Научная статья на тему 'Сокращение финансовых рисков организаций агропищевого кластера в аспекте обеспечения продовольственной безопасности россии'

Сокращение финансовых рисков организаций агропищевого кластера в аспекте обеспечения продовольственной безопасности россии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сокращение финансовых рисков организаций агропищевого кластера в аспекте обеспечения продовольственной безопасности россии»

домохозяйств, в 94,9 % из них для возделывания принадлежащего им земельного участка применяется ручной труд. Следовательно, решение вопроса продовольственного обеспечения на уровне домохозяйства выступает в основном как необходимость удовлетворения потребностей человеческого организма.

Эволюция функционирования личных крестьянских хозяйств доказывает, что на протяжении всего периода существования ЛКХ пытались минимизировать свои формальные взаимоотношения с государством. Первопричиной этих обстоятельств стало неоднозначное отношение органов власти к их деятельности, где мотивацией выступают идеологические убеждения и уверенность в не перспективности их деятельности.

СОКРАЩЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ АГРОПИЩЕВОГО КЛАСТЕРА В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

РымановаЛ.А., к.э.н., вед.н.с.

Сибирский научно-исследовательского институт экономики сельского хозяйства Реализация мероприятий Госпрограммы, несмотря на сложившиеся форс-мажорные обстоятельства последних лет, определили успехи в области модернизации производственно-технической базы, развитии инфраструктурного обеспечения организаций агропищевого кластера России. Вместе с тем отмечается их низкая доходность, показатели финансовой устойчивости ниже нормативного уровня, задолженность организаций превышает годовую выручку за реализуемую товарную продукцию. Все это в значительной степени затрудняет выполнение программных темпов развития основных товарных отраслей, достижение пороговых уровней продовольственной безопасности. Повышение доходности, сокращение финансовых рисков организаций агропищевого комплекса является одним из существенных направлений обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Решение данных вопросов предполагает реализацию положений о более полном выделении средств на согласованный уровень господдержки, достигнутых договорённостей при вступлении в ВТО, а также решение ряда аспектов по структуризации расходов федерального бюджета, предусмотренных на выполнение Госпрограммы по отдельным направления. Такая реструктуризация может быть осуществлена, например, при перераспределении средств с мероприятий по поддержке кредитования - на мероприятия по поддержку регулирования рынков продукции растениеводства и реализации отдельных видов животноводческой продукции. Это обеспечит прямое стимулирование реализации основных видов товарных продуктов.

На период реализации Госпрограммы удельный вес кредитной поддержки в расходах государственного бюджета составит 30,6 %, удельный вес поддержки регулирования рынка продукции растениеводства и реализации товарного молока - 7,6 %, пропорция распределения - 80:20. При изменении пропорции распределения средств по этим группам по первому варианту - 50 : 50, по второму - 33,3 : 66,6 возможно за счет перераспределения дополнительно выделить на стимулирование мероприятий по регулированию рынка продукции растениеводства и реализации товарного молока и крупного рогатого скота в живом весе в среднем за год - 21,7 и 33,7 млрд.р. (табл. 1).

Таблица 1. Фрагмент структуризации расходов федерального бюджета по Госпрограмме на 2013-2020 гг. на мероприятия поддержке кредитования и регулирования рынков, реализации _товарной продукции_

Показатели По Госпрограмме 20132020 гг.

За период В среднем за год

Всего федеральный бюджет по Госпрограмме, млрд.р. 1509,6

Всего государственная поддержка кредитования, млрд. р. 461,8 57,7

Уд. вес кредитной поддержки, % 30,6

Всего государственная поддержка регулирования рынков продукции растениеводства и реализации молока, млрд. р. 115,3 14,4

Уд. вес поддержки регулирования рынка продукции растениеводства и реализации молока, % 7,6

Расходы федерального бюджета по двум группам мероприятий, млрд. р. 577,1

Пропорции распределения средств внутри двух групп мероприятий, % 80:20

При пропорции распределения средств на поддержку кредита и на мероприятия по регулированию рынков и реализации товарной продукции 50:50:

скорректированная сумма поддержки кредитования, млрд. р. 288,5

скорректированная сумма поддержки мер по регулированию рынка, реализации товарной продукции, млрд. р. 288,5

уменьшение средств на поддержку кредитования, млрд. р. -173,2 -21,7

увеличение средств на поддержку мер по регулированию рынка, реализации товарной продукции, млрд. р. 173,2 21,7

При пропорции распределения средств на поддержку кредита и на мероприятия по регулированию рынков и реализации товарной продукции 33,3:66,6

скорректированная сумма поддержки кредитования, млрд. р. 192,2

скорректированная сумма поддержки мер по регулированию рынка, реализации товарной продукции, млрд. р. 384,3

уменьшение средств на поддержку кредитования, млрд. р. -269,0 -33,7

увеличение средств на поддержку по регулированию рынка, реализации товарной продукции, млрд. р. 269,0 33,7

Таким образом, будет расширен объём средств федерального бюджета во взаимосвязи с регулированием цен сельхозтоваропроизводителей. С точки зрения ограничений ВТО, резервы для данного увеличения имеются. Установление субсидий за реализацию крупного рогатого скота в живом весе создаст условия для преодолена его хронической убыточности.

