Научная статья на тему 'Развитие тактического мышление юных баскетболисток 11-12 лет на начальном этапе подготовки'

Развитие тактического мышление юных баскетболисток 11-12 лет на начальном этапе подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЕ БАСКЕТБОЛИСТКИ / ТАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехов Александр Александрович, Ильичёва Ольга Владимировна, Сираковская Яна Вадимовна, Лаптев Анатолий Владимирович

В статье представлено исследование, посвященное разработке и проверке эффективности экспериментальной методики обучения тактическим действиям баскетболисток 11-12 лет на начальном этапе многолетней подготовки. Основным принципом экспериментальной методики является сопряженность обучения тактическим и техническим действиям по определенному алгоритму, который применялся при обучении каждой тактической комбинации. Последовательность алгоритма, следующая: восприятие информации; воспроизведение полученной информации в практических навыках; распознавание; классификация и сравнение, анализ и самоанализ ситуации; аргументированный выбор решения; реализация решения; отработка тактического взаимодействия в усложненных условиях. Установлено, что темпы развития тактического мышления повышаются в специально организованном учебно-тренировочном процессе по тактической подготовке баскетболисток, что экспериментально доказано в ходе эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехов Александр Александрович, Ильичёва Ольга Владимировна, Сираковская Яна Вадимовна, Лаптев Анатолий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of tactical thinking of young basketball players aged 11-12 years old at the initial stage of training

The article presents a study devoted to the development and verification of the effectiveness of the experimental methodology of training to the tactical actions of basketball players aged 11-12 years at the initial stage of many years of preparation. The main principle of the experimental methodology is the combination of training tactical and technical actions for a particular algorithm, which was used in the training of each tactical combination. Sequence of the algorithm is following: the perception of information; reproduction of information received in practical skills; recognition; classification and comparison, analysis and self-analysis of the situation; reasoned choice of the solution; implementation of the solution; development of the tactical interaction in complicated conditions. It is established that the pace of development of tactical thinking is increased in a specially organized educational and training process for the tactical training of basketball players, which was experimentally proved during the experiment.

Текст научной работы на тему «Развитие тактического мышление юных баскетболисток 11-12 лет на начальном этапе подготовки»

Установлено, что в группе испытуемых после проведенных исследований был произведен анализ сравнения полученных результатов предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента, который показал индивидуальные сильные и слабые психофизиологические особенности развития личности студентов. Обучающиеся студенты могут использовать и опираться на свои личностные свойства темперамента, психолого-педагогические показатели, психофизиологические особенности не только в учебе, но и умело использовать сильные личностные показатели в процессе своей будущей спортивно-профессиональной деятельности. А также анализировать слабые стороны личности, стремиться к развитию самообразованием, осознано планировать повышение квалификации и получению дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева, Н.А. К вопросу о проблемах организации процесса физического воспитания на первом году обучения в вузе / Н.А. Воробьева, Т.В. Никольская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 40-44.

REFERENCES

1. Vorobyova N.A. and Nikolskaya, T.V. (2017), "To the question about the problems of organization of process of physical education in the first year of study at the University", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 145, No. 3, pp.40-44

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.04.2018

УДК 796.323

РАЗВИТИЕ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЕ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК 11-12 ЛЕТ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

Александр Александрович Орехов, кандидат исторических наук, доцент, Московский авиационный институт (МАИ), Москва, Ольга Владимировна Ильичёва, кандидат биологических наук, доцент, Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент,

Анатолий Владимирович Лаптев, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка

Аннотация

В статье представлено исследование, посвященное разработке и проверке эффективности экспериментальной методики обучения тактическим действиям баскетболисток 11-12 лет на начальном этапе многолетней подготовки. Основным принципом экспериментальной методики является сопряженность обучения тактическим и техническим действиям по определенному алгоритму, который применялся при обучении каждой тактической комбинации. Последовательность алгоритма, следующая: восприятие информации; воспроизведение полученной информации в практических навыках; распознавание; классификация и сравнение, анализ и самоанализ ситуации; аргументированный выбор решения; реализация решения; отработка тактического взаимодействия в усложненных условиях. Установлено, что темпы развития тактического мышления повышаются в специально организованном учебно-тренировочном процессе по тактической подготовке баскетболисток, что экспериментально доказано в ходе эксперимента.

