Научная статья на тему 'Компетентностный подход к обучению студентов вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения'

Компетентностный подход к обучению студентов вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1172
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОД / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 3++ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТВОРЧЕСКИЙ ВУЗ / АPPROACH / MODERNIZATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION 3++ / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / CREATIVE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Останина Светлана Александровна, Птицына Елена Викторовна

В статье авторы обобщают основные этапы модернизации высшего образования в контексте реализации образовательных стандартов третьего поколения, раскрывают особенности этого процесса в системе высшего музыкального образования. В статье анализируется понятие «подход», которое понимается авторами, как совокупность принципов, определяющих стратегию обучения; при этом исходным содержанием понятия «подход» является определенная идея, концепция, точка зрения или позиция, совокупность принципов, обусловливающая исследование, организацию того или иного явления или процесса. Представлен обзор современных подходов в образовательном процессе вуза: личностно ориентированный, культурологический, аксиологический, деятельностный и акмеологический. Создание единого образовательного пространства, введение системы уровневого образования, переход на федеральные государственные образовательные стандарты обусловили необходимость модернизации системы высшего образования, переориентацию педагогического процесса на реализацию новых подходов к организации образовательного процесса в вузе. Авторы подробно рассматривают основные характеристики компетентностного подхода в высшем образовании. Стратегическим направлением к содержанию и результатам образовательного процесса в системе высшего образования стал компетентностный подход. Компетентностный подход в профессиональном образовании заключается в формировании у студентов набора ключевых компетенций, которые они будут в дальнейшем применять для успешной деятельности в определенной профессиональной области. В статье подчеркивается, что компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимых к комбинации знаний и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем. Авторы обращаются к анализу образовательных стандартов третьего поколения, которые реализуются на данный момент в системе высшего образования, и обозначают вопросы, трудности и проблемы введения ФГОС 3++ в систему высшего музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Останина Светлана Александровна, Птицына Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence approach to teaching University students in conditions implementation of educational standards of the third generation

In the article the authors summarize the main stages of modernization of higher education in the context of the implementation of educational standards of the third generation, the features of this process in the system of higher music education are revealed. The article analyzes the concept of "approach", which is understood by the authors as a set of principles that determine the strategy of training; at the same time, the initial content of the concept "approach" is a certain idea, concept, point of view or position, a set of principles that determines the study, organization of a phenomenon or process. The review of modern approaches in the educational process of the University: personality-oriented, cultural, axiological, activity and acmeological approaches. The creation of a unified educational space, the introduction of a system of level education, the transition to Federal state educational standards necessitated the modernization of the higher education system, the reorientation of the pedagogical process to the implementation of new approaches to the organization of the educational process in the University. The authors consider in detail the main characteristics of the competence approach in higher education. The competence approach has become a strategic direction to the content and results of the educational process in the higher education system. The competence approach in professional education consists in formation at students of a set of key competences which they will apply further for successful activity in a certain professional area. The article emphasizes that the competence approach in education establishes a new type of educational results, not reduced to a combination of knowledge and skills, and focused on the ability and readiness of the individual to solve various problems. The authors turn to the analysis of educational standards of the third generation, which are currently implemented in the higher education system, and identify the issues, difficulties and problems of the introduction of GEF 3++ in the system of higher music education.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к обучению студентов вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/54PDMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Останина С. А., Птицына Е.В. Компетентностный подход к обучению студентов вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/54PDMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Ostanina S.A., Ptitsyna E.V. (2019). Competence approach to teaching University students in conditions implementation of educational standards of the third generation. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/54PDMN519.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 14.35.07

Останина Светлана Александровна

ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова», Петрозаводск, Россия

Доцент кафедры «Гуманитарных дисциплин» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: ostaninasa@mail.ru

Птицына Елена Викторовна

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», Петрозаводск, Россия

Институт педагогики и психологии Доцент кафедры «Технологии, изобразительного искусства и дизайна»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: ptycina@yandex.ru

Компетентностный подход к обучению студентов вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения

