Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность преподавателя спортивных дисциплин в вузе'

Коммуникативная компетентность преподавателя спортивных дисциплин в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН / TEACHER OF SPORTS DISCIPLINES / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRAINING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульгов Юрий Иванович, Москаленко Игорь Сергеевич

Профессиональная деятельность преподавателя спортивных дисциплин в условиях высшего образования подразумевает не только владение технологиями ведения учебно-тренировочной деятельности, но и способность к осуществлению психологопедагогической, организационно-управленческой и культурно-просветительской работы. В связи с этим возрастает значимость коммуникативной компетентности, которая выступает как важнейшая характеристика его профессионализма, обеспечивающая гибкость, интегрированность, адаптивность к меняющимся условиям, непрерывное функциональнотехнологическое и личностное совершенствование. Специфика общения преподавателя спортивных дисциплин с обучающимися предполагает непрерывное и многофункциональное воздействие (информационное, воспитательное, экспрессивное, стимулирующее, регулятивное, оценочное, синдикативное и т. д.) и взаимодействие, в условиях которого он выступает не только в роли педагога, но и воспитателя, наставника, отчасти замещает родительские функции. Этим обусловлена высокая степень ответственности преподавателя спортивных дисциплин за содержание и характер выстраиваемых им коммуникативных связей. В качестве эффективных средств формирования коммуникативной компетентности преподавателя спортивных дисциплин в вузе, в значительной степени определяющей успешность его профессиональной деятельности, автором выделены: разработка проектов, систематизирующих теоретическое осмысление педагогических явлений; организация дискуссий, деловых игр, моделирование педагогических ситуаций; организация встреч с практикующими тренерами различных возрастных групп обучающихся и совместное проведение семинаров, консультаций, актуализирующих реализацию психологических и педагогической теорий в собственной профессиональной учебно-тренировочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шульгов Юрий Иванович, Москаленко Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative competence of the teacher of sports disciplines at the University

Professional activity of teacher of sports disciplines in higher education implies not only the use of technology conduct of training activities, but also the ability to implement psychological and pedagogical, organizational and cultural-educational work. In this regard, the importance of communicative competence, which is the most important characteristic of professionalism, flexibility, integration, adaptability to changing conditions, a continuous functional-technological and personal improvement. The specifics of communication with the teacher of sports disciplines with students involves a continuous and multi-impact (informational, educational, expressive, stimulating, regulatory, evaluative, syndicated, etc.), and the interaction in which it acts not only as teacher, but teacher, mentor, partly replacing the parent feature. This is due to the high degree of responsibility of the teacher of sports disciplines for the content and the character they build communication links. As effective means of formation of communicative competence of the teacher of sports disciplines in higher education, largely determines the success of its professional activities, the author identified: development projects, systematizing theoretical understanding of pedagogical phenomena; organize discussions, business games, modeling pedagogical situations; organization of meetings with practicing coaches of different age groups of students and joint seminars, consultations, actualized the realization of psychological and pedagogical theories in their own professional training activities.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность преподавателя спортивных дисциплин в вузе»

Мир Науки

научный интернет-журнал

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/34PDMN617.pdf Статья опубликована 19.12.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Шульгов Ю.И., Москаленко И.С. Коммуникативная компетентность преподавателя спортивных дисциплин в вузе // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/34PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37

Шульгов Юрий Иванович

ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний», Россия, Вологда1

Старший преподаватель кафедры «Боевой и тактико-специальной подготовки»

E-mail: jyrash2@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=821821

Москаленко Игорь Сергеевич

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», Россия, Санкт-Петербург

Доцент кафедры «Физического воспитания» Кандидат педагогических наук E-mail: moskalencko@mail.ru

