Научная статья на тему 'Подготовка кадров высшей квалификации в условиях модернизации образования в творческом вузе'

Подготовка кадров высшей квалификации в условиях модернизации образования в творческом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION IN MUSIC / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / PERSONNEL OF HIGHER QUALIFICATION / АСПИРАНТУРА / POSTGRADUATE STUDY / АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА / ТВОРЧЕСКИЙ ВУЗ / CREATIVE UNIVERSITY / КОНСЕРВАТОРИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ASSISTANTSHIP-INTERNSHIP / STATE CONSERVATORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Останина Светлана Александровна, Птицына Елена Викторовна

В статье актуализируется проблема модернизации послевузовского образования, которое в настоящее время становится отдельным уровнем высшего образования и включает в себя программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке. Авторы анализируют программы подготовки кадров высшей квалификации (аспирантуры и ассистентуры-стажировки) в системе высшего музыкального образования, выявляют сходства и различия в целях и задачах, сроках обучения, областях и видах профессиональной деятельности, предметных дисциплинах, формируемых компетенциях. Авторами затрагиваются вопросы качества образования, как комплекса характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность. Качественное образование должно обеспечивать соответствие цели и результата обучения, высокий уровень знаний, умений, навыков и сформированных компетенций. В статье приведены результаты анкетирования работы по выявлению степени удовлетворенности аспирантов и ассистентов-стажеров Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова качеством образования в период с 2013 по 2016 годы. Респонденты оценивали качество образовательного процесса в целом и конкретных учебных дисциплин: дисциплины учебного плана получили от 85 до 100 из 100 возможных баллов. Предложения по улучшению качества образования внедряются в программы подготовки кадров высшей квалификации консерватории. Статья наглядно иллюстрирует, что подготовка кадров высшей квалификации призвана обеспечить улучшение качества обучения на максимально высоком уровне, выпуская специалистов, которые будут востребованы в условиях современного рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of highly qualified personnel in the conditions of modernization of education in the creative university

The article actualizarea the problem of modernization of postgraduate education which now becomes a separate level of higher education and includes programs of training of teaching staff in graduate school (the graduate), residency, post-graduate course of training. The authors analyze the programs of training personnel of higher qualification (postgraduate and assistentura-internships) in the system of higher music education identify similarities and differences in the goals and objectives, period of training, areas and types of professional activities, subject disciplines generated expertise. The authors address issues of quality of education, as the set of characteristics of competence and professional consciousness, reflecting the ability of a specialist to carry out professional activities. Quality education should ensure that the purpose and result of the training, a high level of knowledge, skills and competencies formed. The article presents the results of the survey work to identify the degree of satisfaction of graduate students and assistants-trainees Petrozavodsk state Conservatory them. A.K. Glazunov the quality of education in the period from 2013 to 2016. The respondents evaluated the quality of educational process in General and specific disciplines: subjects of the curriculum got from 85 to 100 out of 100 possible points. Suggestions for improving the quality of education being implemented in the program of training of higher qualification of the Conservatory. The article illustrates that the training of highly qualified personnel is designed to improve the quality of teaching at the highest level, producing professionals who will be in demand in today's labor market.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров высшей квалификации в условиях модернизации образования в творческом вузе»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №3 (май - июнь) http://mir-nauki.com/vol5-3 .html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/03PDMN317.pdf Статья опубликована 27.05.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Останина С.А., Птицына Е.В. Подготовка кадров высшей квалификации в условиях модернизации образования в творческом вузе // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3 http://mir-nauki.com/PDF/03PDMN317.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37.036

Останина Светлана Александровна

ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова», Россия, Петрозаводск1

Доцент кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»

Кандидат педагогических наук E-mail: ostaninasa@mail.ru

Птицына Елена Викторовна

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», Россия, Петрозаводск Доцент кафедры «Технологического образования» Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова», Россия, Петрозаводск

Доцент кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»

Кандидат педагогических наук E-mail: ptycina@yandex.ru

Подготовка кадров высшей квалификации в условиях модернизации образования в творческом вузе

Аннотация. В статье актуализируется проблема модернизации послевузовского образования, которое в настоящее время становится отдельным уровнем высшего образования и включает в себя программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке. Авторы анализируют программы подготовки кадров высшей квалификации (аспирантуры и ассистентуры-стажировки) в системе высшего музыкального образования, выявляют сходства и различия в целях и задачах, сроках обучения, областях и видах профессиональной деятельности, предметных дисциплинах, формируемых компетенциях. Авторами затрагиваются вопросы качества образования, как комплекса характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность. Качественное образование должно обеспечивать соответствие цели и результата обучения, высокий уровень знаний, умений, навыков и сформированных компетенций. В статье приведены результаты анкетирования работы по выявлению степени удовлетворенности аспирантов и ассистентов-стажеров Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова качеством образования в период с 2013 по 2016 годы. Респонденты оценивали качество образовательного процесса в целом и конкретных учебных дисциплин: дисциплины учебного плана получили от 85 до 100 из 100 возможных баллов. Предложения по улучшению качества образования внедряются в программы подготовки кадров высшей квалификации консерватории. Статья наглядно иллюстрирует, что подготовка кадров высшей квалификации призвана обеспечить

1 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, д. 16

улучшение качества обучения на максимально высоком уровне, выпуская специалистов, которые будут востребованы в условиях современного рынка труда.