Аннотация. В статье авторы обобщают основные этапы модернизации высшего образования в контексте реализации образовательных стандартов третьего поколения, раскрывают особенности этого процесса в системе высшего музыкального образования. В статье анализируется понятие «подход», которое понимается авторами, как совокупность принципов, определяющих стратегию обучения; при этом исходным содержанием понятия «подход» является определенная идея, концепция, точка зрения или позиция, совокупность принципов, обусловливающая исследование, организацию того или иного явления или процесса. Представлен обзор современных подходов в образовательном процессе вуза: личностно ориентированный, культурологический, аксиологический, деятельностный и акмеологический. Создание единого образовательного пространства, введение системы уровневого образования, переход на федеральные государственные образовательные стандарты обусловили необходимость модернизации системы высшего образования, переориентацию педагогического процесса на реализацию новых подходов к организации образовательного процесса в вузе. Авторы подробно рассматривают основные характеристики компетентностного подхода в высшем образовании. Стратегическим направлением к содержанию и результатам образовательного процесса в системе высшего образования стал компетентностный подход. Компетентностный подход в профессиональном образовании заключается в формировании у студентов набора ключевых компетенций, которые они будут в дальнейшем применять для успешной деятельности в определенной профессиональной

области. В статье подчеркивается, что компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимых к комбинации знаний и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем. Авторы обращаются к анализу образовательных стандартов третьего поколения, которые реализуются на данный момент в системе высшего образования, и обозначают вопросы, трудности и проблемы введения ФГОС 3++ в систему высшего музыкального образования.

Ключевые слова: подход; модернизация; федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++; компетенции; компетентностный подход; компетенции; творческий вуз

В настоящее время одной из главных идей российской образовательной политики является модернизация системы образования на всех ее уровнях: от общеобразовательной школы до вуза. Высшее образование на современном этапе находится в процессе серьезных изменений. Реформа вузов, начатая несколько лет назад, продолжается до настоящего момента, в том числе и в области корректировки федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО).

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - это комплексная обобщенная социальная норма федерального уровня по отношению к содержательным и организационным параметрам высшего образования для отдельного направления подготовки, уровня квалификации и профиля. Введение стандарта призвано обеспечить: единство общероссийского пространства высшего образования и его качество; основу для оценки деятельности вузов, реализующих образовательные программы высшего образования; признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании. Причем, каждый стандарт обязательно должен включать три вида требований:

а) к структуре образовательных программ;

б) условия реализации (кадровые, финансовые, технические);

в) результат.

Необходимость актуализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения обусловлена введением в действие профессиональных образовательных стандартов и возникшей в связи с этим необходимостью сопряжения образовательных и профессиональных стандартов.

Все федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения опираются на компетентностный подход, предполагающий принципиально новое проектирование результатов через компетенции (универсальные, общепрофессиональные, профессиональные), которые в конечном итоге должны быть сформированы у выпускника. В понятие «компетенция» входят знания, умения и навыки, личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т. д.), социальная адаптация (умение работать самостоятельно и в коллективе) и профессиональный опыт. В совокупности все вышеперечисленные компоненты позволяют выпускнику научиться ориентироваться в ситуации, грамотно ставить и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи [1; 2].

В последние годы понятие «подход» стало значительно чаще использоваться в педагогической лексике. Но при этом можно утверждать, что частое употребление данного понятия еще не является гарантией правильного понимания его сущности и точного определения его места и роли в ряду с другими феноменами педагогической деятельности,

https:// mir-nauki. com

такими, как цель, принцип, форма, метод, прием, технология и др. Так, в исследованиях понятие «подход» рассматривается в широком и узком смысле. В широком значении его можно трактовать как систему концептуальных положений и идей, которые составляют основу педагогической деятельности целого учебного заведения. В узком смысле подход к обучению можно представить, как ориентацию педагога при осуществлении образовательной деятельности, побуждающую к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.

Хотелось бы отметить, что на уровне теории исследователи рассматривают понятие «подход» в двух аспектах: как мировоззренческую категорию, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания и как глобальную и системную организацию и самоорганизацию образовательного процесса, включающую все его компоненты и, прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: преподавателя и обучающегося. В практической деятельности ученые также трактуют понятие «подход» с разных позиций: это «определенный взгляд на педагогическую практику», как «совокупность приемов и практических действий, которыми пользуется преподаватель на практике», а также «определенный стиль взаимоотношений преподавателя и обучающихся, в основе которого лежат профессиональные установки самого преподавателя».

