Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы развития личных крестьянских хозяйств Украины'

Теоретико-методологические основы развития личных крестьянских хозяйств Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы развития личных крестьянских хозяйств Украины»

серьезным препятствием для развития рынка экологически чистой продукции считается неимение правовой базы, прежде всего отсутствие самого понятия «экологических продуктов» в законодательных актах (пока есть только проект закона, где это понятие прописано), а также необходимых технических регламентов и стандартов по экологическому земледелию.

Стандарт Международной федерации движений за органическое сельское хозяйство подразумевает под собой, что экологически чистыми продуктами (био, органические, натуральные) являются те, которые не содержат генетически модифицированные организмы, при производстве не были использованы пестициды, ядохимикаты, сохранены, расфасованы и переработаны без воздействия каких-либо химических веществ. Экологически чистой, то есть органической продукцией являются продукты питания, которые были произведены естественным путем в границах той системы менеджмента качества, которая сводит к минимуму или не допускает использования синтетических и других химических веществ.

Ключевые источники положений и требований к экологическому сельскому хозяйству - это Руководство по применению Пищевого Кодекса в области производства, переработки, маркировки и маркетинга органических продуктов питания и Международная федерация инициатив в области органического сельского хозяйства. В многочисленных странах за рубежом понятие «органическое сельское хозяйство» основательно вошло в каждодневную жизнь. Но в разных странах названия, определяющие органическое сельское хозяйство разные.

Таблица 1. Термины, используемые в разных странах для определения экологически чистого сельского хозяйства

Страна Термин

Австрия, Германия, Швейцария, Италия, Франция Биологическое сельское хозяйство

Швеция, Норвегия, Дания, Испания Экологическое сельское хозяйство

Австралия, Англия, США, Грузия Органическое сельское хозяйство

Канада биодинамическое сельское хозяйство

Финляндия Природное сельское хозяйство

Эстония Экологически чистое сельское хозяйство

Россия Органическое сельское хозяйство

Источник: составлено автором

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ УКРАИНЫ

Свиноус И.В., д.э.н., профессор Белоцерковский национальный аграрный университет В условиях многочисленных институциональных преобразований, имеющих место в истории Украины, где характерным признаком конца ХХ - начала XXI в. стало разрушение материальной базы крупнотоварных производителей сельскохозяйственной продукции, личные крестьянские хозяйства (ЛКХ) оказались основными товаропроизводителями наиболее трудоемких и экономически непривлекательных отраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства.

Производство сельскохозяйственной продукции в личных крестьянских хозяйствах, которому присуща высокая трудоемкость, дает возможность создать сферу вторичной занятости для трудоспособных лиц сельской местности, а для некоторых социальных групп сельских жителей - основной занятости, выступая стабилизирующим фактором при негативных социальных процессах. Учитывая состояние развития инфраструктуры села, особенно торговой сети, а также уровень обеспечения населения продуктами питания, личное крестьянское хозяйство служит источником снабжения продуктами не только

непосредственно производителей - владельцев ЛКХ, но и, учитывая наличие неформальных и родственных связей, других сельских домохозяйств, а также жителей городов.

В то же время, из-за низкого уровня денежных доходов сельских жителей реализация сельскохозяйственной продукции остается практически единственной возможностью пополнения средствами семейного бюджета сельского домохозяйства.

Государство, в отличие от крупнотоварных предприятий, на протяжении всего периода существования ЛКХ не проявляло интереса к этой форме хозяйствования, ограничивая её в финансовой поддержке, создавая искусственные налоговые и административные препоны. Мотивацией в большинстве случаев выступают убеждения в их неперспективности и, в некоторой степени, идеологические догмы.

За столетний период ныне существующее понятие "личное крестьянское хозяйство" притерпело целый ряд изменений. До 1917 г. это был земельный надел, с 1917 по 1935 г. -колхозный двор, с 1935 по 1938 г. - личное подсобное хозяйство колхозников, с 1939 по 1958 г. - личное подсобное хозяйство рабочих и колхозников, с 1958 по 2003 г. - личное подсобное хозяйство сельских жителей, с 2003 г. - личное крестьянское хозяйство.