Нерациональность повышенной доли субсидий, направляемой на компенсацию части процентных ставок при диспаритетете цен и низкой платёжеспособности сельхозпредприятий отмечает д.э.н. Н.А. Борхунов. Чл. корр. Россельхозакадемии Е.С. Савченко замечает, что действующие меры со стороны государства по субсидированию процентных ставок по отдельным отраслям и хозяйствующим субъектам следует отменить [1, С. 34; 2, С. 2].

Сохранение объёмов кредита, согласно Госпрограммы может быть обеспечено путем проведения эффективной процентной политики, в том числе путём снижения ставки рефинансирования, приближение её к уровню стран ЕС и США. По этому вопросу заслуживает внимания позиция чл.-корр Е. Савченко изложенная в цитируемой работе о том, что ставка Рефинансирования не должна превышать 0,5 - 1 %, а в коммерческих банках кредиты следует выдавать под 3 - 5 %.

Сокращение финансовых рисков следует связывать с развитием системы кредита путем наиболее полного использования форм и механизмов кредитования.

Наряду с банковской формой кредита в системе организаций агропищевого кластера с учётом накопленного опыта должны получить дальнейшее развитие институциональные основы функционирования коммерческого и товарного кредита. Этому способствует наличие в кластерных системах организации экономического лидера, интеграция организаций с учетом последовательности технологического цикла для выполнения определённых целей. Функционирование коммерческого и товарного кредита выступает как подсистема экономического управления внутри кластерных групп. При сжатии банковского кредита коммерческий, товарный кредит расширяет зону регулирования горизонтальных и вертикальных продуктовых и товарных рынков, обеспечивает непрерывность движения товарных и финансовых потоков, что приводит к снижению финансовых рисков. Необходимым условием этих форм кредитования является приемлемость цен, эффективное

управление реализацией продукции, гармонизация технических регламентов и национальных стандартов качества продукции.

Сокращение финансовых рисков в большей степени будет достигнуто при уточнении субсидий на мероприятия по регулированию рынка и поддержке реализации товарной продукции с учетом индикативного уровня цен на соответствующую продукцию.

До последнего времени производство крупного рогатого скота в Российской Федерации, СФО является устойчиво убыточным. В 2012 г. в сельскохозяйственных организациях Новосибирской области уровень убыточности (без надбавок) крупного рогатого скота составил -12,4 %. Очевидно, для снижения финансовых рисков, обеспечения доходности и инвестиционной привлекательности требуется установление значительных субсидий за тонну реализуемой продукции. Они должны быть установлены с учётом индикативного уровня цены на крупный рогатый скот в живом весе. На протяжении всех лет выполнения предыдущей Госпрограммы фактическая цена реализации 1 т скота в живом весе отклонялась от её индикативного уровня. Расчеты показывают, что с учётом индикативного уровня - субсидия в расчёте на 1 т реализованного крупного рогатого скота в живой массе должна составить до 17,3 тыс. р. (табл. 2).

Таблица 2. К обоснованию субсидий за реализацию 1 т крупного рогатого скота в живом весе, Новосибирская область, тыс. р.

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Факт цена реализации, тыс. р.* 45,7 47,5 61,0 65,4

Индикативная цена с учетом качества, тыс. р. 71,8 75,7 78,1 82,7

Расчётный уровень доплат за реализацию 1 т крупного рогатого скота в живом весе., тыс. р. 26,1 28,2 17,1 17,3

По данным источника [3 ]

Это обеспечит предотвращение убытка и повышение рентабельности с -12,4 - до 8,0 %, а с учетом уже действующих надбавок до - 10,7 %. Второй составляющий фактор обеспечения доходности отрасли - снижению издержек на производство 1 т крупного рогатого скота и повышение качества реализованной продукции. Снижение фактических до индикативного уровня издержек на 1 т живой массы крупного рогатого скота, обеспечит рентабельность товарной продукции отрасли до 30 %.

