УДК 332.1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО РЫНКА ТРУДА
В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Пето в а Та тья н а Вл а д и м и р о в н а, а сп ир ан т ка ф е др ы « Ст а т и ст и ка и э ко н ом и ч е-ский анализ»
ФГБОУ ВПО « Сам ар ская го суд ар ст в е н н ая сел ь скохозя ист в е н н ая а ка д ем ия »
446442, Сам ар ская о бласт ь, г. Ки н ель, пгт. Уст ь-Ки н ель ски и, ул. Уч е бн ая, 2, тел.: (84663) 46-1-38.
Кл ю ч е в ы е сл о в а : сел ь ская безр а бо т и и, а, ал ь т ер н а т и в н ая з а нят о ст ь населе -н ия, м ал ы/и бизн е с, колл е кт и в н о е хозя ист в о, ф ерм ер ско е хозя и ст в о, л и ч н о е п о д со б-н о е хо зя и ст в о, Го суд ар ст в е н н ая п р о гр а мм а.
В ст а т ь е р а ссм о тр е н о со ст оя н и е сел ь ског о р ыы н ка тр уда в Сам ар ско и о бл а-ст и. Пр е дложе н ыы и о бо сн о в ан ыы о сн о в н ыы е п ут и р е ш е н ия пр о блем ыы за нят о ст и сел ь -ского н аселен ия Самар ско и о бласт и. Осо бо е вн им ан и е уд елен о р азв и т и ю м алого
предпринимательства и самозанятости сельского рынка труда.
В на стоя щее в ремя н а р ы н ке сел ь-с ко го труда Са м а рс ко й о бл а сти сл ож ил а с ь сложная и, вместе с тем, неоднозначная с итуа ция . С одн о й сто ро н ы, ч исл е н н ость сел ьс к их бе з р а бот н Ы1 х в Са м а рс ко й о бл а сти в 2009 году составила 16750 человек, что на
3 9% б ол ь ш е у ро в ня 2008 года . За 2004-2009 годы число безработных в целом по области в ы I р осл о н а 7 9%, а в с ел ьс ко й м е стн ост и -п о чти в тр и ра за . В 2009 году н а дол ю с ел ь-ского населения приходилось около трети от общей численности безработных, при этом удельный вес сельских жителей от общей численности населения составлял всего 1 9, 4% . На в ы Iпл а ту п осо б и й п о б е з ра б оти -це по средней ставке 2875 руб./мес. на эти цели в год израсходовано, по нашим рас-
4 ета м, о кол о 580 мл н . руб . Дл я с р а в н е н ия : общий объем бюджетных средств, направленных на финансирование регионального агропроизводства в 2009 г., составил чуть менее 2 млрд. руб.
С дру го й сто ро н ы I , н а с ел е достаточ н о вакансий, которые, однако, не вызывают и н те ре са у б е з ра б отн ых гра жда н . Та к, со во-купная потребность коллективных хозяйств в работниках массовых профессий на 2009 год составляла около 5000 человек, в специалистах со средним и высшим образован и е м - почти 2500 человек. 3начительная
как основного направления регулирования
часть вакансий заполняется, как правило, за счет миграционного притока неквалифицированной рабочей силы из других регионов и стр а н СНГ. М н о ги е и н ве сто р ы, п ыта ю щи е -ся организовать крупное производство в регионе, также называют кадровую проблему в качестве одного из наиболее серьезных лимитирующих факторов.
Бе зусл о в н о, одн о й и з ос н о в н ых п р и -чин низкой привлекательности аграрного труда является крайне низкий уровень его
о пл а ты . С редн е м е ся ч н а я за ра б отн а я п л а та в сельском хозяйстве региона в 2009 году б ыл а в 2, 7 ра за н иже, ч е м в с редн е м п о Са -м а рс ко й о бл а сти . В м е сте с те м сл едует отметить и низкую экономическую активность сельского населения в сфере индивидуального предпринимательства, нежелание развивать самозанятость.
