Научная статья на тему 'Основные направления стабилизации сельского рынка труда в Самарской области'

Основные направления стабилизации сельского рынка труда в Самарской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1114
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / КОЛЛЕКТИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петова Татьяна Владимировна

В статье рассмотрено состояние сельского рынка труда в Самарской области. Предложены и обоснованы основные пути решения проблемы занятости сельского населения Самарской области. Особое внимание уделено развитию малого предпринимательства и самозанятости как основного направления регулирования сельского рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article demonstrates the farm job market situation in Samara region. The fundamental means of solving the problem of Samara region rural population employment are introduced and motivated. The emphasis on the de-velopment of small business and self-employment is laid as the basic trend of rural job market regulation.

Текст научной работы на тему «Основные направления стабилизации сельского рынка труда в Самарской области»

УДК 332.1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО РЫНКА ТРУДА

В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Пето в а Та тья н а Вл а д и м и р о в н а, а сп ир ан т ка ф е др ы « Ст а т и ст и ка и э ко н ом и ч е-ский анализ»

ФГБОУ ВПО « Сам ар ская го суд ар ст в е н н ая сел ь скохозя ист в е н н ая а ка д ем ия »

446442, Сам ар ская о бласт ь, г. Ки н ель, пгт. Уст ь-Ки н ель ски и, ул. Уч е бн ая, 2, тел.: (84663) 46-1-38.

Кл ю ч е в ы е сл о в а : сел ь ская безр а бо т и и, а, ал ь т ер н а т и в н ая з а нят о ст ь населе -н ия, м ал ы/и бизн е с, колл е кт и в н о е хозя ист в о, ф ерм ер ско е хозя и ст в о, л и ч н о е п о д со б-н о е хо зя и ст в о, Го суд ар ст в е н н ая п р о гр а мм а.

В ст а т ь е р а ссм о тр е н о со ст оя н и е сел ь ског о р ыы н ка тр уда в Сам ар ско и о бл а-ст и. Пр е дложе н ыы и о бо сн о в ан ыы о сн о в н ыы е п ут и р е ш е н ия пр о блем ыы за нят о ст и сел ь -ского н аселен ия Самар ско и о бласт и. Осо бо е вн им ан и е уд елен о р азв и т и ю м алого

предпринимательства и самозанятости сельского рынка труда.

В на стоя щее в ремя н а р ы н ке сел ь-с ко го труда Са м а рс ко й о бл а сти сл ож ил а с ь сложная и, вместе с тем, неоднозначная с итуа ция . С одн о й сто ро н ы, ч исл е н н ость сел ьс к их бе з р а бот н Ы1 х в Са м а рс ко й о бл а сти в 2009 году составила 16750 человек, что на

3 9% б ол ь ш е у ро в ня 2008 года . За 2004-2009 годы число безработных в целом по области в ы I р осл о н а 7 9%, а в с ел ьс ко й м е стн ост и -п о чти в тр и ра за . В 2009 году н а дол ю с ел ь-ского населения приходилось около трети от общей численности безработных, при этом удельный вес сельских жителей от общей численности населения составлял всего 1 9, 4% . На в ы Iпл а ту п осо б и й п о б е з ра б оти -це по средней ставке 2875 руб./мес. на эти цели в год израсходовано, по нашим рас-

4 ета м, о кол о 580 мл н . руб . Дл я с р а в н е н ия : общий объем бюджетных средств, направленных на финансирование регионального агропроизводства в 2009 г., составил чуть менее 2 млрд. руб.

С дру го й сто ро н ы I , н а с ел е достаточ н о вакансий, которые, однако, не вызывают и н те ре са у б е з ра б отн ых гра жда н . Та к, со во-купная потребность коллективных хозяйств в работниках массовых профессий на 2009 год составляла около 5000 человек, в специалистах со средним и высшим образован и е м - почти 2500 человек. 3начительная

как основного направления регулирования

часть вакансий заполняется, как правило, за счет миграционного притока неквалифицированной рабочей силы из других регионов и стр а н СНГ. М н о ги е и н ве сто р ы, п ыта ю щи е -ся организовать крупное производство в регионе, также называют кадровую проблему в качестве одного из наиболее серьезных лимитирующих факторов.

