Запорожанова, В.Н. Платонова. - Киев: Здоровье, культура и спорт» и экспертные технологии (Сооб-
1985. - 192 с. щение первое) // Теория и практика физической
17. Хасин Л. А., Бурьян С.Б., Минков С.В., Рафа- культуры. - 1996. - №4. - С. 7-11.
лович А.Б. Информатизация отрасли «Физическая
Аксенов Максим Олегович, кандидат педагогических наук, заведующий научной лабораторией БГУ «Инновационные технологии подготовки спортсменов». Адрес: 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
E-mail: [email protected]
Aksenov Maxim Olegovich, candidate of pedagogical sciences, head of scientific laboratory «Innovative technologies of training of sportsmen», Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24а.
Тапхаров Михаил Викторович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научной лаборатории БГУ «Инновационные технологии подготовки спортсменов». Адрес: 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
Tapkharov Michael Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, senior scientific fellow, scientific laboratory «Innovative technologies of training of sportsmen», Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24а.
Айсуев Лубсандоржи Дугарович, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания БГУ. Адрес: 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 21-69-89.
Aisuev Lubsandorzhi Dugarovich, candidate of pedagogical sciences, head of department of physical education, BSU. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24а.
Атутов Андрей Петрович, старший преподаватель кафедры физического воспитания БГУ, заместитель декана по спортивно массовой работе ФЭУ. Адрес: 670000, Улан-Удэ, ул Смолина, 24а. Тел. 21-07-33.
Atutov Andrey Petrovich, senior lecturer, department of physical education, associate Dean on sports and mass work, faculty of economy and gement Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24а.
УДК 796.32
B.C. Астафьев, Л.М. Верещагина
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕВОЧЕК-ВОЛЕЙБОЛИСТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ГНП ДЮСШ
Статья посвящена изучению проблемы комплексного формирования доступных педагогических умений девочек, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах, определен исходный уровень исследуемых показателей, разработана методика формирования доступных педагогических умений.
Ключевые слова: доступные педагогические умения, техника, методика, метод, модель.
V.S. Astafyev, L.M. Vereshchagina
METHODS OF FORMATION OF PEDAGOGICAL SKILLS
OF GIRLS - VOLLEYBALL PLAYERS WHO GO IN FOR GNP YOUTH SPORTS SCHOOL
The paper is devoted to the study of the problem of complex formation of available pedagogical skills of girls involved in youth sports schools, the study has defined the initial level of researched indices, it has developed a method of formation of the available pedagogical skills.
Keywords: available pedagogical skills, technique, methodology, method, model.
Актуальность исследования обусловлена социальными факторами общественного развития, главным из которых является изменение ориентации развития личности человека на всесторонность и гармонизацию. Развитие общества и связанные с ним преобразования выявили необходимость осуществления перехода от авторитарного подхода педагогического руководства к демократическому, что предполагает включение
самого ребенка в образовательный процесс (Глушак A.A., 1971; Аксенов A.C., 2005; Ануш-кевич Н.В., 2002). От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у школьников, зависит будущее страны. При этом должны создаваться условия для самоопределения школьников, для раскрытия его природных способностей и их реализации в учебном процессе и по-
вседневной жизни (Щуркова Н . Е . , 1 997; Вое -триков А . А . , 2003).
До сих пор до конца не осознана общественная значимость физической культуры для фор -мирования личностных качеств школьника . Эф -фективным методом формирования разносторонне подготовленной личности ребенка являются занятия в спортивных секциях (Саму-сенков О И. , 1 999; Болонов Г .П. , 2003). В программах детско-юношеских спортивных школ достаточно полно изложена разработанная и обоснованная система обучения двигательным действиям, подкрепленная специальными исследованиями .
Задачи исследования:
1 . Выявить комплекс доступных педагоги -ческих умений для девочек, занимающихся в группах начальной подготовки в ДЮСШ .
2 . Определить исходный уровень иссле -дуемых показателей .
3 . Разработать методику формирования доступных педагогических умений .
Отбор доступных педагогических умений для девочек.
Перед началом отбора доступных педагогических умений для девочек 9 -10 лет на основе исследования литературных данных был выделен комплекс педагогических умений, который упоминают в своих работах разные авторы. Все педагогические умения классифицируются следующим образом :
♦ коммуникативные - межличностное об -щение со сверстниками и взрослыми ;
♦ информационные - четкое изложение теоретического материала;
♦ организаторские - подготовка, организация и проведение тренировочного занятия ;
♦ гностические - осмысление теоретического и практического учебного материала, постановка задач тренировочного занятия, выбор адекватных средств и методов , подведение итогов тренировочного занятия ;
♦ конструктивные - формирование тренировочных планов , тренировочной нагрузки, построение тренировочного занятия .
