Научная статья на тему 'Использование педагогических технологий в системе высшего музыкального образования'

Использование педагогических технологий в системе высшего музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / COMPETENCE APPROACH / HIGHER MUSICAL EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS IN HIGHER MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Останина Светлана Александровна

Развитие высшего образования на современном этапе ориентировано на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов, в основу которых положен компетентностный подход. Активное использование педагогических технологий в образовательном процессе вуза является важным условием формирования личности современного выпускника, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями. В системе высшего музыкального образования до настоящего момента ставится под сомнение сама необходимость технологизации образовательного процесса. В статье обосновывается значимость использования педагогических технологий в системе высшего музыкального образования. Автор определяет, какие педагогические технологии наиболее отвечают специфике музыкального образования, и рассматривает особенности их использования в музыкальном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of educational technologies in higher music education

The development of higher education at the present stage is focused on the implementation of the Federal state educational standards, which are based on the competence approach. Active use of educational technologies in the educational process of the University is an important condition for the formation of personality of the modern graduate with the necessary professional competencies. In the system of higher musical education until now questioned the very need technologizing of the educational process. The article proves the importance of the use of educational technologies in higher music education. The author defines what pedagogical technologies best suit the specifics of music education, and analyzes the peculiarities of their use in the music school.

Текст научной работы на тему «Использование педагогических технологий в системе высшего музыкального образования»

УДК 378.1 ББК 74.5

Останина Светлана Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

кaфeдpa гуманитарных и социально-экономических дисциплин Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова г. Петрозаводск Ostanina Svetlana Aleksandrovna Candidate of Pedagogics, Assistance Professor Chair of Humanities and Socio-Economic Subjects Petrozavodsk state Conservatory name A.K. Glazunov

Petrozavodsk o staninas a @ mail .ru

Использование педагогических технологий в системе высшего музыкального образования The use of educational technologies in higher music education

Развитие высшего образования на современном этапе ориентировано на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов, в основу которых положен компетентностный подход. Активное использование педагогических технологий в образовательном процессе вуза является важным условием формирования личности современного выпускника, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями. В системе высшего музыкального образования до настоящего момента ставится под сомнение сама необходимость технологизации образовательного процесса. В статье обосновывается значимость использования педагогических технологий в системе высшего музыкального образования. Автор определяет, какие педагогические технологии наиболее отвечают специфике музыкального образования, и рассматривает особенности их использования в музыкальном вузе.

The development of higher education at the present stage is focused on the implementation of the Federal state educational standards, which are based on the competence approach. Active use of educational technologies in the educational process of the University is an important condition for the formation of personality of the modern graduate with the necessary professional competencies. In the system of higher musical education until now questioned the very need technologizing of the educational process. The article proves the importance of the use of educational technologies in higher music education. The author defines what pedagogical technologies best suit the specifics of music education, and analyzes the peculiarities of their use in the music school.

Ключевые слова: педагогические технологии, компетентностный подход, высшее музыкальное образование, федеральные государственные образовательные стандарты в системе высшего музыкального образования.

Key words: educational technology, competence approach, higher musical education, federal state educational standards in higher music education.

Суть модернизации высшей школы на современном этапе заключается в переходе на новую философию образования, на основе которой должна выстраиваться принципиально иная система профессионального обучения и воспитания. Создание единого образовательного пространства, введение системы многоуровневого образования, переход на федеральные государственные образовательные стандарты обусловливают необходимость совершенно нового подхода к организации образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Технологическая детерминанта современного общества делает необходимым переосмысление базовых ориентиров образования. В современных образовательных условиях преподаватель высшей школы должен выполнять не только функцию транслятора научных знаний, но и уметь выбирать оптимальную стратегию преподавания, эффективно использовать инновационные образовательные технологии, направленные на подготовку конкурентоспособных выпускников, готовых к непрерывному самообразованию и самореализации в условиях быстро изменяющегося мира. Решить задачи подготовки специалистов, отвечающих требованиям времени, может помочь внедрение технологических инноваций в образовательный процесс высшей школы.