Бе зусл о в н о, одн о й и з ос н о в н ых п р и -чин низкой привлекательности аграрного труда является крайне низкий уровень его

о пл а ты . С редн е м е ся ч н а я за ра б отн а я п л а та в сельском хозяйстве региона в 2009 году б ыл а в 2, 7 ра за н иже, ч е м в с редн е м п о Са -м а рс ко й о бл а сти . В м е сте с те м сл едует отметить и низкую экономическую активность сельского населения в сфере индивидуального предпринимательства, нежелание развивать самозанятость.

Ос о б о с л е дуе т о т м е т и т ь , ч то с ох р а н е -ние описанных тенденций на протяжении длительного времени привело к возникно-ве н и ю ря да н е га ти в н ых мо м е нто в . П режде всего к ним относится ускоренная депопуляция и обезлюдение сельских территорий, усиление иждивенческих и протестных настроений, ухудшение социально-бытового и и н ф ра ст руктур н о го п ол оже н ия с ел ьч а н . В сложившихся условиях представляется весьма актуальным проанализировать причины

и факторы сложившейся ситуации, выявить

бл е м ы, а та кже п одгото в ит ь о б ос н о ва н ные

П режде все го следует подче р к нуть, ч то ос н о в н о й п р и ч и н о й роста ч и сл е н но сти

водства . Вза имос вя з ь между эти м и я вл ем н оже стве н но й л и н е й н о й ре гр е сс и и, которая имеет вид:

По резул ьтата м в Ы1 п ол н е н ных ра сч е-

тел я н а 90% о п ределя ется фа кто р а м и п р и з-н а ка м и . Получ е нное ура в не н ие ре гресс и и

Н0 откл о няется с ве роятн ость ю а ра в н о й 0, 05, та к ка к F- к р ите р и й Ф и ш е р а р а сч етн ы й б ол ь ш е та бл и ч н о го . П р и п р о в е р ке з н ач и м о -

I-к р ите р и ю Сть юде н та п ол уч а е м, ч то ко эф-ф и ци е нт ы I ре г ре сс и и х^ 0, 2 и х2=0, 37 н ез н а-

ч и м ы I , и соответству ю щи е и м п е р е м е н ные

Та ки м о б ра зом, изме не н ие ч исл е н -н ости бе з р а б отн ых в Са м а рс ко й о бл а сти за 1992 - 2009 годы I н а 5 0% о бъя с н яе тс я т рудн остя м и а гра р н о го ко м пл е кс а . А н ал и з з н ан о й л и н е й н о й в з а и м о с вя з и . Та к и м о б р а з о м , н а те р р ито р и и Са м а рс ко й о бл а сти во з мож-

ра з в ития а гро п ром ы шле н но го ком пл е кса

Ос н о в н ые н а п ра вл е н ия ре гул и ро ва -н ия сел ьс ко го р ы I н ка труда в Са ма р с ко й о б -

Оха ра кте р и зуе м ка ждое и з н их б ол ее

Аграрная политика Са марской о бл а -

и н вести цио н но го кл и мата и по в ы ш е н и ю и н вести цио н ной п р и вле кател ь ности сел ь-с кохозя йстве н но го б из н еса . Увел иче н ие объемов производства продукции сельско-

тех нич е с ко й ба з ы АПК и ра з в и тия е го и н -н ых и и нте г ра ци о н ных п ро це ссо в н а с ел е .

