Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN617.pdf Статья опубликована 15.12.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Крылов Д.В. Компетентностный подход в процессе педагогической подготовки преподавателя спортивных дисциплин в вузе // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37
Крылов Дмитрий Валерьевич
ФКОУ ВПО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России»
Россия, Вологда1
Преподаватель кафедры «Физической культуры» инженерно-экономического факультета
E-mail: [email protected]
Компетентностный подход в процессе педагогической подготовки преподавателя спортивных дисциплин в вузе
Аннотация. В статье рассматривается компетентностный подход в процессе педагогической подготовки преподавателя спортивных дисциплин. Представлена совокупность общих принципов целей образования, определения содержания образования как эффективного средства обучения в высшей школе. Проанализированы характерные особенности компетентностного подхода и его реализация в России и за рубежом. Выявлено и обосновано то, что обеспечение качества образования имеет структурный и ценностный аспекты, а компетентностный подход формирует концепцию культуры качества обучения. В целом исследование направлено на выявление изменений в функциональном и структурном содержании образования в процессе реализации компетентностного подхода в рамках педагогической подготовки преподавателей спортивных дисциплин в вузе. На основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Физическая культура» рассмотрены общекультурные, профессиональные компетенции, которые целесообразнее формировать с использованием компетентностного подхода. Автором описаны использованные в ходе исследования методы, позволяющие достоверно оценивать сформированную компетенцию как целостное новообразование, т. е. комплекс способностей, используемых для достижения профессиональных целей. А итоги педагогической подготовки преподавателей спортивных дисциплин в процессе реализации компетентностного подхода представлены в виде Модели интегральной оценки качества подготовки.
Ключевые слова: компетентностный подход; спортивные дисциплины; компетенции; федеральный государственный образовательный стандарт; анализ; качество образования; обучение
Введение
Одной из стратегически важных особенностей высшего образования в целом является его погруженность в среду реализации федеральных образовательных стандартов. То есть, с
1 160002, г. Вологда, ул. Щетинина 2
точки зрения целеполагания и с точки зрения контроля и оценивания происходит уплотнение и расширение социума вокруг высшей школы, особенно на современной стадии ее многоплановой диверсификации. Это ведет к тому, что необходима разработка систем обеспечения качества образования, с другой стороны требуется определенный вклад в развитие образования высшей школы. Обеспечение качества образования имеет как структурный аспект и ценностный аспект организации. Многие западные ученые обращаются к концепции культуры качества, надеясь на то, что институциональная культура качества сделает процедуры и механизмы обеспечения качества главной ценностью вузов. Компетентностный подход как совокупность общих принципов целей образования, определения содержания образования, менеджмента в образовании является эффективным средством обучения в высшей школе.
Бермус А. Г. подчеркивает, что компетентностный подход рассматривается как современный коррелят традиционных подходов [2].
Райхерд С. рассматривает многоаспектный характер совершенствования качества высшего образования, к которому относятся конкурсные процедуры приема студентов, облегчение связей между дисциплинами, содействие новаторским инициативам студентов с помощью соответствующего стимулирования. Инструментальные компетенции, которые включают когнитивные способности, возможность использовать идеи в данном случае решают задачи этого направления2.
Веттори О. и Лоуккола Т. обращают внимание на то, что обеспечение качества образования имеет как структурный, так и ценностный аспекты3. Авторы обращаются к концепции культуры качества, надеясь на то, что институциональная культура качества сделает процедуры и механизмы обеспечения качества главной ценностью вузов, а не навязанной законами повинностью. Профессиональные компетенции, как ценностный компонент, дают возможность обладать высоким уровнем знаний в специализированной области конкретной дисциплины.
Контекст образования, понимаемый в широком смысле как среда, в которой существуют и действуют институты образования, рассматривается также философией образования. Авторы Э. Н. Гусинский и Ю. И. Турчанинова демонстрируют современные взгляды на вопросы построения образования, раскрывают онтологические, логические, методологические, аксиологические, этические, идейные основы их решения различными образовательными организациями. Они определяют социокультурный контекст и необходимость парадигмального изменения образования на основе социологических концепций современного общества [4].
