Научная статья на тему 'Тенденции формирования бизнес-климата в сельском хозяйстве Украины в условиях евроинтеграционных процессов'

Тенденции формирования бизнес-климата в сельском хозяйстве Украины в условиях евроинтеграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции формирования бизнес-климата в сельском хозяйстве Украины в условиях евроинтеграционных процессов»

Way Forward for Rural Finance, 2-4 June 2003, Washington DC, USA. - 12 p.

11. World Bank (2004). Investments in Rural Finance for Agriculture. Agriculture Investment Sourcebook, Chapter 7 by D. Pearce, A. Goodland and A. Mulder. World Bank: Washington DC, USA. - P. 34-57.

12. Yaron, J, M. Benjamin and G. Piprek (1997). Rural finance: issues, design and best practices. Environmentally and Socially Sustainable Development

(ESSD) Studies and Monographs Series 14. World Bank: Washington DC, USA. - P. 12-19.

13. Zeller, M, and M. Sharma (1998). Rural Finance, Food Security, and Poverty Alleviation: Supporting Institutional Innovation Through Public Policy. Food Policy Report. 1998. International Food Policy Research Institute (IFPRI) publication, Washington, USA. - P. 29-45.

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-КЛИМАТА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Т.А. Зинчук, к.э.н., докторант Института экономики и прогнозирования НАН Украины

В последние годы роль и значение предпринимательства в сельском хозяйстве заметно усилились. Этому способствует ряд причин, связанных как с положительными сдвигами в аграрном секторе экономики, так и с отдельными негативными тенденциями, которые стали четко прослеживаться в связи с евроинтеграционными устремлениями Украины. Динамика роста малого и среднего бизнеса на фоне общего спада сельскохозяйственного производства и кризисного состояния отдельных предприятий агропромышленного комплекса свидетельствует о достаточном внутреннем потенциале, желании и возможностях широких слоев сельского населения обеспечить собственными силами экономическую стабильность и самостоятельность. Вместе с тем обостряются проблемы выживаемости и дальнейшего развития бизнеса в сельском хозяйстве, что обусловлено взаимодейстием двух групп факторов. Во-первых, внешними факторами, среди которых следует отметить такие, как: несовершенство законодательно-правовой базы, финансового и потребительского рынка, системы налогообложения, отсутствие инвестиций, ограниченность доступа к производственным и финансовым ресурсам и т.д. Во-вторых, группой внутренних факторов: экономической слабости и нестабильности малых и средних предприятий, недостатком финансового, технического, кадрового потенциала, низкой конкурентоспособностью сельскохозяйственной продукции, несоответствием стандартов качества принятым европейским и международным стандартам, отсутствием профессионального менеджмента и маркетинга и др.

Вполне понятно, что реагировать на вызовы интеграционного процесса без изменения сложившейся ситуации и создания необходимых условий для формирования благоприятного бизнес-климата в сельском хозяйстве невозможно.

Цель данной статьи - раскрыть взаимосвязь между проблемой развития бизнеса в сельском хозяйстве и наметившимся общегосударственным курсом на интеграцию Украины, в частности, ее аграрного сектора в ЕС.

Цель статьи органично связана с основными задачами исследования:

- проанализировать степень влияния государственного регулирования и поддержки бизнес-климата в аграрном секторе экономики;

- исследовать тенденции, экономические и социальные проблемы развития бизнес-климата на сельских территориях;

- определить приоритетные направления эволюционирования бизнеса в сельском хозяйстве с учетом опыта стран Европейского союза.

Актуальность темы состоит в выявлении особенностей механизма обеспечения условий бизнес-климата в сельском хозяйстве на основе новых внешнеэкономических реалий Украины, связанных с ее евроинтеграционным курсом.

Анализ последних исследований и публикаций показал, что широкий спектр организационноправовых и финансово-экономических проблем, определяющих условия развития предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, неоднократно был и остается предметом дискуссий специалистов и научных работников и поводом для проведения многочисленных международных научнопрактических конференций. Однако даже после формирования общегосударственного подхода к системе законодательного регулирования предпринимательской деятельности в аграрном секторе состояние дел требует качественного улучшения.

