Научная статья на тему 'Этапы становления системы физического воспитания и спорта в Ираке'

Этапы становления системы физического воспитания и спорта в Ираке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1107
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / СОРЕВНОВАНИЯ / STAGES / FORMATION / PHYSICAL EDUCATION / SPORTS SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аль-баттауй Г.

В статье рассматриваются этапы становления системы физического воспитания и спорта в Ираке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аль-баттауй Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF THE FORMATION OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SYSTEM IN IRAQ

The paper in describes the stages of the formation of physical education and sports system in Iraq

Текст научной работы на тему «Этапы становления системы физического воспитания и спорта в Ираке»

УДК 811.373

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

И СПОРТА В ИРАКЕ

Г. Аль-Баттауй

В статье рассматриваются этапы становления системы физического воспитания и спорта в Ираке Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, спорт, учебные пособия, соревнования

В XV-XVII вв., в Европе, в период

разрушения феодализма и становления капитализма, появились условия для формирования и развития школьного физического воспитания. Выдающиеся гуманисты, просветители, реформаторы того времени в борьбе с религиозным аскетизмом, господствовавшем в средние века, сыграли важную роль в создании организованной системы физической подготовки молодого поколения.

Первые попытки создания основ физического воспитания как учебного предмета были сделаны итальянским гуманистом, врачом и историком физического воспитания Исропимом Меркуриалисом (1530-1606), который

утверждал, что идеал гармонически развитого человека во многом зависит от физического воспитания как средства охраны его здоровья. Меркуриалис первым высказал мысль о возрождении античных Олимпийских игр [4].

Выполняя своеобразные задачи

физического воспитания, учителя

одновременно решают целый ряд других педагогических проблем - так считал один из первых авторов школьных реформ, директор Лондонской торговой школы Ричард Малкастер (1530-1611) [1].

В начале XIX века всё больше государственных деятелей, врачей и педагогов признавало, что физическая культура может проявить свои функции в сферах образования и воспитания, здравоохранения, культуры лишь при наличии организационно оформленной структуры. Обоснование образовательной ценности становится одной из основных задач формировавшейся теории физического воспитания.

Если развитие школьного физического воспитания набирало определённую силу, то

Газван Аль-Баттауй - ВГПУ, аспирант, e-mail: [email protected]

концепция физической подготовки студентов развивалась медленно.

В истории Ирака во время Османского управления в области физического воспитания до 1870 существовала только борьба в Багдаде и некоторых других городах Ирака наряду с другими видами народных игр в пригородах и деревнях.

Современные спортивные игры в то время не были достаточно известными в рамках народных и школьных кружков. В конце XIX века впервые в Багдаде была внедрена в военных школах гимнастика. Этот учебный предмет впервые появился в военной гимназии, которая была открыта в 1878 [3].

Любой историк-исследователь по теме истории эволюции спортивного движения в Ираке не может документировать точно периоды становления современного физического воспитания в Ираке. С нашей точки зрения можно определить следующие этапы развития современного физического воспитания в Ираке:

1. Появление предпосылок современного физического воспитания в Ираке (1917 - 1926 гг.).

2. Становление современного физического воспитания в Ираке (1926-1938 гг.).

3. Развитие физического воспитания в Ираке (1938 - 1958 гг.).

4. Разрушение системы физического воспитания в Ираке (1958-1968 гг.).

5. Восстановление системы физического воспитания в Ираке (1968 - 1980 гг.).

6. Стагнация системы физического воспитания в Ираке (1980 г. - до настоящего времени).

Рассмотрим более подробно каждый из этапов.

1. В период появления предпосылок современного физического воспитания в Ираке (1917 - 1926 гг.) были открыты школы в Багдаде и выпущены первые учебные пособия для начальной и средней школ. Было введено два часа уроков физической культуры для первого класса в начальной школе и три часа

для второго, третьего и четвертого классов средней школы [5].

Футбол и легкая атлетика были основными видами спорта в данный период.

Физическое воспитание и спорт как система в вузах Ирака в этот период отсутствовала.

2. В период становления (1926-1938 гг.) физического воспитания наряду с футболом и легкой атлетикой стали заметно распространяться гимнастика и плавание в начальной и средней школе.

Возникла необходимость выпустить учебные пособия, отвечающие современным требованиям.

Ирак стал отправлять своих учителей в другие страны с целью обмена опытом в области физической культуры.

Стали проводится фестивали олимпийских игр среди школ.

Развитие физического воспитания в вузах Ирака началось в 1936 году в связи с широким распространением и популярностью футбола в стране. Однако соревнований по футболу до 1942 года не проводилось [2].

3. В период развития системы физического воспитания в Ираке (1938 - 1958 гг.) стали распространяться баскетбол, бокс, борьба в начальной и средней школе. Стали проводиться спортивные соревнования по данным видам спорта.

