Научная статья на тему 'Принципы оценивания качества образовательного процесс в Республике Ирак'

Принципы оценивания качества образовательного процесс в Республике Ирак Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы оценивания качества образовательного процесс в Республике Ирак»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X

Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 1 (2). С. 101-110.

8. Козырева О.А. Некоторые аспекты детерминации профессиональной, организационной и корпоративной культуры педагогов в ресурсах теории управления и профессионального образования // Экономика и социум. 2014. № 3-2 (12). С. 142-151.

9. Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе //Труды Рост. гос. ун-та путей сообщения. 2014. №1. С.69-71.

10. Козырева О.А. Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики // Омский научный вестник. 2007. № 4 (58). С. 184-187.

11. Трофимова И.А., Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Некоторые аспекты изучения основ нормативноправового обеспечения образования будущими педагогами в структуре их общепедагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 (37). С. 15-21.

12. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

13. Криулькин И. В., Шалунов В. В., Козырева О. А. Педагогические условия самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби // Молодой ученый. 2013. №4. С. 570-573.

14. Лапин И. А., Ерохин Е. Н., Козырева О. А. Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. 2013. №5 (52). С. 733-736.

15. Шалунов Н. В., Ермилин В. В., Козырева О. А. Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. 2013. №6. С.749-752.

© И. В. Тихомиров, О. А. Козырева, 2015

УДК 34

Фадель Саад Аспирант ИФКиС КФУ, РФ, г.Казань, zanababbas@yahoo.com

ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСС В РЕСПУБЛИКЕ ИРАК

Ключевые слова

Здоровьесбережение, двигательная активность, здоровьесберегающиетехнологии, подготовка специалистов

по физической культуре

Одной из отличительных особенностей развития здоровьесбережения в образовательном пространстве Республики Ирак соотносится с использованием организационных форм и здоровьесберегающих технологий, которые ориентированы на учет специфических условий внутреннего развития и внешнего положения страны. Совершенно очевидно, что особенности функционирования и развития физической культуры и спорта, привитие здоровьесберегающих ценностей в той или иной стране определяются множеством факторов, к которым относятся тип государства, его исторические традиции, политические и социально-экономические условия, система общественных и культурных ценностей, демографические и образовательные характеристики, проповедуемая религия, социальная среда развития физической культуры и спорта.

В этой связи В.В.Лобачев и Г.А. Аль-Баттауй отмечают, что к главным факторам, которые обусловливают специфику функционирования и развития сферы здоровьесбережения и физической

234

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

культуры в Ираке можно, в первую очередь, отнести особенности национального менталитета иракского народа. На протяжении длительного исторического периода социальное поведение иракцев регулируется главным образом нормами мусульманской религии. Преобладание в стране мусульманского населения обусловливает такие черты национального менталитета, как конформизм к властям, подчинение личных интересов коллективным, признание приоритетов в социальной жизни представителей мужского пола ит. п., что делает более эффективным использование централизованных методов управления такой социальнообразовательной и физкультурно-оздоровительными сферами.

Кроме этого к организационным факторам можно отнести «особенности культурной среды, обусловленные длительным периодом нахождения под влиянием других культур, прежде всего европейской культуры; демографическую ситуацию в стране; социально-политическую обстановку в стране, характер социальной политики государства и социально-экономическую ситуацию в стране». Немаловажное значение имеет и климат Ирака субтропический средиземноморский с жарким сухим летом и теплой дождливой зимой), в связи с чем в стране в абсолютном большинстве случаев занятия проходят на открытых площадках с грунтовым, песчаным или асфальтовым покрытием при очень высоких температурах воздуха и высокой влажности, и это затрудняет применение многих спортивных и оздоровительных программ. Немаловажное негативное значение имели также политические и социально-экономические риски, возникшие перед Ираком в результате применения международных санкций, которые мировой политической и научной общественностью характеризовались как беспрецедентные и крайне разрушительные по социально-экономическим последствиям.

Ещё одной специфической чертой развития физической культуры и спорта в интересах здоровьесбережения нации в Ираке является активное внедрение сети детско-юношеских спортивных школ. Как отмечает Аль Кадхим Али Мусса Джавад, большое значение при этом придаётся формированию мобильности подростка средствами физической культуры, которое«строится на прочной научнометодической основе, на закономерностях, выявленных педагогикой, возрастной физиологией, психологией, спортивной медициной и гигиеной». Однако нерешённой проблемой, по мнению автора, является дифференциация содержания, объёма и интенсивности физических нагрузок в связи с их биологическим, а не паспортным возрастом, индивидуальными моторными способностями и возможностями, социально-экономическими и климатогеографическими условиями проживания.