Осо бе н н о важ н ы м фа кто ром а кти в иза ци и инвестиционной деятельности национальных интересов является финансовая под-де рж ка п редп р ия ти й АПК ч е р ез меха н и з м удешевления и увеличения привлекаемых кредитных ресурсов и создаваемыми ими кооперационными формированиями на с ел е . Это п о з в ол и т п о в ы I с и т ь у р о в е н ь то в а р -ности продукции хозяйств и доходы занятых в н их гр ажда н . В р а м ка х ре а л и за ц и и н а ци он а л ь н о го п р о е кта в Са м а р с ко й о бл а ст и п л а -нируется завершить строительство двух птицеводческих комплексов с общим объемом производства мяса более 108 тысяч тонн в год и одного свинокомплекса мощностью

1 2 т ы I ся ч то н н мя са в год. Ра б ота эт их ко м -плексов позволит довести долю собственного производства в потреблении мяса до научно обоснованного уровня, обеспечить создание 3700 новых рабочих мест, увеличить потребление зерна на кормовые цели в регионе в 2,6 раза.

Моде р н иза ция и ра з в итие отра сл и животноводства возможно за счет реконструкции действующих животноводческих комплексов на основе использования современных технологий, установки современного высокотехнологичного оборудования, улучшения генетического потенциала животных, совершенствования технологий производства, хранения и использования кормов.

На иболее круп н ы м и н вести цио н н ы м проектом в растениеводстве является реконструкция и восстановление мелиора-т и в н ы I х фо ндо в Са ма р с ко й о бл а сти , в ра м -ках этого проекта будут увеличены площади о ро ш е н и я до 80 ты с . га . На о ро ш а е м ых землях возделывают наиболее трудоемкие культуры - подсолнечник, овощные, кормов ы е кул ьтур ы, ка рто фел ь . За сч ет ре а л и за -ции этого проекта будет увеличен удельный вес сельскохозяйственной продукции, создана гарантированная кормовая база для животноводства, улучшено техническое состояние оросительных систем и водохозяйственных объектов, обеспечена занятость сельского населения в хозяйствах области, использующих орошаемые земли.

Пр и о р итетн о й ме р о й в о бл а сти р е ш е -

ния проблемы безработицы населения и регулирования рынка труда на селе является поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и товар-н ы е л и ч н ы е п одс о б н ы е хозя й ст ва . В н а стоя ще е в р е мя в сел ьс к их ра й о н а х Са м а рс ко й области на одну вакансию претендует более де сят и б е з ра б отн ых гр ажда н . Для м н о ги х из них личное подсобное хозяйство превратилось из вспомогательного в основной источник жизнеобеспечения, а во многих местах стало единственным местом при-л оже н ия т руда . Ни з ка я за ра б от н а я пл а та в коллективных хозяйствах и рост безработицы побуждают сельских жителей использовать личное подсобное хозяйство как сферу самостоятельной занятости.

В ре зул ьтате н е п осл едо вател ь н о й п о -литики в отношении малого сельскохозяйственного предпринимательства, отсутствия благоприятных условий для деятельности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, предприятий, их инфраструктуры, а также в результате недостаточной поддержки государства ситуация в сфере малого бизнеса остается неудовлетвори-тел ь н о й . В н а стоя ще е в р е мя э ко н о м и ч е с к и е и законодательные условия препятствуют т ра н с фо р м а ци и ЛПХ и з н а тура л ь н о й с реды в то ва р ную . По резул ьтата м мо н ито р и н га социально-трудовой сферы села количество з а н я т ы I х в то в а р н ы I х ЛПХ и н е и м е ю щ и х другого доходного занятия в 2009 году составляет 711,5 тыс.чел.

В ра м ка х ре а л и за ци и н а ци о н а л ь н о го проекта в области организуются сельскохо-зя йстве н н ые коо пе рати в ы . В этом случа е независимые субъекты выступают активным самостоятельным началом связей, а их взаимодействие определяется рациональностью и оптимальностью поведения в стремлении к максимизации прибыли при определенных внешних и внутренних условиях.

