УДК 378.015-378.025 ББК Ч481.2+Ю941.1
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЕГО ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
С.В. Нужнова
Троицкий филиал Челябинского государственного университета
SUBSTANTIATION OF THE NECESSITY OF EXPERTS’ TRAINING FOR OCCUPATIONAL MOBILITY FOR SAVING THEIR MENTAL HEALTH
S. Nuzhnova Troitsk branch of Chelyabinsk State University
Анализируется влияние готовности к профессиональной мобильности на психическое здоровье специалистов в условиях нестабильного рынка труда; обосновывается необходимость подготовки специалиста к профессиональной мобильности для сохранения его психического здоровья. В составе готовности к профессиональной мобильности выявлены три группы компетенций: личностная, социальная, специальная.
Ключевые слова: антропологический подход, психическое здоровье, профессиональная мобильность, индивидуальный стиль деятельности, эмоциональное состояние, стресс, готовность к профессиональной мобильности.
The influence of readiness for occupational mobility on experts’ mental health in the conditions of an unstable labor market is analyzed. The necessity of experts’ training for occupational mobility for saving their mental health is substantiated. Three groups of competences in the content of readiness for professional mobility are revealed. They are personal, social and special.
Keywords: anthropological approach, mental health, occupational mobility, individual style of activity, emotional state, stress, readiness for occupational mobility.
Рынок труда в современных социально-экономических условиях претерпевает существенные изменения. Информатизация общества и внедрение новых наукоемких технологий предполагают для современного специалиста необходимость постоянного обновления знаний, повышения квалификации, творческого подхода к решению профессиональных задач, умения быстро перестроится при изменении требований к профессиональной деятельности. Однако интенсификация производства часто приводит к появлению у работающих негативных явлений - снижение самооценки, подавленность, депрессия, страх перед будущим. Все это в совокупности, несомненно, сказывается на психическом здоровье людей. Особенно остро эта проблема стоит перед молодыми специалистами. Не имея
опыта работы, им трудно определиться на рынке труда, а для тех, кто нашел работу, успешно адаптироваться в профессиональном сообществе.
Выход из создавшегося положения мы видим в подготовке специалистов, обладающих способностью к постоянным переменам, к освоению новых профессий, к профессиональной самореализации в новых условиях современного общества, т. е. обладающих готовностью к профессиональной мобильности. Именно такой специалист, находясь в ситуации неопределенности и непредсказуемости, может сохранить эмоциональную стабильность, позитивное восприятие перемен, работоспособность, психическое здоровье.
Для того чтобы определить структуру готовности к профессиональной мобильности
как качества личности, способствующего сохранению психического здоровья, рассмотрим само понятие «профессиональная мобильность».
В психолого-педагогической литературе существуют разнообразные трактовки исследуемого понятия, однако их условно можно объединить в две группы: рассмотрение профессиональной мобильности как качества личности (Б.М. Игошев [5], С.Е. Каплина [6], Л.П. Меркулова [9]) и как стиля деятельности (Ю.Ю. Дворецкая [3], Е.А. Климов [7],
В.А. Толочек [11]).
В проводимом нами исследовании профессиональную мобильность целесообразно рассматривать в рамках второго направления: как оптимальный стиль деятельности специалиста в процессе профессионального самоопределения и профессиональной самореализации, позволяющий сохранить его психическое здоровье.
Соответственно готовность к профессиональной мобильности мы определяем как качество личности, обеспечивающее оптимальный стиль её деятельности в процессе профессионального самоопределения и профессиональной самореализации, позволяющее сохранить психологическое здоровье в непрерывно меняющихся социально-экономических условиях современного общества.
