УДК 373.51
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕСПУБЛИКИ ИРАК И РОССИИ
© Федор Иванович СОБЯНИН
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры,
е-mail: [email protected] © Андрей Витальевич СКАБУК Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории и методики физической культуры, e-mail: [email protected] © Ал-Хасани Мустафа Хайдер Хуссейн Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории и методики физической культуры, e-mail: [email protected] © Ал-Джубури Салих Салим Салих Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории и методики физической культуры, e-mail: [email protected]
Произведено сравнение программ по физической культуре для учащихся среднего школьного возраста России и Республики Ирак. Основными методами научного исследования являются анализ и обобщение данных специальной литературы, электронных источников, сравнение, индукция и дедукция. Сравниваются программы по физической культуре под редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевича, программа Т.А. Набоковой для общеобразовательной школы г. Березовский Свердловской области и образовательная программа по физической культуре для учащихся среднего школьного возраста общеобразовательных школ Республики Ирак 2012 г. Исследование проведено на базе кафедры теории и методики физической культуры Белгородского государственного национального исследовательского университета (Россия, г. Белгород) и Университета в Багдаде (Республика Ирак, г. Багдад) с 2014 по 2016 г. В качестве конкретных предметов изучения образовательных программ по физической культуре для учащихся среднего школьного возраста были избраны: целеполагание программ как определение точки направленности их содержания; сочетание отдельных составляющих программ в единой структуре; наиболее характерные особенности, придающие специфику каждой отдельной из программ; направленность содержания программ по физической культуре в школе; нормативные требования к учащимся среднего школьного возраста, имеющиеся в содержании образовательных программ по физической культуре. Данные сравнительного анализа образовательных программ по физической культуре для учащихся среднего школьного возраста Ирака и России производятся впервые. Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение для дальнейшего совершенствования образовательного процесса по предмету «Физическая культура» не только для общеобразовательных учреждений в России и Ираке, но и для других стран.
Ключевые слова: учебная программа; физическая культура; учащиеся; Ирак; Россия.
DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -2(154)-55-61
В настоящее время научно-техническая революция, появление новых технологий в различных отраслях человеческой деятельности активно стимулируют развитие систе-
мы образования во всем мире. При этом между некоторыми странами отмечается тесное взаимодействие на взаимовыгодной основе в сфере науки и образования. Данный тезис в
ISSN 1810-0201. Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки
полной мере относится к развитию физкультурного образования в Республике Ирак и в России.
В сфере физкультурного образования уже на протяжении многих лет между этими странами существует определенная связь. По мнению некоторых ученых, обнаруживается существенное влияние теории и методики физкультурного образования России на аналогичное образование в Ираке [1]. Однако на протяжении последних лет в Ираке формируется собственная позиция в сфере развития физической культуры в стране и специфическое понимание того, как должно развиваться физкультурное образование в школе [1]. Поэтому вполне конкретный интерес представляет сравнение содержания образовательных программ по физической культуре для школ Ирака и России. В настоящей статье данный вопрос рассматривается на примере программного содержания по физической культуре для учащихся среднего школьного возраста.
Основными методами исследования в данной работе были сравнение, индукция, дедукция, анализ и обобщение материалов специальной литературы (56 источников), электронных источников (28 источников), а также изучение образовательных программ по физической культуре для школ Ирака и России. В работе исследовались особенности содержания учебной программы по физической культуре Республики Ирак 2012 г. выпуска, в сравнении с российскими программами [2]. Российские материалы представлены одной из наиболее популярных в последние годы в России программ по физической культуре для общеобразовательных школ под редакцией В.И. Ляха и А.А. Зданевича [3] и рабочей программой по физической культуре для учащихся 9 классов, которую составила учитель общеобразовательной школы № 16 г. Березовский Свердловской области на 2013/2014 учебный год [4]. Если первая российская программа представлена ведущими специалистами по методике физкультурного образования, то программа учителя является примером планирования физической культуры в школе в отдельно взятом российском регионе.