Такое разнообразие трактовок объясняется тем, что в педагогической литературе не представлено однозначного определения данного понятия, и это позволяет ученым в различных трудах использовать термин «подход» в разных значениях. Проведя анализ различных определений, мы остановимся на понимании подхода как совокупности принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания. При этом будем считать, что исходным содержанием понятия «подход» является определенная идея, концепция, точка зрения или позиция, совокупность принципов, обусловливающая исследование, организацию того или иного явления или процесса.

В настоящее время отечественная педагогика имеет в своем арсенале различные подходы, являющиеся основными в образовательном процессе вуза. К числу традиционных и знакомых относятся личностно ориентированный, культурологический, аксиологический, деятельностный, акмеологический подходы. Так, под личностно ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности, развития ее индивидуализации [3]. Личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов обучающегося, его задатков, наклонностей, способностей, дарований; предполагает перераспределение субъектных полномочий в образовательном процессе, в котором формируются субъект-субъектные отношения.

С позиции культурологического подхода образование предстает как механизм воспроизводства культуры, процесс культурного развития личности. Культурологический подход предполагает анализ педагогических событий через призму культурных норм и ценностей, взращивание воспитанника как гражданина мира, способного жить в контексте мировой культуры, принимая общечеловеческие ценности и гармонично сочетая их с национальными в своей жизни. Образование - это «процесс приобщения человека к культуре и в то же время результат интериоризации культуры, включения ее в мир человеческой субъектности, важнейшая форма трансляции культуры, социокультурная схема, обеспечивающая культурную преемственность и развитие человеческой индивидуальности» [4]. Культурологический подход провозглашает личность как ценность культуры, ориентирует систему образования на диалог обучающегося с культурой, как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию.

Аксиологический подход лежит в основе изучения ценностей как смыслообразующих доминант воспитания. Закономерности функционирования и эволюции ценностных ориентиров общества, реализуясь в педагогических процессах, приводят к пониманию приоритета культурных общечеловеческих ценностей. Реализация аксиологического подхода в образовании связана с проблемой развития и саморазвития национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры подрастающего поколения [5].

Суть деятельностного подхода ориентирует на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, так как только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества. Для реализации деятельностного подхода в образовательном процессе вуза, важно не только организовать учебную деятельность, но и придать ей профессионально направленный характер [6], иными словами, вписать все ее виды в контекст профессии с учетом ее особенностей, путей и условий функционирования. Акмеологический подход к профессиональной деятельности предполагает выделение следующих качеств личностного и профессионального развития будущего специалиста, способного к достижению вершин в деятельности: открытость для освоения нового; интегративный способ мышления при выработке оптимальных моделей профессиональной деятельности; способность к объективной самооценке своего профессионального поведения; высокая мотивация достижений в труде [7].

Наряду с вышеописанными подходами есть и новые, вошедшие в научный оборот сравнительно недавно: контекстный, ситуационный, информационный, полипарадигмальный, синергетический, эргономический и другие. Любой из названных методологических подходов через совокупность общих принципов описывает цели образования, отбор содержания и организацию образовательного процесса, а также оценку образовательных результатов. Многомерность образовательной практики позволяет педагогу в своей деятельности обращаться к самым разным подходам, акцентируя тот, который является главным носителем основной идеи педагогического творчества данного преподавателя. Использование того или иного подхода в практике должно быть обусловлено уверенностью в эффективности применения именно этого подхода в каждой конкретной ситуации.

Кардинальные социально-экономические преобразования, происходящие в России, в том числе в ведущих сферах общественной жизни вызвали необходимость серьёзных изменений в системе образования вообще и высшего профессионального образования, в частности. Создание единого образовательного пространства, введение системы уровневого образования, переход на федеральные государственные образовательные стандарты обусловливают необходимость модернизации системы высшего образования, переориентации педагогического процесса на реализацию новых подходов к организации образовательного процесса в вузе.