Особенность трактования предпринимательства как социально-экономического явления в аграрном секторе экономики состоит в наличии высокой степени риска, связанной со спецификой ведения сельскохозяйственного производства. Исходя из того, что, предпринимательство в широком смысле слова, распространяется не только на сферу аграрного производства, но и на непроизводственную сферу, важно подчеркнуть, что в целом это многостороннее социально-экономическое явление, в котором каждый непосредственный участник имеет возможность найти свое место. Вместе с тем внешние участники данного процесса также получают определенные выгоды: государство - экономический рост, увеличение объемов ВВП и количества рабочих мест, местные органы власти - налоги; экономические партнеры - качественные сельскохозяйственное сырье и продукцию, услуги несельскохозяйственной сферы. Поэтому бизнес-климат в сельском хозяйстве является тем сигналом для окружающего мира, который усиливает возможности и привлекательность этой отрасли.

Несмотря на некоторые положительные сдвиги по стабилизации экономической ситуации в агропромышленном комплексе и динамичность его развития многие проблемы остаются нерешенными. Негативно влияет на сельскохозяйственное производство сокращение количества занятых в сельской местности. Так, почти 3 млн человек из 8 млн тру-

доспособного населения (т.е. 37,5%) заняты только в личном крестьянском хозяйстве, не имея никакого собственного дела, т.е. практически не принимают участия в формировании бюджетных, пенсионных фондов и фондов социального страхования, не имеют соответствующей социальной защиты. Уровень безработных, рассчитанный по методологии МОТ, в сельском хозяйстве составляет 8%, а средний уровень зарплаты в 2004 г. был в 2 раза ниже, чем в среднем по экономике, и почти в 3 раза ниже, чем в промышленности. Потребительские затраты сельского населения на 20% меньше, чем городские, в том числе денежные в 1,8 раза. Более 70% потребительских затрат составляют затраты на питание, что является признаком бедности. Совокупные ресурсы сельских домохозяйств формируются за счет денежных и натуральных поступлений в основном от личных крестьянских хозяйств [1, 2].

Сельская местность остается самой обитаемой территорией вне городских поселений. Однако ее инфраструктура практически разрушена: сокращается сеть школьных и дошкольных учреждений, торговых точек, объектов медицинского и культурного обслуживания, фактически не функционирует служба быта. Как следствие, более 1 млн людей активного трудоспособного возраста покидает село, либо трудоустраиваясь в городах, либо уезжая за границу.

Одним из факторов формирования бизнес-климата является развитие малого сельского предпринимательства, к которому относятся фермерские хозяйства, малые сельскохозяйственные предприятия, индивидуальные предприниматели, товарные хозяйства населения, потребительские кооперативы. В соответствии с законом Украины «О личном крестьянском хозяйстве» от 15 мая 2003 г. деятельность, связанная с ведением личного крестьянского хозяйства, не является предпринимательством [3]. Это деятельность физического лица (без создания юридического лица) для удовлетворения личных потребностей путем производства, переработки и потребления сельскохозяйственной продукции, реализации ее излишков и предоставления услуг с использованием имущества ЛКХ, в том числе и в сфере зеленого туризма. Вместе с тем, по данным Госкомстата Украины [4], среди преобладающего числа натуральных, полунатуральных и потребительских

ЛКХ имеется значительная часть с товарным укладом, или товарных хозяйств. В общем объеме сельскохозяйственной продукции наблюдается значительный рост продукции данной группы хозяйств. Так, если в 1990 г. их удельный вес в производстве сельскохозяйственной продукции составлял 27,7%, то в 2004 г. - 60,3% (рис. 1).

В ЛКХ производится почти 55% продукции растениеводческой и 70,6% животноводческой отраслей, а именно: 98,7% картофеля, 89% овощей, 88,6% фруктов и ягод, 54,5% зерновых, из продукции животноводства - 81,6% молока, 67,8% мяса в убойном весе и т. д. [3, с. 164].

