Научная статья на тему 'Информатизация музыкального образования: трактовка музыкального языка как информационной системы'

Информатизация музыкального образования: трактовка музыкального языка как информационной системы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
310
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / COMPUTER SCIENCE / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / HIGH-TECH EDUCATIONAL INFORMATION ENVIRONMENT / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / MUSIC PEDAGOGY / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ / INFORMATION TECHNOLOGIES IN MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яцентковская Н. А.

Музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) -современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. МКТ являются незаменимым инструментом образовательного процесса для различных социальных групп в приобщении к высокохудожественной музыкальной культуре, а также уникальной технологией для реализации инклюзивного педагогического процесса при обучении людей с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная образовательная технология делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для любого контингента учащихся, включая обучаемых с ограниченными возможностями здоровья. Автором статьи акцентируется внимание на проблеме обучения информатике студентов музыкальных вузов посредством интеграции МКТ и музыкально-теоретиче ских дисциплин, что стало предметом специального научно-методического исследования в сфере музыкального образования, направленного на повышение качества и фундаментальности подготовки специалистов в области музыкальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION OF MUSICAL EDUCATION: INTERPRETATION OF MUSICAL LANGUAGE AS AN INFORMATION SYSTEM

At present, the innovative systems in music pedagogy are closely connected with using Music Computer Technologies (MCT) -an effective contemporary means of improving the quality of teaching music at all levels of the educational process. The MCT are an indispensable tool of educational process in propagating music masterpieces among the different social groups, as well as a unique technology for implementation of inclusive pedagogical process in training the people with disabilities. The author of the article focuses on the problem of teaching computer science to students of music universities through the integration of ICTs and musical-theoretical disciplines, which became the subject of special scientific and methodological research in the field of music education aimed at improving the quality and fundamental training of specialists in the field of music pedagogy.

Текст научной работы на тему «Информатизация музыкального образования: трактовка музыкального языка как информационной системы»

8. Шалаева Е.А. Развитие общекультурных компетенций студентов с использованием музыкально-компьютерных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2016; 5 (60): 230 - 233.

9. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 104.

10. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1: 69 - 73.

11. Горбунова И.Б., Шалаева Е.А. Музыкальный инструмент для каждого учащегося в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 10: 247 - 253.

12. Горбунова И.Б. Методические аспекты толкования функционально-логических закономерностей музыки и музыкально-компьютерные технологии: системы музыкальной нотации. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 10: 69 - 77.

13. Белов Г.Г., Бергер H.A., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.

14. Горбунова И.Б., Шалаева Е.А., Товпич И.О. Комплексная модель обучения музыке и развития творческих способностей обучаемых в Школе цифрового века с использованием музыкально-компьютерных технологий. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 250 - 254.

15. Горбунова И.Б., Товпич И.О. Информационная образовательная среда как ресурс формирования информационной культуры участников образовательного процесса в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 192 - 196.

References

1. Mihajlova T.A. Razvitie muzykal'noj kul'tury studentov pedagogicheskogo kolledzha kak pedagogicheskaya problema. Problemy socializacii i razvitiya kul'tury uchaschejsya molodezhi, 2010;10: 115 - 119.

2. Dmitrieva L.G., Chernoivanenko N.M. Metodika muzykal'nogo vospitaniya v shkole: uchebnik dlya uchaschihsya ped. uchilisch. Moskva: Prosveschenie, 1998.

3. Tel'charova R.A. Uroki muzykal'noj kul'tury: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1991.

4. Gorbunova I.B. Pedagogicheskij universitet segodnya: novye pedagogicheskie tehnologii (na primere deyatel'nosti uchebno-metodicheskoj laboratorii «Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii»). Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; T. 61; № 6: 256 - 260.

5. Gorbunova I. B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2004; № 4 (9): 123-138.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; № 5: 22 - 29.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. V sbornike: Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2016: 224 - 228.

8. Shalaeva E.A. Razvitie obschekul'turnyh kompetencij studentov s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60): 230 - 233.

9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 104.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016. № 1: 69 - 73.

11. Gorbunova I.B., Shalaeva E.A. Muzykal'nyj instrument dlya kazhdogo uchaschegosya v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 10: 247 - 253.

12. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 10: 69 - 77.

13. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

14. Gorbunova I.B., Shalaeva E.A., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' obucheniya muzyke i razvitiya tvorcheskih sposobnostej obuchaemyh v Shkole cifrovogo veka s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 250 - 254.

15. Gorbunova I.B., Tovpich I.O. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda kak resurs formirovaniya informacionnoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa v shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 192 - 196.

Статья поступила в редакцию 30.01.18

УДК 378

Yatsenkovskaya N.A., postgraduate, Herzen State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: 239mkl@mail.ru

INFORMATIZATION OF MUSICAL EDUCATION: INTERPRETATION OF MUSICAL LANGUAGE AS AN INFORMATION SYSTEM. At present, the innovative systems in music pedagogy are closely connected with using Music Computer Technologies (MCT) -an effective contemporary means of improving the quality of teaching music at all levels of the educational process. The MCT are an indispensable tool of educational process in propagating music masterpieces among the different social groups, as well as a unique technology for implementation of inclusive pedagogical process in training the people with disabilities. The author of the article focuses on the problem of teaching computer science to students of music universities through the integration of ICTs and musical-theoretical disciplines, which became the subject of special scientific and methodological research in the field of music education aimed at improving the quality and fundamental training of specialists in the field of music pedagogy.

Key words: computer science, music education, high-tech educational information environment, music pedagogy, music computer technologies, information technologies in music.

Н.А. Яцентковская, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, E-mail: 239mkl@mail.ru

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ТРАКТОВКА МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА КАК ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) -современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. МКТ являются незаменимым инструментом образовательного процесса для различных социальных групп в приобщении к высокохудожественной музыкальной культуре, а также уникальной технологией для реализации инклюзивного педагогического процесса при обучении людей с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная образовательная технология делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для любого контингента учащихся, включая обучаемых с ограниченными возможностями здоровья. Автором статьи акцентируется внимание на проблеме обучения информатике студентов музыкальных вузов посредством интеграции МКТ и музыкально-теоретиче-

ских дисциплин, что стало предметом специального научно-методического исследования в сфере музыкального образования, направленного на повышение качества и фундаментальности подготовки специалистов в области музыкальной педагогики.

Ключевые слова: информатика, музыкальное образование, высокотехнологичная информационная образовательная среда, музыкальная педагогика, музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии в музыке.

Информатизация в различных видах её проявления стала неотъемлемой частью современного образования. Применение информационных технологий в музыке [1; 2; 3], становление и развитие музыкально-компьютерных технологий МКТ [4; 5; 6] породили новые направления в художественной сфере. Музыкальный компьютер [7] как инструмент творчества занимает своё место в профессиональном музыкальном образовании.

Музыкальный компьютер, став инструментом музыканта-исполнителя, и, особенно, музыканта-педагога требует от них подлинного владения всеми традиционными элементами музыкального языка, понимания основ акустики и психоакустики, умение осмыслить и логически объяснить те компоненты музыкальной ткани, которые и делают музыку высоким искусством, раскрывают её эстетическую сторону, наполняют смыслами и чувством.

Для музыканта необходимым становятся такой уровень владения музыкальным языком - информационным языком музыки во всей совокупности его элементов, который даст возможность объединять отдельные части в целостные структуры и умение оперировать ими в практической исполнительской, творческой и, особенно - педагогической деятельности [8]. Именно способность определять внутреннюю логику традиционных и нетрадиционных структур различного порядка, объединять их в системные комплексы, позволяет музыканту-творцу либо осознанно и произвольно находится в рамках конкретной системы, либо выходить за её пределы [9; 10; 11; 12; 13].

Общей инвариантной составляющей музыкального образования для музыкантов всех специальностей является музыкальная письменность, включающая в себя три основных уровня музыкальной информации: пространственный (звуковысотность), временной (ритм) и качественно-эстетический. Речь идёт здесь о средствах выразительности, как исполнительских, так и композиторских.

