Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol4-2.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/08PDMN216.pdf Статья опубликована 25.03.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Бауэр Е.А. Роль дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования» в системе профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/08PDMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378
Бауэр Елена Александровна
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Россия, г. Нижневартовск Доцент кафедры «Педагогики и педагогического и социального образования»
Кандидат исторических наук E-mail: [email protected]
Роль дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования» в системе профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования
Аннотация. В статье обозначены роль и место дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования» в системе подготовки студентов вуза, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».
Автором отмечено, что к современному бакалавру педагогического образования предъявляются требования сформированности ключевых компетенций для эффективного осуществления учебного процесса, организации результативного взаимодействия с участниками образовательных отношений, успешного управления своей педагогической деятельностью. Значительное внимание отводится сформированности представления о нормативно-правовом обеспечении учебно-воспитательного процесса школы, содержании правового регулирования системы образования.
Значимость проблемы, как показано автором, отражена в актуальных диссертационных исследованиях в которых авторы актуализируют необходимость создания таких организационно - педагогических условий, при которых процесс становления и развития правовой компетенции будущих специалистов будет более эффективным.
В учебном плане подготовки бакалавров педагогического образования дисциплине «Нормативно-правовое обеспечение образования» отводится особая роль по формированию правового сознания и правовой культуры студентов.
Процесс формирования профессиональной компетентности будущих педагогов отражен в разработанной технологической карте дисциплины, которая выступает в качестве средства оценивания индивидуальной самостоятельной работы студента.
Реализуя междисциплинарный подход, придерживаясь принципа практикоориентированности, содержание данной учебной дисциплины позволят обеспечить новое качество подготовки будущего учителя.
Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение образования; образовательное право; компетентностный подход; профессиональная компетентность; компетенции; правовая
компетенция; правовая культура; технологическая карта дисциплины; педагогическое образование; профессиональная подготовка
В динамично развивающемся обществе содержание подготовки бакалавров педагогического образования определяют объективные потребности общества в компетентных квалифицированных кадрах, профессионально мобильных, способных овладевать знаниями в соответствии с потребностями рынка труда.
К современному педагогу предъявляются требования сформированности ключевых компетенций для эффективного осуществления учебного процесса, организации результативного взаимодействия с участниками образовательных отношений, успешного управления своей педагогической деятельностью. Поэтому принципиально важным аспектом компетентности педагога современного типа является представление о нормативно-правовом обеспечении учебно-воспитательного процесса школы, содержании правового регулирования системы образования. Компетентное осуществление прав и обязанностей педагога в соответствие с квалификационными характеристиками актуализирует необходимость формирования правовых знаний в процессе профессиональной подготовки студента вуза.
Изучению проблем формирования правового сознания и правовой культуры студентов различных направлений подготовки посвящены новейшие исследования в этой области. Авторы недавних диссертаций С.В. Воронков, Л.З. Кувандыкова, Е.А. Кузнецова, Р.М. Магомедова, Е.А. Олефиренко, М.А. Соболева на страницах своих работ еще раз актуализируют необходимость создания таких организационно - педагогических условий, при которых процесс становления и развития правовой компетенции будущих специалистов будет более эффективным [1]. Данная проблема не раз обсуждалась исследователями К.Э. Безукладниковым и Г.Ш. Сыпачевой [2], Е.А. Долговой [3], О.В. Лебедевой и Е.С. Чирковой [4], Н.В. Рудневой [5] и другими на страницах научных журналов.
Тем не менее, вопросу роли и места правовых дисциплин в системе подготовки бакалавров педагогического образования уделено недостаточно внимания, проблема продолжает оставаться актуальной и нуждается в дальнейшем изучении.
В учебном плане подготовки бакалавров педагогического образования дисциплине «Нормативно-правовое обеспечение образования» отводится особая роль. Поскольку компетентностный подход предполагает развивать способности разрешать проблемы на основе имеющихся компетенций, то рассмотрение актуальных вопросов правового характера в процессе изучения дисциплины будет содействовать формированию правового сознания и правовой культуры студентов.
Дисциплина «Нормативно-правовое обеспечение образования» относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессиональной образовательной программы высшего образования, ее освоение происходит студентами очной и заочной форм обучения на втором курсе. Дисциплина нацелена на формирование компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в сфере правового регулирования образовательного процесса.
Задачи дисциплины:
• активизация познавательной деятельности студентов на основе изучения организационной и нормативной базы функционирования системы образования; основных международных, федеральных, региональных законодательных актов по вопросам образования; принципов формирования нормативно-правового
обеспечения образования; особенностей их использования в образовательной практике;
• формирование ценностного отношения к правовым явлениям;
• развитие умений работы с научными источниками, нормативно-правовыми документами.
Согласно матрице соответствия компетенций, составляющих основную образовательную программу, в качестве планируемых результатов обучения дисциплины предполагается формирование следующих компетенций: ОК-13 (готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности), ОПК-4 (способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности), ПК-7 (способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности).
