Научная статья на тему 'Инновационный рынок труда Волгоградской области'

Инновационный рынок труда Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный рынок труда Волгоградской области»

2. При установлении обоснованного уровня субсидий на реализуемое молоко и крупный рогатый скот следует использовать индикативный уровень цен с учетом приемлемого уровня себестоимости и достаточного объема прибыли на реализацию мероприятий Госпрограммы.

3. Для предотвращения волатильности цен, обеспечение финансовой устойчивости организаций, имеющих инновационный тип развития необходимо уточнение по ряду позиций отдельных мер таможенно-тарифного регулирования.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Борхунов Н. А., Родионова О. Цены, финансы и воспроизводство в сельхозорганизациях //АПК:экономика, управ. - 2013. - № 2 . -С. 30-37.

Савченко Е. С. Макроэкономическая политика России: проблемы и решения //АПК:экономика, управ. - 2013. - № 6 . -С. 3-10.

Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции, Новосибирская область. -http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi.

Национальный доклад « О ходе и результатах реализации в 2012 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» - Минсельхоз. России. - М. -2013. - 281 с.

О Государственной Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы : Постановление Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717

Рыбалко Ю. Методологические основы формирования кластерных коммерческих структур в АПК// Аграрная экономика, Минск. - 2009. - № 11. - С. 12-15. -// http://csl.bas-net.by/xfile/agroeco/2009/11/c6c7r.pdf#page=12.

Рыманова Л.А. Формирование системы индикаторов регулирования ценовых отношений сельскохозяйственных предприятий. /Л.А. Рыманова; Рос. акад. с.-х. наук. Сиб. от-ние, Сиб. научн. исслед. ин-т экономики сель. хоз-ва. Новосибирск. 2010 - 129 с.

ИННОВАЦИОННЫЙ РЫНОК ТРУДА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Федотова О.В., к.э.н., директор филиала № 4 ГУ Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ

В Волгоградской области формируются и апробируются новые инновационные подходы по решению проблем обеспечением кадрами предприятий и занятости населения. На сегодняшний день в регионе сохраняется стабильная ситуация с уровнем регистрируемой безработицы. Ее показатель составляет 1,06 %, а в ЮФО 1,4 %.

Сегодня число зарегистрированных безработных в области — чуть больше 13 тысяч, что гораздо ниже по сравнению с прошлым годом.

Также снижается и коэффициент напряженности на рынке труда - это количество незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости к числу заявленных вакансий. Сегодня он составляет 0,35.

Постепенно снижается уровень регистрируемой безработицы. Растет число вакансий. Сегодня их более 47 тысяч, а в целом за 2013 год было представлено 65 тысяч вакансий, из них 80% - рабочие специальности.

Между тем формируются новые задачи и инновационные подходы по решению проблем обеспечением кадрами предприятий и занятости населения, апробируются новые технологии работы с людьми для улучшения качества оказания государственных услуг. В частности, создана подсистема «Электронный работодатель», которая с прошлого года успешно работает в Волгоградской области. Она уже помогла таким крупным компаниям, как «Еврохим» и «Сбербанк», набирать персонал из числа жителей региона.

Подсистема «Электронный работодатель» дает возможность оперативно обновлять банк вакансий и взаимодействовать с работодателями в системе онлайн. Работодатель может войти в эту подсистему, заполнить анкету об уже имеющихся вакансиях и тех, что появятся в ближайшее время. Все они публикуются на сайте министерства труда и занятости, а также на портале правительства Волгоградской области. Кроме того, подсистема позволяет

размещать видеорезюме, а с помощью скайптехнологии можно пообщаться с работодателем напрямую.

Две тысячи двенадцатый год стал начальным в реализации госпрограммы, и Волгоградская область в числе 40 субъектов определена в ней как пилотная. Причем в ЮФО наш регион — единственный участник программы. Но уже итоги прошлого года позволяют говорить о том, что ее реализация пошла успешно. С принятием государственной программы по оказанию содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, число желающих обосноваться в Волгоградской области неуклонно растет. В прошлом году в наш регион переселились 230 человек вместе со своими семьями.

В 2013 году намерены это сделать еще 500 человек. Выполнение плановых показателей по численности участников программы составило 231 %, а число положительных заключений на заявления желающих поучаствовать в ней — 163 % и если в прошлом году под переселение рассматривалось всего две территории — Котельниковский и Палласовский районы Волгоградской области, то в этом году открыта вся область. Задача, которая стоит перед руководителями муниципальных образований — создать благоприятные условия для переселенцев, встретить их с добротой и отзывчивостью.

Отмечу, что только в первом квартале текущего года в региональный минтруд поступило 300 анкет соотечественников, желающих переселиться в Волгоградскую область в рамках программы. Около 50% из них выразили желание жить в Волгограде. В 2013 году переселить планируется 500 участников (1200 человек с учетом членов семей). В 2014 году — 750 (1800). В 2015 году — 1000 участников (2400 человек вместе с семьями).