При этом под индивидуальным стилем деятельности мы понимаем устойчивую систему способов, обусловленную типологическими особенностями личности, которая складывается под воздействием её стремления к наилучшему осуществлению конкретной деятельности. По мнению Е.А. Климова [7], существует «ядро» индивидуального стиля, которое определяют природные данные человека и своеобразная «пристройка» к ядру -группа особенностей деятельности, связанных с максимальным использованием человеком своих сильных сторон и компенсацией или преодолением недостатков, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков (сознательных или стихийных). Именно целенаправленное развитие «пристройки» к «ядру» индивидуального стиля позволяет приспособить природные особенности человека к оптимальному поведению в условиях нестабильности и неопределенности.
При определении психического здоровья, мы опирались на «концепцию позитивного психического здоровья», которая рассматри-
валась в рамках гуманистической психологии в работах А. Маслоу [8], В. Франкла [12]. Согласно данной концепции, психическое здоровье детерминируется особенностями баланса, гармонии жизненных сил человека (в показателях индивидуальной и социальной субъектности) и своеобразия жизненного пространства. С этих позиций психическое здоровье обеспечивает возможность личностного выбора и автономного развития. Что особенно важно для нашего исследования, к механизмам психического здоровья относятся: самопознание, способность к принятию решений в направлении будущего, готовность к изменениям и возможность выделять альтернативы, тенденции, исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный выбор [4]. Такая характеристика психического здоровья личности является основанием для выявления связи с готовностью личности к профессиональной мобильности, так как признаками данного интегративного качества являются стремление к самоактуализации, высокая мотивация саморазвития, готовность к переменам, к освоению новых знаний, способность к принятию решений в состоянии неопределенности и непредсказуемости, ответственности за свои решения, высокий творческий потенциал.
Для выявления связи готовности к профессиональной мобильности и психического здоровья специалиста рассмотрим психологические особенности работающих и не работающих граждан. При этом вслед за Е.В. Бруком [2] мы выделяем три группы: успешно работающие граждане, погранично работающие граждане, безработные граждане.
Успешно работающую личность, согласно результатам исследований некоторых авторов [10, 13], отличает личная и социальная активность; высокий творческий потенциал; стремление к профессиональной успешности. Таким образом, «портрет» успешно работающего человека складывается из его личной и социальной активности, умения видеть цель и пути к ее достижению; высокого творческого потенциала, способности строить взаимоотношения в коллективе и семье, и имеет оптимальный уровень профессиональной активности, что является проявлениями его психического здоровья.
В рассматриваемом случае целесообразно говорить о восходящей вертикальной мобильности. Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким
образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, то есть повышать свой социальный статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида и связан с его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном итоге силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции, или к тому, чтобы удержаться на имеющейся позиции.
При восходящей мобильности у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру профессиональной группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Общество с открытыми границами между социальными группами дает человеку шанс подняться, но оно же порождает в нем страх социального падения. Нет никакой гарантии, что его статус не станет более низким.
Восходящая вертикальная профессиональная мобильность приводит не только к получению новых благ и привилегий, но и к появлению большей ответственности и к новым ограничениям. Возникает добавочная напряженность, увеличивающая неудовлетворенность, достаточно часто наблюдаются стрессовые состояния, что в конечном итоге сказывается на психическом здоровье специалиста.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что профессиональная мобильность (в том числе и вертикальная восходящая) практически всегда трудно переносится индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом возможной потери своего нового статуса. Вместе с тем профессиональное восхождение - единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальные напряжения и конфликты. Важно отметить, что общество редко помогает индивиду при переходе на более высокий статус.
Рассмотрим психологические особенности второй группы - погранично работающих граждан. Несмотря на то, что чисто формально эта категория трудящихся не вовлечена в мобилизационные процессы, её можно отнести к числу наиболее проблемных с психологической точки зрения групп. Действительно, человеку, оказавшемуся в ситуации неопреде-
ленности или под страхом сокращения, наносит огромный вред хронический психоэмоциональный стресс. Наиболее важной для него становится потребность в профессиональной, а следовательно, и личной безопасности. Практически все сферы его личности блокированы фактором повышенной тревожности, что не позволяет ему предпринимать активных действий по поиску новых мест работы. Человек становится не руководителем ситуации, а ее заложником, «жертвой обстоятельств». Таким образом, в «портрете» погранично работающего гражданина явно прослеживается тот факт, что ситуация нестабильности, отсутствие гарантии стабильной деятельности порождают повышенную тревожность, агрессивность, что наносит серьезный ущерб его психическому здоровью.