Стратегическим направлением к содержанию и результатам образовательного процесса в системе высшего образования стал компетентностный подход. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу процессов, и необходимых для продуктивной деятельности по отношению к ним. Основное условие роста компетентности будущего профессионала - создание целостного представления об его профессиональной деятельности, осмысление практических проблем и ситуаций с научных позиций.

И.А. Зимняя считает, что компетентностный подход наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации, выделяет следующие положения: (а) компетентность определяется как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности, готовность специалиста включиться в определенную деятельность и характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых

эта компетентность изначально возникла; (б) компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся реальность и представляется условием способности человека действовать за пределами учебных сюжетов и ситуаций [8].

Компетентностный подход в профессиональном образовании заключается в формировании у студентов набора ключевых компетенций, которые они будут в дальнейшем применять для успешной деятельности в определенной профессиональной области. Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие дефиниции как: «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности», «профессиональные личностные качества» и др. Формирование профессиональных компетенций начинается с момента выбора и овладения профессией, и продолжается в течение всей профессиональной деятельности, они формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный «горизонт видения», и являются важной характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми.

По мнению исследователей, стремительное развитие компетентностного подхода обусловлено осознанием в обществе необходимости переключения образования в русло деятельностной направленности [9]. Ранее цели образования традиционно определялись набором знаний, умений, навыков, которые приобретал выпускник вуза. На сегодняшний день такой подход оказывается недостаточным. Проведенные исследования показывают, что обучающиеся часто не могут: распознать реальные проблемы в повседневной жизни; трансформировать проблемы в задачи; соотнести проблему с приобретенными знаниями; оценить и проанализировать результаты принятого решения.

В настоящее время в отечественной педагогике происходит замена парадигмы человека знающего (т. е. человека, вооруженного системой знаний, умений и навыков) на парадигму «человека, подготовленного к жизнедеятельности» (т. е. человека, способного активно и творчески мыслить и действовать). Соответственно, «человек образованный» рассматривается не только как «человек обученный», которому в процессе учебной деятельности был транслирован определенный объем знаний, но и состоявшийся как личность, способный к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию. По мнению ученых, смысл компетентностного подхода состоит в том, чтобы развить у студентов способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности; создании условий для формирования у них опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных вопросов.

Таким образом, компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимых к комбинации знаний и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем. Эти образовательные результаты, называемые компетенциями, рассматриваются, как способности решать сложные реальные задачи - в профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу процессов, и необходимых для продуктивной деятельности по отношению к ним.

Ориентация на компетентностный подход призвана улучшить конечный результат обучения и обеспечить качество образования. Ведь именно от качества полученного образования зависит, будет ли будущий специалист полезен организации, обществу, государству. Если система обучения будет учитывать запросы работодателей, то шансы

получить эффективную систему образования станут выше. Сегодня все федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования реализуют компетентностный подход. Введение стандарта призвано обеспечить: единство общероссийского пространства высшего образования и его качество; основу для оценки деятельности вузов, реализующих образовательные программы высшего образования; признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании [10].

При этом, переход высшего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения поставил перед вузами ряд проблем. Реализация целей и задач образовательных программ, результатом освоения которых являются компетенции выпускников, прежде всего, актуализирует проблему поэтапного формирования компетенций студентов и оценивания их уровней сформированности на различных стадиях обучения. Оценка результатов обучения в вузе должна реально обеспечивать возможность объективного анализа качества всех структурных элементов образовательного процесса: организационного обеспечения управления, преподавания, целей, содержания и технологий обучения, образовательных достижений обучающихся. Причем не только объема теоретических знаний, но уровня освоения студентами компетенций на соответствие требованиям федеральных образовательных стандартов.

Компетентностный подход предполагает принципиально новое проектирование результатов через компетенции (универсальные, общепрофессиональные, профессиональные), которые в конечном итоге должны быть сформированы у выпускника. И вот здесь для педагогического сообщества возникли определенные сложности:

• провозглашение в качестве результатов обучения набора сформированных компетенций неизбежно должно повлечь за собой изменение целей, педагогических технологий и содержания образования;

• в отличие от знаний компетенции нельзя проверить и оценить без практики, их сформированность может быть выявлена только в процессе решения определенных задач;

• не все компетенции можно оценить в процессе только учебной деятельности, для оценки ряда из них необходим опыт профессиональной деятельности;

• многие преподаватели вузов продолжают формировать и оценивать знания, умения и навыки, а вовсе не компетенции;

• не все преподаватели вузов понимают, что компетентность - это не набор знаний, умений, навыков, а способность и готовность применять их на практике;

• не все сферы и области высшего образования должны опираться исключительно на компетентностный подход.