В настоящее время имеется достаточно много работ по данной проблеме, в которых понятие «педагогическая технология» трактуется неоднозначно, более того, мнения исследователей подчас диаметрально противоположны. Так, одна группа ученых трактует данное понятие довольно широко, отождествляя его с системой и соотнося с образованием в целом (Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко, В.М. Монахов, М.В. Кларин, П. Митчелл). Другие (В.Б. Гузеев, Н.Е. Щуркова, В.А. Сластенин, В.П. Беспалько), напротив, отмечают узкий характер функционирования понятия, считая, что технология — это опреде-

ленная совокупность педагогических приемов, педагогическая техника. Третьи исследователи связывают рассматриваемое понятие с его первоначальным значением и представляют технологию как искусство, мастерство (Ю.П. Азаров, В.М. Шепель). Еще одна группа ученых (М.М. Левина, В.А. Якунин, Н.Ф. Талызина) в своих определениях делает акцент на вопросах управления образовательным процессом.

К числу существенных признаков технологии относят стандартизацию (сведение многих видов изделий к небольшому числу типовых для более рациональной организации производства), унификацию процесса (единые нормы и требования) и возможность его воспроизводства применительно к заданным условиям. Во всех случаях имеется в виду целостный процесс получения готовой продукции от начала до конца, от цели до результата. И если имеются одинаковые сырье, оборудование, необходимые дополнительные материалы, выдержаны все заданные параметры, нет ошибок или нарушений — всегда будет получен одинаковый заранее гарантируемый результат. В этой гарантированно-сти и есть смысл применения технологий [2, с.70].

Возможен ли такой жесткий подход при разработке педагогических технологий, предназначенных для осуществления учебно-воспитательного процесса в вузе? Возможно ли применение технологий в сфере музыкального образования? Ряд педагогов-исследователей отвергают саму возможность существования понятия «педагогическая технология», объясняя это тем, что в образовательном процессе мы имеем дело с живыми людьми, постоянно меняющимися, развивающимися, а также со многими не только целенаправленно, но и стихийно действующими факторами. Здесь отсутствует необходимое точное «оборудование», нет и безупречной диагностики для определения результатов обучения и особенно воспитания студентов [2, с.70].

Образовательная система музыкального вуза пронизана творчеством, а технологии и творчество - две вещи несовместные?! Необходимо также учесть, что система музыкального образования - это практически единственная обра-

зовательная система, в которой доминирующее место уделяется индивидуальному образованию обучающихся. В консерватории наибольший удельный вес занимают индивидуальные или ансамблевые (2-3 человека) занятия со студентами. Возникавшие в различные исторические периоды развития музыкального образования попытки перевести этот процесс в рамки коллективного обучения не увенчались успехом. Насколько возможно в этой системе стандартизировать и унифицировать процесс воспитания творческой личности? Нужно ли выдвигать единые нормы и требования индивидуального обучения музыкантов и существуют ли гарантированные технологии воспитания таланта? Все это и послужило основанием для появления нигилистического взгляда некоторых педагогов на целесообразность обращения к понятию «педагогическая технология» в музыкальном образовании.

Тем не менее, в сознании преподавателей-музыкантов постепенно начинают происходить изменения в отношении как к самому понятию «педагогическая технология», так и к возможностям внедрения технологий в образовательный процесс. К основным причинам, подтолкнувшим, в известной мере, к поискам технологических нововведений в музыкальном образовании, на наш взгляд, относится все возрастающее стремление преподавателей музыкальных вузов внести некоторую упорядоченность в творческий образовательный процесс, безусловно, доминирующий в системе функционирования творческих вузов. Многие педагоги делают попытки сопоставить и соотнести между собой такие противоположные понятия как: творчество - технологичность, интуиция - рациональность, непредсказуемый творческий «полет фантазии» - четкий порядок, субъективность - объективность.

Постепенно в музыкальном образовании начинают складываться продуктивные авторские музыкальные методики обучения, которые при повторении в других условиях подтверждают положительный результат, доказывая тем самым возможность воспроизводства педагогической техники применительно к определенным заданным условиям. Этими условиями на сегодняшнем этапе

являются требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. Компетент-ностный подход в образовании предполагает, что высшие музыкальные учебные заведения должны готовить не «музыканта вообще», а специалиста с четко обозначенными параметрами, необходимыми и востребованными современным обществом и государством [1, с. 68].