Ключевые слова: модернизация; федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования; высшее музыкальное образование; профессиональные компетенции; подготовка кадров высшей квалификации; аспирантура; ассистентура-стажировка; творческий вуз; консерватория; качество образования

В настоящее время все больше возникает потребность общества в квалифицированных специалистах, обладающих профессионально значимыми характеристиками, способных реализовать свои потенциальные возможности в условиях модернизации всех сфер общественной жизни. В современных условиях модернизация образования предполагает всестороннее обновление его содержания, повышение качества и доступности в соответствии с требованиями времени, а также внедрение инновационных образовательных технологий, способствующих усилению эффективности образовательных услуг. При этом важным условием модернизации, безусловно, является сохранение лучших традиций отечественной системы образования [6].

Высшее отечественное профессиональное образование на протяжении длительного исторического периода представляло определенную систему, которая складывалась из пятилетнего обучения в вузе (с присвоением квалификации специалиста) и его возможного дальнейшего продолжения в условиях послевузовского образования. В творческих вузах (консерватории, академии искусств) послевузовское образование включало в себя два направления: аспирантуру (подготовку научных кадров в области искусства) и ассистентуру-стажировку (подготовку кадров в области творческо-исполнительской деятельности).

С конца XX века начался длительный период реформирования национальной системы высшего образования, в которое наравне со специалитетом были введены новые уровни -бакалавриат и магистратура. Помимо этого, изменения также затронули и систему послевузовского образования, которое теперь стало частью вузовского обучения. На данный момент высшее образование согласно российскому законодательству представляет собой многоуровневую систему обучения: бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации2.

Таким образом, в соответствии с законом «Об образовании» подготовка кадров высшей квалификации (бывшее послевузовское обучение) становится отдельным (наивысшим) уровнем высшего образования и включает в себя программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке. В системе высшего музыкального образования третий уровень представлен образовательными программами аспирантуры по направлению «Искусствоведение» и программами ассистентуры-стажировки по укрупненной группе специальностей «Музыкальное искусство».

Несмотря на то, что аспирантура и ассистентура-стажировка реализуются в рамках одного уровня высшего музыкального образования, они имеют разные сроки обучения, преследуют различные цели и задачи подготовки обучающихся, а также, согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, имеют свои области, объекты, виды профессиональной деятельности и формируемые компетенции (универсальные, общепрофессиональные, профессиональные). Рассмотрим подробнее

2 Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной думой РФ 21 декабря 2012 г.

2017, Том 5, №3 (499) 755 50 99

научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

особенности обучения кадров высшей квалификации, по программам аспирантуры и ассистентуры-стажировки, в условиях высшего музыкального образования.

Как известно, в аспирантуре происходит подготовка научно-педагогических кадров: в музыкальных вузах аспирантов готовят для осуществления научно-исследовательской деятельности в области искусства. В свою очередь, ассистентура-стажировка предполагает подготовку кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства, а основной задачей обучения является совершенствование творческо-исполнительских и педагогических навыков обучающихся, имеющих высшее профессиональное образование. В таблице 1 представлены основные цели подготовки аспирантов и ассистентов-стажеров в творческих вузах.

Таблица 1

Цели подготовки аспирантов и ассистентов-стажеров в системе музыкального образования

Цели подготовки аспирантов и ассистентов-стажеров Программа аспирантуры Программы ассистентуры-стажировки

Основные цели подготовки аспирантов в музыкальных вузах - формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности; - углублённое изучение теоретических и методологических основ музыкального искусства; - совершенствование знаний в области философии и иностранного языка для использования в профессиональной деятельности. - воспитание высококвалифицированных исполнителей, способных на высоком художественном уровне осуществлять музыкально -исполнительскую (художественно-творческую) деятельность; - формирование высококвалифицированных преподавателей, способных осуществлять педагогическую деятельность в системе высшего образования; - углублённое изучение теоретических и методологических основ музыкального искусства; - совершенствование знаний в области философии и иностранного языка, в том числе для использования в профессиональной деятельности.

Составлено авторами

Как видно из таблицы, отличия обучения в аспирантуре и ассистентуре-стажировке заключаются уже в целях обучения. Согласно ФГОС высшего образования в области музыкального искусства и образования, акцент в аспирантуре ставится на осуществление научной деятельности в области искусства и искусствознания, а в ассистентуре-стажировке приоритетными являются творческие виды деятельности. Различны также сроки и формы обучения: в аспирантуре осуществляется в очной (3 года) и заочной (4 года) формах, а в ассистентуре-стажировке реализуется только в очной форме (2 года).

В ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова» г. Петрозаводска реализуются образовательные программы по следующим федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования в области подготовки кадров высшей квалификации:

а) по программам аспирантуры:

• 50.06.01 «Искусствоведение»;

б) по программам ассистентуры-стажировки:

• 53.09.01 «Искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам)»;

Мир Науки

• 53.09.02 «Искусство вокального исполнительства (по видам)»;

• 53.09.03 «Искусство композиции»;

• 53.09.05 «Искусство дирижирования (по видам)».

Области профессиональной деятельности выпускников аспирантуры и ассистентуры-стажировки различны:

• в аспирантуре - решение профессиональных задач в сфере искусства и культуры;

• в ассистентуре-стажировке - музыкальное исполнительство/сочинение музыки, педагогическая и музыкально-просветительская деятельность.

В свою очередь, основными видами профессиональной деятельности в аспирантуре обозначены научно-исследовательская и преподавательская деятельности, а в ассистентуре-стажировке - концертно-исполнительская (художественно-творческая); педагогическая; музыкально-просветительская (таблица 2).

Таблица 2

Области и виды профессиональной деятельности выпускников

Области и виды профессиональной деятельности Программа аспирантуры Программы ассистентуры-стажировки

Область профессиональной деятельности выпускников Решение профессиональных задач в сфере искусства, культуры и гуманитарного знания. - музыкальное исполнительство: 53.09.01 «Искусство музыкально-инструментального исполнительства»; 53.09.02 «Искусство вокального исполнительства»; 53.09.05 «Искусство дирижирования»; - профессиональная деятельность по созданию и обработке музыкальных произведений в различных формах, стилях и жанрах (сочинение музыки): 53.09.03 «Искусство композиции»; - музыкально-просветительская деятельность, музыкально-педагогический и учебно-воспитательный процессы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Виды профессиональной деятельности - научно-исследовательская деятельность в области искусства и искусствознания; - преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования. - концертно-исполнительская (художественно-творческая); - педагогическая; - музыкально-просветительская.

Составлено авторами

Обратим внимание, что для уровня подготовки кадров высшей квалификации является обязательным освоение всех видов профессиональной деятельности, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, в то время как при реализации программ уровней бакалавриата, специалитета и магистратуры необходима ориентация на конкретные виды профессиональной деятельности, выбор которых образовательная организация осуществляет самостоятельно.

Общим в аспирантуре и ассистентуре-стажировке является обязательная подготовка к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования. Итогом обучения в аспирантуре становится присвоение выпускнику квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь» (ФГОС ВО 50.06.01 Искусствоведение). По окончании ассистентуры-стажировки, обучающиеся получают следующие квалификации:

• «Артист высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе» (ФГОС ВО 53.09.01 «Искусство музыкально-инструментального исполнительства», 53.09.02 «Искусство вокального исполнительства»);

• «Композитор. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе» (ФГОС ВО 53.09.03 «Искусство композиции»);

• «Дирижер высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе» (ФГОС ВО 53.09.05 «Искусство дирижирования»).

Все федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования опираются на компетентностный подход, предполагающий новое проектирование результатов через компетенции (универсальные, общекультурные, профессиональные, профессионально-специализированные), которые в конечном итоге должны быть сформированы у выпускника [6]. Компетентностный подход в профессиональном образовании заключается в формировании у студентов набора ключевых компетенций, которые они будут в дальнейшем применять для успешной деятельности в определенной профессиональной области. В педагогической науке сущность понятия «профессиональная компетентность» рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, определяющих результативность профессионального труда; комбинации личностных качеств и свойств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности; способность к осуществлению сложных культуросообразных видов действий [2, с. 159].

И.А. Зимняя считая, что компетентностный подход наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации, выделяет следующие положения: а) компетентность определяется как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности, готовность специалиста включиться в определенную деятельность и характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла; б) компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся реальность и представляется условием способности человека действовать за пределами учебных сюжетов и ситуаций [3, с. 22-27].

В понятие «компетенция» входят знания, умения и навыки, личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.), социальная адаптация (умение работать самостоятельно и в коллективе) и профессиональный опыт. В совокупности все вышеперечисленные компоненты позволяют выпускнику научиться ориентироваться в ситуации, грамотно ставить и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи [1; 8].

Обозначим компетенции, которые являются итогом обучения в рамках подготовки кадров высшей квалификации в творческом вузе:

• в аспирантуре: универсальные (не зависящие от конкретного направления подготовки), общепрофессиональные (определяемые направлением подготовки) и профессиональные (определяемые профилем программы аспирантуры);

• в ассистентуре-стажировке: универсальные (не зависящие от конкретной специальности или вида исполнительства) и профессиональные компетенции (таблица 3).

