Научная статья на тему 'Теоретические основы игрового моделирования'

Теоретические основы игрового моделирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИГРА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоминых Мария Вячеславовна

В данной статье рассматриваются основы игры и игрового моделирования к контексте филолософского обоснования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы игрового моделирования»

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

5. Аль Кадхим Мусса Джавад. Специфика формирования мобильности как качества подростков-спортсменов в детско-юношеских спортивных школах Ирака //Профессионализм и гражданственность -важнейшие приоритеты Российского образования ХХ! века: Материалы Педагогических чтений, посв. 300-летию со дня рождения Ж. Ж. Руссо. - Воронеж:ВГПГК, 2012 - 259с. С. 183.

© Фадель Саад, 2015

УДК 37.048.3

Фоминых Мария Вячеславовна

канд.пед. наук, доцент ФГАОУ ВПО РГППУ,

г.Екатеринбург, РФ e-mail: fominykh.maria12@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматриваются основы игры и игрового моделирования к контексте филолософского обоснования

Ключевые слова

игра, моделирование, игровое моделирование

Все педагогические модели игры опираются на определенные философские основания. Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство, какого - либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Л. С. Выготский [1] - основатель русской психологической школы игры - рассматривал игру как ведущую для понимания психического развития в дошкольном возрасте деятельность. Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции, а ее сущность в том, что она исполнение желаний. Э. Берн - американский психотерапевт и теоретик психоанализа - в работе «Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы» - проблему игры рассматривает в комплексе трансактного анализа. Берн анализирует множество человеческих игр: супружеских, сексуальных, преступных и т.п. В психологии и биологии игре отводится в основном развивающая и компенсаторная функция для способностей человека; подчеркивается важность игры в детском возрасте.

Игры - это стандартные цепочки трансакций, направленных на снятие напряжения и структурирование времени. Немецкий философ Ойген Финк представлял игру как один из феноменов человеческого бытия наряду c такими феноменами, как труд, лобовь, господство, смерть. Слово «феномен» подразумевается не только в феноменологическом значении, но и в смысле «что-то необычайно важное для всех» [3; 21]. Игра, смерть, одиночество, любовь и т. д. - всё это феномены человеческого бытия, то есть это те феномены, которые включены в контекст человеческих отношений. основным исследователем игры считается Й. Хейзинга. В первую очередь это идея о роли игры как важнейшего культурообразующего фактора, а также выявление и изучение «извечных», возрождающихся в истории цивилизации, иллюзий и утопий человечества - всего, что Хейзинга зовет «гиперболическими идеями жизни», [6; 32] вокруг которых, как он стремится показать, в той или иной культуре сосредоточивалась вся жизнь общества. Излюбленные им временные пласты — кризисные эпохи, одновременно «зрелые и надламывающиеся» [6; 43], в которых сплелось, ярко и противоречиво, множество прежних и новых тенденций. Он рассматривает культуру, если употребить современный термин, как систему, в которой взаимодействует все: экономика, политика, право, быт, нравы, искусство. У Хейзинги основное разделение «игра — неспособность к игре» [6; 14]идет не по группам и

237

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X

слоям, не по степени приближенности этих слоев к культуре: разделение идет по подлинности либо неподлинносги реализации в культуре всеобщего — онтологически человеку присущего — игрового начала. Также авторитетным исследователем игры является представитель направления герменевтика Х.-Г. Гадамер. В труде «Истина и метод» в главе «Онтология произведения искусства и ее герменевтическое значение» он пишет, что фундаментальной характеристикой человеческого бытия является «историчность» [2; 76], герменевтическое значение которой раскрывается при помощи языка. Сущностью языка Гадамер объявляет игру, которая выступает основой и познания, и понимания истории. Для Гадамера задача исследования игры состоит в том, чтобы в первую очередь выяснить, как отдельные игровые акты соотносятся с возможностями, заключенными в уже существующих понятиях собственно «игры» и ее метафор. В итоге Гадамер приходит к выводу, что «в конечном итоге становятся бессмысленными различия в этой сфере собственного и метафорического употребления» [2; 26].

В ходе рассмотрения методологических оснований игры, ясно, что в философии категория игры попадает в центр философского интереса. Она приобретает разные трактовки и интерпретации, но в основном, преобладает эстетическая направленность, ориентация на творчество, искусство. Специфика философского подхода к игре неоднозначна, но все-таки существует определенная линия, связывающая идеи всех ученых, интересовавшихся игрой, которая помогает составить целостную картину об игре, ее особенностях и признаках: игру отличает свобода в высшем проявлении, свободомыслие, непредвзятое отношение к морали; крайняя субъективность; творчество; самоирония, самопародирование. Понятие игры позволяет соединить «естественную» легкость игрового состояния сознания и заниматься творчеством без видимого принуждения. Принуждение себя к игре заканчивается полным внутренним саморазрушением, т.к. насилие удваивается - со стороны объективного мира, и со стороны собственного Я.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». // Вопросы психологии. 1966 - N° 6 - с.56-67

2. Гадамер Х-Г. Истина и метод. /Х-Г Гадамер// «Книга» М.,1960. - 212с

3. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. /А.Б.Демидов// «Экономпресс», Минск, 1999. - 76с

4. Кант И. «Критика способности суждения». Пер. с нем./ И. Кант- М.: Искусство, 1994. - 136с

5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения./ К.Д.Ушинский// Москва: 1974. - С. 278-433

6. Хейзинга Й. ‘’Homo ludens’’. /Й.Хейзинга//Статьи по истории культуры. М., 1992.- с. 30-54

7. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин// - М., 1978. - 315с

© М.В. Фоминых, 2015

УДК 371

Чернышева Светлана Владимировна

канд. пед. наук, препод. мед. колледжа г. Кисловодск, РФ E-mail: mavcher64@yandex.ru

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

Рассмотрены системно-структурный, комплексный, деятельностный и гендерный подходы к половому воспитанию подростков в пубертатный период. В качестве основного определен гендерный подход. Рассмотрена роль и значение гендерного подхода в воспитательном процессе современной школы. Показаны преимущества гендерного подхода при индивидуальной помощи воспитуемым, в их обучении и воспитании.

238

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.