Ключевые слова: тактическое мышление, тактическая подготовка, юные баскетболистки, тактические задачи, игровые ситуации.

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 7П18. — № 4 (158).

DEVELOPMENT OF TACTICAL THINKING OF YOUNG BASKETBALL PLAYERS AGED 11-12 YEARS OLD AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING

Alexander Aleksandrovich Orekhov, the candidate of historical sciences, senior lecturer, Moscow Aviation Institute, Moscow, Olga Vladimirovna Ilichyova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Yana Vadimovna Sirakovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anatoly Vladimirovich Laptev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Annotation

The article presents a study devoted to the development and verification of the effectiveness of the experimental methodology of training to the tactical actions of basketball players aged 11-12 years at the initial stage of many years of preparation. The main principle of the experimental methodology is the combination of training tactical and technical actions for a particular algorithm, which was used in the training of each tactical combination. Sequence of the algorithm is following: the perception of information; reproduction of information received in practical skills; recognition; classification and comparison, analysis and self-analysis of the situation; reasoned choice of the solution; implementation of the solution; development of the tactical interaction in complicated conditions. It is established that the pace of development of tactical thinking is increased in a specially organized educational and training process for the tactical training of basketball players, which was experimentally proved during the experiment.

Keywords: tactical thinking, tactical training, young basketball players, tactical tasks, game situations.

ВВЕДЕНИЕ

Тактическое мышление встречается во всех видах спорта, но наибольшее значение оно имеет в таких видах, где происходит непосредственная борьба двух спортсменов или команд и где победа определяется не только совершенством тактики участников соревнования, их тренированности и волей к победе, но и умением использовать в лучшем проявлении свои сильные стороны, умением, воздействуя на противника, овладеть инициативой, поставить противника в наименее выгодные, а для себя, наоборот, в наиболее выгодные условия борьбы.

Не случайно спортивные игры, и баскетбол, в частности, называют тактическими видами спорта, так как результат соревнований в них часто в решающей степени зависит от тактического мастерства спортсменов [3].

Анализ и наблюдения за тренировочным процессом юных баскетболистов на начальном этапе подготовки показывают, что обучение спортсменов в практической работе ограничивается их технической и физической подготовкой. Тактику же игры юным баскетболистам приходится усваивать непосредственно в играх. Установки, даваемые перед игрой, и разбор игр после состязаний, хотя и расширяют тактический кругозор юных баскетболистов, все же представляют собой лишь теоретический материал, неподкреплен-ный обучением. Между тем тактике на начальном этапе подготовки в баскетболе можно и нужно учить. Действительно, высокотехничный игрок, обладающий отличной технической подготовкой, не сможет оказать существенного влияния на результат игры, если его игровые действия не будут соответствовать тактическим законам баскетбола. Специалисты [1, 2, 3] утверждают, что при относительно равных показателях в физико-технической подготовленности вероятность победить гораздо больше у команды, которая имеет более высокий уровень тактической подготовленности, как командной, так и индивидуальной.

В этой связи, представляется актуальным исследование, посвященное развитию у юных баскетболисток на начальном этапе обучения тактического мышления в процессе тактической подготовки.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику обучения тактическим действиям баскетболисток 11-12 лет, направленную на формирование их тактического мышления на начальном этапе многолетней подготовки.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для реализации педагогического эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 18 баскетболисток 11-12 лет в каждой. На момент начала педагогического эксперимента все спортсменки занимались в секции баскетбола 2 года. До и после реализации экспериментальной методики все группы прошли контрольные испытания по тестам на выявление уровня развития тактического мышления. Наиболее удобным, доступным, эффективным и информативным является тест А.В. Родионова «Игра-3». Эта методика проверена многими практиками и применяется в исследованиях ученых в различных видах спорта. Нами использовался его компьютерный вариант тест-тренажер «Фишки», используемый для диагностики оперативного мышления. Еще одним из доступных информативных способов определения уровня тактического мышления является планшетно-бланковая методика М.Н. Грабаря, в которой представлены тактические задачи в форме игровых ситуаций, распределенных на категории по уровню сложности. Тактическое мышление оценивается по времени выполнения этих задач [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Подготовка баскетболисток в экспериментальной группе осуществлялась на основе этой же программы, с учетом предложенных нами изменений. В экспериментальных группах во время этих занятий особое внимание тренерами уделялось развитию тактической подготовки юных баскетболисток. Предложенная нами экспериментальная методика была создана в соответствии с действующей учебной программой, в которой рекомендуется отводить не менее 16% от общего времени занятий на третьем году обучения. Это увеличение происходило за счет перераспределения часов между компонентами подготовки баскетболисток: техническим и тактическим. Основываясь на владении юными баскетболистками основами технических элементов, дальнейшее их изучение необходимо было проводить со спортсменками непосредственно в тактических комбинациях.