Ос о б о с л е дуе т о т м е т и т ь , ч то с ох р а н е -ние описанных тенденций на протяжении длительного времени привело к возникно-ве н и ю ря да н е га ти в н ых мо м е нто в . П режде всего к ним относится ускоренная депопуляция и обезлюдение сельских территорий, усиление иждивенческих и протестных настроений, ухудшение социально-бытового и и н ф ра ст руктур н о го п ол оже н ия с ел ьч а н . В сложившихся условиях представляется весьма актуальным проанализировать причины
и факторы сложившейся ситуации, выявить
бл е м ы, а та кже п одгото в ит ь о б ос н о ва н ные
П режде все го следует подче р к нуть, ч то ос н о в н о й п р и ч и н о й роста ч и сл е н но сти
водства . Вза имос вя з ь между эти м и я вл ем н оже стве н но й л и н е й н о й ре гр е сс и и, которая имеет вид:
По резул ьтата м в Ы1 п ол н е н ных ра сч е-
тел я н а 90% о п ределя ется фа кто р а м и п р и з-н а ка м и . Получ е нное ура в не н ие ре гресс и и
Н0 откл о няется с ве роятн ость ю а ра в н о й 0, 05, та к ка к F- к р ите р и й Ф и ш е р а р а сч етн ы й б ол ь ш е та бл и ч н о го . П р и п р о в е р ке з н ач и м о -
I-к р ите р и ю Сть юде н та п ол уч а е м, ч то ко эф-ф и ци е нт ы I ре г ре сс и и х^ 0, 2 и х2=0, 37 н ез н а-
ч и м ы I , и соответству ю щи е и м п е р е м е н ные
Та ки м о б ра зом, изме не н ие ч исл е н -н ости бе з р а б отн ых в Са м а рс ко й о бл а сти за 1992 - 2009 годы I н а 5 0% о бъя с н яе тс я т рудн остя м и а гра р н о го ко м пл е кс а . А н ал и з з н ан о й л и н е й н о й в з а и м о с вя з и . Та к и м о б р а з о м , н а те р р ито р и и Са м а рс ко й о бл а сти во з мож-
ра з в ития а гро п ром ы шле н но го ком пл е кса
Ос н о в н ые н а п ра вл е н ия ре гул и ро ва -н ия сел ьс ко го р ы I н ка труда в Са ма р с ко й о б -
Оха ра кте р и зуе м ка ждое и з н их б ол ее
Аграрная политика Са марской о бл а -
и н вести цио н но го кл и мата и по в ы ш е н и ю и н вести цио н ной п р и вле кател ь ности сел ь-с кохозя йстве н но го б из н еса . Увел иче н ие объемов производства продукции сельско-
тех нич е с ко й ба з ы АПК и ра з в и тия е го и н -н ых и и нте г ра ци о н ных п ро це ссо в н а с ел е .
Осо бе н н о важ н ы м фа кто ром а кти в иза ци и инвестиционной деятельности национальных интересов является финансовая под-де рж ка п редп р ия ти й АПК ч е р ез меха н и з м удешевления и увеличения привлекаемых кредитных ресурсов и создаваемыми ими кооперационными формированиями на с ел е . Это п о з в ол и т п о в ы I с и т ь у р о в е н ь то в а р -ности продукции хозяйств и доходы занятых в н их гр ажда н . В р а м ка х ре а л и за ц и и н а ци он а л ь н о го п р о е кта в Са м а р с ко й о бл а ст и п л а -нируется завершить строительство двух птицеводческих комплексов с общим объемом производства мяса более 108 тысяч тонн в год и одного свинокомплекса мощностью
1 2 т ы I ся ч то н н мя са в год. Ра б ота эт их ко м -плексов позволит довести долю собственного производства в потреблении мяса до научно обоснованного уровня, обеспечить создание 3700 новых рабочих мест, увеличить потребление зерна на кормовые цели в регионе в 2,6 раза.
Моде р н иза ция и ра з в итие отра сл и животноводства возможно за счет реконструкции действующих животноводческих комплексов на основе использования современных технологий, установки современного высокотехнологичного оборудования, улучшения генетического потенциала животных, совершенствования технологий производства, хранения и использования кормов.
На иболее круп н ы м и н вести цио н н ы м проектом в растениеводстве является реконструкция и восстановление мелиора-т и в н ы I х фо ндо в Са ма р с ко й о бл а сти , в ра м -ках этого проекта будут увеличены площади о ро ш е н и я до 80 ты с . га . На о ро ш а е м ых землях возделывают наиболее трудоемкие культуры - подсолнечник, овощные, кормов ы е кул ьтур ы, ка рто фел ь . За сч ет ре а л и за -ции этого проекта будет увеличен удельный вес сельскохозяйственной продукции, создана гарантированная кормовая база для животноводства, улучшено техническое состояние оросительных систем и водохозяйственных объектов, обеспечена занятость сельского населения в хозяйствах области, использующих орошаемые земли.