В условиях многообразия организационноэкономических форм хозяйствования фермерство заняло свою социально-экономическую, относительно стабильную нишу как основной вид производственного сельскохозяйственного бизнеса на селе (рис. 2). Однако, несмотря на количественный рост с 34,8 в 1995 г. до 42,5 тыс. хозяйств в 2004 г., производство продукции в денежном выражении остается наименьшим по сравнению с другими категориями хозяйств и увеличилось за период 1995-2004 гг. с 459 до 2585 млн гривен В то же время производство продукции сельского хозяйства личных крестьянских хозяйств возросло с 30,4 в 1995 г. до 39,9 млрд гривен в 2004 г., рост предприятий других форм собственности за исследуемый период составил с 36,9 до 23,7 млрд гривен [3, с.162].

Рис. 1. Удельный вес личных крестьянских хозяйств в общем объеме сельскохозяйственной продукции в 1990-2004 гг.

50000

45000

40000

35000

’|| 30000 к

а 25000

с

С!

а 20000 с

15000

10000

5000

0

I.

Е

2002

2003

2004

□ фермерские хозяйства

□ хозяйские товарищества

□ частные предприятия

□ производственные кооперативы

□ предприятия других форм хозяйствования

□ государственные предприятия

Рис. 2. Динамика изменения численности хозяйств разных организационно-правовых форм в 2002-2004 гг.

В условиях стабильного роста фермерских и личных крестьянских хозяйств возрастает и спрос на микрокредитование. На данном этапе на Украине действует программа микрокредитования малого бизнеса, в рамках которой в 2005 г. правительством выделено 10 млн гривен (2 млн долл. США), что дало возможность фермерским хозяйствам получить микрокредиты в размере 10 тыс. гривен на покупку сельхозтехники с компенсацией 14% годовых и 15% основного кредита. Вместе с тем условия кредитования банками и отдельными специальными проектами не сориентированы в достаточной степени на сельских жителей. Кредитные ресурсы для создания собственного бизнеса или для покупки племенного скота, элитных семян, посадочного материала, минеральных удобрений для жителей села малодоступны. Процедура оформления и получения кредита очень обременительна и в большинстве случаев невозможна. Основной причиной отказа банковских учреждений в кредитных средствах служит отсутствие у сельских жителей, не занятых в сельскохозяйственном производстве, частной собственности в размере, достаточном для обеспечения ликвидности залога.

Реальным выходом из сложившейся ситуации является развитие кредитной кооперации с последующим созданием кредитных союзов. Механизм их функционирования достаточно прост - за счет собственных средств селян без дополнительной бюрократической волокиты создается мини-банк для осуществления вышеперечисленных целей. Кредитные союзы выполняют две основные функции:

1) обеспечение регулярных сбережений людей; и

2) предоставление займов под невысокую процентную ставку. Положительный опыт организации кредитных союзов в разных отраслях экономики уже накоплен. Так, по результатам предыдущего года из 785 тыс. членов кредитных союзов 66,8 тыс. имели средства на депозитных счетах за счет собственных взносов и 302,9 тыс. - кредитных договоров. Создание кредитных союзов имеет четко выраженную тенденцию к росту. На начало 2005 г. насчитывалось почти 700 зарегистрированных в соответствии с новым законодательством кредитных союзов. Их количество только за 2004 г. увеличилось более чем на 12%. Для дальнейшего усовершенствования и развития системы микрокредитования в сельской местности необходимо формирование соответствующего правового поля. По данным официальной статистики, активно функционирует лишь треть из них, и только 2,1% от общей суммы кредитования через кредитные союзы поступает в сельскую местность. Принятие закона Украины «О микрокредитовании субъектов предпринимательской деятельности через специальные учреждения», проект которого находится на рассмотрении в Верховной Раде Украины, способствовало бы улучшению бизнес-климата на селе путем упрощения доступа к кредитным ресурсам и деятельности кредитных союзов.

Успешное функционирование аграрного бизнеса целесообразно рассматривать через призму несельскохозяйственных видов деятельности на сельских территориях. Такой подход объясняется традиционным размещением и развитием в сельской местности отраслевых производств, которые связаны с использованием земельных, лесных, водных и других видов ресурсов. К сожалению, не получили

должного развития предприятия, деятельность которых связана с переработкой первичной продукции, производством охотничье-промысловой продукции, строительных материалов, организацией природоохранного и рекреационного видов деятельности, агросервиса. Очень слабо распространяются обозначенные виды деятельности в депрессивных сельских регионах, где инфраструктура бизнеса или находится в критической ситуации, или отсутствует вообще. При выработке современных основ аграрной политики слабо учитывается социальная составляющая несельскохозяйственных видов деятельности: истоки и сущность экономических интересов разных категорий сельского населения, их жизненные уклады и ориентиры, выработанные многовековой историей сельской жизни.