Да н н ы й п р о це сс п редста вля ет со б о й реальные отношения между формированиями аграрного рынка, так как заканчивается торговой сделкой, принимая форму коопе-

рационных связей, развитие которых способствует экономическому росту субъектов рынка за счет расширения производства, распространения прогрессивного опыта и технологий, гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции, сокращения неплатежей.

Одн и м и з н а п ра вл е н и й ра з в ития сел ь-ских территорий является организация товарного производства в каждом крестьянском подворье, создание многочисленных семейных ферм, что позволит снять социальную напряженность в сфере трудоустройства жителей села.

Реализация данного направления предусматривает: комплексное развитие

личных подсобных и фермерских хозяйств, учитывающее весь цикл производства - от обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств до реализации произведенной ими продукции; создание собственной перерабатывающей и сбытовой сети сельскохозяйственной продукции, произведенной в мелкотоварных хозяйствах.

В Са м а р с ко й о бл а ст и в ка ч е ст в е п и л от-ного проекта для инвестиций в малые формы аграрного производства можно рассмотреть « И н н о ва цио н н ы й це нтр Агротехн о-парк личных подсобных хозяйств», который позволяет решить следующие задачи:

1 . О бес п еч ить п ро из водство п родук-ции в личных подсобных хозяйствах должной инфраструктурой.

2 . Ста т ь я д р о м фо р м и р о в а н и я н ес кол ь -ких кластеров для производства различных видов сельскохозяйственной продукции по современным технологиям и по низкой себестоимости.

3 . Получ ать га ра нти ро ва н н Ы1 й доход с оборота качественной сельхозпродукции через торговые сети под узнаваемым брендом.

17 декабря 2010 года был подписан п р и ка з Ми н сел ьхоза Росс и и N9437, в котором отражен порядок распределения и предоставления из федерального бюджета б юджета м субъе кто в Росс и йс ко й Феде ра -ции субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельско го хозяйства субъектов Российской

Феде ра ци и . Отбо р ре ги о н а л ь н Ы1х п ро гр а м м будет проводиться по следующим направлениям: развитие мясного скотоводства; развитие молочного скотоводства; развитие т ра ди ци о н н о й для субъе кта Росс и й с ко й Фе -дерации подотрасли сельского хозяйства.

По н а ш е м у м н е н и ю, о р га н ы I вл а ст и Са -марской области должны приложить максимальные усилия, чтобы привлечь средства федерального бюджета на развитие подо-т ра сл е й . 3 н а ч и м ост ь да н н о го п редл оже н и я подтверждается планируемыми изменениями в 2011г. в областной целевой программ е р а з в ития сел ьс ко го хозя й ст ва . В н е й п оя в ится подп ро гра м ма «< Ра з в итие мя с н о го скотоводства и увеличение производства говядины».

Ра с ш и ре н и е и ди ве р с и ф и ка ция за н я -тости может осуществляться на основе поиска новых эффективных, высокодоходных, несельскохозяйственных ниш, развития альтернативной занятости сельского населения во всех возможных организационных формах, особенно в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе, подсобных промышленных организациях и народных промыслах, лесопромышленном, водохозяйственном и строительном комплексах, а также в производстве местных строительных материалов. За м е ч е н о, ч то р ол ь п одсо б н ых п ро м ы сл о в особенно возрастает в тяжелые для страны времена (революция, войны, кризисы), тогда, когда все усилия и возможности населения сконцентрированы и направлены на в ыж и ва н и е . В усл о в ия х со в ре м е н н о го э ко-номического кризиса социально-экономическое значение подсобной деятельности в жизни сельского населения вновь усилилось [2].

И нте н с ифи ка ция ра з в ития лесо п ро-мышленного комплекса и связанных с ним многочисленных производств и видов деятельности, создание благоприятных условий для привлечения в него отечественных и иностранных инвестиций могли бы заложить долгосрочную основу для создания в сельских районах высокодоходных рабочих мест [1].

