ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
УДК 373.51
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ ИРАК
© Федор Иванович СОБЯНИН
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры, е-mail: sobyanin@bsu.edu.ru © Ал-Хасани Мустафа Хайдер Хуссейн Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории и методики физической культуры, e-mail: sobyanin@bsu.edu.ru © Ал-Джубури Салих Салим Салих Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории и методики физической культуры, e-mail: sobyanin@bsu.edu.ru
На основе изучения данных специальной литературы и анкетного опроса рассмотрена проблема совершенствования физической подготовки учащихся среднего и старшего школьного возраста в общеобразовательных школах Республики Ирак. Опрошено 50 учителей физической культуры в 2015 г. в Багдаде. Анкета включала 16 вопросов открытого, полузакрытого и закрытого типа. Целью опроса было выяснить важнейшие проблемы, сложившиеся в содержании физической подготовки учащихся среднего и старшего школьного возраста в школах Ирака. В ходе исследования определена оценка учителями уровня физической подготовленности учащихся среднего и старшего школьного возраста общеобразовательных школ Ирака. Установлено, что содержание комплекса тестов-упражнений для оценки базовых физических качеств учащихся устарело, и учителя считают необходимым его усовершенствовать. Важнейшими проблемами физической подготовки учащихся школ Ирака учителя считают недостаточную государственную поддержку в развитии материально-технического оснащения занятий по физической культуре, стимулирование профессиональной деятельности учителей физической культуры. В содержании физической подготовки учащихся в качестве проблемы также выделяется отсутствие должного внимания со стороны учителей к методике развития базовых физических качеств учащихся. Учителями предлагается для совершенствования содержания физической подготовки учащихся изучение и применение ценного зарубежного опыта, разработка нового комплекса упражнений для оценки физической подготовленности школьников, включение в содержание занятий плавания, народных и подвижных игр. Готовность к внедрению данных перспектив подтверждается позитивным отношением большинства учителей к своей профессиональной деятельности в существующих условиях в Ираке. Полученные данные имеют теоретическую и практическую значимость для совершенствования физической подготовки учащихся в школах Ирака.
Ключевые слова: учащиеся; средний и старший школьный возраст; физическая подготовка; Республика Ирак.
DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -3/4(155/156)-74-78
В Ираке, несмотря на продолжающиеся военные действия на юге страны, в последние годы заметна тенденция к изучению и решению проблем, накопившихся в сфере физической культуры, в т. ч. в содержании физкультурного образования учащейся молодежи в общеобразовательных и высших учебных заведениях.
Помимо вопросов, касающихся материально-технического обеспечения, недостатка квалифицированных кадров в общеобразовательных школах, в Ираке обнаружились проблемы организационного, методического характера, требующие научного подхода к их решению. Программа по физической культуре в Республике Ирак появилась в 70-е гг. XX в., но к настоящему времени в ней и в содержании занятий по физической культуре сложились определенные проблемы, требующие специального изучения и решения [1; 2].
В частности, имеются проблемы в содержании занятий физической культурой для учащихся среднего и старшего школьного возраста, что и определяет актуальность настоящего исследования.
Для выявления проблем, касающихся содержания занятий физической культурой для учащихся среднего и старшего школьного возраста, среди учителей физической культуры, работающих в школах Ирака, проводился анкетный опрос. Анкета включала в себя 16 вопросов открытого, полузакрытого и закрытого типа.
В опросе участвовало 50 учителей физической культуры, работающих в школах и проводящих занятия в средних и старших классах по физической культуре. Все учителя работают в г. Багдаде. Опрос проводился в сентябре 2015 г.
Из общего числа опрошенных педагогов Ирака было 17 женщин и 33 мужчины. Учителя имеют достаточно высокую квалификацию. Среди них в опросе принимали участие один судья международной категории по волейболу, тренер по гандболу, тренер по футболу, один директор школы.
Средний возраст опрошенных составил 40,5 лет. Самому старшему учителю 71 год, а самому молодому 25 лет. Все опрошенные являются выпускниками двух университетов - факультета физической культуры Багдадского государственного университета и Университета Аль Мустансирия. Средний
стаж работающих учителей физической культуры 14 лет, самый наименьший стаж - 1 год работы в школе, а самый большой - 40 лет.