Таблица 3

Универсальные и общепрофессиональные компетенции по программам аспирантуры и ассистентуры-стажировки

Компетенции Программа аспирантуры Программы ассистентуры-стажировки

Универсальные компетенции - способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); - способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2); - готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно -образовательных задач (УК-3); - готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4); - способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5). - способность овладевать информацией в области исторических и философских знаний для обогащения содержания своей педагогической и музыкально-исполнительской (художественно-творческой) деятельности (УК-1); - способность видеть и интерпретировать факты, события, явления сферы профессиональной деятельности в широком историческом и культурном контексте (УК-2); - способность анализировать исходные данные в области культуры и искусства для формирования суждений по актуальным проблемам профессиональной деятельности (УК-3); - способность аргументировано отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального образования и культуры (УК-4); - способность пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения (УК-5).

Общепрофессиональные компетенции - способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1); - готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам (ОПК-2).

Составлено авторами

Обращает на себя внимание тот факт, что универсальные и общепрофессиональные компетенции, формируемые в аспирантуре, направлены на развитие умений обучающихся осуществлять критический анализ, генерировать новые идеи, эффективно решать исследовательские задачи и осуществлять научно-исследовательские проекты. Это соответствует основной цели программ аспирантуры - подготовка научно-педагогических кадров. По итогам защиты диссертации, которая должна быть написана в период обучения в аспирантуре, соискателям присваивается степень кандидата наук. В свою очередь в процессе формирования универсальных компетенций в ассистентуре-стажировке ставятся иные задачи: выпускники должны продемонстрировать способность овладения информацией; умение интерпретировать факты и события; анализировать данные в области культуры и искусства; аргументировано отстаивать личностную позицию в области музыкального образования и культуры. Однако это вовсе не означает, что в ассистентуре-стажировке не должно уделяться

внимание научно-исследовательской деятельности, здесь важно понять направленность научных поисков ассистентов-стажеров и специфику их научных занятий.

Перечень профессиональных компетенций программы аспирантуры образовательная организация, согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, должна формировать самостоятельно в соответствии с направленностью программы. В Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова определены профессиональные компетенции аспирантов в области научно-исследовательской и педагогической деятельности. Профессиональные компетенции, формируемые в ассистентуре-стажировке, также определяются соответственно видам профессиональной деятельности обучающихся и включают в себя компетенции в области концертно-исполнительской (художественно-творческой), педагогической и музыкально-просветительской деятельности.

Перечень профессиональных компетенций, формируемый у выпускников аспирантуры и ассистентуры-стажировки, представлен в таблице 4.

Таблица 4

Профессиональные компетенции по программам аспирантуры и ассистентуры-стажировки

Профессиональные компетенции Программа аспирантуры Программы ассистентуры-стажировки

Профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности - способность обобщать, анализировать, систематизировать явления музыкального искусства и науки (ПК-1); - способность осмысливать закономерности развития музыкального искусства и науки в связи с другими видами искусства (ПК-2); - готовность применять комплекс современных методологических подходов к исследованию музыкального искусства (ПК-3); - способность и готовностью самостоятельно разрабатывать и реализовывать научно-исследовательские проекты с использованием сетевых ресурсов (ПК-4); - готовность демонстрировать научно-познавательную активность, самостоятельность в процессе познания, принятия решений и их оценки, умение применять знания в профессиональной деятельности (ПК-5).

Профессиональные компетенции Программа аспирантуры Программы ассистентуры-стажировки

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности - готовность преподавать в образовательных учреждениях высшего образования музыкально-теоретические и музыкально-исторические дисциплины основной образовательной программы, соответствующие требованиям ФГОС ВО (ПК-6); - способность анализировать актуальные проблемы и процессы в области музыкального образования, применять методы психолого-педагогических наук и результаты исследований в области музыкальной педагогики в своей педагогической деятельности (ПК-7); - способность разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальную цель и стратегию обучения, создавать творческую атмосферу образовательного процесса (ПК-8); - способность формировать профессиональное мышление, внутреннюю мотивацию обучающихся, систему ценностей, направленных на гуманизацию общества (ПК-9). - способность преподавать творческие дисциплины на уровне, соответствующем требованиям ФГОС ВО в области музыкально-инструментального исполнительства (ПК-1); - способность анализировать актуальные проблемы и процессы в области музыкального образования, применять методы психолого-педагогических наук и результаты исследований в области музыкальной педагогики в педагогической деятельности (ПК-2); - способность разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальную цель и стратегию обучения, создавать творческую атмосферу образовательного процесса (ПК-3); - способность формировать профессиональное мышление, внутреннюю мотивацию обучаемого, систему ценностей, направленных на гуманизацию общества (ПК-4); - готовность осваивать разнообразный по эпохам, стилям, жанрам, художественным направлениям педагогический репертуар (ПК-5).

Профессиональные компетенции в области концертно-исполнительской (художественно-творческой) деятельности - способность создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-6); - способность осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность и представлять ее результаты общественности (ПК-7); - способность обладать знаниями закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки к публичному выступлению, студийной записи (ПК-8); - способность быть мобильным в освоении репертуара разнообразного по эпохам, стилям, жанрам, художественным направлениям (ПК-9).