Также, в рамках реализации госпрограммы соответствующие нормативные акты в июле 2013 года уже приняты и в субъектах. Мероприятия, предусмотренные в проекте программы Волгоградской области будут финансироваться из средств областного бюджета. Это информирование участников и членов их семей, организация разового питания по прибытию, выплата единовременного пособия на жилищное обустройство из расчета трех месяцев. Кроме того, предоставляются такие услуги службы занятости населения, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, оказание финансовой поддержки в период прохождения профподготовки, организация временного трудоустройства. Контролирует реализацию программы губернатор, а на уровне муниципалитетов — главы администраций.

В 2013 году Волгоградская область активизировала мероприятия по увеличению активной занятости населения под девизом «Экономику поддержат умные соотечественники». По прогнозам демографов, убыль населения в Волгоградской области может продолжаться до 2030 года. Чтобы нейтрализовать последствия этого негативного процесса, необходимо создавать конкурентоспособные рабочие места, развивать социальную инфраструктуру, особенно в сельской местности, и обеспечить достойную поддержку семьям с детьми.

Вопросы демографической политики и укрепления миграционной привлекательности Волгоградской области постоянно обсуждаются на заседаниях органов государственной и муниципальной власти, а затем и встает необходимость решения задач, которые поставлены Правительством Российской Федерации. А это и улучшение демографической ситуации, и разработка мер по повышению благосостояния населения, и снижение материального неравенства между различными группами населения, а также создание условий, способствующих развитию рынка труда. Именно, нехватка и отток квалифицированных кадров в другие регионы и страны создают серьезные проблемы для роста экономики. По самым пессимистическим прогнозам Росстата к 2025 году численность населения России может сократиться на 132,7 млн. человек, а по оптимистическим — она вырастет до 146,6 млн.человек. Но достижение показателей роста невозможно без участия субъектов Российской Федерации.

Волгоградская область к примеру, значительно улучшила показатели по рождаемости, но продолжает оставаться в числе регионов, имеющих устойчивую отрицательную демографическую динамику. Но самое неприятное, что этот процесс идет как за счет естественной убыли населения, так и за счет отрицательного миграционного сальдо. По итогам прошлого года оно составило минус 7 тыс. человек.

Результаты проведенного анализа показали, что этому способствует ряд причин. В их числе низкий уровень трудовой мобильности внутри области, невысокая по сравнению с другими субъектами Федерации зарплата, сложные климатические условия, невостребованность ряда профессий, а также неудовлетворительные условия жизни в сельской местности.

Чтобы нейтрализовать эти негативные демографические последствия, правительство Волгоградской области проводит мероприятия по увеличению активной занятости населения, профессиональному обучению, охране труда, обеспечению работой женщин, имеющих несовершеннолетних детей.

Региональные власти работают над миграционной привлекательностью региона. Так, например, Волгоградская область, - единственный субъект Федерации в ЮФО, который участвует в программе добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Всего 230 участников (с семьями 445 человек) в рамках этой программы уже переселились в Волгоградскую область. В этом году планируется принять более 500 соотечественников. Цифры вроде бы небольшие, зато обнадеживает стремительный рост численности участников. Пока в Волгоградскую область в основном приезжают граждане Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, которые не имеют профессиональной подготовки, поэтому их используют на низкоквалифицированных работах в сельском хозяйстве и строительстве. Однако, область заинтересована в притоке образованного и квалифицированного населения. Программа переселения соотечественников как раз и должна восполнить этот пробел.

О степени значимости программы говорит и такой факт: от того, насколько успешно реализуется госпрограмма, будет зависеть оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ СИБИРИ

Рябухина Т.М., к.э.н., вед.н.с.

Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства

Изменение производственных отношений и формирование многоукладной экономики в начале 90-х годов прошлого века в России привело к значительному усилению роли малых форм хозяйствования в аграрном секторе. По Новосибирской области их удельный вес в структуре валовой продукции сельского хозяйства составил в 2012 г. - 40,5%, в крестьянском (фермерском) секторе - 5%. Все малое предпринимательство области сохраняет тенденцию к увеличению объемов производства. Доля посевов зерновых К(Ф)Х и ИП достигла к 2011 г. 20,1%, увеличив темпы развития за пять лет на 46%. Тем не менее, производство продукции в разрозненных хозяйствах, не участвующих в продуктовых цепочках, снижается. Это ограничивает их развитие, техническую модернизацию, доступ к ресурсам, в том числе - кредитным. Возникает необходимость создания условий для возрождения и развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, которая успешно развивалась в дореволюционный период. С тех пор кооперация в развитых странах превратилась в основную форму, объединяющую сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью получения доступа к кредитам, материальным ресурсам, возможности реализации сельскохозяйственной продукции.

В Сибири сельскохозяйственная кооперация имеет достаточно большую историю -более 160 лет. За такое продолжительное время она накопила богатый опыт, имея в своем историческом прошлом этапы, имеющие значительное влияние на процессы развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.