Важ н е й ш и м н а п ра вл е н ием ра з в ития несельскохозяйственной занятости населения является сельский туризм (экологиче-с к и й и а гротур и з м ) . Сел ьс к и й тур и з м - это сектор туристической отрасли, использующий природные, культурно-исторические, социальные и иные ресурсы сельской местности для создания комплексного туристи-

ч е с ко го п роду кта . С ра з в ити е м это й отра сл и появится возможность создания рабочих мест для работников различного уровня квалификации во многих сферах экономик и . Ва ж н ы м п ре и муще ство м сел ьс ко го туризма является его быстрая окупаемость [4].

И н дуст р и я ту р и з м а м оже т ста т ь р е а л ь -ной возможностью для решения проблемы занятости, она имеет большой потенциал для привлечения предпринимательских ресурсов, не требующих больших капиталовложений, и является индустрией номер оди н п о созда н и ю ра бо ч их м е ст. Уч иты1 ва я неоспоримый туристический потенциал нашего региона, приложение капитала именно в эту индустрию является чрезвычайно а ктуа л ь н Ы1 м . Ра з в ит и е ту р и з м а в сел ьс ко й местности способствует решению социальных и экономических проблем на селе и выступает в качестве «социального амортизатора», позволяющего перевести избыток трудовых ресурсов в альтернативный сектор производства услуг и создать новые рабочие места.

П р о це сс ст и м ул и р о в а н и я и п одде рж к и развития альтернативных видов занятости в сельской местности нуждается в организации адекватного информационно-консультативного обеспечения, целью которого является: предоставление информационных услуг относительно возможностей развития различных видов альтернативного предпринимательства в сельской местности; методов, форм и современных технологий ведения хозяйства; формирование практических навыков прибыльного ведения хозяйства, обеспечение качества и безопасности продукции; регулирование отношений собственности на имущество, землю, их эффективного использования в хозяйственной деятельности, порядка получения государственной помощи, инвестиционных, кре-

дитных и других видов ресурсов, возможностей применения ресурсо- и энергосберега-ю щ их тех н ол о ги й . С это й же цел ь ю о б е с п е -чивается регулярное проведение учебных семинаров по вопросам повышения уровня знаний относительно функционирования инженерно-технических коммуникаций, охраны окружающей среды и т.п.

Ра з в ит и е м а л о го б и з н е са н а с ел е н а -прямую связано с проблемами в социальной сфере сельского хозяйства региона, среди которых основными являются: высокий уровень оттока сельского населения (особенно молодежи) в город; отсутствие у молодежи мотивации для работы в сельском хозяйстве.

Да н н а я с итуа ция о бусл о вл е н а н и з к и м уровнем доходов сельского населения, неразвитостью системы рынка жилья, низким уровнем социально-бытового и медицинского обеспечения, слабо развитой дорожно-транспортной инфраструктурой.

Для обеспечения усто йчиво го развития малого и среднего предпринимательства принимаются федеральные, региональные и муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства. Ос н о в н ы I м и цел я м и госуда рстве н н о й п ол и -тики в области развития малого и среднего предпринимательства являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение занятости населения и развития самозанятости.

В целя х р е а л и за ци и госуда рст ве н н о й политики в области развития малого и среднего предпринимательства законами и иными правовыми актами предусматриваются следующие меры: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета; упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий; упрощенный порядок составления статистической отчетности; меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предприниматель-