Пр и о р итетн о й ме р о й в о бл а сти р е ш е -
ния проблемы безработицы населения и регулирования рынка труда на селе является поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и товар-н ы е л и ч н ы е п одс о б н ы е хозя й ст ва . В н а стоя ще е в р е мя в сел ьс к их ра й о н а х Са м а рс ко й области на одну вакансию претендует более де сят и б е з ра б отн ых гр ажда н . Для м н о ги х из них личное подсобное хозяйство превратилось из вспомогательного в основной источник жизнеобеспечения, а во многих местах стало единственным местом при-л оже н ия т руда . Ни з ка я за ра б от н а я пл а та в коллективных хозяйствах и рост безработицы побуждают сельских жителей использовать личное подсобное хозяйство как сферу самостоятельной занятости.
В ре зул ьтате н е п осл едо вател ь н о й п о -литики в отношении малого сельскохозяйственного предпринимательства, отсутствия благоприятных условий для деятельности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, предприятий, их инфраструктуры, а также в результате недостаточной поддержки государства ситуация в сфере малого бизнеса остается неудовлетвори-тел ь н о й . В н а стоя ще е в р е мя э ко н о м и ч е с к и е и законодательные условия препятствуют т ра н с фо р м а ци и ЛПХ и з н а тура л ь н о й с реды в то ва р ную . По резул ьтата м мо н ито р и н га социально-трудовой сферы села количество з а н я т ы I х в то в а р н ы I х ЛПХ и н е и м е ю щ и х другого доходного занятия в 2009 году составляет 711,5 тыс.чел.
В ра м ка х ре а л и за ци и н а ци о н а л ь н о го проекта в области организуются сельскохо-зя йстве н н ые коо пе рати в ы . В этом случа е независимые субъекты выступают активным самостоятельным началом связей, а их взаимодействие определяется рациональностью и оптимальностью поведения в стремлении к максимизации прибыли при определенных внешних и внутренних условиях.
Да н н ы й п р о це сс п редста вля ет со б о й реальные отношения между формированиями аграрного рынка, так как заканчивается торговой сделкой, принимая форму коопе-
рационных связей, развитие которых способствует экономическому росту субъектов рынка за счет расширения производства, распространения прогрессивного опыта и технологий, гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции, сокращения неплатежей.
Одн и м и з н а п ра вл е н и й ра з в ития сел ь-ских территорий является организация товарного производства в каждом крестьянском подворье, создание многочисленных семейных ферм, что позволит снять социальную напряженность в сфере трудоустройства жителей села.
Реализация данного направления предусматривает: комплексное развитие
личных подсобных и фермерских хозяйств, учитывающее весь цикл производства - от обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств до реализации произведенной ими продукции; создание собственной перерабатывающей и сбытовой сети сельскохозяйственной продукции, произведенной в мелкотоварных хозяйствах.
В Са м а р с ко й о бл а ст и в ка ч е ст в е п и л от-ного проекта для инвестиций в малые формы аграрного производства можно рассмотреть « И н н о ва цио н н ы й це нтр Агротехн о-парк личных подсобных хозяйств», который позволяет решить следующие задачи:
1 . О бес п еч ить п ро из водство п родук-ции в личных подсобных хозяйствах должной инфраструктурой.
2 . Ста т ь я д р о м фо р м и р о в а н и я н ес кол ь -ких кластеров для производства различных видов сельскохозяйственной продукции по современным технологиям и по низкой себестоимости.
3 . Получ ать га ра нти ро ва н н Ы1 й доход с оборота качественной сельхозпродукции через торговые сети под узнаваемым брендом.
17 декабря 2010 года был подписан п р и ка з Ми н сел ьхоза Росс и и N9437, в котором отражен порядок распределения и предоставления из федерального бюджета б юджета м субъе кто в Росс и йс ко й Феде ра -ции субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельско го хозяйства субъектов Российской
Феде ра ци и . Отбо р ре ги о н а л ь н Ы1х п ро гр а м м будет проводиться по следующим направлениям: развитие мясного скотоводства; развитие молочного скотоводства; развитие т ра ди ци о н н о й для субъе кта Росс и й с ко й Фе -дерации подотрасли сельского хозяйства.