Под исполнительскими средствами понимаются факторы управления фразировкой, такие как динамика, агогика, артикуляция, индивидуальная тембральная палитра инструмента или голоса. Композиторские же средства условно делятся на три основных составляющих: пространственную (ладовые мелодические и гармонические структуры), временную (ритмические соотношения) и колористическую (обобщённые тембры инструментов). Ещё раз подчеркнём, что деление это сугубо условное, так как, например, музыкальная форма - категория пространственно-временная, а к колористическим относятся не только тембровые, но и ладово-функциональные интонационные аспекты.

Компоненты музыкального языка, связанные с качеством звучания (тембр, динамика, агогика), традиционно передающиеся «из уст в уста» на индивидуальных занятиях, фактически изучавшиеся эмпирическим путём, при обращении к цифровым технологиям требуют осмысления и логического объяснения (Ю. Рагс, Е. Назайкинский, Ю. Холопов - см., например, работы [14; 15; 16; 17; 18]).

Базой для информационного подхода к освоению музыкального языка на основе принципов интертекстуального анализа становится музыкальная письменность как информационно-знаковая система. Традиционное заучивание набора элементов (звук-нота, звукоряд, лад, тональность, интервал, аккорд) уступает место выявлению их внутренних структурных закономерностей. Через структурный анализ проводится синтез (объединение) отдельных элементов в целостные системные комплексы. Например, все виды звукорядов и ладовых структур, типовые (частотные) мелодические и гармонические обороты, ритмические модели, пространственно-временные аспекты музыкальной формы и др. Особенно важно в сфере образования выявление, осмысление и объяснение роли компонентов музыкального языка в формировании музыкальной ткани. То есть музыки, и как процесса, и как эстетического объекта.

В классической академической традиции вся деятельность музыканта-исполнителя неотрывно связана с освоением и воспроизведением (посредством музыкального инструмента или голоса) предопределённого музыкального текста - готового продукта композиторского творчества. В этих условиях основной за-

дачей современного педагога-музыканта является осознанное и целенаправленное формирование у обучаемого полимодальных синестезий, а не только освоение с учеником конечного количества произведений.

Использование МКТ на разных уровнях музыкального образования (в том числе и при подготовке будущего педагога музыканта) оптимизирует процесс обучения. В частности, в значительной степени позволяет увеличить долю и эффективность самостоятельной работы студентов и учащихся. МКТ также служит универсальным интегрирующим фактором, который гармонично объединяет различные дисциплины музыкально-образовательного процесса, повышая качество преподавания. Таким образом, преподавание музыкальных дисциплин с использованием МКТ открывает новое направление в деятельности педагога-музыканта, которое может быть реализовано на всех уровнях и ступенях музыкально-образовательного процесса при условии применения информационного подхода к освоению музыкального языка. Информационные технологии в музыкальном образовании являются не только средством, открывающим новые формы организации образовательного процесса, но и фактором, диктующим необходимость в изменении содержания образования.

Ведение профессиональной деятельности на основе МКТ позволяет существенно расширить область применения полученных знаний в педагогической и творческой работе [19; 20; 21; 22].

В условиях применения в образовании информационных технологий выявление алгоритмических и структурных составляющих музыкального языка и геометрических закономерностей музыкального звуковысотного пространства не только представляют сугубо научный интерес, но и являются тем средством, которое облегчает освоение музыкального языка, делая его доступным каждому, независимо от уровня собственно музыкальных способностей.

Результаты проведённого нами экспериментального педагогического исследования, в котором приняли участие студенты и преподаватели Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, студенты и слушатели курсов повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, студенты и преподаватели Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, а также студенты и преподаватели Gratias School (Higher School) г. Дэджон (Южная Корея) позволили нам выдвинуть следующие положения:

1. Интеграция МКТ и предметов музыкально-теоретического цикла является необходимым средством в обучении информатике студентов музыкально-педагогических специальностей, так как позволяет сформировать профессиональные компетенции, соответствующие современному уровню развития науки, технологий и музыкального искусства, построить обучение на основе следующих принципов:

• синтеза гуманитарного и естественно-научного знания;

• ориентации на активные формы и методы обучения (де-ятельностный, компетентностный и системно-инфомационный подходы), обеспечивающие формирование целостных системных представлений изучаемых объектов и явлений;

• педагогической целесообразности использования информационных технологий и МКТ в последующей профессиональной деятельности при проектировании педагогического процесса;

• целостного системного анализа поставляемых вместе с цифровыми технологиями педагогических решений на их основе, что в последствие сформирует способность к принятию самостоятельных решений в условиях профессиональной деятельности.