К специфике государственного строительства системы здоровьесбережения в образовательном пространстве Республики Ирак с полным основанием можно отнести также ориентацию на заимствование опыта организации физического воспитания и привития ценностей здорового образа жизни в Германии, США и России.

Так, в первую очередь в образовательном пространстве Республики Ирак востребован опыт подготовки специалистов по физической культуре, в частности спортивных менеджеров, в высших учебных заведениях Западной Европы, где подготовка основывается на принципе универсальности. К примеру, перенимается опыт Германии, где внедрена многоуровневая система подготовки специалистов по физической культуре, четко определены учебные дисциплины и спецкурсы по общей теории прикладным аспектам физической культуры и здоровьесбережения, учитывающим, в том числе специфику образовательных и физкультурно-спортивныхорганизаций. Особо исследуется опыт спортивной школы бундесвера - Академии СИЗМ, основной задачей которой является подготовка кадров военных специалистов по физической подготовке ( очень востребованных , в том числе, и в гражданских вузах), также в ней повышают квалификацию специалисты по физической культуре и спортивные руководители, разрабатываются основные методические пособия по различным вопросам физической подготовки и психофизической релаксации. Курсы теоретической, методической и практической подготовки при данной школе дают специалистам по физической культуре право проводить занятия по физической подготовке и спортивную тренировку.

Признаётся интересным в Ираке и изучается также опыт США в подготовке специалистов по физической культуре и спорту через соответствующие курсы при учебных центрах и обучение в университетах. При этом на должности организаторов (координаторов) по физической подготовке в высших

235

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

образовательных учреждениях охотно назначаются выпускники военных академий, которые получают более целенаправленную и системную подготовку в области физической культуры .

Особого внимания заслуживает опыт России, где обучаются многие будущие специалисты Ирака.

Во-первых, это опыт системного мониторинга состояния здоровья обучающихся в средней и высшей школе, так как обучение в школе признаётся российскими учёными (Г.Н. Александров.СМ. Годник, Н.С. Козлов, Т.Л. Нечаева и др.) сложным этапом в жизни ребёнка и молодого человека, имеющим свою ярко выраженную специфику и определенные организационные и психофизиологические сложности. Именно поэтому в России систематически ведутся социологические исследования школьников и студенчества, которые охватывают широкий круг проблем, связанных с изучением здорового образа жизни в рамках образовательного процесса. Особый интерес здесь в плане преемственности опыта представляют методические подходы к оценке уровня здоровья школьников истудентови методики оценки влияние различных факторов на формирование их здоровья и здорового образа жизни (Р.В. Майоров, Р.С. Низамутдинова, В.Г Николаев, А.Н. Пивоваров, Э.Н. Полякова, В.В. Пономарев, Н.А. Русина, А.Г. Щедрина). Активное обучение данным методам иракских аспирантов и соискателей, будущих педагогов, специалистов по физической культуре идёт в ходе совместных с российскими учёными мониторингов и исследований.

Исследуются также методы, приёмы и технологии распространения валеологических знаний и самосохранительного поведения школьников и студентов (И.В. Журавлева,О.Ю. Малозёмов, Ю.М. Политов, Ю.И. Ротанева, А.С. Свердлина), в которых принимают участие студенты из Ирака.

Особенно интересен опыт подготовки спортивных менеджеров в ведущих высших учебных заведениях физкультурно-спортивного профиля, которая начала осуществляться в России с90-хгг.XXвека (в 1993годубыла открыта специализация по подготовке спортивных менеджеров в Московской государственной академии физической культуры, а в1995году-в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма). При этом явный интерес представляет созданная в России Дирекция спортивной дистанционной учебы, где обучаются и проходят переподготовку многие иностранные студенты, в том числе и из Ирака (обучение осуществляется на базе 15ведущих вузов с применением дистанционных образовательных технологий и электронных программ по важным направлениям менеджмента физической культуры и спорта и администрирования).

