ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СДЮСШОР
Т.И. БУЛЫЧЕВА, СДЮСШОР «Авангард», г. Коломна
Аннотация
Изучались оптимальные методы обучения техникотактическим действиям баскетболисток младшего школьного возраста. Основная цель тренировочного процесса - пополнение запаса двигательных навыков, необходимых в спортивной деятельности. В результате эксперимента наблюдалось существенное улучшение навыков, выразившееся в повышении спортивной результативности
испытуемых.
Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, теоретическая подготовка, педагогические умения, учебно-тренировочный процесс.
Abstract
Optimum methods of training to technical and tactical actions in younger school age female basketball players were studied. The basic purpose of training process - updating of a stock of the motor skills necessary in sports activity. As a result of experiment the substantial improvement of the skills which have expressed in increase of sports productivity of examinees was observed.
Key words: technical and tactical training, theoretical skills, pedagogic skills, learning and training process.
Вводная часть
Баскетбол привлекает своим разнообразием техникотактических приемов, одновременно - коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является, по мнению многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития. Овладение технико-тактическим действиям - обязательное условие на пути к повышению спортивных достижений. Юные спортсмены продолжают систематически работать над улучшением своего технического мастерства. Это объясняется тем, что ни один из великих спортсменов не достигал такой идеальной для себя техники, которая не требовала бы дальнейшего совершенствования. При обучении технико-тактическим действиям необходимо планировать тренировочный процесс, пополнять фонд двигательных умений и навыков, полезных в жизни и в спортивной практике, руководствоваться рядом положений. Во-первых, тренировочные занятия по направленности и степени трудности должны строго соответствовать задачам и особенностям построения начального этапа подготовки, освоенному диапазону двигательных навыков. Во-вторых, учитывать возрастные особенности физического развития юного спортсмена [1, 2, 3, 10].
Повсеместная профессионализация российского баскетбола, тенденция притока ведущих спортсменов из-за рубежа, многолетние неудачи сборной страны на международных соревнованиях все острее ставят проблему повышения динамичности и эффективности подготовки квалифицированного резерва. Для решения данной задачи необходимо планомерно готовить спортивные резервы на уровне современных требований, особенно среди женских команд, позиции которых за последние годы значительно ослабли [4, 5, 7, 9, 10, 11, 12].
Анализ научно-методической литературы позволяет утверждать, что сложившаяся годами универсальная
методика обучения техническим приемам и тактическим действиям игры в баскетбол страдает существенными недостатками. Так, недостаточно исследована проблема новых комплексных форм физического воспитания, позволяющих заполнить пробел в освоении техникотактической подготовки юных баскетболисток, занимающихся в СДЮСШОР.
Цель и задачи исследования
Разработать методику обучения технико-тактическим действиям баскетбола девочек младшего школьного возраста в СДЮСШОР в результате формирования у них педагогических умений.
Методология и методы исследования
В настоящее время недостаточно разработана методика по обучению технико-тактическим действиям. В своей работе мы отводим важную роль в разрешении данной проблемы педагогическим умениям. Формирование педагогических умений у девочек младшего школьного возраста является эффективным методом достижения качественного освоения технических приемов и тактических действий. Считаем, что игра в «учителя» многими забыта, что лишает детей самостоятельности, не дает возможности проявить себя как личность, поэтому предлагаем методику формирования педагогических умений у детей младшего школьного возраста с целью качественного обучения технико-тактическим навыкам. Для этого необходимо серьезное отношение к теоретической подготовке. Ученик должен думать, как выполнить движения, каким образом связывать их между собой. Следовательно, в основе сохранения умения лежит память. Достаточно забыть какую-либо деталь, и правильность движений нарушается. То же произойдет и при каком-либо сбивающем факторе внешней среды -ученик отвлекся, и снова нарушение в технике. Чтобы
ІШ)
сделать умение прочным, надо закрепить его на практике [1, 2, 3, 4, 5, 7, 8].
Одна из причин трудностей при подготовке спортивного резерва - неспособность тренера дать самостоятельность, возможность побыть на месте «тренера» своим маленьким спортсменам, которые бы смогли эффективнее осваивать разучиваемый материал и добиваться больших успехов на спортивных площадках различного уровня, а в последующем - пополнить ряды мастеров своего дела [2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].
Результаты исследования и их обсуждение
Оценочный уровень по ранговому коэффициенту корреляции Спирмена выявил педагогические умения, имеющие значение сильной статистической взаимосвязи как факторы эффективности повышения обучения технико-тактическим действиям баскетбола.
