮСШ средствами физической культуры, которые делятся на организационно-педагогические и психолого-педагогические.
К организационно-педагогическим условиям мы отнесли:
- реализацию богатых педагогических возможностей детско-юношеских спортивных школ;
- учет возрастных особенностей подростков;
- высокий уровень готовности тренера к организации образовательной деятельности; высокий уровень готовности тренера-педагога к организации педагогического процесса.
К психолого-педагогическим условиям относятся:
- развитие мотивации успеха подростков-спортсменов;
- приоритет духовно-нравственных ценностей личности;
- развитие доверия, толерантности, уважения подростков друг к другу;
- развитие дисциплинированности, обязательности и исполнительности личности;
- формирование гражданской активности и гражданской позиции;
- организация психолого-педагогической поддержки учащихся в учебно-тренировочном процессе.
Опытно-экспериментальная работа по реализации модели формирования мобильности подростков-спортсменов в детско-юношеской спортивной школе Ирака средствами физической культуры показала, что наша педагогическая программа с помощью средств физической культуры помогла повысить уровень мобильности иракских подростков-спортсменов, исходя из измерения
уровня мобильности по содержательным компонентам.
Перспективами дальнейшего исследования могут быть проблемы влияния мобильности личности на обучение и воспитания подростков и юношей, а также вопросы профессиональной подготовки тренеров к формированию мобильности детей, подростков и молодежи, как в спортивных школах, так и в общеобразовательных учреждениях.
Литература
1. Беспалов П. В. Педагогические условия воспитания социальной ответственности подростков-спортсменов в детско-юношеских спортивных школах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2011.
2. Аль Кадхим Али Мусса Джавад. Модель формирования мобильности подростка средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. № 3-2. С. 95-98.
3. Ныриков А. И., Комарова Э. П. Специфика формирования социокультурной мобильности подростков в общеобразовательной школе //
Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. № 5-2. С. 91-94.
References
1. Bespalov P. V. Pedagogicheskiye usloviya vospitaniya sotsial'noj otvetstvennosti podrostkov-sportsmenov v detsko-yunosheskikh sportivnykh shkolakh [Pedagogical conditions of education of social responsibility of teenage athletes in children's and youth sports schools]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Voronezh, 2011.
2. Al' Kadkhim Ali Mussa Dzhavad. Model' formirovaniya mobil'nosti podrostka sredstvami fizi-cheskoj kul'tury v detsko-yunosheskikh sportivnykh shkolakh [Model of formation of mobility of the teenager means of physical culture in children's and youth sports schools] // Vestnik Voronezhskogo go-sudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2013. T. 9. № 3-2. S. 95-98.
3. Nyrikov A. I., Komarova E. P. Spetsifika formirovaniya sotsiokul'turnoj mobil'nosti podrost-kov v obshcheobrazovatel'noj shkole [Specifics of formation of sociocultural mobility of teenagers at comprehensive school] // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2013. T. 9. № 5-2. S. 91-94.
* * *
FORMATION OF MOBILITY OF TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF CHILDREN'S AND YOUTH SPORTS SCHOOLS OF IRAQ
Al Kadkhym Ali Moussa Javad
Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh e-mail: [email protected]
The author devoted this article to a problem of studying of mobility of younger generation in modern Iraq. The author focused attention on recognition of a special role of physical culture in formations of mobility of teenagers and, at the same time, lack of necessary researches in this area. The presented material opens possibilities of child sports schools of Iraq in formations of mobility of teenagers as special quality of the personality. The offered model of formation of mobility of the teenage athlete is under construction on system approach and includes a diverse complex of means and methods of physical culture.
Key words: system approach, mobility of teenagers, internal and external factors of formation of mobility, physical culture, sports schools, Iraq
Об авторе:
Аль Кадхим Али Мусса Джавад, аспирант кафедры спортивных дисциплин Воронежского государственного педагогического университета
About the author:
Al Kadkhym Ali Moussa Javad, Post-graduate Student of the Department of Sports Disciplines, Voronezh State Pedagogical University