Суть педагогического эксперимента заключалась в том, что спортсменки последовательно изучали методы тактических действий в ситуациях, которые возникали при игре в баскетбол. Эти алгоритмы начинались из исходных положений, которые могут возникнуть в моменты владения мячом или получения его игроком. Нами были предложены:

1) Алгоритмы групповых тактических действий в тактике нападения двух игроков (заслон, наведение), в тактике нападения трех игроков («тройка», «треугольник», «малая восьмерка»), в тактике защиты двух игроков (групповой отбор мяча, подстраховка), в тактике защиты трех игроков (противодействие «тройке», отбор мяча втроем).

2) Алгоритмы командных тактических действий: в тактике нападения (быстрый прорыв, нападение через центрового, без центрового, прессинг), в тактике защиты (личная, зонная, смешанная защита, противодействие быстрому прорыву).

В процессе педагогического эксперимента обучение тактическим комбинациям осуществлялось с помощью проблемных задач. Суть педагогического эксперимента заключается в том, что спортсменкам не предоставляли готовых рецептов и рекомендаций по выполнению технических действий и тактических приемов. Эксперимент строится так, что тренер путем постановки задач создает условия, в которых баскетболистки пытались самостоятельно находить рациональное технику, а их деятельность в тактических ситуациях постоянно контролировалась и направлялась тренером. Постановка технико-тактических задач осуществлялась благодаря словесным указаниям тренера. Создание тренером упорядоченных игровых ситуаций путем применения тактических комбинаций осуществлялось с помощью различных средств наглядности, которые играли второстепенную роль и служили ориентирами в их деятельности. Перед выполнением комбинаций спортсменкам предлагалось продумать будущую деятельность, а также последовательность выполнения операций. В ходе деятельности во время обучения они должны были словесно анализировать правильность выполнения заданий партнерами и осуществлять самоанализ своих

действий.

В созданных упорядоченных игровых ситуациях экспериментальной методики особое внимание уделялось правильному и рациональному использованию игроками изученных технико-тактических приемов. Для этого баскетболисткам предлагалось анализировать условия выполнения заданий, представленных тренером в виде исходных данных и данных, необходимых для достижения конечных результатов. Таким образом, изучение технико-тактических комбинаций осуществлять в виде алгоритма с условием активизации умственной деятельности спортсменок. Алгоритм деятельности, которая планировалась тренером заранее включал в себя: выходные задачи, запланированный конечный результат и условия контроля баскетболистками собственной деятельности.

Содержание учебных занятий с выделением алгоритмических этапов обучения тактическим комбинациям представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Методика обучения тактическим взаимодействиям баскетболисток 11-12 лет

№ Содержание учебных занятий по формированию тактического мышления в игровых ситуациях Этапы обучения

I Графическое изображение и пояснение тактической ситуации. В процессе пояснения приводится информация о том, сколько и каких вероятных тактических решений может быть в данной ситуации, какие характерны для данной тактической ситуации стандартные варианты расстановки игроков и их передвижения. Восприятие информации

II В процессе объяснения исходной расстановки игроков в определенном тактическом взаимодействии, тренер изображает графически каждый вариант расстановки, перемещение каждого игрока по площадке, объясняет функцию каждого из них. Затем тренер предлагает баскетболисткам на практике реализовать представленные схемы. Тренер проводит анализ ошибок в выполнении стандартных вариантов. Воспроизведение полученной информации в практических навыках