В результате изучения дисциплины студент должен:
• знать: категориальный аппарат дисциплины; основные законодательные и нормативные акты в области образования; структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих организацию образовательного процесса; виды ответственности за результаты своей профессиональной деятельности -ОК-13, ОПК-4;
• уметь: самостоятельно использовать нормативные правовые документы для оказания практической помощи при решении профессиональных задач; организовывать сотрудничество обучающихся - ОК-13, ОПК-4;
• владеть: механизмами организации сотрудничества с обучающимися, родителями, коллегами, социальными партнерами на основе - ПК-7.
В процессе подготовки специалиста индивидуальная самостоятельная работа студента осуществляется на основе разработанной технологической карты дисциплины, фрагмент которой приведен в таблице 1 .
Таблица 1
Технологическая карта индивидуальной самостоятельной работы студента 2 курса направления «Педагогическое образование» по учебной дисциплине «Нормативно-правовое обеспечение образования»
Сроки Наименование оценочного средства с указанием темы/раздела Количество баллов
Компетенции Минимальное Максимальное Результат
09 октября ОК-13, ОПК-4, ПК-7 Тема II. Законодательство, регулирующее отношения в области образования: федеральный и региональный уровень. Задание 1. Подготовить доклад по теме занятия. Задание 2. На основе ФЗ №273 и Устава вуза раскрыть содержание прав и обязанностей участников образовательного процесса (на выбор): обучающиеся, родители (законные представители), педагогические работники. Задание 3. Составить сравнительную таблицу региональных законов об образовании. Задание 4. Составить схему, отражающую структуру дополнительного образования. Задание5. Решить ситуационные задачи № 2-4. 5 10
Опыт преподавания дисциплины показал, что использование технологической карты в учебном процессе подготовки бакалавров позволяет решать следующие организационные задачи:
• выстроить логику и последовательность освоения дисциплины по темам и разделам;
• определить виды оценочных средств по дисциплине;
• упорядочить сроки выполнения задания;
• оценить уровень их освоения в соответствии с системой балльно-рейтинговой оценки знаний, разработанной в вузе;
• организовать в течение семестра систематическую работу по освоению профессиональных компетенций.
Ввиду прозрачности требований, привязанности видов заданий к конкретным компетенциям, критериям оценки результатов, использование технологической карты позволяет решать следующие личностно-мотивационные задачи:
• стимулирует студента к регулярной еженедельной работе по освоению содержания дисциплины;
• мотивирует к своевременному выполнению заданий;
• делает понятной причины и последствия их выполнения.
Помимо несомненных преимуществ внедрения технологической карты в учебный процесс, в случае, если дисциплина читается впервые, преподаватель может столкнуться с рядом трудностей в проектировании ее содержания:
• существенные временные затраты по оформлению, подсчету баллов и др.;
• не всегда возможно предвидеть наиболее эффективные виды оценочных средств по дисциплине;
• затруднения в подборе средств контроля по формированию указанных компетенций;
• недостаточно сформированный банк ситуационных, тестовых заданий, на который можно опереться в процессе освоения содержания.
Средствами контроля над процессом усвоения правовых знаний и формированием ценностного отношения к правовым явлениям выступают доклады, тестовые задания, ситуационные задачи, сравнительные таблицы, схемы, задания самостоятельной работы, реферирование научных статей, дискуссии.
Таким образом, дисциплине «Нормативно-правовое обеспечение образования» отводится значимая роль в системе профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования. Реализуя междисциплинарный подход, придерживаясь принципа практикоориентированности, содержание данной учебной дисциплины позволят обеспечить новое качество подготовки будущего учителя. Технологическая карта индивидуальной самостоятельной работы студента по дисциплине способствует эффективной организации процесса усвоения компетенций, дисциплинирует участников образовательного процесса, содействует поддержанию мотивации к учебной деятельности.
Мир Науки
2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
ЛИТЕРАТУРА
1. Безукладников К.Э., Сыпачева Г.Ш. Подходы к формированию правовых компетенций будущего учителя на интерактивной основе // Фундаментальные исследования. 2014. №5-3. С. 577-583.
2. Воронков С.В. Формирование правовой культуры бакалавров педагогического образования в университете: автореф. дис. канд. пед. наук URL: http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM=147321 (дата обращения: 13.02.2016).
3. Долгова Е.А. Правовое воспитание в гуманитарных вузах как средство формирования правосознания студентов // Право и образование. 2014. №1. С. 65-70.
4. Кувандыкова Л.З. Проблемные ситуации как фактор развития правовой компетентности будущего бакалавра педагогики: автореф. дис. канд. пед. наук URL: http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM=97358 (дата обращения: 13.02.2016).
5. Кузнецова Е.А. Формирование правового сознания у будущих педагогов физической культуры в учреждении среднего профессионального: автореф. дис. канд. пед. наук URL: http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM=82037 (дата обращения: 13.02.2016).