Так, ФГОС ВПО по направлению подготовки 073100 «Музыкально-инструментальное искусство» определяет в качестве основных требований к выпускникам (в частности, исполнителям на фортепиано, струнных, духовых и народных инструментах) овладение ими целым набором определенных компетенций - общекультурных, профессиональных компетенций в области музыкально-исполнительской, педагогической, организационно-управленческой и музыкально-просветительской деятельности. Например, к числу профессиональных относятся следующие компетенции:

- способность и готовность демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания;

- способность и готовность создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения;

- способность и готовность постигать музыкальное произведение в культурном историческом контексте;

- способность и готовность организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную и концертную работу;

- способность и готовность осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в учреждениях культуры.

Освоение студентами этих и других компетенций, безусловно, предполагает четкое планирование учебного процесса от цели до результата, наличие подробной точной инструкции преподавателей, внедрение технологической основы овладения студентами исполнительским мастерством.

Как показали результаты нашего исследования, для педагогов музыкальных вузов педагогическая технология не сводится только к чисто техническим приемам, которым нужно обучить студентов, а, скорее, это - педагогическое искусство, мастерство, складывающееся из целого комплекса музыкально-исполнительских, музыкально-теоретических, организационных и личностных особенностей. Не случайно, студенты в качестве определяющих качеств преподавателя музыкального вуза отмечают эрудированность, широту музыкального кругозора, исполнительский артистизм и виртуозность, личное обаяние, умение организовать и направить самостоятельную работу студентов и создать атмосферу сотворчества на занятии [3].

Как известно, все разработанные и используемые сегодня человечеством технологии можно разделить на два вида: промышленные и социальные. В социальных технологиях исходным и конечным продуктом выступает человек, а основным изменениям подвергаются его физические, психические, личностные или профессиональные характеристики. Следовательно, социальные технологии более сложны по организации и проведению. Если промышленные технологии представляют собой цепочки точно подобранных, не допускающих замены или исключения промышленных процессов, то социальные технологии - это специально организованный комплекс используемых в различной последовательности и степени мер, направленных на достижение одной цели. Педагогические технологии относятся к типу социальных технологий.

Педагогическая технология - это четко продуманные и связанные в одно целое содержание, виды, методы, формы, средства, способы, обеспечивающие достижение цели и оценки результатов обучения. В самом общем виде технология - это продуманная пошаговая система деятельности преподавателя и обучающихся, отвечающая на вопрос «как?» и «каким образом?» цель воплощается в «конкретный вид продукции». Следуя технологическому принципу, «готовым продуктом» в системе современного музыкального образования является музыкант, яркая творческая личность, обладающая многочисленными знаниями и

умениями, стремящаяся к непрерывному самосовершенствованию и готовая быть востребованной в условиях постоянно меняющегося мира.

Технологии сводят на нет ненужный педагогический экспромт, действия по интуиции и направляют на путь предварительного проектирования, планирования образовательного процесса. Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе.

Педагогические технологии были в образовании, в том числе и в музыкальном образовании, всегда. Однако для традиционного процесса обучения существовали и существуют традиционные технологии, которыми преподаватель пользуется в учебном процессе, часто не употребляя самого термина. Сегодня преподавателей не устраивает качество продукта, поэтому идут поиски новых технологий, созвучных духу времени, уровню развития наших знаний и возможностей. Под «новыми» педагогическими технологиями понимается в виду не их временной аспект, а отличие от привычных, традиционных технологий. Поэтому в определении «современные педагогические технологии» отражаются те новые открытия науки, гарантирующие достижение более высокого уровня обучения и воспитания.

Основными признаками технологий являются: детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов; использование обратной связи с целью корректировки образовательного процесса; гарантированность достигаемых результатов; воспроизводимость образовательного процесса вне зависимости от мастерства педагога; оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.

Мы считаем, что на современном этапе развития высшего образования для преподавателей музыкальных вузов важным является:

- определить цели обучения (почему и для чего?) студентов консерватории, которые будут соотноситься с целями, определяемыми ФГОС ВПО и, возможно, будут существенно отличаться от целей, которые они ставили в предыдущие периоды развития музыкального образования;

- исходя из обозначенных целей, определить структуру (что?) содержания музыкальных дисциплин;

- оптимально организовать музыкальный образовательный процесс (как?);

- использовать современные методы, формы, приемы, средства (с помощью чего?) музыкального обучения;

- разработать и внедрить в образовательный процесс объективные методы контроля и оценивания результатов музыкального образования студентов (так ли это?).