По н а ш е м у м н е н и ю, о р га н ы I вл а ст и Са -марской области должны приложить максимальные усилия, чтобы привлечь средства федерального бюджета на развитие подо-т ра сл е й . 3 н а ч и м ост ь да н н о го п редл оже н и я подтверждается планируемыми изменениями в 2011г. в областной целевой программ е р а з в ития сел ьс ко го хозя й ст ва . В н е й п оя в ится подп ро гра м ма «< Ра з в итие мя с н о го скотоводства и увеличение производства говядины».
Ра с ш и ре н и е и ди ве р с и ф и ка ция за н я -тости может осуществляться на основе поиска новых эффективных, высокодоходных, несельскохозяйственных ниш, развития альтернативной занятости сельского населения во всех возможных организационных формах, особенно в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе, подсобных промышленных организациях и народных промыслах, лесопромышленном, водохозяйственном и строительном комплексах, а также в производстве местных строительных материалов. За м е ч е н о, ч то р ол ь п одсо б н ых п ро м ы сл о в особенно возрастает в тяжелые для страны времена (революция, войны, кризисы), тогда, когда все усилия и возможности населения сконцентрированы и направлены на в ыж и ва н и е . В усл о в ия х со в ре м е н н о го э ко-номического кризиса социально-экономическое значение подсобной деятельности в жизни сельского населения вновь усилилось [2].
И нте н с ифи ка ция ра з в ития лесо п ро-мышленного комплекса и связанных с ним многочисленных производств и видов деятельности, создание благоприятных условий для привлечения в него отечественных и иностранных инвестиций могли бы заложить долгосрочную основу для создания в сельских районах высокодоходных рабочих мест [1].
Важ н е й ш и м н а п ра вл е н ием ра з в ития несельскохозяйственной занятости населения является сельский туризм (экологиче-с к и й и а гротур и з м ) . Сел ьс к и й тур и з м - это сектор туристической отрасли, использующий природные, культурно-исторические, социальные и иные ресурсы сельской местности для создания комплексного туристи-
ч е с ко го п роду кта . С ра з в ити е м это й отра сл и появится возможность создания рабочих мест для работников различного уровня квалификации во многих сферах экономик и . Ва ж н ы м п ре и муще ство м сел ьс ко го туризма является его быстрая окупаемость [4].
И н дуст р и я ту р и з м а м оже т ста т ь р е а л ь -ной возможностью для решения проблемы занятости, она имеет большой потенциал для привлечения предпринимательских ресурсов, не требующих больших капиталовложений, и является индустрией номер оди н п о созда н и ю ра бо ч их м е ст. Уч иты1 ва я неоспоримый туристический потенциал нашего региона, приложение капитала именно в эту индустрию является чрезвычайно а ктуа л ь н Ы1 м . Ра з в ит и е ту р и з м а в сел ьс ко й местности способствует решению социальных и экономических проблем на селе и выступает в качестве «социального амортизатора», позволяющего перевести избыток трудовых ресурсов в альтернативный сектор производства услуг и создать новые рабочие места.
П р о це сс ст и м ул и р о в а н и я и п одде рж к и развития альтернативных видов занятости в сельской местности нуждается в организации адекватного информационно-консультативного обеспечения, целью которого является: предоставление информационных услуг относительно возможностей развития различных видов альтернативного предпринимательства в сельской местности; методов, форм и современных технологий ведения хозяйства; формирование практических навыков прибыльного ведения хозяйства, обеспечение качества и безопасности продукции; регулирование отношений собственности на имущество, землю, их эффективного использования в хозяйственной деятельности, порядка получения государственной помощи, инвестиционных, кре-
дитных и других видов ресурсов, возможностей применения ресурсо- и энергосберега-ю щ их тех н ол о ги й . С это й же цел ь ю о б е с п е -чивается регулярное проведение учебных семинаров по вопросам повышения уровня знаний относительно функционирования инженерно-технических коммуникаций, охраны окружающей среды и т.п.
Ра з в ит и е м а л о го б и з н е са н а с ел е н а -прямую связано с проблемами в социальной сфере сельского хозяйства региона, среди которых основными являются: высокий уровень оттока сельского населения (особенно молодежи) в город; отсутствие у молодежи мотивации для работы в сельском хозяйстве.
Да н н а я с итуа ция о бусл о вл е н а н и з к и м уровнем доходов сельского населения, неразвитостью системы рынка жилья, низким уровнем социально-бытового и медицинского обеспечения, слабо развитой дорожно-транспортной инфраструктурой.