При конкретизации аспектов исследования в сравнительном плане были избраны следующие составляющие образовательных
программ: целеполагание программы, структура программы, характерное содержание программы, нормативные требования к учащимся среднего школьного возраста, особенности направленности занятий по физической культуре в школе.
Исследование проводилось в течение 2014-2016 гг. на базе факультета физической культуры Белгородского государственного национального исследовательского университета (Россия, г. Белгород) и Университета в Багдаде.
При сравнении программ на уровне «це-леполагания» (т. е. конкретности, точности формулировки цели программы) выгодно отличается программа под редакцией В.И. Ляха и А.А. Зданевича. Она представлена краткой и емкой категорией «физическая культура личности школьника». Под нею понимается способ и результат физкультурно-спортив-ной деятельности школьника, выраженный в показателях состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, мотивации к занятиям физической культурой, теоретической подготовленности в сфере физической культуры. Однако в этой программе оцениваются не все из перечисленных показателей, что несколько снижает ее ценность.
В рабочей программе учителя Т.А. Набоковой цель сформулирована так, что в ней выделяется, прежде всего, двигательное совершенствование, в котором наибольшее значение имеет формирование двигательных умений, навыков и развитие физических качеств, хотя в программе уделено определенное место и формированию знаний у учащихся по физической культуре.
Оригинальность цели в учебной программе по физической культуре для школ Республики Ирак, в отличие от российских программ, заключается в том, что она триедина. В ней нет одной узконаправленной или фундаментальной цели - она интегрирует в себе теоретическое овладение знаниями, двигательное совершенствование (формирование знаний, умений, развитие физических качеств) и психологическую подготовку. Этот последний компонент выгодно отличает ее от российских программ. Однако это больше похоже на совокупность задач, чем на цель.
Таблица 1
Особенности сравниваемых параметров программ по физической культуре для учащихся средних классов Ирака и России
№ п/п Сравниваемые параметры программ Особенности параметров образовательных программ по физической культуре для школ Ирака и России
Программа по физической культуре для среднего школьного возраста Республики Ирак(2012) Программа по физической культуре для школ России (В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2006) Рабочая программа по физической культуре для 9 класса на 2013/2014 учебный год (Т.А. Набокова, 2013)
1 2 3 4 5
1 Целеполагание (формулировка цели программы) Овладение знаниями о физической культуре, формирование психических структур, значимых для ребенка средствами физической культуры, овладение двигательными навыками Формирование физической культуры личности школьника Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха
2 Структура программы Глава 1. 1. Цели физической культуры для среднего школьного возраста. 2. Характеристика среднего школьного возраста. 3. Индивидуальные различия. 4. Педагогические понятия и основы. 5. Учитель физической культуры и его обязанности. 6. Планирование и организация урока физической культуры. 7. План-конспект урока. 8. Методы обучения в физической культуре. 9. Обратная связь в занятиях по физической культуре. 10. Спортивные травмы и способы их устранения. Глава 2. 1. Физические упражнения. 2. Внезапные движения. 3. Простые игры для развлечения. Глава 3. 1. Индивидуальные виды спорта. Легкая атлетика. Гимнастика. Ритмическая гимнастика. Настольный теннис. 2. Командные виды спорта. Футбол. Минифутбол. Волейбол. Баскетбол. Гандбол. Глава 4. 1. Организация конкурсов и спортивные выборы. 2. Расчет баллов у учащихся. 3. Фитнес-тесты для определения уровня физической подготовленности и выставления оценки. 4. Тесты для оценки спортивно-двигательных навыков с нормативами. Глава 5. 1. Устройство спортивных площадок. Правила спортивных игр. 2. Планы уроков физической культуры Раздел 2. 5-9 классы, включающий: задачи, уровень развития физической культуры учащихся. Часть 1. Уроки физической культуры (цели и задачи, методические указания, сетка часов, базовая и вариативная части). Часть 2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного времени. Часть 3. Внеклассная работа. Часть 4. Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия Раздел «Знания о физической культуре». Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности». Раздел «Физическое совершенствование» (включает физкультурно-оздоровительную деятельность, спортивно-оздоровительную деятельность с об-щеразвивающей направленностью, спортивно-оздоровительную деятельность с соревновательной направленностью, упражнения культурно-этнической направленности). Учебно-тематический план по «Физической культуре» 9 класс. Требования к результатам освоения предмета. Критерии и нормы оценки учащихся. Контрольно-измерительные материалы
Окончание таблицы 1
1 2 3 4 5