Характерной тенденцией формирования благоприятного бизнес-климата на сельских территориях становится возрастание роли сельскохозяйственных консультационных служб (закон Украины «О сельскохозяйственной консультационной службе» от 17 июня 2004 г.). К сфере деятельности таких служб относится содействие развитию как агробизнеса, так и несельскохозяйственных видов бизнеса на селе, в частности, возрождению народных промыслов и сельского зеленого туризма. Спектр предоставляемых услуг данной службой невелик и широкого влияния на изменение инфраструктуры сельской местности по сравнению с зарубежным опытом еще не имеет. Вместе с тем, учитывая огромный туристическо-рекреационный потенциал Украины, в перспективе большие надежды возлагаются на цивилизованное развитие сферы сельского туризма. Значительная часть лечебных ресурсов (более 400 источников минеральных вод и 100 источников целительных грязей) сосредоточена в сельской местности, площадь которой составляет 69,3% территории страны. В селах Украины насчитывается 6,3 млн жилых домов, из которых 98% находятся в частной собственности, что способствует развитию инфраструктуры сельского зеленого туризма, особенно в Карпатском и Крымском регионах [5].

Программой экологической сертификации зеленого туризма, разработанной Союзом содействия развитию зеленого туризма в Украине в 2004 г. определены основные критерии в этой области, направленные на: уменьшение загрязнения окружающей среды от туристической деятельности агроусадеб; улучшение экологического состояния и увеличение биоразнообразия; экономию невозобновляемых ресурсов; поддержку народных традиций и обычаев; устойчивое развитие региональной экономики и борьбу с бедностью и т.д.

Современное развитие туризма сдерживается многими факторами. Среди них: несовершенство законодательной базы и отсутствие государственной поддержки в данной сфере, неразвитость транспортной и технологической инфраструктуры сельских туристических центров, недостаточно активное продвижение туристических услуг на отечественном и международном рынках.

Естественно, что в складывающейся ситуации целесообразно учитывать опыт стран Европейского союза, где высокий уровень развития бизнеса на селе является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики в целом. Главными целями региональной политики ЕС явля-

ются: надгосударственная поддержка реформ в рамках единой аграрной политики, в том числе содействие в модернизации и развитии производств, обслуживающих сельское хозяйство, диверсификация и оживление сельского хозяйства. В ЕС практикуется подход «социального и экономического слияния», направленный на установление равенства возможностей для регионов с различным уровнем развития, а также для разных социальных групп. Согласно данному подходу менее развитые регионы и менее социально обеспеченные категории населения, в том числе и сельского, поддерживаются в первую очередь. Учитывая важность агробизнеса и несельскохозяйственного бизнеса, комиссией ЕС выделены следующие приоритетные направления помощи в сельских регионах:

- первичным отраслям экономики - сельскому, лесному хозяйству и рыболовству;

- малому и среднему предпринимательству;

- сфере агротуризма;

- на охрану окружающей среды;

- сфере образования;

- региональной культуре.

Опыт ЕС доказывает, что несельскохозяйственный сектор существенно дополняет сельское хозяйство, открывая новые перспективы для малого и среднего бизнеса на сельских территориях. Финансирование региональных проектов сельского развития осуществляется за счет структурных фондов (Европейского фонда регионального развития, Европейского социального фонда, Европейского сельскохозяйственного регуляторного и гарантийного фонда), ежегодные затраты которых составляют около 30 млрд евро. Значительную роль в формировании бизнес-климата играют специальные инициативы, которые финансируются за счет структурных фондов. Среди них важными для развития предпринимательства на селе являются программы «Interreg» (охрана окружающей среды, развитие сферы водного хозяйства, прибрежных зон и т.д.), «Employment» (производственное обучение молодежи, инвалидов, женщин в порядке подготовки их к выходу на рынок труда), «Leader II» (ориентация на сохранение культурного наследия сельских районов, экосистем, экологический туризм, органическое земледелие и т.д.) и многие другие. На реализацию программ-инициатив расходуется 9% бюджета Структурных фондов.