Используется также опыт России и Запада по усилению роли средств массовой информации в плане привлечении молодежи к физической культуре и распространения знаний по культуре здоровья.

В целом надо отметить, что систематическое целенаправленное изучение передовых достижений различных стран в области педагогики и психологии, эффективного использования в опыте работы новых современных физкультурно-оздоровительных программ и технологий способствует решению многих здоровьесберегающих проблем в Республике Ирак на государственном уровне. Более того, тот факт, что Ирак длительное время находился под влиянием других культур, и прежде всего европейской культуры, несколько упрощает адаптацию населения к ценностям мирового спорта и способствует использованию традиционных для развитых стран форм организации физкультурно-оздоровительного движения.

Список использованной литературы:

1. См. об этом Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. - С.2- 8.;

2. Викторов, Д.В. Методология педагогики здоровьесбережения студентов вуза/ Д.В. Викторов. // Мир науки, культуры, образования. - 2008. - №5. - С.257-260;Пельменев, В.К. История физической культуры /В.К. Пельменев,Е.В.Конева.- Калининград:ВЛАДОС, 2005. - 312 с.

3. В.В.Лобачев, Г.А. Аль-Баттауй. Зарубежный опыт в развитии системы физического воспитания в Ираке. Культура физическая и здоровье.2013. №1(43). С.43-45

4. Седляр Ю. Проблема санкций в американской и европейской политологии // Хабаршы-Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева: Серия Международные отношения. Астана. 2013. № 1-2(9-10). С. 40-58.

236

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

5. Аль Кадхим Мусса Джавад. Специфика формирования мобильности как качества подростков-спортсменов в детско-юношеских спортивных школах Ирака //Профессионализм и гражданственность -важнейшие приоритеты Российского образования ХХ! века: Материалы Педагогических чтений, посв. 300-летию со дня рождения Ж. Ж. Руссо. - Воронеж:ВГПГК, 2012 - 259с. С. 183.

© Фадель Саад, 2015

УДК 37.048.3

Фоминых Мария Вячеславовна

канд.пед. наук, доцент ФГАОУ ВПО РГППУ,

г.Екатеринбург, РФ e-mail: fominykh.maria12@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматриваются основы игры и игрового моделирования к контексте филолософского обоснования

Ключевые слова

игра, моделирование, игровое моделирование

Все педагогические модели игры опираются на определенные философские основания. Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство, какого - либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Л. С. Выготский [1] - основатель русской психологической школы игры - рассматривал игру как ведущую для понимания психического развития в дошкольном возрасте деятельность. Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции, а ее сущность в том, что она исполнение желаний. Э. Берн - американский психотерапевт и теоретик психоанализа - в работе «Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы» - проблему игры рассматривает в комплексе трансактного анализа. Берн анализирует множество человеческих игр: супружеских, сексуальных, преступных и т.п. В психологии и биологии игре отводится в основном развивающая и компенсаторная функция для способностей человека; подчеркивается важность игры в детском возрасте.

Игры - это стандартные цепочки трансакций, направленных на снятие напряжения и структурирование времени. Немецкий философ Ойген Финк представлял игру как один из феноменов человеческого бытия наряду c такими феноменами, как труд, лобовь, господство, смерть. Слово «феномен» подразумевается не только в феноменологическом значении, но и в смысле «что-то необычайно важное для всех» [3; 21]. Игра, смерть, одиночество, любовь и т. д. - всё это феномены человеческого бытия, то есть это те феномены, которые включены в контекст человеческих отношений. основным исследователем игры считается Й. Хейзинга. В первую очередь это идея о роли игры как важнейшего культурообразующего фактора, а также выявление и изучение «извечных», возрождающихся в истории цивилизации, иллюзий и утопий человечества - всего, что Хейзинга зовет «гиперболическими идеями жизни», [6; 32] вокруг которых, как он стремится показать, в той или иной культуре сосредоточивалась вся жизнь общества. Излюбленные им временные пласты — кризисные эпохи, одновременно «зрелые и надламывающиеся» [6; 43], в которых сплелось, ярко и противоречиво, множество прежних и новых тенденций. Он рассматривает культуру, если употребить современный термин, как систему, в которой взаимодействует все: экономика, политика, право, быт, нравы, искусство. У Хейзинги основное разделение «игра — неспособность к игре» [6; 14]идет не по группам и

237

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.