Ирак вступил в международное сотрудничество в области физического воспитания с другими странами. 29 августа 1938 была организована спортивная делегация из Ирака в Германию по ответному приглашению германской республики с целью посетить страну и участвовать в соревнованиях в городе Нюрнберге. В 1944- 1950 гг.[6]. Ирак начал отправлять школьные команды в арабские страны для участия в чемпионатах среди школ по различным видам спорта. В 1950-1951 гг. Ирак участвовал в соревнованиях по физической культуре, происходивших в Каире, куда были включены бег, футбол, баскетбол, волейбол [3].

Что касается физического воспитания в вузах Ирака, в данный период была создана программа первых вузовских соревнований, которая включала в себя беговые дисциплины.

Министерство просвещения Ирака открыло новый институт для подготовки учителей по физической культуры, также были выпущены новые книги в этой области для студентов [2].

4. В период разрушения системы физического воспитания (1968 - 1980 гг.) Ирак переживал политический и экономический кризис, внутренние и международные конфликты, войны. Это резкое изменение оказало отрицательное воздействие на физическое воспитание в стране.

5. В период восстановления (1968 - 1980 гг.) после печальных событий 1958-1968 гг. физическое воспитание находилось в упадке. Не стало хороших учебных кадров, кроме того старые учебные пособия не соответствовали современным требованиям.

В 1969 году было принято решение о введении занятий физическим воспитанием студентов университета. Однако это решение не было реализовано на практике, так как решающее слово должны были сказать деканаты факультетов, а они отстранились от позитивного решения этих вопросов. Ввиду этого формы работы оставались прежними, хотя в соревнования были включены новые виды спорта, такие как борьба, бокс, тяжелая атлетика, плавание, легкая атлетика и культуризм [2].

В 1974 году была создана новая организация по совершенствованию системы физического воспитания, которая получила название "Управление по воспитанию молодежи и физической культуры». Именно в этот период, начиная с 1974/75 учетного года, физическое воспитание стало обязательным предметом для студентов первых курсов Багдадского университета.

6. С 1980 г. и до настоящего времени система физического воспитания в Ираке находится в состоянии стагнации. Связано это с тем, что Иракский народ в течение достаточно короткого времени перенес две войны — в 1980 году против Ирана и в 2003 году против США. Невзгоды оказали серьезное отрицательное влияние на физическую культуру и спорт в стране. Многие спортивные сооружения были разрушены, специалисты и спортсмены уехали за рубеж работать по контрактам. Все это привело к понижению уровня развития спорта в стране.

С 2003 года начался процесс медленного восстановления системы физического

воспитания в стране. Сегодня совместная деятельность специалистов позволяет

оперативно разрабатывать учебные планы, рабочие программы, вносить соответствующие коррективы, связанные с достижениями в области теории, методики и практики спортивно-оздоровительной деятельности,

совершенствовать технологию обучения студентов, а также учитывать передовой опыт спортивной и физкультурной практики и запроса общества.

Если сравнить достижения студентов Ирака на современном этапе, то можно отметить заметные успехи футболистов, баскетболистов, борцов и штангистов. Подготовленность теннисистов, гандболистов и боксеров выглядит на среднем уровне по сравнению с общеарабскими аналогами. В остальных видах спорта уровень достижений студентов Ирака остается на низком уровне.

Таким образом, в настоящее время сформирован конкретный заказ общества на создание новой системы физического воспитания в стране. Оценивая перспективы реализации этого заказа, следует учитывать необходимость использования

организационных форм, построенных с учетом специфических условий внутреннего развития и внешнего положения страны.

Литература

1. Гуськов С.И. О физическом воспитании в зарубежных странах / С.И. Гуськов, Е.И. Дегтярева // Физическая культура. - 2004. - №4. - С. 12-20.

2. Кадом Ахмед Джавад. Социальнопедагогические аспекты физкультурно-спортивной деятельности студентов в вузах Ирака/ Кадом Ахмед Джавад : Дисс ... канд . пед . наук . - М., 1986. - 159 c.

3. Рисан X. Особенности физического развития и физической подготовленности школьников стран арабского региона и пути повышения эффективности физического воспитания / X. Рисан, С. Полиевский // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: тезисы докладов международного конгресса. - М., Из-во "ФОН", 1998 - 313 с.

4. Симаков Ю.П. О зарубежной истории физического воспитания / Ю.П. Симаков // Электронный журнал Камского государственного института физической культуры. - 2008 - №1. - С. 1-14.

5. Хафаджа М.Е. Система физического воспитания и здоровый образ жизни у школьников / М.Е. Хафаджа, М.Е.Мухамед. - Александрия, 2007. - 331 с.

6. Al-Khatib M.H. Die entwicklung Von korperkulter und sport in Irak von 1917 bis in die gegenwart / M.H. Al-Khatib // Der philosophischer Fakultat des wissen schaltlichen Rats der Martin-Luther Universitat Halle-Wittenberg Zur Erlangung des Akademischen Grades Dokter eines Wissenschaftszweiges, 1979.

Воронежский государственный педагогический университет

STAGES OF THE FORMATION OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SYSTEM IN IRAQ

G. All-Battauy

The paper in describes the stages of the formation of physical education and sports system in Iraq Key words: stages, formation, physical education, sports system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.