3 Характерное (методическое) содержание программы Включаются методические рекомендации, примерное количество часов и их распределение по занятиям, основы знаний, умений, формирование спортивной мотивации, развитие лидерства и умений коллективного взаимодействия, спортивное хобби, занятия спортом - футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, легкая атлетика, гимнастика Включаются методические рекомендации, примерное количество часов и их распределение по классам, основы знаний, умения и навыки приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля, подвижные игры, спортивные игры, гимнастика с акробатикой, легкая атлетика, элементы единоборств, лыжная подготовка, плавание. Программное содержание имеет две части: первая часть «базовая» предназначена для всех российских школ, а вторая «вариативная» строится с учетом региональных особенностей Методических рекомендаций нет, вместо них есть некоторые фрагменты по работе с программой в пояснительной записке. Имеется распределение учебных тем и часов в последовательном изучении предмета «Физическая культура». Описаны основы знаний, умений, навыков, способы организации самостоятельных занятий, умения из материала гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол), плавания, подвижных и обрядовых игр, национальных видов спорта
4 Нормативные требования 1. Требования к знаниям: иметь знания о подростковом возрасте, о правилах игр и составлении игровых планов, иметь разные знания о физической культуре и социологии. 2. Требования к психологической подготовке: формирование спортивных мотивов, развитие лидерских качеств и умений взаимодействовать в группе, удовлетворение потребностей в физической культуре, психологическая подготовка для школьных мероприятий. 3. Требования к двигательным навыкам и физическим качествам: развивать способность согласовывать движения, развивать основные естественные движения и формировать навыки в разных видах спорта, подбирать спортивное хобби в соответствии со своим возрастом. Выполнять нормативные требования по тестам-упражнениям: челночный бег 4x10 м, полуприсед без отягощений (количество раз) за 30 с, наклон вперед стоя на скамейке на гибкость, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, из положения лежа на спине подъем туловища за 30 с, бросок медицинского мяча весом 2 кг на дальность, прыжок в длину с места, бег на 30 м со старта Требования к уровню развития «физической культуры учащихся». 1. Необходимо знать: основы истории развития физической культуры в России, историю развития избранного вида спорта, педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и др. 2. Уметь технически правильно выполнять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, проводить самостоятельные занятия, разрабатывать индивидуальный двигательный режим, контролировать и регулировать функциональное состояние и др. 3. Демонстрировать уровень развития основных физических качеств в тестах-упражнениях: бег 30 м, челночный бег 3x10 м, прыжок в длину с места, 6-минутный бег (тест К. Купера), наклон вперед из положения сидя, подтягивание на высокой перекладине (юноши), подтягивание на низкой перекладине (девушки) Требования по предмету «Физическая культура» для школьников: 1. Необходимо знать и иметь представление о влиянии средств физической культуры на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и продолжительность жизни и др. 2. Уметь планировать и проводить индивидуальные занятия физической культурой, преодолевать полосы препятствий, выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки и др. 3. Демонстрировать уровень физической подготовленности по развитию основных физических качеств в тестах-упражнениях: бег 60 м с низкого старта, прыжки через скакалку в максимальном темпе, подтягивание из виса, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине руки за голову, кроссовый бег 2 км, передвижение на лыжах 2 км, гладкий бег 2 км (юноши), гладкий бег 1 км (девушки), последовательное выполнение кувырков, челночный бег 3x10 м
5 Направленность занятий Получение знаний, развитие физических качеств, развитие психики, направленность на раскрытие внутреннего потенциала учащихся, сочетание индивидуального и коллективного развития Всесторонняя гармоничная физическая и теоретическая подготовка Теоретическая и двигательная подготовка
При сравнении структуры учебной программы по физической культуре оказалось, что российские программы имеют более четкую и последовательную логику построения содержания. Так, в программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича (табл. 1) видно, как структура опирается на описание различных форм занятий физической культурой в школе: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного времени, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Такое построение позволяет конкретизировать особенности содержания физкультурных занятий в школе с различной направленностью. Причем в каждой форме занятий сразу предусмотрено описание методических указаний, разделов предмета, требований к результатам деятельности учащихся, критериев и нормативов для оценивания этой деятельности. Материал изложен системно и компактно.