Особый интерес для нашего исследования представляет группа безработных граждан. Потеря работы сопровождается как внешними, так и внутренними изменениями жизни человека. Исследователи выделяют несколько эмоциональных стадий, которые проходит человек, потерявший работу [2]:
-эмоциональный шок, стресс от потери работы;
- «бегство от проблемы», которое наступает через 2-3 месяца после потери работы;
- агрессия (4-6 месяцев) - состояние, которое появляется после того, как человек не смог найти подходящей работы, и у него появляется чувство «изгоя» на рынке труда, он перестает видеть перспективу трудоустройства;
-депрессия (6-9 месяцев) - безразличие к своей судьбе, как к профессиональной так и личной;
- безысходность и примирение с судьбой (9-12 месяцев) - появление чувства никчемности, отсутствие цели жизни.
Согласно данным, представленных в работах М.А. Бендюкова [1], для большинства безработных, находящихся в такой ситуации более шести месяцев характерны: экстравер-тированность; нежелание приспосабливаться к изменениями условий среды; желание изменить свой социальный статус, не прилагая никаких усилий; нежелание изменять себя и «работать над собой». Чем дольше человек является безработным, тем больше у него возникает проблем с психическим здоровьем. При этом чаще всего человек уже не в состоянии сам справиться с этими проблемами и нуждается в психологической реабилитации, основной целью которой являются: снижение
общего нервно-психического напряжения и негативного отношения к потере работы, формирование позитивного настроя и уверенности в будущем, повышение мотивации к поиску работы и трудоустройству.
Сказанное выше позволяет сделать заключение, что для психологического состояния как в первом случае (при рассмотрении вертикальной мобильности), так и в двух других (когда целесообразно рассматривать горизонтальную мобильность) свойственны эмоциональное напряжение, стресс, состояние дезадаптации, фрустрации, тревожности. Длительное протекание этих процессов может привести к серьезным психологическим проблемам, а иногда и к необратимым нарушениям психического здоровья. В этой ситуации крайне важна готовность к профессиональной мобильности, так как именно это интегративное качество обеспечит: готовность к изменениям и возможность видеть альтернативы, исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, способность к принятию решений в состоянии неопределенности и непредсказуемости, способность брать на себя социальную ответственность и т. д., то есть обеспечит сохранение психического здоровья специалиста в условиях рынка труда современного общества.
Проведенные нами исследования позволили выделить три группы компетенций (личностная, социальная, специальная), которые определяют структуру готовности к профессиональной мобильности, и формирование которых с определенной долей вероятности гарантирует выпускникам вуза мобильность на рынке труда и сохранение психического здоровья.
Конкретизация содержания компетенций в каждой из этих групп была осуществлена на основе следующих критериев: значимость компетенции для сохранения физического, психического и социального здоровья; возможность её развития в существующих условиях (возрастные особенности, образовательная среда вуза); возможность оценки уровня сформированное™ компетенции в ходе экспериментальной работы. Исходя из этого, в модели выпускника вуза, готового к профессиональной мобильности, мы выделяем следующие компоненты:
- личностный компонент, отражающий готовность выпускника мобилизовать свой внутренней потенциал в ситуациях, связанных с профессиональной мобильностью, и включающий в себя: ценностно-смысловую, персональную и аутокомпетенцию, направ-
ленную на сохранение физического, психического и социального здоровья;
- социальный компонент, связанный с умением полноценно жить и трудиться в поли-культурном обществе, способностью брать на себя социальную ответственность, способностью к быстрой социализации (адаптации) в профессиональном сообществе, в его состав входят: социально-правовая компетенция, коммуникативная компетенция, информационная и языковая компетенции;
- специальный компонент, характеризующийся умением адаптироваться к новой профессии или новым профессиональным функциям, разрабатывать и реализовывать планы профессионального саморазвития и самореализации, он включает в себя: общепрофессиональную, интеллектуальную и организационно-деятельностную компетенции.