III На следующем этапе тренер предлагает баскетболисткам самостоятельно предложить возможные комбинации тактических решений. Распознавание

IV Выполнение 4-5 предложенных баскетболистками вариантов тактической комбинаций. Проводится оценка эффективности предлагаемых комбинаций, анализируются ошибки. Выявление у баскетболисток понимания специфических характеристик изучаемого тактического взаимодействия, отличающих его от других, раннее разученных. Классификация Сравнение Анализ ситуации Самоанализ

V Баскетболисткам предлагается выполнение вариантов комбинаций в ситуации численного превосходства атакующих игроков, затем защиты. Обязательным условием является анализ и самоанализ выбранных тактических решений, аргументированное объяснение причин выбора того или иного варианта тактического взаимодействия. Аргументированный выбор решения

VI Взаимодействие выполняется в двусторонней игре, в поединок вводится проблемная ситуация. Проблемные ситуации могут быть следующими: ограничение времени владения мячом, ограничение кол-ва передач и т.д. Реализация решения

VII Отработка согласованности действий игроков за счет создания неопределенности игровой ситуации в условиях отсутствия информации о действиях партнеров и противников. Отработка в усложненных условиях

Для установления исходных данных с помощью теста по выявлению тактического мышления в обеих группах получены определенные результаты уровня тактического мышления, которое определялось по количеству ходов и по времени выполнения теста «Фишки» на тактическое решение (таблица 2). Кроме того, оценивалось время выполнения заданий по планшетно-бланковой методике М.Н. Грабаря (таблица 3).

Полученные после окончания эксперимента новые данные позволили судить об изменении уровня решения тактических задач, свидетельствующие о состоянии и сформи-рованности тактического мышления во обеих группах.

При сравнении полученных данных изменения результатов по количеству сделанных ходов в тесте (до - после) у баскетболисток экспериментальной и контрольной групп выяснилось, что этот показатель оказался значительно выше у баскетболисток экспериментальной группы. Так, баскетболистки экспериментальной группы улучшили количественный показатель теста в среднем на 16,5 ходов (р<0,05), а баскетболистки контрольной группы - всего на 1,28 ходов (р>0,05)

Таблица 2- Результаты тестов на определение уровня тактического мышления по методике «Фишки» в контрольной и экспериментальной группе до и после эксперимента, х±а

Этап эксперимента Группа Количество ходов Время выполнения, c

До эксперимента КГ (п=18) 37,6±12,6 43,5±12,7

ЭГ (п=18) 36,8±13,3 45,3±13,4

р >0,05 >0,05

После эксперимента КГ (п=18) 36,32±12,6 37,15±11,9

ЭГ (п=18) 21,1±9,9 28,5±9,6

р <0,01 <0,05

Сравнение полученных изменений количественных показателей теста в экспериментальной и контрольной группах дает статистически значимую величину (р <0,01), которая подтверждает влияние занятий целенаправленной оперативной спортивной деятельностью на становление этой спортивной способности. Это отразилось на изменении количественного показателя теста у баскетболисток. Также прослеживается значительное улучшение временных параметров выполнения тестовых заданий у баскетболисток экспериментальной группы - в среднем на 16,8 с (р < 0,05), а баскетболистки контрольной группы улучшили результат только на 6,35 с (р>0,05).

Баскетболистки контрольной и экспериментальной групп были протестированы по специальным бланкам М.Н. Грабаря, на которых изображены простые и сложные игровые ситуации, которые необходимы решить как можно быстрее (таблица 3).

