Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития социокультурной мобильности участников общественных организаций: личностно-деятельностный подход'

Организационно-педагогические условия развития социокультурной мобильности участников общественных организаций: личностно-деятельностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIOCULTURAL MOBILITY / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / PUBLIC ORGANIZATIONS / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / PERSONAL AND ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепченкова Светлана Викторовна, Нагорная Анна Георгиевна

В статье рассмотрен комплекс организационно-педагогических условий формирования социокультурной мобильности участников общественных организаций, который был апробирован в разработанной нами педагогической программе деятельности общественных организаций. Проблема формирования социокультурной мобильности участников общественных организаций рассмотрена с позиций личностно-деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слепченкова Светлана Викторовна, Нагорная Анна Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND CULTURAL MOBILITY OF PARTICIPANTS IN PUBLIC ORGANIZATIONS: THE PERSONALITY-ACTIVITY APPROACH

In article the complex of organizational and pedagogical conditions of formation of sociocultural mobility of participants of public organizations which was approved in the pedagogical program of activity of public organizations developed by us is considered. The problem of formation of sociocultural mobility at participants of public organizations is considered from positions of personal and activity approach.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития социокультурной мобильности участников общественных организаций: личностно-деятельностный подход»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^

О

РГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

УДК 351.858(091)

С. В. Слепченкова, А. Г. Нагорная

Смоленский государственный институт искусств

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ» в г. Смоленске (филиал МЭИ в г. Смоленске)

В статье рассмотрен комплекс организационно-педагогических условий формирования социокультурной мобильности участников общественных организаций, который был апробирован в разработанной нами педагогической программе деятельности общественных организаций. Проблема формирования социокультурной мобильности участников общественных организаций рассмотрена с позиций личностно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: социокультурная мобильность, организационно-педагогические условия, общественные организации, личностно-деятельностный подход.

S. V. Slepchenkova, A. G. Nagornaya

Smolensk State Institute of Arts

National Research University «MEI» in Smolensk (a branch of MEI in Smolensk)

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND CULTURAL MOBILITY OF PARTICIPANTS IN PUBLIC ORGANIZATIONS: THE PERSONALITY-ACTIVITY APPROACH

In article the complex of organizational and pedagogical conditions of formation of sociocultural mobility of participants of public organizations which was approved in the pedagogical program of activity of public organizations developed by us is considered. The problem offormation ofsociocultural mobility at participants of public organizations is considered from positions of personal and activity approach.

Keywords: sociocultural mobility, organizational and pedagogical conditions, public organizations, personal and activity approach.

Современное социокультурное пространство нашего общества основано на взаимном сосуществовании духовного и материаль-

ного мира, характеризующемся комплексом социально-культурных условий для творческого развития и становления личности.

102

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 102-105

^ Социально-культурная деятельность

Реалии современного общества ставят перед человеком новые требования, в соответствии с которыми он должен обладать совокупностью качественных характеристик, способствующих свободному перемещению человека внутри социокультурного пространства общества. Это такие характеристики, как способность активно и гибко адаптироваться к происходящим социокультурным изменениям, самостоятельность, активность в действиях, умение принимать решения, налаживать взаимоотношения с различными людьми, в том числе других национальностей и вероисповеданий, самостоятельность и инициативность, которые в совокупности свидетельствуют о наличии у человека социокультурной мобильности.

На наш взгляд, социокультурная мобильность — это интегративное качество, объединяющее в себе развитые когнитивные способности, знания особенностей и ценностей национальной культуры и культуры других стран (когнитивный компонент); осознанную потребность и мотивацию в самосовершенствовании, проявлении социальной активности и повышении своего культурного уровня (психологический компонент); умения и личностные качества, которые обеспечивают возможность эффективных действий при возможных социокультурных изменениях (практический компонент).

Следует отметить, что формирование социокультурной мобильности является одним из результатов социокультурного становления личности, которое реализуется в социокультурном пространстве нашего общества.

Значительным потенциалом в формировании социокультурной мобильности личности обладают общественные организации, деятельность которых позволяет включать участников данных организаций в систему общественных отношений и формировать не только активную жизненную позицию, но и социальную ответственность за те процессы, которые происходят в различных сферах жизни. Деятельность общественных организаций оказывает мощное воздействие на

личность участников данных организаций, на их мировоззрение, содействуя формированию мотивов, ценностей, установок и т.п. Общественные организации функционируют в социокультурном пространстве нашего общества, поэтому деятельность данных организации мы рассматриваем как особый вид образовательно-воспитательной деятельности, в процессе которой формируются качественно новые общественные отношения и происходит становление участников общественных организации в качестве полноправного члена общества, способного вносить вклад в развитие социума.

Опора на идеи личностно-деятельностного подхода позволяет нам четко представить и глубокого познать процесс реализации педагогического потенциала общественных организаций по формированию социокультурной мобильности участников данных организаций и разработать комплекс организационно-педагогических условий, способствующих формированию данного вида мобильности.

Анализ теоретических источников и эмпирических материалов позволил нам выявить целый ряд проблем в деятельности общественных организаций Смоленской области:

• отсутствует системность и комплексность в формировании у участников общественных организаций социокультурной мобильности, что проявляется в несистематизированном вовлечении участников в мероприятия, проводимые общественными организациями, в отсутствии в планах работы мероприятий по формированию данного качества;

• организация и проведение обучения руководства общественных организаций носит фрагментарный характер, а также недостаточна вовлеченность актива общественных организаций в процесс подготовки лидеров;

• отсутствует система организационно-педагогических условий для формирования у участников общественных организаций социокультурной мобильности;

• приоритетным ориентиром в деятельности общественных организаций является на-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^

правленность на участие граждан в отдельных мероприятиях, недостаточное внимание уделяется развитию субъектных характеристик участников, необходимых для формирования социокультурной мобильности;

• недостаточно используются инновационные технологии социокультурной деятельности общественных организаций.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что при осуществлении своей деятельности общественным организациям необходимо учитывать комплекс организационно-педагогических условий и выполнять педагогические программы, направленные на формирование у участников общественных организаций социокультурной мобильности.