В рабочей программе по физической культуре Т.А. Набоковой структура содержания предмета выстраивается на основе рассмотрения отдельных видов деятельности учащихся (освоение знаний, овладение способами физкультурной деятельности с направленностью на формирование умений самостоятельно заниматься физической культурой, физическое совершенствование с направленностью на оздоровление, спортивные занятия и упражнения с культурно-этнической направленностью, включающие народные подвижные игры и национальные виды спорта). К этим разделам добавляются план занятий, требования к результатам освоения учебного предмета, критерии и нормы оценивания учащихся и контрольно-измерительные материалы. Последовательность в построении структуры по названиям здесь выглядит немного усложненной в третьем разделе, а название второго раздела недостаточно точно отражает его предназначение.
В программе Республики Ирак очень разностороннее и насыщенное содержание, но требуется формулировка названия некоторых глав, что позволило бы скорректировать включение в них отдельных параграфов. Например, вопрос о планировании занятий встречается в главах № 1 и 5. Можно было бы их включить в одну главу под названием
«Планирование занятий физической культурой». Главы № 2 и 3 можно было бы объединить под названием «Средства физической культуры». В данной программе трудно сразу выявить единую логику построения разделов. Скорее всего, она выстраивается по принципу рассмотрения отдельных педагогических факторов, актуальных во время занятий физической культурой, а точнее - отдельных составляющих педагогической системы образовательного процесса по предмету «Физическая культура». Если это действительно так, то данный подход по сути является более фундаментальным, чем в российских программах, хотя он не реализован в полной мере в соответствии с замыслом.
Особенностью программы В.И. Ляха и А.А. Зданевича является разделение программы на две части - базовый компонент программы (общий для всех школ России) и вариативный (с учетом региональных особенностей). Эта идея была разработана еще в начале 1990-х гг. и до сих пор остается актуальной для российских школ.
Программа Т.А. Набоковой не имеет методических указаний, что значительно обедняет ее содержание. Кроме того, она меньше других программ по объему, потому что она является рабочей программой, рассчитанной лишь на один учебный год.
Российские программы по содержанию имеют еще одну отличительную особенность -в них не всегда включается игра «гандбол», но включаются «плавание» и «лыжный спорт», чего нет в программе Республики Ирак. Этот факт можно объяснить, скорее всего, возможностями материально-технического оснащения школ и различием климатических условий.
Что касается совпадения требований к учащимся по физической культуре, то во всех программах имеется оценка у учащихся знаний в области теории физической культуры, двигательных умений, уровня развития физических качеств. В то же время в программе не приводятся способы оценивания состояния здоровья, показателей физического развития учащихся среднего школьного возраста.
В целом российские программы по физической культуре разрабатывались на солидной научно-методической основе, они реализуются вполне успешно, хотя сущест-
ISSN 1810-0201. Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки
вуют определенные проблемы в теоретической, физической подготовке и формировании двигательных умений учащихся [5-7].
Отличие программы для школ Ирака в том, что в ней имеется требование к оцениванию психологической подготовленности учащихся. Однако вызывает интерес каким образом и как регулярно производить соответствующую диагностику в реальной практике в школах.