Данные о стаже работы, образовании, возрасте свидетельствуют о соответствии специальности, квалификации опрошенных предлагаемому содержанию опросника. Отсюда следует, что состав респондентов дает основание считать, что результаты опроса вполне могут считаться достоверными (табл. 1).
На вопрос о том, какой уровень общей физической подготовленности у учащихся среднего и старшего школьного возраста в школах Ирака, учителя ответили следующим образом: 10 % из них определили этот уровень как высокий, 26 % из числа опрошенных указали на средний уровень, 56 % отметили низкий уровень и 8 % - как очень низкий. Таким образом, 64 % учителей оценивают уровень физической подготовленности учащихся ниже среднего уровня.
Вместе с тем 76 % учителей думают, что содержание физической подготовки учащихся в школах Ирака очень устарело, 21 % в этом сомневается и 3 % так не считают.
И все-таки занятия по физической культуре по своему содержанию, видимо, действительно очень устарели, о чем говорят ответы на следующий вопрос. При ответах на него было установлено, что все 100 % опрошенных единогласно указали на острую необходимость совершенствования содержания физкультурного образования учеников среднего и старшего школьного возраста.
При этом наиболее важными проблемами для учителей являются вопросы недостаточного материально-технического оснащения школ, недостаточного внимания к проблемам физической культуры в школах со стороны государства. Характерно, что, выделяя эти проблемы, никто из учителей не указал на проблемы методического порядка. В то же время, как показали дальнейшие вопросы, такие проблемы тоже существуют.
66 % из числа опрошенных считают, что в содержании занятий физической культурой в старших и средних классах недостаточно внимания уделяется развитию базовых физических качеств, 20 % в этом сомневаются, а 14 % считают, что процесс развития основных физических качеств в общеобразовательных учреждениях Республики Ирак осуществляется вполне эффективно.
Таблица 1
Данные опроса учителей физической культуры школ г. Багдада
№ п/п Вопрос анкеты Варианты ответов (в %) Замечания
1 Как Вы оцениваете общий уровень физической подготовленности учащихся среднего и старшего школьного возраста школ Ирака? Очень высокий - 0 % Высокий - 10 % Средний - 26 % Низкий - 56 % Очень низкий - 8 % В анкете этот вопрос стоит под № 5 после первых контактных вопросов
2 Считаете ли Вы, что содержание физической подготовки учащихся в школах Ирака очень устарело? Да - 76 % Нет - 3 % Не могу сказать точно - 21 %
3 Считаете ли Вы, что содержание физической подготовки учащихся среднего и старшего школьного возраста в школах Ирака необходимо совершенствовать? Да - 100 % Нет - 0 % Не могу сказать точно - 0 %
4 Какие наиболее важные проблемы существуют, по Вашему мнению, в содержании физической подготовки учащихся среднего и старшего школьного возраста в школах Ирака? 1 - отсутствие новых зданий школ; 2 - отсутствие спортивного оборудования и площадей; 3 - недостаточное внимание государства к обеспечению организации уроков физической культуры; 4 - отсутствие поддержки развития спорта в школах; 5 - недостаток спортивных клубов для юношей; 6 - недостаточная поддержка государством профессиональной деятельности учителей Ответы ранжированы по количеству избранных вариантов
5 Считаете ли Вы, что в содержании занятий физической культурой в школах Ирака недостаточно внимания уделяется основным физическим качествам? Да - 66 % Нет - 14 % Не могу сказать определенно - 20 %
6 Думаете ли Вы, что комплекс упражнений для оценивания уровня развития физических качеств недостаточно охватывает все основные физические качества учащегося? Да - 70 % Нет - 9 % Не могу сказать определенно - 21 %
7 Считаете ли Вы, что существующий комплекс упражнений для оценки физической подготовленности учащихся среднего и старшего школьного возраста в школах Ирака необходимо усовершенствовать для более объективной оценки основных физических качеств детей? Да - 64 % Нет - 22 % Не могу сказать определенно - 14 %
8 Что бы Вы предложили изменить в комплексе упражнений для оценки физических качеств детей среднего и старшего школьного возраста в школах Ирака? 1 - создать новый комплекс упражнений, чтобы измерить уровень всех физических качеств; 2 - изучить программы разных стран мира по физической культуре и использовать эти данные в развитии спорта в Ираке Даны всего 2 варианта ответа либо ответ на вопрос вообще отсутствует. Варианты ответа ранжированы
9 Что бы Вы предложили изменить в содержании физической подготовки учащихся среднего и старшего школьного возраста в школах Ирака? 1 - расширить обмен научным опытом между Ираком и другими странами; 2 - включить в занятия плавание; 3 - включить в занятия новые народные и спортивные игры Даны всего 3 варианта ответа. Они ранжированы
10 Нравится ли Вам работать учителем физической культуры в школе? Да - 80 % Нет - 8 % Не могу сказать точно - 12 %
11 Будете ли Вы продолжать работать в школе в избранной профессии? Да - 82 % Нет - 6 % Не могу сказать точно - 12 %
В анкете был поставлен вопрос о методике педагогического контроля за развитием физических качеств учащихся. При изучении этого вопроса 70 % респондентов отметили, что используемый в традиционной практике комплекс упражнений для оценивания уровня развития физических качеств не вполне охватывает все основные (базовые) физические качества учащихся. При этом только 9 % опрошенных так не думают и 21 % учителей не смогли уточнить свой ответ на этот вопрос.