Обратимся к образовательным стандартам третьего поколения, которые реализуются на данный момент в системе высшего образования, в том числе и музыкального образования. Впервые утвержденные в 2010 году, данные стандарты к 2017 году уже прошли путь модернизации в три этапа: мы имеем версии 3, 3+ и 3++. Модернизация определяется как усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями, нормами и показателями качества. В области образования модернизация предполагает всестороннее обновление его содержания, повышение качества и доступности в соответствии с требованиями времени, а также внедрение инновационных образовательных технологий, способствующих усилению эффективности образовательных услуг. При этом

важным условием модернизации, безусловно, является сохранение лучших традиций отечественной системы образования.

Модернизация высшего образования диктует необходимость совершенно нового подхода к организации образовательного процесса в высшем учебном заведении. В каком направлении идет совершенствование стандартов третьего поколения? Не вдаваясь в подробности, полученные в процессе детального анализа всех ФГОС, остановимся на ключевых моментах ФГОС 3++.

1. Установка на максимальное сближение учебных образовательных стандартов с профессиональными стандартами.

Требования к результатам освоения программы определенного уровня в части профессиональных компетенций обязательно должны осуществляться с опорой на профессиональные стандарты. Профессиональный стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и аттестации, формирования должностных инструкций. Международная практика показывает, что профессиональные стандарты являются связующим звеном между требованиями работодателей к уровню профессиональной подготовленности работника и системой образования, его обеспечивающей.

Они позволяют обеспечить оптимальный уровень профессиональной подготовки специалиста с точки зрения его способности эффективно выполнять трудовые функции. Разработанные профессиональные стандарты имеют ряд существенных отличий от других способов описания требований к специалисту:

• позволяют систематически раскрыть профессиональную деятельность специалистов, соблюдая её преемственность на различных квалификационных уровнях;

• структура описания деятельности в профессиональных стандартах предусматривает использование более современной конструкции в виде сочетаний требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту, что позволяет обеспечить преемственность профессиональных стандартов с образовательных стандартами и программами.

Согласно ФГОС 3++ вуз должен самостоятельно осуществить выбор соответствующих профессиональной деятельности выпускников профессиональных стандартов. Из каждого стандарта образовательная организация вправе выбрать одну или несколько обобщенных трудовых функций. Совокупность всех компетенций должна обеспечить выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области. Напомним, что в соответствии с присваиваемыми выпускникам музыкальных вузов квалификациями необходима опора на два профессиональных стандарта (Образование и наука / Культура и искусство).

2. Предоставление свободы вузам в организации образовательной деятельности.

С одной стороны, ФГОС 3++ предоставляет большую свободу образовательным организациям, чем это было ранее, а с другой стороны, многократно подчеркивается, что при всей самостоятельности необходима опора на Примерные основные образовательные программы, составленные ведущими вузами. В отношении к кадровому составу научно-педагогических работников музыкальных вузов наблюдается некоторое ослабление позиций (требование к базовому профессиональному образованию, наличию ученых степеней и ученых

https:// mir-nauki. com

званий, штатность работников). При этом, требования к материально-техническому обеспечению более конкретизированы согласно специфике образовательной организации. Рекомендации к информационно-образовательной среде и учебно-методическому обеспечению должны определяться Примерными образовательными программами.

Хотелось бы отметить, что в ФГОС 3++ утратили свои позиции: академическая и прикладная магистратура, бакалавриат; обязательная необходимость широкого использования интерактивных форм и методов проведения занятий; исчезло понятие «магистерская диссертация»; необходимость ежегодного обновления Основной профессиональной образовательной программы.

3. Необходимость оценивания образовательного процесса.

