Научная статья на тему 'Диагностика познавательной активности баскетболисток 13-15 лет в учебно-тренировочном процессе в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва'

Диагностика познавательной активности баскетболисток 13-15 лет в учебно-тренировочном процессе в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / БАСКЕТБОЛИСТКИ 13-15 ЛЕТ / LEVELS OF COGNITIVE ACTIVITY / TRAINING PROCESS / BASKETBALL PLAYERS AGED 13-15 YEARS OLD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров Юрий Михайлович, Сысоев Александр Владимирович

Проведенное исследование мотивационной направленности не обнаружило особо большого желания у баскетболисток в достижении высоких спортивных результатов. На наш взгляд, основной причиной такого отношения является слабое владение умениями планировать, организовывать и контролировать познавательные действия. В ходе проведения исследования выделены уровни развития познавательной активности баскетболисток 13-15 лет, обнаруживающие значительное превосходство репродуктивной направленности познавательной активности в отношении учебно-тренировочной деятельности в системе многолетней спортивной подготовки в СДЮСШОР. Выявленное превосходство самого низкого уровня познавательной активности свидетельствует о том, что у спортсменок наблюдается преимущественная направленность на пассивное восприятие учебно-тренировочного процесса. Эта пассивность выражается в недостаточной сформированности основных технико-тактических навыков игровой деятельности, отсутствием самостоятельности, неумением решать игровые задачи в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаров Юрий Михайлович, Сысоев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of cognitive activity of female basketball players aged 13-15 years old in the educational and training process at specialized children and youth sports school of Olympic reserve

The conducted research of motivational orientation has not found out any big desire among basketball players for achievement of high sports results. To our opinion, a principal reason of such relation is weak possession of abilities to plan, organize and supervise cognitive actions. There have been allocated during research the levels of development of cognitive activity of basketball players aged 13-15 years old, revealing the considerable superiority of reproductive orientation of cognitive activity related to the educational and training activity in system of long-term sports preparation at specialized children and youth sports school of Olympic reserve. The revealed superiority of the lowest level of cognitive activity testifies that the primary orientation on passive perception of educational and training process is observed among the female athletes. This passivity is expressed in insufficient formation of the basic technique-tactical skills of game activity, absence of independence, inability to solve game problems in new conditions.

Текст научной работы на тему «Диагностика познавательной активности баскетболисток 13-15 лет в учебно-тренировочном процессе в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва»

аксиологизации содержания дисциплин гуманитарного цикла, использования в учебновоспитательном процессе интерактивных методов и приемов обучения, субъектности личности. Нравственные качества студентов целесообразно формировать по компонентам: эмоционально-мотивационному, когнитивному, нравственно-деятельностному, рефлексивному.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / В.А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1990. - 228 с.

2. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Изд-во Института

Психотерапии, 2002. - 345 с.

REFERENCES

1. Suhomlinsky, V.A. (1990), How to bring up the present person. A pedagogical heritage, Pedagogics, Moscow, Russian Federation.

2. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Manuylov, G.M. (2002), Socially diagnostics of development of the person and small groups, Publishing house of Psychotherapy Institute, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: lada.swetlana@yandex.ru

УДК 796.323

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОК 1315 ЛЕТ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ

ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

Юрий Михайлович Макаров, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Владимирович Сысоев, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Проведенное исследование мотивационной направленности не обнаружило особо большого желания у баскетболисток в достижении высоких спортивных результатов. На наш взгляд, основной причиной такого отношения является слабое владение умениями планировать, организовывать и контролировать познавательные действия. В ходе проведения исследования выделены уровни развития познавательной активности баскетболисток 13-15 лет, обнаруживающие значительное превосходство репродуктивной направленности познавательной активности в отношении учебнотренировочной деятельности в системе многолетней спортивной подготовки в СДЮСШОР. Выявленное превосходство самого низкого уровня познавательной активности свидетельствует о том, что у спортсменок наблюдается преимущественная направленность на пассивное восприятие учебно-тренировочного процесса. Эта пассивность выражается в недостаточной сформированности основных технико-тактических навыков игровой деятельности, отсутствием самостоятельности, неумением решать игровые задачи в новых условиях.