Таблица 3 - Результаты исследования тактического мышления баскетболисток 11-12 лет по методике М. Н. Грабаря контрольной и экспериментальной группы до и после эксперимента, х±а_

Этап эксперимента Группа Решение простых игровых ситуаций, с Решение сложных игровых ситуаций, с

До эксперимента КГ (n=18) 32,3±11,6 40,7±11,3

ЭГ (n=18) 33,3±12,5 41,2±12,1

Р >0,05 >0,05

После эксперимента КГ (n=18) 28,8±9,9 33,8±9,1

ЭГ (n=18) 21,4±8,1 25,8±7,1

Р <0,05 <0,05

Анализ данных таблицы 3 показал, что по окончанию эксперимента время решения простых игровых ситуаций снизилось до 21,4 с, что соответствует нормативным показателям для данного теста (не более 24 с). В то время как, в контрольной группе результат не достиг нормативных показателей и превышает их на 4,8 с. В экспериментальной группе показатель достоверно уменьшился на 55,6% (11,9 с) (р<0,01), в контрольной группе - на 12,3% (3,5 с) (р>0,05). Различия между группами статистически достоверны (р<0,05).

Время решения тактических задач в сложных игровых ситуациях достигло в экспериментальной группе нормативных значений - 25,8 с. Время на выполнение тактических задач в сложных игровых ситуациях уменьшилось в экспериментальной группе на 59,7% (15,4 с) (р<0,01). В контрольной группе изменения менее выражены - время решения тактических задач сократилось на 20,4% (6,9 с) (р<0,05).

Следует также отметить значительное уменьшение ошибок у спортсменок экспериментальной группы при решении простых задач - на 29%, в контрольной группе - на 14%, при решении сложных тактических задач - на 21,3% и 8,7% соответственно в контрольной и экспериментальной группе.

ВЫВОДЫ

Значительное ускорение развития тактического мышления в экспериментальной группа, на наш взгляд, объясняется применением специально организованного учебно -тренировочного процесса по тактической подготовке у юных баскетболисток. Таким

образом, повышение скорости и логичности мыслительной деятельности, необходимые при решении тактических ситуаций, было выявлено при тестировании по обоим методикам - общей и специальной, что позволяет сделать вывод о том, что развитие тактического мышления в баскетболе носит не узкую направленность на решение только игровых ситуаций баскетбола, а позволяет развивать эту способность, как интегральное психическое качество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барабашов, С.В. Тактическая подготовка в баскетболе в контексте тактического мышления как системообразующего компонента / С.В. Барабашов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 17-20.

2. Оперативное мышление, как основа тактической подготовленности в спорте / И.Н. Филинберг, Н.Н. Васильев, Н.В. Дорофеева, Т.Н. Сорокина // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе. - 2015. - № 18. - С. 144-151.

3. Сабах, Я.Д. Взаимосвязи компонентов тактической подготовленности и успешности соревновательной деятельности юных баскетболистов / Я. Д. Сабах // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 172-175.

REFERENCES

4. Barabashov, S.V. (2008), "Tactical training in basketball in the context of tactical thinking as a backbone component", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 38, No. 4, pp. 17-20.

5. Filinberg, I.N. and Vasilieva, N.N. (2015), "Operative thinking, as the basis of tactical preparedness in sports", Modern problems of theory and practice of education in the university, No. 18, pp. 144-151.

6. Sabah, J.D. (2012), "Interrelations of the components of the tactical preparedness and success of the competitive activity of young basketball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 172-175.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.04.2018

УДК 796.422.093.354

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ СИНХРОНИЗАЦИИ БЕГОВОЙ И ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ТРЕНИРОВКЕ БЕГУНОВ

СТИПЛЬ-ЧЕЗА

Ирина Владимировна Переверзева, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Валерьевна Чернышова, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск,

Станислав Владимирович Пунич, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих необходимость синхронизации беговой и прыжковой подготовки при тренировке бегунов стипль-чеза. В качестве основных факторов, определяющих необходимость синхронизации беговой и прыжковой подготовки при тренировке бегунов стипль-чеза, респонденты отметили: наличие специфических особенностей в методике тренировки бегунов стипль-чеза и необходимость интегрированного формирования навыков бега по дистанции и преодоления препятствий, а также оптимизации параметров движений при тренировке бегунов стипль-чеза. Менее важными факторами являются: определение ведущей роли технически правильного преодоления препятствий бегунами, а также необходимость достижения минимизации энерготрат при преодолении препятствий бегунами и точного согласования работы рук, ног при преодолении препятствий бегунами.

Ключевые слова: факторы; тренировка бегунов стипль-чеза; синхронизация беговой и прыжковой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.