В ФГОС 3++ обязательной становится процедура внешней и внутренней оценки, включая оценивание образовательного процесса всеми его участниками - администрацией, преподавателями, студентами, работодателями. Особое внимание уделяется позиции работодателей - они должны стать активными и заинтересованными участниками всего образовательного процесса в целом и его завершения, обозначенного в программах как государственная итоговая аттестация выпускников. Администрация вузов должна находиться в постоянном взаимодействии с работодателями с целью прогнозирования востребованности определённой профессиональной деятельности.

Таким образом, новые условия и модернизация системы высшей школы существенно меняют подходы к обеспечению образовательного процесса, при этом необходимо выстраивать принципиально иную систему профессиональной подготовки профессионалов. Перед вузами стоит серьезная и сложная работа по проектированию новых образовательных программ, которые обеспечивали бы получение качественного высшего образования, ориентированного на потребности рынка труда, повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг и востребованность выпускников. В этих условиях преподаватель высшей школы должен уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, эффективно использовать инновационные образовательные технологии, направленные на подготовку конкурентоспособных выпускников, готовых к непрерывному самообразованию в условиях быстро изменяющегося мира [11].

Мы провели анкетирование преподавателей Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) и Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова. Преподавателям были заданы вопросы: «Как Вы относитесь к введению в систему высшего образования компетентностного подхода?», «Какие трудности связаны с этим процессом?», «В чем разница понятий «компетенции», «знания» и «умения»?», «Откуда Вы получаете информацию о новых тенденциях развития высшего образования?».

Только 30 % преподавателей положительно относятся к введению компетентностного подхода, больше половины считают, что пока нет конкретных механизмов его реализации. Респонденты отмечают, что на сегодняшний день недостаточно разработан понятийных аппарат данной проблемы, это создает трудности при определении перечня компетенций. 90 % осознают, что понятие компетентности является более широким, чем знания или умения: «компетентность включает в себя знания, умения, опыт, ценности, интересы», «компетентность - знания, умения, опыт, которые используются студентами в конкретной ситуации», «без знаний нет компетенции, но не любое знание и не в любой ситуации проявляет себя как компетенция», «это способность мобилизовывать полученные знания и умения». В содержании компетенций они выделяют знаниевую, деятельностную и мотивационную составляющие.

При этом, все преподаватели справедливо отмечают, что разработка критериев и показателей сформированности компетенций является сегодня актуальным и сложным

https:// mir-nauki. com

вопросом: «Как можно измерить «способность в конкретной ситуации?»; существует острая необходимость разработки нового содержания и методики преподавания учебных курсов с учетом внедрения в образовательный процесс вуза компетентностного подхода. О новых тенденциях развития высшего образования преподаватели узнают из научных журналов, диссертационных исследований, литературы, документов (80 %), совещаний, заседаний кафедр (60 %), на конференциях (50 %), из интернета (20 %).

Обратимся к музыкальному образованию: насколько необходимо внедрять именно компетентностный подход в систему высшего музыкального образования? Безусловно, как мы уже отметили выше, одна из особенностей компетентностного подхода - его деятельностный характер, уход от пассивности в сторону активности и интерактивности; необходимость проверки на практике сформированности набора компетенций. Но при этом компетентностный подход - не единственный из имеющихся подходов, в основе которого лежит деятельностная направленность. Существует, например, контекстный подход, представляющий собой форму активного обучения в высшей школе, ориентированную на профессиональную подготовку студентов и реализуемую посредством использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности, т. е. вхождение в профессию реализуется уже в рамках обучения в вузе.

Высшее музыкальное образование в консерватории на современном этапе выстраивается по двум независимым друг от друга направлениям обучения. Первое направление является традиционным для российского музыкального образования и представляет собой последовательность вузовского обучения (специалитет) и послевузовского образования (аспирантура для обучающихся по научным специальностям в области музыкального искусства и ассистентура-стажировка, для обучающихся по творческо-исполнительским специальностям). Второе направление выстраивается в единую образовательную цепочку: бакалавриат - магистратура. Выпускники консерватории по завершению любого уровня высшего музыкального образования получают двойную квалификацию. Так, студенты исполнительских специальностей, обучавшиеся в бакалавриате по направлению подготовки «Музыкально-инструментальное исполнительство», получают квалификацию «Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель»; в специалитете -«Концертный исполнитель. Преподаватель». Итогом обучения в ассистентуре-стажировке становится присвоенная квалификация - «Артист высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе». При определенной разнице первой составляющей квалификации в зависимости от уровня обучения, вторая - остается, в принципе, неизменной