Мы определили на первом месте гностические умения, на втором - коммуникативные, на третьем - аналитические, на четвертом - конструктивные, на пятом -прогностические согласно коэффициенту детерминации.
Проведенный анализ по выявлению значимых педагогических умений, способствующих эффективному освоению техники и тактики игры в баскетбол, показал, что существенно изменились показатели по техникотактическим действиям игры в баскетбол. Например, игровые комбинации были разучены и совершенствовались в игре в результате сформированных прогностических умений. Выделены три игровые комбинации, которые необходимы на предварительном этапе подготовки: освобождение от опеки защитника для получения мяча; передай мяч и выходи; взаимодействие двух игроков с передачами, ловлей, ведением. Перед игрой девочки сами прогнозировали составы команд для предстоящих взаимодействий, а также во время игры предугадывали возможные игровые комбинации.
Уровень освоения прогностических умений фиксировался по результатам игр в мини-баскетбол. Мы отмечали, что в конце первого года обучения в КГ результат с игр был лучше - 20 очков, в ЭГ результат - 18 очков, но по технике приемов, таким, как ловля мяча, передача мяча и др., девочки из ЭГ отличались от КГ. В конце эксперимента девочки из ЭГ улучшили свой результат на 12% по отношению к КГ (см. рисунок).
Динамика показателей прогностических умений
Также прослеживается динамика в показателях других приемов и действий в баскетболе в результате формирования у девочек педагогических умений.
Педагогические умения состоят из знаний, которые девочки получают из теории. В систему педагогических умений входят компоненты умений, которыми должны обладать девочки 9-11 лет, чтобы достигнуть качественного выполнения технических приемов.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта можно представить следующие компоненты умений:
• умение переносить знания, выносить решения в условиях новой ситуации;
• умение находить новое решение;
• умение создавать и конструировать новые элементы;
• умение по изучению личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и определению доминирующей задачи;
• умение построить и привести в действие поставленные задачи;
• умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами, приводить их в действие;
• умение учета и оценки результатов деятельности, самоанализ и анализ образовательного процесса;
• умение заниматься самообразовательной деятельностью.
Отбор компонентов педагогических умений для девочек 9-11 лет проведен на основании экспертной оценки во время проведения педагогических наблюдений за девочками 9-11 лет на занятиях. Нами были отобраны приемлемые компоненты педагогических умений:
1) умение переносить знания, способность девочек излагать теоретический материал по изученному техническому элементу. Практика показала, что незнание теории выполнения двигательного действия ведет к тому, что девочки, переходя на обучение следующего технического элемента, забывают технику выполнения предыдущего, а двигательный навык еще не выработан;
2) умение использовать полученные знания в области правил и терминологии баскетбола, что помогает улучшать результаты практических занятий и соревнований;
ШШ)
3) умение создавать и конструировать новые элементы, взаимодействие и применение игровых комбинаций;
4) умение выделять и устанавливать взаимосвязи; сотрудничество, взаимообучение - неотъемлемая часть учебного процесса, влияющая на эффективность обучения;
5) умение учета и оценки результатов деятельности, самоанализ и анализ образовательного процесса; умение заниматься самообразовательной деятельностью - неотъемлемая часть тренировочного процесса, ведущая к закреплению изученного теоретического и практического материалов.
Девочки по заданию тренера самостоятельно готовили одну из частей учебно-тренировочного занятия. Вводная
Компоненты педагогических умений способствуют освоению теоретических знаний в технико-тактической подготовке девочками 9-11 лет - это правильное объяснение задания, выявление ошибок, их исправление; умение наблюдать за действиями во время учебного процесса, анализировать, подводить итоги; умение проектировать содержание занятия; умение контактировать со своими сверстниками, оценивать выполнение действия; конструирование девочками новых комбинаций, схожих с разучиваемыми на тренировочных занятиях, и применение их в игровой практике. Систему изучения отдельного технического элемента баскетбола можно представить в схеме: технический элемент - педагогическое умение -двигательное умение - двигательный навык.
В учебно-тренировочном процессе мы использовали компоненты педагогических умений, которые способствовали эффективному обучению технико-тактическим действиям. Девочки отрабатывали домашнее задание, самостоятельно придумывали упражнения, которые с легкостью показывали на тренировках, тем самым повышая эмоциональность и активность тренировочного процесса.
Уровень обучения теоретическим знаниям в области баскетбола в целом (история баскетбола, знания о технике выполнения приема) и техническим элементам («ведение мяча», «передача мяча») нами контролировал-
часть - теоретические сведения, комплекс упражнений для разминки с мячом и без мяча. Основная часть -объяснения главной и второстепенных задач; показ; опробование; разделение группы по парам, тройкам; демонстрация лучшего показа по выполнению технического приема; заключительная часть - разученные технические элементы опробуются в игровых моментах с применением тактических действий, проводится обсуждение тренировки, анализ.
