УДК 159.9
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ДЕЛОВОМУ
ОБЩЕНИЮ
Э.П. Комарова, Амир Абдулхуссейн Хашим
В статье рассматривается модель формирования готовности иностранных студентов к деловому общению Ключевые слова: модель, формирование готовности, иностранные студенты, деловое общение
Вхождение Ирака в Болонский процесс и всё более тесное сотрудничество с другими странами требует более глубокого переосмысления процесса готовности иностранных студентов к деловому общению в межнациональных корпорациях.
В результате анализа научной литературы и изучение опыта готовности иностранных студентов к деловому общению было выявлено, что проблема формирования готовности к деловому общению с представителями арабских стран изучена недостаточно. Отсутствуют комплексные работы, раскрывающие специфику формирования готовности международного профиля, её структурные компоненты, учитывающие психологопедагогические условия разработки модели, электронные учебники, мультимедийные средства, Интернет-ресурсы, что предполагает разработку данной проблемы весьма актуальной с целью обоснования содержания, форм и методов формирования готовности иностранных студентов к деловому общению.
В научной литературе широко используется понятие «готовность». На наш взгляд, оно рассматривается в сочетание с понятием «деятельность». «Готовность к деятельности»
определяется современными учеными: как качество личности (М.И. Дьяченко, А.А. Кандыбович, А.Г. Ковалев), как состояние личности перед началом деятельности (А.В. Барабанщиков, А.А. Деркач,
B.А.Крутецкий, А.Ц. Пуни, Д.Н. Узнадзе и др.), как наличие определенных способностей (Б.Г. Ананьев,
C.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин).
Понимание готовности к деятельности как комплекса способностей отчетливо представлено в работах Б.Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна и других, которые включали в структуру готовности различные свойства и качества личности. Способность выступает при этом как более общая категория по отношению к этим свойствам и качествам. Ряд ученых (В.А. Сластенин и И.Е. Брякова), занимающиеся изучением проблемы готовности студентов к профессиональной деятельности, рассматривают готовность к деятельности как способность к уверенно
Комарова Эмилия Павловна - ВГТУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected], тел. (473) 25310-81
Амир Абдулхуссейн Хашим - ВГТУ, аспирант, тел. (473) 253-10-81
выполняемой и эффективной профессиональной деятельности. Были выделены основные
компоненты в структуре готовности: психологический, научно-теоретический и практический. [3]
Как сложное психолого-педагогическое образование, готовность к деятельности включает следующие компоненты: мотивационный
(положительное отношение к деятельности); ориентационный (знания об особенностях данного рода деятельности); операциональный (владение способами и приемами профессиональной деятельности); волевой (самоконтроль, умение
управлять действиями); ценностный (самооценка подготовленности к деятельности). [1]
Готовность иностранных студентов к деловому общению в межнациональных корпорациях
рассматривается как интегративное качество личности, характеризующееся высоким уровнем знаний об этой сфере социальной действительности, положительным эмоционально-ценностным
отношением к особенностям различных культур, а также умением взаимодействия с их представителями. Однако специфика нашего исследования - раскрытие сущности феномена готовности иностранных студентов к деловому общению - потребовало также определения
структуры, параметров и показателей,
характеризующих общее и специфическое в данном виде деятельности.
Поиск путей и средств формирования готовности иностранных студентов к деловому общению в межнациональных корпорациях опирается на классическое положение отечественной науки (Л.С.Выготский,
А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С. Л. Рубинштейн) о единстве и взаимосвязи всех сторон духовной жизни человека - единстве разума, чувств и действий, так как воздействия внешнего мира на человека отражаются в нем в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли. Из этого следует, что формирование качеств личности происходит в результате развития трех основных структурных компонентов: интеллектуального, эмоциональноволевого и практического (Л. А. Волович,
А. Н. Леонтьев и др.).
Готовность в этом случае отличается многоуровневостью (низкая, ниже среднего, средняя, выше среднего, высокая), а также различным характером взаимосвязанных
компонентов: интеллектуального (знания об
общении в межнациональных корпорациях); ценностного (ценностное отношение к
особенностям различных культур); деятельностного (умения и навыки взаимодействия с
представителями различных корпораций).
Таким образом, анализ психолого-
педагогической литературы показал, что «готовность иностранных студентов к деловому общению» определяется в нашем исследовании как совокупность умений и навыков взаимодействия с представителями арабских стран, ценностей и умений выделять общее и культурно специфическое, признание права на существование различных культурных моделей и формирование на их основе представлений о картине мира, а также готовность представлять свою страну и ее культуру, принимая и уважая точку зрения других, с другой стороны.
Исходными положениями для определения структуры готовности иностранных студентов к деловому общению стали: концепция И.А. Зимней, в которой выделяются: знание структуры
готовности (когнитивный компонент); отношение к содержанию готовности и объекту ее приложения (ценностный компонент); развитие ценностно-
смысловой устремленности, развитие знаниево-ориентировочной основы, развитие операционных основ профессионализма, развитие
индивидуального стиля деятельности (Л. М.