В личных крестьянских хозяйствах, как у вида сельскохозяйственной деятельности сельских домохозяйств, во время трансформационных процессов в обществе проявляется двойственность их роли в жизни сельского населения. С одной стороны, производство продуктов питания в ЛКХ осуществляется не ориентируясь на их экономическую эффективность, а с целью удовлетворения потребностей членов сельского домохозяйства и других лиц, с которыми они находятся в родственных отношениях. Подобный подход является проявлением признаков натурального хозяйства. С другой стороны, реализация части произведенной сельскохозяйственной продукции членами ЛКХ за пределами сельского домохозяйства подпадает под действие законов рыночной экономики. В условиях безработицы в сельской местности занятость в личных крестьянских хозяйствах выступает сдерживающим фактором проявления негативных социальных процессов на селе.

Производство сельскохозяйственной продукции в личных крестьянских хозяйствах целесообразно рассматривать как проявление защитной реакции сельского сообщества на негативные последствия институциональных изменений в обществе, поскольку недостаточный уровень развития производительных сил государства делает невозможным обеспечение в полном объеме продуктами питания населения за счет високотоварного производства, а так же из-за низкой покупательной способности населения страны. Сейчас также обострилась проблема потребления высококачественных, не вредных для здоровья людей продуктов питания, как основы выживания населения, нации. Личные крестьянские хозяйства являются одним из источников поступления высококачественных продуктов питания, в том числе для собственного потребления членами домохозяйства.

Отсутствие четкости в толковании методологических основ функционирования личных крестьянских хозяйств и наличие значительных методических погрешностей в трактовке понятия "личное крестьянское хозяйство" привели к тому, что большинство крестьян, которые имеют земельный участок для ведения личных крестьянских хозяйств, потеряли в отличие от жителей городов права на получение социальной защиты от государства вследствие отсутствия постоянного места работы.

Так, на основе Закона Украины "О личном крестьянском хозяйстве" личными крестьянскими хозяйствами считаются не только сельские домохозяйства, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции с целью удовлетворения собственных нужд, а также субъекты предпринимательской деятельности, которые занимаются этой деятельностью без создания юридического лица. Нечеткая трактовка понятия "личное крестьянское хозяйство" вызывает определённые недоразумения, поскольку в едином правовом поле действуют сельские домохозяйства с площадью землепользования и 0,25 га, и 17,1 га. Хотя следует отметить, что доля сельских домохозяйств с площадью землепользования до 1 га составляет 78,7 %. Однако почти 70,6 % площадей сельскохозяйственных угодий, находящихся в пользовании сельских домохозяйств,

сконцентрированы в 30 % сельских домохозяйств. Они и составляют часть теневого сектора аграрной экономики. Это обусловлено отсутствием ограничений площадей землепользования, несовершенством нормативно-законодательных актов по налогообложению деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Ретроспективный анализ развития и функционирования личных крестьянских хозяйств свидетельствует, что в начале деятельности ЛКХ (в 30-е годы ХХ ст.) существовало четкое разграничение между понятиями "личное подсобное хозяйство колхозников" и "единоличное крестьянское хозяйство". В основу этого разграничения были положены такие качества, как степень трудового участия членов сельского домохозяйства в общественном секторе аграрной экономики, площадь землепользования и уровень материального благосостояния.

Внедрение подобных стандартов в отношении разделения сельских домохозяйств на такие, которые ведут личное крестьянское хозяйство и те, что осуществляют единоличную сельскохозяйственную деятельность, невозможна, поскольку отсутствует норма обязательного трудового участия в общественном секторе аграрной экономики. Несовершенство нормативно-законодательных актов позволяет членам сельского домохозяйства документально уменьшить площадь землепользования.

Использование западных стандартов разделения на личное крестьянское и фермерское хозяйство по величине дохода от реализованной продукции, численности сельскохозяйственных животных и площади землепользования в современных экономических условиях Украины невозможно. Считаем, что в случае их внедрения большинство ЛКХ приобретут статус фермерского хозяйства, что повлечет соответствующее усиление налогового давления.

Для большинства исследователей понятие "личное крестьянское хозяйство" подразумевает деятельность сельских домохозяйств по производству сельскохозяйственной продукции и отождествляется с понятием "хозяйства населения". По методологии Госкомстата Украины, к личным крестьянским хозяйствам относятся исключительно сельские домохозяйства, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, несовершенство нормативно-правовых актов дает возможность не отображать в статистическом учете сельские домохозяйства, которые осуществляют товарное производство, а также субъектов предпринимательской деятельности - физических лиц, которые занимаются производством и реализацией сельскохозяйственной продукции. Поэтому при анализе деятельности личных крестьянских хозяйств целесообразно пользоваться статистическими данными учетной категории "хозяйства населения".