Ключевые слова: уровни познавательной активности, учебно-тренировочный процесс, баскетболистки 13-15 лет.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p82-86

DIAGNOSTICS OF COGNITIVE ACTIVITY OF FEMALE BASKETBALL PLAYERS AGED 13-15 YEARS OLD IN THE EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS AT SPECIALIZED CHILDREN AND YOUTH SPORTS SCHOOL OF OLYMPIC

RESERVE

Yuri Mikhaylovich Makarov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Vladimirovich Sysoev, the competitor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The conducted research of motivational orientation has not found out any big desire among basketball players for achievement of high sports results. To our opinion, a principal reason of such relation is weak possession of abilities to plan, organize and supervise cognitive actions. There have been allocated during research the levels of development of cognitive activity of basketball players aged 13-15 years old, revealing the considerable superiority of reproductive orientation of cognitive activity related to the educational and training activity in system of long-term sports preparation at specialized children and youth sports school of Olympic reserve. The revealed superiority of the lowest level of cognitive activity testifies that the primary orientation on passive perception of educational and training process is observed among the female athletes. This passivity is expressed in insufficient formation of the basic technique-tactical skills of game activity, absence of independence, inability to solve game problems in new conditions.

Keywords: levels of cognitive activity, training process, basketball players aged 13-15 years old.

Повышение качества подготовки спортивного резерва является одной из главных задач СДЮСШОР. Решение этой задачи связано с модернизацией системы многолетней подготовки, оптимизацией способов и технологий организации учебно-тренировочного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата подготовки. В настоящее время детские спортивные школы сталкиваются с большим количеством проблем как объективного, так и субъективного характера. Не вдаваясь глубоко в подробности объективных причин, следует обратить внимание, на недостатки в организации учебнотренировочной работы с юными спортсменами. Природа этих недостатков во многом объясняется мотивационной пассивностью баскетболисток в стремлении достичь высоких результатов. Разрешение сложившейся ситуации возможно путем внедрения в учебно-тренировочный процесс новых технологий, направленных на развитие познавательной активности баскетболисток. Надо учитывать, что каждая юная спортсменка обладает только одной ей присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в тренировочном процессе. Тренер должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у баскетболисток, какими приемами следует активизировать их познание в процессе обучения.

С психологической точки зрения познавательная активность - это мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательного интереса, она отражает такую составляющую мотивационной сферы личности субъекта, как направленность. Уровень познавательной активности характеризует потребностно-мотивационную сторону жизнедеятельности индивида, направленную на конструирование и активное использование когнитивной модели реальности. Познавательный интерес указывает на эмоциональное предпочтение познавательной деятельности перед другими видами деятельности. Познавательная активность как свойство личности субъекта, проявляется в деятельности. Основной вид деятельности в СДЮСШОР - учебно-тренировочный процесс.

Познавательная активность лежит в основе любой спортивной деятельности баскетболисток на всех возрастных этапах развития. Без достаточно высокого уровня данной активности невозможна эффективная организация учебно-тренировочного процесса.

Для эффективной организации учебно-тренировочного процесса в детской спор-

тивной школе имеет большое значение определение уровня познавательной активности баскетболисток 13-15 лет. Баскетболистки данного возраста занимаются в учебнотренировочных группах третьего-пятого годов обучения. Поколение 13-15-ти летних спортсменок должно занять в ближайшее десятилетие ведущие позиции в своем виде спорта. Проведенное исследование мотивационной направленности не обнаружило особо большого желания у баскетболисток в достижении высоких спортивных результатов. На наш взгляд, основной причиной такого отношения является слабое владение умениями планировать, организовывать и контролировать познавательные действия. Каждый психически здоровый человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, в процессе взросления он развивает свои познавательные возможности, учится ими управлять. Если у спортсменок не воспитаны познавательные интересы, если они занимаются без внутренней потребности, а иногда по внешнему принуждению и не видят смысла в своей спортивной деятельности, их технико-тактические навыки и теоретические знания оказываются формальными, не имеющими дальнейшего продолжения. А ведь именно в подростковом возрасте происходит становление избирательных интересов. Возраст 13-15 лет характеризуется чрезвычайно эмоциональной деятельностью, практической ориентированностью. Вследствие чего активизацию познавательной деятельности целесообразно осуществлять на основе практических методов, опираясь на стремление спортсменок к углубленному самопознанию, связанному с эффектом «взрослости», на способность к адекватной самооценке. В этом случае можно получить показатели активизации познавательного процесса баскетболисток в сочетании с личностным самосовершенствованием. В современном женском баскетболе обостряется противоречие между требованиями, предъявляемыми спортом высших достижений к подготовленности игроков и фактическим уровнем их психоэмоционального состояния. Они не отличаются высокой познавательной активностью, ведут себя пассивно на тренировках, усваивают минимум предлагаемых им игровых приемов и, как результат, не раскрывают в полной мере того потенциала, который имел бы место быть при иных учебнотренировочных условиях.