Профессиональные компетенции Программа аспирантуры Программы ассистентуры-стажировки

Профессиональные компетенции в области музыкально-просветительской деятельности - готовность показывать свою исполнительскую работу на различных сценических площадках (ПК-10); - готовность участвовать в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду (ПК-11); - готовность разрабатывать и реализовывать собственные и совместные с музыкантами-исполнителями других организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и учреждений культуры просветительские проекты в целях популяризации искусства в широких слоях общества, в т.ч с использованием радио, телевидения и информационной сети Интернет (ПК-12).

Составлено авторами

Как видно из таблицы, при некоторой общности профессиональных компетенций в области педагогической деятельности в программах аспирантуры и ассистентуры-стажировки, перечень компетенций в иных областях различен и подчеркивает научную (аспирантура) или творческо-исполнительскую (ассистентура-стажировка) направленность программ. Общность профессиональных компетенций в области педагогической деятельности обусловлена тем, что выпускники, как аспирантуры, так и ассистентуры-стажировки готовятся по окончании обучения преподавать в высшей школе.

В связи с этим им всем необходимо сформировать способность анализировать актуальные проблемы и процессы в области музыкального образования, разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальную цель и стратегию обучения, создавать творческую атмосферу образовательного процесса и др. [5]

Программы аспирантуры и ассистентуры-стажировки состоят из различных блоков. Так, программа аспирантуры включает:

Блок 1. «Дисциплины (модули)», распределенные в учебном плане между базовой и вариативной частью программы, включая предметы по выбору обучающихся.

Блок 2. «Практики» (вариативная часть).

Блок 3. «Научные исследования» (вариативная часть).

Блок 4. «Государственная итоговая аттестация», которая относится к базовой части программы [7].

В программе ассистентуры-стажировки не предусмотрен блок «научно-исследовательская деятельность», поэтому общее количество блоков - три 3 . Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, набор дисциплин, входящих в базовую и вариативную части, а также программы практики образовательные организации определяют самостоятельно.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам) (уровень подготовки кадров высшей квалификации) / Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. - [Электронный ресурс] http://fgosvo.ru/fgosvo/downloads/416/?f=%2Fuploadfiles%2Ffgosvoassis%2F530901 .pdf.

2017, Том 5, №3 (499) 755 50 99

научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

В таблице 5 представлены дисциплины программ аспирантуры и ассистентуры-стажировки, включенные в учебный план подготовки кадров высшей квалификации Петрозаводской государственной консерватории.

Таблица 5

Дисциплины учебного плана аспирантуры и ассистентуры-стажировки в Петрозаводской государственной консерватории

Место дисциплин в учебном плане Программа аспирантуры Программы ассистентуры-стажировки

Базовые дисциплины учебного плана 1. История и философия науки 2. Иностранный язык 1. История и философия науки и искусства 2. Иностранный язык 3. Специальность 4. Методика преподавания творческих дисциплин в высшей школе 5. Актуальные проблемы музыкальной педагогики

Вариативные дисциплины учебного плана 1. Историко-теоретические проблемы музыкального искусства 2. Педагогика высшей школы 3. Методика преподавания теоретических дисциплин в высшей школе 4. Методология современного искусствознания 1. Педагогика высшей школы 2. История и теория музыкальных форм и жанров

Дисциплины по выбору обучающегося 1. Стилистика и литературное редактирование профессиональных текстов 2. Основы профессиональной риторики 3. Музыкально-компьютерный практикум (работа в нотных редакторах) 4. Теория музыкально-исторического процесса 5. Теория и история музыкального языка 6. Информационные технологии в искусствоведении 1. Методология современного искусствознания 2. Теория и история музыкального языка 3. Информационные технологии в науке и образовании 4. Музыкально-компьютерные системы в профессиональном образовании

Практики 1. Педагогическая 2. Научно-исследовательская 1. Творческая 2. Педагогическая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научные исследования Научно-исследовательская деятельность и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Государственная итоговая аттестация 1. Представление научного доклада об основных результатах научно-квалификационной работы (диссертации) 2. Государственный экзамен 1. Представление творческо-исполнительской работы (проекта) 2. Защита реферата

Составлено авторами

Сравнивая дисциплины, мы приходим к выводу, что в учебном плане полностью отражена специфика обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и программам ассистентуры-стажировки. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, научная или творческо-исполнительская составляющая отражаются в наборе дисциплин и количестве часов, отведенных на них. Так, в аспирантуре преобладающими являются теоретические дисциплины, раскрывающие проблемы музыкального искусства и науки. В ассистентуре-стажировке доминируют дисциплины практической направленности, включая значительное количество часов, предусмотренных на индивидуальное обучение. Отличия наблюдаем и в программе государственной итоговой аттестации. В аспирантуре она включает представление научного доклада и государственный экзамен. В ассистентуре-стажировке в Блок 3 «Государственная

Мир Науки

итоговая аттестация» входит подготовка к процедуре защиты и процедура защиты выпускной квалификационной работы, состоящей из двух отдельно оцениваемых частей: представление творческо-исполнительской работы (проекта) и защита реферата4.