Реализация данной модели в рамках педагогической системы содействия развитию готовности к профессиональной мобильности, позволила осуществить подготовку мобильных специалистов, которые в большей степени будут психологически защищены в непростых условиях рынка труда информационного общества. Это положение было подтверждено в результате эксперимента, проведенного на базе Троицкого филиала Челябинского государственного университета с 2003 по 2010 годы. В эксперименте участвовало 250 выпускников. Оценка готовности к профессиональной мобильности осуществлялась по трем критериям: мотивационный, эмоциональноволевой и деятельностный критерии. Методом экспертной оценки определялись уровни готовности к профессиональной мобильности: высокий, средний и низкий.
Во второй части эксперимента была осуществлена проверка влияния готовности к профессиональной мобильности на психическое здоровье молодого специалиста. Исследовались показатели психического здоровья (стрессовоустойчивости, эмоциональной стабильности, готовности к риску, решительности, готовности к переменам и т. д.) у выпускников вуза, готовых к профессиональной мобильности (имеющих высокий и средний уровни готовности) и у выпускников, не принимавших участия в эксперименте по развитию готовности к профессиональной мобильности. Показатели психического здоровья отслеживались в первые три года после окончания вуза (период тестирования). Полученные результаты позволяют утверждать, что готов-
ность выпускника вуза к профессиональной мобильности позволяет обеспечить психическое здоровье молодым специалистам. У молодых специалистов, входивших в состав экспериментальных групп, показатель стрессовоустой-чивости был на 12 % выше, чем у выпускников не принимавших участие в эксперименте; эмоциональной стабильности - на 14 %, готовности к риску - на 15 %, решительности -на 10 %, готовности к переменам - на 17 %. Существенно отличались показатели и по таким параметрам, как ситуативная тревожность (на 12 %), личностная тревожности (7 %), агрессивности (11 %) и конфликтности (10 %).
Таким образом, полученные экспериментальные данные позволяют утверждать, что готовность к профессиональной мобильности -это качество личности, необходимое для сохранения психического здоровья современного специалиста.
Литература
1. Бендюков, М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации / М.А. Бендюков, ИЛ. Соломин. - СПб.: Речь, 2006. - 240 с.
2. Брук, Е.В. Потеря работы: мужчины и женщины /Е.В. Брук// Управление персоналом. - 2000. -№ 12. - С. 28-31.
3. Дворецкая, Ю.Ю. Психология профессиональной мобильной личности: автореф. дис. ... канд. псих, наук / Ю.Ю. Дворецкая. — Краснодар, 2007. — 26 с.
4. Демина, ЛД. Психическое здоровье и защитные механизмы личности / ЛД. Демина, И.А. Ральникова. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2000. -123 с.
5. Игошев, Б.М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук/Б.М. Игошев. - М., 2008. - 39 с.
6. Каплина, С.Е. Концептуальные и технологические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С.Е. Каплина. - Чебоксары, 2008. - 48 с.
7. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,
B.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982. -
C. 74-77.
8. Маслоу, А. Психология бытия / А. Мас-лоу. - М.: Рефл-Бук, 1997. - 54 с.
9. Меркулова, Л.П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л.П. Меркулова. - Самара, 2008. - 41 с.
10. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряж-ников. -М.: Академия, 2007. - 496 с.
11. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности /В.А. Толочек. - М.: Смысл, 2000. -199 с.
12. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 28 с.
13.Холодцева, Е.Л. Исследование конкурентоспособности в системе разноуровневых характеристик специалистов социальной сферы / Е.Л. Холодцева // Сибирский психологический журнал. - 2008. -№28,- С. 29-33.
Поступила в редакцию 11 октября 2010 г.