Немного изменилось соотношение респондентов при уточнении данного вопроса: если 64 % категорично посчитали необходимым обязательно усовершенствовать комплекс тестов-упражнений для оценивания базовых физических качеств, то уже 22 % высказали прямо противоположное предложение и 14 % не сумели точно ответить на этот вопрос.
Особый интерес представляли ответы на вопрос о предложениях по изменению комплекса упражнений для оценки уровня развития физических качеств учащихся. В результате опроса на первое место учителя выдвинули предложение - разработать новый диагностический комплекс упражнений-тестов для оценки уровня физической подготовленности школьников, а на второе место поставили пожелание вносить новшества в комплексы оценочных упражнений после изучения образовательных программ по физической культуре в других школах, прежде всего, европейских стран.
Далее следовал вопрос, уточняющий и конкретизирующий предложения о внесении изменений в содержание физической подготовки учащихся среднего и старшего школьного возраста в школах Ирака. Таких конструктивных предложения было высказано всего лишь три: на первое место респонденты выставили необходимость обмена ценным научно-методическим опытом с другими зарубежными странами; на второе место решили поставить включение занятий по плаванию; на третье место - введение в содержание занятий по физической культуре народных и новых спортивных игр.
При опросе респонденты также отметили свое отношение к работе учителей физической культуры, поскольку в современных условиях в Ираке это делать очень не просто.
В то же время позиция учителей, которые были бы готовы продолжать вести педагогическую работу по физической культуре, чрезвычайно важна для всего населения и особенно для детей школьного возраста. В этой ситуации учителя физической культуры в Ираке выступают фактором определенной стабильности и надежды на лучшее будущее своей страны.
В вопросе: «Нравится ли Вам работать учителем физической культуры в школе?» скорее раскрывается наличие педагогического призвания учителей физической культуры. Вместе с тем в этом вопросе на самом деле скрывается и отношение, возможно изменившееся, к профессиональной деятельности в нынешней обстановке в Ираке. Оказалось, что 80 % опрошенным избранная профессия очень нравится, 12 % не смогли точно определить свое отношение к ней и только 8 % категорично ответили «нет».
С целью продолжения и углубления изучения отношения к профессии учителя физической культуры в анкете был поставлен вопрос: «Будете ли Вы продолжать работать в школе в избранной профессии?». Ответы почти полностью совпали с ответами в предыдущем вопросе, что свидетельствует о достоверности выявленного отношения к профессии у опрошенных учителей: 82 % хотят продолжить работать в школе по избранной специальности, 12 % еще не определились с ответом, а 6 % не собираются там работать.
Выводы.
1. Опрос показал, что учителя физической культуры Ирака в большинстве (64 % опрошенных) считают уровень физической подготовленности учащихся среднего и старшего школьного возраста очень низким.
2. Содержание физической подготовки в школах Ирака, по мнению учителей, давно устарело и его необходимо кардинально изменить (100 % респондентов).