Подготовка кадров высшей квалификации как наивысший уровень высшего образования, безусловно, должна обеспечивать высокое качество подготовки выпускников. Роль данного уровня образования проявляется и в том, как оно влияет на формирование личности музыканта-педагога, артиста и исследователя высшей квалификации. По мнению Э.М. Короткова, «качество образования - это комплекс характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями социально-экономического развития, на определенном уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности» [4, с. 79].

Качество образования является комплексным показателем, который предполагает единство различных его характеристик, гарантирующих обучающимся необходимое профессиональное развитие:

• цель образования;

• образовательный стандарт;

• образовательная программа;

• материально-техническая база образовательного процесса;

• профессорско-преподавательский состав;

• информационно-методическая база.

Качественное образование должно обеспечивать соответствие цели и результата обучения, высокий уровень знаний, умений, навыков и сформированных компетенций, всестороннего развития личности. Важным, при этом, является удовлетворенность обучающихся процессом и результатом предоставляемых образовательных услуг.

С целью выявления степени удовлетворенности аспирантов и ассистентов-стажеров Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова качеством образования, которое они получают в рамках уровня подготовки кадров высшей квалификации, нами проводилось исследование в период с 2013 по 2016 годы. Всего в исследовании приняли участие 46 аспирантов и ассистентов-стажеров, которым предлагалось оценить качество образовательного процесса в целом и конкретных учебных дисциплин.

Так, практически все обучающиеся (92%) дали высокую оценку организации образовательного процесса аспирантуры и ассистентуры-стажировки; 8% указали, что образовательный процесс организован оптимально. Мы просили внести предложения по улучшению организации образовательного процесса консерватории и получили следующие ответы: «необходимо внедрить дистанционное обучение»; «проводить научно-практические конференции для аспирантов, ассистентов-стажеров»; «публиковать статьи аспирантов и ассистентов-стажеров в электронном журнале консерватории»; «усилить взаимодействия ассистентов-стажеров с оркестровыми коллективами консерватории»; «увеличить количество часов на педагогическую практику»; «приглашать больше сторонних специалистов (не только

4 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам) (уровень подготовки кадров высшей квалификации) / Портал Федеральных государственных образовательных стандартов. - [Электронный ресурс] http://fgosvo.ru/fgosvo/downloads/416/?f=%2Fuploadfiles%2Ffgosvoassis%2F530901 .pdf.

Мир Науки

России, но и Европы)». Хотелось отметить, что практически все предложения на данный момент внедряются в образовательный процесс подготовки кадров высшей квалификации.

Для оценки качества изучаемых учебных дисциплин, мы предложили определенные критерии и показатели оценивания, которые включали в себя три основных блока: структура и организация дисциплин, общение и взаимодействие преподавателя и обучающихся, мотивация и прогресс обучающихся (таблица 6).

Таблица 6

Критерии и показатели оценки качества изучаемых учебных дисциплин в аспирантуре и ассистентуре-стажировки в Петрозаводской консерватории

Критерии

Показатели

Структура и организация дисциплин

- дисциплина четко структурирована;

- цели дисциплины четко определены и понятны;

- дисциплина хорошо подготовлена;

- для занятий преподавателя характерна постановка проблем с опорой на теоретические положения и практические способы их решения;

- информация излагается в системе, теория подтверждается фактами и примерами из практической деятельности, используются технические средства (таблицы, схемы, иллюстрации, презентации и т.д.);

- практические (семинарские) занятия дополняют и углубляют знания, полученные на лекциях, и облегчают выполнение заданий, предлагаемых для самостоятельной работы;

- преподаватель знакомит со своими требованиями и критериями оценки в начале учебного курса;

- требования преподавателя логичны, обоснованы и понятны;

- преподаватель использует современные образовательные технологии._

Общение и взаимодействие преподавателя со студентами

- преподаватель выражается ясно;

- преподаватель хорошо объясняет сложные вопросы;

- преподаватель полностью владеет материалом;

- речь преподавателя выразительна, темп оптимален для понимания и записи основных положений;

- преподаватель открыт к диалогу, поощряет свободу мнений, самостоятельных суждений и оценок;

- преподаватель глубоко и всесторонне анализирует наиболее типичные ошибки и затруднения в процессе освоения учебной программы;

- преподаватель высказывает собственное отношение к излагаемому материалу;

- преподаватель отвечает на все поставленные вопросы, делает это деликатно и тактично;

- преподаватель активизирует познавательную деятельность студентов;

- преподаватель умеет создать необходимый эмоциональный настрой на занятиях, проявляет доверие к студентам._

Мотивация и - преподаватель сформировал положительную мотивацию и интерес к дисциплине;

прогресс - дисциплина приобрела для меня большую значимость; обучающихся - дисциплина воодушевила меня на развитие важных практических навыков;

- я могу связать теорию и практику;

- я узнал(а) для себя новое в курсе изучения дисциплины;

- знания, полученные в ходе изучения дисциплины, будут необходимы в моей дальнейшей профессиональной деятельности;

- мой прогресс в понимании дисциплины высок._

Составлено авторами

Результаты, полученные в ходе оценивания обучающимися дисциплин, позволяют сделать вывод о высоком качестве образовательного процесса. В целом все 11 дисциплин учебного плана аспирантуры и ассистентуры-стажировки получили от 85 до 100 из 100 возможных баллов: 9 дисциплин - 90-100 баллов; 2 дисциплины - 85-90 баллов. Мы просили аспирантов и ассистентов-стажеров выделить что-либо особенное, что им понравилось в дисциплинах, методах их преподавания. Приведем высказывания обучающихся в отношении отдельных дисциплин (таблица 7).