ства; меры по развитию инфраструктуры субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ра ссматр и вая резул ьтати в н ость государственной поддержки малого и среднего бизнеса, можно отметить следующую тен-де н ц и ю . В Са м а рс ко й о бл а сти за 2009 год налоговые службы зарегистрировали 66 164 новых предприятий - это самый большой п о ка за тел ь п о П р и волжс ко му феде ра л ь н ому о к ругу. Но и л и к в иди р о ва н о в о бл а сти было тоже больше всего компаний - 44 114, что в разы превышает показатели других о бл а сте й . Та к и м о б ра зо м, за м и н ув ш и й год в Са м а рс ком регионе новых предприятий б ыт о со зда н о все го н а 27% бол ь ш е, ч е м за -к р ы1то . В Са м а рс ко й о бл а сти с 1995 п о 2007 гг. произошло сокращение крестьянских ( фе р ме р с к их) хозя й ств н а 2238 еди н и ц. В числе основных причин, препятствующих организации малого бизнеса в аграрной сфере, по мнению селян, остается отсут-ст в и е с редств (40, 7% о п ро ш е н н ы1х) . В с вя з и с кризисными условиями резко повысился р е й т и н г о п а с е н и я р и с ка « п о го р е т ь » ( 3 0, 9% ) , а также нехватка знаний и земли.

Сл ож и в ш а я ся с итуа ция с в идетел ьст ву-ет о недостаточном внимании к малым формам бизнеса на продовольственном рынке,

о неиспользовании в достаточной степени возможностей крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в развитии сельских территорий, где бизнес играет важнейшую экономическую и социально-политическую роль [3].

Подде рж ка м а л о го и с редн е го б и з н е -са включена в перечень первоочередных ме р, п редп р и н и ма е м ы1х Пра в ител ьством Са м а рс ко й о бл а ст и п о бо р ьб е с п осл едст в и -я м и м и р о во го ф и н а н со во го к р и з и с а . Поддержка малого бизнеса имеет основную цель - использовать его потенциал для соз-да н ия н о в ы1х ра б оч их м е ст. Ос н о в н Ы1 м и н а -п р а вл е н ия м и Гос п ро гра м м ы1 п о п одде рж ке малого бизнеса стали: обеспечение доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам; развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации; создание

и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции.

В ра м ках п р ио р итетн о го н а цио н ал ь-н о го п рое кта « Ра з в ити е АПК » б ыл о о ка за -но воздействие на все стороны аграрного производства и социальной сферы села. Б ыт о б е с п е ч е н за м ет н Ы1 й рост сел ьс кохо-зяйственного производства, прежде всего животноводства, серьезную поддержку получило малое предпринимательство, по-новому развернулось кооперативное движение, в целях закрепления молодых специалистов на селе развернулось масштабное строительство жилья, которое предо-ста вл ял ос ь н а л ь гот н Ы1х усл о в иях . Ши ро кое распространение получили такие рыночные инструменты развития, как кредитование сельхозпроизводителей и предоставление техники и племенных животных в лизинг. Ре а л и за ция н а ци о н а л ь н о го п рое кта с п осо б -ствовала улучшению морального климата на селе и придала динамику ускорения всем позитивным процессам, происходящим в аграрной сфере.

В Са ма р с ко й о бл а сти во п ро са м и к р е -дито ва н ия м ал о го б и з н е са за н и м а ется Са -марский областной фонд микрофинанси-ро ва н ия и Га ра н ти й н Ы1 й фо н д. За 2009 год фонд микрофинансирования выдал займов на 80 млн. рублей.

Та к, в 2009 году п ра в ител ьстве н н ы I е гранты на развитие собственного бизнеса п ол уч и л и 35 6 ч ел о в е к . Вс е го в ко н ку р с е уч а -ствовало 582 предпринимателя, ведущих свою деятельность, при этом приоритетное право предоставлялось выпускникам 2008 и 2009 годов, безработным гражданам, а также предпринимателям, занимающимся производственной деятельностью.

Вс е го н а гра н ты в 2009 г. б ы л о в ыдел е -но 101,7 млн. рублей, из них 69 млн. рублей выделялись из федерального бюджета, а

3 2, 7 мл н . рубл е й - и з о бл а стн о го . К ро м е того, департамент осуществлял выплату субсидий на погашение кредитов.