Митина); готовность к соблюдению социальных норм к общению (содержательно-операциональный компонент); эмоционально-волевая регуляция
процесса и результата готовности к общению (рефлексивный компонент).
Исходя из вышеизложенного, в работе были определены четыре структурных компонента
готовности иностранных студентов к деловому общению; критерии, показатели их оценки, уровни и этапы, которые легли в основу модели готовности иностранных студентов к деловому общению в межнациональных корпорациях.
Структура готовности иностранных студентов к деловому общению в межнациональных корпорациях включает четыре компоненты: когнитивный (знания культурного своеобразия,
знания, целостные представления о межкультурном общении, обычаев, нравов, традиций разных стран); ценностный (социально-ценностные ориентации,
ценностные отношения к особенностям различных культур, толерантность, адаптация к постоянно меняющимся условиям); содержательнооперациональный (коммуникабельность,
соблюдение социальных норм и требований к взаимодействию в межкультурной среде; рефлексивный (адаптивность, стрессоустойчивость, самостоятельность оценочных суждений, адекватная самооценка).
Для эффективной организации процесса формирования готовности готовности иностранных студентов к деловому общению была разработана модель формирования готовности иностранных
студентов к деловому общению в межнациональных корпорациях. В основе модели лежат следующие методологические подходы: системный позволяет представить готовность к общению с
представителями арабских стран как многоуровневое образование, формирование которого обусловлено различного рода детерминантами (В. П. Беспалько, В.П. Симонов, Н.В. Кузьмина и др.); контекстный (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Э.П. Комарова); включающий цель, содержание, формы, средства и методы обучения; личностно-деятельностный, основанный на гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса подходо-центрированном на студентов. Деятельность в рамках данного подхода включает в себя: мотивы, цели, действия, условия, выступает своеобразным двигателем (В. И. Слободчиков). Согласно модели личностно ориентированного образования, разработанной
В.В. Сериковым, личность - это не набор заданных качеств, а способность человека «быть личностью», то есть проявлять свои отношения к миру и самому себе. [3, 4]
В основе процесса формирования готовности иностранных студентов к деловому общению лежат субъект-субъектные взаимодействия педагога и студента (И.В. Гребенникова, К. Роджерс, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), которые помогают студентам мобилизовать свои силы для решения проблем саморазвития (И.С. Якиманская); обеспечивают формирование субъективного опыта каждого студента (В. В. Сериков). [2]
В модели обозначены принципы:
индивидуализации, континуальности,
предусматривающей личную ориентированность; единства когнитивного и эмоционального; преемственности образовательных программ.
Модель также включает этапы формирования готовности будущих специалистов международного туризма к общению с представителями арабских стран: социальная адаптация (принятия
социальных норм и требований к общению и взаимодействию с представителями арабских стран); принятие ценностных ориентиров в арабских странах (формирование открытости у обучающихся к восприятию и взаимодействию с представителями арабских стран, оценка культуры с позиции её норм и ценностей, выявление и определение общего и специфического в различных культурных моделях); успешное контактирование с представителями арабских стран (умение вести переговоры, достигать поставленных целей, проявление инициативы, готовность принимать на себя ответственность за устранение всевозможных кросскультрных конфликтов).
В модели обозначены методы (наглядные, поисковые, метод проектов, культурный ассимилятор); формы (лекции, семинары, тренинги, практические занятия, дискуссии, спич-дебаты, Интернет-встречи); средства (электронное пособие, мультимедиа, телекоммуникации, видео записи, проблемные ситуации).
Критериями сформированности готовности будущих специалистов международного туризма к общению с представителями арабских стран являются знания, целостные представления о межкультурном общении (когнитивный);
ценностное отношение к особенностям различных культур, социально-ценностные ориентации (ценностный); соблюдение социальных норм и требований к взаимодействию в международной среде (деятельностный); умения и навыки рефлексивного поведения, самооценка,
(рефлексивный).
Таким образом, разработанная модель готовности иностранных студентов к деловому общению в межнациональных корпорациях реализуется поэтапно в соответствии с выделенными блоками и обеспечивает динамику сформированности готовности иностранных
Воронежский государственный технический университет
THE MODEL OF FOREIGN STUDENTS READINESS FOR BUSINESS COMMUNICATION IN CROSS-NATIONAL CORPORATIONS
E.P. Komarova, Amir Abdulhussejn Hashim
The paper is devoted to the model of foreign students readiness for business communication in cross-national corporation and describes the components, the criteria, the stages of the model
Key words: model, readiness, foreign, students, business communication
студентов к деловому общению в межнациональных корпорациях.
Литература
1. Ради Хмуд Джассим Формирование готовности будущих специалистов международного туризма к общению с представителями разных культур/ Э.П. Комарова, Ради Хмуд Джассим// Перспективы науки. -Тамбов, 2010. - №6. - С. 44-47.
2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и
практика проектирования педагогических систем. . --------
М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.
3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал / Митина Л.М. - М.: Изд-во «Флинта», 1998. - 200 с
4. Зимняя И. А. З-62 Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm]