УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА
А.И. Ныриков
В статье рассматриваются проблемы формирования социокультурной мобильности учащихся в образовательном процессе средней школы средствами иностранного языка, выявлены педагогические условия, при которых данный процесс происходит наиболее эффективно
Ключевые слова:социокультурная мобильность, педагогические условия, формирование
Сегодня, в условиях быстро меняющегося окружающего мира, система образования реформируется на основе принципов непрерывности, фундаментальности, гуманизации, демократизации, интеграции науки с производством. Актуальна проблема формирования будущего члена общества как человека мыслящего, саморазвивающегося, компетентного, деятельного, инициативного, мобильного, способного воспринимать, создавать, осмысливать, внедрять новое. Эти проблемы могут быть решены в системе образования, если обучение и воспитание изначально будут направлены личностное развитие обучающегося, его активное участие в преобразовании социальной действительности, саморазвитие, толерантность.
Особую актуальность в этих условиях приобретает такое качество личности как социокультурная мобильность, под которой мы понимаем способность к свободному и критическому мышлению, рефлексии общественных событий, умению находить нестандартные решения в новых ситуациях, предвидеть характер и ход изменений в общественном развитии, способность к социокультурному творчеству (творение социальных объектов: ценностей, идей, взглядов, представлений), а также внутреннюю установку личности на саморазвитие, самосозидание, совершенствования самого себя (осмысление, оценка и принятие в свой внутренний мир инноваций на основе рефлексивного анализа своих действий).
Для организации эффективного процесса формирования социокультурной мобильности учащихся средней школы средствами иностранного языка необходимо создание следующих педагогических условий:
- учет индивидуального уровня сформированности социокультурной мобильности учеников;
-субъект-субъектные отношения между учениками и педагогами;
- разработка модели формирования социокультурной мобильности, а также комплексной программы, включающей групповые и
Ныриков Андрей Иванович - ВГТУ, аспирант; Средняя школа № 1300, преподаватель; e-mail: [email protected]
индивидуальные формы и методы организации образовательного процесса;
- высокий уровень социокультурной мобильности самого педагога, включенного в процесс обучения учащихся;
- усиление социально культурной направленности содержания дисциплины «Иностранный язык», активное использование вариативного учебного материала;
- систематическая диагностика уровня развития социокультурной мобильности обучающихся.
Эти условия реализуются в учебном процессе и во внеучебной работе с учащимися.
Учет индивидуального уровня
сформированности социокультурной
мобильностиучащихся Важно отметить, что иностранный язык предоставляет широкие возможности для учета индивидуальных образовательных интересов каждого ученика, обеспечения междисциплинарных связей и преемственности на всех этапах обучения обучающихся иностранному языку,
интенсификации обучения за счет использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе школы. Необходимо учитывать тот факт, что каждый ученик обладает социокультурной мобильностью в разной степени. Более того, некоторые учащиеся, и их немало, находятся на низком уровне ее владения. Это зависит от различных факторов, влияющих на процесс формирования социокультурной мобильности учеников, таких как социальный опыт, индивидуальные особенности обучающихся, его интересы и способности ит.д.
Субъект-субъектные отношения учеников и педагогов. Реализация в образовательном процессе субъект-субъектных отношений педагогов и учащихся, гуманизация системы их взаимоотношений будет способствовать созданию творческой атмосферы, раскрытию активности будущих выпускников.
Принцип субъект-субъектного
взаимодействия педагогов и учеников определяет положение учащегося в образовательном процессе как активного субъекта деятельности. Развитие личности выступает необходимым условием успешности образования, а формирование ее
субъектных свойств - высшим показателем его эффективности. Данный принцип позволяет повысить активность ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, расширить границы его жизнетворчества.
Развиваясь как личность, ученик формируется и как субъект деятельности, субъект познания, субъект общения, субъект самопознания, осуществляет переход от внешней регуляции к саморегуляции, к самоконтролю, к самоорганизации, к активному саморазвитию.
Как показала практика, развитие социокультурной мобильности учащихся создает возможности сбалансировано развивать гносеологический, аксиологический,
коммуникативный, творческий потенциалы личности каждого из них.
Совместная деятельность наиболее продуктивна в диалоговом режиме, который предполагает взаимопонимание, уважительное и положительное отношение взаимодействующих сторон. Технология учебного диалога, т.е. усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности.
Введение в ситуацию диалога предполагает использование следующих элементов технологии (по В. В. Серикову): 1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения; 2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться смысл изучаемого материала;3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий; 4) продумывание различных сюжетных линий развития диалога; 5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учениками; 6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников [2, с. 231].
Учение должно представлять собой деятельность не только по осваиванию знаний и способов их построения, но и деятельность по созданию нового знания, где учитывается субъективный опыт каждого учащегося. Процесс обучения - это нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, это ситуация пробуждения собственных сил и способностей личности, инициирование его индивидуального пути развития. Образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству (Е.В. Бондаревская). Гуманистическая парадигма образования расширяет сферу творческого, избирательного (не нормированного извне) усвоения материала, делает
обучение сферой творческого сотрудничества, т.е. процессом сотворчества субъектов педагогического взаимодействия.
Разработка модели формирования социокультурной мобильности,комплексной программы, включающей в себя групповые и индивидуальные формы и методы организации образовательного процесса. Модель адекватно представляет процесс формирования
социокультурной мобильности; отражает существенные ее стороны; характеризует возможность переноса научной информации, полученной в процессе разработки модели, на сам объект. Учебный материал отбирается и структурируется в соответствии с основными компонентами социокультурной мобильности. Уровни их формирования обусловливают использование тех или иных видов упражнений, имитационных и диалоговых методов изучения иностранного языка, требующих проявления социокультурной мобильности (желания учиться, выполнять новые по форме и содержанию задания, менять виды работы, участвовать в учебных группах различных составов и пр.), их методического сопровождения. Погружение учащихся в среду коллективной коммуникативной деятельности (имитационное моделирование, деловые игры, дискуссии, конференции, чтение оригинальной литературы) способствует осознанию ими важности для социокультурной мобильности ряда способностей. Среди них способность к широте познавательных интересов, самореализации, выработке операции и способов деятельности в определенных ситуациях, вариативному принятию решения, отказываться от своей ошибочной позиции и др.
Важным условием формирования и развития социокультурной мобильности является разработка и внедрение инновационных форм и методов организации образовательного процесса.
Высокий уровень социокультурной мобильности самого педагога. И.Ф. Бережная отмечает: «Если мобильность как способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям не сформирована в образовательном учреждении, то инновационную экономику построить невозможно. Для этого, прежде всего, необходим мобильный преподаватель. Недаром, еще в дореволюционной России для учителей на благотворительные деньги устраивались путешествия в столицы для посещения музеев, выставок, театров» [1, с. 189].
Создание комфортной творческой атмосферы на занятиях, активизация самостоятельной, рефлексивной и групповой информационно -поисковой и творческой деятельности учащихся зависят от уровня социокультурной мобильности самого преподавателя. В связи с этим возникает необходимость повышения уровня педагогического мастерства педагогов иностранного языка, мотивации преподавателей приобретать новые знания и умения, позволяющие использовать инновационные методики, в том числе Интернет-
технологии обучения. Развитие социокультуной мобильности учеников стимулирует преобразование профессиональной деятельности учителей, адаптацию к изменениям как естественному процессу, адекватность педагогической
деятельности к происходящим изменениям. Новый качественный уровень педагогической деятельности приводит к дальнейшему личностному росту не только за счет преобразования операционального аспекта деятельности, но и через процесс персонализации (рефлексии, эмпатии), что, в свою очередь, наполняет деятельность педагога новым надситуативным содержанием. Саморазвитие учителя стимулирует преобразование
педагогической деятельности, которая является одной из главных побудительных сил формировании и развитии социокультурной мобильности учеников.
Усиление социокультурной
направленности содержания дисциплины «Иностранный язык», использование
вариативного учебного материала. Этому могут способствовать разработка и предложение элективных курсов, раскрывающих опыт социокультурной мобильности в России и за рубежом, востребованность социокультурной мобильности в современных условиях. Целостное погружение учеников в социокультурное пространство страны изучаемого языка, своей страны повлечет за собой формирование устойчивой мотивации к изучению иностранного языка, понимания смысла своего образования и его взаимосвязи с личностным развитием. Например, обучение иностранному языку в интеграции его с другими дисциплинами. В ходе изучения иностранного языка учащиеся вырабатывают приемы самостоятельной работы, умение эффективно пользоваться справочной литературой, техническими средствами обучения, извлечения и обработки информации. Средства иностранного языка, способы овладения им создают такие педагогические условия, которые дают учащимся возможность приобрести некоторый опыт социокультурной мобильности. Уверенность в своих силах, стремление к саморазвитию, достижению творческой самореализации и неповторимости индивида выступают основой для перехода личности на более высокий уровень самосознания, соответствующий требованиям, предъявляемым к выпускникам школы. Значительная свобода в выборе учебных материалов и средств обучения, вариативность содержания данной дисциплины делают возможным отбор содержания текстов, ориентированных на тематику, связанную с социокультурной мобильностью, дифференциацию материала, структурирование языкового учебного материала по уровням его усвоения. Широкий выбор учебного материала (изменение текстов для упражнений, содержания заданий, обновление их тематики), во-первых, создает условия для своевременного реагирования системы образования на происходящие в обществе
изменения, во-вторых, психологически готовит студента к постоянным изменениям, принятию таковых как данности и вырабатывает спокойное к ним отношение.