Учитывая важность малого и среднего бизнеса для экономической структуры ЕС можно утверждать, что успех интеграции внутри группировки зависит от поддержки бизнес-климата в странах ЦВЕ - новых членах ЕС. Для них разработана специальная семилетняя программа SAPARD как основной инструмент развития сельских территорий с годовым бюджетом 520 млн евро. В рамках данной программы с целью содействия развитию сельского хозяйства, повышению конкурентоспособности продукции и упорядочиванию сельской местности Польше выделяется 150,6 млн евро, Венгрии - 38, Чехии - 22, Словакии

- 18, Словении - 6 млн евро ежегодно [6].

При планировании мер для развития бизнес-климата страны ЕС допускают и использование собственных критериев поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве. Так, в Германии введена система льготного кредитования фермеров, которая стимулирует их к целевому использованию

ссуд на развитие перспективных отраслей и приоритетных направлений. Краткосрочные кредиты используются для финансирования текущих затрат и пополнения оборотных средств, средне- и долгосрочные - на обновление и расширение основных фондов. Более половины суммы задолженности фермеров приходится на долгосрочные ссуды. В Эстонии разработана программа развития малых хуторов и сбалансированного развития сельской жизни. В Польше Агентство реструктуризации и модернизации сельского хозяйства, созданное при поддержке ЕС, открыло секторные операционные программы, по условиям которых молодой фермер, желающий открыть свой бизнес, может первоначально получить 50 тыс. злотых премии (почти 12 тыс. евро) в виде гранта. При их успешном использовании сельскохозяйственные производители могут в дальнейшем претендовать на получение 300 тыс. злотых инвестиций для развития своего бизнеса. Во всех странах ЕС распространен льготный режим налогообложения, а также, в зависимости от объемов производства, упраздняется налог на добавленную стоимость на сельскохозяйственные товары и почти на все продукты питания.

В последние годы в политике ЕС наблюдается постепенный переход от поддержки бизнес-деятельности в форме дотаций и займов к поддержке в форме консультационных услуг. Большинство наднациональных и национальных служб осуществляют совместную деятельность по формированию бизнес-климата на сельских территориях. В странах ЕС действуют более 210 инфоцентров, главной задачей которых является обеспечение малых и средних фирм, в том числе и функционирующих в сельском хозяйстве, сведениями о внутреннем рынке и информацией о предложениях по сотрудничеству.

Таким образом, с учетом общей оценки формирования бизнеса в сельском хозяйстве Украины и опыта стран ЕС по регулированию и поддержке сферы малого и среднего бизнеса в сельской местности есть все основания для определения приоритетных задач его развития. Это следующее:

- усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере предпринимательства (принятие законов Украины «О стимулировании развития регионов», «О государственной поддержке и стимулировании инвестиционной деятельности», «Сельском зеленом туризме»);

- ликвидация экономических и административных препятствий в реализации права на предпринимательскую деятельность;

- создание стабильной, гибкой финансовокредитной и инвестиционной системы поддержки малого бизнеса в сельской местности;

- повышение квалификации кадров малого предпринимательства и обучение незанятого сельского населения регионов основам бизнес-деятельности;

- стимулирование развития малого и среднего бизнеса в несельскохозяйственных отраслях (переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции, сельский зеленый туризм, народные промыслы, агросервисное обслуживание, охотничье-рыболов-ная деятельность и т.д.).

Реализация указанных мер может реально оживить бизнес-климат в сельской местности и должным образом поспособствовать улучшению состояния экономики Украины.

Литература

1. Общегосударствення программа социального развития села на период до 2011 года // Аспекты сельского развития. - 2005. - № 1-2. - С. 57-63. (укр.).

2. Прокопенко, С.С. Программа, необходимая людям. Проект «зажиточные люди» // С.С. Прокопенко / Аспекты сельского развития. - 2005. -№ 3-4. - С. 10. (укр.).

3. Закон Украины «О личном крестьянском хозяйстве», № 742-IV от 15 мая 2003 г.

