УДК 374.02
ФОРМИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОСТИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ
Аль Кадхим Али Мусса
В статье рассматривается формирование мобильности как качества личности подростка в спортивной школе Ключевые слова: формирование мобильности, качества личности, подросток, спортивная школа
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в жизни российского общества, в его ценностно-целевых ориентирах, предопределили переход страны к рыночным отношениям, затронули все сферы жизни общества, привели к возникновению новых форм общественных отношений и социальных институтов. Все это ставит современного, особенно молодого человека в условиях нестабильности и многообразия выборов перед необходимостью видеть проблемы, адекватно реагировать на них, принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях. В этой связи от образовательных учреждений требуется смещение акцентов в процессе воспитания на развитие самостоятельности, социальной ответственности, мобильности, компетентности.
Педагогический процесс в
общеобразовательных школах Ирака направлен на формирование мобильности как высшей фазы социализации личности и каждое
воспитательное учреждение здесь выполняет свои функции.
Особая роль принадлежит детским спортивным школам, которые должны воспитывать юных спортсменов в духе любви к своей Родине и преданности ей, формировать у них мобильность, как качество личности подростка..
Данная позиция связана с тем, что спорт является важным социальным феноменом,
который пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества: он влияет на национальные отношения,
деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей.
В современной педагогической науке проблема подготовки мобильной личности является продолжением не только отечественных, но и мировых традиций
Аль Кадхим Али Мусса - ВГПУ, аспирант, e-mail: [email protected]
философской и педагогической мысли. Целевая установка системы образования на развитие личностных качеств и компетенций выпускников, обеспечивающих их
конкурентоспособность, с особой остротой актуализировалась в нашей стране в последние годы, когда в условиях быстрого изменения содержания профессиональной деятельности происходит столь же быстрое обновление имеющихся знаний. Однако сформированность этих личностных качеств следует рассматривать лишь как предпосылку конкурентоспособности субъектов
профессиональной деятельности. Высокая социальная и профессиональная
конкурентоспособность проявляется в способности личности самостоятельно найти пути самореализации, самосовершенствования, избежать «застревания» в периодах возрастных и профессиональных кризисов, не поддаться маргинализации сознания.
Проблема мобильности как качества личности подростка средствами физической культуры находится в центре внимания педагогов, психологов в настоящее время. Различные аспекты мобильности
рассматривались в разных словарях: мобильность - это подвижность, способность к быстрому передвижению, действию [1]; способность к быстрому передвижению, перемещению [2]; подвижность, способность к быстрому передвижению [3]; мера способности фактора производства к перемещению между сферами использования [4]; подвижность, способность к быстрому передвижению, действию [5]; подвижность; способность к
быстрым передвижениям, быстрому
выполнению заданий [6]; переход индивида или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной
социальной позиции к другой [7].
В условиях глобализации и интернационализации процессов в
образовании мобильность как предмет изучения стала объектом исследования
различных отраслей: экономики, педагогики, менеджмента, социологии и др.
Мобильность труда (рабочей силы) -это один из важнейших параметров, характеризующих рынок труда страны и влияющих на его функционирование. Это процесс перемещения работников на новые рабочие места, часто под мобильностью понимают способность к такому перемещению.
Трудовая мобильность (от лат. mobilis - подвижный) - это, с одной стороны, готовность и способность населения к изменению места работы, профессии, должности (Занятость, безработица, служба занятости, 1996. С. 124), а с другой стороны, процесс реальных перемещений работников между рабочими местами, проходящий при взаимодействии всех характеристик
работающего индивида и окружающей его социально-экономической среды (Мальцева, Рощин, 2006. С. 132).
С точки зрения Т.И. Заславской, трудовая мобильность представляет собой совокупность конкретных процессов перераспределения работников, призванных удовлетворить спрос отдельных звеньев
народного хозяйства на рабочую силу определенного профиля и квалификации и индивидуальные потребности, прямо или косвенно связанные с занимаемым рабочим местом. В данном определении отражены сущность и содержание процесса трудовой мобильности работников в конкретноисторических условиях. Мы разделяем точку зрения Т.И. Заславской по поводу того, что трудовая мобильность складывается под воздействием конкретных исторических
условий, существует во всех общественных формациях и представляет собой конкретный процесс.
Многие авторы, рассматривая мобильность, говорят лишь об одной стороне данного явления. Так, С.К. Бондырева трактует её как «свойство индивида (существа) менять место (географические координаты) своего пребывания». Но мобильность может быть осуществлена и без изменения места пребывания, например из «одних общественных групп (профессиональных,
религиозных, классовых) в другие», на что обратил внимание в своих трудах А.Я. Кибанов. Ю.Г. Одегов рассматривает трудовую мобильность как «способность, готовность работника к перемене труда». На наш взгляд, оборот «перемена труда», который употребляет автор, нуждается в дополнительном пояснении.