Тина Харрисон справедливо замечет, что системы обеспечения качества образования являются сложными и многоуровневыми. Высшие учебные заведения взаимодействуют с многочисленными группами мониторинга качества и важно понять пределы конкретных методов, роли внешних и внутренних методов обеспечения качества4.
Компетентностный подход рассматривается О. Е. Лебедевым и А. А. Вербицким, И. А. Зимней как эффективная образовательная парадигма, которая предполагает изменение базовых
2 http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/FULL%20TEXT_%20baydenko.pdf дата обращения 18.11.2017.
3 DCU (2012) (Accessed 16 September 2014) Strategic Plan: Transforming Lives and Societies. http://www.dcu.ie/images/carousel/DCU_Strateglc_Document.pdf дата обращения 18.11.2017 Веттори О. и Лоуккола Т.
4 HEA (2012) Higher Education Authority Ireland. Towards a Future Higher Education Landscape. http://eua.be/Libraries/eqaf-2014/Ia_5_Harrison.pdf?sfVrsn=0 дата обращения 18.11.2017.
установок на взаимодействие преподавателей и студентов, повышает качество образования [6, 3, 5].
В исследованиях А. С. Белкина и В. В. Нестерова, педагогическая компетентность преподавателя спортивных дисциплин - это совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих реализацию компетенций [1].
Изучая степень разработанности проблемы компетентностного подхода в процессе педагогической подготовки преподавателей спортивных дисциплин в вузе, сделан вывод, что большинство исследований, посвященных компетентностному подходу, написаны по отношению к вхождению России в Болонский процесс.
Таким образом, целью исследования является выявление направленности изменений в функциональном и структурном содержании образования в процессе реализации компетентностного подхода в педагогической подготовке преподавателей спортивных дисциплин в вузе.
Достижение поставленной цели способствует решение следующих исследовательских задач: определить эффективность и перспективы реализации компетентностного подхода в процессе педагогической подготовки преподавателей спортивных дисциплин в вузе; выявить соответствия программного содержания образовательных ожиданий субъектов, связанных с реализацией компетентностного подхода в педагогической подготовке преподавателей спортивных дисциплин.
Объектом исследования является компетентностный подход в вузе.
Предмет исследования - педагогическая подготовка преподавателей спортивных дисциплин в процессе реализации компетентностного подхода.
Испытуемые и методы исследования
Исследование проходило в мае-октябре 2017 года. В исследовании приняли участие студенты 4-5 курсов института физической культуры (всего 125 человек). Преподаватели вузов (выборочно) по теме «Динамика ожиданий и оценок в отношении процесса образования» -всего 70 человек.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 32.04.02 Физическая культура (уровень магистратуры) выпускники должны обладать общекультурными компетенциями (ОК): (ОК-1); (ОК-2); (ОК-з). Общепрофессиональными компетенциями (ОПК): (ОПК-1); (ОПК-2); (ОПК-з); (ОПК-4); (ОПК-5)5.
Профессиональными компетенциями (ПК), на развитии которых и было сосредоточено внимание при исследовании, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность: способностью применять в педагогической деятельности актуальные технологии, организационные формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания с целью повышения качества образовательного процесса (ПК-1); способностью осуществлять учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности с учетом новейших достижений педагогической науки и практики (ПК-2); способностью применять в образовательном процессе технологии педагогического контроля результатов
5 Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 32.04.02 Физическая культура (уровень магистратуры)» от 2013 г. ИИ)^ ://оМ. mgpu. т/ та1ег1ак/36/36631^1 дата обращения 19.11.2017.
Мир Науки
2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
обучения и воспитания, интерпретировать результаты и вносить коррективы в организацию образовательной деятельности и в повышение результативности образовательного процесса (ПК-3); способностью выполнять научные исследования в образовательной деятельности и использовать их результаты в целях повышения эффективности педагогического процесса (ПК-4)6.