2. Комплекс интегративных заданий по информатике, основанный на представлении музыки как информационно-знаковой системы обеспечит качество и фундаментальность подготовки педагогов-музыкантов в области информатики и МКТ, а также музыкально-теоретических дисциплин. Это обусловлено такими факторами как:

• выявление структурных составляющих в элементах и компонентах музыкального языка осуществлено на основе информационного подхода с опорой на достижения современного музыкознания, что способствует актуализации профессиональных знаний, формированию информационной культуры;

• структура комплекса позволяет выделить инвариантную (связанную с освоением представлений и понятий информатики) и вариативную (связанную с освоением конкретного программного обеспечения) его части при реализации различных индивидуальных маршрутов обучения.

Новизна нашего исследования заключалась в том, что впервые обучение информатике студентов музыкальных вузов посредством интеграции МКТ и музыкально-теоретических дисциплин стало предметом специального научно-методического исследования в сфере информационно-технологического об-

Библиографический список

разования будущих музыкантов, направленного на повышение качества и профессиональной подготовки специалистов, что хорошо согласуется с выводами авторов ряда фундаментальных работ, среди которых [25; 26].

Разработанная образовательная технология делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для любого контингента учащихся, включая обучаемых с ограниченными возможностями здоровья [27; 28; 29].

Результаты теоретического исследования и проведённого педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости формирования у студентов музыкальных вузов информационного подхода к понятиям современной музыкальной эстетики и содержательным компонентам музыкального языка в условиях функционирования высокотехнологичной творческой образовательной среды.

1. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. В сборнике: Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 128 - 131.

2. Горбунова И.Б. Информационные и музыкально-компьютерные технологии в музыкальном образовании. В сборнике: Современное музыкальное образование - 2016: материалы XV международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсако-ва. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2017: 44 - 51.

3. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; 63 (2): 206 - 210.

4. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4. № 9: 123 - 138.

5. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

6. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016. 1: 69 - 73.

7. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 145 - 148.

8. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.

9. Бергер Н.А. Клавиатура фортепиано как информационная система. Вестник Челябинского ГУ. Вып. 37. 2009; 35: 160-167.

10. Бергер Н.А. Музыкальная геометрия. Культура & общество. Available at: http://www.e-culture.ru/Articles/2008/Berger1.pdf

11. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке (Голос нот). Санкт-Петербург: Каро, 2004.

12. Бергер Н.А. Мелодия: пространственные параметры: монография. Санкт-Петербург: Композитор, 2010.

13. Бергер Н.А. Человек и музыка в XXI веке. Предпосылки обновления образовательной парадигмы: монография. Lambert, 2012.

14. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Инновационные технологии в медиаобразовании: сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 2014: 21 - 24.

15. Горбунова И.Б. О Юрии Николаевиче Рагсе. Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926-2012): сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2015: 1520.

16. Горбунова И.Б. «Акустические знания в системе музыкального образования» Ю.Н. Рагса и музыкально-компьютерные технологии в науке о музыке и профессиональном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2015: 213 - 218.

17. Горбунова И.Б. Воспоминания о Юрии Николаевиче Рагсе. Музыка и время. 2015; 11: 65 - 69.

18. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном образовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2015; 1 (42): 161 - 165.

19. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 4: 95 - 100.

20. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

21. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.

22. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.

23. Горбунова И.Б. Методические аспекты толкования функционально-логических закономерностей музыки и музыкально-компьютерные технологии: системы музыкальной нотации. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 10: 69 - 77.

24. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза). Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014; 3 (86): 214 - 221.

25. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.

26. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012; Т. 2; № 4: 164 - 171.

27. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении студентов музыкальных вузов с нарушением зрения. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Рим-ского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 208 - 211.

28. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.

29. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.

References

1. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Vsbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie- 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.