Еще один важный момент - это различия в оценке физических качеств. В программе для учащихся школ Ирака используется комплекс из восьми тестов-упражнений для оценки быстроты, ловкости, силы, гибкости, скоростно-силовых способностей. При этом скоростно-силовые способности оцениваются с помощью 4 тестов-упражнений. С точки зрения рациональности в этом нет большой необходимости. В то же время в комплексе тестов нет ни одного, который был бы направлен для оценки выносливости. Это значительный недостаток комплекса тестов, потому что измерение общей выносливости одновременно свидетельствует об общей физической работоспособности - важнейшем показателе жизнеспособности человека.
В российских программах тестов меньше, но в сумме они оценивают все базовые физические качества - силу, быстроту, ловкость, выносливость и гибкость. Например, в программе В.И. Ляха и А.А. Зданевича общая выносливость оценивается с помощью 6-минутного бега - это известный тест К. Купера. В другой программе для оценки выносливости применяется гладкий бег, кроссовый бег, передвижение на лыжах на дистанциях от 1 до 2 км. В программе Т.А. Набоковой нет теста на определение уровня гибкости, потому что она опиралась на мнение профессора А.П. Матвеева, считающего гибкость не физическим качеством, а лишь определенным состоянием опорно-двигательного аппарата [7].
Направленность занятий по физической культуре в российских программах ориентирована на теоретическую и физическую подготовку. В учебной программе Ирака направленность представлена шире за счет акцентирования внимания на психическом развитии детей, формировании навыков коллективной деятельности.
1. Российские учебные программы по физической культуре для среднего школьного возраста отличаются однозначной конкретизацией цели. В то же время программа по физической культуре школ Ирака выражается триединством, интегрирующем в себе теоретическую подготовку, двигательное совершенствование и психологическую подготовку, которой нет в российских программах.
2. Структура российских программ изложена систематично и компактно, чаще в них за основу берется последовательное описание форм занятий. В программе по физической культуре Республики Ирак в разделах и параграфах встречаются элементы повтора материала либо его разнородности. В целом ее содержание ориентировано на представления о педагогической системе.
3. Для содержания всех исследованных программ характерно описание теоретической подготовки по физической культуре, развития физических качеств, формирования двигательных умений. Отличие российских программ заключается в разделении материала на базовую и вариативную часть, включение в программу материала по плаванию, лыжному спорту, единоборствам. В программе по физической культуре Ирака отсутствует материал по плаванию, лыжному спорту и единоборствам, но имеется раздел по психологической подготовке учащихся средствами физической культуры.
4. Нормативные требования между программами имеют заметные отличия. Российские программы содержат тесты для всех базовых физических качеств, а в программе Республики Ирак нет тестов-упражнений на оценку общей выносливости.
5. Направленность занятий физической культурой в среднем школьном возрасте в российских программах определяется как физическая и теоретическая подготовка, а в иракской программе физическая и теоретическая подготовка интегрируется с психологической подготовкой учащихся с помощью средств физической культуры.
Список литературы
1. Аль Баттауй Газван Азиз Мухсен. Национальные особенности становления и развития системы физического воспитания в Ираке: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2015.
2. tä'jj^ .SJb/(4Jauiji«ll Ajj-äbjll A-ujjll (_>BJ.1« JLIIJ (jüiÄ ^JjSlI ¿Je. I_jjISJI ¿ill JJC. i-iür.; jJilS .o» 192- 2012 ( 4-Ull 1-L (jjjä.1 J
URL: www.iraqicurricula.org (accessed: 02.12.2015).
3. Комплексная программа физического воспитания. 1-11 классы / сост. В.И. Лях, А. А. Зда-невич. М., 2006.
4. Рабочая программа по физической культуре на 2013/2014 учебный год. 9 класс / сост. Т.А. Набокова. Березовский, 2013.
5. Собянин Ф.И. О преподавании в школе основ теории физической культуры // Физическая культура в школе. 2007. № 1. С. 17-20.