Таблица 7

Высказывания обучающихся аспирантуры и ассистентуры-стажировки в отношении отдельных дисциплин

Дисциплина Высказывания

История и философия науки - широкий взгляд на проблематику предмета; - преподаватель всесторонне анализирует и отвечает на вопросы, стараясь максимально донести информацию; - обширные знания преподавателя по предмету и в смежных науках; - открытость преподавателя для вопросов и дискуссий; - четкая система проведения лекций, владение материалом; - новый взгляд на мысли философов, философские школы.

Иностранный язык (английский) - умение преподавателя создать нужный эмоциональный настрой; - индивидуальный подход к студентам, чувство юмора и профессионализм; - доступно и интересно излагается материал с опорой на практику; - сложные структуры объясняются ясно, корректно, с примерами; - грамотная подача материала; - преподаватель владеет английским языком на высоком уровне; - преподаватель дает современные научные знания; - свободное владение материалом, непринужденность и легкость преподавания; - позитивная атмосфера, внимательное отношение к студентам; - проведение занятий в форме живого общения; - практическая направленность занятий.

Педагогика высшей школы - методы преподавания педагога активизируют личное мнение; - практические работы интересные, позволяют выражать свою точку зрения; - студенты чувствуют себя на занятиях свободно; - доступность, возможность обсуждения педагогического опыта; - разнообразные формы занятий и заданий, оптимальное количество заданий для самостоятельной работы; - занятия четко структурированы, цели и задачи понятны и обоснованы; - интересные лекции с применением современных технологий, интерактивных средств; - актуальность рассматриваемых вопросов и тем; - внимательное отношение к каждому, поощрение свободы выбора и слова; - материал изучается на примере Петрозаводской консерватории.

История и теория музыкальных форм и жанров - на практических занятиях студенты могли почувствовать себя в роли преподавателя; - понятное изложение материала, содержательность и яркость его подачи; - глубина исследования музыкальных жанров; - занятия структурированы, показана возможность полученные знания применить на специальности; - уклон на индивидуальную деятельность; - возможность применения теоретических знаний сразу на практике.

Составлено авторами

Нам были важны предложения обучающихся аспирантуры и ассистентуры-стажировки, направленные на улучшения качества дисциплин в консерватории:

• расширить концертную практику;

• организация большего числа концертов в ассистентуре-стажировке;

• по дисциплине «Специальность» увеличить количество часов и усиливать взаимосвязь теории с практикой;

• увеличить количество мастер-классов;

• обеспечить возможность участвовать в концертах с симфоническим оркестром;

• в курсе философии внести семинары;

• предоставить возможность больше репетировать в концертном зале.

2017, Том 5, №3 (499) 755 50 99

научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

Проведенное исследование говорит о высоком качестве образовательного процесса Петрозаводской государственной консерватории по программам подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура и ассистентура-стажировка).

Таким образом, новые условия, проводимые реформы и модернизация образования существенно меняют подходы к обеспечению образовательного процесса высшей школы. В ближайшее время профессиональное сообщество ожидает новый этап модернизации федеральных государственных образовательных стандартов и введение профессиональных стандартов. Все эти изменения направлены на улучшение качества обучения в высшей школе, повышение конкурентоспособности выпускников, формирование всесторонне развитой личности, готовой эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность [9; 10].

Подготовка кадров высшей квалификации как наивысшая ступень высшего образования призвана обеспечить этот процесс на максимально высоком уровне, выпуская специалистов, которые будут востребованы в условиях современного рынка труда и готовы со всей ответственностью отвечать за результаты своей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовская, Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учебное пособие / Н.В. Бордовская. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 408 с.

2. Введенский, В.Н. Профессиональная компетентность педагога / В.Н. Введенский. - СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2004. - 159 с.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - № 5, 2003. - С. 22-27.

4. Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов [Текст] / Э.М. Коротков. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2007. - 320 с.

5. Останина, С.А. Формирование педагогической компетентности будущих преподавателей-музыкантов в условиях образовательного процесса творческого вуза [Текст] / С.А. Останина // Европейский журнал социальных наук: научный журнал. - М., 2016. - №1 - С. 259-272.

6. Останина, С.А. Модернизация высшего образования в контексте перехода к федеральным государственным образовательным стандартам четвертого поколения / С.А. Останина, Е.В. Птицына [Текст] // Успехи современной науки и образования. - Белгород, 2017. - №3, Т.1. - С. 106-112.