По н а ш е м у м н е н и ю, в ус л о в и я х к р и з и -са такая мера, как организация самозанятости за счет создания безработным малого

п р едп р ия тия , н е з н а ч ител ь н а . В ыда ч а гра н -тов в размере 60-100 тыс. рублей - это недостаточная сумма для создания собственного дел а . Ра з в и т и е п р ед п р и н и м а тел ьс т в а н уж н о использовать, но при этом необходимы радикальные меры для стимулирования этого п р о це сса . В ме сте с те м, м и ро во й о п Ы1 т п оказывает, что предпринимательский талант п р и су ш, тол ь ко 7 - 8 % н а с ел е н и я .

Су ше ствую ши е п ро гра м м Ы1 п одде рж-ки малого предпринимательства должны обеспечить среднегодовое увеличение субъектов малого предпринимательства. Ож ида ется а кти в иза ция дело во й а кти в н ост и в уда л е н н Ы1Х сел ьс к их ра й о н ах . Кол и ч е -ство работающих на малых предприятиях (включая индивидуальных предпринимате-л е й ) дол ж н о с оста в ит ь 65-70% всех з а ня т ы I х в э ко н о м и ке Са м а рс ко й о бл а сти .

Гл а в н ы I м п р и н ци п о м госуда рстве н н о й поддержки малого бизнеса должно стать создание экономических и правовых условий для нормального ведения рыночного хозя й ство ва н ия . Го суда р стве н н а я п одде рж-ка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также за рубежн о го о п ыта . Важн е й ш ие зада ч и государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить равные права предпринимателям, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления

самостоятельности и предприимчивости.

Ра с ш и р ит ь с фе ру п р ил оже н ия труда , принять потоки излишней рабочей силы и сформировать устойчивый агропромышленный комплекс представляется возможным с развитием малого и среднего бизнеса, чаще всего - путем ведения личного подсобного хозяйства, а также занятием различными в ида м и п ро м ы сл о в и ре м е сел . А кти в и з а ция малого агробизнеса оказывает существенное влияние на политическую, экономическую и социальную стабильность общества, поскольку он способствует насыщению потребительского рынка товарами, расширению конкуренции, росту занятости, социальному развитию сельских территорий.

Б и бл и о гр а ф ич ес к и й сп и со к

1 . И го ш и н а, Л . Н . Особе н н ости

ра з в ития трудо в ы х ре су рсо в н а сел е / Л.Н . И го ш и н а // На уч н ое о б е с п е ч е н и е и н н о ва -ци о н но го ра з вития АПК : мате р и ал ы Всероссийской. науч.-практ. конф., посвящен-н о й 90-л ети ю го суда р стве н н ости Удму рти и

- Иже в с к, 2 0 1 0 . - С . 99-105 .

2 . Ф ил и п п о ва , Е . Н . Ми сс ия к р естья н -ст ва и п одсо б н ы е п ро м ы сл ы : 2 1 ве к / Е .Н. Ф ил и п п о ва // Ре г и о н а л ь н а я э ко н о м и ка : те -о р и я и п р а кт и ка . - 2 0 1 0 . - N N 1 6 2 . - С . 54-56.

3 . Ча ти ря н , Н.В . Ра з в ит и е м а л ых фо р м бизнеса в аграрном производстве (на матер и ал а х Пе н зе н с ко й о бл а сти ) : а вто ре ф . ди с . . . . ка н д. э ко н . н а ук / Н .В . Ча т и ря н . - Пе н з а , 2006. - С . 3 .

4 . Я н б ых, Р. Г. Поте н циал сел ьс кохо-зяйственной кооперации в развитии малых фо р м хо з я й с т в о в а н и я н а с ел е / Р. Г. Я н б ы I х //

Э ко н о м и ка сел ьс кохо зя й стве н н ых и п е ре ра -батывающих предприятий. - 2009. - N° 11.

- С . 74-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.