Учитывая наличие многочисленных толкований, касающихся характеристики сельских домохозяйств, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, возникает проблема их унифицирования. По нашему мнению, при определении категории "личное крестьянское хозяйство" наиболее целесообразно учитывать следующее: личные подсобные хозяйства - это вид сельскохозяйственной деятельности находящихся в селах и поселках, домохозяйств, которая не имеет предпринимательского направления и характеризуется следующими чертами: цель производства - самообеспечение продуктами питания, с реализацией излишков полученной сельскохозяйственной продукции; в условиях экономической стабильности это элемент вторичной, а при условии экономической нестабильности - основной занятости; для производства сельскохозяйственной продукции используется исключительно труд членов домохозяйства.

Обобщение опыта эволюционного развития и систематических исследований деятельности личных крестьянских хозяйств дает основание считать, что в нынешних условиях большинству личных крестьянских хозяйств присуща стратегия "устойчивости".

Производство сельскохозяйственной продукции в ЛКХ с использованием ручного труда и примитивных средств производства стало в определенной степени вынужденной мерой, поскольку для большинства сельских домохозяйств не существует других источников поступления продуктов питания. По данным выборочного обследования сельских

домохозяйств, в 94,9 % из них для возделывания принадлежащего им земельного участка применяется ручной труд. Следовательно, решение вопроса продовольственного обеспечения на уровне домохозяйства выступает в основном как необходимость удовлетворения потребностей человеческого организма.

Эволюция функционирования личных крестьянских хозяйств доказывает, что на протяжении всего периода существования ЛКХ пытались минимизировать свои формальные взаимоотношения с государством. Первопричиной этих обстоятельств стало неоднозначное отношение органов власти к их деятельности, где мотивацией выступают идеологические убеждения и уверенность в не перспективности их деятельности.

СОКРАЩЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ АГРОПИЩЕВОГО КЛАСТЕРА В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

РымановаЛ.А., к.э.н., вед.н.с.

Сибирский научно-исследовательского институт экономики сельского хозяйства Реализация мероприятий Госпрограммы, несмотря на сложившиеся форс-мажорные обстоятельства последних лет, определили успехи в области модернизации производственно-технической базы, развитии инфраструктурного обеспечения организаций агропищевого кластера России. Вместе с тем отмечается их низкая доходность, показатели финансовой устойчивости ниже нормативного уровня, задолженность организаций превышает годовую выручку за реализуемую товарную продукцию. Все это в значительной степени затрудняет выполнение программных темпов развития основных товарных отраслей, достижение пороговых уровней продовольственной безопасности. Повышение доходности, сокращение финансовых рисков организаций агропищевого комплекса является одним из существенных направлений обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Решение данных вопросов предполагает реализацию положений о более полном выделении средств на согласованный уровень господдержки, достигнутых договорённостей при вступлении в ВТО, а также решение ряда аспектов по структуризации расходов федерального бюджета, предусмотренных на выполнение Госпрограммы по отдельным направления. Такая реструктуризация может быть осуществлена, например, при перераспределении средств с мероприятий по поддержке кредитования - на мероприятия по поддержку регулирования рынков продукции растениеводства и реализации отдельных видов животноводческой продукции. Это обеспечит прямое стимулирование реализации основных видов товарных продуктов.

На период реализации Госпрограммы удельный вес кредитной поддержки в расходах государственного бюджета составит 30,6 %, удельный вес поддержки регулирования рынка продукции растениеводства и реализации товарного молока - 7,6 %, пропорция распределения - 80:20. При изменении пропорции распределения средств по этим группам по первому варианту - 50 : 50, по второму - 33,3 : 66,6 возможно за счет перераспределения дополнительно выделить на стимулирование мероприятий по регулированию рынка продукции растениеводства и реализации товарного молока и крупного рогатого скота в живом весе в среднем за год - 21,7 и 33,7 млрд.р. (табл. 1).

Таблица 1. Фрагмент структуризации расходов федерального бюджета по Госпрограмме на 2013-2020 гг. на мероприятия поддержке кредитования и регулирования рынков, реализации _товарной продукции_

Показатели По Госпрограмме 20132020 гг.

За период В среднем за год

Всего федеральный бюджет по Госпрограмме, млрд.р. 1509,6

Всего государственная поддержка кредитования, млрд. р. 461,8 57,7

Уд. вес кредитной поддержки, % 30,6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.