Пермяковым О. Е., Меньковой С. В. разработаны аналитические средства оценки образовательных достижений. В их монографии представлена классификация методов диагностики компетенций, которая может осуществляться на основании разделения на методы оценки сформированных компетенций, и на методы диагностики формирования компетенций
[7].
В данном случае были использованы методы, позволяющие достоверно оценивать сформированную компетенцию как целостное новообразование, т. е. комплекс способностей, используемых для достижения профессиональных целей.
Итоги педагогической подготовки преподавателей спортивных дисциплин в процессе реализации компетентностного подхода представлены в виде Модели интегральной оценки качества подготовки. Модель реализуется в виде системы:
ркпв = /,рвкр рпоп rrs п-сФГОС п-оФГ0С г)„кпв сьиа f сгиа ir \ Сиа (Сиа j Сиа j С j Г^ПО j гкПО j иУиа j Juy j la, JLa j КкпвиаЛ
где:
СиКР - оценка результатов защиты рефератов, курсовых, ВКР.
Сиап - интегральная оценка успеваемости преподавателя спортивных дисциплин в рамках профессионального образования.
С™ - оценка результатов самостоятельного обучения.
Fsnr j ^ефоОС - множества требований ФГОС профессионального образования к общим и профессиональным компетенциям преподавателей спортивных дисциплин.
5Ьу?а - комиссия ГАК.
Га, - средства автоматизации контроля и оценивания компетенций.
5с^а - шкала оценивания сформированных компетенций.
Ккпвиа - множество отношений, возникающих при определении членами ГАК соответствия требованиям ФГОС оценок за результаты освоения профессиональной образовательной программы.
Данная модель предусматривает оценку сформированных компетенций как результата обучения.
Обсуждение результатов
Интегральная оценка успеваемости рассматривается как соответствие планируемым и сформированным у обучающихся способностям и компетенциям в результате освоения профессиональной образовательной программы. Оценка результатов подготовки по учебным модульным программам выполняется преподавателями на основе оценок результатов текущего контроля, результатов предварительного рубежа контроля знаний, а также итогового.
6 То же.
После интерпретации результатов исследования, были сделаны следующие выводы.
1. Компетентностный подход в процессе педагогической подготовки преподавателя спортивных дисциплин в вузе предполагает изменение образовательного пространства и повседневных практик высшего образования, так как представляет собой совокупность обязательных требований к высшему образованию.
2. В аспекте центральной темы «Динамика ожиданий и оценок в отношении процесса образования» позитивным является то, что проблемное и предметное разнообразие компетентностного подхода решает практические вопросы на локальных институциональных сценах, то есть в рамках конкретных вузов в их конкретных контекстах. Это было понятно из анкетного опроса преподавателей разных вузов.
3. Анализ также показал изменения характеристик привычных ролей обучающихся, т. к. компетентностный подход расширяет границы исследовательской и проектной деятельности. Например, более широко изучаются такие дисциплины, как: «Биохимия спорта», «Спортивная медицина», «Лечебная физическая культура», «Физиология спорта», «Всероссийский проект «Самбо в школу» в общеобразовательных организациях РФ», «Детско-юношеский спортивный туризм», «Нормативно-правовые, организационные и материально технические аспекты реализации ВФСК ГТО» и др.
4. Отмечено, что при компетентностном подходе актуальна роль обучающихся в совершенствовании качества образования и особенно при использовании принципа «качество как практика». Сотрудники Лапландского университета прикладных наук (Финляндия) Ханнеле Керанен и Элина Хольм основное внимание уделяют обратной связи, получаемой от студентов или обучающихся, необходимость которой оценивается по шкале от «абсолютно необходимое» до «пустая трата времени»7. В проведенном исследовании также было отмечено, что компетентностный подход:
• решает (не математические) сложные задачи;
• полифункционален (имеют межсистемные связи);
• может быть в разных социальных полях;
• требует включения интеллектуальных, эмоциональных качеств обучающихся;
• реализуется на разных уровнях обучения.