6. Собянин Ф.И., Миронова Т.А., Быченкова М.Г., Фазенда Нелсон Пиреш // Культура физическая и здоровье. 2009. № 3 (22). С. 35-38.
7. Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997.
References
1. Al' Battauy Gazvan Aziz Mukhsen. Natsional'nye osobennosti stanovleniya i razvitiya sistemy fizicheskogo vospitaniya v Irake. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Tambov, 2015.
2. J Jj jjj Jl 4j^IjjJ| (Aii.j^Jl
jj' jljj Jl jj Jl ,Uili .c-
^ l ^ Jl ^ ^ jjS Jl ^ ùjj^Ij
jl^i j(4jjj>JI <uU Jl J ) 2012 -192
Available at: www.iraqicurricula.org (accessed 02.12.2015)
3. Lyakh V.I., Zdanevich A.A. (eds.).
Kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya. 1-11 klassy. Moscow, 2006.
4. Nabokova T.A. Rabochaya programma po fizicheskoy kul'ture na 2013-2014 uchebnyy god. 9 klass. Berezovskiy, 2013.
5. Sobyanin F.I. O prepodavanii v shkole osnov teorii fizicheskoy kul'tury. Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical education in school, 2007, no. 1, pp. 17-20.
6. Sobyanin F.I., Mironova T.A., Bychenkova M.G., Fazenda Nelson Piresh. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e - Physical culture and health, 2009, no. 3 (22), pp. 35-38.
7. Matveev A.P. Teoretiko-metodologicheskie os-novy formirovaniya uchebnogo predmeta "Fizicheskaya kul'tura" v obshcheobrazovatel'noy shkole. Avtoreferat dissertatsii ... doktora pedagogicheskikh nauk. Moscow, 1997.
Поступила в редакцию 15.02.2016 г. Received 15 February 2016
UDC 373.51
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF PROGRAM CONTENT ON PHYSICAL TRAINING FOR MIDDLE SCHOOL AGE PUPILS OF REPUBLIC OF IRAQ AND RUSSIA
Fedor Ivanovich SOBYANIN, Belgorod National Research University, Belgorod, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor of Theory and Methods of Physical Training Department, e-mail: [email protected]
Andrey Vitalevich SKABUK, Belgorod National Research University, Belgorod, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory and Methods of Physical Training Department, e-mail: [email protected]
Al-Hasani Mustafa Hayder Husseyn, Belgorod National Research University, Belgorod, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory and Methods of Physical Training Department, e-mail: [email protected]
Al-Dzhuburi Salih Salim Salih, Belgorod National Research University, Belgorod, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory and Methods of Physical Training Department, e-mail: [email protected]
The programs on physical training for middle school age pupils of Russia and Republic of Iraq are compared. The basic research methods are analysis and generalization of books on specialized subjects, electronic sources, comparison, induction and deduction. The programs on physical training edited by V.I. Lyakh, A.A. Zdanevich, program of T.A. Nabokova for comprehensive school, Berezovsk city of Sverdlovsk oblast and educational program on physical training for middle school age pupils of comprehensive school of Republic of Iraq in 2012 are compared. The research is carried out basing on Theory and Methods of Physical Training Department of Belgorod National Research University and Baghdad University (Republic of Iraq, Baghdad) from 2014 until 2016. As concrete object of studying educational programs for middle school age pupils were chosen: targeting programs as direction point of their content; union of different parts of programs in one structure; the most characteristic peculiarities, giving specifics to every program; the direction of content on physical training at school; normative requirements for students of middle age, included in educational programs on physical training. The data of comparative analysis of educational programs on physical training for students of middle school age of Iraq and Russia are held for the first time. The results of research are of theoretical and practical significance for further educational process improvement on subject Physical education not only for general educational institutes of Russia and Iraq but also for other countries.
Key words: educational program; physical training; students; Iraq; Russia. DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -2(154)-55-61