Музыкальное образование всегда имело и имеет практико-ориентированный характер. Все знания, полученные в процессе изучения ключевых профессиональных дисциплин («Специальный инструмент», «Сольфеджио», «Гармония», «Полифония», «История музыки», «Инструментовка», «Чтение и анализ партитур» и др.) всегда проверялись на практике не только непосредственно на учебных занятиях, ансамблях, оркестровых и хоровых коллективах, но и в активной концертной деятельности студентов. Таким образом, с внедрением компетентностного подхода перевод системы высшего образования в русло деятельностной ориентации для музыкальных вузов вряд ли стало нововведением, как и внедрение в образовательный процесс активных и интерактивных форм и методов работы. Они были и остаются в творческих вузах всегда.

Главной особенностью компетентностного подхода является необходимость формирования у студентов различных компетенций. Остановимся на блоке общепрофессиональных и профессиональных, которые являются основополагающими в профессии музыканта-преподавателя. Во ФГОС 3++ уровня магистратуры указаны 4

[12].

общепрофессиональные компетенции (таблица 1). ОПК-1 и ОПК-2 посвящены формированию исполнительской деятельности, ОПК-3 - педагогической и ОПК-4 - научно-исследовательской.

Таблица1

Общепрофессиональные компетенции уровня магистратуры

ОПК-1 Способен применять музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в широком культурно-историческом контексте в тесной связи с религиозными, философскими и эстетическими идеями конкретного исторического периода

ОПК-2 Способен воспроизводить музыкальные сочинения, записанные разными видами нотации

ОПК-3 Способен планировать образовательный процесс, выполнять методическую работу, применять в образовательном процессе результативные для решения задач музыкально-педагогические методики, разрабатывать новые технологии в области музыкальной педагогики

ОПК-4 Способен планировать собственную научно-исследовательскую работу, отбирать и систематизировать информацию, необходимую для ее осуществления

Составлено авторами

Обратимся к профессиональным компетенциям, которые взяты из ФГОС 3+: «Способен осуществлять на высоком художественном и техническом уровне художественно-исполнительскую деятельность (соло, в ансамбле, с оркестром, в оркестре) и представлять её результаты общественности» и «Способен быть мобильным в освоении разнообразного классического и современного репертуара, участвовать в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду».

Безусловно, все эти компетенции направлены на формирование практической составляющей деятельности музыканта-преподавателя. Но возможно ли с уверенностью сказать, что это формируются не умения и навыки, а способности и готовность? Ведь, способности - это психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью. Готовность, в свою очередь, понимается как форма установки, характеризующаяся направленностью на выполнение того или иного действия, что предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков. Это особое психическое состояние, которое постепенно переходит в свойства и качества личности.

Подчеркнем, что эти и другие профессиональные компетенции всегда формировались у студентов в период их обучения в консерватории, в том числе и тогда, когда они компетенциями не назывались. В музыкальной деятельности мы можем проверить сформированность у студентов знаний, умений, навыков, погрузив их в активную или интерактивную практическую деятельность, как в рамках учебных заданий, так и в процессе осуществления деятельности максимально приближенной к профессиональной. Но вряд ли мы можем утверждать, что проверим сформированность психических состояний - «способность» и «готовность»? И каким образом, возможно прописать фонд оценочных средств, обеспечивающий поэтапное формирование данных компетенций?

Еще большая сложность возникнет при составлении профессионального стандарта «Культура и искусство». Как можно четко прописать квалификационные уровни музыканта, определив его трудовые функции как исполнителя, чем руководствоваться работодателям -директорам филармоний, театров, образовательных организаций? А ведь новые образовательные стандарты на основе компетентностного подхода должны обеспечивать преемственность с профессиональными. Таким образом, при более глубоком и детальном изучении ФГОС 3++ в систему высшего образования, возникает большое количество вопросов и трудностей.