С целью диагностики уровней познавательной активности было проведено обследование баскетболисток 13-15 лет занимающихся в СДЮСШОР. В рамках анкетирования использовались методика Ч.Д. Спилбергера, адаптация А.Д. Андреева, шкала: «Познавательная активность» [1]. В обследовании приняло участие 57 юных спортсменок.

При выявлении уровня познавательной активности баскетболисток были получены следующие результаты: 62,6% участниц эксперимента по итогам опроса набрали от 10 до 20 баллов и оказались в зоне низкого уровня, что в абсолютном цифровом исчислении составляет 36 баскетболисток. В зоне среднего уровня - 28,6% (от 21 до 30 баллов) -оказались 16 баскетболисток. И только 8,8% баскетболисток соответствуют высокому уровню (от 31 до 40 баллов) - 5 человек. Чтобы создать полное представление об участницах эксперимента необходимо раскрыть сущность типологических характеристик лиц, относящихся к определенным уровням познавательной активности.

К первому уровню относятся субъекты, имеющие высокую степень пассивности в отношении реализуемой деятельности. Они с трудом включаются в тренировочную работу, ожидают привычного давления со стороны тренера. Данная категория спортсменок изначально лишена желания осваивать сложные игровые приемы и стремления к достижению высоких спортивных результатов. При работе с такой группой баскетболисток тренер не должен ждать от них немедленного включения в занятие, так как их активность может возрастать постепенно. При обучении тактическим взаимодействиям не следует требовать от них быстрого понимания происходящего на площадке, так как им необходимо время для осмысления своих действий и партнеров. Категория таких спортсменок может долго усваивать тот или иной игровой прием, выполняет его без какой-либо импровизации после овладения. Спортсменки, обладающие низким уровнем познаватель-

ной активности, в общении предпочитают ровную, поощрительную интонацию. Воспринимают замечания со стороны тренера без угроз, приказов, ценят позитивное настроение. Вовлекая спортсменок в учебно-тренировочный процесс, педагог должен знать, что при первых трудностях они испытывают разочарование и предпочитают путь наименьшего сопротивления. Стремятся понять, запомнить и воспроизвести технико-тактические действия по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий, отсутствием интереса к углублению знаний в области спортивной подготовки. Выстраивать тренировочную работу с баскетболистками такой типологии лучше с использованием строго выстроенных алгоритмов. Для спортсменок с низким уровнем познавательной активности доминирующей является воспроизводящая активность, основу которой составляет репродуктивная деятельность.

Ко второму уровню познавательной активности относятся баскетболистки с более высокой степенью ответственности. Принцип «долженствования» в отношении выполняемой работы у них занимает ведущее положение. Они тщательно готовятся к тренировочным занятиям, с готовностью включаются в освоение новых двигательных действий, которые предлагает им педагог. Осознанно принимают поставленную перед ними учебную задачу, преимущественно работают самостоятельно. Их стремление направлено на выявление смысла изучаемого содержания, на установление связей между явлениями и процессами, на применение освоенных игровых приемов в измененных условиях. При необходимости могут брать на себя роль экспертов или консультантов при оценивании игровых действий не только своих партнеров, но и соперников. Категория спортсменок данного уровня отличается высокой исполнительской культурой. Таким баскетболисткам свойственна большая устойчивость волевых качеств, проявляющаяся в стремлении довести начатое дело до конца, в сложных ситуациях не отказываться от выполнения задуманного, а направить свои усилия на поиск путей их решения. Спортсменки, обладающие набором вышеназванных признаков, относятся к уровню познавательной активности, который обозначается в специальной литературе как интерпретирующий или поисковоисполнительский.