Педагогический эксперимент проводился по специально разработанной схеме. Схема состояла из педагогических умений и частей учебно-тренировочных занятий с включением домашнего задания. Схема представлена в таблице.
ся и изучался в результате формирования гностических умений. Обучение техническим приемам и закрепление их в эстафетах контролировали и изучали в результате сформированных аналитических умений. Уровень обучения техническим и тактическим действиям баскетбола был разучен и совершенствовался в игровых комбинациях в результате сформированных прогностических умений. Совершенствование игровых комбинаций и контроль за правильным выполнением технико-тактических действий проходил в тренировочных играх в результате коммуникативных умений. Для самостоятельного принятия решения в игровой деятельности мы использовали конструктивные умения.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому ребенку при условии целенаправленной работы. Таким условием является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности [1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 12].
Выводы
Обучение технико-тактическим действиям баскетбола девочек младшего школьного возраста в СДЮСШОР в результате формирования у них педагогических умений способствует эффективному и качественному освоению игры в баскетбол.
Схема построения учебно-тренировочных занятий по баскетболу с элементами педагогических умений и их доступности для девочек 9-11 лет
Части учебно-тренировочного занятия Компоненты педагогических умений
Вводная часть: теоретические сведения, разминка Четкое изложение теоретического материала одного из технических приемов; необходимые знания терминологии баскетбола
Основная часть, состоящая из теории, - объяснение главной и второстепенных задач; показа, опробования; игровой практики, включающей в себя отработку технического приема Выбор средств, выбор тренировочной нагрузки. Взаимодействие девочек друг с другом; создание общего представления о технике баскетбола; умение правильно выполнить технический прием, увидеть ошибку в выполнении
Заключительная часть: анализ проведенного занятия, заминка Рассуждения вслух; диалог между детьми о правильности подбора упражнений; умение сопровождать показ с объяснением
Домашнее задание: самостоятельная работа, просмотр видеозаписи, применение разученных элементов в подвижных играх вне спортивной школы Взаимодействие с детьми вне школы; самостоятельные игры с элементами баскетбола; ознакомление с правилами соревнований по баскетболу
ІШ)
Литература
1. Бальсевич В.К. Новые направления в развитии теории и технологии физического воспитания и спортивной подготовки / В.К. Бальсевич // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. между-нар. конгресса. - М., 1998. - Т. 1. - С. 209-210.
2. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский; под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцин-ковской. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «Модек», 1997. - 574 с.
3. Булычева Т.И. Технология формирования педагогических умений у девочек 9-11 лет на занятиях в спортивной секции по баскетболу / Т.И. Булычева // XVIII Международная науч.-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире»: материалы конференции / под ред. проф. Б.Ф. Проку-дина - Коломна: КГПИ, 2008. - С. 252-254.
4. Булычева Т.И. Теоретическая подготовка юных баскетболисток 9-10 лет как парадигма формирования личностных качеств / Т.И. Булычева // XVIII Международная науч.-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире»: материалы конференции / под ред. проф. Б.Ф. Прокудина - Коломна: КГПИ, 2008. - С. 254 - 255.
5. Загвязинский В.И. Методология и методы педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 208 с.
6. Малышева И.В. Формирование доступных педагогических умений для девочек 9-11 лет на занятиях волейболом в ДЮСШ / И.В. Малышева // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы 10-й науч.-практ. конф., посвящ. проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна, 2000. - С. 125-126.
7. Малышева И.В. Образовательные аспекты формирования педагогических умений у девочек младшего школьного возраста: материалы междунар. конф., посвящ. 55-летию Института возрастной физиологии РАО. - М., 2000. - С. 299-300.
8. Нестеровский Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 336 с.
9. Прокудин Б.Ф., Никитушкин В.Г. Легкая атлетика: история, техника, тренировка: учеб. пособие для студентов факультетов физической культуры педагогических институтов. - Коломна, 2003. - 239 с.
10. Williams P. et al. How to Be Like Mike: Life Lessons about Basketball’s Best / P. Williams, G. Hill, M. Weinreb, D. Collins. - HCI. - 2001. - P. 350.
11. Wold B. Lifestyles and Physical Activity: A theoretical and empirical analysis of sociolization among children and adolessents / B. Wold. - University of Bergen. - 1989. -310 p.
12. Wooden J. They Call Me Coach / J. Wooden. -McGraw-Hill. - 2003. - P. 272.