Организационно-педагогические условия рассматриваются рядом учёных как существенный компонент педагогического процесса, интегрирующий в себе определённую совокупность мер организации педагогического процесса, направленного на достижение поставленной цели [1-4 и др.].

Под организационно-педагогическими условиями мы понимаем необходимую и достаточную совокупность взаимосвязанных мер организации деятельности общественных организаций (технологии, формы, методы, средства деятельности общественных организаций), соблюдение которых обеспечивает реализацию педагогического потенциала общественных организаций по формированию социокультурной мобильности у участников данных организаций.

Организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими реализацию педагогического потенциала общественных организаций по формированию социокультурной мобильности у участников данных организаций, являются:

• внедрение в деятельность общественных организаций педагогической программы, направленной на формирование социокультурной мобильности участников данных организаций. Разработка программы деятельности общественных организаций позволит осуществить целенаправленный процесс формирования социокультурной мобильно-

сти участников общественных организаций;

• выбор технологий, адекватных формированию у участников общественных организаций социокультурной мобильности. Исходя из того, что социокультурная мобильность является интегративным качеством, состоящим из когнитивного, психологического, практического компонентов, формирование каждого компонента требует специального подбора технологий деятельности общественных организаций;

• учёт социально-демографических, психолого-педагогических и национально-культурных особенностей участников общественных организаций. Участники общественных организаций различаются по социальному положению, возрасту, образованию, национальности, ценностым ори-ентациям, темпераменту и другим признакам, что обуславливает необходимость учёта данных особенностей при реализации различных программ общественных организаций, в том числе и программы формирования социокультурной мобильности участников общественных организаций;

• профессиональная подготовка руководителей общественных организаций. Личность лидера общественной организации имеет особое значение для жизнедеятельности и развития организации, реализации её потенциала. Для того чтобы повысить профессионализм руководителей общественных организаций и их мотивацию к реализации программ по формированию социокультурной мобильности участников данных организаций, необходима специальная подготовка руководителей общественных организаций, которая позволит обогатить их необходимыми знаниями и методикой формирования у участников общественных организаций социокультурной мобильности;

• опора процесса формирования социокультурной мобильности на инициативу и самодеятельность участников общественных организаций. Каждый участник общественной организации выступает не только как объект, но и как субъект воспитания и деятельности. Поэтому при формировании лич-

^ Социально-культурная деятельность

ностно значимых качеств, в частности социокультурной мобильности, следует каждого участника общественной организации включать в деятельность организации как члена коллектива и способствовать проявлению инициативы самим участником общественной организации, что будет, в свою очередь, определять его личностное развитие;

• расширение межкультурных связей общественных организаций с другими субъектами социально-культурной деятельности. Формирование социокультурной мобильности предполагает посещение музеев, выставок, фестивалей и других мероприятий, проводимых различными учреждениями культуры и досуга. Поэтому общественные организации должны расширять и налаживать связи с такими учреждениями, а также с другими общественными организациями для осуществления целенаправленного процесса формирования социокультурной мобильности их участников в результате реализации специально разработанной педагогической программы;

• проведение мониторинга по определенным критериям, показывающим уровень сформированности у участников общественных организаций социокультурной мобильности. Мониторинг деятельности общественных организаций по формированию социокультурной мобильности участников данных организаций позволит сопоставить полученные результаты с предполагаемыми, соотнеся эти результаты с определенными критериями. Это поможет контролировать и корректировать процесс формирования социокультурной мобильности участников об-

щественных организаций, что будет способствовать достижению наилучшего результата данного процесса.

Комплекс перечисленных организационно-педагогических условий направлен на эффективное формирование у участников общественных организаций социокультурной мобильности в деятельности общественных организаций.

Обобщая всё вышесказанное, личностно-деятельностный подход, объединяющий в себе личностный и деятельностный компоненты, позволяет рассматривать формирование социокультурной мобильности участников общественных организаций через освоение имеющихся и создание новых ценностей в процессе организованной практической деятельности общественных организаций и взаимодействия участников данных организаций с окружающей действительностью. Причём такая деятельность рассматривается нами в логике целостного учета и анализа составляющих её компонентов (целей, мотивов, действий, результата). Выявленные организационно-педагогические условия, на наш взгляд, имеют большое практическое значение, так как внедрение данных положений в деятельность общественных организаций позволит значительно повысить эффективность формирования социокультурной мобильности их участников.

Данные положения легли в основу разработанной и апробированной нами педагогической программы деятельности общественных организаций, направленной на формирование социокультурной мобильности их участников.

Примечания

1. Дуранов, М. Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследования и организация / М. Е. Дуранов. — Москва : ВЛАДОС, 2009. — 365 с.

2. Зинчук, Н. А. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с подростками девиантного поведения : дис.....канд. пед наук: 13.00.08

/ Зинчук Нина Аркадьевна. — Великий Новгород, 2006. — 190 с.

3. Аишова, З. А. Модель выпускника школы, адаптированного к труду в новых экономических условиях / З. А. Литова // Матер. Междунар. науч.-практич. конф. «Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования». — Москва : Изд-во МПГУ, 2003. — С. 317—320.

4. Найн, А. Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / А. Я. Найн, Ф. Н. Клюев. — Челябинск : Изд-во ин-та разв. проф. обр., 2008. — 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.