6. Лебедева О.В., Чиркова Е.С. Формирование правовой и межкультурной компетенций будущих юристов // Право и образование. 2015. №3. С. 42-49.
7. Магомедова Р.М. Организационно - педагогические условия формирования правового сознания студентов неюридического вуза: автореф. дис. канд. пед.наук URL: http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM=116390 (дата обращения: 13.02.2016).
8. Олефиренко Е.А. Формирование в вузе основ профессионально-правовой культуры специалиста-пограничника: автореф. дис. канд. пед. наук URL: http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM=129379 (дата обращения: 13.02.2016).
9. Руднева Н.В. Правовое воспитание как основа формирования правовой культуры студентов юридического профиля // Право и образование. 2016. №1. 63-68.
10. Соболева М.А. Формирование правовой компетенции студентов медицинского института (на примере специальности 060101 Лечебное дело): автореф. дис. канд. пед. наук URL: http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM=123285 (дата обращения: 13.02.2016).
Bauer Elena Aleksandrovna
Nizhnevartovsk State University, Russia, Nizhnevartovsk
E-mail: [email protected]
The role of the discipline «Standard and legal support of education» in the system of vocational training of bachelors
of pedagogical education
Abstract. The article outlines the role and the place of discipline «Standard and legal support of education» in the training of future teachers.
The author observed that the contemporary bachelor's degree teacher education requirements of formation of key competences for the effective implementation of the educational process, the organization of productive interaction with the participants of educational relations, the successful management of their teaching activities. Considerable attention is given to the formation of perceptions of normative-legal ensuring of the educational process of the school, the content of the legal regulation of the education system.
Significance of the problem, as shown by the author are reflected in the current dissertation research where the authors suggest the need to create such organizational - pedagogical conditions under which the process of formation and development of legal competence of future professionals will be more effective.
In the curriculum of preparation of bachelors of pedagogical education of the subject «Standard and legal support of education» plays a special role in the formation of legal consciousness and legal culture of the students.
The process of formation of professional competence is reflected in the technological map, which is a means of evaluation of individual work of student.
Implementing an interdisciplinary approach, adhering to the principle of practical orientation, the content of this discipline will ensure a new quality of preparation of future teachers.
Keywords: standard and legal support of education; education law; the competence approach; professional competence; competence; legal competence; legal culture; technological map of a discipline; pedagogical education; professional training
Мир Науки
2016, Том 4, номер 2 (499) 7SS SG 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki. com
REFERENCES
1. Bezukladnikov K.E., Sypacheva G.Sh. Podkhody k formirovaniyu pravovykh kompetentsiy budushchego uchitelya na interaktivnoy osnove // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. №5-3. S. S77-S83.
2. Voronkov S.V. Formirovanie pravovoy kul'tury bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya v universitete: avtoref. dis. kand. ped. nauk URL: http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM=147321 (data obrashcheniya: 13.G2.2G16).
3. Dolgova E.A. Pravovoe vospitanie v gumanitarnykh vuzakh kak sredstvo formirovaniya pravosoznaniya studentov // Pravo i obrazovanie. 2014. №1. S. 65-7G.
4. Kuvandykova L.Z. Problemnye situatsii kak faktor razvitiya pravovoy kompetentnosti budushchego bakalavra pedagogiki: avtoref. dis. kand. ped. nauk URL: http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM=97358 (data obrashcheniya: 13.G2.2G16).
5. Kuznetsova E.A. Formirovanie pravovogo soznaniya u budushchikh pedagogov fizicheskoy kul'tury v uchrezhdenii srednego professional'nogo: avtoref. dis. kand. ped. nauk URL: http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM=82G37 (data obrashcheniya: 13.G2.2G16).
6. Lebedeva O.V., Chirkova E.S. Formirovanie pravovoy i mezhkul'turnoy kompetentsiy budushchikh yuristov // Pravo i obrazovanie. 2015. №3. S. 42-49.
7. Magomedova R.M. Organizatsionno - pedagogicheskie usloviya formirovaniya pravovogo soznaniya studentov neyuridicheskogo vuza: avtoref. dis. kand. ped.nauk URL: http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM=11639G (data obrashcheniya: 13.G2.2G16).
8. Olefirenko E.A. Formirovanie v vuze osnov professional'no-pravovoy kul'tury spetsialista-pogranichnika: avtoref. dis. kand. ped. nauk URL: http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM=129379 (data obrashcheniya: 13.G2.2G16).
9. Rudneva N.V. Pravovoe vospitanie kak osnova formirovaniya pravovoy kul'tury studentov yuridicheskogo profilya // Pravo i obrazovanie. 2016. №1. 63-68.
1G. Soboleva M.A. Formirovanie pravovoy kompetentsii studentov meditsinskogo instituta (na primere spetsial'nosti G6G1G1 Lechebnoe delo): avtoref. dis. kand. ped. nauk URL: http://vak.ed.gov.ru/dis-details?xPARAM=12328S (data obrashcheniya: 13.G2.2G16).