Представленные педагогические умения в полном объеме доступны студентам педагогических факультетов , однако вопрос о доступности для детей школьного возраста остается откры -тым .
Из указанных педагогических умений были отобраны элементы , доступные для девочек .
Отбор доступных элементов педагогических умений для девочек проведен на основании экспертной оценки во время проведения педагоги-
ческих наблюдений за тренировочными занятиями девочек . В экспертизе участвовало четыре квалифицированных специалиста по волейболу
- тренеры ДЮСШ .
Девочкам давалось задание самостоятельно подготовить , организовать и провести тренировочное занятие по волейболу. При этом они должны были поставить задачи тренировки, изложить теоретический материал, подобрать тренировочные упражнения и в конце тренировки кратко подвести итоги занятия . Педагогические наблюдения за данным процессом проводились по специально разработанной схеме . Выполне -ние каждого педагогического элемента отмечалось в протоколе, и затем выводилась суммар -ная величина использования данного элемента педагогического умения . Элементы, имеющие наибольшие суммарные показатели, были отобраны для дальнейшего использования и обучения им девочек экспериментальной группы .
В качестве доступных для девочек были отобраны следующие педагогические умения :
• гностические - знания терминологии волейбола, основных требований к выполнению технических действий, выявление ошибок техники, исправление ошибок ;
• коммуникативные - доброжелательность в общении, спокойный тон общения, умение устранять назревающие конфликты ;
• информационные - предупреждение ошибок в выполнении технического действия, уточнение выполнения элементов техники, исправление ошибки, оценивание выполнения технического действия .
Гностические умения были выделены в две группы :
- гностические умения I (элементарные знания в области волейбола; общие представления о технических показателях волейбола; умения сравнивать разное по технике выполнение элементов волейбола) ,
- гностические умения II (умение находить ошибку в выполнении технического действия партнера, выявить причины ошибки партнера в выполне □ ИИ технического приема, определить способ исправления ошибки партнера в выполнении технического действия).
Модель обучения девочек элементам техники волейбола
В процессе проведения указанных разделов осуществлялось обучение элементам доступных педагогических умений .
Схема 1
Основные положения методики формирования доступных педагогических умений
1. Обучение знаниями по волейболу
2. Создание общего представления о технических показателях волейбола
3. Умение сравнивать разное выполнение элементов волейбола
4. Умение находить ошибку в выполнении технического действия партнера
5. Выявление причины ошибки в выполнении технического приема
6. Определение способа исправления ошибки в выполнении технического действия
7. Нахождение термина, способствующего устранению технической ошибки выполнения элемента волейбола
8. Обучение умению своевременно применять педагогические умения в процессе взаимообучения
Этапы формирования доступных педагогических умений
На основании разработанных положений была разработана методика формирования доступных педагогических умений для девочек, которая использовалась в основной части тренировочного занятия.
Первый этап - обучение гностическим умениям I:
- обучение элементарным знаниям в области волейбола;
- создание общего представления о технических показателях волейбола;
- формирования умения сравнивать разное по технике выполнения элементов волейбола.
Второй этап - обучение гностическим умениям II:
- формирование умения находить ошибку в выполнении технического действия партнера;
- формирование умения выявить причины ошибки партнера в выполнении технического приема;
- обучение определению способа исправления ошибки партнера в выполнении технического действия.
Третий этап - обучение информационным и коммуникативным умениям:
- обучение нахождению термина, способствующего устранению технической ошибки партнера при выполнении элемента волейбола;
- обучение навыкам доброжелательности в общении, использованию спокойного тона общения, умение устранять назревающие конфликты;
- обучение своевременному применению информационных умений (использованию необходимого педагогического элемента).
Разработанная последовательность использования разных педагогических умений логически выстроена с учетом возрастных особенностей девочек, опубликованных данных разных
авторов по формированию умений в разных видах деятельности, а также на основании дидактического принципа «от простого к сложному».
Методика формирования педагогических умений девочек имеет следующие основные задачи:
• активизация стремлений девочек к ведению умений и развитию индивидуальных особенностей своей личности средствами физической культуры;
• овладение девочками навыками использовать элементы умений в своей повседневной жизни;
• внедрение полученных девочками знаний, умений и педагогических умений в повседневную (внешкольную) деятельность.
Методика формирования педагогических умений представляет целостную систему, опирающуюся на следующие положения:
1. Системность формирования педагогических умений.
2. Формирование педагогических умений на основе культурологических стремлений, социально значимых личностных показателей и наиболее сформированных педагогических умений.
3. Комплексное воздействие на личность девочек, включающее овладение системой необходимых знаний, физические упражнения, выполнение гигиенических мероприятий.
4. Оснащение методики формирования педагогических умений факторами, способствующими активизации учебной деятельности.