Для обеспечения усто йчиво го развития малого и среднего предпринимательства принимаются федеральные, региональные и муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства. Ос н о в н ы I м и цел я м и госуда рстве н н о й п ол и -тики в области развития малого и среднего предпринимательства являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение занятости населения и развития самозанятости.
В целя х р е а л и за ци и госуда рст ве н н о й политики в области развития малого и среднего предпринимательства законами и иными правовыми актами предусматриваются следующие меры: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета; упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий; упрощенный порядок составления статистической отчетности; меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предприниматель-
ства; меры по развитию инфраструктуры субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ра ссматр и вая резул ьтати в н ость государственной поддержки малого и среднего бизнеса, можно отметить следующую тен-де н ц и ю . В Са м а рс ко й о бл а сти за 2009 год налоговые службы зарегистрировали 66 164 новых предприятий - это самый большой п о ка за тел ь п о П р и волжс ко му феде ра л ь н ому о к ругу. Но и л и к в иди р о ва н о в о бл а сти было тоже больше всего компаний - 44 114, что в разы превышает показатели других о бл а сте й . Та к и м о б ра зо м, за м и н ув ш и й год в Са м а рс ком регионе новых предприятий б ыт о со зда н о все го н а 27% бол ь ш е, ч е м за -к р ы1то . В Са м а рс ко й о бл а сти с 1995 п о 2007 гг. произошло сокращение крестьянских ( фе р ме р с к их) хозя й ств н а 2238 еди н и ц. В числе основных причин, препятствующих организации малого бизнеса в аграрной сфере, по мнению селян, остается отсут-ст в и е с редств (40, 7% о п ро ш е н н ы1х) . В с вя з и с кризисными условиями резко повысился р е й т и н г о п а с е н и я р и с ка « п о го р е т ь » ( 3 0, 9% ) , а также нехватка знаний и земли.
Сл ож и в ш а я ся с итуа ция с в идетел ьст ву-ет о недостаточном внимании к малым формам бизнеса на продовольственном рынке,
о неиспользовании в достаточной степени возможностей крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в развитии сельских территорий, где бизнес играет важнейшую экономическую и социально-политическую роль [3].
Подде рж ка м а л о го и с редн е го б и з н е -са включена в перечень первоочередных ме р, п редп р и н и ма е м ы1х Пра в ител ьством Са м а рс ко й о бл а ст и п о бо р ьб е с п осл едст в и -я м и м и р о во го ф и н а н со во го к р и з и с а . Поддержка малого бизнеса имеет основную цель - использовать его потенциал для соз-да н ия н о в ы1х ра б оч их м е ст. Ос н о в н Ы1 м и н а -п р а вл е н ия м и Гос п ро гра м м ы1 п о п одде рж ке малого бизнеса стали: обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам; развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации; создание
и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции.
В ра м ках п р ио р итетн о го н а цио н ал ь-н о го п рое кта « Ра з в ити е АПК » б ыл о о ка за -но воздействие на все стороны аграрного производства и социальной сферы села. Б ыт о б е с п е ч е н за м ет н Ы1 й рост сел ьс кохо-зяйственного производства, прежде всего животноводства, серьезную поддержку получило малое предпринимательство, по-новому развернулось кооперативное движение, в целях закрепления молодых специалистов на селе развернулось масштабное строительство жилья, которое предо-ста вл ял ос ь н а л ь гот н Ы1х усл о в иях . Ши ро кое распространение получили такие рыночные инструменты развития, как кредитование сельхозпроизводителей и предоставление техники и племенных животных в лизинг. Ре а л и за ция н а ци о н а л ь н о го п рое кта с п осо б -ствовала улучшению морального климата на селе и придала динамику ускорения всем позитивным процессам, происходящим в аграрной сфере.
В Са ма р с ко й о бл а сти во п ро са м и к р е -дито ва н ия м ал о го б и з н е са за н и м а ется Са -марский областной фонд микрофинанси-ро ва н ия и Га ра н ти й н Ы1 й фо н д. За 2009 год фонд микрофинансирования выдал займов на 80 млн. рублей.
Та к, в 2009 году п ра в ител ьстве н н ы I е гранты на развитие собственного бизнеса п ол уч и л и 35 6 ч ел о в е к . Вс е го в ко н ку р с е уч а -ствовало 582 предпринимателя, ведущих свою деятельность, при этом приоритетное право предоставлялось выпускникам 2008 и 2009 годов, безработным гражданам, а также предпринимателям, занимающимся производственной деятельностью.