Коммуникативная компетентность преподавателя спортивных дисциплин в вузе

Аннотация. Профессиональная деятельность преподавателя спортивных дисциплин в условиях высшего образования подразумевает не только владение технологиями ведения учебно-тренировочной деятельности, но и способность к осуществлению психолого-педагогической, организационно-управленческой и культурно-просветительской работы. В связи с этим возрастает значимость коммуникативной компетентности, которая выступает как важнейшая характеристика его профессионализма, обеспечивающая гибкость, интегрированность, адаптивность к меняющимся условиям, непрерывное функционально-технологическое и личностное совершенствование. Специфика общения преподавателя спортивных дисциплин с обучающимися предполагает непрерывное и многофункциональное воздействие (информационное, воспитательное, экспрессивное, стимулирующее, регулятивное, оценочное, синдикативное и т. д.) и взаимодействие, в условиях которого он выступает не только в роли педагога, но и воспитателя, наставника, отчасти замещает родительские функции. Этим обусловлена высокая степень ответственности преподавателя спортивных дисциплин за содержание и характер выстраиваемых им коммуникативных связей. В качестве эффективных средств формирования коммуникативной компетентности преподавателя спортивных дисциплин в вузе, в значительной степени определяющей успешность его профессиональной деятельности, автором выделены: разработка проектов, систематизирующих теоретическое осмысление педагогических явлений; организация дискуссий, деловых игр, моделирование педагогических ситуаций; организация встреч с практикующими тренерами различных возрастных групп обучающихся и совместное проведение семинаров, консультаций, актуализирующих реализацию психологических и педагогической теорий в собственной профессиональной учебно-тренировочной деятельности.

1 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, д. 2

Ключевые слова: профессиональная компетентность; компетентностный подход; коммуникативная компетентность; преподаватель спортивных дисциплин; профессионализм; учебно-тренировочная деятельность

В последние десятилетия в высшем профессиональном образовании компетентностный подход постепенно приобрел статус не предмета дискуссионного обсуждения, а базового основания для проектирования результатов образовательного процесса. С точки зрения компетентностного подхода можно говорить о новом качестве цели профессионального образования, превосходящей рамки приобретения обучающимися профессиональной квалификации.

В настоящее время происходит замещение понятия «профессионализм», понимаемого, прежде всего, как технологическое мастерство, систематическое, эффективное и надежное выполнение профессиональной деятельности, понятием «компетентность», которое характеризуется метапредметностью, надпрофессиональностью. Если профессионализм, согласно меткому определению, это «стабильность мастерства», то компетентность - это его гибкость, интегрированность, адаптивность к меняющимся условиям, непрерывное функционально-технологическое и личностное совершенствование профессионала.

На наш взгляд, необходимо подчеркнуть динамизм понятия «компетентность», который превращает объем профессиональных знаний и информационного багажа в оперирование и управление этими знаниями и информацией; овладение необходимыми профессиональными технологиями - в авторский «профессиональный почерк» их применения, инновационного развития и т. д. В связи с этим, результативность высшего образования может быть представлена как проявление системных универсальных знаний, умений и навыков, реализуемых в опыте самостоятельной профессиональной деятельности и личной ответственности обучающихся, обеспечивающих успешное решение профессиональных задач [5], что, по сути, является определением компетентности.

Особое место в системе профессиональной компетентности занимает коммуникативная компетентность, которая обусловлена характером профессиональной деятельности специалистов в предметных областях, основу которых составляет межличностное общение и взаимодействие. Традиционно ним относят педагогику, психологию, социальную работу и др. В основе профессиональной деятельности здесь лежит способность к организации и поддержанию многосторонних контактов и уровней позитивного и результативного общения как внутри социальной группы, так с внешним социальным окружением; обмен опытом решения проблем; установление обратной связи посредством социального и межличностного взаимодействия; изучения и апробации различных ролевых моделей и т. д. Очевидно, что профессионально-педагогическая деятельность в области физической культуры и спорта находится в русле данного направления.

Подготовка преподавателя спортивных дисциплин в вузе подразумевает не только владение технологиями ведения учебно-тренировочной деятельности, но и способность к осуществлению психолого-педагогической, организационно-управленческой и культурно-просветительской работы [1]. На это указывают В. К. Бальсевич и Л. И. Лубышева [3], которые видят пути модернизации системы профессиональной подготовки преподавателя спортивных дисциплин в усилении гуманистической, коммуникативной направленности, наряду с освоением наукоемких технологий физического воспитания и спортивной подготовки и глубокими знаниями в области технологий развития и совершенствования физического потенциала человека.

Мир Науки

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com

Мы считаем, что подобная направленность концентрированно выражается в интерпретации коммуникативной компетентности, предложенной Н. В. Соломиной, согласно которой, это «конгломерирующая форма компетенций, способная интегрировать более простые типы компетенций (языковую, речевую, прагматическую, предметную, культурную, лексикографическую, стратегическую, социолингвистическую, цивилизационную и т. д.)» [9, с. 172].