Непонятно, что имеет в виду автор «перемену труда» как «смену характера труда», как «перемену места работы», или и то и другое вместе [186, с. 598].
Некоторые авторы сужают объем этого понятия, исключая из него отдельные формы подвижности. Так, А.А. Сухов, определяя трудовую мобильность как особую форму движения рабочей силы, не учитывает перемены труда, имеющей, по его мнению, «иное социально-экономическое содержание».
Г.С. Вечканов рассматривает трудовую мобильность как «степень возможности того или иного фактора производства к подвижности между сферами и отраслями экономики их применения». Понятие «степень» по толковому словарю русского языка С.И. Ожегова трактуется как «мера, сравнительная величина чего-нибудь», которая подразумевает количественный признак явления, предмета. Говоря о мобильности рабочей силы, необходимо подчеркивать наличие самой возможности или способности рабочей силы как таковых, учитывая их количественные показатели. По определению Н.С. Зоткиной, трудовая мобильность - это способность и готовность работника к профессиональным и территориальным перемещениям. В определении В.Ф. Левандовского трудовая мобильность рабочей силы характеризуется как совокупность производственных отношений, складывающихся по поводу многостороннего развития участников производства, повышения качества их способности к труду, перемещениям, перемене труда, движению функций и осуществлению последних, что означает в конечном счете максимальную пригодность человека для изменяющихся потребностей в труде. Авторы Г.Н. Бояркин, О.Д. Воробьева считают трудовую мобильность одним из элементов рыночного механизма, способствующих повышению эффективности распределения работников между различными регионами.
В словаре «Социальная политика, уровень и качество жизни» в 2001 г. было дано новое определение понятия трудовая мобильность, которое существенно отличается от подходов, выработанных в 60-70-е годы ХХ в. в условиях плановой экономики. Трудовая мобильность рассматривается в нем как «характеристика рабочей силы, отражающая способность и готовность: 1) быстро и гибко ориентироваться в обстановке, связанной с выполнением сложного или срочного задания, требующего конкретизации сил и умения,
творческого отношения, нетрадиционных подходов; 2) перемещаться в другую местность с целью выполнения необходимой работы; 3) обучаться, переобучаться, с целью соответствовать квалификации и направлению предлагаемой работы».
Определение трудовой мобильности как характеристики рабочей силы существенно отличается от определения, данного в условиях развития рыночной экономики в нашей стране, от определения её как перемещения работников в пространстве рабочих мест, данного на этапе развития социализма.
Трудовая мобильность охватывает значительные массы людей, что приводит к возникновению социальной мобильности. Социальная мобильность является основой трудовой мобильности, поскольку на трудовую мобильность оказывает влияние изменение социальной структуры общества, место в организации труда и характер выполняемого труда - это важнейшие признаки социального положения работника.
Перемещения в социальной структуре выступают не только в форме социальной и трудовой мобильности, но также и в форме территориального движения населения -миграции. В социологии существует ряд различных подходов к определению миграции.
Миграция - это такой социальноэкономический и демографический процесс пространственного движения населения, который в конечном счете ведет к его территориальному перераспределению.
Территориальная подвижность играет важную роль для демографической структуры в отдельных регионах: за счет миграционной подвижности происходит обновление населения городов, территориальных единиц, что играет важную роль в социальном воспроизводстве населения.
Свобода передвижения граждан, как известно, закреплена во Всеобщей Декларации Прав Человека. Однако нерегулируемая миграция вызывает отток трудовых ресурсов, разрыв экономических и социальных контактов.
Таким образом, проанализировав научную литературу мы пришли к выводу, что в нашем исследовании под мобильностью подростка мы будем понимать интегративное качество личности, предполагающее
сознательное отношение подростка в требованиям общества, принятию норм и ценностей как общества в целом, так и идеалам спорта, освоение в спортивной деятельности позиции члена коллектива, развитие способности оценивать последствия и результаты собственных действий для себя и других.
Литература
1. Советский энциклопедический словарь, 1970
2. Большой толковый словарь, 2000
3. С.И. Ожегов. Толковый словарь, 1998
4. Экономический словарь, 2001
5. Исторический словарь, 2002
6. Политический словарь, 1999
7. Социологический словарь, 2000
Воронежский государственный педагогический университет
MOBILITY FORMATION AS A PERSONALITY QUALITY OF A TEENAGER IN SPORTS
SCHOOLS
Al Kadhim Ali Mussa
The paper is devoted to mobility formation as a personality quality of a teenager in sports schools Key words: mobility formation, personality quality, teenager, sports schools