4. Статистический ежегодник Украины за 2004 год / Госкомстат Украины. - К.: «Консультант», 2005. - С. 162-167.

5. Туризм сельский зеленый. - 2005, № 3. - С. 18.

6. Enlargement argumentaire, Enlargement papers. № 5. September 2001. Brussel.

ВЛИЯНИЕ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ НА МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СВЯЗИ В АПК

С.А. Заика, асп. Харьковского национального технического университета сельского хозяйства им. П. Василенко

Агропромышленный комплекс всегда был и остается одной из главных составляющих национальной экономики Украины. Идея его создания возникла еще в 20-е гг. прошлого века. Это была первая попытка объединить производство и переработку сельскохозяйственной продукции на основе социально-экономических отношений. В советские времена агропромышленная интеграция, несмотря на ряд определенных недостатков, приобрела широкое распространение. Расцветом процессов объединения отраслей АПК можно по праву считать 7080 гг. ХХ в. Этот период характеризуется организационным и экономическим сближением и объединением самостоятельно функционирующих сельскохозяйственных, перерабатывающих и других предприятий. Но с началом рыночных преобразований экономики, в 90-е гг. ХХ в., возы имела место дезинтеграция межотраслевых связей, связанная с реорганизацией и приватизацией аграрных предприятий,

и, как следствие, интеграционные связи в большинстве своем были разрушены. Так, в молочной промышленности, где горизонтальная интеграция было широко распространена, отсоединение низовых молочных заводов от молочных комбинатов с последующей их приватизацией способствовало возникновению конкуренции между ними за сохранение сырьевой базы. В условиях нерегулируемых рыночных отношений, которые сложились на Украине в то время, в более выгодном положении оказались предприятия расположенные в крупных промышленных центрах.

Процессы приватизации, которые имели место на Украине во время реформирования аграрного сектора, дали возможность перерабатывающим предприятиям стать собственниками почти всего имущества, в то время как сельскохозяйственные товаропроизводители не смогли получить принадлежащей им части вследствие нарушения законодательства. Т.е. приватизация не только сохранила, но и углубила существующее монопольное положение перерабатывающих предприятий, что привело к усугублению противоречий, связанных с неэквивалентным обменом продуктами труда, в результате чего сельские товаропроизводители оказались в кризисном положении.

Можно выделить несколько причин деградации сельского хозяйства:

1. Аграрные реформы проводились при отсутствии комплексного научного обоснования. Они не

создали условий для высокодоходного, конкурентоспособного сельскохозяйственного товарного производства с сохранением объемов производства качественной продукции,

2. Существенная разница цен между сельскохозяйственной продукцией и стоимостью ресурсов на ее производство привела к резкому уменьшению собственных оборотных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей и лишила их возможности вести не только расширенное, но и простое воспроизводство. Высокие цены на материально-технические ресурсы послужили причиной резкого повышения расходов на производство, а низкие цены на сельскохозяйственную продукцию лишили предприятия возможности их покрывать.

3. Реформы, которые проводились в сельском хозяйстве, и приватизация предприятий перерабатывающей промышленности привели к изменению характера межотраслевых связей и к монополизации перерабатывающих предприятий. После этого последние резко снизили закупочные цены на мясо, молоко, зерно и другую продукцию, таким образом, сделав их производство убыточным. Сельхозпроизводители, в свою очередь, сократили поголовье скота и посевные площади культур, оставив перерабатывающие предприятия без необходимого сырья и вынудив их закупать импортное, не всегда качественное, сырье.

4. Отрицательное влияние имела также дискриминационная политика государства по отношению к крупным сельскохозяйственным товаропроизводителям и поддержке индивидуальных товаропроизводителей и фермеров.

5. Ухудшение социальных условий жизни в сельской местности, в частности, снижение зарплаты до уровня ниже прожиточного минимума способствовало возникновению проблем с кадровым обеспечением.

6. Разрешение на импорт сельскохозяйственного сырья привело к банкротству и ликвидации крупных промышленных животноводческих комплексов, а также к сокращению посевных площадей основных зерновых и технических культур.

Экономический кризис в агропромышленном комплексе, вызванный неудачным началом аграрных реформ после получения Украиной независимости, и сложная ситуация в экономике страны в целом спо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.