3. Отмечая недостаточное материально-техническое обеспечение занятий по физической культуре в школе, многие учителя считают, что в физической подготовке мало внимания уделяется развитию базовых физических качеств учащихся (66 % опрошенных), не отвечает современным требованиям комплекс тестов-упражнений для более объективного оценивания основных физических
качеств (70 % респондентов) и его необходимо совершенствовать (64 % учителей).
4. Чтобы изменить положение, учителя предлагают изучить содержание учебных программ по физической культуре разных стран и на этой основе разработать новый комплекс упражнений-тестов для диагностики уровня развития базовых физических качеств учащихся, а в содержание физической подготовки включить передовой зарубежный опыт физической подготовки в школах, также ввести занятия по плаванию, народные и новые спортивные игры.
5. Учителя физической культуры готовы к тому, чтобы внести изменения, способствующие повышению уровня физической подготовленности учащихся среднего и старшего школьного возраста в школах Ирака, большинству из них по-прежнему нравится работать учителями физической культуры в школе (80 %), и они намерены в ближайшем будущем продолжить деятельность в избранной профессии (82 %).
Список литературы
1. Аль Баттауй Газван Азиз Мухсен. Национальные особенности становления и развития системы физического воспитания в Ираке:
автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2015.
2. Аль Хасани Мустафа Хайдер Хусейн. Некоторые особенности предмета физическая культура для учащихся среднего и старшего школьного возраста в общеобразовательных школах Республики Ирак // Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и новации: материалы 2 Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Белгород, 2015. Ч. 2. С. 366-370.
References
1. Al' Battauy Gazvan Aziz Mukhsen. Natsional'nye osobennosti stanovleniya i razvitiya sistemy fizicheskogo vospitaniya v Irake. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk Tambov, 2015.
2. Al' Khasani Mustafa Khayder Khuseyn. Nekotorye osobennosti predmeta fizicheskaya kul'tura dlya uchashchikhsya srednego i starshego shkol'nogo vozrasta v obshcheobrazovatel'nykh shkolakh Respubliki Irak. Materialy 2 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Formirovanie zdorovogo obraza zhizni detey i podrostkov: traditsii i novatsii": v 2 ch. Belgorod, 2015, ch. 2, pp. 366-370.
Поступила в редакцию 01.02.2016 г. Received 1 February 2016
UDC 373.51
THE PROBLEM OF PHYSICAL TRAINING OF MIDDLE AND OLD SCHOOL AGE IMPROVEMENT IN THE REPUBLIC OF IRAQ
Fedor Ivanovich SOBYANIN, Belgorod National Research University, Belgorod, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor of Theory and Methods of Physical Training Department, e-mail: sobyanin@bsu.edu.ru
Al-Hasani Mustafa Hayder Husseyn, Belgorod National Research University, Belgorod, Russian Federation, Postgraduate Student, Theory and Methods of Physical Training Department, e-mail: sobyanin@bsu.edu.ru
Al-Dzhuburi Salih Salim Salih, Belgorod National Research University, Belgorod, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory and Methods of Physical Training Department, e-mail: sobyanin@bsu.edu.ru
Basing on the data study of special literature and questionnaire survey the problem of physical preparation improvement of students of middle and late school age in regular schools of the Republic of Iraq is considered. 50 teachers of PE in 2015 were asked in Bagdad. The questionnaire included 16 questions of open, semi-closed and closed type. The purpose of questionnaire was to clear up the most important problems build in the content of physical preparation of students of middle and late school age in schools of Iraq. During the study the estimation by teachers of physical preparation level of students of middle and late school age of Iraq schools was made. It is established, that the content of complex of test-exercises for estimation of basic physical qualities of students is out of date and teachers consider that it is important to improve them. The most important problems of physical preparation of students of schools of Iraq the teachers find insufficient state support in the development of material-technical equipment for physical education, stimulating professional activity of physical education teachers. In the content of physical preparation of students the problem is also the lack of attention from teachers to the methods of development of physical qualities of students. The teachers propose to improve the content of physical preparation to study and apply valuable foreign experience, development of new complex of exercises for evaluation physical preparation of students, including swimming, folk and outdoor games. The readiness for implementation of these prospects is confirmed by positive relation of most of teachers for their professional activity in the existing conditions in Iraq. The received data have theoretical and practical significance for improvement of physical preparation in schools of Iraq. Key words: students; middle and late school age; physical preparation; the Republic of Iraq. DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -3/4(155/156)-74-78