В современных условиях представляют ценность те педагогические технологии, которые дают высокие результаты в образовательном процессе, оптимальны по затратам и удобны в обращении, при этом они гарантируют достижение требований, предъявляемых государственными образовательными стандартами. Технологичность образовательного процесса состоит в том, чтобы сделать его полностью управляемым.

Итак, возвращаясь к поставленному в начале статьи вопросу, возможно ли использование технологий в сфере музыкального образования, позволим себе ответить, что не только возможно, но и необходимо. Однако есть определенные особенности использования педагогических технологий в сфере музыкального образования, которые необходимо учитывать.

Во-первых, процесс музыкального обучения - это всегда процесс активного и интерактивного взаимодействия, и он протекает в различных условиях (различны преподаватели, различны студенты), поэтому быть полностью уверенным в возможности повторяемости технологии и гарантиях в достижении педагогического результата не представляется возможным.

Во-вторых, педагогика вообще и музыкальная педагогика в частности -творческий вид деятельности и часто одни и те же педагогические средства, методы, формы в различных условиях могут иметь различный результат.

Наконец, педагогическая деятельность преподавателей-музыкантов всегда носит творческий характер и зависит от условий, в которых проходит обучение, поэтому точное применение разработанных технологий не всегда возможно.

Какие педагогические технологии оптимально использовать в музыкальном вузе? Мы выделяем следующие педагогические технологии, наиболее отвечающие особенностям музыкального образования: технологии знаково-контекстного, личностно-ориентированного, проблемного, развивающего, проектного, игрового, перспективно-опережающего, модульного и программированного обучения.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии. Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы. В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Подчеркнем, что технологии были всегда в образовательном процессе вуза. Их выбор должен быть оправдан и соотноситься с типом обучения, с целью и задачами профессиональной подготовки студента, спецификой дисциплины, содержанием конкретной науки. По нашему мнению, в системе музыкального образования необходимо:

- учитывать индивидуально-личностные особенности возможности обучающихся и преподавателя, их творческую направленность;

- понимать, что не нужно стремиться отказаться от традиционного обучения, прочно утвердившегося в системе музыкального образования, но необходимо в современных условиях вносить в него инновационные технологии;

- осознавать, что не следует применять технологии только в угоду моде;

- быть уверенным, что применение любой технологии в образовании, тем более в музыкальном образовании, всегда предполагает творческий подход;

- понимать, что в творческом вузе наиболее ценна технология в личностном авторском исполнении педагога;

- осознавать, что создание своих индивидуальных технологий в области музыкального обучения - залог успехов педагога в профессиональной музыкальной деятельности.

Подводя итоги вышеизложенному, подчеркнем, что использование педагогических технологий в системе высшего музыкального образования - объективный и закономерный процесс, гарантирующий качество музыкального образования на современном этапе.

Библиографический список

1. Останина, С. А. Организация самостоятельной работы студентов творческих вузов в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения [Текст] / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - №6 (91). - С. 68-73 (0,4 п.л.)

2. Пионова, P.C. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / P.C. Пионова. - МН.: Университетское, 2008. - 256с.

3. Птицына Е.В. К вопросу о сущности художественно-эстетической деятельности студентов вуза / Е.В. Птицына // Сборник научных статей региональной межвузовской научно-практической конференции с международным участием 25 апреля 2014 года «Проблемы и перспективы непрерывного педагогического образования». - Петрозаводск: Изд-во Петр-ГУ, 2014. - С. 131-134

Bibliography

1. Ostanina, S.A. Organization of independent work of students of art schools in the conditions of implementation of the federal state educational standards third generation [Text] / Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. - 2014. - №6 (91). - Pp 68-73.

2. Pionova Propionic, R.S. Pedagogy of higher education: studies. Manual / RS Peony. -Mn.: University, 2008. - 256 p.

3. Ptitsina, E. C. To the question about the nature of art and aesthetic activity of students / E.C. Ptitsina // Collection of scientific articles of the inter-regional scientific-practical conference with international participation April 25, 2014 "Problems and prospects of continuous pedagogical education". - Petrozavodsk: Publishing house of the University, 2014. - Pp 131-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.