В содержание занятий секции по формированию педагогических умений входят: название темы занятия, психофизическая разминка, методика проведения занятия и его особенности, тренировочные упражнения, подведение итогов занятия, задания по самостоятельной отработке полученных на занятии знаний и педагогических умений.
Организационные мероприятия, способствующие формированию педагогических умений девочек
Для целенаправленного формирования педагогических умений необходимо провести ряд организационных и информационных мероприятий, усиливающих эффективность учебнопедагогического процесса.
Необходимо обратить внимание, что организационные мероприятия составляют целостную систему формирования педагогических умений и имеют существенное значение в этом процессе. Отбор представленных организационных мероприятий осуществлен на основе изучения литературных источников по формированию навыков и умений в различных видах деятельности человека.
На учебно-тренировочном занятии формирование педагогических умений происходило по следующей схеме:
1. Знакомство с изучаемым двигательным действием:
- создание зрительно-логического представления о способе его выполнения (Щуркова Н.Е., 1997) (учащиеся смотрят выполнение тренером технического действия).
2. Усвоение названия технического приема или определение двигательного действия. Например: Перемещения - способы передвижения игроков по площадке для выполнения технических приемов и тактических действий. Проводится опрос 2-3-х девочек, по усвоению определения изучаемого действия формируется гностическое умение. Ставится основная задача, которую следует решить двигательным действием. Например, блок - преградить путь мячу после нападающего удара над сеткой.
3. Опробование выполнения технического приема или двигательного действия детьми.
4. После этого тренер предлагает продемонстрировать выполнение двигательного действия двум девочкам: одна - с наиболее ярко выраженными ошибками, другая с техникой выполнения, приближенной к эталону (если нет такой девочки, то второй показ выполняет тренер). Девочки сравнивают два варианта исполнения и стараются найти в исполнении разницу, т.е. выявить ошибку, - формируется гностическое умение увидеть ошибку при выполнении двигательного действия.
5. Фронтальное исполнение детьми изучаемого двигательного действия под наблюдением тренера - формируется двигательное умение.
6. Повторяется выполнение пункта 4. После этого происходит обсуждение увиденных оши-
бок и выявление основных. Можно использовать поисковый метод, если дети затрудняются ответить, то тренер сам сообщает значимые ошибки и менее значимые, чтобы не снижать показатель двигательной активности. Тренер сообщает способы устранения этих ошибок и методом опроса закрепляет знания по способу исправления ошибок.
7. По результатам педагогических наблюдений тренером составляются пары по принципу: хорошо исполняющая девочка - с девочкой, выполняющей двигательное действие с ошибками. Дается выполнять задание в парах поочередно, чтобы девочка могла одновременно формировать только одно умение - выявлять ошибку, сообщать о способах исправления ошибки после выполнения двигательного действия. Тренер должен контролировать все пары, всю информацию, исходящую от «учителей», так как в этот период формируются коммуникативные умения и совершенствуются гностические и информационные. Тренер корректирует тон информации, терминологию.
8. Повторяется выполнение пункта 4. Затем тренер дает задание на выявление одной ошибки. При повторном исполнении девочкой, допускающей эту ошибку, тренером в момент выполнения даются словесные сигналы по исключению ошибки. Учащимся наглядно демонстрируется эффективность словесных сигналов и они знакомятся с информационными умениями. Дети повторяют краткие термины словесных сигналов, например: «правая впереди!», «согни колени!», «плечи вперед!», «шире стойка!», «выше голову!» и т.д. (По мере освоения и осознания детьми значения терминов их можно сокращать до одного слова: «голову!», «ниже!», «колени!»).
9. Занимающиеся в этих парах выполняют двигательные действия одновременно, стараясь в момент выполнения двигательного действия подругой, предупредить об ошибке.
В период отдыха, между серией упражнения расширяются знания, накапливается запас терминов, уточняются способы исправления ошибок, подбираются методы и средства их исключения.
Пары в зависимости от изучаемого материала должны меняться, чтобы все занимающиеся выполняли роль «учителя» и роль «ученика», так как у всех детей есть ошибки на начальном этапе разучивания двигательного действия.
Классификация методов формирования педагогических умений
1. Методы организации и осуществления учебно-познавателъной деятелъности:
• самостоятельная работа учащихся;
• учебная работа под руководством учителя;
• словесные методы;
• индуктивные, репродуктивные и дедуктивные методы;
• аналитические методы;
• поисковые методы.
2. Методы стимулирования изучения познавательных упражнений;
• создание ситуаций эмоциональнонравственного переживания;
Реализация методов контроля в учении.
В качестве методов контроля использовали: индивидуальный опрос; фронтальный опрос; устный экзамен; контрольное выполнение педагогических умений.