На третьем, творческом уровне познавательной активности находятся субъекты, умеющие усложнять задачи, поставленные педагогом или самостоятельно ставить перед собой задачи с повышенными требованиями. Активность таких спортсменок направлена на реализацию поставленной задачи в новых нестандартных условиях. Их позиция характеризуется готовностью включиться в решение разнообразных игровых ситуаций с помощью неожиданных технико-тактических приемов. Для достижения запланированной цели они готовы отказаться от других интересов, поставив во главу «угла» глубокое познание сущности игровой деятельности в баскетболе. В достижении цели спортсменки данного уровня проявляют высокие морально-волевые качества, упорство, настойчивость и стойкий интерес к учебно-тренировочному процессу. Высокая познавательная активность обеспечивается степенью рассогласования между уровнем соревновательной готовности спортсменок в настоящий момент и тем уровнем готовности, на котором находятся баскетболистки мирового класса. Познавательная активность такого порядка обеспечивает высокую продуктивность деятельности спортсменок, поднимает их на вершину творческого олимпа и является неотъемлемым условием эффективности всей системы многолетней подготовки спортивного резерва в женском баскетболе.

Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее:

1. Выделенные уровни развития познавательной активности баскетболисток 13-15 лет обнаружили значительное превосходство репродуктивной познавательной активности в отношении учебно-тренировочной деятельности в системе многолетней спортивной подготовки в СДЮСШОР (62,6%). Из 57 баскетболисток 36 ориентированы на воспроизводящий тип учебного материала, для которого характерно использование игровых приемов на основе подражания и буквальное применение усвоенных алгоритмов действий в

условиях игры.

2. В группе с интерпретирующим типом познавательной активности оказалось 16 спортсменок, что составляет 28,8% от общего количества принимавших участие в обследовании. Главным отличием данного вида познавательной активности от репродуктивного является его включенность в учебно-тренировочный процесс, высокая степень ответственности, поиск нестандартных решений в игровых ситуациях на основе самостоятельного выбора.

3. Группа баскетболисток с творческим типом познавательной активности оказалась самой малочисленной в количестве 5-ти человек. Для детской спортивной школы как специализированного учреждения по подготовке высококлассных баскетболисток явно недостаточно. Однако такая тенденция наблюдается и в других исследованиях, связанных с определением творческой активности учащихся. По своему количественному составу обсуждаемый тип, как правило, невелик. Субъектов способных решать предлагаемые задачи на основе эвристических методов не может быть много. Именно поэтому данный контингент испытуемых всегда находится под пристальным вниманием исследователей.

4. Выявленное соотношение количественного состава групп с различным типом познавательной активности свидетельствует о том, что у баскетболисток 13-15 лет наблюдается преимущественная направленность на пассивное восприятие учебнотренировочного процесса. Эта пассивность выражается в недостаточной сформированно-сти основных технико-тактических навыков игровой деятельности, отсутствием самостоятельности, неумением решать игровые задачи в новых условиях и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусева, Т. А. Психология познавательной активности: системно-стилевое исследование : монография / Т. А. Гусева. - Бийск : Изд-во Бийского гос. пед. ун-та, 2006. -211 с.

REFERENCES

1. Guseva, T.A. (2006), Psychology of informative activity: system-style research.: the monography, Publishing house Biysk state pedagogical university, Biisk, Russian Federation

Контактная информация: umak2000@yandex.ru

УДК 372.212

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРАКТИКЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Светлана Сергеевна Животова, заведующий МОУ детский сад компенсирующего вида

№ 278, г. Волгоград

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования эффективности игровых физкультурных занятий для детей с задержкой психического развития. Рассмотрены варианты двигательной деятельности познавательной, сказочной и сюжетно-ролевой направленности. Экспериментально исследована их эффективность в сравнении с традиционными физкультурными занятиями. Проанализировано их воздействие на функциональное состояние сердечнососудистой системы детей дошкольного возраста. Выявлено их положительное влияние на физическую работоспособность детей коррекционных групп. Путем педагогических наблюдений выявлена высокая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.