Систематическая диагностика уровня развития социокультурной мобильности
учащихся способствует своевременному выявлению пробелов в знаниях и умениях учеников и их дальнейшей ликвидации. Гармонизация процессов познания иностранного языка и формирования социокультурной мобильности достигается поэтапным овладением речевыми образцами социокультурного контекста. Итоговый контроль включает оценку показателей сформированности компонентов социокультурной мобильности.
Текущая проверка уровня развития социокультурной мобильности ученика должна осуществляться на основе комплекса методов: тестирования; анкетирования; анализа результатов самостоятельных работ и практических заданий, опроса (устного и письменного); проведения контрольных работ. Измерение степени сформированности социокультурной мобильности этими методами предполагает не только диагностическую, но и обучающую, корректирующую функции.
Контрольные задания для определения фактического уровня сформированности социокультурной мобильности должны содержать:
- задания на оценку и развитие мотивационно-ценностного компонента, развитие навыков общения на иностранном языке,
- самопрезентации, развитие навыков оперативно принимать решения; развитие навыков анализа информации, развитие самоанализа и самооценки и так далее;
- активное использование информационных технологий в преподавании и обучении иностранному языку;
- постоянное изменение состава учебных подгрупп для выполнения различных заданий. Это вырабатывает готовность к изменениям, повышает адаптационные способности учащихся;
- привлечение учащихся к подготовке и участию вразличного рода социокультурных мероприятиях.
На наш взгляд, перечисленные педагогические условия позволяют сформировать все необходимые компоненты социокультурной мобильности учеников: ценностно-мотивационный, деятельностный, когнитивный и рефлексивный.
В результате реализации педагогических условий формируется:
- закрепление навыков по использованию языковых ресурсов в коммуникативной деятельности;
-овладение теорией и искусством ведения беседы;
- усвоение знаний языковых средств организации выступления;
- знакомство с основами самопрезентации;
- умение говорить по существу, аргументированно и убежденно излагать свои мысли, спорить, дискутировать, вести диалог с различными категориями собеседников;
- усвоение теоретических сведений о тенденциях развития культуры за рубежом;
- видение собственного личностного развития в будущем, представление о возможных его вариантах;
- овладение культурой индивидуального и коллективного общения;
- выработка определенной собственной манеры общения с людьми, реализации своей индивидуальности в устной и письменной речи.
Таким образом, социокультурную мобильность учащихся можно считать
сформированной, когда ученик владеет системой социальных норм и правил, активно участвует в их развитии; осознает значимость общественных ценностей и, осмысливая, присваивает их; обладает высоким уровнем культурологических знаний; воспринимает социокультурное развитие как нелинейный процесс;заинтересован в собственном личностном и социокультурном развитии; умеет демонстрировать свои сильные личностные качества, способен заботиться о благоприятной самопрезентации; показать силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции; адекватно оценивает собственную личность, успешно управляет собой (умение управлять своим эмоциональным состоянием: преодоление отрицательных эмоций, нервозности,
раздражительности); умеет расширять круг общения, использовать его как источник информации; обеспечивает доминирование оптимизма в своей жизнедеятельности.
Литература
1. Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста/ И.Ф. Бережная. - Воронеж, ИПЦ «Научная книга», 2012. - 220 с.
2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем/ В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
3. Комарова Э.П. Психолого педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского Государственного Технического Университета. -2012. - Т.8. - №10.2 - С 25-27.
4. Комарова Э.П. Эмоциональный
контекст общения как фактор социально -нравсвенного развития личности / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т.10. - №3.2 -С.43-46.
Воронежский государственный технический университет Средняя школа № 1300, г. Воронеж
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE MOBILITY FORMATION OF PUPILS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF SCHOOL BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE
A.I. Nyrikov
The paper considers the problem of social-cultural mobility formation of pupils in the educational process of school by means of a foreign language, identifies pedagogical conditions under which this process is most effective
Key words. Social-cultural mobility, pedagogical conditions, formation