Метод опроса направлен на формирование педагогических умений, сопряженных с самосовершенствованием. Проводился в двух формах:
• при блицопросах, сопровождающих выполнение заданий тренера секции;
• создание ситуаций занимательности и опоры на жизненный опыт; создание ситуаций познавательной новизны.
3. Методы стимулирования долга и ответственности в учении:
• убеждение в значимости учения;
• предъявление требований;
• упражнения по выполнению требований;
• поощрение в учении;
• порицание недостатков в учении.
4. Методы контроля и самоконтроля в учении:
• индивидуальный опрос;
• фронтальный опрос;
• устные экзамены;
• контрольное выполнение упражнений, корреспондирующих с элементами умений.
Таблица 1
• при расширенных опросах, когда учащиеся по очереди вызываются для устных или практических ответов.
Индивидуальный опрос позволял вносить немедленные коррективы в учебный процесс, помогал выявить недостатки в освоении учебного материала.
Метод фронтального опроса направлен на формирование педагогических умений, сопряженных с самосовершенствованием. При использовании метода применяли построения в шеренгу, что позволяло всем учащимся ответить
Методы организации учебно-педагогического процесса
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования учения Методы стимулирования долга и ответственности в учении Методы контроля в учении
Самостоятельная работа учащихся Познавательные упражнения Убеждение в значимости учения Индивидуальный опрос
Учебная работа под руководством учителя Создание ситуаций эмоциональнонравственного переживания Предъявление требований Фронтальный опрос
Словесные методы Создание ситуаций занимательности и опоры на жизненный опыт Упражнение в выполнении требований Устные экзамены
Индуктивные, репродуктивные и дедуктивные методы Создание ситуаций познавательной новизны Поощрение в учении Контрольное выполнение упражнений с элементами умений
Аналитические методы Порицание недостатков в учении
Поисковые методы
на поставленные вопросы. Преимущество метода состоит в том, что все учащиеся сопоставляют верные и неверные ответы на разные вопросы, касающиеся разных педагогических умений.
Не всегда метод фронтального опроса приемлем на занятии в ДЮСШ по волейболу. Это связано, в первую очередь, с тем, что ответы занимающихся могут носить однотипный характер, и даже неверные ответы могут поддерживаться, если их высказывает большинство занимающихся. Этот феномен достаточно полно освещен в специальной литературе и должен учитываться при использовании метода фронтального опроса девочек.
Метод устных экзаменов проводился по всем разделам, входящим в содержание умений. Данный метод использовался в сочетании с методом контрольного выполнения педагогических умений. В начале экзамена (который проводился два раза в учебный год) учащиеся отвечали на устные вопросы. Учитывались полнота ответов, адекватность ответа поставленному вопросу, нестандартность мышления. После устных ответов учащиеся демонстрировали практические навыки владения элементами умений. Использование устных экзаменов и контрольного выполнения педагогических умений стимулирует самосовершенствование, познавательные интересы и общение учащихся.
Программа формирования педагогических умений девочек 9-10 лет использовалась на протяжении двух лет, на каждом занятии секции ДЮСШ в экспериментальных группах.
Литература
1. Аксенов A.C. Спортивные игры на совре-
менном этапе // Роль физической культуры для здоровья подрастающего поколения: материалы регион. науч.-практ. конф. - Благовещенск, 2005. -
С. 2-4.
2. Алекшинская Е.С. Проблема диагностики педагогических способностей. - М.: Просвещение, 2003. - 144 с.
3. Анушкевич Н.В. Индивидуализация физического воспитания школьников // Физическая культура и спорт в современных условиях: теория, практика, перспективы: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Омск, 2002. - С. 78-82.
4. Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения: программа закаливания, оздоровления, организация игр, секций, досуга. - М.: Сфера, 2003. - 324с.
5. Власова Ж.Н., Жукова Т.А., Борисов В.В. Курс лекций по дисциплине «Физическая культура».
- Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. - 146 с.
6. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения. - М.: Изд-во МГУ, 1968. - 120 с.
7. Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различных видах спорта: метод. реком. -М., 1997. - 50 с.
8. Губа В.П., Строева ИВ. Разработка комплекса упражнений, направленного на повышение физической подготовленности детей младшего школьного возраста // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы X науч.-практ. конф. - Коломна, 2000. - С. 44.
9. Лубышева Л.И. Концепция физического воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №1. - С. 11-17.
10. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. - М., 2000. - 112 с.
Астафьев Виктор Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, судья всероссийской категории по волейболу. г. Чита, ул. Бабушкина, 129.
Astafyev Victor Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department of sports disciplines, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University, a national category referee for volleyball. Chita, Babushkin str., 129.
Верещагина Лариса Михайловна, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. г. Чита, ул. Бабушкина, 129.
Vereshchagina Larisa Mikhailovna, senior lecturer, department of sports disciplines, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University. Chita, Babushkin str., 129.