В условиях вступления в ВТО существенное влияние на продовольственную безопасность оказывает таможенно-тарифное регулирование. Снижение пошлин на импорт живых свиней и отсутствие таковых по ввозу на мясо свиней при принятом механизме квотирования обусловили падение цен на свинину отечественных товаропроизводителей, снижение объёма производства. При этом существующее положение крупных животноводческих комплексов СФО усугубляется необходимостью осуществления возврата долгосрочных кредитов на реконструкцию и модернизацию. Предотвращение волатильности цен, обеспечение финансовой устойчивости организаций, имеющих инновационный тип развития в современных условиях находится во всё большей связи со взвешенными мерами таможенно-тарифного регулирования.

Таким образом, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации предполагает сокращение финансовых рисков организаций агропищевого кластера путём уточнения экономической модели Госпрограммы, развития системы кредитования, использование в регулировании обменных процессов системы стоимостных индикаторов, уточнение по ряду позиций отдельных мер таможенно-тарифного регулирования.

Выводы

1. Необходимо уточнение экономической модели принятой Госпрограммы. В результате предложенной структуризации (государственная поддержка кредитования, регулирование рынка продукции) средства в большей степени будут ориентированы на обеспечение доходности отраслей и финансовой устойчивости организаций.

2. При установлении обоснованного уровня субсидий на реализуемое молоко и крупный рогатый скот следует использовать индикативный уровень цен с учетом приемлемого уровня себестоимости и достаточного объема прибыли на реализацию мероприятий Госпрограммы.

3. Для предотвращения волатильности цен, обеспечение финансовой устойчивости организаций, имеющих инновационный тип развития необходимо уточнение по ряду позиций отдельных мер таможенно-тарифного регулирования.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Борхунов Н. А., Родионова О. Цены, финансы и воспроизводство в сельхозорганизациях //АПК:экономика, управ. - 2013. - № 2 . -С. 30-37.

Савченко Е. С. Макроэкономическая политика России: проблемы и решения //АПК:экономика, управ. - 2013. - № 6 . -С. 3-10.

Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции, Новосибирская область. -http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi.

Национальный доклад « О ходе и результатах реализации в 2012 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» - Минсельхоз. России. - М. -2013. - 281 с.

О Государственной Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы : Постановление Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717

Рыбалко Ю. Методологические основы формирования кластерных коммерческих структур в АПК// Аграрная экономика, Минск. - 2009. - № 11. - С. 12-15. -// http://csl.bas-net.by/xfile/agroeco/2009/11/c6c7r.pdf#page=12.

Рыманова Л.А. Формирование системы индикаторов регулирования ценовых отношений сельскохозяйственных предприятий. /Л.А. Рыманова; Рос. акад. с.-х. наук. Сиб. от-ние, Сиб. научн. исслед. ин-т экономики сель. хоз-ва. Новосибирск. 2010 - 129 с.

ИННОВАЦИОННЫЙ РЫНОК ТРУДА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Федотова О.В., к.э.н., директор филиала № 4 ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ

В Волгоградской области формируются и апробируются новые инновационные подходы по решению проблем обеспечением кадрами предприятий и занятости населения. На сегодняшний день в регионе сохраняется стабильная ситуация с уровнем регистрируемой безработицы. Ее показатель составляет 1,06 %, а в ЮФО 1,4 %.

Сегодня число зарегистрированных безработных в области — чуть больше 13 тысяч, что гораздо ниже по сравнению с прошлым годом.

Также снижается и коэффициент напряженности на рынке труда - это количество незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости к числу заявленных вакансий. Сегодня он составляет 0,35.

Постепенно снижается уровень регистрируемой безработицы. Растет число вакансий. Сегодня их более 47 тысяч, а в целом за 2013 год было представлено 65 тысяч вакансий, из них 80% - рабочие специальности.

Между тем формируются новые задачи и инновационные подходы по решению проблем обеспечением кадрами предприятий и занятости населения, апробируются новые технологии работы с людьми для улучшения качества оказания государственных услуг. В частности, создана подсистема «Электронный работодатель», которая с прошлого года успешно работает в Волгоградской области. Она уже помогла таким крупным компаниям, как «Еврохим» и «Сбербанк», набирать персонал из числа жителей региона.

Подсистема «Электронный работодатель» дает возможность оперативно обновлять банк вакансий и взаимодействовать с работодателями в системе онлайн. Работодатель может войти в эту подсистему, заполнить анкету об уже имеющихся вакансиях и тех, что появятся в ближайшее время. Все они публикуются на сайте министерства труда и занятости, а также на портале правительства Волгоградской области. Кроме того, подсистема позволяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.