5. Преподавателями поддерживается и реализуется идея создания развивающей среды в образовании. Развивающая среда в компетентностном подходе имеет как ряд общих черт с концепциями Д. Дьюи и М. Монтессори. Создание развивающей среды в процессе педагогической подготовки преподавателя спортивных дисциплин состоит в первую очередь в изменении основных установок профессорско-преподавательского состава и их отношений с обучающимися. Под «средой» и «средовыми воздействиями» понимается совокупность социальных отношений, общий климат вуза.
Заключение
Таким образом, центральным звеном в процессе педагогической подготовки преподавателя спортивных дисциплин в рамках компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной, мотивированной и ответственной учебной деятельности самих обучающихся. Сюда относятся
7 http://eua.be/Libraries/eqaf-2014/Ib_2_Keranen_Holm.pdf?sfvrsn=0 дата обращения 19.11.2017.
2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
различные формы открытого, проектного и проблемного, практикоориентированого обучения. Общий знаменатель названных форм обучения, направленных на формирование ключевых компетенций можно сформулировать как смещение акцента с односторонней активности преподавателя высшей школы на самостоятельное учение, ответственность и активность обучающихся.
Актуальной проблемой является формирование профессиональной компетентности преподавателя спортивных дисциплин, под которой понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Исследование показало, что реализация компетентностного подхода в процессе педагогической подготовки преподавателя спортивных дисциплин в вузе предполагает изменение отношений в системе преподаватель - обучаемый.
А именно, стирание граней между формальным и неформальным образованием; изменение характеристик привычных ролей обучающего и обучающегося; расширение пространства интерпретаций изучаемого материала; изменение привычных способов организации образовательной среды.
ЛИТЕРАТУРА
Белкин, А. С. Педагогическая компетентность [Текст]: учебное пособие / А. С. Белкин, В. В. Нестеров. - Екатеринбург: Учебная книга, 2003. - 188 с.
Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005.
Вербицкий, A. A. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / A. A. Вербицкий // Высшее образование в России. 2010. №5. С. 3237.
Гусинский, Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2001. - 224 с.
Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
Лебедев, O. E. Компетентностный подход в образовании / O. E. Лебедев // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.
Пермяков О. Е., Менькова С. В. Диагностика формирования профессиональных компетенций. [Текст] - М.: ФИРО, 2010. - 114 с.
Мир Науки
1. 2.
3.
4.
5.
6. 7.
2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
Krylov Dmitry Valeryevich
The Vologda institute of law and economics of the federal penal service of Russia, Russia, Vologda
E-mail: [email protected]
Competence approach in the process of pedagogical preparation of the teacher of sports disciplines in the university
Abstract. The article considers the competence approach in the process of pedagogical preparation of the teacher of sports disciplines. A set of general principles of the goals of education, the definition of the content of education as an effective means of teaching in higher education is presented. The characteristic features of the competence approach and its implementation in Russia and abroad are analyzed. It is revealed and justified that the quality assurance of education has a structural and value aspects, and the competence approach forms the concept of a quality culture of learning. In general, the study is aimed at identifying changes in the functional and structural content of education in the process of implementing a competence approach in the pedagogical training of teachers of sports disciplines in the university. On the basis of federal state educational standards of higher education in the direction of training "Physical Culture" general cultural, professional competences are considered, which it is more expedient to form using the competence approach. The author describes the methods used in the course of the study, which make it possible to reliably evaluate the competence generated as a whole new formation, i.e. a set of abilities used to achieve professional goals. And the results of the pedagogical training of teachers of sports disciplines in the process of implementing the competence approach are presented in the form of the Integrated Assessment of Training Quality Model.
Keywords: competence approach; sports disciplines; competence; federal state educational standard; analysis; the quality of education; training
Мир Науки