Значимость коммуникативной компетентности для будущего преподавателя спортивных дисциплин обусловлена, во-первых, содержанием понятия «коммуникация», которое трактуется не только как «взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит обмен информацией, и устанавливаются межличностные связи» [10], но и как сотрудничество; во-вторых, характером коммуникативных действий, совершаемых участниками данного процесса, направленных на учет позиции партнера по коммуникации, а также на согласование действий в совместной деятельности для достижения общей цели («командностью»).

На наш взгляд, «командность» может рассматриваться как особое специфическое проявление коммуникативного взаимодействия участников процесса спортивных занятий, а значит, способность к обеспечению такого взаимодействия является важным компонентом коммуникативной компетентности преподавателя спортивных дисциплин. В структуре «командности» мы считаем необходимым выделить такие коммуникативные процессы как: благоприятный психологический климат во время тренировочного и соревновательного периода; координированное взаимодействие преподавателя и спортсменов, а также участников команды между собой; взаимная эмоциональная поддержка и согласованный эмоциональный тонус участников коммуникативного процесса; их взаимопонимание, прежде всего, на уровне нацеленности на общий результат, достижение которого возможно только совместными согласованными усилиями.

Речь здесь идет о факторах учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, связанных с уровнем и качеством общения, организуемого преподавателем. Высокий уровень владения преподавателем спортивных дисциплин в вузе профессиональным общением характеризуется как широким спектром знаний в области психологии, социологии, педагогики общения, владением навыками вербальных и невербальных техник общения, так и способностью к эмпатии, рефлексии и т. д. Следовательно, коммуникативная компетентность преподавателя спортивных дисциплин подразумевает владение совокупностью общепедагогических приемов и специальных сигнальных приемов профессионального общения, нацеленных на эффективное и согласованное взаимодействие обучающихся, а также ответственность за результаты собственной профессиональной деятельности.

В связи с этим возможно структурировать содержание коммуникативной компетенции будущего преподавателя спортивных дисциплин, в котором следует выделить:

• установление и поддержание необходимых личностных и профессиональных контактов со всеми категориями участников тренировочного процесса (обучающимися, преподавателями, администрацией образовательной (спортивной) организации, родителями (законными представителями) и др.);

• социально принятые нормы общения, поведения;

• этно- и социально-психологические эталоны, стандарты, стереотипы поведения; владение «техникой» личностного и профессионального общения и т. д.

Очевидно, что данный перечень может быть продолжен.

Значимость коммуникативной компетентности будущего преподавателя спортивных дисциплин также подтверждается высокой степенью личностного воздействия на

обучающихся во время тренировочного процесса, а также личной ответственности не только за их физическое, но и психическое благополучие. Г. Д. Бабушкин называет общение тренера с обучающимися «ненормируемым» и непрерывным, поскольку в условиях учебно-тренировочного процесса он фактически совмещает функции руководителя, наставника и опекуна (замещающего родителей) [2].

Установление устойчивых, благоприятных, уважительных, взаимообогащающих коммуникативных отношений является одним из ведущих факторов успешной и продуктивной профессионально-педагогической деятельности преподавателя спортивных дисциплин, поскольку социальная модель «тренер - обучающийся» является потенциально неустойчивой. Вне доверия к профессионализму преподавателя, симпатии и уважения данная модель распадается и обучающийся уходит к другому тренеру. Коммуникативная компетентность преподавателя спортивных дисциплин имеет многофункциональную природу и, кроме собственно коммуникации (передачи информации), обеспечивает выполнение воспитательной, экспрессивной, стимулирующей, регулятивной, оценочной, контрольной, синдикативной функций, а также функций самопрезентации и удовлетворения потребности в общении.

Таким образом, коммуникативная компетентность обеспечивает общую сознательную ориентированность преподавателя спортивных дисциплин на позиции партнеров по тренировочному и образовательному процессу, его способность к организации и обеспечению профессионального межличностного общения на основе сплоченности, взаимного уважения, поддержки, согласованности усилий для достижения общего результата, а также профессионально-личностную ответственность за этот результат.

Большой объем профессиональных знаний, высокий технический уровень спортивной подготовки не гарантируют эффективности преподавателя в коммуникационном процессе, в связи с чем, остается актуальной специальная работа по формированию коммуникативной компетентности будущего преподавателя спортивных дисциплин в вузе. Отметим также, что подобный подход способствует единству профессиональной компетентности преподавателя в области педагогической и спортивно-тренерской деятельности.

Мир Науки

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимова, В. А. Реализация компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов университета физической культуры / В. А. Анисимова, Л. А. Драговоз // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 4. - С. 76-81. - Библиогр.: с. 80-81 (10 назв.). - ISSN 1813-4718.