Таким образом, обобщая все вышесказанное новые условия и модернизация системы высшей школы существенно меняют подходы к обеспечению образовательного процесса. Перед вузами стоит серьезная и сложная работа по разработке ключевых идей и позиций, которые создадут условия для развития творческой личности музыканта и педагога, способного эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных профессиональных сферах и видах деятельности; адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности, конструктивно подходить к решению профессиональных творческих задач, а также делать свой ценностный выбор в жизни и профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Останина, С.А. Педагогические компетенции студентов в условиях реализации высшего музыкального образования [Текст] / С.А. Останина // Alma mater (Вестник высшей школы): научный журнал. №6 - Москва, 2016. С. 56-62.

2. Останина, С.А. Формирование педагогической компетентности будущих преподавателей-музыкантов в условиях образовательного процесса творческого вуза [Текст] / С.А. Останина // Европейский журнал социальных наук: научный журнал. №1 - Москва, 2016. С. 259-272.

3. Птицына, Е.В. Особенности использования педагогических технологий в системе высшего образования / Е.В. Птицына, С.А. Останина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров, 2015. - № 10. - С. 141146.

4. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

5. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов на Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

6. Шерехова, О.М. Межсубъектная творческая деятельность как основа эффективного общения участников образовательного процесса вуза / О.М. Шерехова // Вестник Московского государственного областного университета. -Москва, 2013. - № 1. - С. 33-39.

7. Максимова, В.Н. Акмеология: новое качество образования: Книга для педагога / В.И. Максимова. - Санкт Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 99 с.

8. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. - № 5, 2003. - С. 22-27.

9. Федорова, Е.Н. Ценностно-смысловая парадигма профессиональной педагогической деятельности / Е.Н. Федорова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 8. - С. 342-345.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Короткова, Т.Л. Внедрение ФГОС ВПО: на пользу или во вред / Т.Л. Короткова // Электронный журнал: SCI-ARTICLE.RU. - Размещена 07.08.2014. - №12 -2014.

11. Шевченко, Н.Н. Культурологический аспект профессиональной подготовки учителя в художественно-эстетической образовательной среде педагогического вуза: монография / Н.Н. Шевченко. - LAP LAMBERT Academic Publishing / Германия. - 2013. - 168 с.

12. Останина, С.А. Подготовка кадров высшей квалификации в условиях модернизации образования в творческом вузе [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 3 http://mir-nauki.com/PDF/03PDMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Ostanina Svetlana Aleksandrovna

Petrozavodsk state conservatory named after A.K. Glazunov, Petrozavodsk, Russia

E-mail: ostaninasa@mail.ru

Ptitsyna Elena Virtorovna

Petrozavodsk state university, Petrozavodsk, Russia E-mail: ptycina@yandex.ru

Competence approach to teaching University students in conditions implementation of educational standards of the third generation

Abstract. In the article the authors summarize the main stages of modernization of higher education in the context of the implementation of educational standards of the third generation, the features of this process in the system of higher music education are revealed. The article analyzes the concept of "approach", which is understood by the authors as a set of principles that determine the strategy of training; at the same time, the initial content of the concept "approach" is a certain idea, concept, point of view or position, a set of principles that determines the study, organization of a phenomenon or process. The review of modern approaches in the educational process of the University: personality-oriented, cultural, axiological, activity and acmeological approaches. The creation of a unified educational space, the introduction of a system of level education, the transition to Federal state educational standards necessitated the modernization of the higher education system, the reorientation of the pedagogical process to the implementation of new approaches to the organization of the educational process in the University. The authors consider in detail the main characteristics of the competence approach in higher education. The competence approach has become a strategic direction to the content and results of the educational process in the higher education system. The competence approach in professional education consists in formation at students of a set of key competences which they will apply further for successful activity in a certain professional area. The article emphasizes that the competence approach in education establishes a new type of educational results, not reduced to a combination of knowledge and skills, and focused on the ability and readiness of the individual to solve various problems. The authors turn to the analysis of educational standards of the third generation, which are currently implemented in the higher education system, and identify the issues, difficulties and problems of the introduction of GEF 3++ in the system of higher music education.

Keywords: approach; modernization; Federal state educational standard of higher education 3++; competence; competence approach; creative University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.