УДК 159.9
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
А.И. Ныриков, Э.П. Комарова
В статье рассматривается формирование социокультурной мобильности обучающихся на основе развития социально-личностных качеств, описываются социально-личностные качества и их формирование с точки зрения различных авторов
Ключевые слова: социокультурная мобильность, формирование социально-личностных качеств
В условиях модернизации российской образовательной системы залогом ее интеграции в личность обучающегося, его соответствия требованиям рынка труда является постоянное приспособление к динамичной социальной и окружающей среде, развитие социально-личностных качеств обучающихся, стремление к обновлению знаний, умение учащихся быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, совмещать различные трудовые функции. Данные качества направлены на проявление способности и готовности обучающегося к социокультурной мобильности. [7]
Ряд ученых констатируют, что формирование социокультурной мобильности направлено на развитие социально-личностных качеств таких как: владение культурой своей страны, принятие и уважение культуры мира, инициативность, участие в диалоге культур, в переговорах, готовность к межличностному и межкультурному взаимодействию с носителем языка, способность самостоятельно переносить знания, умения и навыки в новый контекст (Э.Ф. Зеер, Л.П. Меркулова, Э.Э. Сыманюк). Реализация данных качеств становится возможной в процессе школьного образования, в формате компетентностного подхода, который в настоящее время трансформируется в новую образовательную парадигму и является концептуальной основой инновационной политики нашего государства. Именно формирование социокультурной мобильности на основе социально-личностных качеств будет способствовать формированию будущего специалиста к быстрой ориентации в изменяющихся социокультурных условиях, так как могут служить основой социокультурной мобильности личности. [3, 4, 6]
Особую роль в формировании и развитии социальной мобильности школьника играют социально-личностные качества, которые носят инвариантный характер по отношению к деятельности. К ним относятся: ориентация в социуме, личностные ценности, индивидуальные особенности взаимодействия с социумом, умение работать в команде и пр., которые определяют характер использования знаний, и, следовательно,
Ныриков Андрей Иванович - ВГТУ, аспирант, преподаватель средней школы № 1300, e-mail: [email protected]
Комарова Эмилия Павловна - ВГТУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected], тел. (473) 253-10-81
вектор общественного развития для обеспечения реализации взаимодействия в социуме, приверженность этическим, правовым нормам, стремление служить обществу и государству, чувство долга. Интегрируется личностная и социальная ориентация обучающегося,
обеспечивается включение человека в социальные процессы как развивающейся, мобильной, свободной, ответственной, творческой личности. [7]
Проблемы социально-личностных качеств в России начали исследоваться с введением компетентностного подхода в профессиональной образование (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, В.Д. Шадриков и др.). В работах зарубежных ученых социально-личностные качества рассматриваются с точки зрения личности, социальных и межличностных качеств (Дж. Равен, А. Шельтен, G. Hamel, C.K. Prahaland, проект TUNING Educational Structures in Europe и др.).
На основе теоретического анализа сущности социально-личностных качеств, данный феномен будет пониматься нами «Я-концепция», это сложное системное образование, способствующее саморазвитию и самореализации личности, ее успешной жизнедеятельности в социальном взаимодействии. [6]
Были выдвинуты типы социально-личностных качеств. Для их диагностики применялись: 1. метод диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири (модификация Л.Н. Собчик): шкалы I («Властный-лидирующий»), VII («Сотрудничающий-конвекциональный); 2.
опросник диагностики социально-коммуникативной компетентности: шкала фрустрационной
толерантности; 3. экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова): шкалы «Этническая толерантность» и «Социальная толерантность»; 4. тест уверенности в себе (В.Г. Ромек): шкала «Уверенность в себе»; 5. опросник определения профиля стратегии поведения в конфликте К. Томаса (модификация К. Б. Малышева); 6. Анкета [1].