Вс е го н а гра н ты в 2009 г. б ы л о в ыдел е -но 101,7 млн. рублей, из них 69 млн. рублей выделялись из федерального бюджета, а
3 2, 7 мл н . рубл е й - и з о бл а стн о го . К ро м е того, департамент осуществлял выплату субсидий на погашение кредитов.
По н а ш е м у м н е н и ю, в ус л о в и я х к р и з и -са такая мера, как организация самозанятости за счет создания безработным малого
п р едп р ия тия , н е з н а ч ител ь н а . В ыда ч а гра н -тов в размере 60-100 тыс. рублей - это недостаточная сумма для создания собственного дел а . Ра з в и т и е п р ед п р и н и м а тел ьс т в а н уж н о использовать, но при этом необходимы радикальные меры для стимулирования этого п р о це сса . В ме сте с те м, м и ро во й о п Ы1 т п оказывает, что предпринимательский талант п р и су ш, тол ь ко 7 - 8 % н а с ел е н и я .
Су ше ствую ши е п ро гра м м Ы1 п одде рж-ки малого предпринимательства должны обеспечить среднегодовое увеличение субъектов малого предпринимательства. Ож ида ется а кти в иза ция дело во й а кти в н ост и в уда л е н н Ы1Х сел ьс к их ра й о н ах . Кол и ч е -ство работающих на малых предприятиях (включая индивидуальных предпринимате-л е й ) дол ж н о с оста в ит ь 65-70% всех з а ня т ы I х в э ко н о м и ке Са м а рс ко й о бл а сти .
Гл а в н ы I м п р и н ци п о м госуда рстве н н о й поддержки малого бизнеса должно стать создание экономических и правовых условий для нормального ведения рыночного хозя й ство ва н ия . Го суда р стве н н а я п одде рж-ка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также за рубежн о го о п ыта . Важн е й ш ие зада ч и государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить равные права предпринимателям, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления
самостоятельности и предприимчивости.
Ра с ш и р ит ь с фе ру п р ил оже н ия труда , принять потоки излишней рабочей силы и сформировать устойчивый агропромышленный комплекс представляется возможным с развитием малого и среднего бизнеса, чаще всего - путем ведения личного подсобного хозяйства, а также занятием различными в ида м и п ро м ы сл о в и ре м е сел . А кти в и з а ция малого агробизнеса оказывает существенное влияние на политическую, экономическую и социальную стабильность общества, поскольку он способствует насыщению потребительского рынка товарами, расширению конкуренции, росту занятости, социальному развитию сельских территорий.
Б и бл и о гр а ф ич ес к и й сп и со к
1 . И го ш и н а, Л . Н . Особе н н ости
ра з в ития трудо в ы х ре су рсо в н а сел е / Л.Н . И го ш и н а // На уч н ое о б е с п е ч е н и е и н н о ва -ци о н но го ра з вития АПК : мате р и ал ы Всероссийской. науч.-практ. конф., посвящен-н о й 90-л ети ю го суда р стве н н ости Удму рти и
- Иже в с к, 2 0 1 0 . - С . 99-105 .
2 . Ф ил и п п о ва , Е . Н . Ми сс ия к р естья н -ст ва и п одсо б н ы е п ро м ы сл ы : 2 1 ве к / Е .Н. Ф ил и п п о ва // Ре г и о н а л ь н а я э ко н о м и ка : те -о р и я и п р а кт и ка . - 2 0 1 0 . - N N 1 6 2 . - С . 54-56.
3 . Ча ти ря н , Н.В . Ра з в ит и е м а л ых фо р м бизнеса в аграрном производстве (на матер и ал а х Пе н зе н с ко й о бл а сти ) : а вто ре ф . ди с . . . . ка н д. э ко н . н а ук / Н .В . Ча т и ря н . - Пе н з а , 2006. - С . 3 .
4 . Я н б ых, Р. Г. Поте н циал сел ьс кохо-зяйственной кооперации в развитии малых фо р м хо з я й с т в о в а н и я н а с ел е / Р. Г. Я н б ы I х //
Э ко н о м и ка сел ьс кохо зя й стве н н ых и п е ре ра -батывающих предприятий. - 2009. - N° 11.
- С . 74-77.