7. Устич, В.И. Проблемы разработки основных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с ФГОС ВПО / В.И. Устич, А.Л. Гудков, А.А. Недоступ // Известия БГАРФ: психолого-педагогические науки. -2011. - №1. - С. 31-37.

8. Федорова, Е.Н. Ценостно-смысловая парадигма профессиональной педагогической деятельности / Е.Н. Федорова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М., 2013. - № 8. - С. 342-345.

9. Янюшкина, Г.М. Педагогические основы подготовки студентов вуза к овладению современными стратегиями обучения / Г.М. Янюшкина, Е.Н. Федорова // Успехи современного естествознания. - Пенза, 2008. - С. 79-80.

10. Шерехова, О.М. Критерии и показатели сформированности креативной позиции субъекта творческой деятельности в образовательном процессе вуза / О.М. Шерехова // Научный журнал «Научное мнение». - Санкт-Петербург, 2013. - № 3. С. 161-166.

Мир Науки

Ostanina Svetlana Aleksandrovna

Petrozavodsk state conservatory them A.K. Glazunov, Russia, Petrozavodsk

E-mail: ostaninasa@mail.ru

Ptitsyna Elena Virtorovna

Petrozavodsk state university, Russia, Petrozavodsk Petrozavodsk state Conservatory them A.K. Glazunov, Russia, Petrozavodsk

E-mail: ptycina@yandex.ru

Training of highly qualified personnel in the conditions of modernization of education in the creative university

Abstract. The article actualizarea the problem of modernization of postgraduate education which now becomes a separate level of higher education and includes programs of training of teaching staff in graduate school (the graduate), residency, post-graduate course of training. The authors analyze the programs of training personnel of higher qualification (postgraduate and assistentura-internships) in the system of higher music education identify similarities and differences in the goals and objectives, period of training, areas and types of professional activities, subject disciplines generated expertise. The authors address issues of quality of education, as the set of characteristics of competence and professional consciousness, reflecting the ability of a specialist to carry out professional activities. Quality education should ensure that the purpose and result of the training, a high level of knowledge, skills and competencies formed. The article presents the results of the survey work to identify the degree of satisfaction of graduate students and assistants-trainees Petrozavodsk state Conservatory them. A.K. Glazunov the quality of education in the period from 2013 to 2016. The respondents evaluated the quality of educational process in General and specific disciplines: subjects of the curriculum got from 85 to 100 out of 100 possible points. Suggestions for improving the quality of education being implemented in the program of training of higher qualification of the Conservatory. The article illustrates that the training of highly qualified personnel is designed to improve the quality of teaching at the highest level, producing professionals who will be in demand in today's labor market.

Keywords: modernization; federal state educational standard of higher education; higher education in music; personnel of higher qualification; professional competence; postgraduate study; assistantship-internship; creative university; state conservatory; quality of education

REFERENCES

1. Bordovska N.V. Humanitarian technologies in higher school educational practice: theory and design methodology: a textbook / N.V. Bordovska. - SPb.: LLC «Book House», 2007. - 408 p.

2. Vvedensky, V.N. Professional competence of the teacher / V.N. Vvedenskiy. - SPb.: Branch Izd-VA «Education», 2004. - 159 p.

3. Winter, I.A. Key competences - new paradigm of educational result [Text] / I.A. Winter // Higher education today. - №5, 2003. - P. 22-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Korotkov E.M. education quality Management: textbook for universities [Text] / E.M. Korotkov. - M.: Academic project, 2007. - 320 p.

5. Ostanina, S.A. Formation of pedagogical competence of future teachers-musicians in the educational process of creative University [Text] / S.A. Ostanina // European journal of social Sciences: scientific journal. - M., 2016. - №1 - P. 259-272.

6. Ostanina, S.A. Modernisation of higher education in the context of the transition to Federal state educational standards of the fourth generation / S.A. Ostanina, E.V. Ptitsyna [Text] // Successes of modern science and education. - Belgorod, 2017. - №3, T. 1. - S. 106-112.

7. Ustic, V.I. problems of development of the basic educational programs of higher professional education in accordance with GEF VPO / V.I. Ustych, A.L. Gudkov, A.A. Nedostup // news BARF: psychological and pedagogical science. - 2011. - No. 1. - P. 31-37.

8. Fedorova, E.N. Tsennostno-semantic paradigm of professional educational activities / E.N. Fedorova // Actual problems of humanitarian and natural Sciences. - M., 2013. -No. 8. - P. 342-345.

9. Yanyushkina, G.M. Pedagogical bases of training of students to master modern learning strategies / G.M. Yanyushkina, E.N. Fedorova // Successes of modern natural science. - Penza, 2008. - S. 79-80.

10. Cherehova O.M. Criteria and indicators of formation of a creative position of the subject's creative activity in educational process of higher school / Cherehova O.M. // Scientific journal «Scientific opinion». - Saint-Petersburg, 2013. - № 3. - S. 161-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.