2. Бабушкин, Г. Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом: учеб. пособие [Текст] / Г. Д. Бабушкин. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. - 328 с.

3. Бальсевич, В. К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание; образовательный и социальный аспекты / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, 2003. № 5. - С. 19-22.

4. Зволинская, Н. Н. Пути обновления квалификационной характеристики специалиста по физической культуре и спорту / Н. Н. Зволинская, В. И. Маслов // Теория и практика физической культуры, 2003 №12. - С. 40-44.

5. Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д. А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с. -

Мир Науки

научный интернет-журнал

(Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12). - ISBN 978-5-9667-0393-6.

6. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры: монография [Текст] / отв. редактор А. Я. Найн. - Челябинск: Изд-во Уральская академия, 2012. - 340 с.

7. Максимова, Е. Б. Формирование коммуникативных компетенций студентов вуза: дисс ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. Б. Максимова. - М., 2007. - 173 с. РГБ ОД, 61:07-13/2517.

8. Сергеев, А. Г. Компетентность и компетенции в образовании: монография [Текст] / А. Г. Сергеев. - Владимир: Изд-во Владимирского государственного университета, 2010. - 107 с. ISBN 978-5-9984-0049-0.

9. Соломина, Н. В. Интертекстуальная компетенция как составляющая коммуникативной компетенции / Н. В. Соломина // Коммуникативная культура современника: проблемы и перспективы исследования: материалы I Всероссийской научно-практической конференции; под ред. Т. А. Федосеевой. -Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007. - 244 с. - С. 172-176.

10. Тесленко, В. И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография [Текст] / В. И. Тесленко, С. В. Латынцев. - Красноярск: ГПУ 2007. - 255 с.: ил., табл. - ISBN 978-5-85981-226-4.

11. Юдин В. Формирование коммуникативной компетенции в свете новых требований к образовательному процессу. Лекции В. Юдина в ЦРО, 2007. -Режим доступа: http://www.budud.narod.ru, свободный (дата обращения: 15.11.2017).

12. Бахвалов, Н. С. Численные методы [Текст]: учеб. пособие для физ.-мат. специальностей вузов / Н. С. Бахвалов, Н. П. Жидков, Г. М. Кобельков; под общ. ред. Н. И. Тихонова. - 2-е изд. - М.: Физматлит: Лаб. базовых знаний; СПб.: Нев. диалект, 2002. - 630 с.: ил.; 25 см - (Технический университет. Математика). -Библиогр.: с. 622-626. - Предм. указ.: с. 627-630. - 30000 экз. - ISBN 5-93208-0434 (в пер.).

13. Кирсанов К. А. Биологический, социальный и интеллектуальный потенциалы личности в различных парадигмах образования // Интернет-журнал «Науковедение», 2011 №1 (6) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2013. -Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

Shul'gov Yuri Ivanovich

Vologda institute of law and economics of the federal service execution of punishments, Russia, Vologda

E-mail: jyrash2@mail.ru

Moskalenko Igor Sergeevich

St. Petersburg state architectural and construction university, Russia, Saint Petersburg

E-mail: moskalencko@mail.ru

Communicative competence of the teacher of sports disciplines at the University

Abstract. Professional activity of teacher of sports disciplines in higher education implies not only the use of technology conduct of training activities, but also the ability to implement psychological and pedagogical, organizational and cultural-educational work. In this regard, the importance of communicative competence, which is the most important characteristic of professionalism, flexibility, integration, adaptability to changing conditions, a continuous functional-technological and personal improvement. The specifics of communication with the teacher of sports disciplines with students involves a continuous and multi-impact (informational, educational, expressive, stimulating, regulatory, evaluative, syndicated, etc.), and the interaction in which it acts not only as teacher, but teacher, mentor, partly replacing the parent feature. This is due to the high degree of responsibility of the teacher of sports disciplines for the content and the character they build communication links. As effective means of formation of communicative competence of the teacher of sports disciplines in higher education, largely determines the success of its professional activities, the author identified: development projects, systematizing theoretical understanding of pedagogical phenomena; organize discussions, business games, modeling pedagogical situations; organization of meetings with practicing coaches of different age groups of students and joint seminars, consultations, actualized the realization of psychological and pedagogical theories in their own professional training activities.

Keywords: professional competence; competence approach; communicative competence; teacher of sports disciplines; professionalism; training activities

Мир Науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.