В целях диагностики социокультурной мобильности личности применялись: 1. морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина): сфера профессиональной жизни и образования; 2. копинг-тест (Р. Лазарус, С. Фолкман): шкалы «Самоконтроль», «Поиск социальной поддержки», «Принятие ответственности», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка»;
3. психометрическая методика диагностики индивидуальной меры развития свойства рефлексивности (А.В. Карпов); 4. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклов, С.В. Чермянин): шкала «Личностный адаптационный потенциал»; 5. тест-опросник субъективный локализации контроля (ОСЛК) (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин); 6. анкета. [1]
Полученные результаты убедительно демонстрируют влияние социально-личностных компетенций на развитие социокультурной мобильности обучающихся в процессе разработки компонентов социокультурной мобильности [8]
На развитие базового компонента социокультурной мобильности обучающихся оказывают влияние качества межличностного взаимодействия (стратегии поведения в конфликтной ситуации, социальная толерантность), нормативно-правовые (приверженность
профессиональным, этическим нормам),
поведенческо-регулятивные (быть способным и демонстрировать ответственность, быть способным к дисциплинированности, способность
адаптироваться к будущим профессиональным изменениям, способность осуществлять
самоконтроль в будущей деятельности), личностные качества (быть эмоционально устойчивым, проявлять уверенность в себе, способность к критике).
На развитие субъектного компонента социокультурной мобильности обучающихся оказывают влияние качеств межличностного взаимодействия (стремление к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях, владение навыками межличностного общения, умение быть хорошим организатором, проявление терпимости к другим мнениям и позициям), нормативно-правовые (приверженность к профессиональным, этическим и правовым нормам, знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина), поведенческо-регулятивные (быть способным и демонстрировать дисциплинированность, способность
адаптироваться к социально-профессиональным изменениям, быть способным и демонстрировать ответственность, проявлять самостоятельность и осуществлять самоконтроль в учебной деятельности и обучении), личностные компетенции (проявлять уверенность в себе, быть эмоционально устойчивым, способность к критике и самокритике, вести здоровый образ жизни).
В проявлении конативного компонента социокультурной мобильности обучающихся (вероятность наступления события, «смена
Воронежский государственный технический университет
профессии») наибольший вклад вносят такие признаки, как проявлять терпимость к этническим меньшинствам, к другим мнениям и позициям, владеть навыками межличностного общения, быть эмоционально устойчивым, быть уверенным в себе. Данные переменные, входящие в состав личностных качеств и качеств межличностного взаимодействия, обладают очень высокой дискриминантной (предсказательной) способностью.
Таким образом, исследование социально-личностных качеств является перспективным, поскольку способствует созданию и реализации психолого-педагогических технологий развития социокультурной мобильности.
Литература
1. Стенякова, Н.Е., Сохранов В.В., Лупанова Н.А. Опытно-экспериментальные технологии анализа результатов профессиональной подготовки будущего педагога в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла / Н.Е. Стенякова // Известия ТулГУ. Серия. Педагогика. Вып.3. -Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. - С. 95-100
2. Ярцева И.К. Межкультурная коммуникация в процессе лингвопрофессиональной подготовки переводчиков / Э.П. Комарова, И.К. Ярцева // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: труды 6-ой международной научно-практической конференции. -Санкт-Петербург, 2006. - С. 277-280.
3. Ныриков, А. И. Модель формирования социокультурной мобильности обучающихся в общеобразовательной школе [Текст] / А. И. Ныриков, Л. Н. Солодовченко // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013.-Т.9. - №3.2. - С. 92-94.
4. Комарова, Э. П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э. П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. -2013. - Т. 9. №3.2. - С. 160-163.
5. Комарова, Э. П. Психолого-педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э. П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. -2012. -Т. 8. - №10.2. - С. 25-27.
6. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала: Монография. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - «Питер», 1998. 4-е изд. С. 712.
8. Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста / Н.А. Коваль : дис... д-ра психол. наук. - М., 1997. - 464 с.
SOCIOL AND CULTURAL MOBILITY STUDENTS FORMING THROUGH THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND PERSONAL QUALITIES
A.I. Nyrikov, E.P. Komarova
This paper discusses the formation of social and cultural mobility of students through the development of social and personal qualities. It describes their formation from the point of view of various authors
Key words: social and cultural mobility, formation, social and personal qualities